Сюжетный план портрет гоголь. Пересказ произведения "Портрет" Гоголя Н.В

В повести Гоголя «Портрет» представлены три различные судьбы художников, три живописцев, каждый из которых проходит испытание в форме своеобразного искушения таланта, приводящего к преображению художников: Чартков, его некогда бывший приятель, а также сам автор портрета загадочного и мистического ростовщика. В обеих частях повести с мотивом искушения связан портрет: «встреча» Чарткова с таинственным портретом приводит к искушению богатством, создание портрета ростовщика - это искушение творческого дара художника. Портрет выполняет особую функцию в развитии сюжета, именно с ним связаны основные событийные моменты повести: в первой части покупка портрета становится началом совершенно новой, но, к сожалению, печальной судьбы Чарткова, во второй части картина на аукционе - толчок к рассказу о ее истории.

Искушение Чарткова начинается с первой его встречи с портретом в картинной лавке на Щукином дворе. Чартков сразу поддается демонической силе картины, полотно зачаровывает художника, и он, забыв про все остальные картины, «стоит несколько времени неподвижно перед одним портретом» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Портрет захватывает Чарткова своей таинственной силой. Покупка портрета - ключевая для повести ситуация, она знаменует собой перелом в жизненной и творческой судьбе художника. Со времени приобретения портрет получает власть над художником, он искушает талант живописца, соблазняет его деньгами. ««Боже мой, если бы хотя бы часть этих денег!» -- сказал он, тяжело вздохнувши, и в воображенье его стали высыпаться из мешка все виденные им свертки с заманчивой надписью: «1000 червонных». Свертки разворачивались, золото блестело, заворачивалось вновь, и он сидел, уставивши неподвижно и бессмысленно свои глаза в пустой воздух, не будучи в состоянье оторваться от такого предмета, -- как ребенок, сидящий пред сладким блюдом и видящий, глотая слюнки, как едят его другие». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108].

Поддавшись чарам старика-искусителя с портрета и его таинственной силы, Чартков меняет свое отношение к искусству. Он был живописцем с талантом, изучал творения великих художников, которых считал своими идеалами в живописи, их картины были школой для художника Чарткова, знакомство с ними - этапы становления его таланта: «Еще не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108]. Подчинившись соблазну, Чартков начинает видеть в творчестве лишь одну цель - стать знаменитым: «В душе его возродилось желанье непреоборимое - схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Автор повести подчеркивает, как меняется отношение Чарткова к своему труду: «Нет, я не понимаю напряжения других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108]. В результате некогда творящий свои произведения по всем канонам жанра портрета, Чартков становится мастером другого жанра - портрета на заказ, портрета по шаблону, привнося в него те элементы, которые пожелал увидеть заказчик. С появлением таинственного портрета меняется не только сам герой, но и его жизненное пространство.

В начале повести автор показывает процесс формирования таланта молодого художника, его художественные поиски: «…вошел вместе с нею в свою студию, <…>, уставленную всяким художеским хламом: кусками гипсовых рук, с рамками, обтянутыми холстом, эскизами, начатыми и брошенными, драпировкой, развешанной по стульям» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108].

Когда Чартков становится «модным живописцем», его мастерская кардинально меняется. Она уже не похожа на ту комнату, где творил молодой и старательный, преданный своему делу художник, а становится лишь привлекательной для заказчиков внешней деталью образа Чарткова. Вот описание мастерской «модного живописца»: «Великолепная мастерская художника (Невский проспект, такой-то номер) уставлена вся портретами его кисти, достойной Вандиков и Тицианов» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Искушение богатством, которое Чартков не выдерживает, погубило его талант. Жизнь же второго художника, русского живописца из Италии, совершенно противоположна истории Чарткова, она показывает тот путь, который мог бы пройти Чартков.

В повести говорится о близости этих двух живописцев, («был один из прежних его товарищей»), равноценности их талантов, и оба молодых художника учились в Академии художеств. Имея схожие возможности для реализации своего таланта, они все-таки пошли разными путями. Путь Андрея Петровича Чарткова, к сожалению, получился трагичным.

Портреты Чарткова, созданные на заказ по шаблону и угождающие заказчикам, противопоставлены «небесному» произведению его друга: «Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Во второй части повести талант отца художника Б., создателя таинственного портрета, также подвергается искушению. Создавая образы Чарткова, а также его талантливого друга художника, Гоголь опирался на европейскую живописную традицию. В образе художника-отца Б. он представляет русского мастера, можно даже сказать, иконописца: «Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы…» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

В.В. Лепахин отмечает: «Скрытое и явное сопоставление двух художников в повести Гоголя прослеживается как противопоставление иконописи и живописи, иконописца и живописца, иконы и картины». [Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе / В.В. Лепахин - М., 2002. - 735 с.].

Создание портрета ростовщика - искушение таланта художника, борясь с которым он меняет свое представление о живописи, осознает, что не всё достойно стать ее предметом. В данном случае художник приходит к постижению истинного смысла живописи, которая должна быть обращена «тайне создания». Создание портрета, символизирующего нечистую силу, является грехом. Уход художника в монастырь расценивается как искупление совершенного греха. Его жизнь приобретает новый смысл - служение искусству только чистой, освобожденной от греха душой.

искушение слава художник гоголь

Анализ произведения

Эта повесть ставит важнейшую проблему – взаимоотношения искусства и действительности, художника и общества. Гоголь по­казывает, что меркантильность и денежные интересы губитель­ны для настоящего искусства.

Повесть построена на фантастической основе. В ней можно выделить две части. В первой дана история жизни художника Чарткова. Вторая часть – история страшного портрета, история ростовщика и художника-монаха, искупающего свои грехи.

План

1. Начало творческой деятельности Чарткова.

2. Покупка портрета на аукционе.

3. Влияние портрета на судьбу художника.

4. Трагедия художника.

Глоссарий:

  • гоголь портрет анализ
  • гоголь портрет анализ произведения
  • портрет гоголь анализ
  • анализ произведения гоголя портрет
  • анализ произведения портрет Гоголя

(1 оценок, среднее: 1.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Анализ произведения В этой повести звучит ярко и злободневно тема власти чина. При этом автор использует прием фантастического сюжета. План 1. Находка петербургского цирюльника и...
  2. Анализ произведения Это комедия, отражающая жизнь провинциального дворянства. Все действие здесь группируется вокруг одного важного собы­тия – женитьбы. Реальная жизнь показана здесь нелепой, смеш­ной и...
  3. Анализ произведения Эта повесть определяет основные темы и проблемы сборника. Невский проспект предстает как символ всего Петербурга – го­рода контрастов. Поэтому автор описывает его в...
  4. Анализ произведения Здесь тему маленького человека Гоголь раскрывает как про­блему общественную, социальную. Бедный чиновник Акакий Ака­киевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездо­ленных людей. Автор уже...

«Портрет» Гоголя Н.В.

Гоголь написал повесть «Портрет» в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение — переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу — в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию «Портрета», то есть вариант 1842 года; его и будем анализировать.

Итак, кого же считать героем этой повести? Художника Чарткова? Демонического ростовщика? Или, может быть, героем здесь является сам фантастический город Петербург, в котором разворачивается действие? Попробуем разобраться.

Если судить по внешней канве событий, по сюжету произведения, то в центре повествования, несомненно, находится художник Андрей Петрович Чартков, его судьба, его крушение. Сама фамилия героя заранее намекает на то, что он пребывает во власти злых чар, чреватых чертовщиной. И этому отнюдь не противоречит то обстоятельство, что в начале повести Чартков изображен с нескрываемым авторским сочувствием, дар его несомненен, искренность очевидна.

Более того, вспомните, каким именно образом Зло, которое олицетворяет собой Ростовщик, впервые вторгается в жизнь Чарткова? Художник на последний двугривенный покупает в картинной лавке на Щукином дворе старинный портрет «в больших, когда-то великолепных рамах»; на портрете изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», но наделенным «не северною силою». Итак, художник отдает деньги, необходимые на пропитание, за произведение искусства. Он не совершает ничего дурного; он верен искусству; его предшествующая жизнь беспорочна и глубоко нравственна. Ho из второй части повести мы узнаем, что все владельцы злополучной картины становились ее жертвами. Значит, купив ее, художник обречен разделить их судьбу. Единственная «вина» Чарткова заключена лишь в том, что он не сумел устоять перед дьявольским наваждением, которое приблизилось к нему на опасное расстояние и засосало в себя, как трясина. Проснувшись утром после многократного кошмара (из рам портрета выходит старик ростовщик, который пересчитывает свои червонцы), Чартков обнаруживает сверток с 1000 червонцами. Душа его словно раздваивается: в нем спорят истинный художник, мечтающий о трех годах спокойной и самоотверженной работы, и двадцатилетний юноша, любящий кутнуть и склонный к модной бойкости красок. Житейская страсть побеждает; художник в нем начинает умирать.

В гоголевской картине мира так обычно и случается: небесное призвание словно притягивает к себе демонические силы; власть золота, противостоящая власти творчества, покушается на человеческую душу, и чтобы противостоять этой власти, нужно иметь особую силу и особый, подвижнический склад личности. В противном случае зло победит; художник, поддавшийся бытовому соблазну, не просто погубит свой талант, но и превратится в слугу темных сил. А значит — во врага искусства.

Переход Чарткова в новое качество изображен как предательство, как измена, религиозное падение. Переехав в роскошные апартаменты на Невском проспекте, он пишет первый в своей жизни «модный» портрет. После нескольких сеансов, все дальше уходя от верности оригиналу, он переносит приукрашенные черты юной Lise, уже познавшей страсть к балам, на свой старый эскиз. На этом эскизе была изображена мифологическая героиня Психея; в переводе на русский Психея означает Душа. Тем самым выясняется, что художник переделывает и продает свою Душу ради успеха и денег; он как бы подкладывает ее под лживое изображение. Более того, имя его первой модели, Lise, напоминает читателю о «Бедной Лизе» Карамзина. А, как вы хорошо знаете, карамзинская Лиза служила в русской литературе символом погибающей естественности.

Постепенно Чартков становится одним из «движущихся каменных гробов с мертвецом вместо сердца». Он порицает Микельанджело, и здесь Гоголь вновь использует тот же прием значимого имени. Ведь Чартков отрицает творчество художника, в чьем имени «зашифрован» образ сияющего ангела. И читатель постепенно проникается мыслью, что сам Чартков превратился в ангела — падшего. Недаром, после встречи с бывшим соучеником по Академии, который избрал противоположный путь в жизни и искусстве, провел долгие годы в Италии, на родине европейской живописи, и создал великую итоговую картину, Чартков в отчаянии пытается создать портрет Падшего Ангела. То есть портрет своей души, падшей Психеи. Ho даже техника им утрачена — став врагом гармонии, он попросту разучился рисовать...

Зато его собственное лицо становится портретом, художественным образом его падения, свидетельством утраты души. «Хула на мир» звучит в чертах его лица; из творца, наделенного небесным даром, он превращается в сатанинского истребителя шедевров: все золото, полученное как бы в обмен на проданный талант, Чартков тратит на скупку величайших творений европейского гения — и уничтожает их, как уничтожил и обезобразил самого себя...

Значит ли это, что зло всесильно? Что противостоять ему невозможно, поскольку мир устроен таким образом, что самое чистое и самое светлое, то есть искусство, привлекает, притягивает к себе самое темное, самое злое? Нет, не значит. Хотя мир, каким его изображает Гоголь, действительно искажен и устроен несправедливо; купив страшную картину, Чартков неизбежно должен сбиться с пути. Зло неустранимо. Однако оно и не всесильно. Избежать соблазна невозможно, но финал, развязка драмы могут быть совершенно иными; тут герои Гоголя свободны в своем выборе. Рассказ о судьбе Чарткова оттенен историей художника, создавшего во времена Екатерины Великой портрет Ростовщика; ее во второй части рассказывает сын портретиста. Он жил там же, где впоследствии жил Чартков — на окраине Петербурга; оба знали, что такое зависть (Чартков — к соученику по Академии, портретист — к собственному ученику, получившему заказ на роспись богатой церкви); оба оступились, попали в зависимость от дьявольских чар. Ho портретист находит единственно возможный выход из создавшегося положения, единственно надежное укрытие от зла — монастырь. Здесь он создает картину «Рождество Иисуса». Личная судьба портретиста, его — душа спасены. При том что зло как таковое победить не удается: в конце рассказа все замечают, что таинственный Портрет исчез и, значит, воплощенный в нем соблазн продолжит свое страшное шествие по миру.

Таким образом, если судить по внешней канве событий, то главным героем повести оказывается Чартков. Ho если говорить о той роли, которую персонажи играют в построении повести как целого, то в центре авторского внимания, несомненно, находится Ростовщик. Сказочно богатый заимодавец жил в эпоху Екатерины Великой, то есть задолго до рождения Чарткова; его оживающее изображение, дьявольский Портрет, сохраняет свою чудовищную силу и после гибели живописца.

Кто же он, этот Ростовщик? Никто не знает, откуда появился «азиатец» с непостижимо страшным цветом лица; в точности неизвестно, был ли он индийцем, греком или персиянином. Деньги, которые он одалживал, казалось бы, на выгодных условиях, обладали способностью восходить до непомерных процентов; кроме того, Ростовщик предлагал клиентам некие тайные условия, от которых у должников волосы «вставали дыбом». Всякий, кто занимал у него, даже на благие цели, кончал плохо.

Внимательный читатель Гоголя знает: в его произведениях постоянно звучит тема Антихриста. Подчас серьезно и мистически, как в ранних повестях, особенно в «Страшной мести», подчас насмешливо, как в «Мертвых душах». Гоголевские представления об Антихристе сродни некоторым народным поверьям: этот враг Христа не может прийти в мир до конца времен, когда окончательно ослабеют законы естества, сотворенного Богом. Ho до поры до времени Антихрист может воплощаться как бы отчасти, в отдельных людях, пробуя свои силы и готовясь к последнему сражению за земную историю. Вот Ростовщик и есть такое «пробное» воплощение Антихриста. Недаром в первой редакции повести «Портрет» Ростовщик носил имя Петромихали: Петром Михайловым звал себя Петр Первый, которого народные поверья отождествляли с Антихристом... Он пока не всесилен, а потому стремится продлить свои земные дни и продолжить свою черную работу после смерти — с помощью великого искусства.

С образом Ростовщика неразрывно связаны три темы, особо волновавшие Гоголя во время работы над циклом «петербургских повестей»: непонятная, тайная власть золота над человеческой душой; искусство, которое призвано быть «намеком о божественном», но может становиться и орудием зла; стремление дьявольских сил ценой золота подчинить себе искусство. Ho все эти темы сгущаются в один ключевой образ, встающий и со страниц «Портрета», и со страниц других петербургских повестей. Это образ двоящегося, величественного и опасного, богатого и бедного, обманчивого и прекрасного города Петербурга. И с точки зрения замысла «петербургских повестей», с точки зрения цикла как художественного целого главным героем «Портрета» следует считать сам Петербург.

Только здесь, в этом фантастическом городе, на сумрачной коломенской окраине может расцвести ложным цветом сказочная роскошь Ростовщика; только здесь может мгновенно совершиться переход из добросовестной нищеты творчества в омертвелую роскошь салона, переброс с Васильевского острова на Невский проспект; только здесь по ночам оживают демонические портреты, настоящие червонцы выпадают из-за рамы, а опасные портреты внезапно исчезают с аукциона... Петербург в изображении Гоголя похож на негатив другого великого и при этом светлого города, Рима; именно оттуда, с итальянского Юга на холодный и сумрачный Север, возвращается со своей итоговой картиной бывший соученик Чарткова; именно перед отъездом сына в Италию седовласый, «почти божественный старец», автор злополучного Портрета, завещает разыскать картину и «истребить» ее. А с нею — и зло.

До наших дней дошла отредактированная версия повести «Портрет». У читателя возникает вопрос о том, кто является главным героем произведения. Может это город Петербург, где происходят все события или расчетливый ростовщик. На первый взгляд может показаться, что герой повести именно художник.

В центре событий находится художник Андрей Петрович Чартков. Автор не просто так дал герою такую фамилию. Это своеобразный намек на связь с потусторонними силами. Гоголь сочувствует художнику и не дает повода читателям сомневаться в его таланте.

В образе Ростовщика изображено великое Зло. Чартков сам притягивает его в свою жизнь. Истратив последние деньги и подвергая себя на голод, художник покупает произведение искусства. Он не думал ни о чем плохом, жил правильно. Безусловно, художник не знал, что все владельцы портрета становятся его жертвами. Всю ночь Чартков мучился в кошмарах, из картины выходил ростовщик и считал деньги. Утром он обнаружил большую сумму.

Такое искушение не каждый способен выдержать. В нем спорили внутри два человека. С одной стороны он был художником и хотел просто работать беззаботно, а с другой стороны в нем проснулся молодой парень, который любит покутить. Эта беззаботная жизнь манила его. Вскоре желание беззаботно растрачивать свое существование победило. Трагедия этой ситуации заключается в гибели художника. В его потери желания творить. Для такого как он это было подобно смерти. Он потерял себя, его жизнь утратила смысл.

Происходит противостояние материальных благ и кутежа безусловному таланту. Автор очень реалистично передает сомнения человека и его душевные терзания. Актуальность повесть не утратила и сегодня. Испытание деньгами может пройти не каждый человек. Нужно иметь сильный характер и силу воли, чтоб устоять перед соблазном. Художник не только за деньги отдал свой талант, но и пошел на службу темным силам.

Переехав в шикарный дом, Чартков пытается рисовать. Хотя творчество его мало волнует. Он занимается больше подлогом. Создает своеобразные подделки, подобие творчества. В образе первой модели Гоголь олицетворяет гибель естественности. Лиза в русской классике символизирует героиню повести Карамзина.

Со временем художник презирает великого метра Микеланджело. Таким образом, автор отображает презрение падшего человека, утратившего свою душу к олицетворению ангела. Чартков больше не мог рисовать, он потерял даже элементарные навыки художника. Он хочет все же создать картину и начинает рисовать Падшего Ангела. На самом деле художник рисует свою душу.

Тема: «Гибель души человеческой»

(По повести Н.В. Гоголя «Портрет»)

Урок литературы в 8 классе.

Учитель русского языка и литературы

МОУ Номженской СОШ Цветкова Н.А.

Цели урока:

Выявить основную идею повести;

Учиться видеть творческий метод художника, понимать и чувствовать его мировоззрение;

Прививать интерес к Гоголю-писателю, Гоголю-личности в истории русской культуры.

Методическая цель: демонстрация способа анализа текста как средства формирования и совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, мультимедийное обеспечение, произведение Н.В.Гоголя.

Ход урока:

Учитель: "Портрет" - фантастическая повесть. Мы уже читали "Портрет Дориана Грея" (О. Уальд) и "Шагреневую кожу" (О. Де Бальзак). Эти произведения во многом схожи. Но наша задача сегодня - осмыслить влияние искусства на человека. Писатель считал, что искусство призвано служить человеку, обращая его сердце к Богу. Но искусство одновременно должно бороться со Злом, с враждебными Богу силами. Вопрос, который мучил Гоголя, звучит примерно так: "Все ли способен сделать художник для победы Добра над Злом в душе человеческой?"

"Портрет" - не просто одна из "Петербургских повестей", в которой говорится о назначении писателя и его творения, - это произведение, где с наибольшей полнотой выражается взгляд Гоголя на смысл и задачи искусства и самого Художника. Что представляется самому Гоголю фантастическим, сверхъестественным?

Учитель: В "Портрете" сила денег воплощается в образе ростовщика Петромихали, его денег, его страшного портрета. Фантастическое становится обыденным.

Когда мы читаем вторую часть повести, нам яснее виден Чартков, его образ жизни, он как бы приподнимается над тем пространством, где происходят события.

(Ученики легко ориентируются в среде обитания Чарткова, выявляя все новые и новые стороны его личности.)

Ученик-помощник: Молодой художник Чартков находит таинственный портрет, в котором удержана часть жизни самого дьявола, и образ этого дьявола-ростовщика возникает на фоне реального Петербурга.

Учитель: Дьявол и "дьявольщина" в творчестве Гоголя. Эта тема нам уже знакома. Это было в "Вечерах...", в "Майской ночи...", в "Вие". Нас сейчас волнует другое: дьявол - черт - чертовщина - черты характера Чарткова (Чартков - Чертков - черты лица - черт - дьявольская черта). Прокомментируйте, пожалуйста, эту цепочку. Какие ассоциации возникают у вас, осмысливая ее?

Ученик-помощник: Нам видится Чартков, который нашел сверток с деньгами и на глазах стал меняться. Обратимся к тексту:

"Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки. Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот час же в театр, в кондитерскую, в... и прочее..."

После всего "он вышел на улицу живой, бойкий, по русскому выражению: черту не брат. Прошелся гоголем, наводя на всех лорнет".

Затем он таким же чертом прошмыгнул мимо своего профессора, "на что остолбеневший профессор долго еще стоял неподвижно на мосту, изобразив вопросительный знак на лице".

Учитель: Почему Чартков "прошмыгнул" мимо учителя?

Ученик-помощник: Чартков помнил наставления профессора: "Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь... Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец..."

Учитель: Как он еще использует деньги? (Он поддается их злобному обаянию, изменяет искусству, начинает угождать богатым заказчикам, утрачивает нравственную чистоту.)

Учитель : Как вы понимаете выражение "нравственная чистота"?(Чартков становится "практическим" человеком.)

Учитель: "Практический человек" - это плохо? (Да, для Чарткова это гибель, потому что художник должен быть свободным, он должен быть мечтателем, фантазером, может быть, по мнению непосвященных в искусство, несколько легкомысленным. Он начинает поклоняться мамоне (сирийское слово - "богатство". Евангелие от Луки, 24 гл.).)

Учитель:

- Как был написан портрет ростовщика?

Кем?

Как происходит падение художника, нарисовавшего портрет ростовщику? (Им овладевает зависть к своему ученику.)

Почему в его картинах нет святости? (У всех фигур дьявольские глаза.)

Как он относится к семье?

Почему он не сжег портрет?

(Учащиеся подробно пересказывают, как пережил художник смерть жены, дочери, малолетнего сына. Особенно интересен эпизод "воскрешения" художника после многих пет страданий. Образы младенца и Пречистой Матери, созданные художником, подводят учащихся к пониманию мысли Гоголя: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится".)

Выводы:

Настоящий художник, талант - это от Бога.

Растлевающая душу власть денег, обреченность искусства там, где торжествует культ наживы, - это и есть главная тема повести.

Ростовщик - порождение века-банкира, XIX века, он не ведает другого предмета, кроме денег. Он дает деньги в рост, под проценты, он продает деньги, получая деньги за деньги.

Люди идут к нему в надежде, что золото принесет счастье ("нельзя верить в Бога и мамону").

Страшною ценою потерь понял старый мастер: "Кто заключил в себе талант. тот чище всех должен быть душою"...

Учитель: Чему учит Гоголь? (Создавать прекрасное и доброе искусство может духовно чистый, добрый человек. Гоголь как бы читает проповедь об очищении, о преданности великому.)

Да, верно. Николай Васильевич говорил всегда о роли подвижничества. Подвижник - человек, который принял на себя тяжелый труд, часто неблагодарный, лишения во имя великой цели, или во имя верности своей мечты, благородной идее.

Художник - автор портрета ростовщика - мечтал о портрете как модели "духа тьмы", в котором он отразил "все самое тяжелое, гнетущее человека"... Имел ли он право на изображение подобных явлений в окружающем нас мире? Мы ведь знаем, что из этого вышло.

Ученик-помощник: Каждый настоящий художник должен иметь свободу выбора. Гоголь, видимо, сам считает, что художник имеет право изображать все так, как он видит, понимает, чувствует. Но при этом писатель говорит: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою".

Учитель: А что же Чартков? (Он жалок. Гоголь говорит о нем: "все чувства и порывы его обратились к злому". Век-"торгаш", век-банкир щедро платит Чарткову за услуги, жалует его и золотом и мундиром. Он богат, известен, о нем пишут в газетах продажные писаки, он при должности... Но частица за частицей у Чарткова взамен уходят его дарование и душа.)

Цитата:

"Слава не может дать наслаждения тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому чувства и порывы его [Чарткова] обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью... Он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем..."

Учитель: Но что-то должно было его разбудить, если в нем осталось что-то человеческое? (Да, было одно событие. Он приехал в академию художеств дать свое суждение о картине русского художника, присланной из Италии.)

Учитель: Давайте обратимся к тексту.

Цитата:

"Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника... Невольные слезы готовы были покатиться по лицам посетителей, окружавших картину... Неподвижно с отверстым ртом стоял Чартков перед картиною... Весь состав, вся жизнь его была разбужена в одно мгновенье, как будто молодость возвратилась к нему, как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова. С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности..."

Учитель: Итак, какие чувства испытывает Чартков? (Гоголь говорит вначале о душевном волнении, об ужасной муке, которую испытывает герой. Но он уже испорчен деньгами, "свободой" и, как отмечает писатель, "им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства, желчь проступила у него на лице...")

Учитель: Но для чего Чарткову "отпадший ангел"? (Наверное, Чартков сравнивает себя с униженным, поверженным с небес ангелом, не признаваясь себе, что в нем больше демонического, чем ангельского. Возможно, Чарткову дается последняя попытка остаться в этом мире человеком... "Отпадший ангел" - это символ падения не только героя, но и гибель его души.)

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас с образом ангела? (Конечно, с демоном, которого изображает А. Пушкин, и об этом говорит сам Гоголь.)

Ученик-помощник читает стихотворение А. Пушкина "Демон ":

В те дни, когда мне были новы

Все впечатленья бытия –

И взоры дев, и шум дубровы,

И ночью пенье соловья, -

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновенные искусства

Так сильно волновали кровь, -

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапно осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно посещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасною мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел -

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел. (l823)

Учитель: Слово способно не только разрушать, но и защищать. Вся философия Гоголя - в его Словах. А они рядом с нами, стоит только прислушаться, открыв книгу. Гоголь - художник, Гоголь - личность, и жизнь это подтвердила. Учиться у Гоголя терпению и труду - это учиться жить. Так в чем же, по мнению Гоголя, заключается великая сила искусства и назначение Художника?

(Злая душа не может принести красоту в мир, потому что Добро и Зло несовместимы. Ростовщик после своей смерти получил материальную оболочку в виде портрета и продолжал свои черные дела среди людей, - в этом было страшное преступление художника, создавшего этот образ. Гоголь считает, что Художник не смеет предавать свое призвание ради денег, богатства, если он хочет, чтобы его искусство служило человеку. "Но кто-то заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится." )

Учитель: Вопрос о предназначении Художника сильно мучил Гоголя. Всю жизнь это писатель искал возможность служить Отечеству и не раз сомневался в выборе своего предназначения. Для этого было несколько причин: ответственность писателя за свое творчество, вера в могучие силы воздействия искусства на человека и, разумеется, глубокая религиозность Гоголя. Однако более подробно мы будем говорить об этом в старших классах. А сейчас остановим свое внимание на домашнем задании.

Домашнее задание. Учитель предлагает несколько тем для сочинений по выбору:

- "Слово Гоголя в повести "Портрет";

- "Чартков - герой или антигерой?";

- "Образ ростовщика в повести Н. В. Гоголя "Портрет";

- "Антитеза как литературный прием в создании образа Чарткова".