Загадочный и многоликий Э. Гофман. Жизненный путь Э.Т.А. Характеристика творчества. "Жизненная философия кота Мурра", "Золотой горшок", "Мадмуазель де Скюдери"

Творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822)

Один из ярчайших представителей позднего немецкого романтизмаЭ.-Т.-А. Гофман , который был уникальной личностью. Он совмещал в себе талант композитора, дирижера, режиссера, живописца, писателя и критика. Довольно оригинально описал биографию Гофмана А.И. Герцен в своей ранней статье «Гофман»: «Всякий божий день являлся поздно вечером какой-то человек в один винный погреб в Берлине; пил одну бутылку за другой и сидел до рассвета. Но не воображайте обыкновенного пьяницу; нет! Чем более он пил, тем выше парила его фантазия, тем ярче, тем пламеннее изливался юмор на все окружающее, тем обильнее вспыхивали остроты». О самом же творчестве Гофмана Герцен писал следующее: «Одни повести дышат чем-то мрачным, глубоким, таинственным; другие – шалости необузданной фантазии, писанные в чаду вакханалий. <…> Идиосинкрасия, судорожно обвивающая всю жизнь человека около какой-нибудь мысли, сумасшествие, ниспровергающее полюсы умственной жизни; магнетизм, чародейная сила, мощно подчиняющая одного человека воле другого, – открывает огромное поприще пламенной фантазии Гофмана».

Основной принцип поэтики Гофмана – сочетание реального и фантастического, обычного с необычным, показ обыденного через необычное. В «Крошке Цахесе», как и в «Золотом горшке», обращаясь с материалом иронически, Гофман ставит фантастичность в парадоксальные взаимоотношения с самыми будничными явлениями. Действительность, каждодневная жизнь становится у него интересной при помощи романтических средств. Едва ли не первым среди романтиков Гофман ввел современный город в сферу художественного отражения жизни. Высокое противостояние романтической духовности окружающему бытию происходит у него на фоне и на почве реального немецкого быта, который в искусстве этого романтика превращается в фантастически злую силу. Духовность и вещественность вступают здесь в противоречие. С огромной силой показал Гофман мертвящую власть вещей.

Острота ощущения противоречия между идеалом и действительностью реализовалась в знаменитом гофмановском двоемирии. Тусклая и пошлая проза обыденной жизни противопоставлялась сфере высоких чувств, способности слышать музыку вселенной. Типологически все герои Гофмана делятся на музыкантов и немузыкантов. Музыканты – духовные энтузиасты, романтические мечтатели, люди, наделенные внутренней раздробленностью. Немузыканты – люди, примиренные с жизнью и с собой. Музыкант вынужден жить не только в области золотых снов поэтической мечты, но и постоянно сталкиваться с непоэтической реальностью. Это рождает иронию, которая направлена не только на реальный мир, но и на мир поэтической мечты. Ирония становится способом разрешения противоречий современной жизни. Возвышенное сводится до обыденного, обыденное поднимается до возвышенного – в этом видится двойственность романтической иронии. Для Гофмана была важна идея романтического синтеза искусств, который достигается путем взаимопроникновения литературы, музыки и живописи. Герои Гофмана постоянно слушают музыку его любимых композиторов: Кристофа Глюка, Вольфганга Амадея Моцарта, обращаются к живописи Леонардо да Винчи, Жак Калло. Будучи одновременно и поэтом, и живописцем, Гофман создал музыкально-живописно-поэтический стиль.

Синтез искусств обусловил своеобразие внутренней структуры текста. Композиция прозаических текстов напоминает сонатно-симфоническую форму, которая состоит из четырех частей. В первой части намечаются основные темы произведения. Во второй и третьей частях происходит их контрастное противопоставление, в четвертой части они сливаются, образуя синтез.

В творчестве Гофмана представлены два типа фантастики. С одной стороны, радостная, поэтическая, сказочная фантастика, восходящая к фольклору («Золотой горшок», «Щелкунчик»). С другой стороны, мрачная, готическая фантастика кошмаров и ужасов, связанная с душевными отклонениями человека («Песочный человек», «Эликсиры сатаны»). Основная тема творчества Гофмана – взаимоотношения искусства (художников) и жизни (обывателей-филистеров).

Примеры подобного разделения героев встречаем в романе «Житейские воззрения кота Мурра» , в новеллах из сборника «Фантазии в манере Калло»: «Кавалер Глюк» , «Дон Жуан», «Золотой горшок» .

Новелла «Кавалер Глюк» (1809) – первое опубликованное произведение Гофмана. Новелла имеет подзаголовок: «Воспоминание 1809 года». Двойственная поэтика заглавий свойственна почти всем произведениям Гофмана. Она обусловила и другие черты художественной системы писателя: двуплановость повествования, глубокое взаимопроникновение реального и фантастического начал. Глюк умер в 1787 году, события новеллы относятся к 1809 году, а композитор в новелле действует как живой человек. Встреча умершего музыканта и героя может интерпретироваться в нескольких контекстах: либо это мысленная беседа героя с Глюком, либо игра воображения, либо факт опьянения героя, либо фантастическая реальность.

В центре новеллы – противопоставление искусства и реальной жизни, общества потребителей искусства. Гофман стремится выразить трагедию непонятого художника. «Я выдал священное непосвященным…» – говорит Кавалер Глюк. Его появление на Унтер ден Линден, где обыватели пьют морковный кофе и толкуют о башмаках, кричаще нелепо, а потому фантасмагорично. Глюк в контексте повести становится высшим типом художника, который и после смерти продолжает творить, совершенствовать свои произведения. В его образе воплотилась идея бессмертия искусства. Музыка трактуется Гофманом как тайная звукопись, выражение невыразимого.

В новелле представлен двойной хронотоп: с одной стороны, присутствует реальный хронотоп (1809 год, Берлин), а с другой стороны, на этот хронотоп накладывается другой, фантастический, который расширяется, благодаря композитору и музыке, которая размыкает все пространственные и временные ограничения.

В этой новелле впервые обнаруживает себя идея романтического синтеза разных художественных стилей. Она присутствует за счет взаимных переходов музыкальных образов в литературные и литературных в музыкальные. Вся новелла переполнена музыкальными образами и фрагментами. «Кавалер Глюк» – музыкальная новелла, художественное эссе о музыке Глюка и о самом композиторе.

Еще один тип музыкальной новеллы – «Дон Жуан» (1813). Центральная тема новеллы – постановка оперы Моцарта на сцене одного из немецких театров, а также интерпретация ее в романтическом ключе. Новелла имеет подзаголовок – «Небывалый случай, происшедший с неким путешествующим энтузиастом». Этот подзаголовок раскрывает своеобразие конфликта и типа героя. В основе конфликта лежит столкновение искусства и обыденной жизни, противостояние истинного художника и обывателя. Главный герой – путешественник, странник, от имени которого ведется повествование. В восприятии героя донна Анна является воплощением духа музыки, музыкальной гармонии. Через музыку ей открывается высший мир, она постигает трансцендентальную реальность: «Она призналась, что для нее вся жизнь – в музыке, и порою ей чудится, будто то заповедное, что замкнуто в тайниках души и не поддается выражению словами, она постигает, когда поет». Впервые возникающий мотив жизни и игры, или мотив жизнетворчества, получает осмысление в философском контексте. Однако попытка достичь высшего идеала заканчивается трагически: смерть героини на сцене оборачивается смертью актрисы в реальной жизни.

Гофман творит свой литературный миф о Дон Жуане. Он отказывается от традиционного толкования образа Дон Жуана как искусителя. Он – воплощение духа любви, Эроса. Именно любовь становится формой приобщения к высшему миру, к божественной первооснове бытия. В любви Дон Жуан пытается проявить свою божественную сущность: «Пожалуй, ничто здесь, на земле, не возвышает так человека в самой его сокровенной сущности, как любовь. Да, любовь - та могучая таинственная сила, что потрясает и преображает глубочайшие основы бытия; что же за диво, если Дон Жуан в любви искал утоления той страстной тоски, которая теснила ему грудь». Трагедия героя видится в его раздвоенности: он сочетает в себе божественное и сатанинское, созидательное и разрушительное начала. В какой-то момент герой забывает о своей божественной природе и начинает глумиться над природой и творцом. Донна Анна должна была спасти его от поисков зла, так как она становится ангелом спасения, но Дон Жуан отвергает покаяние и становится добычей адских сил: «Ну, а если само небо избрало Анну, чтобы именно в любви, происками дьявола сгубившей его, открыть ему божественную сущность его природы и спасти от безысходности пустых стремлений? Но он встретил ее слишком поздно, когда нечестие его достигло вершины, и только бесовский соблазн погубить ее мог проснуться в нем».

Новелла «Золотой горшок» (1814), как и рассмотренные выше, имеет подзаголовок: «Сказка из новых времен». Жанр сказки отражает двойственное мироощущение художника. Основу сказки составляет бытовая жизнь Германии конца XVIII – начала XIX века. На этот фон наслаивается фантастика, за счет этого и создается сказочно-бытовой мирообраз новеллы, в которой все правдоподобно и в то же время необычно.

Главный герой сказки – студент Ансельм. Житейская неловкость сочетается в нем с глубокой мечтательностью, поэтическим воображением, а это, в свою очередь, дополняется помыслами о чине надворного советника и хорошем жаловании. Сюжетный центр новеллы связан с противопоставлением двух миров: мира обывателей-филистеров и мира романтиков-энтузиастов. В соответствии с типом конфликта все действующие лица образуют симметричные пары: Студент Ансельм, архивариус Линдгорст, змейка Серпентина – герои-музыканты; их двойники из обыденного мира: регистратор Геербранд, конректор Паульман, Вероника. Тема двойничества играет важную роль, так как генетически связана с концепцией двоемирия, раздвоения внутренне единого мира. В своих произведениях Гофман пытался представить человека в двух противоположных образах духовной и земной жизни и изобразить бытийного и бытового человека. В возникновении двойников автор видит трагизм существования человека, потому что с появлением двойника герой утрачивает целостность и распадается на множество отдельных человеческих судеб. В Ансельме нет единства, в нем живут одновременно любовь к Веронике и к воплощению высшего духовного начала – Серпентине. В итоге духовное начало побеждает, силой своей любви к Серпентине герой преодолевает раздробленность души, становится истинным музыкантом. В награду он получает золотой горшок и поселяется в Атлантиде – мире бесконечного топоса. Это сказочно-поэтический мир, в котором правит архивариус. Мир конечного топоса связан с Дрезденом, в котором властвуют темные силы.

Образ золотого горшка, вынесенный в заглавие новеллы, приобретает символическое звучание. Это символ романтической мечты героя, и в то же время довольно прозаическая вещь, необходимая в быту. Отсюда возникает относительность всех ценностей, помогающая, вместе с авторской иронией, преодолеть романтическое двоемирие.

Новеллы 1819-1821 гг.: «Крошка Цахес», «Мадемуазель де Скюдери», «Угловое окно».

В основе новеллы-сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) лежит фольклорный мотив: сюжет присвоения подвига героя другим, присвоение успеха одного человека другим. Новелла отличается сложной социально-философской проблематикой. Главный конфликт отражает противоречие между таинственной природой и враждебными ей законами социума. Гофман противопоставляет личностное и массовое сознание, сталкивая индивидуального и массового человека.

Цахес – низшее, первобытное существо, воплощающее темные силы природы, стихийное, бессознательное начало, которое присутствует в природе. Он не стремится преодолеть противоречие между тем, как его воспринимают окружающие и тем, кто он есть в действительности: «Было безрассудством думать, что внешний прекрасный дар, коим я наделила тебя, подобно лучу, проникнет в твою душу и пробудит голос, который скажет тебе: «Ты не тот, за кого тебя почитают, но стремись сравняться с тем, на чьих крыльях ты, немощный, бескрылый, взлетаешь ввысь». Но внутренний голос не пробудился. Твой косный, безжизненный дух не мог воспрянуть, ты не отстал от глупости, грубости, непристойности». Смерть героя воспринимается как нечто равноценное его сущности и всей жизни. С образом Цахеса в новеллу входит проблема отчуждения, герой отчуждает все лучшее от других людей: внешние данные, творческие способности, любовь. Так тема отчуждения переходит в ситуацию двойничества, утраты героем внутренней свободы.

Единственный герой, который не подвластен волшебству феи – Бальтазар – поэт, влюбленный в Кандиду. Он единственный герой, который наделен личностным, индивидуальным сознанием. Бальтазар становится символом внутреннего, духовного зрения, которого лишены все окружающие. В награду за разоблачение Цахеса он получает невесту и чудесную усадьбу. Однако благополучие героя показано в конце произведения в ироническом ключе.

Новелла «Мадемуазель де Скюдери» (1820) – один из ранних примеров детективной новеллы. Сюжет основан на диалоге двух личностей: мадемуазель де Скюдери – французской писательницы XVII века – и Рене Кардильяка – лучшего ювелирного мастера Парижа. Одна из главных проблем – проблема судьбы творца и его творений. По мысли Гофмана, творец и его искусство неотделимы друг от друга, творец продолжается в своем произведении, художник – в своем тексте. Отчуждение произведений искусства от художника равносильно его физической и нравственной смерти. Созданная мастером вещь не может быть предметом купли-продажи, в товаре умирает живая душа. Кардильяк через убийство клиентов возвращает себе свои творения.

Еще одна важная тема новеллы – тема двойничества. Все в мире двойственно, двойную жизнь ведет и Кардильяк. Его двойная жизнь отражает дневную и ночную стороны его души. Эта двойственность присутствует уже в портретном описании. Двойственной оказывается и судьба человека. Искусство, с одной стороны, является идеальной моделью мира, оно воплощает духовную сущность жизни и человека. С другой стороны, в современном мире искусство становится товаром и тем самым оно утрачивает свою неповторимость, свой духовный смысл. Двойственным оказывается и сам Париж, в котором разворачивается действие. Париж предстает в дневном и ночном образах. Дневной и ночной хронотоп становятся моделью современного мира, судьбы художника и искусства в этом мире. Таким образом, мотив двойничества включает в себя следующую проблематику: саму сущность мира, судьбу художника и искусства.

Последняя новелла Гофмана – «Угловое окно» (1822) – становится эстетическим манифестом писателя. Художественный принцип новеллы – принцип углового окна, то есть изображение жизни в ее реальных проявлениях. Жизнь рынка для героя – источник вдохновения и творчества, это способ погружения в жизнь. Гофман впервые поэтизирует телесный мир. Принцип углового окна включает в себя позицию художника-наблюдателя, который не вмешивается в жизнь, а только обобщает ее. Он сообщает жизни черты эстетической завершенности, внутренней целостности. Новелла становится своеобразной моделью творческого акта, сущность которого в фиксации жизненных впечатлений художника и отказ от их однозначной оценки.

Общую эволюцию Гофмана можно представить как движение от изображения необычного мира к поэтизации обыденной жизни. Изменения претерпевает и тип героя. На смену герою-энтузиасту приходит герой-наблюдатель, на смену субъективному стилю изображения приходит объективный художественный образ. Объективность предполагает следование художника логике реальных фактов.

Гофман, Эрнст Теодор Амадей (Вильгельм), один из оригинальнейших и фантастичнейших немецких писателей, родился 24 января 1774 в Кенигсберге, умер 24 июля 1822 в Берлине.

По образованию юрист, он избрал судейскую профессию, в 1800 стал асессором камергерихта в Берлине, но скоро за несколько оскорбительных карикатур был переведен на службу в Варшаву, а с нашествием в 1806 французов окончательно лишился должности. Обладая недюжинным музыкальным талантом, он существовал уроками музыки, статьями в музыкальных журналах, был оперным капельмейстером в Бамберге (1808), Дрездене и Лейпциге (1813-15). В 1816 Гофман снова получил должность члена королевского камегерихта в Берлине, где и умер после мучительных страданий от сухотки спинного мозга.

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Автопортрет

Музыкой он с юности занимался с любовью. В Познани он поставил на сцене оперетту Гете «Шутка, хитрость и месть»; в Варшаве – «Веселые музыканты» Брентано и кроме того оперы: «Каноник из Милана» и «Любовь и ревность», текст которых сам составил по иностранным образцам. Он написал также музыку к опере «Крест на Балтийском море» Вернера и оперную переделку «Ундины» Фуке для берлинского театра.

Приглашение собрать рассеянные в «Музыкальной газете» статьи побудило его издать сборник новелл «Фантазии в манере Калло» (1814), возбудившие значительный интерес и доставившие ему прозвище «Гофман-Калло». Далее последовали: «Видение на поле Дрезденской битвы» (1814); роман «Эликсиры Сатаны» (1816); повесть-сказка «Щелкунчик и мышиный король» (1816); сборник «Ночные этюды» (1817); эссе «Необыкновенные страдания директора театра» (1818); сборник «Серапионовы братья» (1819-1821, куда входят известные шедевры «Майстер Мартин-бочар и его подмастерья», «Мадемуазель де Скюдери», «Артурова зала», «Дож и догаресса»); повести-сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819); «Принцесса Брамбилла» (1821); романы «Повелитель блох» (1822); «Житейские воззрения кота Мурра» (1821) и ряд поздних произведений.

Гении и злодеи. Эрнст Теодор Амадей Гофман

Гофман был крайне оригинальной личностью, одаренной необычайными талантами, дикий, невоздержный, страстно преданный ночному разгулу, но в то же время отличный деловой человек и юрист. При резкой и здоровой рассудочности, благодаря которой он быстро подмечал слабые и смешные стороны явлений и вещей, он, однако, отличался всевозможными фантастическими воззрениями и удивительной верой в демонизм. Эксцентричный в своем вдохновении, эпикуреец до изнеженности и стоик до жесткости, фантаст до уродливейшего безумия и остроумный насмешник до лишенной всякого воображения прозаичности, он соединял в себе самые странные противоположности, каковые свойственны и большинству сюжетов его повестей. Во всех его произведениях замечается прежде всего отсутствие спокойствия. Его фантазия и юмор неудержимо влекут читателя за собою. Мрачные образы – постоянные спутники действия; дико-демоническое врывается даже в будничный мир филистерской современности. Но даже в самых фантастичных, бесформенных произведениях проявляются черты великого дарования Гофмана, его гений, его кипучее остроумие.

Как музыкальный критик, он стоял за Г. Спонтини и итальянскую музыку против К. М. ф. Вебера и расцветавшей немецкой оперы, но содействовал пониманию Моцарта и Бетховена . Гофман был кроме того отличным карикатуристом; ему принадлежат несколько карикатур на

Эрнст Теодор Амадей Гофман родился в 1776 году. Место его рождения -Кенигсберг. Поначалу в его имени присутствовал Вильгельм, но он сам изменил имя, так как очень сильно любил Моцарта. Его родители развелись, когда ему было всего 3 года, и его воспитывала бабушка - мать его матери. Дядя его был юристом и очень умным человеком. Отношения у них складывались довольно сложные, однако дядя оказал влияние на племянника, на развитие его различных талантов.

Ранние годы

Когда Гофман вырос, он тоже решил, что станет юристом. Он поступает в университет в Кенигсберге, после обучения служил в разных городах, его профессия - судейский чиновник. Но такая жизнь была не для него, поэтому он начал рисовать и музицировать, чем и пытался зарабатывать на жизнь.

Вскоре он встретил свою первую любовь Дору. На ту пору ей было всего 25, но она была замужем и уже родила 5 детей. Они вступили в отношения, но в городе начали сплетничать, и родственники решили, что нужно отослать Гофмана в Глогау к другому дядюшке.

Начало творческого пути

В конце 1790-х Гофман становится композитором, он взял себе псевдоним Иоганн Крейслер. Есть несколько произведений, которые достаточно известны, например, - написанная им в 1812 году опера под названием «Аврора». Также Гофман работал в Бамберге в театре и служил капельмейстером, а также был дирижером.

Так сложилась судьба, что Гофман вернулся на госслужбу. Когда он сдал экзамен в 1800 году, то стал работать асессором в Верховном суде Познани. В этом городе он и встретил Михаэлину, с которой вступил в брак.

Литературное творчество

Э.Т.А. Гофман произведения свои начал писать в 1809 году. Первая новелла называлась «Кавалер Глюк», ее напечатала Лейпцигская газета. Когда же он вернулся к юриспруденции в 1814 году, то одновременно писал и сказки, в том числе «Щелкунчик и Мышиный король». Во времена, когда Гофман творил, процветал немецкий романтизм. Если хорошенько прочитать произведения, то можно увидеть основные тенденции школы романтизма. Например ирония, идеальный художник, ценность искусства. Писатель демонстрировал конфликт, который происходил между реальностью и утопией. Он постоянно иронизирует над своими героями, которые пытаются найти в искусстве какую-то свободу.

Исследователи творчества Гофмана едины в своем мнении, что нельзя отделять его биографию, его творчество от музыки. Особенно, если наблюдать за новеллами -например «Крейслериана».

Все дело в том, что в ней главным героем является Иоганнес Крейслер (как мы помним, это псевдоним автора). Произведение представляет собой очерки, темы у них разные, но герой один. Уже давно признано, что именно Иоганн считается двойником Гофмана.

Вообще писатель - человек довольно яркий, он не боится трудностей, готов бороться с ударами судьбы, чтобы достичь определенной цели. И в данном случае это искусство.

"Щелкунчик"

Данная сказка была опубликована в сборнике в 1716 году. Когда Гофман создавал это произведение, то пребывал под впечатлением от детей своего приятеля. Детишек звали Мари и Фриц, их имена Гофман дал своим персонажам. Если прочитать Гофмана "Щелкунчик и мышиный король ", анализ произведения покажет нам моральные принципы, которые пытался передать автор детям.

Вкратце история такова: Мари и Фриц готовятся к Рождеству. Крестный всегда делает игрушку для Мари. Но после Рождества эту игрушку обычно забирают, так как она очень искусно сделана.

Дети приходят к елке и видят, что там целая куча подарков, девочка находит Щелкунчика. Эта игрушка служит для того, чтобы разгрызать орехи. Как-то Мари заигралась в куклы, и в полночь появились мыши, во главе со своим королем. Это была огромная мышь с семью головами.

Тогда игрушки во главе с Щелкунчиком оживают и вступают с мышами в бой.

Краткий анализ

Если сделать анализ произведения Гофмана "Щелкунчик", то заметно, что писатель постарался показать, как важно добро, мужество, милосердие, что нельзя оставлять кого бы то ни было в беде, надо помогать, проявлять смелость. Мари смогла рассмотреть в неказистом Щелкунчике его свет. Ей понравилось его добродушие, и она всеми силами старалась защищать своего любимца от противного брата Фрица, который вечно обижал игрушку.

Несмотря ни на что, она пытается помочь Щелкунчику, отдает сладости наглому Мышиному королю, лишь бы тот не причинял солдатику вред. Здесь демонстрируются смелость и мужество. Мари и ее брат, игрушки и Щелкунчик объединяются ради достижения цели - победы над Мышиным королем.

Данное произведение является также достаточно известным, и Гофман создавал его, когда в 1814 году к Дрездену подошли французские войска, которые вел Наполеон. При этом город в описаниях довольно реален. Автор рассказывает про быт людей, как они катались на лодке, ходили в гости друг другу, проводили народные гулянья и многое другое.

События сказки разворачиваются в двух мирах, это реальный Дрезден, а также Атлантида. Если делать анализ произведения "Золотой горшок" Гофмана, то можно увидеть, что автор описывает гармонию, которую в обычной жизни днем с огнем не сыщешь. Главным героем является студент Ансельм.

Писатель постарался красиво рассказать про долину, где растут прекрасные цветы, летают удивительные птицы, где все пейзажи просто великолепны. Когда-то там жил дух Саламандр, он влюбился в Огненную лилию и нечаянно послужил причиной разрушения сада князя Фосфора. Тогда князь выгнал этого духа в мир людей и рассказал, какое у Саламандра будет будущее: люди забудут про чудеса, он снова встретит свою любимую, появится у них три дочки. Саламандр сможет вернуться домой, когда его дочери найдут себе возлюбленных, готовых поверить, что чудо возможно. В произведении Саламандр тоже может видеть будущее и предсказывать его.

Произведения Гофмана

Надо сказать, что хотя у автора было очень интересные музыкальные произведения, тем не менее, он известен в качестве сказочника. Произведения для детей Гофмана достаточно популярны, некоторые из них можно прочитать маленькому ребенку, какие-то подростку. Например, если взять сказку про Щелкунчика, то она подойдет и для тех, и для других.

"Золотой горшок" - сказка довольно интересная, но наполненная аллегориями и двойным смыслом, где демонстрируются основы нравственности, которые актуальны и в наши непростые времена, например, умение дружить и помогать, защищать, проявлять мужество.

Достаточно вспомнить и "Королевскую невесту" - произведение, которое было основано на реальных событиях. Речь идет про поместье, где проживает один ученый со своей дочкой.

Овощами правит подземный король, он и его свита приходят в огород Анны и оккупируют его. Они мечтают о том, что однажды на всей Земле будут жить только человекоовощи. А началось все с того, что Анна нашла необычайное кольцо...

Цахес

Кроме вышеописанных сказок, есть и другие произведения подобного рода Эрнста Теодора Амадея Гофмана - "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер". Жил-был один маленький уродец. Фея пожалела его.

Она решила подарить ему три волоска, имеющих волшебные свойства. Как только что-то происходит в том месте, где Цахес находится, значительное или талантливое, или кто-то подобное произносит, то все думают, что это сделал он. А если карлик сделает какую-нибудь пакость, то все думают на других. Обладая подобным даром, крошка становится среди народа гением, его вскоре назначают министром.

"Приключение в новогоднюю ночь"

Однажды в ночь как раз под Новый год один странствующий товарищ попал в Берлин, где с ним произошла некая вполне волшебная история. Он встречает в Берлине Юлию, свою возлюбленную.

Такая девушка существовала на самом деле. Гофман преподавал ей музыку и был влюблен, но родные помолвили Юлию с другим.

"История о пропавшем отражении"

Интересен факт, что вообще в произведениях автора то и дело где-нибудь проглядывает мистическое, а уж про необычное и говорить не стоит. Умело смешивая юмор и нравственное начало, чувства и эмоции, реальный и нереальный мир, Гофман добивается полного внимания своего читателя.

Этот факт можно проследить в интересном произведении "История о пропавшем отражении". Эразм Спикер очень сильно хотел посетить Италию, чего и смог добиться, однако там он встретил прекрасную девушку Джульетту. Он совершил плохой поступок, вследствие чего ему пришлось уехать домой. Рассказывая все Джульетте, он говорит, что хотел бы с ней остаться навечно. В ответ она просит его, отдать свое отражение.

Другие произведения

Надо сказать, что известные произведения Гофмана разных жанров и для разных возрастов. Например, мистическая "История привидений".

Гофман очень сильно тяготеет к мистике, что прослеживается в рассказах про вампиров, про роковую монахиню, про песочного человека, а также в серии книг под названием "Ночные этюды".

Интересна забавная сказка о повелителе блох, где речь идет про сынка богатого торговца. Ему не по душе то, чем занимается его отец, и он не собирается идти по той же дорожке. Эта жизнь не для него, и он пытается сбежать от действительности. Однако его неожиданно арестовывают, хотя он не понимает за что. Тайный советник хочет найти преступника, а виновен преступник или нет, ему неинтересно. Он точно знает - у каждого человека можно найти какое-либо прегрешение.

В большинстве произведений Эрнста Теодора Амадея Гофмана присутствует много символики, мифов и легенд. Сказки вообще трудно делить по возрастам. Вот, например, взять "Щелкунчика", этот рассказ настолько интригующий, наполнен приключениями и влюбленностью, событиями, которые происходят с Мэри, что будет достаточно интересен детям и подросткам, и даже взрослые с удовольствием его перечитывают.

По данному произведению снимаются мультфильмы, неоднократно ставятся спектакли, балет и т. д.

На фото - первое исполнение "Щелкунчика" в Мариинском театре.

А вот другие произведения Эрнста Гофмана возможно будут немного трудноваты для восприятия ребенком. Некоторые люди приходят к этим произведениям вполне осознанно, чтобы насладиться необычайным стилем Гофмана, его причудливой смесью.

Гофмана привлекает тема, когда человек страдает безумием, совершает какое-то преступление, у него есть "темная сторона". Если у человека есть воображение, есть чувства, то он может впасть в безумие и покончить жизнь самоубийством. Для того чтобы написать рассказ "Песочный человек", Гофман изучал научные труды по болезням и клиническим составляющим. Новелла привлекла внимание исследователей, среди них был и Зигмунд Фрейд, который даже посвятил этому произведению свое эссе.

Каждый решает сам, в каком возрасте ему читать книги Гофмана. Некоторые не совсем понимают его слишком сюрреалистического языка. Однако стоит только начать читать произведение, как поневоле втягиваешься в этот смешанный мистический и безумный мир, где в реальном городе живет гном, где по улицам ходят духи, а прелестные змейки ищут своих прекрасных принцев.

Судьба Гофмана сложилась трагически. Сценарий был прост. Одаренный художник-разночинец стремится выстроить новую культуру и этим возвысить Родину, а в ответ получает оскорбления, нужду, доходящую до нищеты, и заброшенность.

Семья

В Кёнигсберге у адвоката Людвига Гофмана и его супруги-кузины в холодный январский день рождается в 1776 году сын - Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. Через два года с небольшим родители разведутся из-за невыносимо тяжелого характера матери. Трехлетний Теодор Гофман, биография которого начинается с изломов, попадает в добропорядочную бюргерскую семью своего дяди-юриста. Но его воспитатель не чужд искусству, фантастике и мистике.

С шести лет мальчик начинает учебу в реформаторской школе. В семь лет он приобретет верного друга Готлиба Гиппеля, который будет помогать Теодору в трудные периоды и сохранит ему верность до самой смерти. Музыкальные и живописные данные Гофмана проявляются рано, и его отдают учиться органисту-композитору Подбельскому и художнику Земану.

Университет

Под влиянием дяди Эрнст поступает на юридическое отделение Кёнигсбергского университета. В это время там преподает но его лекции не привлекают внимания такой личности, как Гофман. Биография говорит, что все его устремления - это искусство (фортепиано, живопись, театр) и любовь.

Семнадцатилетний юноша глубоко увлечен замужней женщиной, которая старше его на девять лет. Однако он с отличием оканчивает учебное заведение. Его влюбленность и связь с замужней женщиной раскрываются, и во избежание скандала молодого человека отправляют в 1796 году в Глогау к дяде.

Служба

Некоторое время он служит в Глогау. Но все время хлопочет о переводе в Берлин, в который он попадает в 1798 году. Молодой человек сдает очередной экзамен и получает звание асессора. Но занимаясь юриспруденцией по необходимости, Гофман, биография которого показывает глубокое увлечение музыкой, изучает одновременно принципы музыкальной композиции. В это время он напишет спектакль и будет стараться поставить его на сцене. Его отравляют на службу в Познань. Там он напишет еще один музыкально-драматический спектакль, который поставят в этом небольшом польском городке. Но серая повседневность не удовлетворяет душу художника. В качестве отдушины он использует карикатуры на местное общество. Случается очередной скандал, после которого Гофмана ссылают в захолустный Плоцк.

Через время находит все-таки свое счастье Гофман. Биография его изменяется благодаря женитьбе на тихой, доброжелательной, но далекой от бурных устремлений мужа девушке Михалине, или сокращенно Мише. Она будет терпеливо сносить все выходки и увлечения супруга, а дочь, рожденная в браке, умрет в двухлетнем возрасте. В 1804 году Гофмана переводят в Варшаву.

В польской столице

Служить-то он служит, но все свободное время и мысли отдает музыке. Здесь он пишет очередной музыкальный спектакль и меняет свое третье имя. Так появляется Эрнст Теодор Амадей Гофман. Биография говорит о преклонении перед творчеством Моцарта. Мысли заняты музыкой и живописью. Он расписывает дворец Мнишек для «Музыкального общества» и не замечает, что в Варшаву вступили войска Наполеона. Служба прекращается, денег взять неоткуда. Он отправляет жену в Познань, а сам старается выбраться в Вену или Берлин.

Нужда и безденежье

Но в итоге жизнь приводит Гофмана в городок Бамберг, где он получает должность капельмейстера. Туда же он перевозит и жену. Здесь возникает замысел первой повести «Кавалер Глюк». Этот период длится недолго, но он воистину страшен. Нет денег. Маэстро продает даже старый сюртук, чтобы поесть. Гофман просто перебивается уроками музыки в частных домах. Он мечтал посвятить жизнь искусству, а в результате глубоко отчаялся, что, видимо, сказалось на здоровье и слишком ранней смерти.

В 1809 г. выходит иррациональная повесть «Кавалер Глюк», в которой свободная личность художника противопоставляется затхлому обществу. Так в жизнь творца входит литература. Всегда стремясь к музыке, Гофман, биография которого полна и многогранна, оставит неизгладимый след в другом виде искусства.

Берлин

После продолжительных и непоследовательных, как у всякого большого художника, метаний по совету школьного друга Гиппеля Гофман переезжает в Берлин и снова «впрягается» в работу на поприще судебного ведомства. Он, по его собственным словам, снова «в тюрьме», что не мешает ему быть отличным знатоком права. К 1814 году издаются его работы «Золотой горшок» и «Фантазии в манере Калло».

Теодор Гофман (биография это показывает) признан как литератор. Он посещает литературные салоны, где ему оказывают знаки внимания. Но до конца своей жизни он сохранит восторженную любовь к музыке и живописи. К 1815 году нужда уходит из его дома. Но он клянет свою собственную судьбу, как судьбу человека одинокого, маленького, раздавленного и слабого.

Проза жизни и искусства

Эрнст Гофман, биография которого продолжается весьма прозаически, по-прежнему служит юристом и свой ненавистный труд сравнивает с бессмысленной, бесконечной и безотрадной работой Сизифа. Отдушиной становится не только музыка и литература, но и стакан вина. Когда он забывается за бутылкой в кабачке и потом возвращается домой, у него возникают пугающие фантазии, которые ложатся на бумагу.

Но совершенством становятся «Житейские воззрения Кота Мурра», который живет у него дома в любви и холе. Герой романа Крейслер, жрец «чистого искусства», меняет города и княжества страны в поисках уголка, где можно найти гармонию между обществом и художником. Крейслер, автобиографичность которого не подвергается сомнению, мечтает поднять человека из бесцветной повседневности к высотам божественного духа, в высшие сферы.

Завершение жизненного пути

Сначала умрет любимый кот Мурр. Не пройдет и года, как от паралича скончается в 46 лет великий романтик, у которого уже намечался новый реалистический путь в литературе, - Эрнст Теодор Амадей Гофман. Биография его - это путь поисков выхода из «игры мрачных сил» к «кристальным струям поэзии».

Лекция 2. Немецкий романтизм. Э.Т.А. Гофман. Гейне

1. Общая характеристика немецкого романтизма.

2. Жизненный путь Э.Т.А. Гофмана. Характеристика творчества. "Жизненная философия кота Мурра", "Золотой горшок", "Мадмуазель де Скюдери".

3. Жизненный и творческий путь Г. Гейне.

4. "Книга песен" - выдающееся явление немецкого романтизма. Народнопесенная основа стихов.

Общая характеристика немецкого романтизма

Теоретическая концепция романтического искусства сформировалась в кругу немецких эстетов и писателей, которые были также авторами первых в Германии романтических произведений.

Романтизм в Германии прошел 3 этапа развития:

1 этап - ранний (Иенский) - с 1795 до 1805 гг. В этот период была разработана эстетическая теория немецкого романтизма и созданы произведения Ф. Шлегеля и Новалиса. Учредителями школы Сиенского романтизма были братья Шлегели - Фридрих и Август Вильгельм. их дом на рубеже 18-19 вв. стал центром молодых непризнанных талантов. В круг иезуитских романтиков входили: поэт и прозаик Новалис, драматург Людвиг Тик, философ Фихте.

Немецкие романтики наделяли своего героя творческим талантом: поэт, музыкант, художник силой своей фантазии превращал мир, который лишь отдаленно напоминал реальность. Миф, сказка, легенда, перевод составляли почву искусства сиенских романтиков. Они идеализировали далекое прошлое (Средневековье), которое пытались сопоставить с современным общественным развитием.

Эстетическая система сиенских романтиков характеризовалась попыткой отойти от показа реальной конкретно-исторической действительности и обращением к внутреннему миру человека.

Именно иенского романтики первыми сделали весомый вклад в разработку теории романа и из своих субъективно-романтических позиций предусмотрели его бурный расцвет в литературе XIX в.

2 этап - гейдельбергский - с 1806 до 1815 Центром романтического движения в этот период стал университет в г.. Гейдельберг, где учились, а потом преподавали К.Брентано и Л.А.Арним, которые сыграли ведущую роль в романтическом движении на втором его этапе. Гейдельбергский романтики посвятили себя изучению и сбору немецкого фольклора. В их творчестве усиливалось ощущение трагичности бытия, мало историческое влияние и воплощалось в фантастике, враждебной личности.

В кружок Гейдельбергского романтиков входили известные собиратели немецких сказок братья Гримм. На разных этапах творчества к ним был близок Э.Т.А.Гофмана.

3 этап - поздний романтизм - с 1815 до 1848. Центр романтического движения перешел в столицу Пруссии - Берлин. С Берлином связан самый плодотворный период в творчестве Э.Т.А.Гофмана, тут же вышла первая поэтическая книга Гейне. Однако в дальнейшем из-за широкого распространения романтизма по всей Германии и за ее пределами Берлин теряет свою ведущую роль в романтическом движении, поскольку возникает ряд локальных школ, а главное - проявляются такие яркие индивидуальности, как Бюхнер и Гейне, которые становятся лидерами в литературном процессе всей страны.

Жизненный путь Э.Т.А. Гофмана. Характеристика творчества. "Жизненная философия кота Мурра", "Золотой горшок", "Мадмуазель де Скюдери".

(1776-1822). Прожил недолгую, полное трагичности жизни: сложное детство без родителей (они разошлись, и он воспитывался у бабушки), трудности, до самого натурального голода, неустроенность с работой, болезни.

Уже с юношеских лет Гофман открывает в себе талант живописца, но главной его страстью становится музыка. Играл на многих инструментах, был не только талантливым исполнителем и дирижером, но и автором целого ряда музыкальных произведений.

За исключением небольшой горстки близких друзей, его не понимали и не любили. Повсюду он вызвал недоразумение, сплетни, кривотолки. Внешне он выглядел настоящим чудаком: резкие движения, высоко поднятые плечи, высоко и прямо посаженная голова, непослушные волосы, не подвергалось мастерства парикмахера, быстрая, подпрыгивая походка. Он говорил, как строчил из пулемета, и так же быстро замолкал. Своим поведением он удивлял окружающих, но зато был человеком очень уязвимой. В городе даже распространялись слухи, что ночью он не выходил на улицу, боясь встретиться с образами своей фантазии, которые, по его мнению, могли материализоваться.

Родился 24 января 1776 в семье прусского королевского адвоката в г.. Кенигсберг. Получил при крещении три имени - Эрнест Теодор Вильгельм. Последнее из них, которое сохранялось на протяжении всей его официальной карьеры как прусского юриста, он заменил на имя Амадей в честь Вольфганга Амадея Моцарта, которому поклонялся еще до того, как принял решение стать музыкантом.

Отцом будущего писателя был адвокат Кристоф Людвиг Гофман (17361797), матерью - его кузина Ловиза Альбертина Дерфер (1748-1796). Через два года после рождения Эрнеста, который был вторым ребенком в семье, родители развелись. Двухлетний мальчик поселился у бабушки Ловиза Софии Дерфер, к которой вернулась его мать после развода. Воспитанием ребенка занимался дядя Отто Вильгельм Дерфер, очень требовательный наставник. В своем дневнике (1803року) Гофман писал: "Боже милостивый, почему именно в Берлине дядя должен был умереть, а не..." и поставил отчетливо многоточие, что свидетельствовало о ненависти парня к воспитателю.

В доме Дерферов очень часто звучала музыка, на музыкальных инструментах играли практически все члены семьи. Гофман очень любил музыку и был чрезвычайно музыкально одаренным. В 14 лет он стал учеником кенигзберського соборного органиста Хрис-Тиана Вильгельма Подбельского.

Следуя семейной традиции, Гофман изучал право в Кенигсбергского университете, который закончил 1798. По окончании университета служил чиновником судебного ведомства в различных городах Пруссии. В 1806 году, после разгрома Пруссии, Гофман остался без служебного места, а потому и без средств к существованию. Поехал в город Бамберг, где служил капельмейстером местного оперного театра. Чтобы улучшить свое материальное положение, стал репетитором музыки детей богатых мещан и писал статьи о музыкальной жизни. Постоянным спутником его жизни были нищета. Все пережитое привело нервную лихорадку у Гофмана. Это было в 1807 году, а в этом же году зимой умерла его двухлетняя дочь.

Уже будучи женатым (обвенчался с дочерью городского писаря Михалина Ро-РЭС-Тищинською 26 июля 1802) влюбился в свою ученицу Юлию Марк. Трагическая любовь музыканта и писателя нашло свое отражение во многих его произведениях. А в жизни все закончилось просто: его любимую выдали замуж за нелюбимого ей мужчины. Гофман вынужден был покинуть Бамберг и служить дирижером в Лейпциге и Дрездене.

На начале 1813 году дела его пошли лучше: он получил маленькое наследство и предложение занять место капельмейстера в Дрездене. В это время Гофман был бодр духом и даже веселый как никогда, собрал свои музыкально-поэтические очерки, написал несколько новых очень удачных вещей и подготовил к печати ряд сборников своих творческих достижений. Среди них и повесть "Золотой горшок", которая имела большой успех.

Вскоре Гофман остался без работы и на этот раз устроиться в жизни ему помог друг Гиппель. Он пробил ему место в министерстве юстиции в Берлине, что, по словам Гофмана, было подобно "возвращению в тюрьму". Свои служебные обязанности выполнял безупречно. Все свободное время тратил в винном погребе, где у него всегда собиралась веселая компания. Домой возвращался ночью и садился писать. Ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили страх на него самого. Тогда он будил жену, которая садилась у его письменного стола с чулком, которую плела. Он писал быстро и много. К нему пришел читательский успех, однако материального благополучия получить так и не удалось, потому он и не стремился к этому.

Между тем, очень быстро развилась тяжелая болезнь - прогрессирующий паралич, лишивший его возможности самостоятельно передвигаться. Прикованный к постели, он продолжал диктовать свои рассказы. В 47 лет силы Гофмана были окончательно исчерпаны. У него развилось нечто вроде туберкулеза спинного мозга. 26 июня 1822 он умер. 28 июня его похоронили на Третьем кладбище берлинского храма Иоганна Иерусалимского. Похоронная процессия была малочисленной. Среди проводил Гофмана в последний путь, был и Гейне. Смерть лишила писателя изгнания. В 1819 г.. Он был назначен членом Особого следственной комиссии "предательских связей и других опасных помыслов" и стал на защиту арестованных прогрессивных деятелей, даже один из них был освобожден. В конце 1821 Гофмана был введен в состав Высшего апелляционного сената судебной палаты. Он видел, как из-за страха перед революционным движением арестовали невинных людей и написал повесть "Повелитель мух", направленную против прусской полиции и ее шефа. Начались преследования больного писателя, следствие, допросы, которые были прекращены по настоянию врачей.

Надпись на его памятнике очень прост: "Е.Т.В. Гофман. Родился в Кенигсберге в Пруссии 24 января 1776. Умер в Берлине 25 июня 1822. Советник апелляционного суда отличился как юрист, как поэт, как композитор, как художник. От его друзей ".

Поклонниками таланта Гофмана были Жуковский, Гоголь, Ф. Достоевский. Его идеи нашли Соэ отражение в творчестве Пушкина, М. Лермонтова, Булгакова, Аксакова. Влияние писателя был ощутимым и в творчестве таких выдающихся прозаиков и поэтов, как Э. По и Ш. Бодлер, О.Бальзак и Ч.Диккенс, Манна и Ф.Кафка.

День 15 февраля 1809 вошел в биографию Гофмана как дата его вступления в художественную литературу, потому что в этот день была напечатана его новелла "Кавалер Глюк". Первая новелла была посвящена Кристофу Виллибальду Глюку, прославленному композитору 18 в., Который написал более ста опер и был кавалером ордена Золотой Шпоры, который имели Моцарт и Лист. В произведении описан время, когда уже прошло 20 лет после смерти композитора, и рассказчик присутствовал на концерте, где выполнялась увертюра к опере "Ифигения в Авлиде". Музыка звучала сама по себе, без оркестра, звучала так, как ее хотел слышать маэстро. Глюк появился бессмертным создателем гениальных произведений.

По этому произведению появились другие, все они были объединены в сборник "Фантазии в манере Калло". Жан Калло - это французский художник, который жил на 200 лет раньше Гофмана. Он был известен своими гротескными рисунками и офортами. Главная тема сборника "Фантазии в манере Калло" - тема художника и искусства. В рассказах этой книги появился образ музыканта и композитора Иоганна Крейслера. Крейслер - талантливый музыкант с фантазией, который страдал от низости окружающих его филистеров (самодовольных ограниченных людей с мещанским мировоззрением, хищнической поведением). В доме Родерлейна Крейслер вынужден обучать двух бездарных дочерей. Вечером хозяева и гости играли в карты, пили, чем наносили неописуемых страданий Крейслера. "Насилуя" музыку пели соло, дуэтом, хором. Цель музыки - предоставить человеку приятных развлечений и отвлечь от серьезных дел, которые приносили хлеб и честь государстве. Поэтому с точки зрения этого общества "художники, то есть лица, понятно по глупости" посвятили свою жизнь недостойном деле, служившая для отдыха и развлечения, были "ничтожными существами". Филистерский мир в конце концов овес Крейслера на безумие. С этого Гофман сделал вывод о беспризорности искусства на земле и видел его цель в том, чтобы лишить человека "земных страданий, унижения повседневной жизни". Он критиковал буржуазное и дворянское общество за отношение к искусству, которое стало основным критерием оценки людей и общественных отношений. Настоящие люди, кроме художников, - люди, которые причастны к большому искусству, искренне любят его. Но таких людей мало и их ждала трагическая судьба.

Основная тема его творчества - тема взаимоотношений искусства и жизни. Уже в первой новелле существенную роль сыграл фантастический элемент. Сквозь все творчество Гофмана прошли два потока фантастики. С одной стороны - радостная, красочная, давшая удовольствие детям и взрослым (детские сказки "Щелкунчик", "Чужое дитя", "Королевская невеста»). Детские сказки Гофмана изображали мир уютным и прекрасным, заполненным людьми ласковыми и добрыми. С другой стороны - фантастика кошмаров и ужасов всевозможных видов безумие людей ("Эликсир дьявола", "Песочный человек" и т.д.).

Герои у Гофмана жили в 2-х мирах реально-бытовой и мнимо-фантастическом.

С разделением мира на 2 сферы бытия тесно связан у писателя разделение всех персонажей на 2 половины - филистеров и энтузиастов. Филистеры - бездуховные люди, которые жили в реальной действительности и вполне были довольны всем, они не имели никакого представления о "высшие миры" и не испытывали никакой потребности в них. По филистерами абсолютное большинство из них, собственно, и состояло общество. Это бюргеры, чиновники, коммерсанты, люди "красных профессий", которые имели выгоду, достаток и твердо установленные понятия и ценности.

Энтузиасты жили в другой системе. Над ними не было сил те понятия и ценности, по которым проходила жизнь филистеров. Имеющаяся действительность вызывала у них сразу, в ее благ они безразличны, жили по духовными интересами и искусством. У писателя

Это поэты, художники, актеры, музыканты. И не трагичное в этом то, что филистеры вытеснили энтузиастов из реальной жизни.

В истории западноевропейской литературы Гофман стал одним из зачинателей жанра новеллы. Он вернул этой малой эпической форме авторитет, который она имела в эпоху Возрождения. Все ранние новеллы писателя вошли в сборник "Фантазии в манере Калло". Центральным произведением стала новелла "Золотой горшок". По жанру, как определял сам автор, - это сказка из новых времен. Сказочные события происходили в знакомых и привычных автору местах Дрездена. Наряду с обычным миром жителей этого города существовал тайный мир магов и колдунов.

Герой сказки - студент Ансельм, удивительно невезучий, он всегда попадал в какую-то беду: бутерброд всегда падал маслом вниз, обязательно рвал или марал в первый же раз надето новое платье и тому подобное. Он был беспомощен в повседневной жизни. Герой жил якобы в двух мирах: во внутреннем мире своих забот и мечтаний и в мире повседневной жизни. Ансельм верил в существование необычного. Волею авторской фантазии столкнулся с миром сказки. "Ансельм упал, - говорит о нем автор,

- В мечтательную апатию, которая делала его нечувствительным к всевозможным проявлениям повседневной жизни. Он чувствовал, как в глубине его существа теплилося то неизвестное и вызывало ему жалобную скорбь, что обещает человеку другое, высшее бытие ".

Но чтобы герой состоялся как романтическая личность, он должен был пройти через многие испытания. Гофман-сказочник влаштовав Ансельму различные ловушки, прежде чем тот стал счастливым с голубоглазой Серпентиною и переносицы с ней в прекрасный особняк.

Ансельм влюблен в реальную и типичную немецкую мещанство Веронику, которая четко знала, что любовь - "дело хорошее и в молодости необходима". Она и поплакать могла, и обратиться за помощью к гадалке, чтобы волшебством "присушить милого", тем более знала - ему пророчат хорошую должность, а там - дом и благополучия. Итак, для Вероники любви укладывалось в единую понятную для нее форму.

16-летняя ограниченная Вероника мечтала стать советницей, любоваться в окне в элегантном уборе перед прохожими, которые будут обращать на нее внимание. Чтобы добиться своей цели, она попросила помощи у своей бывшей няни, злой колдуньи. Но Ансельм, однажды отдыхая под бузиной, встретился с золотисто-зелеными змейками, дочерьми архивариуса Линдгорста, в подрабатывал тем, что переписывал рукописи. Он влюбился в одну из змеек, ею оказалась волшебная сказочная девушка Серпентина. Ансельм женился на ней, в наследство молодежи получили золотой горшок с лилией, который принесет им счастье. Они поселились в сказочной стране Атлантиде. Вероника вышла замуж за регистратора Геербранда - ограниченного прозаического чиновника, похожего своими мировоззренческими позициями с девушкой. ее мечта осуществилась: она жила в прекрасном доме на Новом рынке, у нее шляпу нового фасона, новая турецкая шаль, она завтракала у окна, отдавала распоряжения прислуге. Ансельм стал поэтом, жил в сказочной стране. В последнем абзаце автор подтвердил философская идею новеллы: "Да разве блаженство Ансельма Есть не что иное, как жизнь в поэзии, которой священная гармония всего сущего открывается как глубочайшая из тайн природы!". То есть царство поэтической фантастики в мире искусства.

Ансельм печально предчувствовал горькую истину, но не осознавал ее. К концу ему не удалось понять упорядоченный мир Вероники, как нечто тайное манило его. Так появились сказочные существа (мощный Саламандр (дух огня)), средняя уличная торговка Лиза превратилась в могущественную волшебницу, порожденную силами зла, студента заворожила пением прекрасная Серпентина. В финале сказки герои вернули себе привычный вид.

Борьба за душу Ансельма, которая велась между Вероникой, Серпентиною и теми силами, которые стояли за ними, завершилась победой Серпентины, что символизировало победу поэтического призвания героя.

Э.Т.А.Гофмана владел замечательным мастерством рассказчика. Им написано большое количество новелл, вошедших в сборники: "Ночные рассказы" (1817), "Серпионови братья" (1819-1821), "Последние рассказы" (1825), которые уже вышли после смерти писателя.

В 1819 году появилась новелла Гофмана "Крошка Цахес по прозвищу Ценно-бер", которая некоторыми мотивами близка к сказке "Золотой горшок". Но история Ансельма - это скорее всего фантастическая феерия, тогда как "Крошка Цахес" - социальная сатира писателя.

Также Гофман стал создателем криминального жанра. Новелла "Мадемуазель Скюдери" признана его родоначальницей. Писатель построил рассказ на разоблачении тайны преступления. Он сумел всем, что происходит, дать доказательственное психологическое обоснование.

Художественная манера и основные мотивы творчества Гофмана представлены в романе "Жизненная философия Кота Мурра". Это один из самых выдающихся произведений писателя.

Основная тема романа - конфликт художника с действительностью. Мир фантастики совсем исчез со страниц романа, за исключением некоторых второстепенных деталей, связанных с образом мастера Абрахама, и все внимание автора сосредоточено на реальном мире, на конфликтах, которые происходили в современной ему Германии.

Главный герой кот Мурр - антипод Крейслера, его пародийный двойник, пародия на романтического героя. Драматической судьбе настоящего художника, музыканта Крейслера противопоставлен бытия "просвещенного" филистера Мурра.

Все кошачьи-собачий мир в романе - сатирическая пародия на немецкое общество: аристократию, чиновников, студенческие группировки, в полицию и т.

Мурр думал, что он выдающаяся личность, ученый, поэт, философ, а потому летопись своей жизни вел "с наставлением кошачьей молодежи". Но в действительности Мурр был олицетворением "гармоничного наглеца", который так ненавистен романтикам.

Гофман пытался представить в романе идеал гармоничного общественного устройства, в основе которого лежало общее преклонение перед искусством. Это Канцгеймське аббатство, где искал убежища Крейслер. Оно мало чем похоже на монастырь и скорее напоминало телемское аббатство Рабле. Однако и сам Гофман понимал нереальную утопичность этой идиллии.

Хотя роман не завершен (из-за болезни и смерти писателя), читатель стала понятна тупик и трагизм судьбы капельмейстера, в образе которого писатель воссоздал непримиримый конфликт настоящего художника с существующим общественным строем.

Творческий метод Э.Т.А.Гофмана

o Романтический план.

o Тяготение к реалистической манеры.

o Мечта всегда развеивается перед бременем реальности. Бессилие мечты вызывает иронию, юмор.

o Юмор Гофмана изображен в съемных тонах.

o Двуплановость творческой манеры.

o Нерешенность конфликта между героем и внешним миром.

o Главный герой - человек творческий (музыкант, художник, писатель), которой достижим мир искусства, сказочной фантастики, где он может реализовать себя и найти убежище от реальной обыденности.

o Конфликт художника с обществом.

o Противоречия между героем и его идеалами, с одной стороны, и действительностью - с другой.

o Ирония - существенный компонент поэтики Гофмана - приобретает трагическое звучание и заключает в себе сочетание трагического и комического.

o Переплетение и взаимопроникновение сказочно-фантастического плана с реальным.

o Противопоставление мира поэтического и мира обыденного прозы.

o В конце 10-х гг. XX в. - Усиление общественной сатиры в его произведениях, обращение к явлениям современного общественно-политической жизни.