Интересные факты из жизни и биографии федора абрамова. Краткая биография для школьников

Абрамов Федор Александрович

В 1980 году Федор Абрамов отмечает свое шестидесятилетие: торжества в Ленинграде, награждение орденом Ленина, встречи с читателями, поздравления, отклики: в эти дни писатель получил 350 телеграмм, более 200 писем - от организаций, журналов, друзей, собратьев по перу, от читателей.
…В журналах по-прежнему появляются рассказы и повести Абрамова. Многие из них были написаны раньше, над другими писатель работал в течение нескольких лет (к примеру, под циклом "Трава-мурава" указаны даты: 1955-1982 гг), есть и новые (повесть "Мамониха", 1980 г). В 1982 году в журнале "Новый мир" (№5) печатается цикл "Куст рукотворный" и несколько рассказов, в том числе "Франтик", который ранее не пропускала цензура. Это были последние рассказы, опубликованные при жизни писателя.
…Рассказывая о творческом наследии Федора Александровича Абрамова, нельзя забывать о немалой и не менее значительной, чем художественная литература, его части: это дневниковые записи и публицистика.
Дневники, заметки, наброски к произведениям ценны не только тем, что дают возможность заглянуть в творческую мастерскую писателя и составить представление о его труде: увидеть и вспышки озарения, и долгие, кропотливые поиски и метания, - в этих записях отразились не только развитие и рост произведений, но и боль души, духовный рост самого человека. В них собраны философско-нравственные заповеди, заветы, мысли и предостережения, которые Федор Абрамов вложил в свои произведения, - те, что мы, читая его книги, понимаем - умом или сердцем… или пропускаем - увы! - не увидев какой-то важной детали или просто не желая постигать глубину вещи. В набросках, дневниках содержатся и те размышления, которые в то время высказать открыто было невозможно. Здесь мысли не скрыты, как в художественном произведении - они резко очерчены и зачастую соседствуют с трудными вопросами, которые каждый может задать себе. Эти записи - хороший повод для раздумий собственных, веская причина заглянуть вглубь себя, и, возможно, по-новому взглянуть на мир.
К таким записям относятся и путевые дневники Федора Александровича Абрамова.
Путешествовал Федор Абрамов немало: был на Соловецких островах, на Алтае, на Печоре - в местах, где проповедовал и был сожжен протопоп Аввакум; на Новгородчине - результатом этой поездки стали три очерка, написанные в соавторстве с Антонином Чистяковым, уроженцем тех мест; посетил Армению - интервью с писателем местное телевидение тогда так и не решилось выпустить в эфир; много ездил по родному Пинежью (Об этих и других поездках см. Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.6. СПб.: Худ. лит-ра, 1995. С. 119 - 159)...
По туристическим путевкам, по приглашениям различных организаций и издательств Федор Александрович был и в других странах. Дневниковые записи, впечатления от этих поездок и наброски рассказов можно прочесть в том же шестом томе собрания сочинений (см. выше) и в книге "Неужели по этому пути идти всему человечеству?" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Изд-во "Правда Севера". 2002). И это не заметки туриста, а замечания, мучительные раздумья человека, пытающегося понять, какие события, устремления в прошлом привели к настоящему - и увидеть, как может сложиться будущее. В судьбе любой страны, в ее культуре, устройстве быта, он видел тесную связь со всем, что происходило и происходит в России.
Во Франции Федор Абрамов был трижды: в 1968 году, в 1975 и весной 1976 года. Последняя поездка - по приглашению Министерства культуры Франции и издательства "Альбен Мишель" - оказалась из всех самой плодотворной: Абрамов на машине с личным гидом объехал почти весь юг Франции.
Записи о Франции переполнены полярными впечатлениями и эмоциями: тоска и боль в размышлениях о судьбе русских эмигрантов (гид удивлялась: "первый русский, который объехал чуть ли не все могилы Франции" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 22); восторг - в заметках о встречах с произведениями искусства и интересными людьми. Абрамов пишет, что во время этой поездки он "узнал Францию".
Поездка в Германию с 6 по 21 мая 1977 года состоялась после мучительных размышлений: Абрамов-фронтовик не мог относиться непредвзято к немцам, и особенно тяготило его то, что поездка должна состояться в то время, когда весь СССР будет праздновать День Победы - победы над фашистской Германией.
Однако о принятом решении жалеть не пришлось: читательские конференции с восторженными откликами (оказалось, немцам по душе пришлись абрамовские герои) и пытливыми вопросами, музеи, города - разные до контраста: поразившие писателя Веймар, где жили и творили Гете и Шиллер, и рядом, в пяти километрах, неутихающая боль Бухенвальда. И - размышления, размышления: о судьбе человека и человечества, об истоках добра и зла, о силе и призвании искусства…
Записи о Финляндии (здесь Федор Александрович был четырежды - в 1969, 1975, 1977 и 1982 годах) наполнены добрым отношением, восхищением страной и ее людьми.
А вот впечатления от поездки в США (1977 год) - тяжелые. Отмечая американскую деловитость, рационализм, умение организовывать быт и производство, писатель ужасался необразованностью, равнодушием и узостью интересов большинства американцев: "Деловитость перешла в делячество. Бездуховность. Любовь к земле. Человек и земля. Нет любви. В лучшем случае это любовь собственника. Америка задала тон предельной рационализации всему миру. Америка - это антипод поэзии. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Неужели у людей нет другого пути?" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 204 - 205). И - выводы, которые так актуальны в наши дни: "Деловой человек, которого мы жаждем сегодня, - это не радость. Он непременно вырождается в дельца" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 205).
Абрамов не выдержал, не дождался окончания официальной программы пребывания в этой стране - улетел на несколько дней раньше.
… Вспоминая о публицистике, наверное, прежде всего стоит сказать, что речь напечатанная и речь произнесенная - разные вещи: здесь многое зависит от оратора, от того, сможет ли он зажечь, повести за собой слушателя.
По воспоминаниям современников, Абрамов был блестящим оратором. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о нем: "Он был и поразительным оратором, оратором-публицистом, слушать которого было почти потрясением" (Лихачев Д.С. Мощный талант// Земля Федора Абрамова. М.: Современник. 1986. С. 375). Александр Михайлов, критик и друг писателя, вспоминает его выступления на съездах писателей: "Когда он говорил с трибуны в Большом Кремлевском дворце, меня не покидало ощущение огромной значимости происходящего. Это был страстный проповедник, народный трибун, рожденный для того, чтобы словом обжигать людей, вести за собой массы" (Михайлов Ал. Моя гиперборея: Статьи о литературе, воспоминания. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та. 199. С. 108).
И удивительно, что при этом "Абрамов не часто выступал, нередко отказывался даже от коротких выступлений, - вспоминает Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, - Мало кто знал, как нелегко давались ему беседы и выступления. Некоторые из них вынашивались годами, бессонными ночами. Произносимым словом он так же дорожил, как и литературным, печатным. Он десятки записей делал, прежде чем выступить" (Крутикова-Абрамова Л.В. Слово в ядерный век: О публицистике// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 37).
…В 1979 году 18 августа в "Пинежской правде" было опубликовано открытое письмо Федора Абрамова к землякам "Чем живем - кормимся?".
Письмо родилось после долгих мучительных раздумий: безразличие к общественному хозяйству, халатность - даже в родных краях, где добросовестный труд ранее считался нормой и основой жизни - не могли оставить Абрамова равнодушным.
"Толкнула" написать письмо землякам "жена, неисправимая идеалистка, которая верит, что словом можно многое изменить в этой жизни" (Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 60). Обсудил идею письма с Поздеевым Михаилом Григорьевичем, тогда секретарем райкома, человеком опытным и уважаемым. И - взялся за перо.
В письме не просто критика - доверительный, открытый разговор с земляками: вспоминая их заслуги и признавая достоинства, Абрамов указывает на бардак, вопиющую бесхозяйственность в селе, ставит острые вопросы. Соглашаясь с тем, что есть недостатки в руководстве, он, однако, не снимает ответственности с самих земляков, заставляет вспомнить, что в селе каждый должен быть хозяином.
Ответной реакции ждал с волнением (в это время он жил в Верколе). И вот она: "Спасибо, Федор Александрович, и ране знали, что ты писатель, а что такой настоящий, поняли только сегодня". Правда, радость была недолгой: письмо повлияло на жизнь Верколы ("с риском в клуб попадали - крыльцо отремонтировали. Телята дохли на телятнике - построили новый телятник, и еще много, много" (Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 61), но, к сожалению, "некоторым товарищам показалось, что у нас и так инициативы через край. Письмо должного обсуждения не получило" (Там же: Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино).
А письмо перепечатали в "Правде", с сокращениями и изменениями текста без ведома автора. Но и в таком виде оно вызвало широкий резонанс: затронутые в нем проблемы были не только веркольскими, пинежскими - острые вопросы оказались актуальными в масштабах всей страны. Читательские отклики на письмо шли отовсюду…
Среди публицистики стоит особо выделить статью "Самый надежный судья - совесть" (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 32 - 69). Дело в том, что это не статья в обычном понимании этого слова, это конспект выступления Федора Абрамова на авторском вечере в Останкино 30 октября 1981 году, который транслировался на всю страну.
Отказавшись от выступлений артистов, демонстрации кинофрагментов, Абрамов вышел на сцену и четыре часа вел разговор со зрителями: сначала - выступление, затем - ответы на вопросы, вопросы непраздные, часто больные и животрепещущие. И в этих ответах слышен голос Абрамова - человека: его живая речь, пересыпанная яркими словечками, сравнениями; речь, идущая из глубины сердца, отличающаяся от слова печатного - тщательно продуманного, много раз переработанного, отшлифованного.
После вечера писатель и студия Останкино получили множество писем с просьбой повторить передачу. К сожалению, при жизни Федора Александровича этого не произошло.
"О хлебе насущном и хлебе духовном" и "Слово в ядерный век" - выступления Федора Абрамова на VI и VII съездах писателей (1976 г и 1981 г). Это о них сказал критик Александр Михайлов, что те, кто эти выступления "слышали, то никогда их не забудут" (Михайлов Ал. Моя гиперборея: Статьи о литературе, воспоминания. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та. 199. С. 107).
Эти выступления - яркое и точное слово, доказывающее собратьям по перу важность литературы сегодня, указывающее ее место в жизни. Речь, подымающая целый пласт социальных и нравственных проблем, объясняющая необходимость слова точного, честного, бескомпромиссного, необходимость возвращения литературе ее прежнего и высшего назначения: открывать глаза на проблемы, а не укрывать их; вести человека и помогать ему, а не успокаивать и усыплять, - лечить болью, "возделывая души человеческие" (Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном: выступление на VI съезде писателей СССР. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 12).
Не будем подробно останавливаться на всех статьях и выступлениях Федора Абрамова, ограничимся лишь перечислением наиболее значимых вещей, относящихся к публицистике. Это очерки, написанные в соавторстве с поэтом Антонином Чистяковым: "Пашня живая и мертвая" (1978 г), "От этих весей Русь пошла" (1979 - 1980 г) и "На ниве духовной" (1981 г) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 74 - 196) - результат совместных поездок по новгородской земле; выступление Федора Абрамова в день своего шестидесятилетия "Работа - самое большое счастье" (1980) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 20 - 26); статья "В краю родникового слова" (1982) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 70 - 73), написанная к 400-летию Архангельска и опубликованная впервые в "Советской России" 1 февраля 1983 года.
Говоря о многом, рассматривая разные стороны жизни, Абрамов говорит, по сути, об одном и том же, о самом главном: о том, что "социальные, экономические, экологические проблемы неотрывны от духовных, что нельзя возродить Россию, не улучшая самого человека" (Крутикова-Абрамова Л.В. Послесловие //Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. лит-ра, 1993. С. 612), "нельзя заново возделать русское поле, не мобилизуя всех духовных ресурсов народа, нации" (Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном: выступление на VI съезде писателей СССР. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 12).
Последние годы Федора Александровича Абрамова были посвящены работе над "Чистой книгой" - произведением, которое должно было стать лучшим из всего, когда-либо написанного Абрамовым.
"Чистая книга" - первый роман из задуманного цикла, посвященного раздумьям о судьбе России, поискам, почему ее постигла такая судьба - и в то же время рассказывающего страну в разное время: людей, их быт, характеры, нравы, обычаи, - показать живую, самобытную Русь, Русский Север, со всеми его сложностями, радостями, проблемами.
Роман был задуман еще в 1958 году как книга о гражданской войне на Пинежье, а 14 ноября 1964 года в дневнике появилась запись о "целой серии книг" (Абрамов Ф.А. Так что же нам делать: Из дневников, записных книжек, писем. размышления, сомнения, предостережения, итоги. СПб.: Изд-во "Журнал "Нева", 1995. С. 11). В 1978 году писатель снова возвращается к мысли о трилогии: "Первая книга - Россия перед революцией, вторая книга - Россия в гражданской войне, третья - 37-й год. Резня. Контрреволюция. Самодержавие в пролетарских одеждах" (Крутикова-Абрамова Л.В. Чистая книга// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 280).
Материалы Абрамов собирает 25 лет: архивы, газетные статьи, письма, разговоры со старожилами. Летом 1960 года он повторил часть пути красноармейского отряда Щенникова и Кулакова: как те в 1918 году, проплыл на плотике с Усть-Выи до Верколы, впитывая опыт предшественников, пытаясь понять их впечатления и настроения, собирая ценнейшую информацию. Надо заметить, это путешествие вовсе не было легкой прогулкой: большая часть пути - места нежилые, да и погодой Север не баловал: "Русло не разработанное. Ветер навстречу свищет. Пронизывает до костей. Мерзнут руки. Вода леденеет на шесту. И дико кругом. Ни одного селения" (Крутикова-Абрамова Л.В. Чистая книга// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 279).
1981 год. Весной Федор Александрович работает в Архангельском архиве, пристально изучая материалы, связанные с жизнью района в дореволюционные годы. А летом по приглашению критика Александра Михайлова едет на Печору - в места, где писал, проповедовал, а затем был сожжен протопоп Аввакум; затем - вместе со своим другом, веркольским художником-самоучкой Дмитрием Михайловичем Клоповым, путешествовал по местам, связанным с именем великой сказительницы, пинежанки Марии Дмитриевны Кривополеновой. Махонька, как ее ласково называли за маленький росточек и легкий, незлобивый характер, должна была стать одним из главных героев "Чистой книги".
В это же лето 1981 года Федор Абрамов наметил свои творческие планы на ближайшие годы.
Увы! Замыслам писателя не суждено было сбыться: Федор Александрович успел написать лишь начало "Чистой книги", остальная часть - как и большинство задуманных вещей - осталась в набросках, наметках, отрывочных записях. Но даже в таком виде роман захватывает настолько, что на последних страницах книги, подготовленной к публикации вдовой писателя, Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой, забываешь о том, что книга не дописана: характеры настолько точны, записи так спрессованы, что создается впечатление целостности, законченности романа…
…О болезни Федора Абрамова знали только близкие: в сентябре 1982 года он перенес операцию; в апреле врачи объявили: требуется еще одна. 14 мая 1983 года эта операция, по словам врачей, прошла успешно. В этот же день в послеоперационной палате Федор Абрамов скончался от сердечной недостаточности.
19 мая Федора Абрамова похоронили в Верколе, на его любимом угоре, рядом с домом, построенном его собственными руками. На похоронах огромное количество народу замерло, услышав над Пинегой курлыканье пары журавлей.

Фёдор Александрович Абрамов – талантливый писатель XX века, крупнейший представитель деревенской прозы – ветви русской литературы 1960–1980-х годов.

Родился Федор Абрамов 29 февраля 1920 года в окружённой бескрайними лесами, болотами, озерами деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии. Биография писателя созвучна эпохе. Детство и юность были нелегкими. Он вырос в большой многодетной, рано осиротевшей семье (отец умер, когда мальчику не было и двух лет). Взаимопомощь братьев и сестер «ребячьей коммунии» Абрамовых под предводительством трудолюбивой матери и неутомимый крестьянский труд помогали выжить и получить образование.

Уже в 9–10 классах Абрамов пробовал свои силы в литературном творчестве. Его первое стихотворение было опубликовано в районной газете в 1937. После окончания Карпогорской средней школы в 1938 году Абрамов поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета, учебу в котором пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны. Вместе с другими сокурсниками в 1941 году он записался добровольцем в народное ополчение, лежал под обстрелом в Синявинских болотах с одной винтовкой на десятерых. С тяжелым ранением оказался в блокадном госпитале – грозила ампутация ноги. Чудом уцелел, когда госпиталь эвакуировали по ладожскому льду по Дороге жизни, снова под обстрелом. Машина, шедшая впереди, затонула, машина позади – тоже…

Оказавшись на Большой земле, Абрамов посетил родную деревню, где ему открылась ещё одна народная трагедия – «бабья, подростковая и стариковская война в тылу», где голодные, разутые дети, бабы и старики взвалили на себя всю мужскую работу – в поле, в лесу, на сплаве. Впечатления от этой поездки легли в основу будущих произведений писателя. В августе 1942 года Абрамов вернулся в строй: заместитель политрука роты запасного стрелкового полка, курсант военно-пулеметного училища. В апреле 1943 года был направлен в контрразведку «Смерш». За участие в радиоиграх и успешную дезинформацию противника лейтенант Федор Абрамов был награжден именными часами. Впечатления от работы следователем контрразведки отразились в неоконченной повести «Кто он?».

После победы Абрамов возвращается в университет, поступает в аспирантуру (1948) и успешно защищает кандидатскую диссертацию по творчеству М. Шолохова, затем работает на кафедре советской литературы ЛГУ (1951–1958) и через несколько лет её возглавляет. Такое карьерное продвижение могло быть у партийного функционера, чиновника от литературы и науки. Но в характере и поступках Абрамова всегда было нечто выходящее из общего ряда, из благонамеренной советской лояльности. В 1954 году он опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», в которой восстал против тенденциозно идиллической литературы о деревне, против сглаженных конфликтов и упрощенных характеров, ратовал за подлинную неприкрашенную правду. Статья прогремела на всю страну, автора обвинили в нигилизме, антипатриотизме, критиковали в печати, на партийных собраниях, чуть не лишили работы.

После публикации первого романа «Братья и сестры» Абрамов ушел из Университета и целиком посвятил себя литературной работе.

Тетралогия – «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973), «Дом» (1978) – высвечивает великий подвиг и страдания тех, кто остался в тылу и обеспечил Победу в страшное лихолетье Второй мировой войны, повествует о судьбах русской деревни после войны. Абрамов-художник предстаёт как подлинный мастер создания разнообразных характеров, изображения всего многоцветья жизни как в природе, так и в людских отношениях. В центре – перипетии судеб семьи Пряслиных.. После гибели на фронте отца главой семьи становится четырнадцатилетний Михаил Пряслин, взваливший на себя заботы о доме («Братья и сестры»).

В романе «Дом», который стал завещанием писателя, нарисована горькая, но правдивая картина: уходят старики, спиваются бывшие фронтовики, погибает Лизавета Пряслина – хранительница пряслинской совести и родного очага, а Михаил Пряслин, хозяин и труженик, ничего не может сделать с разрушением Дома на фоне всеобщего распада. Обо всех проблемах Абрамов писал прямо, не отступая от своего призыва, прозвучавшего еще в 1954 г.: писать «только правду – прямую и нелицеприятную».

Своим лучшим произведением Абрамов считал «Чистую книгу», материал к которой он собирал 25 лет, с конца 1950-х годов. Вдова писателя Людмила Крутикова вспоминает: «Перед роковой операцией в 1983 г. Федор Абрамов сказал мне: „Если случится катастрофа – живи за двоих и заверши мои писательские дела. Если не я, кто и когда возьмется за „Чистую книгу““? А она так нужна людям. Особенно сейчас». В 2000 году книга стараниями вдовы была издана.

Работу над крупными произведениями Абрамов сочетал с написанием небольших рассказов и повестей. Причем благодаря неоднократному обращению к текстам, этот процесс порой растягивался надолго: «Мамониха», 1972–80; «Трава-мурава», 1955–80; «Самая счастливая», 1939–80. Параллельно Абрамов был занят публицистикой, выступал на телевидении и радио.

Абрамов не уставал повторять: социальные, экономические, экологические проблемы неотрывны от духовных, нравственных. Достоинством абрамовской прозы является и самобытное абрамовское слово, негодующее и врачующее, радующее и окрыляющее, то многоцветное и мудрое слово, которым особенно богат русский язык да ещё в его народном, северном звучании. Сам Абрамов постоянно восторгался народной речью северян. Он утверждал: «язык народа – это его ум и мудрость, его этика и философия, его история и поэзия».

Умер Абрамов в Ленинграде 14 мая 1983 г. Похоронили писателя в Верколе, на крутом берегу Пинеги, а в бывшей начальной школе, где учился Федор Абрамов, создан музей писателя.

Фёдор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в д. Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии в многодетной крестьянской семье. С малых лет испытал все тяготы и радости крестьянского труда, единство, взаимопомощь братьев и сестер, оставшихся без отца в 1921 . Трудолюбие, воля, мужество будущего писателя - от тех детских лет. А душу формировали суровая требовательная мать и особенно - добрейшая набожная тетушка Иринья.

От нее получил Абрамов «первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки». Навсегда поразил мальчика местный святой - отрок Артемий Праведный, во имя которого был создан Веркольский монастырь в XVII в. Начальную школу в Верколе Абрамов окончил первым учеником, но в 5-й класс его долго не принимали как сына середняка. Среднюю школу окончил с отличием в Карпогорах в 1938 и сразу поступил на филологический факультет ЛГУ.

С первых дней Великой Отечественной войны уходит добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград. Дважды тяжело ранен, второй раз чудом избежал гибели. Чудом уцелел в блокадном госпитале и при переправе по «Дороге жизни» через Ладогу. Весной 1942 после долечивания в госпиталях вернулся на родную Пинегу, где ему открылась еще одна народная трагедия - «бабья, подростковая и стариковская война в тылу», когда голодные, разутые дети, бабы и старики сражались в поле, в лесу, на сплаве. Эти впечатления легли в основу первого романа «Братья и сестры» (1958 ).

В апреле-июле 1942 - учитель средней школы в Карпогорах.

Снова призван в армию как нестроевик: служил заместителем политрука роты запасного стрелкового полка, был курсантом военно-пулеметного училища. В апреле 1943 направлен в контрразведку «Смерш». Впечатления от работы следователем контрразведки отражены в неоконченной повести «Кто он?». После демобилизации (октябрь 1945 ) - учеба в университете, аспирантура при кафедре советской литературы, защита кандидатской диссертации по творчеству М. Шолохова, работа на кафедре советской литературы (1951-1958 ) - старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой. В 1949 не по своей воле, а по решению партбюро филологического факультета он подписал (в соавторстве с Н. Лебедевым) не им написанную статью «В борьбе за чистоту марксистско-ленинского литературоведения», посвященную итогам борьбы с космополитизмом. Сам Абрамов на собраниях выступал более мягко, не «громил» профессоров Б. Эйхенбаума, В. Жирмунского, И. Ямпольского, Г. Гуковского, как иные партийные деятели, а ограничивался критикой реальных недостатков лекционных курсов, за подобный «либерализм» подвергался внушениям по партийной линии.

В середине XX в. он познал новые беды и трагедии народные - не только крестьянские, но и городские, драмы недоверия и подозрительности к военнопленным, к находившимся в оккупации. Его возмущал анкетный подбор кадров, когда люди с «чистой» биографией получали незаслуженные привилегии. Его продолжало мучить бесправие крестьян, лишенных паспорта и права передвижения, плативших непомерные налоги. Он увидел резкое несоответствие народных бед и литературы, киноидиллии, где царила атмосфера всеобщего благополучия и ликующих празднеств («Кавалер Золотой Звезды», «Кубанские казаки»). В 1954 Абрамов опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где восстал против лакировочной и тенденциозно идиллической литературы о деревне, против сглаженных конфликтов и упрощенных характеров, ратовал за подлинную, неприкрашенную правду. Статья прогремела на всю страну, а автора обвинили в нигилизме, антипатриотизме, критиковали в печати, на партийных собраниях, чуть не лишили работы.

Почти каждое произведение Абрамов, кроме первого романа, проходило трудно: «бои» в редакциях и цензуре, атаки проработочной критики. Особенно разносной была критика повести «Вокруг да около» (1963 ): озлобленный клеветник, очернитель, смакует недостатки, искажает жизнь. Было сочинено обвинительное письмо от имени односельчан «Куда зовешь нас, земляк?» Абрамов был исключен из состава редколлегии журнала «Нева».

Повесть принесла Абрамову мировую известность. Она была переведена в Англии под названием «Хитрецы», затем издана во многих странах. Ее ставили в один ряд с рассказом А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Тетралогия Абрамов, названная по первому роману, - «Братья и сестры» (1958 ), «Две зимы и три лета» (1968 ), «Пути-перепутья» (1973 ), «Дом» (1973 ) - значительное произведение второй половины XX в. - по охвату событий, по глубине и сложности проблематики, по многообразию характеров. Объединенные общими героями и местом действия (северное с. Пекашино) романы Абрамова повествуют о 30-летней судьбе русского крестьянства, начиная с военного 1942.

Первый роман «Братья и сестры» стал выражением любви, сострадания и восхищения северными крестьянами, Абрамов не скрывал бед и трагедий (голод, холод, похоронки). Роман противостоял потоку лакировочных произведений и шел в русле мужественных книг В. Овечкина, В. Дудинцева, Г. Троепольского, В. Тендрякова, А. Яшина.

Роман «Две зимы и три лета» долго и трудно проходил в печать. Отклоненный журналом «Звезда», он опубликован в «Новом мире» после сражений в цензуре. Но сразу появились разносные, уничтожающие статьи («Огонек», «Литературная Россия»). В защиту романа выступил критик Б. Панкин в «Комсомольской правде» - «Живут Пряслины!». Восторженными были многочисленные отклики читателей. Действие романа происходит в послевоенные годы (1947-48). Снова царят голодные дни, займы, налоги, лесозаготовки, труд на земле, за который ничего не платили. День Победы, подписка на заем и свадьба Лизы - центральные главы романа. Исчезает былое единодушие сельчан, исчезает трудовой энтузиазм, каждый пытается выжить на особицу.

Третий роман - «Пути-перепутья» - не разрешает возникших вопросов, а умножает и обостряет их. «Пути-перепутья» - самый социальный и публицистически страстный роман Абрамова. Народ и власть, экономика, политика, человек, совесть, долг, самосознание и фанатизм, демагогия, приспособленчество, цинизм. Трагедия народа, страны, личности. Таков круг жгучих проблем, поставленных в романе.

События разворачиваются в начале 1950-х - это время дальнейшего разъединения и даже ожесточения людей, все еще полуголодных и охваченных страхом.

«Дом» - лучшая книга Абрамова. События в романе происходят в 1972, через 20 лет после ареста Лукашина. Отстроилось, обновилось Пекашино. Лучше, зажиточнее стали жить люди. И Михаил появляется как довольный хозяин в своем новом доме. Но лучше ли стали люди при материальном достатке? Абрамов не идеализировал ни народ, ни русский характер, у него нет однолинейных героев. В каждом персонаже - сплав достоинств и недостатков, высоких устремлений и заблуждений. «Дом» - книга эпохальная, книга о поисках нового сознания, новых путей в развитии страны, человека и человечества.

Не уступают романам повести, рассказы, публицистика Абрамова. В них тоже - не только скорбь и плач о России, о народе, но и поиски истины, путей возрождения России, здоровых сил нации. О том - лучшие повести «Пелагея» (1969 ), «Алька» (1972 ), «Деревянные кони» (1970 ) (по этим трем повестям реж. Ю. Любимовым в 1974 был создан спектакль в Театре на Таганке), «Мамониха» (1980 ), не опубликованная при жизни писателя «Поездка в прошлое». В рассказах тоже встает многоликая Русь с ее разнообразными характерами и судьбами, зачастую рассказывают о себе сами герои, преимущественно русские женщины, много пережившие на своем веку. Лучшие из них - «Пролетали лебеди» (1964 ), «Из колена Аввакумова», «Сказание о великом коммунаре», «Слон голубоглазый» (1979 ), «Бабилей» (1981 ), «Куст рукотворный» (1982 ), цикл «Трава-мурава» (1955-83 ), а также «Старухи» (1969 ) и «Франтик» (1984 ), увидевшие свет только в 1987 .

Публицистика Абрамова, его статьи, выступления на съездах, юбилеях, на встречах с читателями пронизаны страстью проповедника, стремлением призвать читателя и слушателя к прозрению, самоочищению, к активным действиям во имя возрождения России, народа, человека. Таковы его новгородские очерки в соавторстве с А. Чистяковым «Пашня живая и мертвая» (1978 ), «От этих весей Русь пошла...» (1979-80 ), «На ниве духовной» (1980-81 ), статья «В краю родникового слова» (1983 ); выступления на писательских съездах «О хлебе насущном и хлебе духовном» (1976 ), «Слово в ядерный век» (1981 ); выступление в Останкино «Самый надежный судья - совесть» (1981 ) и др. Особенно нашумело знаменитое письмо Абрамова землякам «Чем живем-кормимся» (1979 ). Обращенное непосредственно к веркольцам, опубликованное впервые в районной газете «Пинежская правда», оно получило широкую огласку.

В архиве Абрамова сохранилось много незавершенных произведений. Самые значимые из них - повести о войне («Белая лошадь», «Кто он?»), статья «Так что же нам делать?», путевые заметки о пребывании во Франции, Германии, Финляндии, Америке, роман «Чистая книга». Тысячи страниц с наблюдениями, прозрениями и предостережениями. В путевых заметках Абрамов постоянно сравнивал экономику и духовное состояние общества в передовых странах с Россией и провидчески предупреждал об опасностях однобокой буржуазной цивилизации, когда наряду с высоким уровнем жизни, успехами в технике господствуют зачастую прагматизм, эгоизм, бездуховность.

Лучшим и главным своим произведением Абрамов считал роман «Чистая книга», материалы к которому он собирал 25 лет. Задуманная эпопея представляла Россию за четверть века (1905-30), все социальные слои общества, людей разных верований и убеждений. Самая яркая фигура в книге - Махонька (прототип ее - великая пинежская сказительница Кривополенова). Такой великой и самобытной личности не было еще в литературе. В ней увидел Абрамов безграничные возможности человека, силу духа, нравственную чистоту, умение нести свет и добро людям. Она равнодушна к богатству, ибо уверена: богатство человека в самом человеке. «Будить Человека в человеке» - главное кредо Абрамов Лучшие произведения Абрамов были инсценированы во многих театрах страны (Москва, Ленинград, Архангельск, Саратов, Новгород, Ярославль, Нальчик, Фрунзе, Алма-Ата, Кишинев). Самые успешные и долговечные постановки - «Братья и сестры», «Дом» - принадлежат ленинградскому режиссеру Л. Додину.

Трудное детство

Родители Абрамова были крестьяне, семья крайне нуждалась в деньгах. Отца рано не стало. Федору, младшему из пятерых детей, на тот момент был всего годик, а старшему брату Михаилу едва исполнилось 15. Мать, не опустила руки, а, напротив, принялась поднимать хозяйство и спустя 10 лет они уже считались середняками. Вот только досталось это слишком высокой ценой. Изначально вся тяжесть легла на мать и старшего брата, а затем подтянулись и остальные дети. С утра и до вечера трудилась семья Абрамовых, не разгибая спины, и в поле, и дома.

Учеба

Тяжелое материальное положение помешало детям семьи Абрамовых получить полноценное образование. Михаил и Николай окончили только 3 класса, Василий - 7. Сестра Мария смогла пойти учиться, лишь, когда ей исполнилось 12. Федор, хоть и был младшеньким, пошел в школу с семи лет, то есть раньше сестры. Учился он с удовольствием и за хорошую успеваемость получал премии.

Первая большая несправедливость

Начальную школу Федор окончил с отличием и должен был перейти в пятилетку. Но в нее зачислили лишь детей бедняков, а Абрамова, лучшего ученика, не взяли, поскольку считалось, что он из семьи середняков. Это стало для него большим огорчением. Но все закончилось благополучно и чуть позже его все-таки приняли в пятилетку.

Ленинградский фронт

Сам Абрамов считал, что в его жизни было два чуда. Первое чудо случилось с ним на фронте, морозной зимой 1942 года. Ударному батальону был отдан приказ сделать лазы в проволочном заграждении под непрекращающимся минометным обстрелом противника. Абрамов ползком направился к цели. Внезапно прямо перед ним появился немец. Федор бросил в неприятеля гранату, но перед этим фашист успел пустить очередь. Пули прошили ноги бойцу и, истекая кровью, он потерял сознание.

Под покровом ночи прибыла специальная бригада, чтобы подобрать убитых. Абрамова положили на плащ-палатку и поволокли в братскую могилу, посчитав мертвым. Но один из солдат по пути нечаянно споткнулся и пролил воду из котелка на лицо Абрамова, а тот застонал. Вот так, поистине чудом он выжил.

Спасение из блокадного Ленинграда

Раненого бойца в тяжелом состоянии доставили в Ленинград. Стоял вопрос ампутации ног, но врачам удалось этого избежать. В осажденном городе Федор Абрамов провел первые, самые тяжелые месяцы блокады. Весной 1942 года его по льду Ладожского озера эвакуировали на Большую землю.

Позднее писатель рассказывал, с каким трудом ему удалось выбраться. Впередиидущие машины - одна с блокадными детьми, вторая с ранеными солдатами, пошли на дно Ладоги. А машина, в которой он ехал, сумела проскочить под обстрелом. Писатель называл это своим вторым чудом.

В тылу

После ранения Федор Абрамов был отпущен в отпуск. На родине он столкнется с тем, что впоследствии назовет «вторым фронтом»: мужчины ушли на войну, остались лишь женщины, дети да старики. Голод, непосильная работа, и, несмотря ни на что, несгибаемая сила духа - все это впоследствии ляжет в основу большинства его произведений.

Служба в контрразведке

Поправив здоровье, Абрамов возвращается на фронт, но из-за полученных ран его посылают не на передовую, а в войска армейской контрразведки «СМЕРШ». Демобилизуется он в должности старшего следователя.

Университет

В 1938 году будущий писатель поступил в Ленинградский университет на филфак. Но успел отучиться лишь три курса. 22 июня, в день объявления войны, он подал заявление о зачислении в ряды Красной Армии и отправился добровольцем на фронт. Доучиваться ему пришлось уже после возвращения из армии. В 1951 году писатель закончил учебу в аспирантуре и остался преподавать, а с 1956 по 1961 год возглавлял кафедру советской литературы.

В стенах университета он встретил свою любовь, также студентку филфака, Людмилу Крутикову. Свадьба состоялась в 1951 году. С тех пор Людмила на долгие годы станет его верной спутницей и лучшим соратником.

«Люди колхозной деревни в послевоенной прозе»

В 1954 году в журнале «Новый мир» Абрамов опубликовал свою первую статью. В ней он позволил себе негативно высказаться в адрес коллег-писателей, воспевающих беззаботную жизнь сельчан.

Сразу после выхода статьи на него обрушилась лавина негодования. А Александр Твардовский, главный редактор журнала, лишился должности.

Творчество

Романы под общим названием «Пряслины» - наиболее известные произведения автора. В 1975 году за бесспорный талант Абрамову была присуждена Государственная премия СССР, вторая по значимости (после Ленинской) премия в области литературы, искусства, науки и техники.

Последний замысел

С 1981 года Абрамов начал собирать материал для своей новой книги. Днями напролет искал он в областном архиве города Архангельска информацию на тему Гражданской войны на Русском Севере. Ранее писатель не работал с историческими документами, полагался только на собственный опыт. Основной темой должна была стать идея служения интеллигенции народу. Свой роман он назвал «Чистая книга», но так и не успел его окончить. Не стало Федора Абрамова 14 мая 1983 года. Впоследствии его жена кропотливо собрала все имеющиеся наброски и издала книгу посмертно.

Прочие факты

  • Федор Абрамов из семьи староверов.
  • Старшего брата Михаила называл «братом-отцом», его именем он назовет главного героя цикла «Пряслины». А прототипом старухи Василисы Милентьевныв повести «Деревянные кони» стала его мать.
  • В 1969 году подписал письмо против исключения Александра Солженицына из Союза писателей. На его защиту встало лишь 25 человек из 8 тыс. литераторов.

Русский писатель. Родился в Верколе Архангельской обл. Во время Великой Отечественной войны офицер военной разведки. Окончил Ленинградский университет. В н. 1950-х принимал участие в борьбе против космополитов. В своих романах: “Пряслины” (трилогия, 1958-73), “Дом” (1978); повестях и рассказах: “Пелагея” (1969), “Деревянные кони” (1970) и др. - раскрывал тяжелую судьбу крестьянства на Русском Севере в годы советской власти, показывал духовно-нравственное превосходство крестьян над многими городскими жителями.


Родился в д. Веркола Архангельской обл. в многодетной крестьянской семье, рано потерял отца; помогая матери, с шести лет занимался крестьянской работой; начальную школу (в Верколе) окончил первым учеником, но, несмотря на это, при переходе в среднюю школу возникли трудности: Абрамов был из середняцкой семьи, и его не сразу перевели в следующий класс. Уже в 9-10 классах Абрамов пробовал свои силы в литературном творчестве. Его первое стихотворение было опубликовано в районной газете в 1937. Однако к мысли стать профессиональным писателем Абрамов пришел не сразу. После окончания Карпогорской средней школы в 1938 Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского государственного университета, учебу в котором пришлось оставить с началом Великой Отечественной войны: в 1941 записывается добровольцем в народное ополчение. Дважды был ранен, причем во второй раз только чудом избежал гибели. В 1942, оказавшись после второго ранения на Большой земле, Абрамов посещает родную деревню: впечатления от этой поездки лягут в основу будущих произведений писателя. Как «нестроевик», Абрамов был оставлен в тыловых частях. Служил заместителем политрука роты, учился в военно-пулеметных частях, затем был направлен в контрразведку «Смерш» (смерть шпионам). После победы Абрамов возвращается в университет, поступает в аспирантуру (1948), успешно защищает кандидатскую диссертацию по творчеству М. Шолохова (влияние М. Шолохова на Абрамова впоследствии будут отмечать критики). К этому времени относится публикация статьи о космополитизме в советской литературе, написанной Абрамовым в соавторстве с Н. Лебединским и направленной против ряда еврейских литературоведов. Чуть позже Абрамов становится зав. кафедрой советской литературы при Ленинградском университете, в соавторстве с В. В. Гурой выпускает книгу, посвященную М. Шолохову («М. А. Шолохов. Семинарий», 1958).

Творчество Абрамова неразрывно связано с Пинежским краем, с Верколой. Действие многих его произведений разворачивается в д. Пекашино, «прототипом» которой является Веркола. Абрамов создает своеобразную художественную хронику, видя в жизни этой небольшой деревни отражение судеб всего русского народа.



Обращение к теме русской деревни, новый для послевоенной литературы взгляд на граничащую с современностью историю России поставили Абрамова в ряд наиболее значимых фигур русской литературы 60-70-х. В своем подходе к литературе Абрамов ощущал близость творчеству таких писателей, как В. Белов, В. Распутин, С. Залыгин, Е. Носов, Б. Можаев, В. Афанасьев.

Первый роман Абрамова «Братья и сестры», посвященный жизни русской деревни в военные годы, вышел в свет в 1958. Причину его появления Абрамов объяснил невозможностью забыть «великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, фронт, быть может, не менее тяжелый, чем фронт русского мужика». Позднее это произведение даст название циклу, в который войдут еще три романа: «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом». Первоначальное название тетралогии «Пряслины», выводя на первый план повествование о пекашинской семье Пряслиных, несколько сужало замысел автора.

«Братья и сестры» создавались с желанием оспорить доминирующую в литературе 40-50-х точку зрения на русскую деревню как на край благополучия. Роман оказался практическим подтверждением позиции, высказанной Абрамовым в статье «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» (1954). В этом своеобразном манифесте Абрамов подверг резкой критике «Кавалера Золотой Звезды» С. Бабаевского, «Зарю» Ю. Лаптева, «Жатву» Г. Николаевой - произведения, признанные официальной критикой в качестве образцовых. Абрамов предъявил литературное требование - показывать «правду и нелицеприятную правду».


Выходя за рамки дозволенного цензурой, размышления Абрамова о деревне подчас оказывались рискованными. Так, очерк «Вокруг да около» (1963), в основу которого положен рассказ о дне председателя колхоза, был признан идейно порочным, а редактор журнала «Нева», где очерк был напечатан, снят с работы.

В 1968 Абрамов опубликовал роман «Две зимы и три лета», посвятив его трудной судьбе послевоенного Пекашина. Абрамов исследует жизнь деревни на разных социальных уровнях. Его интересует как простой крестьянин, так и человек, поставленный управлять людьми. Облегчение, на которое надеялись пекашинцы, ожидая победы, не пришло. Кровно связанные общей целью, еще недавно они были как «братья и сестры». Теперь автор сравнивает деревню с кулаком, каждый палец которого хочет своей жизни. Непомерные государственные обязательства, голод, отсутствие устойчивого быта подводят героев Абрамова к мысли о необходимых переменах. Михаил Пряслин (герой, очень близкий Абрамову) в конце романа задается вопросом: «Как жить дальше? Куда податься?» Сомнения и надежды героя, размышляющего о будущем в финале романа, воплощаются в символическом образе вспыхнувшей и «рассыпавшейся» звезды.

Действие романа «Пути-перепутья» (1973) разворачивается в н. 50-х. Это еще один эпизод из истории Пекашина. Абрамов показывает негативные изменения в характере русского крестьянина. Государственная политика, не позволяющая труженику воспользоваться результатами своего труда, в конце концов отучила его работать, подорвала духовные основы его жизни. Одной из важнейших тем в романе оказывается судьба руководителя колхоза, который попытался изменить установившийся порядок - дать крестьянам выращенный ими же хлеб. Противозаконное действие повлекло за собой арест. Серьезным испытанием для пекашинцев становится письмо в защиту председателя, которое им необходимо подписать: лишь немногие способны совершить этот нравственный поступок.

Роман «Дом», заключительный в тетралогии «Братья и сестры», появился в 1978. Он посвящен современной автору действительности - деревне 70-х. «Дом» - одно из важнейших понятий для Абрамова, заключающее в себе все пласты человеческого существования - личную жизнь семьи, общественную жизнь деревни, положение России в целом. Отдавая себе отчет в неблагополучии русского народа, Абрамов все же ищет тех его представителей, которые позволят сохранить надежду на возрождение исконного русского характера, попытаются заново отстроить полуразрушенный историей «дом».

Работу над крупными произведениями Абрамов сочетал с написанием небольших рассказов и повестей. Причем благодаря неоднократному обращению к текстам, этот процесс порой растягивался надолго: «Мамониха», 1972-80; «Трава-мурава», 1955-80; «Самая счастливая», 1939-80. Параллельно Абрамов был занят публицистикой, выступал на телевидении и радио.

Некоторые произведения Абрамова не дошли до читателя при жизни автора. Наиболее важное из них - повесть «Поездка в прошлое», задуманная еще в н. 60-х, увидела свет только в 1989. Последнее значительное произведение Абрамова «Чистая книга» - итог размышлений писателя над судьбами России - так и осталось незавершенным.