Анализ произведения «Белая гвардия» (М. Булгаков). Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете. Истинная честь не может терпеть неправду. Филдинг

Для любимого 11 «Б»

Тематическое направление «Честь и бесчестие»


Тематическое направление «Честь и бесчестие»

Пружина чести , наш кумир !

И вот на чем вертится мир !

(А. С. Пушкин)


Честь и бесчестие

  • В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным
  • принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия.
  • Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным
  • правилам и различных форм компромисса с совестью - вплоть до глубокого морального падения личности.

Честь-

это честность,

порядочность,

добросовестность,

достоинство -

все моральные качества и принципы,

достойные уважения .

это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

(по В.Далю)

это добрая, незапятнанная

репутация, честное имя.


Что, по вашему, честь? Как вы понимаете слово « честь»

достоинство

честное имя

верность

ЧЕСТЬ

Чистая совесть

порядочность

благородство души

справедливость


Запишите (назовите) имена литературных героев, их отличительное качество как «человека чести» (укажите произведение).

Матрёна А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

Маша Миронова

незапятнанная репутация

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

честное имя

справедливость

Андрей Соколов

купец Калашников

ЧЕСТЬ

порядочность

достоинство

М.А.Шолохов

Петр Гринёв

благородство души

М.Ю.Лермонтов «Песнь про купца Калашникова...»

верность

«Судьба человека»

Пьер Безухов Л.Н.Толстой

А.С.Пушкин

чистая совесть

«Война и мир»

«Капитанская дочка»

Сонечка Мармеладова

Ф.М.Достоевский.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

«Преступление и наказание»


Честь как воплощение духовной силы героя.

«Мастер и Маргарита» М. Булгаков.

Честь – это та высокая духовная сила , которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости.

Это стержень , который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть.

Иешуа пришёл в мир с истиной: человек добр. Добро является для него абсолютной ценностью, и именно это убеждение Иешуа определяет его поведение во время допроса. Изменить своим убеждениям для героя означает предать самого себя, поступить бесчестно.

Иешуа Га- Ноцри.

Иешуа- это прежде всего человек, который находит нравственную,психологическую опору в себе самом и в своей истине, которой он остался верен до конца. Он совершенен красотой духовной,не внешней, и это позволяет ему с достоинством принять решение Понтия Пилата, не позволив прокуратору склонить его к трусости. Хотя Иешуа испытывает чувство страха перед кентурионом Марком Крысобоем, солгать даже самому себе он не может.


Честность, порядочность – это уже половина счастья

Тезис

Пример. Л. Толстой « Война и мир»

Счастье – это спокойная совесть. Это осознание того, что ты прожил свою жизнь честно.

Пьер Безухов, находясь в постоянном поиске смысла жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек. Поэтому в эпилоге романа мы видим, что он обрел счастье.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле.

Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только стремление каждого человека жить по законам чести и совести избавит народы от разрушения и гибели. Любимые герои Толстого, понимая это, следуют дорогой чести.


Невозможно представить былинных Илью Муромца, Святогора, Микулу Селяниновича вне категории чести.

С древних времен понятие честь в русской культуре является определяющим для оценки человека.

В «Повести о разорении Рязани Батыем» антитеза «честь и бесчестие» воплощается в образах рязанского князя Федора Юрьевича и «безбожного царя Батыя».

Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой

« Песне о купце Калашникове…»

М.Ю. Лермонтова .


Какой может быть честь

Воинская

  • А.С. Пушкин "Капитанская дочка" (Швабрин и Петр Гринев с Машей Мироновой);
  • М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" (Печорин сам по себе, Печорин и Грушницкий);
  • Л.Н. Толстой "Война и мир" (Курагины и Болконские; Пьер Безухов, Федор Долохов);
  • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"
  • М. Булгаков "Белая гвардия" (Алексей Турбин и Тальберг);
  • Э. Хемингуэй "Прощай, оружие!" (Фредерик Генри);
  • В. Быков "Сотников" (Рыбак и Сотников)
  • М. Карамзин «Бедная Лиза»
  • А. Пушкин «Евгений Онегин»
  • А. Пушкин « Дубровский»
  • « Слово о полку Игореве»

Дворянская

Честь как достоинство

Честь против бесчестия


Воинская честь

Кодекс чести русского офицера Составлен в 1804 году, актуален навсегда

К жизни русского военного человека обращались многие писатели:

А. С. Пушкин (в романе « Капитанская дочка»)

А. И. Куприн (в повести «Поединок»)

М. А. Булгаков (в романе «Белая гвардия»).

В своих произведениях они пытались показать проблемы жизни русских офицеров.

Душа - Богу,

сердце - женщине,

долг - Отечеству,

честь - никому!

Господа офицеры

М. А. Булгакова «Белая гвардия».

Белая гвардия - это в основном «господа офицеры», для которых честь, совесть, воинский долг, рыцарское отношение к женщине -вечные понятия. Алексей Турбин как истинный офицер думает прежде всего не о себе и даже не о других, а о России, о своей чести. Принимая присягу, верит, что может честно служить, но не на благо кого-то «наверху», а на благо своей Родины, которую он любит и уважает. Со страниц романа с нами говорят настоящие офицеры, которые, если потребуется, отдадут свою жизнь до последней капли крови, но не потеряют своей чести.

А. Куприн в своей повести «Поединок» писал о буднях армейской жизни. Главный герой произведения - подпоручик Романов. Именно он ощущает ту пропасть, которая отделяет его от праздной богатой публики, и он начинает задумываться над причинами этого бедственного положения. Армейская служба превращается в обязанность, нудную, подневольную. Никто «в службу не верит и разумной цели этой службы не видит». Гибель героя неизбежна: «армейская знать», создавшая миф о «чести мундира», о своей исключительной роли в жизни страны, ополчается против каждого, кто отважится этот миф разоблачить.

« И ПЕРВЫЙ КЛАД МОЙ ЧЕСТЬ БЫЛА» А. ПУШКИН

Честь в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Проблема чести и совести в «Капитанской дочке» раскрывается на примере жизни и поступков Петра Гринёва.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. В напутствии сыну отец особенно подчеркивает необходимость соблюдения чести: « Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду ».

Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг.

Видя замерзающего путника, Гринёв, буквально, спасает его от гибели: совесть не позволяет равнодушно смотреть, как замерзает человек.

Честь дворянина не позволяет Гринёву простить Швабрина, с которым он подружился, за грязные намёки в адрес Маши. Дуэль, по мнению Петра – единственный способ отстоять честь девушки.

Полюбив Машу, молодой человек считает себя ответственным за её судьбу, и это тоже проявление чести и достоинства настоящего дворянина.

Так же достойно ведёт себя Пётр, оказавшись в плену у соратников Пугачёва: он не унижается, не молит о пощаде и готов принять смерть

Будучи честным человеком, Гринёв не может не возмущаться нерешительностью и бездарностью военных чиновников Оренбурга.

Честью и совестью продиктованы все последующие поступки Гринёва во время Пугачёвского бунта: он готов отвечать за своё общение с бунтовщиком перед государыней.


Дворянская

Дворянская честь

Долг дворянина, как считал Фонвизин , в том, чтобы блюсти свое человеческое достоинство и «быть другом честных людей». «Дворянину недостаточно быть дворянином – подлее этого ничего не знаю,» – говорит Стародум в комедии «Недоросль»

Женская честь

Быть женщиной – великий шаг.

И. А. Бунин .

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина

Пример

Для Татьяны честь – это прежде всего нутренняя правда и верность себе. Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все еще любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

«Анна Каренина» Л.Н. Толстой

Анна Аркадьевна своим уходом от мужа к молодому любовнику, подрывает не только свою честь, но и честь семьи. Светское общество перестает принимать Анну, и прежняя, насыщенная жизнь, пусть и без любви, канет в прошлое, а в настоящем останется суровая реальность.

Ф.М. Достоевский «Идиот». Настасья Филипповна.

Дворяне, в особенности женщины-дворянки, опорочившие честь семьи, или не сумевшие найти в жизни счастье, либо боролись за свое положение в этом мире до конца, либо погибали.

Писатель показывает, как может быть поругана человеческая и женская честь.

В отрочестве героиню обесчестил богатый дворянин Тоцкий. Долгое время живя у него на содержании, Настасья Филипповна опустилась, прежде всего, в своих глазах. Будучи от природы чистым существом, героиня стала презирать и ненавидеть себя, хотя во всем случившемся не было ее вины. Уверовав в свою порочность и бесчестие, она стала вести себя подобающим образом. Настасья Филипповна считала, что она недостойна счастья и искренней любви, поэтому не вышла замуж за князя Мышкина.


Распутин « Женский разговор»

Честь для Натальи –любить, быть « любее любой».

Наталья

Хочется Наталье, чтобы внучка сохранила себя по капельке, подготовила к замужеству. У Натальи свое представление о невесте. Она за уважение друг к другу, внимание, заботу, жалость, сочувствие – это и составляло основу жизни, было любовью«ранешной». Это жизненный принцип Натальи.

А как же иначе: все честь по чести , по закону, по сговору. А не по обнюшке… … Я его до чутельки знала.


Женская честь

Женская честь –

это и целомудрие, и гордость, и скромность, и женственность,

и самообладание, и выдержка.

Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести.

А. В. Суворов.

Целомудрие – это чистота ума и сердца, чистота мыслей, поступков, это целостное отношение к миру, необходимое нравственно-психологическое условие для прочного брака и счастливой семьи .

« Целомудрие – это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без чего человек становится плотью, животным, теряет всё человеческое », - такое определение этому слову давал Ефрем Сирин.

Старухи – то никуда не денутся, они, сменяя друг друга, будут всегда, но вот вопрос: какие старухи?

В. Г. Распутин


Дворянская

Основой самосознания дворянства является понятие чести. Это понятие связывалось с правами и обязанностями, которые зависели от положения человека. Рыцарский кодекс западноевропейского рыцаря-дворянина связывал честь с «верностью» и «служением».

Дворянская честь - это индивидуальные или официальные взгляды дворян на свой служебный и общественный долг, на свое положение в государстве и на социальной лестнице, на незыблемость своих привилегий и прав.

Долг дворянина, как считал Фонвизин , в том, чтобы блюсти свое человеческое достоинство и «быть другом честных людей».. «Дворянину недостаточно быть дворянином – подлее этого ничего не знаю,» – говорит Стародум в комедии «Недоросль»

А.С. Грибоедова «Горе от ума» . Преданность Александра Андреевича Чацкого своим идеалам и убеждениям - свидетельство того, что он является человеком чести.


Дуэль как способ защиты чести

А.С. Пушкин , « невольник чести » , защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, оторый сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить « оклеветанный молвой » и положил конец бесчестию ценою собственной жизни.

М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.


Дуэль в литературе

Пример

Произведение

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина.
  • М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал.
  • Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Эгоист и злодей загубил невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках недоброжелателей и толкнули на злодейство.
  • М.Ю. Лермонтов «Маскарад»
  • Пьер искренне доверял старому другу, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены.
  • Л.Н. Толстой «Война и мир» .

В чем выражается внутренняя честь?

Тезис

Произведение

Честный человек бережет свое и чужое достоинство.

Пример

Рыбак из повести В.Быкова «Сотников»

Честный человек держит слово.

Леонид Пантелеев «Честное слово»

На войнечувства обострены, в том числе и чувство собственного достоинства, чувство патриотизма, чувство товарищества.

Ведет себя порядочно - не нарушает этических норм.

Рассказ повествует о мальчике, которому старшие ребята велели ему стоять на посту, и он не мог уйти, не мог нарушить данное им честное слово

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

«А зовут меня Степаном Калашниковым, А родился я от честного отца, И жил я по закону господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного...»


(по В.Далю)

Бесчестие

склонность к позорному поведению и поступкам, противным чести.

Всякое действие, противное чести, позор

стыд, срам, позор, поношение, поругание.


Истинная и ложная честь

Честь истинная

Честь ложная

Всегда в соответствии с совестью.

Мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее - «чиновничьей») души. И мираж вредный, созидающий ложные цели, ведущий к расточительству, а иногда и к гибели подлинных ценностей. Поэтому честь должна быть в гармонии с совестью». Статья Д.С.Лихачева «И пробил час...»

«Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу . Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом».

Д.С. Лихачёв « Письма о добром и прекрасном»


Антитеза честь-бесчестие в литературе

В. Дёгтев «Аморальный приказ»

Нельзя говорить: «Я только выполнял приказ».

Каждый человек наделен свободной волей, и в своих поступках руководствоваться должен высшим смыслом. Если получаешь аморальный приказ, ты обязан его не выполнять. Если выполняешь, то берёшь на себя вину не меньшую, чем тот, кто дал приказ. Исполнение аморального приказа противоречит чести офицера. Поэтому даже самому себе герой кажется чужим.Понятие чести, долга офицера для него сводится к соблюдению внешних проявлений «умылся, переоделся во всё чистое, облачился в парадный китель, как требует того морская традиция.»

  • Что я мог поделать – приказ есть приказ! Помня о долге капитана, я спустился в каюту, умылся, переоделся во всё чистое, облачился в парадный китель, как требует того морская традиция. Внутри у меня было, как на покинутой площади… Долго не выходил из каюты, находя себе всякие мелкие заботы, и всё время чувствовал, как из зеркала на меня смотрело бескровное, чужое лицо.

Произведения, в сюжетах которых

сталкивается честь и бесчестие

Д.Фонвизин «Недоросль» – Правдин, Стародум, Софья - Простаковы. А.Грибоедов «Горе от ума» – Чацкий – Молчалин, фамусовское общество. А. Пушкин «Капитанская дочка» – Гринёв – Швабрин. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» – купец Калашников – Кирибеевич. Н. Гоголь «Тарас Бульба». А.К.Толстой «Князь Серебряный». Л. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский – Долохов; старый князь Болконский – Василий Курагин… Ф.Достоевский «Идиот» – Князь Мышкин – Гаврила Иволгин; «Преступление и наказание».

А.Куприн Поединок». М.Булгаков «Белая гвардия»- Турбины- Тальберг.«Мастер и Маргарита». В. Каверин «Два капитана» - Саня Григорьев – Ромашин, Николай Антонович. Н.Думбадзе «Я вижу солнце». Н. Лесков «Человек на часах». А..Куприн «Чудесный доктор». М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон». В.Быков «Обелиск»; «Сотников». В.Распутин «Живи и помни»


Задание

Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства

утверждения;

сформулируйте их.

« Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России»

А.С. Пушкин.

«Честь - жизнь моя. Они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни»

В. Шекспир


Задание

Подумайте,какими выражениями, в том числе и устойчивыми, со словом « честь » вы пользуетесь. Часто ли вы употребляете их? В каких ситуациях и с какой целью? Кто из литературных героев отстаивал свою честь?

«Человек незапятнанной чести.

По чести...

Уверяю вас честью.

Поступок, несовместимый с честью...

Знал бы ты честь...

Поле чести...

Возможные темы сочинений :

  • Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...
  • Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).
  • Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?
  • Почему честь ценилась во все времена?
  • Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
  • Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
  • Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)
  • Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго)
  • Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)
  • Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)
  • Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?
  • Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)
  • Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)
  • Честь может быть потеряна только однажды. (Э .М.Капиев, дагестанский советский прозаик)
  • Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А .П.Чехов)

Афоризмы, которые можно использовать в качестве тезисов

Лишать чести другого - значит лишаться своей. Публий Сир

Честь дороже жизни. В. Шекспир

Истинная честь не может терпеть неправду. Филдинг

Честь - это награда, присуждаемая за добродетель… Аристотель

Вытерплю несправедливость, только не бесчестье. Цецилий

Каждая нечестность - шаг к бесчестью. В. Синявский

Бесчестный человек готов на бесчестное дело. Пословица


Тематическое направление «Честь и бесчестие»

Эпиграфы к направлению

«Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

Бесчестие хуже смерти

Счастье с бесчестием-ведро с ненастьем

Всякому своя честь дорога

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. А. П. Чехов

знал бы честь- посовестился

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. В. Г. Белинский

Честь - это желание снискать почести; соблюдать свою честь - это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей. Ф. Вольтер

Соотнесите эпиграфы с темами сочинения, подберите аргументы


Мостики-переходы.

Мотив чести(бесчестия) является одним из ведущих в ….

- изображение поступков героя (пример???)

- отражение сущности человека, приём характеристики героя(пример???);

- средство раскрытия внутреннего, духовного мира персонажа(пример???).

Www.a4format.ru Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й класс. - М.: АСТ, 2004. И.О. Родин, Т.М. Пименова Честь и бесчестье: роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных» Главным, чем вошел Булгаков в литературу 1920-х, был роман «Белая гвардия» и возникшая на его основе пьеса «Дни Турбиных». Задача, которую ставит перед собой Булгаков, - показать картину гражданской войны, которая, по его замыслу, должна быть не только написана в традициях «Войны и мира», но и по размаху ориентироваться на толстовскую эпопею. Тем не менее, оценки, которые сам Булгаков давал своему произведению в разное время, были также различны. Пока Булгаков «не остыл» от этой книги, он считал ее самой важной в своей судьбе, говорил, что от этого романа «небу станет жарко», - а спустя годы признавал роман «неудавшимся». Возможно, это происходило оттого, что эпопеи, о которой мечтал автор, не получилось. Вместо грандиозной панорамы возник один, хотя и яркий, ее фрагмент - 1918 год в Киеве. Журнал «Россия», печатавший в 1925 году роман, закрылся, не завершив печатания даже той части, которая могла стать первой книгой эпопеи. Дальше, возможно, предполагалось захватить события гражданской войны на Юге, продлить судьбы героев. Одной из отличительных особенностей романа является тот личный тон, который проходит через все повествование. Книга похожа на немного романтизированную мечтувоспоминание уставшего от войны, измученного бездомьем человека. Максимилиан Волошин, одним из первых разглядевший дар Булгакова, отметил, что его литературный дебют можно сравнить только с дебютами Толстого и Достоевского. Волошин же дал «Белой гвардии» емкое определение, сказав, что ее автор воплотил в своем романе «душу русской усобицы». В 1920-е было достаточно писателей, изображавших гражданскую войну с позиций красных (например, «Чапаев» Фурманова, «Разгром» Фадеева или «Конармия» Бабеля). Были и такие, что описывали ее из белогвардейского стана (например, сочинения генерала Краснова). Однако Булгаков, изображая войну, не спешит принять чью-либо сторону. Он пытается быть объективным. Автор избегает в своей книге (по крайней мере в той части, какая была закончена), прямого противостояния красных и белых. На страницах романа белые воюют с петлюровцами. Но писателя занимает более широкая гуманистическая мысль. Эта мысль состоит в том ужасе, который несет с собой братоубийственная война, ее всеразрушающая стихия. В 1930 году Булгаков в своем письме правительству прямо говорил о своих «великих усилиях стать бесстрастно над красными и белыми». Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью. И остался реалистом в своем повествовании: он не щадил ни петлюровцев, ни немцев, ни белых, и о красных не сказал ни слова неправды, расположив их как бы за сценой (поскольку его личный опыт касался в основном белого движения). Внутренним центром, от которого начинается любое действие в романе, становится мечта о покое, мирной жизни для людей. С нескрываемым сарказмом рисует Булгаков властителей-самозванцев: Петлюру или марионетку немцев - гетмана. На мирном фоне снежно-белого Киева запечатлевает он и грубую реальность войны: боль, кровь, трупы, холодный ужас мертвецкой. Но автор пытается объяснить и исторический смысл апокалиптического бедствия. Обрушившийся обломками мирный быт, кровавый вихрь, пронесшийся над городом, - это своего рода рок, неизбежное возмездие за долгое равнодушие сытых к мужицкой боли и беде. Новизна романа Булгакова состояла прежде всего в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны, когда еще не утихла взаимная ненависть, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных - хороших www.a4format.ru 2 и плохих, мучащихся и заблуждающихся, умных и ограниченных - людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде - с очевидным сочувствием. Чем же привлекают Булгакова эти люди? И в Алексее, и в Малышеве, и в Най-Турсе, и в Николке он больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести. Это слово проходит в романе как лейтмотив. «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» – негодует на Тальберга, сбежавшего с немецким штабным поездом, Алексей Турбин. И ему же подбрасывает автор книгу Достоевского, раскрытую на фразе: «Русскому человеку честь - одно только лишнее бремя». Офицерская честь требовала защиты белого знамени, верности присяге, царю и отечеству, и Алексей Турбин мучительно переживает крушение веры в святость этих идеалов. Но для любимых героев Булгакова честь - это еще и верность другим людям, товариществу, долг перед младшими и слабыми. Полковник Малышев распускает юнкеров по домам, поняв бессмысленность сопротивления. Най-Турс сражается до конца, а когда видит, что дело проиграно, срывает с юнкера, почти мальчика, погоны и прикрывает его отход пулеметом. Николка мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его смерти, а потом, рискуя собой, хочет похитить тело погибшего командира, извлекая его из горы трупов в подвале анатомического театра. Антиподами этих героев выступают персонажи, лишенные чести. Таков Тальберг, чужак в турбинской семье, бегущий вслед за немцами. Таков инженер Василиса, живущий в нижнем этаже дома на Алексеевском спуске (в верхнем живут Турбины). Василиса воплощает мир жадности и приспособленчества. Он, как и Тальберг, чужой живущим над ним безрасчетным, открытым людям. Ограбленный бандитами, Василиса, прежде ярый противник старого режима, отныне уповает лишь на самодержавие: «Да-с... Злейшая диктатура, какую можно только себе представить... Самодержавие...» (это своего рода пародия на недавние слова Алексея Турбина, что «спасти Россию может только монархия»). То, что для Алексея Турбина - плод мучительных размышлений и попыток понять ход истории, для Василисы, демократа до первого ущерба себе, - лишь способ приспособиться к новой власти, к изменившимся обстоятельствам. Булгаков дает понять, что людям свойственно заблуждаться, сомневаться, искать, приходить к новой вере. Но человек чести проделывает этот путь по внутреннему побуждению, мучительно расставаясь с тем, чему поклонялся. Для человека, лишенного понятий чести, такие перемены легки: он, подобно Тальбергу, просто меняет бант на лацкане пальто, приспосабливаясь к изменившимся обстоятельствам. Честь для Булгакова - это тот главный стержень, который, собственно, делает человека человеком. И присутствие его, или отсутствие, сказывается во всех областях, в которых человек так или иначе пытается реализоваться. Проявляется это и в вопросах веры в бога (то, что в «Мастере и Маргарите» воплотится в линии, посвященной Иешуа). В первом романе Булгакова нет разрыва с традиционным религиозным сознанием, но и не чувствуется доскональной верности ему. Молитва Елены о спасении брата, обращенная к богородице, совершает чудо: Алексей выздоравливает. Перед внутренним взором Елены возникает тот, кого Булгаков впоследствии назовет Иешуа Га-Ноцри,- «совершенно воскресший, и благостный, и босой». Легкое прозрачное видение предвосхитит своей зримостью поздний роман: «стеклянный свет небесного купола, какие-то невиданные красно-желтые песчаные глыбы, масличные деревья...» - пейзаж древней Иудеи. Однако в романе есть и другой персонаж. Пациент Алексея Турбина поэт Русаков легко, как и Василиса, переходит от богохульства, глумления над верой, к фанатической религиозности. Причиной тому - привязавшаяся к нему дурная болезнь. С нескрываемым сарказмом Булгаков показывает, как еще недавно сметавший в своих стихах идею бога («Богово логово») и проклинавший его «матерной молитвой», Русаков перед призраком позорной смерти униженно выклянчивает прощение у всевышнего, моля не www.a4format.ru 3 оставить без надежды. В этом образе явно слышатся отголоски, которые затем воплотятся в образе Ивана Бездомного в «Мастере и Маргарите». С иронией изображена в романе литературная среда: здесь все поверхностно, эгоистично, зыбко. Таков литератор Шполянский, которому скучно, потому что он «давно не бросал бомб». Его отвага - напоказ, а нарочитая воинственность напоминает игру. Алексей Турбин, полковник Малышев и Най-Турс относятся к войне всерьез. Они устали от нее, устали от воровства и предательства, от крови и грязи, и больше всего мечтают о мирной жизни, символом которой в романе выступает дом Турбиных. Смысловая кульминация романа - вещий сон Алексея Турбина. «Мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку, - по-крестьянски просто рассуждает бог, “явившийся” вахмистру Жилину. - Один верит, другой не верит, а поступки... у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку...» И белые и красные, те, что пали под Перекопом, равно подлежат высшему милосердию: «...все вы у меня одинаковые - в поле брани убиенные». Автор романа не прикидывался человеком религиозным, и ад, и рай для него скорее всего «так... мечтание человеческое». Но Елена говорит в домашней молитве, что «все мы в крови повинны». Страдания и муки братоубийственной войны, сознание справедливости того, что в романе названо «корявый мужичонков гнев», и вместе с тем боль от попрания старых человеческих ценностей вели Булгакова к созданию своей необычной этики - по существу безрелигиозной, но сохраняющей черты христианской нравственной традиции.

Окт 24 2010

М.А.Булгаков дважды, в двух разных своих произведениях, вспоминает, как начиналась его работа над романом «Белая гвардия» (1925). В «Театральном романе» Максудов рассказывает: «Он зародился ночью, когда я проснулся после грустного сна. Мне снился родной город, снег, зима, гражданская … Во сне прошла передо мной беззвучная вьюга, а затем появился старенький рояль и возле него люди, которых уже нет на свете». А в повести «Тайному другу» - иные подробности: «Я притянул насколько возможно мою казарменную лампу к столу и поверх ее зеленого колпака надел колпак из розовой бумаги, отчего бумага ожила. На ней я выписал слова: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Затем стал писать, не зная еще хорошо, что из этого выйдет. Помнится, мне очень хотелось передать, как хорошо, когда дома тепло, часы, бьющие башенным боем в столовой, сонную дрему в постели, книги и мороз…» С таким настроением и писались первые страницы романа.

Но замысел его вынашивался не один год. В обоих эпиграфах к «Белой гвардии»: из «Капитанской дочки» («Вечер завыл, сделалась метель») и из Апокалипсиса («…судимы были мертвые…») - никаких загадок для читателя нет. Они непосредственно связаны с сюжетом. И метель действительно бушует на страницах - то самая 45 натуральная, то аллегорическая («Давно уже начало мести с севера, и метет, и метет»). И суд над теми, «кого уж нет на свете», а по существу - над русской интеллигенцией, идет по всему роману. Сам выступает на нем с первых строк. Выступает свидетелем. Далеко не беспристрастным, но честным и объективным, не упускающим ни добродетелей «подсудимых», ни слабостей, недостатков и ошибок.

Роман открывается величественным образом 1918 года. Не датой, не обозначением времени действия - именно образом. «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Дом и Город - два главных неодушевленных героя книги. Впрочем, не совсем неодушевленных. Дом Турбиных на Алексеевском спуске, изображенный со всеми чертами семейной идиллии, перечеркнутой крест-накрест , живет, дышит, страдает, как живое существо.

Будто чувствуешь тепло от изразцов печи, когда на улице мороз, слышишь башенный бой часов в столовой, бренчанье гитары и знакомые милые голоса Николки, Елены, Алексея, их шумных, веселых гостей… И Город - безмерно красивый на своих холмах даже зимой, заснеженный и залитый вечерами электричеством. Вечный Город, истерзанный обстрелами, уличными боями, опозоренный толпами солдат, временщиками, захватившими его площади и улицы. нельзя было писать без широкого осознанного взгляда, того, что называлось миросозерцанием, и Булгаков показал, что оно у него есть.

Автор избегает в своей книге, во всяком случае в той части, которая была закончена, прямого противостояния красных и белых. На страницах романа белые воюют с петлюровцами. Но писателя занимает более широкая гуманистическая мысль - или, скорее, мысль-чувство: ужас братоубийственной . С печалью и сожалением наблюдает он отчаянную борьбу нескольких враждующих стихий и ни одной не сочувствует до конца. Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью. И остался реалистом в своем повествовании - не щадил ни петлюровцев, ни немцев, ни белых, и о красных не сказал ни слова неправды, расположив их как бы за занавесом картины. Вызывающая новизна романа состояла в том, что спустя пять лет после окончания гражданской войны, когда не утихли еще боль и жар взаимной ненависти, он осмелился показать офицеров белой гвардии не в плакатной личине «врага», а как обычных - хороших и плохих, мучающихся и заблуждающихся, умных и ограниченных - людей, показал их изнутри, а лучших в этой среде - с очевидным сочувствием.

В Алексее, в Мышлаевском, в Най-Турсе и в Николке автор больше всего ценит мужественную прямоту, верность чести. Для них честь - род веры, стержень личного поведения. Офицерская честь требовала защиты белого знамени, нерассуждающей верности присяге, отечеству и царю, а Алексей Турбин мучительно переживает крушение символа веры, из-под которого с отречением Николая II выдернута главная подпорка. Но честь - это и верность другим людям, товариществу, долгу перед младшими и слабыми. Полковник Малышев - чести, потому что распускает юнкеров по домам, поняв бессмысленность сопротивления: мужество и презрение к фразе нужны для такого решения.

Най-Турс - человек чести, даже рыцарь ее, потому что сражается до конца, а когда видит, что дело проиграно, срывает с юнкера, почти мальчика, брошенного в кровавую кашу, погоны и прикрывает его отход пулеметом. Человек чести и Николка, потому что мечется по простреливаемым улицам города, ища близких Най-Турса, чтобы сообщить им о его смерти, а потом, рискуя собой, едва ли не похищает тело погибшего командира, извлекая его из горы мерзлых трупов в подвале анатомического театра. Где честь, там мужество, где бесчестье - трусость.

Читатель запомнит Тальберга, с его «патентованной улыбкой», набивающего дорожный чемодан. Он чужак в тур- бинской семье. Людям свойственно заблуждаться, иногда заблуждаться трагически, сомневаться, искать, приходить к новой вере. Но человек чести проделывает этот путь по внутреннему убеждению, обыкновенно с мукой, с надрывом расставаясь с тем, чему поклонялся. Для человека, лишенного понятия чести, такие перемены легки: он, подобно Тальбергу, просто меняет бант на лацкане пальто, приспосабливаясь к изменившимся обстоятельствам.

Автора «Белой гвардии» волновал и другой вопрос: скрепой старой «мирной жизни», помимо самодержавия, было и православие, вера в Бога и загробную - у кого искренняя, у кого выветрившаяся и оставшаяся лишь как верность обрядам. В первом романе Булгакова нет разрыва с традиционным осознанием, но не чувствуется и верности ему. Живая, жаркая мольба-молитва Елены о спасении брата, обращенная к богородице, совершает чудо: Алексей выздоравливает.

Перед внутренним взором Елены возникает тот, кого автор впоследствии назовет Иешуа Га-Ноцри, - «совершенно воскресший, и благостный, и босой». Легкое прозрачное видение предвосхитит своей зримостью поздний роман: «стеклянный свет небесного купола, какие-то невиданные красно-желтые песчаные глыбы, масличные деревья…» - пейзаж древней Иудеи. Многое сближает автора с его главным героем - врачом Алексеем Турбиным, которому он отдал частицу своей биографии: и спокойное мужество, и вера в старую Россию, вера до последнего, пока ход событий не избудет ее до конца, но больше всего - мечта о мирной жизни.

Смысловая кульминация романа заключена в вещем сне Алексея Турбина. «Мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку, - по-крестьянски просто рассуждает бог, «явившийся» вахмистру Жилину. - Один верит, другой не верит, а поступки… у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку…» И белые, и красные, и те, что пали под Перекопом, равно подлежат высшему милосердию: «…все вы у меня одинаковые - в поле брани убиенные». Автор романа не прикидывался человеком религиозным: и ад, и рай для него скорее всего «так… мечтание человеческое». Но Елена говорит в домашней молитве, что «все мы в крови повинны». И мучился вопросом, кто заплатит за напрасно пролитую кровь.

Страдания и муки братоубийственной войны, сознание справедливости того, что он назвал «корявый мужичонков гнев», и вместе с тем и боль от попрания старых человеческих ценностей вели Булгакова к созданию своей 48 литература необычной этики - по существу безрелигиозной, но сохраняющей черты христианской нравственной традиции. Мотив вечности, возникший в первых строчках романа, в одном из эпиграфов, в образе великого и страшного года, возвышается в финале. Особенно выразительно звучат библейские слова о страшном суде: «И судим был каждый по делам своим, и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». «…Крест превратился в угрожающий острый меч. Но он не страшен. Все пройдет.

Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Офицерская честь в романе «Белая гвардия» . Литературные сочинения!

Что такое честь? Что входит в это понятие? Это те главные моральные качества, которые способны удер­жать человека от разных пороков: лжи, предательства, подлости, лицемерия, слабодушия. Без чести нет на­стоящей жизни. Во все времена ценилась честь, во все времена преклонялись перед людьми чести и доблести, за нее сражались, умирали, ее защищали. А если человек терял честь, то считалось, что жизнь напрасно прожита.

В мировой художественной литературе всегда были живы и никогда не тускнели такие понятия, как благо­родство, долг, ответственность, честь.

Обратимся к роману М.А. Булгакова «Белая гвар­дия». В романе изображены офицеры белой гвардии. Их можно поделить на две группы: люди чести и люди без чести. К людям, для которых честь дороже жизни, отно­сятся Алексей и Николка Турбины, Мышлаевский, Шервинский, Най-Турс, Малышев и многие другие.

Так, полковник Най-Турс пытается организовать за­щиту Города от петлюровцев. Но вскоре понимает, что он и его юнкера брошены командованием, что ребята обре­чены. И тогда полковник приказывает юнкерам срывать погоны, уничтожать документы и уходить, а сам при­крывает их отход. Спасает он своих мальчиков ценой собственной жизни, потому что не мог допустить того, чтобы его мальчишки стали пушечным мясом.

Полковник Малышев понимает, что невозможно вое­вать людям, которые никогда не держали оружия в ру­ках. Честь офицера не позволяет Малышеву вести этих людей под пули, и он распускает дивизион, не думая о наказании, которое может последовать за этим поступ­ком.

Мышлаевский не покинул поста под Городом, где со­рок человек в легкой одежде на морозе ждали смену, ко­торая так и не пришла.

Сумели сберечь честь и достоинство Турбины и пото­му выстояли, хотя многое потеряли и заплатили дорого за ошибки и просчеты.

Именно офицерская честь подсказывала этим людям, как жить и бороться. А честь, как считает Булгаков, есть то, без чего невозможно жить на земле.

Вспомним еще одно произведение, в котором герои готовы расстаться с жизнью, но не потерять честь. Это повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Защита родины, чести, борьба за православную веру - вот основные про­блемы повести. Тарас Бульба - главный ее герой, опыт­ный и мудрый предводитель казацкого войска. Он бес­пощаден к врагам, он суров, когда дело касается испол­нения долга. Моральные устои и принципы Тараса так высоки, что он не может простить предательства сыну Андрию. Когда его старший сын Остап вместе со своими товарищами попал в плен и погиб страшной смертью, Тарас, будучи свидетелем казни сына, восхищается им, одобряя его поведение - поведение человека чести. Сам Тарас тоже погиб мученической смертью и встретил ее достойно. Все запорожцы погибают как герои, не пре­давшие законов товарищества, не потеряв чести и досто­инства.

Итак, размышления над страницами произведений Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова приводят к мысли о том, что никогда не должно устареть такое понятие, как честь. Именно честь помогает человеку жить, сделать правильный жизненный выбор, осуществлять духовную связь с людьми. Но правильный выбор может сделать только высоконравственный человек, даже если этот вы­бор - смерть.

Проблематика романа М. Булгакова «Белая гвардия»ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. БУЛГАКОВА
«БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»
Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор.
Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени
наших тел и дел не останется на земле. Нет ни
одного человека, который бы этого не знал. Так
почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них?
Почему?
М.Булгаков «Белая Гвардия»

По мнению самого писателя, “Белая гвардия” - “это
упорное изображение русской интеллигенции как
лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение
дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской
войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об
очень сложном времени, когда невозможно было
сразу во всем разобраться, все понять, примирить в
самих себе противоречивые чувства и мысли.

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
В романе Булгакова «Белая гвардия» очень остро и
болезненно стоит проблема нравственного выбора.
Каждый из героев произведения принимает внутри
себя решение, соответственно которому он будет
в дальнейшем жить и действовать. Кто-то
поступается своей совестью ради жизни, а кто-то –
своей жизнью ради совести. Я считаю, Булгаков стоит
на стороне лучших представителей белой гвардии

Проблема нравственного выбора

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
Алексей Турбин - один из офицеров старой русской армии,
которым после революции приходится делать выбор между
противоборствующими сторонами, вольно или невольно
служить в одной из враждующих армий. Турбин не горит
желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке
войны избежать не удается. Они в составе разрозненных
офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от
Петлюры. Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга.
Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство
руководит поведением героев.

Проблема долга, чести

ПРОБЛЕМА ДОЛГА, ЧЕСТИ
Турбины обладают особой порядочностью, чувством
долга, ответственностью. Эти люди представители
интеллигенции, они не приемлют предательства и
подлости, для них превыше всего такие понятия,
как честь и достоинство. Именно поэтому Турбиным
и их друзьям дико и непонятно все, что происходит в
России.

Проблема смелости и отваги

ПРОБЛЕМА СМЕЛОСТИ И ОТВАГИ
Младший Турбин проявил, пожалуй, особенную смелость и
отвагу. Он до последнего оставался со своим командиром НайТурсом, не испугался за свою жизнь, исполнял долг офицера.

Проблема предательства, эгоизма, бесчестия

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА, ЭГОИЗМА,
БЕСЧЕСТИЯ
Муж Елены Сергей Тальберг при первой же
возможности бежал вместе с немцами из России,
бросив свою жену на произвол судьбы. Недаром сам
Булгаков говорит об этом герое следующее: «О, чертова
кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»

Проблема отсутствия нравственности

ПРОБЛЕМА ОТСУТСТВИЯ
НРАВСТВЕННОСТИ
Также семье Турбиных противопоставлены их соседи
Лисовичи. Это приспособленцы, которым чужды
понятия чести и достоинства. Единственное, что
заботит их, - собственное спокойствие и достаток.
Лисовичи без зазрения совести предадут любого, лишь
бы выгородить самих себя. Перед Василием Лисовичем
и его женой Вандой никогда не стояла проблема
нравственного выбора, они могут приспособиться к
любым условиям.

Проблема возвращения ушедшего

ПРОБЛЕМА ВОЗВРАЩЕНИЯ УШЕДШЕГО
Но трагедия русской интеллигенции и их морального
выбора заключается в том, что эти люди не смогли
увидеть обреченность монархического строя в России.
Они боролись, переживали, страдали за старую,
прежнюю Русь, которую уже не вернуть. И не надо
возвращать отжившее, жизнь должна двигаться
вперед.

10. Проблема ценности домашнего очага

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ ДОМАШНЕГО ОЧАГА
Один из важнейших мотивов творчества М. Булгакова
- ценность дома, семьи, простых человеческих
привязанностей. Герои «Белой гвардии» утрачивают
тепло домашнего очага, хотя отчаянно пытаются
сохранить его. Несмотря на тяжёлое время войны,
они остаются все вместе.

11. Проблема равенства всех людей перед Богом

ПРОБЛЕМА РАВЕНСТВА ВСЕХ ЛЮДЕЙ
ПЕРЕД БОГОМ
В сне Алексея Турбина Господь говорит Жилину: «Один
верит, другой не верит, а поступки у вас у всех
одинаковые: сейчас друг друга за глотку, а что касается
казарм, Жилин, то тут так надо понимать, все вы у
меня, Жилин, одинаковые - в поле брани убиенные.
Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймёт».