Заяц — неразгаданный персонаж мирового фольклора. Заяц - сказочный персонаж. Почему зайцу в сказках приписывают трусливость и проворность

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.

— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем?

— Давай, — говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, руки, ноги приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик нос, нарисовал рот, глаза.

Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.

Прошла зима.

Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

— Что с тобой, дочка? — спрашивают старики. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе неможется?

— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели. А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату...

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

— Пойдем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать!

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:

— Пойди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес.

Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала. Побежала она в свой черед за подружками.

Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко.

Обернулись подружки — а Снегурочки нет.

Стали кликать они ее:

— Ay, ау, Снегурушка!

Только эхо им в лесу откликнулось...

Цель урока: Знакомство с русской народной сказкой «Заяц-хваста».
Задачи урока:
1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умения самостоятельно работать с текстом, умения работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава.
2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение, умения анализировать характер героя с опорой на план, умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное, умения раскрывать причинно-следственные связи.
3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: добро всегда добром возвращается.
Создать условия для воспитания храбрости, взаимопомощи через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, выставка книг, карточки описания героя, карточки с заданиями (игра «Бюро находок», досье), текст сказки, удостоверения для рефлексии.
Ι Организационный момент.
1. Психологический настрой учащихся.
Доброе утро!
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Я предлагаю настроить речевой аппарат.
Ать - ать - ать – много будем мы читать.
Ания- ания – проверяем знания.
Лю-лю-лю – сказки очень я люблю.
Гу-гу-гу – всегда другу помогу.
– Кто любит сказки?
– Среди вас есть помощники?
– А вы знаете, кто такие сыщики?
– Чем занимаются сыщики?
Слайд
ΙΙ Актуализация знаний.
– Проверим, кто из вас готов стать сыщиком? Проведём первое расследование.
– Мне нужна ваша помощь.
Игра «Бюро находок».
– Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.
– Что могут обозначать эти слова?
Л. Пантелеев «Две лягушки» сказка
В.Горбовский «Розовый слон» стихотворение
В.Чаплина «Мушка» рассказ
Русский народ «Заяц-хваста» сказка
– Установите соответствие между словами трёх столбиков.
– Кто может выполнить это задание самостоятельно – приступайте к работе. А остальным поможет содержание в конце учебника.
– Проверим, как вы справились с расследованием.
– Вы хорошо справились с заданием, я принимаю вас в сыщики.
карточки
Слайд
Учебник с. 189
Слайд
ΙΙΙ Постановка учебной задачи.
– Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока.
– Русская народная сказка «Заяц-хваста».
– В жизни нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки. Вот и заяц часто является героем сказок.
Слайд
IV Переход к теме.
– Какие сказки с участием зайца вы знаете?
«У страха глаза велики» р.н.с.
«Заюшкина избушка» р.н.с.
«Жалобы зайки» К.Д. Ушинский
«Лиса и заяц» р.н.с.
«Колобок» р.н.с.
«Теремок» р.н.с.
Загадка.
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?
– Что вам помогло отгадать загадку?
– Что вы знаете о зайце?
– Какой по характеру обычно бывает заяц?
– Прочитайте слова и выберите те, которые присущи характеру зайца. Объясните свой выбор.
(Жадный, весёлый, трусливый, сильный, смелый, ловкий, глупый, несчастный, осторожный, проворный, любопытный, неуклюжий).
– Ну, что юные сыщики, вы готовы к новым испытаниям.
– Иногда авторы меняют в своих произведениях привычный характер героя.
– Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Заяц-хваста» и проведём расследование. Соберём о зайце как можно больше информации.
– Но прежде чем мы займёмся поиском, нам необходимо проверить свою физическую форму.
Физкультминутка.
Шагаем на носочках, чтобы нас никто не обнаружил.
Тянемся, чтобы достать с верхней полки важный пакет.
Спрятались в густую траву.
Высоко подняв ноги, перешагиваем через ловушки.
А теперь проверим, какие вы внимательные.
Слайд
Выставка книг
Слайд
Фото зайцев
Доска
Карточки
V Решение учебной задачи.
1. Словарная работа.
– В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение.
– Кто такой хваста?
Хваста – тот, кто хвастается.
Хвастовство – неумеренное восхваление своих достоинств.
Крестьянин – сельский житель.
Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба.
Кокорина – нижняя часть хвойного дерева.
2. Первичное чтение сказки учителем.
3. Анализ характера героя.
– Где жил заяц?
– Чем занимался?
– С кем общался?
– Почему хвастался заяц?
(Он хотел быть большим, сильным, чтобы его все боялись.)
– Как он хвастался? Зачитайте.
– Кто проучил зайца?
–Как вы думаете, перестал он хвастать?
–Какой поступок совершил герой сказки?
–Как поблагодарила ворона зайца? Зачитайте.
4. Исследовательская работа.
– Какой в этой сказке заяц?
– Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вновь поработать сыщиками.
– Сейчас вы внимательно прочитаете сказку и составите досье на нашего зайца.
– Что такое досье?
(Сбор информации о ком-то или о чём-то.)
– Будем собирать информацию на героя сказки по плану:
Имя___________________________
Место жительства_______________
Время года_____________________
Внешний вид___________________
Друзья_________________________
Враги__________________________
Поступки_______________________
Характер (подчеркни нужный вариант): везучий, хвастливый, ленивый, честный, грубый, удачливый, храбрый, догадливый, добрый, злой, трусливый, болтливый, заботливый.)
– Сказка перенесена из учебника на лист бумаги. Читая её, вы будете в тексте отмечать красным карандашом ответы и записывать их в досье.
5. Проверка результатов работы.
– Какое досье у вас получилось? Зачитайте.
– Какие черты характера осуждаются в сказке?
(Хвастовство)
– А какие поощряются?
(Храбрость, взаимопомощь)
– Для чего мы составили досье на героя?
(Чтобы его лучше узнать и понять).
Слайд
Учебник
(с. 51-52)
Слайд
Слайд
Досье
Текст сказки
VI Итог урока. Рефлексия.
– С каким литературным произведением мы познакомились сегодня?
– Что вы можете сказать о герое этой сказки?
– Какое важное открытие мы сделали, прочитав эту сказку?
– К советам нужно прислушиваться. Доброе дело сделало зайца смелым.
– Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию сказки?
Одна голова хорошо, а две лучше.
Сам погибай, а товарища выручай.
Семеро одного не ждут.
Добро всегда добром возвращается.
– Какая пословица подходит к нашей работе на уроке.
– Вы все хорошо поработали и за работу получаете удостоверения настоящих сыщиков.
Удостоверение
выдано настоящему сыщику
_______________________________

08.02.2011г.
Учитель года 2011
– Вам необходимо раскрасить печать. Красным – отличная работа. Зелёным – успешная работа.
– Поблагодарите друг друга за работу.
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Слайд
Удостоверение

December 13th, 2014

Заяц — во многом неразгаданный персонаж мирового фольклора. В русских сказках он нередко — беззащитный персонаж, имеющий достаточно скромный мифологический ранг. (Хотя, сохранились поверия и с отрицательным знаком: считалось, что заяц, перебежавший дорогу, как черная кошка, знаменует беду.)

Не то в сказаниях других народов, где заяц подчас выступает в роли космотворящего существа. В поверьях североамериканских ирокезов он создает мир из воды, в легендах другого индейского племени - виннебаго - он соперничает с солнцем и ловит его в силки. У евразийских народов заяц, напротив, связан с луной.

*** Символика солнца и луны превратилась в мировом фольклоре в мифологемы "золота" и "серебра". В народном миропредставлении они, как правило, сопрягались, сосуществуя в составе некоторого целостного единства. Так, многочисленные космизированные герои и героини русских сказок, у которых "по колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре", как раз и символизируют такую символизированную солнечную и лунную символику. Возможно, в далеком гиперборейском прошлом носители этих качеств были обычными солярно-лунными божествами.

У литовцев-язычников вплоть до введения христианства был даже заячий бог, о чем упоминается в Ипатьевской летописи. Нельзя также сбрасывать со счетов и тот факт, что заяц единственный персонаж устного народного творчества, на который было перенесено название самого русского народа: речь идет о зайце-русаке.

В русском фольклорном образе Зайца сохранились также смутные воспоминания о временах ещё более далеких - гиперборейских. Так, в невинной детской считалочке, которую наверняка знают многие, первоначально был заложен жизненно важный мировоззренческий смысл.

- Заяц серый [или белый], куда бегал?

- В лес зеленый...

- Что там делал?

- Лыко драл...

- Куда клал?

- Под колоду...

- Кто украл?

- Родион *...

- Выйди вон!...

*** Родион - одновременно и понятное, и непонятное имя. Хотя оно и включено в христианские святцы, его происхождение явно нехристианское и дохристианское. В славянском языческом пантеоне был и бог Род, и богини рожаницы - покровительницы рожениц и новорожденных младенцев. Попытка вывести русское из греческого rodon - "роза" приемлема лишь в случае признания единого лексического и смыслового источника обоих понятий.

Однако в более архаичных вариантах этой детской считалки, записанных фольклористами ещё в XIX веке, нередко значится не "заяц серый", а "Заяц-Месяц"! Что сие означает? А вот что: указанная мифологема, отождествляющая зайца и месяц (луну), содержится в самых древнейших пластах культуры разных народов мира. Согласно архаичным космогоническим представлениям, пятна на луне изображают зайца, которого бог оживил после самосожжения. По ведийско-индуистской традиции, этот первобог и владыка ведийского пантеона - Индра. Соблюдая законы гостеприимства, заяц, чтобы накормить пришедшего к нему божественного громовержца, приготовил из самого себя жаркое. Бог Индра по достоинству оценил акт этого самопожертвования и поместил зайца на лунном диске. Почему и одно из названий луны на санскрите - "шашанка", то есть "имеющая знак зайца".

В Монголии и Китае бытовали такие же предания. Так, китайские даосы говорили, что лунные пятна - это "заяц, который топчет в ступе снадобье для приготовления напитка бессмертия, а кто хочет отведать божественный напиток, может отправляться хоть сейчас на луну".

Поверье о "лунном" зайце было настолько распространено в Китае, что сделалось популярнейшим изобразительным сюжетом. Даже на халатах высших сановников и богдыханов вышивали шелком месяц с зайцем, сидящих под деревом.

При этом дерево было не чем иным, как вселенским "древом жизни", и символизировало долголетие и бессмертие. Эта древняя изобразительная традиция сохранилась и по сей день: сцена приготовления напитка богов и лунного зайца изображается на особых хлебцах или пряниках, которые выпекают во время ежегодных лунных праздников (выпеченные изделия так и именуются - "лунники"). Кстати, культура русских и китайских пряников (вплоть до создания резных пряничных досок), судя по всему, имеет общий источник происхождения.

Буддизм перенял и развил древнейшие ведийские и даосские поверья. Легенда о самосожжении зайца обросла дополнительными подробностями. В буддийской притче рассказывается, как однажды к жившим вместе лисице, обезьяне и зайцу пришел в гости под видом старика сам Повелитель неба и попросил накормить его. Лиса быстро поймала рыбу, обезьяна нарвала с дерева сладких плодов, и только заяц ничего не мог найти. Тогда-то он и бросился в печь, чтобы старик смог съесть его в жареном виде. Старик (а это оказался сам Будда в виде одного из своих многочисленных воплощений!), тронутый таким самопожертвованием, вынул зайца из печи и поместил на луне, дабы он вечно служил символом гостеприимства и милосердия.

Так вот она откуда - русская считалочка с Зайцем-Месяцем...

Космические функции зайца и его былое могущество просматриваются и в древнейшем индоарийском сборнике басен и притч, известном под санскритским названием "Панчатантра" (дословно - "Пятикнижие"; почти как в Ветхом Завете, только совсем про другое).

Например, по всему миру и среди разных народов распространена сказка-притча о Льве, которого более мудрый Заяц заставил прыгнуть в колодец, чтобы расправиться с собственным отражением в воде. Хотя самая ранняя из дошедших письменных версий знаменитейшего литературного памятника относится не ранее чем к III веку н.э.* , в его основе, вне всякого сомнения, лежат устные рассказы, бытовавшие в арийской среде в течение многих тысячелетий, начиная с той гиперборейской эпохи, когда арии ещё жили на Севере.

*** "Панчатантра" была переведена сначала на персидский, а затем - и на арабский язык под названием "Калила и Димна" (по имени шакалов, действующих в книге). Дословный перевод имен этих шакалов - Прямодушный и Лукавый - послужил основой для последующих переводов на другие языки и, в частности, - на греческий. Византийские списки древнего памятника под названием "Стефанит и Ихнилат" получили хождение по всему православному миру, включая и древнерусские переводы, благодаря которым книга стала одним из любимейших чтений наших пращуров. На европейские языки басни древних ариев переводились опосредованно - через древнееврейский перевод с арабского. Многие сюжеты "Панчатантры" на протяжении веков вдохновляли поэтов-баснописцев, а один из них превратился чуть ли не в народную русскую сказку: это - обработанная Всеволодом Гаршиным притча о лягушке-путешественнице (с той, однако, разницей, что в древнеиндийском первоисточнике действует не лягушка, а черепаха).

Отсюда сами собой напрашиваются некоторые предположения и аналогии. Они как раз касаются "лунного зайца" - мифологемы, включенной в виде сказки в "Панчатантру".

Древнеиндийская притча о "лунном зайце" достаточно длинна. Суть её заключается в том, что хитрый заяц Виджайя (что в переводе с санскрита означает Победитель) решил проучить слонов, которые ходили на водопой к Лунному озеру и постоянно растаптывали множество зайцев и разрушали их жилища. Виджайя отправился к Царю слонов и объявил, что он послан самой Луной и является её полномочным представителем. Ночное светило оскорблено поведением слонов и велит им оставить в покое Лунное озеро. Чтобы доказать свое всесилие, заяц попросил Царя слонов подвигать хоботом по озерной глади.

В результате вода в озере всколыхнулась, отраженный диск луны задвигался взад и вперед в потревоженной воде, и в волнах вместо одного отражения луны появилось не менее тысячи. Царь слонов не на шутку испугался. Как далее повествуется в "Панчатантре":

« И, повернув ему [ зайцу ], Царь слонов, с поникшими ушами и склоненной к земле головой, умилостивил блаженную Луну поклонами и затем снова сказал Виджайе: - "Дорогой! Исполни мою просьбу и всегда склоняй блаженную Луну на милость ко мне, а я больше не приду сюда ».

Спрашивается, могла ли подобная сказка появиться задолго раньше того, чем индоарии в своем долгом и многотрудном продвижении с Севера на Юг, наконец, не достигли полуострова Индостан (это случилось не ранее 3-го тысячелетия до н.э.), окончательно здесь не поселились? Ведь слоны на Севере отродясь не водились! Как сказать - не водились слоны, зато водились мамонты! Не о них ли шла речь в самом древнем и первоначальном варианте сказки?

Между прочим, в мировом фольклоре с зайцем связано множество сюжетов сексуального характера (что само по себе свидетельствует о древности подобных текстов или обрядовых традиций, ибо с принятием христианства всяческое языческое вольнодумство безжалостно искоренялось и жестоко каралось). Не является исключением и русское устное народное творчество. Об этом свидетельствует хотя бы такая девичья песня, в которой тотемный заяц призывается к соитию:

Заинька, серенький,

Да не ходи по сеням,

Не топай ногою.

Я лягу с тобою...

А вот и результат:

- Заюшка, с кем ты спал да ночевал?

- Спал я, спал я, пане мой,

Спал я, спал я, сердце мой [так!]

У Катюхе - на руке,

У Марюхе - на грудях,

А у Дуньки вдовиной - на всем животе...

В славянском обрядовом фольклоре многие свадебные и послесвадебные песни про зайца связаны с потерей девственности невестой. Фольклористы скрупулезно собрали, систематизировали и обобщили достаточно разнообразную "заячью" эротическую тематику и символику. Особенно популярна на Руси была записанная во множестве вариантов скабрезная сказка об участии зайца (правда, по большей части в качестве пассивного наблюдателя) в случке между медведем и женщиной. В некоторых областях вообще считали, что летом новорожденных детей приносит аист, а зимой - заяц.

В данной связи нельзя не отметить и тот бесспорный факт, что в ряде русских сказок заяц выступает как символ и олицетворение победы патриархата над матриархатом. Например, к таковым сюжетам вполне можно отнести известный фольклорный текст из сборника "Заветных сказок" А.Н.Афанасьева. В оригинале текст настолько изобилует непристойностями и нецензурной лексикой, что воспроизводить его просто рука не поднимается. Однако большинству русских читателей (в данном конкретном случае - зрителей) он известен по эпизоду из фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". В фильме эту сказку про лису и зайца князю Александру и другим дружинникам рассказывает кольчужный мастер Игнат перед самым Ледовым побоищем. Фабула притчи состоит в том, что заяц, спасаясь от лисы, проявил русскую смекалку и прыгнул так, что лиса намертво застряла между двумя березками. Вволю поиздевавшись над лисой на словах, заяц осуществил ритуальный акт возмездия - "нарушил её девичью честь" (как скромно говорится в фильме и на что в оригинале сказки народ не пожалел ни смачных красок, ни крепких выражений). Тем самым (если рассматривать весь эпизод с символической точки зрения) было продемонстрировано торжество патриархата над матриархатом.

В другой известной русской сказке о лисе, которая выгнала зайца из лубяной избушки, также содержится недвусмысленный намек на борьбу матриархата с патриархатом.

Здесь первоначально побеждает носительница матриархальной идеологии - лиса. Однако её наглое торжество и уверенность во вседозволенности временны. Заяц - носитель патриархальной идеологии - пытается отстоять свои права и добиться справедливости с помощью других (мужских же!) тотемов - быка, волка и медведя, но безуспешно. Только носитель новой солнцепоклонной идеологии - петух - сумел переломить ситуацию в пользу патриархальных ценностей и окончательно утвердить торжество патриархата над матриархатом.

Здесь традиционному женскому коварству, олицетворяемому лисой, противостоит патриархальное мужское братство в лице тотемов, которое в конце концов и побеждает.

В индоевропейской мифологии петух олицетворяет солнце. Коса на его плече в архаичном мировоззрении была атрибутом времени и смерти. Достаточно вспомнить символизирующие время аллегорические изображения бога Сатурна с косой на плече.

Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо. Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными. Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.

«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица–кумушка – так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок – рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса - все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.

Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка – напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.

«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум – таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки – «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки – наружу.

фото 1

«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» - тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта – трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то – наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.

Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок – нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.

В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, – лиса.

«Серый волк – зубами щекл», «Волк-волчище – из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей – что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».

В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк – умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки – настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.

Колючий Ежик – издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», - ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.

В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.

Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя, но изображается двояко. В одних повествований это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам.

Заяц в русских народных сказках

Почему зайцу в сказках приписывают трусливость и проворность?

Заяц в природе питается капустой, корой деревьев и корнеплодами. Он абсолютно безобидный, пока ему ничего не угрожает. Но для хищных животных он является настоящим лакомством, поэтому заяц лишний раз прибегает к маскировке и бегу. От того, что его основные защитные реакции – скрываться и убегать, его посчитали трусливым. Но мнение людей со временем развеялось, когда они увидели, как зверь может постоять за себя в неминуемой схватке с хищником. При столкновении он может сильно ударить нападающего задними лапами и даже вспороть брюхо атакующего своими крепкими ногтями. Скорее всего, по этой причине образ зайца в сказках со временем поменялся, когда стереотипы сошли на нет.

Хитростью и ловкостью его наделили охотники, которые, по собственному опыту поймать зверя, знают, как тот умело может путать следы и прятаться.

Прозвище зайца в сказках

Зайца в сказках всегда называют с нежностью, в уменьшительно-ласкательной форме – Зайчик, Зайка, Зайчонок, делая акцент на миловидности и безобидности персонажа. Единственное более грубое прозвище, которое можно встретить в народных повествованиях – Косой . Есть несколько пояснений его возникновения:

  • Во-первых, из-за особенности расположения глаз и его диапазону обзора. Из-за чего он всегда поворачивает голову, чтобы рассмотреть встречного своим боковым зрением.
  • Во-вторых, заяц постоянно путает следы, двигаясь в разных направлениях, чтобы его не выследили хищники. Это умышленный маневр, а не просто неспособность двигаться прямо.

Ложное прозвище Зайчишка-трусишка тоже довольно просто объясняется. Дрожь его связана с постоянным мышечным напряжением. Это, так как и постоянное принюхивание, необходимо, чтобы быстро среагировать на опасность. То есть, по сути, он не боится, он просто в постоянной готовности. И, тем не менее, если он почует опасность, то сразу же убежит. Что в человеческом поведении расценивалось бы как трусость.

Но бег – это, и правда, одна из сильных сторон животного, особенно на коротких дистанциях. Поэтому не зря в сказках ему дали еще одно прозвище - Зайчик-побегайчик .

Образ зайца в народных сказках

В некоторых сказках о зайцах предполагают рассказ именно о животном. В них объясняется, почему у него губа раздвоена и шубка меняется (Например, «Снег и заяц»). А другие показывают на этом образе человеческие отношения, где под животным подразумевают доброго, но трусливого и беззащитного человека.

  • «Зайчишка-трусишка» - демонстрирует трусливость, борьбу со страхом и смекалистость этого животного;
  • «Заяц и медведь» - показывает доброту персонажа, его альтруизм, умение держать слово, ответственность. Вот такие вот положительные качества, которые преобладают над боязливостью.
  • «Заяц-хваста» - в данной сказке смелость героя проявляется при необходимости помочь другим.
  • «Лиса и заяц» - традиционная роль жертвы, беззащитного бедолаги, добротой которого пользуются негативные персонажи.

Сказки, в которых заяц хитрец и храбрец, в основном имеют авторство. Но произведение пришлось по духу простому народу и стало частью фольклора.