Еще одна минута объяснения и давнишняя вражда. §61. Сложносочиненное предложение
Светская жизнь Москвы, поглотившая Пушкина в начале 1827 года, не давала возможности сосредоточиться на творческом процессе, погрузиться в поэзию. Лишь в начале июня, сменив место жительства на Петербург и, позже, на Михайловское, Александр Сергеевич возвращается к раздумьям о роли поэта в обществе, о влиянии поэтического искусства на мировоззрение современников. Итогом размышлений выступает стихотворение «Поэт», присланное из имения и опубликованное в том же году «Московским вестником».
Главная тема стихотворения
Каково предназначение художника в социуме? Волен ли талантливый человек творить, желая лишь выразить себя и свою позицию, или обязательным условием должно быть стремление изменить образ мыслей обывателей в лучшую сторону? В чем различие способностей к сложению строк и истинного призвания? Налагает ли бремя таланта серьезные обязательства?
Как глубокого и искреннего человека, Александра Сергеевича не оставляли мысли о своей миссии в этом мире, о чем в лаконичной форме и повествуют пять эмоциональных четверостиший.
Повседневность, обыденность, праздность и суета действуют на героя стихотворения Пушкина угнетающе. Пессимизм сквозит в начальных строках. Муза молчит, поэт задыхается без вдохновения и творческого полета. Ничто не выделяет его среди основной массы, никак не может он сделать этот мир добрее и ярче.
Но в неожиданный момент, не зависящий от воли стихотворца, в душе открывается потайная дверь и человек, поддавшись высшей силе, раскрывает всю мощь и уникальность своего таланта. Теперь не существуют стереотипы и общественные рамки, есть полная свобода самовыражения и уверенность в своей правоте, сознание благородного предназначения и высокой цели.
Структурный анализ стихотворения
Читателю легко выделить две составные части небольшой по размеру работы: тусклое существование среди не представляющих истинной ценности забот и счастье творческого полета лирического героя.
Негативной окраски первым четверостишьям добавляют прилагательные, тщательно подобранные автором: «хладный», «суетный», «ничтожный».
Во второй части общий настрой меняется: употребляя такие эпитеты, как «святая», «священная», «божественный», Пушкин не боится пафоса и преувеличений, он уверен в высшем предназначении поэтического искусства.
В популярном четырехстопном ямбе конкурируют два способа чередования рифм: кольцевой и перекрестный. Альтернативная рифмовка делает заметный акцент на перемене настроения повествования.
Возвышенный стиль и эмоционально окрашенные эпитеты, противопоставление суетности и вдохновения, мотив независимости гения от светских правил позволяет отнести это произведение к романтизму.
Пронзительная лирика Пушкина, открывающая все грани его неординарной личности, красочно и убедительно рассказывает о том, что действительно будоражило гения, о чем он считал не вправе молчать. Отношения одаренного человека и света, роль поэзии в решении социальных вопросов - это важнейшие темы, занимающие центральное место в нескольких творениях, в том числе и в «Поэте». Художественный дар, по мнению Александра Сергеевича, обязывает своего обладателя к определенным действиям: силой слова литератор должен стремиться очистить мир от грязи и пороков, добавить красоты и справедливости.
Выясните, при помощи каких союзов образованы сложносочиненные предложения. Разбейте союзы на группы: а) соединительные; б) разделительные; в) противительные. Составьте схемы первых пяти предложений.
1. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет, ни ветеркам вокруг меня свободы (Кр.). 2. Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Тютч.). 3. Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Г.). 4. Он никогда не плакал,
зато по временам находило на него дикое упрямство (Г.). 5. Либо уж убьет [гроза] кого-нибудь, либо дом сгорит (Остр.). 6. Ты сегодня же должен говорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоем отъезде (Писемск.). 7. Я шел в каком-то опьянении, да и было отчего (Гарш.). 8. Лицо у него черное, закопченное дымом, измазанное сажей, руки тоже грязные (М. Г.). 9. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания мутные, неясные, как сон (Сераф.). 10. Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Купр.) 11. Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжали летать сюда, как и отсюда (С.Ц.). 12. В тот же миг вспыхнула в потолке лампочка, и вся загудевшая, поплывшая вверх клетка [лифта] налилась желтым светом (Наб.). 13. То он собирался поступить в зоологический сад учиться на укротителя львов, то его тянуло к пожарному делу (Кав.).
436. Объясните постановку знаков препинания в приводимых ниже сложносочиненных предложениях.
1. Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно даже не тянуло к подушке; однако ж он уперся локтем в нее - признак, -намекавший на прежние наклонности (Гонч.). 2. Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское, на большой орловской дороге, славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом (Т.). 3. Впереди, в дыму, уже были ряды серых шинелей, и офицер, увидев Багратиона, с криком побежал за солдатами (Л. Т.). 4. Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Ч.). 5. Неверное движение руки - и машина дробит вам кости, солнечный удар - и готово (М. Г.). 6. Лиза слушала с увлечением, и новая знакомая, с ее неудержной, охотливой речью, показалась очень занимательной (Фед.). 7. Последние тени сливались, да мгла глядела, слепая, необъятная, да за курганом тускнело мертвое зарево (Сераф.). 8. Наташа говорила шепотом, да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса (Пауст.). 9. У ручья он задержал лошадь, посмотрев в сверкающие струи потока; и там, внизу, встретилось с ним взглядом опухшее, темное лицо (Грин). 10. Короткая команда, пущенные на полный ход моторы, стремительно, с близкой дистанции торпедный залп - и с одним немецким транспортом, а через пятнадцать секунд со вторым было покончено (Сим.). 11. Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем холодно (Наб.).
437. Расставьте знаки препинания; объясните их постановку.
1. Еще несколько слов несколько ласк от матери и крепкий сон овладел мною (Акс). 2. Он на вопрос не отвечал и с каждым днем приметно вял и близок стал его конец (Л.). 3. Выспится Саша поднимется рано черные косы завяжет у стана и убежит и в просторе полей сладко и вольно так дышится ей (Н.). 4. За громадной тучей дыма не было видно пламени но дым прямо летел по ветру на усадьбу и чувствовался в комнатах горький запах его (С.-Щ.). 5. Пусть перебирается в деревню во флигель или я переберусь отсюда но оставаться с ним в одном доме я не могу (Ч.). 6. Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма (Кор.). 7. Вода в пруде почернела и легкая лодочка уже скользила по ней и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке (Булг.). 8. Нас зовут и мы идем ужинать (Бакл.). 9. На лицах милиции помаленьку стало выражаться недоумение а артисты без церемонии начали высовываться из кулис (Булг.). 10. Со второй спички сера не сорвалась но огонек ее бессилен был объять скрученное коричневатое тело спички (Солж.).
438. Объясните отсутствие запятой между простыми предложениями, входящими в состав приводимых ниже сложносочиненных предложений.
1. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (Акс). 2. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (Гонч.). 3. Звезды уже начинали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском (Т.). 4. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Т.). 5. Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Т.). 6. У Гаврилы смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (М. Г.). 7. От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина (Купр.). 8. В лесу еще снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену (Пришв.). 9. По утрам кумысный домик привлекал людей со слабыми легкими и пятна солнца, прорвавшиеся сквозь листву на столики, освещали около недопитых стаканов неподвижно лежащие бледные длиннопалые руки (Фед.). 10. В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря (Шол.). 11. В эту ночь особенно шумно шел дождь и особенно нежной была их встреча (Наб.). 12. А часом позже уже сияло солнце и от земли подымался пар (Бакл.).
Для справок. Запятая перед союзом и не ставится:
если простые предложения в составе сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, например: По улицам шли прохожие и проноси-лись машины;
если простые предложения в составе сложноподчиненного предложения имеют общее придаточное предло-жение, например: Когда окончился футбольный матч, зрители покинули стадион и трибуны опустели;
между двумя назывными предложениями, например: Прогулка в парке и катанье на лодках.
439. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Укажите сложносочиненные предложения с союзом и и простые предложения, имеющие в своем составе однородные члены с союзом и.
1. Вой волка восходил вверх печальными полутонами и задерживался долго на высокой напряженной пронзительной ноте (Акс). 2. Еще одна минута объяснения и давнишняя вражда готова была погаснуть (Г.). 3. Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдает (Н.). 4. Он знак подаст и все хлопочут (П.). 5. Мать слушала его слабый вздрагивающий и ломкий голос (М. Г.). 6. Ты всегда был строг ко мне и ты был справедлив (Т.). 7. Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу (Купр.). 8. Чеченцы отъехали назад и стрельба прекратилась (Л. Т.). 9. В мыслях о судьбе и творчестве безвременно погибшего поэта [А. С. Пушкина] сливались скорбь и восторг гнев и гордость истинною непререкаемою славой русского народного гения (А. Кони). 10. Все наши чувства и мысли образы страдания радости и заблужденья следуют за нами! (Зайц.). 11. Он улыбался ласково печально и гладил ее по затылку (Зайц.). 12. Он замечал ее издали и сразу холодело в груди (Наб.).
440 (повторение). Перепишите, расставляя знаки пре-пинания.
1. Намедни ночью бессонница моя меня томила и в голову пришли мне две-три мысли (П.). 2. Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки (Григ.). 3. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь (Ч.). 4. В большое старое окно виден сад дальше кусты густо цветущей сирени сонной и вялой от холода и туман белый густой тихо подплывает к сирени хочет закрыть ее (Ч.). 5. На равнинах перерезанных кое- где оврагами лежали утопая в садах села и кое-где по горизонту давно запаханные и охваченные желтыми нивами рисовались высокие могилы (Кор.). 6. Треск разрываемой рубахи и Гаврила лежал на песке безумно вытаращив глаза (М. Г.). 7. Как будто кто-то задумчиво без слов пел и не было слышно голоса и только представлялась потонувшая в ночной синеве река и костер и смутный обрыв и в темной глубине чуть зыблемые звезды (Сераф.). 8. Решение Лизы сняло с его сердца камень да и весь дом сразу ожил точно от ниспосланного мира (Фед.). 9. В два пальца по-боцмански ветер свистит и тучи сколочены плотно. И ерзает руль и обшивка трещит и забраны в рифы полотна (Багр.). 10. Ровный мягкий свет струился по опавшей листве и яблони отсвеченные по краям стояли у окна странные и золотые (Фад.). 11. Некоторые стекла были разбиты а торчавшие уголки соединены паутиной (Наб.). 12. Этот запах смешанный со свежестью осеннего парка Ганин теперь старался уловить опять но как известно память воскрешает все кроме запахов (Наб.).
441 (повторение). Перепишите, ставя нужные знаки
препинания и объясняя их постановку.
А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ...
Лиза с трудом задыхаясь и раскачиваясь продвигалась вперед цепенея от ледяной воды и не спуская глаз с двух сосенок на островке. Но не грязь не холод не дышащая под ногами почва были ей страшны. Страшным было одиночество мертвая тишина нависшая над болотом. Лиза ощущала почти животный ужас и ужас этот не только не пропадал а с каждым шагом скапливался в ней и она дрожала беспомощно и жалко боясь оглянуться сделать лишнее движение.
Идти труднее стало топь до колен добралась но теперь приближался берёг и Лиза уже отчетливо видела пень с которого старшина в болото сиганул.
Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так неожиданно так близко от нее что Лиза не успев вскрикнуть рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону а ноги сразу потеряли опору повисли где-то в зыбкой пустоте и топь мягкими тисками сдавила бедра. Пытаясь во что бы то ни стало удержаться выбраться на тропу Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь...
(По Б. Л. Васильеву)
Составьте схему первого предложения.
Найдите в тексте неоднородные определения.
Сделайте фонетический разбор слова хрустнуть.
а) ни.ни (1), да и (7), тоже (8), и (12);
б) либо. либо (5), или (9), то.то (13);
в) а (2), но (3), зато (4), а то (6), же (10), однако (11). I.
[ни == -], [ни ], [ни ]. 2.
[= -], a [- =] . " 3.
[ =], но [ =]. 4.
[ ==], зато [= -]. 5.
либо [-], либо [- =].
№ 436. Устно. № 437.
Еще несколько слов, несколько ласк от матери, и крепкий сон овладел мною. Он на вопрос не отвечал и с каждым днем приметно
173 вял, и близок стал его конец. Выспится Саша, поднимется рано, черные косы завяжет у стана и убежит, и в просторе полей сладко и вольно так дышится ей. За громадной тучей дыма не было видно пламени, но дым прямо летел по ветру на усадьбу, и чувствовался в комнатах горький запах его. Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда, но оставаться с ним в одном доме я не могу. Дикие и даже страшные в своем величии горы выступали резко из тумана, да вдали тянулась едва заметная белая струйка дыма. Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней, и слышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. Нас зовут, и мы идем ужинать. На лицах милиции помаленьку стало выражаться недоумение, а артисты без церемонии начали высовываться из кулис. Со второй спички сера не сорвалась, но огонек бессилен был объять скрученное коричневатое тело спички.
№ 438. Устно.
Вой волка восходил вверх печальными полутонами и задерживался долго на высокой напряженной пронзительной ноте. Еще одна минута объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть. Колесо чугунное вертится, и гудит, и ветром обдает. Он знак подаст, и все хлопочут. Мать слушала его слабый, вздрагивающий и ломкий голос. Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив. Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу. Чеченцы отъехали назад, и стрельба прекратилась. В мыслях о судьбе и творчестве безвременно погибшего поэта сливались скорбь и восторг, гнев и гордость истинною непререкаемою славой русского народного гения. Все наши чувства и мысли, образы, страдания, радости и заблужденья следуют за нами! Он улыбался ласково, печально и гладил ее по затылку. Он замечал ее издали, и сразу холодело в груди.
Сложносочиненные предложения выделены курсивом; остальные предложения - простые с однородными членами.
Намедни ночью бессонница моя меня томила и в голову пришли мне две-три мысли. Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки. В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь. В большое старое окно виден сад, дальше кусты густо цветущей сирени, сонной и вялой от холода, и туман, белый, густой, тихо подплывает к сирени, хочет закрыть ее.
На равнинах, перерезанных кое-где оврагами, лежали, утопая в садах, 174 села, и кое-где по горизонту, давно запаханные и охваченные желтыми нивами, рисовались высокие могилы. Треск разрываемой рубахи, и Гаврила лежал на песке, безумно вытаращив глаза. Как будто кто-то задумчиво без слов пел, и не было слышно голоса, и только представлялась потонувшая в ночной синеве река, и костер, и смутный обрыв, и в темной глубине чуть зыблемые звезды. Решение Лизы сняло с его сердца камень, да и весь дом сразу ожил точно от ниспосланного мира. В два пальца, по-боцмански, ветер свистит, и тучи сколочены плотно. И ерзает руль, и обшивка трещит, и забраны в рифы полотна. Ровный мягкий свет струился по опавшей листве, и яблони, отсвеченные по краям, стояли у окна, странные и золотые. Некоторые стекла были разбиты, а торчавшие уголки соединены паутиной. Этот запах, смешанный со свежестью осеннего парка, Ганин теперь старался уловить опять, но, как известно, память воскрешает все, кроме запахов.
А зори здесь тихие...
Лиза с трудом, задыхаясь и раскачиваясь, продвигалась вперед, це_пён.ея.от ледяно_й_ .воды и не_ .спуская. глаз. с. двхх. сосенок_на_ ост.-.
Но не грязь, не холод, не дышащая под ногами почва были ей страшны. Страшным было одиночество, мертвая тишина, нависшая над болотом. Лиза ощущала почти животный ужас, и ужас этот не только не пропадал, а с каждым шагом скапливался в ней, и она дрожала, беспомощно и жалко, боясь оглянуться, сделать лишнее движение.
Идти труднее стало: топь до колен добралась, но теперь приближался берег, и Лиза уже отчетливо видела пень, с которого старшина в болото сиганул.
Огромный-бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Пытаясь во что бы то ни стало удержаться, выбраться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холоднуш_жидкуш грязь... 2.
Неоднородные определения подчеркнуты. 3.
Хру ст-нуть - 2 слога. х - [х] - согл., тв., гл.
175 р - [р] - согл., тв., зв. у - [у] - гласн., удар. с - [с] - согл., тв., гл. т - звук выпадает. н - [н] - согл., тв., зв. у - [у] - гласн., безудар. т - [т"] - согл., мягк., гл. ь - звука не обозначает. 9 букв, 7 звуков, 2 слога.