Урок изображение человека как важнейшая нравственная проблема. Изучаемая дисциплина: литература. Групповая работа с цитатным материалом

«СЕДЬМОЙ КЛАСС Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и...»

СЕДЬМОЙ КЛАСС

Введение.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь

характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и

отношение к героям.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.

«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

«Кавелла» – карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец и Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и теиного миров карело-финских эпических песен Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).



Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

Из древнерусской литературы «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру.

Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи... », «На птичку... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Лесной царь» - перевод баллады И. В. Гёте. Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку, как выражение средневекового миросозерцания.

Теория литературы. Баллада (развитие представления). Художественный перевод (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава» «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн... »), «Песнь о вещем Олеге».

Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представления).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть (развитие представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.

Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива... », «Молитва», «Ангел».

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

«Бирюк». Для чтения и обсуждения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Теория литературы. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

–  –  –

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Мамап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся). «Лапти». Для чтения и обсуждения.

–  –  –

«Край ты мой, родимый край»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М.

ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы ХХ века Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни). Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров.

Вера в творческие силы народа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие об идее произведения (начальные представления).

Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

«Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова. Для самостоятельного чтения и обсуждения.

На дорогах войны Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».

Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».

Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

–  –  –

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов ХХ века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджаева. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из зарубежной литературы Роберт Бернс. Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!.. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времени года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя щтризами.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и

Похожие работы:

«Документально – содержательное обеспечение образовательного процесса. 1.1.1 Общая характеристика учреждения Наименование на момент аккредитации: Федеральное бюджетное образовательное учреж...»

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 15.05.01 "Проектирование технологических машин и комплексов" Аннотация рабочей программы дисциплины "Психология и педагогика" Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач...»

«СОСТАВ Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской Думе Председатель: Сапко Глава города Перми-председатель Пермской городской Игорь Вячеславович Думы Заместитель председателя: Уткин заместитель председателя Пермской городской Дум...» района "Сокачьская районная ЦБС" Человеческий век недолог....» исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. Вып. 4 (71). С. 58–73 проф. исторического факультета ПСТГ...»

В разные исторические эпохи художественная литература поддавалась различным трансформациям: одни виды литературных жанров сменялись другими, менялось также и смысловое наполнение произведений. Однако во все времена, главную роль в литературном процессе занимал главный литературный герой.

Историческое развитие главного литературного героя

В произведениях периода Античности, главный герой литературных произведений был идеалом человека, к которому стремились современники. Главный герой античных произведений – смелый и отважный человек, обладающий всеми положительными душевными качествами. В период Средневековья, идеальный образ главного героя сохранился.

В связи с доминирующей ролью церкви в жизни общества, герои произведений обладали не только добродетелями, но были глубоко верующими людьми. Подобная тенденция была характерна не только для европейской литературы, но и для отечественной. В период реформаторства, в литературе появляется «лишний герой».

Яркими примером «лишнего героя» литературы является Евгений Онегин. Такой человек вступает в противоборство с обществом. Он далеко не идеален: авторы откровенно указывают читателю на его пороки. Однако в силу своей образованности, они имеют больше преимуществ перед другими членами общества, которые отвергают их.

Нравственно-этическая проблема изображения человека в литературе

Главные литературные герои во многих литературных произведениях имеют своих прототипов в реальной жизни. Одной из самых больших проблем изображения человека в произведении является сложность в подборе тех качеств, которые свойственны не только современникам автора, но и представителям как будущих, так и прошедших времен.

Литературный герой и читатель

Читая художественное произведение, каждый читатель пытается навести параллели с собственной жизнью. Литературный герой становиться своеобразной точкой завязки всех сюжетных линий.

Наблюдая за событиями, которые переживает литературный герой, читатель делает самостоятельные выводы и умозаключения на счет того или иного события.

Следует отметить, что в литературных произведениях отдельно взятого исторического периода, литературные герои представляют собой зеркало, в котором отображается общество.

Высказывания великих людей о значении книги и о пользе чтения- Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем
лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце. Уильям Теккерей
- Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок
прочитанного составляется знание. В.И.Даль
-Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Читатель
получает от нее знания и обобщение действительности,
способность понимать жизнь. Л.Н.Толстой
-Книга – сказочная лампа, дарящая человеку свет на самых
далеких и темных дорогах жизни. Андрей Упит
-Книги – дети разума. Джонатан Свифт

Человек с книгой на полотнах художников

Анкетирование:
1) Все ли произведения из списка литературы для летнего чтения
вы прочли?
2) Какое произведение вам больше запомнилось? Почему?
3) О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на
уроках литературы?
4) О ком из писателей вам хотелось бы побольше узнать?
5) Какие герои книг вам близки, кому бы вы хотели подражать?
6) Какое произведение вы хотели бы перечитать? Назовите его (их).
7) Какое произведение вы посоветовали бы прочитать
одноклассникам?
8) Назовите 5 причин, почему полезно читать книги.

Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.Блок)
Плохое чтение - как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно. (В.
Сухомлинский)
Величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьезной книги…(Юрий
Бондарев)
Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие
об уме и характере человека, осмотревши его библиотеку. (Шарль Блан французский художественный критик, историк, искусствовед и гравёр, член
Французской академии.)
Просматривать, перелистывать книгу - это не чтение. Читать надо так, как слушаешь
исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее
прелесть. (К.А.Федин)
Шесть - семь лет занятий классической литературой сообщают уму такое
благородство, такое изящество, силу и красоту которых не достичь никакими иными
средствами. (А.Франс- французский писатель и литературный критик.)
Чтение сделало Дон Кихота рыцарем, а вера в прочитанное сделала его
сумасшедшим. (Джордж Бернард Шоу)
Главное в чтении - не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы,
которые рождаются в душе читателя. (Н.А.Рубакин)

Литературоведческий словарь: Литература (лат.:"Littera" -"буква", а "litteratura" – "написанное«) вид искусства (искусство

Литературоведческий словарь:
Литература (лат.:"Littera" -"буква", а "litteratura" – "написанное«)
вид искусства (искусство слова).
Искусство – творческое отражение, воспроизведение
действительности в художественных образах.
Образ в литературе, искусстве- обобщенное художественное
отражение действительности, облеченное в форму
конкретного явления.
Важнейшая задача литературы- изображение человека

Художественный образ – это не только образ героя, но и образ природы, времени, жизни определенной эпохи и т.д.

Художественная действительность не равна обыкновенной копии
жизни. Это преображенная действительность, оцененная с позиций
эстетического идеала.
Эстетический идеал – это совершенство, представление о
прекрасном в человеческой жизни.
В искусстве к объективному привносится субъективное
отношение автора к изображенной им действительности.

Идея - это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание литературного произведения. Нравственность

- система правил поведения
личности, его мировоззрение, мысли.
Проблема -(в переводе с древнегреческого - «задача,
задание») - острый, сложный вопрос, поставленный
автором в художественном произведении. Раздел I . Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и «Программы по литературе для 5-11 классов» (авторы: В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина).

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» отрывок), «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре); Л.Н. Андреев «Кусака»; Д.С. Лихачёв «Земля родная»; песни на слова русских поэтов. В рабочую программу включены все вышеперечисленные произведения.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

Раздел II . Содержание тем учебного курса.




Дата

Содержание материала

Кол-во часов

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

3

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

4

Вн. чт. Новгородский цикл былин. «Садко». своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

5

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц.

6

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси.

7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославлении любви и верности.

8

Р/р. Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях УНТ».

9

М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Понятие о жанре оды.

10

Г.Р. Державин. «река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свобода творчества.

11

А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.

12

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Образ Петра I, автора.

13

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

14

Р/р. А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».

15

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести..

17

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне…».

19

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

20

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

21

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей.

22

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

23

Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противооль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).

24

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

25

Р/р. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра.

26

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Историч. основа поэмы. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

27

Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Образ Родины.

28

Вн. чт. А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел.

29

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

30

Р/р. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина».

31

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина».

32

Л.Н. Толстой. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

33

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

34

И.А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

35

Р/р. И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина».

36

А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

37

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

38

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

39

Вн. чт. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

40

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский. А.К. Толстой. И.А. Бунин. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века.

41

М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

42

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

43

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

44

Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького. «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

45

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Юмор автора.

46

Вн. чт. В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

47

Л.Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

48

А.П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению.

49

Вн. чт. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

50

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

51

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.

52

Контрольная работа «Письменный анализ эпизода или одного стихотворения».

53

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

54

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

55

Е.И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя».

56

Вн. чт. Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

57

Вн. чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий). Единство человека м природы.

58

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». философские проблемы в лирике Твардовского.

59

Вн. чт. Д.С. Лихачев. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.

60

М.М. Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

61

Вн. чт. Песни на слова русских поэтов XX века. А. вертинский «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…».

62

Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

63

Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности.

64

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

65

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

66

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

67

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

68

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

69

Резервный урок.

70

Резервный урок.

Раздел III . Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

Учащиеся должны знать:


  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: былины, руны, мифологический эпос, поучение, ода, гротеск, понятие о теме и идее произведения, лирический, тоническое стихосложение, интервью как жанр публицистики, мемуары как публицистический жанр, особенности жанра хокку (хайку), (начальное представление); предание, гипербола, пословицы, поговорки, летопись, баллада, повесть, фольклоризм литературы, эпос, литературный герой, поэма, трехсложные размеры стиха, автобиографическое художественное произведение, герой-повествователь, сатира и юмор, лирический герой, публицистика (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему.
Раздел VI . Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .

  2. Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.

  4. Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).

  6. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  7. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».

  9. Уроки литературы в 7 классе пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2009.

  10. Уроки литературы 7-8 класс. Виртуальная школа Кирилла и Медодия.