Написать характеристику софьи горе от ума. Характеристика героев горе от ума

В.Ф. Ходасевич говорил: «Грибоедов – человек одной книги». Мне кажется, что это не совсем справедливо, но, безусловно, прославился А.С. Грибоедов своей комедией «Горе от ума». Это произведение бессмертно. Оно давно разошлось на цитаты, а его герои стали нарицательными персонажами.

Софья Фамусова – главный женский персонаж в пьесе. Это семнадцатилетняя девушка, в которую безумно влюблен Чацкий. Да и сама Софья была влюблена в Александра Андреевича, но с течением времени все изменилось. К моменту приезда Чацкого в Москву Софья была безвозвратно влюблена в секретаря своего отца, Молчалина.

На мой взгляд, Софья занимает промежуточное положение среди героев произведения. С одной стороны, в ней есть качества, резко выделяющие эту героиню из фамусовского круга. Прежде всего, это независимость суждений и презрение к сплетням и общественному мнению. Она говорит: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…»

И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» охарактеризовал Софью как «смесь хороших инстинктов с ложью». Действительно, в этой героине есть черты, которые делают ее способной как на хорошие, так и на дурные поступки. Софья своевольна, упряма, но и капризна, и не очень благонравна.

Софья Фамусова, бесспорно, умна и наблюдательна. Она прекрасно знает законы «фамусовского» общества, умеет предсказывать поступки людей. Поэтому этой героине удается так жестоко отомстить Чацкому. Софья распускает сплетню о его безумии, зная, что на ее бывшего возлюбленного начнется настоящая травля. Хотя, на самом деле, эта героиня была уверенна в «ясном уме и полном здравии» Чацкого:

Готов он верить!

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

Можно сказать, что Софья в комедии – один из самых умных и здравомыслящих персонажей. Но и она попадает в комичное и, одновременно, печальное положение из-за своей любви к Молчалину. Я думаю, что ее любовь к этому «жальчайшему созданью» была серьезна. Но неужели Софья не видела истинной сущности этого героя? Ведь в разговоре с Чацким она до небес превозносит душевные качества Молчалина:

Чудеснейшего свойства

Он наконец: уступчив, скромен, тих.

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, -

Вот я за что его люблю.

Но героиня не замечает, «как портрет выходит пошл». Молчалин для Софьи – романтический герой, верх совершенства. Поэтому во втором действии комедии, когда Молчалин падает с лошади, Софья так переживает, что падает в обморок. Ничтожное происшествие вырастает в ее глазах до размера настоящей трагедии. Она говорит Алексею Степанычу:

Молчалин! Как во мне рассудок цел остался!

Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!

Зачем же ей играть, и так неосторожно?

Мне кажется, эти слова Софьи уж очень напоминают слова героини какого-нибудь любовного романа. И это неслучайно. Вспомним, что девушка увлекалась французскими романами, мечтала о своем рыцаре на белом коне. Я думаю, что в лице Молчалина она нашла такого рыцаря. Вернее, придумала его себе, ведь в окружении Софьи не было достойных молодых людей. Не на Скалозуба же ей было обращать внимание! Это уж явно был «не герой ее романа».

Итак, Софья выбрала в герои Молчалина. Она придумала себе, что это идеал, «образец умеренности и аккуратности». Девушка даже не пытается узнать, каков Алексей Степаныч на самом деле. Софья не замечает его «пошлости» и притворства. «Бог нас свел» - говорит героиня. Ей приятно думать так, воображать себя героиней любимых романов. Она и Молчалина заставляет вести себя, как романтического герои: просиживать все ночи до утра за совместным чтением книг, вздыхать по Софье:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет…

Софья полностью отдается своему чувству. Ради Молчалина она идет на нарушение всех приличий: любовь к человеку из низшего сословия, ночные свидания т.д. Но девушка пренебрегает мнением общества, и это делает ее человеком «нового поколения». Ведь для «отцов» нет ничего страшнее «мненья княгини Марьи Алексевны».

Софья живет в мире своих иллюзий. Это подтверждает и ее отношение к Чацкому. Она не стремится понять его, увидеть настоящие мотивы и цели этого героя. Девушка считает Чацкого черствым и бессердечным («Не человек, змея!»), старается побольнее ранить и унизить Александра Андреевича. Так, она говорит ему: «На что вы мне?» В отношениях с Чацким Софья так же «слепа» и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным.

В финале комедии жизнь заставляет Софью прозреть. Она видит, наконец, настоящее лицо Молчалина. В этой тяжелой для нее ситуации девушка ведет себя очень достойно. С призрением она говорит Молчалину:

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их…

Софья осознает свой самообман. Ей очень тяжело, но во всем она винит только себя. «Вся в слезах», Софья говорит: «Я виню себя кругом». В финальных сценах комедии образ Софьи приобретает трагические черты. Недаром И.А. Гончаров говорил об этой героине, что ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний». Умная, начитанная, но далекая от настоящей жизни героиня терпит свое «горе от ума».

Софья Фамусова вызывает у меня симпатию и жалость. Она обладает многими положительными чертами и большим потенциалом. Девушка жаждет настоящей любви, сильных чувств. Но ее окружают ничтожные и недостойные люди. Одной ей тяжело противостоять такому натиску. Девушка стремится быть счастливой, но никто не может помочь ей, что-то посоветовать, наставить на путь истинный. Поэтому девушка вынуждена самостоятельно совершать ошибки и исправлять их. Что ждет Софью в будущем? Мне кажется, что она перейдет в лагерь «детей», которые, как и Софья, обладают большим умом и искренним сердцем.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Выводы

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Выводы

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

Софья Павловна Фамусова – персонаж непростой, её образ сложен и многогранен. Природа наделила девушку хорошими качествами. Она умна, обладает сильным характером, гордая, независимая и в то же время мечтательная, с горячим, страстным сердцем. Автор, описывая героиню, даёт увидеть все эти черты посредством её языка, поведения. А. А. Яблочкина – народная артистка СССР, которая считается одной из лучших актрис, исполнивших роль Софьи, - говорила, что именно речь раскрывает данный образ.

Грибоедов показывает читателю, что эта семнадцатилетняя девушка рано повзрослела, оставшись без матери. Она ведёт себя, как полноправная хозяйка, госпожа в доме, она привыкла, что все ей подчиняются. Поэтому в общении с ней сразу слышны властные нотки в голосе, видна её самостоятельность. Софья не так проста, автор наделил её особым характером: мстительным, насмешливым, цепким. В её речи можно заметить что-то от крепостных, с которыми ей приходится часто иметь дела, а также от французских дам, французских книг.

Героиня «Горя от ума» часто упоминает о разных душевных переживаниях, о том, что кто-то прикидывается влюблённым, а кто-то вздыхает из глубины души. Неординарный ум девушки позволяет ей делать точные обобщающие высказывания, например, о том, что счастливые часов не наблюдают.

Софья воспитывалась под присмотром француженок-гувернанток, а потому её речь изобилует галлицизмами. Но вместе с тем в её языке полно просторечий, характерных для обычных крестьян.

Однако все положительные природные задатки девушки не могли раскрыться в фамусовском обществе. Напротив, ложный подход в воспитании привёл к тому, что Софья стала представительницей принятых здесь взглядов, привыкла к лицемерию, лжи. В критической статье «Мильон терзаний» И. А. Гончаров раскрывает этот непростой образ. Он говорит, что в Софье сочетаются хорошие природные задатки и ложь, острый ум и отсутствие каких-либо убеждений, нравственная слепота. И это не просто личные пороки персонажа, а общие черты всех людей её круга. На самом же деле в её душе спрятано нечто нежное, горячее, мечтательное, а всё остальное взращено воспитанием.

Жизненный опыт Софьи, суждения о людях складывался из многочисленных наблюдений за бытом тех людей, которые относятся к её кругу. Немало интересного она почерпнула из сентиментальных французских романов – они были невероятно популярны среди девушек в дворянском обществе. Именно эта литература, сентиментальная и романтичная, способствовала развитию у девушки мечтательности, чувствительности. Читая такие романы, она рисовала в своём воображении героя, который должен был быть человеком незнатным и чувствительным. Девушка потому и обратила внимание именно на Молчалина, так как своим поведением, некоторыми чертами характера он напоминал ей тех самых героев из прочитанных французских книг. Гончаров указывает на ещё одно важное обстоятельство, которое повлияло на её увлечение Молчалиным. Это тяга к покровительству, помощи любимому человеку, такому скромному, не смеющему вымолвить слово и поднять глаза. Это желание возвысить его, сделать равным себе, своему кругу, наделить его всеми правами. Конечно, Софье нравилась в этой ситуации чувствовать себя главной, властительницей, покровительницей, которая делает счастливым своего раба. И всё же нельзя ставит ей этого в вину, поскольку в то время идеалом столичного супруга считался муж-мальчик и муж-слуга, других в доме Фамусова она не могла бы найти.

В образе Софьи Гончаров разглядел задатки сильного характера, живого ума, нежности, женской мягкости, страстности, которая была зажата, закрыта в её натуре ложным воспитанием, общественными устоями её круга. Чацкий любил в девушке именно хорошие качества её натуры, а потому после трёхлетнего отсутствия ему было особенно неприятно и больно увидеть, что она превратилась в типичную даму фамусовского круга. Впрочем, Софья также переживает душевную трагедию, когда подслушивает диалог Лизы и Молчалина – любимый человек предстаёт перед ней в истинном свете. Как замечает Гончаров, ей даже хуже, чем самому Чацкому.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2011-05-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Меню статьи:

Чтобы понять, кто такая Софья Павловна Фамусова, героиня пьесы «Горе от ума» нужно знать особенности времени, в которое жил Александр Грибоедов. Автор создал сатиру, где показал явные пороки тех, кто считает себя элитой общества, нивелируя всякое стремление к образованию, учению, познанию нового и настаивая на соблюдении старых порядков. Софья – представитель этого класса.

Ее образ нельзя назвать положительным, но если читатель думает, что эта девушка – полностью отрицательный персонаж, может допустить ошибку в своих выводах. Итак, проследим за характером и поступками Софьи Фамусовой.

Характеристика Софьи Фамусовой

Со страниц произведения мы узнаем, что Софья, в отличие от ее противящегося учению отца, – девушка образованная, любящая читать книги, в основном французские романы. Именно благодаря этой литературе она стала сентиментальной и чувственной.

На фоне представителей знати фамусовского общества Софья кажется умной и развитой. Героиня пьесы умеет играть на фортепиано и флейте. “…То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано??”

Характер Софьи властный и требовательный: она командует в доме как хозяйка, несмотря на юный возраст. Семнадцатилетняя девушка повелевает – ей подчиняются. Кроме того, Софья обладает решительностью: «…Я криком разбужу всех в доме и погублю себя и вас…” – говорит она.


Однако, несмотря на эти, с одной стороны, положительные качества, Софья как губка, впитала в себя ложь и лицемерие, присущие представителям фамусовского общества.

Александр Чацкий и Софья Фамусова

Александр Чацкий поначалу выбрал Софью в качестве своей невесты, потому что она была, во-первых, близкой ему по духу, во-вторых, он видел в ней ум и сильный характер.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в таблице.

Также ему импонировала независимость этой девушки от окружающих. Однако, когда Чацкий приехал из Санкт-Петербурга с намерением жениться на Софье, она встретила его очень холодно, ведь уже увлеклась другим – Алексеем Степановичем Молчалиным, который в то время жил в доме ее отца. Остается загадкой тот факт, что умного и интеллектуально развитого Чацкого девушка предпочла глупому и недалекому человеку.

Софья Фамусова и Алексей Молчалин

Обладая романтической натурой, Софья полюбила человека, который по характеру и привычкам был похожим на героя ее любимых произведений. Причиной ее сердечной тоски стал Алексей Молчалин, секретарь отца. Но такой выбор Софьи обоснован не только этим, ведь Молчалин – человек, которым можно командовать, а, как известно, Софья любит помыкать людьми. Однако, ослепленная страстью, девушка не желает замечать, как жалок и глуп ее избранник. Напротив, героиня пьесы очень переживает за Алексея, и лишается чувств, когда тот падает с лошади. Однако, мечтам Софьи о совместной жизни с избранником не суждено сбыться, потому что брак с этим человеком не только противен ее отцу, но и самому Молчалину. Однако, еще одно неожиданное обстоятельство указало на абсолютную невозможность связать жизнь Софьи с Молчалиным: в конце пьесы открылось истинное лицо Алексея, который тайно от Софьи встречался и со служанкой Лизой.

Напускная скромность Молчалина разбилась вдребезги, так как выяснилось, что он – двуличный и опасный человек.

Софья разочарована, потому что тот, на кого она возлагала надежды, оказался подлецом и лицемером. «Нейдите далее, наслушалась я много, Ужасный человек! себя я, стен стыжусь» – сокрушается она, наконец-то увидев, что хотела связать жизнь с недостойным, ничтожным мужчиной.

Отзывы читателей о героине пьесы

«Софья Фамусова удивляет своей двоякой натурой. С одной стороны, она добрая, очень любит и жалеет Молчалина, хотя видит, что интеллектуально он ниже ее, с другой – вовсю командует домочадцами. Жаль, что судьба этой девушки не сложилась. На мой взгляд, если бы она связала свою жизнь с Чацким, была бы счастлива».


«В тандеме – Софья, Молчалин, Чацкий – мне жаль именно Александра Чацкого. Он специально приехал, чтобы сделать предложение девушке, хотел жениться на ней, а она отказала ему, предпочтя умному человеку Молчалина, не обладающего высоким интеллектом. Кроме того, распустила слухи о том, что Чацкий – сумасшедший. Жаль, что на нормального и умного человека накладывает свой отпечаток общество, где он живет и взаимодействует с людьми, и мало кто решается в таком случае плыть против течения».