Игра «птицы растерялись». Конкурс учебных проектов учащихся

Ольга Пигасова
Литературная игра-викторина для группы детей 5–6 лет «Угадай сказку».

Литературная викторина.

Программное содержание.

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3. Развивать умение действовать согласованно.

4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Методы:

Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:

Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование:

Стенд с книгами русских сказок, мультимедиа, «волшебный клубок», «сказочная избушка».

Ход мероприятия:

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Посмотрите, что это к нам прикатилось? (клубок). Для чего он нужен? Где мы его можем встретить (волшебный клубок в сказке). Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:

1. Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон

2. В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов

Воспитатель. Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, я дети отгадывают их)

1. Красна девица грустна,

Её не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

(Снегурочка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

(Баба-Яга)

3. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

4. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

5. Шестерых её детей

Волк обидел - съел, злодей!

Лишь седьмой в живых остался,

Волку в зубы не попался.

Кто она и кто они?

Если знаешь, назови!

(Волк и козлята)

6. Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три поросенка)

7. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Красная шапочка)

8. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Сказки все он перепутал:

Вы сможете их отгадать?

(Воспитатель задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки)

«По собачьему велению»;

«Иван царевич и зеленый волк»;

«Дарьюшкина избушка»;

«Плавучий корабль»;

«Лапша из топора»; «Крылатый, мохнатый да обезжиренный».

Молодцы ребята, все перевертыши отгадали.

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться

(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание

Воспитатель: Кощей перепутал все иллюстрации. Найдите ошибки.

Воспитатель. Молодцы! Найти сумели!

Проделки Кощея преодолели!

А вот еще одна беда

Вся запуталась я.

Помогите мне друзья.

«Отгадать мелодию». Ваша задача, отгадать какой сказочный герой поет песню, и заработать фишку. Вы готовы? Слушайте внимательно (звучит музыка, а дети отгадывают).

Воспитатель. Посмотрим, как вы справитесь с последним заданием викторины – «Что изменилось?»

«Жила – была коза. И было у нее шестеро козлят. Уходила коза на пастбище есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, дёрнет за дверной колокольчик и запоет свою песенку.

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет на пастбище, а козлята запрутся крепко-накрепко и ложатся спать.

Однажды медведь подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, медведь побежал к избушке и закричал толстым голосом песенку козы. Козлята ему отвечают:

Медведю делать нечего. Пошел он к леснику и велел себе горло перековать, чтоб петь высоким голосом. Лесник ему горло перековал. Медведь опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза, дёрнула за дверной колокольчик и запела свою песенку.

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил медведь, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь отворяйте, всех впускайте.

Только ушла коза, медведь опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом песню козы.

Козлята отворили дверь, медведь кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился под столом.

Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула под стол и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:

Услыхал это медведь, входит в избушку и говорит козе:

Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, потанцуем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит медведю:

Давай, медведь, попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а медведь прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить - поживать по-прежнему».

Воспитатель: - Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины. Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки.

Воспитатель. За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас покажу.

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и литературному творчеству.

  1. определить уровень литературных знаний и умений учащихся;
  2. способствовать формированию навыков творческого чтения;
  3. развивать воображение и творческие способности учащихся.

Участники: ученики 5-6 классов

Число команд: 6 команд по 7 человек во главе с капитаном.

Каждая из команд заранее выбирает название и готовит эмблему

Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек

Программа

I конкурс: “Юморина”

II конкурс: “В стране стихосложения”

III конкурс:“Собери пословицу”

V конкурс: “Найди слова”

VI конкурс: “Буриме”

VII конкурс(конкурс капитанов): “Cкороговорки”

Литературная викторина “По страницам любимых книг” (оценочный лист для жюри)

Название конкурса

Максимум баллов

I. “Юморина”
II. “В стране стихосложения”
III. “Собери пословицу”
IV. “Узнай произведение и его автора”
V. “Найди слова”
VI. “Буриме”
VII. Конкурс капитанов “Скороговорки”
VIII. Эмблема и название команды .
Итог

I КОНКУРС. “Юморина”

Карточка № 1

  1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
  2. Кто из сказочных героев очень любил поговорку ""Одна голова хорошо, а две лучше""?
  3. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.
  4. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи.

Карточка №2

  1. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом.
  2. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?
  3. Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору.
  4. Как звали трех толстяков из повести- сказки Ю. Олеши “Три толстяка”?

Карточка № 3

  1. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?
  2. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали?
  3. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить?
  4. Назовите слова, которыми А.С. Пушкин заканчивает “Сказку о Золотом петушке”?

Карточка № 4

  1. Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь.
  2. Какой вид энергии использовала баба яга, летая в ступе?
  3. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума?
  4. Назовите спутников девочки Элли, которые вместе с ней шли в Изумрудный город.

Карточка № 5

  1. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай?
  2. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали?
  3. В какой сказке К.И.Чуковского звери самые трусливые? Почему?
  4. Как звали трех медведей из сказки Льва Толстого “Три медведя”?

Карточка № 6

  1. У какого сказочного медвежонка был друг, который носил имя пятикопеечной монеты?
  2. Какая героиня сказки А.С.Пушкина могла мечтать о стиральной машине, если бы жила в наше время?
  3. Какая злая волшебница не умывалась пятьсот лет, так как боялась воды?
  4. Какого учителя математики прославила маленькая девочка?

Ответы к конкурсу I “Юморина”

Задание №1 Задание №2 Задание №3
1 Колобок 1 Репка 1 “Алёнушка и братец Иванушка”
2 Змей Горыныч 2 “Теремок” 2 Кот в сапогах
3 Золушка 3 Красная Шапочка 3 Волк
4 Дж. Родари “Приключения Чиполлино 4 Имён не имели 4 Сказка ложь, да в ней намёк! / Добрым молодцам урок.
Задание №4 Задание №5 Задание №6
1 Наф-Наф 1 Буратино 1 Винни Пух
2 Нечистая сила 2 Курочка Ряба 2 Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина
3 Поп 3 “Тараканище” 3 Бастинда
4 Страшила, Железный Дровосек, Трусливый лев, собака Тотошка 4 Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка 4 Кэрролл “Алиса в стране чудес”

II КОНКУРС. “В стране стихосложения”

(каждая команда получает 3 стихотворения)

В этих стихотворениях произошла какая-то путаница. Давайте попробуем правильно расставить знаки препинания!

Задание № 1

Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.

Задание № 2

В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.

Задание № 3

Очень-очень странный вид:
Речка под окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Песик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно.
Да как крикнет улетая:
“Вот что значит запятая!”

III конкурс. “Собери пословицу”

Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца. Лучше всего для этого конкурса распечатать таблицу ответов для участников. Количество пословиц можно сократить по желанию.

Если быть внимательными, можно отметить интересную закономерность.

III конкурс. “Собери пословицу”

Название команды: Название команды:
Таблица ответов для участников Таблица ответов для жюри
1 11 1 8 11 2
2 12 2 11 12 6
3 13 3 14 13 16
4 14 4 17 14 3
5 15 5 19 15 10
6 16 6 12 16 13
7 17 7 18 17 4
8 18 8 1 18 7
9 19 9 20 19 5
10 20 10 15 20 9
Кто другому яму копает, тот о том и говорит.
Любишь кататься, надо свой разум наточить.
Муж возом не навозит,
Кто ест скоро, от того и наберешься.
На охоту ехать - по-волчьи выть.
Кто рано встаёт, тому глаз вон.
Любовь не картошка - враг мой.
У кого что болит, тот сам в нее попадает.
На то она и щука, чтобы не было оглядки.
Не говори о себе худо, по уму провожают.
Чтобы других учить, люби и саночки возить.
Кто старое помянет, тому Бог даёт.
Не спеши языком, молчание золото.
что жена горшком наносит.
По одежке встречают, другие об этом позаботятся.
Слово – серебро, спеши делом.
С кем поведешься, тот и работает споро.
Язык мой - не выбросишь в окошко.
С волками жить - собак кормить.
Не давай повадки, чтоб карась не дремал.
Кто другому яму копает, 8 тот сам в нее попадает.
Любишь кататься, 11 люби и саночки возить.
Муж возом не навозит, 14 что жена горшком наносит.
Кто ест скоро, 17 тот и работает споро.
На охоту ехать - 19 собак кормить.
Кто рано встаёт, 12 тому Бог даёт.
Любовь не картошка - 18 не выбросишь в окошко.
У кого что болит, 1 тот о том и говорит.
На то она и щука, 20 чтоб карась не дремал.
Не говори о себе худо, 15 другие об этом позаботятся.
Чтобы других учить, 2 надо свой разум наточить.
Кто старое помянет, 6 тому глаз вон.
Не спеши языком, 16 спеши делом.
С пчелкой водиться - в медку находиться, 3 а с жуком связаться – в навозе оказаться.
По одежке встречают, 10 по уму провожают.
Слово – серебро, 13 молчание золото.
С кем поведешься, 4 от того и наберешься.
Язык мой - 7 враг мой.
С волками жить - 5 по-волчьи выть.
Не давай повадки, 9 чтобы не было оглядки.

Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Вспомните, что произойдёт дальше, кто участник данных событий.

Отрывок № 1

И начал так: “Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!”

(И. А. Крылов “Волк на псарне)

Отрывок № 2

“Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной”.

(В. А. Жуковский “Кубок”)

Отрывок № 3

“За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрён...”

(А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)

Отрывок № 4

“Лишь только он остался один, как начал везде искать конопляное зёрнышко. Он долго шарил у себя в карманах, ползал по полу, смотрел под кроватью, перебирал одеяло, подушки, простыню – всё напрасно! Нигде не было и следов любезного зёрнышка! Он старался вспомнить, где он мог его потерять, и наконец уверился, что выронил его как-нибудь накануне, играя во дворе”.

(А. Погорельский. “Чёрная курица, или Подземные жители”)

Отрывок № 5

“Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел...”

(И. С. Тургенев “Муму”)

Отрывок № 6

“Когда моя нога коснулась пола, я вздрогнул; но взгляд на участливо склонившуюся ко мне рожицу моего приятеля восстановил мою бодрость.

Стук каблука зазвенел под потолком, отдался в пустоте... Несколько воробьёв вспорхнули с насиженных мест и вылетели в большую прореху в крыше”.

(В. Г. Короленко “В дурном обществе”)

V конкурс. “Найди слова”

В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни – в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами с предлогом. Третьи - еще где-нибудь.

Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко. За тем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Бан ников упал и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы К олькене было обидно, решили вернуться. Назад он шел на одной лыже.

Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в сугроб. А ран ьше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение случилось с нами в тот день.

VI конкурс. “Буриме”

БУРИМЕм – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300 сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла форма буриме как стихотворной игры. Попробуйте и вы поиграть в буриме!

Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите автора этого произведения. Вспомните, что произойдет дальше, кто участник данных событий.

Отрывок № 1

“Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пестренькое, черепаховое, по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается”.

(В. Ф. Одоевский “Городок в табакерке”)

Отрывок № 2

“Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые;
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звемзд –
Православный русский крест”
(П. П. Ершов “Конёк-горбунок”)

Отрывок № 3

“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит – полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.

(П. Бажов “Серебряное копытце”)

Отрывок № 4

“Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица
Содрогнулась...”
(А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”)

Отрывок № 5

“Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит”.
(А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)

VII конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки”

1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

3. Полчетверти четверика гороху без червоточинки.

4. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

1. Древнегреческий ученый Элладий составил книгу-сборник, куда поместил самые известные в то время произведения. Назвал он ее «Книга, полезная для учения». Это в переводе на русский язык, а по-гречески название книги звучит коротко и ясно... Как? (Хрестоматия)

2. Герой какой книги воюет с ветряными мельницами? (Дон Кихот в романе Мигеля Сервантеса де Сааведры)

3. Когда празднуется Международный день детской книги? Чей это день рождения? (2 апреля. День рождения Ганса Христиана Андерсена. Годы жизни 1805 — 1875)

4. Кто из английских писателей создал образ «Питера Пэна»? (Джеймс Мэтью Барри. Годы жизни 1860-1937)

5. Каким образом в Стране дураков производится смертная казнь? (Через утопление)

6. Какой единственный знаменитый литературный сыщик имеет настоящий почтовый адрес? (Шерлок Холмс. «Лондон. Бейкер-стрит, № 221 "б"»)

7. Какой герой русских былин родился в селе Карачарове? (Илья Муромец)

8. Какой прославленный русский баснописец выступал в составе ансамбля как вторая скрипка и давал сольные концерты, исполняя сложнейшие скрипичные произведения? (Иван Андреевич Крылов)

9. С помощью каких двух книг австрийские гусары учились правильно вести себя за столом? (Подойдут любые две книги, так как их не читали, а прижимали локтями к туловищу)

10. Как называется произведение Джека Лондона, в котором он описал историю о прирученном волке, ставшем преданным другом человека? («Белый клык»)

11. Проходя Торресовым проливом, подводный корабль «Наутилус» из книги Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» сел на мель. Капитан Немо сказал: «...Через пять дней будет полнолуние, и я буду удивлен, если любезный спутник нашей планеты... не окажет мне услуги, которой я ни от кого не приму, кроме него». На чью помощь надеялся капитан Немо? (На помощь Луны. Во время полнолуния и новолуния солнечный и лунный приливы совпадают. Высота прилива в это время достигает особенно большой величины. Как известно читателям, поднявшаяся вода сняла «Наутилус» с мели)

12. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Девизом полярника Роберта Скотта воспользовались и герои романа «Два капитана», самого известного произведения этого советского писателя. Он работал над романом с 1936 по 1944 год. Назовите этого писателя. (Вениамин Александрович Каверин)

13. Бравый солдат Швейк — это собирательный образ. Его прототипом стали три человека. Два из них — сапер Водичка и денщик Страшлипка. Кто же был третьим прототипом героя романа Ярослава Гашека? (Третьим прототипом был сам Йозеф Швейк. Гашек и Швейк познакомились еще перед войной)

14. В каком городе Европы разворачиваются события трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»? (Верона)

«Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья».

15. Историк Геродот полагал, что этот поэт жил за 400 лет до его времени. Родителями поэта считали Мелета — бога реки, и нимфу Крефеиду. Имя его тоже толковали по-разному, даже нарицательно, как «слепец». Назовите имя поэта и два созданных им эпических произведения, грандиозные по своим размерам. (Гомер. «Одиссея» и «Илиада»)

16. Назовите писателя, поведавшего нам трагическую историю «человека, который смеется». (Виктор Гюго)

17. Хозяин харчевни заставлял Тиля Уленшпигеля заплатить за то, что он вдыхал запах еды и тем самым насыщался. Как расплатился Тиль за свой символический ужин? (Звоном монет)

18. Несмотря на то что знаменитый сыщик Шерлок Холмс — авторский вымысел, он до сих пор имеет своих поклонников во многих странах мира и особенно в Англии. Как называется журнал, который выпускают поклонники Шерлока Холмса с 1946 года раз в три месяца тиражом 1 700 экземпляров? («Бейкер-стрит»)

19. В своих романах этот французский писатель предсказал очень многое, что впоследствии стало реальностью, например, подводные лодки, вертолеты, видеотелефоны и так далее. Кроме этого, в рукописи, найденной после его смерти, он пророчествовал, что человечество ожидает потепление климата, в мире появятся новые болезни, грядущий промышленный мир станет производителем ядовитого воздуха. Назовите имя этого писателя-пророка. (Жюль Берн)

20. Вот уже много лет ассоциация поклонников таланта этого писателя пытается выяснить, при каких обстоятельствах он погиб. Известно только, что он не вернулся на своем самолете из разведывательного полета 31 июля 1941 года. О ком идет речь? (Об Антуане де Сент-Экзюпери)

21. Назовите имя и фамилию английского писателя, создавшего серию приключенческих романов об «агенте 007» Джеймсе Бонде. (Ян Флеминг)

22. На известном литературном примере покажите, что останки лошади могут быть смертельно опасны. (Александр Сергеевич Пушкин, «Песнь о Вещем Олеге»)

23. По какой стране путешествовал «рыцарь печального образа»? (Дон Кихот Сервантеса путешествовал по Испании)

24. Какая книга принесла мировую славу преподавателю математики оксфордского колледжа Церкви Христовой? («Приключения Алисы в Стране чудес». Писатель — Льюис Кэрролл)

25. Назовите писателя — лауреата Нобелевской премии, подарившего миру две «Книги джунглей». (Редьярд Киплинг)

26. Кого считают основоположником жанра «фэнтэзи»? (Джона Рональда Руэла Толкиена)

27. 1 мая 1912 года по распоряжению писателя Джеймса Мэтью Барри ночью тайно установили в парке памятник выдуманному им литературному герою. На затейливом постаменте маленький мальчик в ночной рубашке играет на тростниковой дудочке. Кто этот литературный герой? (Питер Пэн)

28. Какой литературный герой говорил: «На моем острове времена года надо разделить не на холодные и теплые, а на дождливые и сухие»? (Робинзон Крузо Даниэля Дефо)

29. Кого из европейских писателей считают основателем жанра исторического романа? (Вальтера Скотта)

30. Джордж Гордон Байрон, английский поэт, и Перси Биши Шелли с его женой Мери Шелли в 1816 году отдыхали на берегу Женевского озера и развлекали себя тем, что сначала читали вслух страшные рассказы, а потом сами стали сочинять их. Самый лучший рассказ получился у Мери. Прошло уже почти 200 лет с того времени, а эта история, переведенная почти на все языки мира, много раз показанная на киноэкранах, продолжает пугать, волновать людей по всему миру. Как она называется? («Франкенштейн»)

31. Памятник Белому Кролику, памятник Питеру Пэну... До чего же все-таки любят англичане ставить памятники воображаемым героям! Но в Лондонском зоопарке стоит памятник и совершенно реальной медведице Вини. Это хорошая и добрая медведица, ее очень любили дети. И все равно памятник ей поставили не за это. Особой заслугой сочли все-таки то, что она помогла появиться на свет воображаемому существу — Винни Пуху. Какой писатель поведал нам о его приключениях? (Алан Александр Милн)

32. Вторая трилогия Александра Дюма, включающая в себя романы: «Королева Марго», «Графиня де Монсоро» и «Сорок пять», объединена историей борьбы Генриха Наваррского за французский престол. Назовите книги, вошедшие в первую трилогию Александра Дюма. («Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя»)

35. Как звали попугая одноглазого Джона Сильвера из романа английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ»? (Капитан Флинт)

36. В каком литературном произведении говорится о методе лечения бородавок с помощью кошек? {«Приключения Тома Сойера» Марка Твена)

37. Назовите имя убийцы своего двоюродного брата в романе американского писателя Майна Рида «Всадник без головы». (Кассий Кольхаун)

38. Назовите фамилию инспектора Скотланд-Ярда, с которым Шерлоку Холмсу часто приходилось сотрудничать. (Инспектор Лестрейд)

39. В каком городе разворачиваются «Приключения Шерлока Холмса»? (Лондон)

41. Как называлась подводная немецкая лодка, на которую попал Александр Шубин — герой военного приключенческого романа Леонида Платова «Секретный фарватер»? («Летучий голландец»)

42. Как звали короля, в гвардии которого служили Д" Артаньян и его друзья? (Людовик)

43. Назовите имя девушки из романа Майна Рида «Всадник без головы», из-за любви к которой Кассий Кольхаун хотел убить мустангера Мориса Джеральда, но по ошибке убил своего двоюродного брата и сделал из него блуждающий призрак. (Луиза Пойндекстер)

44. Какой фразе в первую очередь научил Робинзон Крузо своего попугая? («Бедный, бедный Робинзон, куда ты попал?!» — Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо»)

45. Как звали девочку, которая пережила удивительные приключения в Стране чудес и в Зазеркалье? (Алиса)

46. Кого из мушкетеров в романе Александра Дюма называют «железным»? (Атоса)

47. Кто въехал в столицу французского государства на лошади такой масти, что она вызвала всеобщий смех? (ДАртаньян — А. Дюма, «Три мушкетера»)

48. В книге «Приключения Шерлока Холмса» есть рассказ «Скандал в Богемии». Героиня этого рассказа — единственная женщина, тронувшая сердце великого сыщика. Ее звали Ирэн. Назовите ее фамилию? (Адлер, в замужестве Нортон)

50. Испанский писатель Мигель Сервантес поведал нам о странствиях «рыцаря печального образа». Назовите этого рыцаря? (Дон Кихот)

51. Назовите имя возлюбленной Дон Кихота. (Дульсинея Тобосская)

52. Как звали пятнадцатилетнего капитана в одноименном романе французского писателя Жюля Верна? (Дик Сэнд)

53. Как звали юнгу — главного героя в романе Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»? (Джим Хокинс)

54. Как назывался двухмачтовый бриг, на котором дети капитана Гранта отправились на поиски своего отца? («Дункан»)

55. Назовите литературные произведения любого жанра, в названии которых есть слово «приключение». («Приключения Барона Мюнхгаузена», «Приключения Незнайки и его друзей», «Приключения Буратино, или Золотой ключик», «Приключения Кроша», «Приключения Шерлока Холмса», «Приключения капитана Врунгеля», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Приключения Пиноккио», «Приключения Чиполлино»)

56. Назовите литературные произведения любого жанра, в названии которых есть женские имена. («Кармен», «Ася», «Олеся», «Анна Каренина», «Анна Онегина», «Анна на шее», «Деньги для Марии», «Джен Эйр», «Консуэло», «Две Дианы», «Анна Ярославна — королева Франции», «Королева Марго», «Графиня Де Монсоро», «Графиня де Шарни», «Луиза Сан-Феличе», «Ребекка», «Фро», «Маша и медведь», «Василиса Прекрасная», «Госпожа Бовари», «Динка», «Динка прощается с детством», «Княжна Мэри», «Ванина Ванини»)

57. Назовите литературные произведения, в названии которых есть мужские имена и фамилии. («Отец Горио», «Гобсек», «Граф Монте Кристо», «Виконт де Бражелон», «Шевалье ДАр- менталь», «Жозеф Бальзамо», «Шевалье Де Мезон Руж», «Робин Гуд», «Мартин Иден», «Мужество капитана Плюма», «Одиссея капитана Блада», «Одиссей покидает Итаку», «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Сказка о царе Салтане», «Сказка об Иване царевиче и сером волке», «Мальчиш-Кибаль- чиш», «Обломов», «Евгений Онегин», «Записки о Шерлоке Холмсе», «Дон Кихот», «Васек Трубачев и его товарищи», «Партизан Леня Голиков», «Гамлет», «Ермак», «Малюта Скуратов», «Петр Первый», «Иван Грозный», «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Капитан Трафальгар», «Мот Цацкес — знаменосец», «Василий Теркин», «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца», «Мен- шиков», «Поручик Лермонтов», «Емельян Пугачев», «Жан- Кристоф», «Ленька Пантелеев», «Сережа», «Степан Разин»)

58. Назовите литературные произведения, в названии которых есть слова, обозначающие членов семьи. («Мать», «Отцы и дети», «Три сестры», «Сын полка», «Дочь Монтесумы», «Капитанская дочка», «Братья и сестры», «Дети подземелья», «Иван — крестьянский сын», «Дядя Степа», «Дочь регента», «Сыновья Большой Медведицы», «Сестра Керри», «Улица младшего сына», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Старшая сестра», «Черемыш, брат героя», «Дядя Ваня», «Дядюшкин сон», «Чужая жена и муж под кроватью», «Детские годы Багрова-внука», «Дети капитана Гранта»)

59. Назовите литературные произведения, в названии которых упоминаются города и страны. («Волшебник Изумрудного города», «Шел по городу волшебник», «Незнайка в Солнечном городе», «Эмиль из Леннеберги», «Королевство кривых зеркал», «Москва-Петушки», «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье», «Джельсомино в стране лжецов», «Волоколамское шоссе», «Звезды над Самаркандом», «Ташкент — город хлебный», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Увидеть Лондон и умереть», «Тамань», «Тартарен из Тарас- кона», «Угрюм-река», «Кара-Бугаз», «Дом в Черемушках», «В окопах Сталинграда», «Солдат из Казахстана», «Далеко в стране Иркутской»)

60. Назовите литературные произведения, в названии которых упоминаются собаки. («Собака Баскервилей», «Белый пудель», «Дама с собачкой», «Белый Бим Черное Ухо», «Каштанка», «Белый клык», «Му-му», «Собачье сердце», «Слон и Моська», «Созвездие Гончих Псов», «Пелагия и белый бульдог», «Дикая собака Динго», «Тема и Жучка»)

61. Назовите литературные произведения, в названии которых есть животные, но не собаки. («Золотая антилопа», «Конек-Горбунок», «Пещерный лев», «Свинья под дубом», «Три поросенка», «Лебедь, рак и щука», «Голубая цапля», «Бронзовая птица», «Моби Дик — белый кит», «Холстомер», «Золотой теленок», «Сказка о золотом петушке»)

62. Назовите литературные произведения, чьи названия состоят всего из одного слова, но не имена собственные. («Идиот», «Игрок», «Подросток», «Ревизор», «Недоросль», «Овод», «Гроза», «Обрыв», «Лес», «Выстрел», «Гробовщик», «Яма», «Студенты», «Новь», «Накануне», «Чевенгур», «Стоик», «Звезда», «Спутники», «Кортик»)

63. В поисках какого литературного героя экспедиция обогнула Землю по 37-й параллели? (Капитан Грант)

64. В каком морс происходят основные события романа Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада»? (В Карибском море. В те времена его еще называли Флибустьерским)

65. В названии какого произведения Ивана Сергеевича Тургенева используются всего две буквы? {«Муму»)

66. Кем был по профессии Гулливер? (Судовой врач)

67. Какому своему роману Этель Лилиан Войнич дала название насекомого? («Овод»)

68. Как переводится на русский язык имя капитана «Наутилуса» — Немо? («Никто»)

69. Назовите любого литературного героя, которому поставлен памятник? (Русалочка в Копенгагене; Мальчиш-Кибальчиш, Дон Кихот, Бременские музыканты в Бремене [Германия]); Петя и Гаврик в Одессе, Чижик-Пыжик в Санкт-Петер- бурге; Волк «Щас спою» в Киеве, Томске, Ангарске Иркутской области; Гусар Павлоградского полка поручик Ржевский в г. Павлограде Днепропетровской области [Украина], Барон Мюнхгаузен — Калининград, Москва [метро «Молодежная»], Одесса и Кременчуг Полтавской области; Человек-невидимка — г. Амстердам — Нидерланды, Екатеринбург; Д "Артаньян — г. Маастрик Нидерланды; Нос майора Ковалева — Санкт-Петербург; Голохвастов, который гонялся за «двумя зайцами», и Проня Прокоповна в Киеве; Ходжа Насреддин с ослом — метро «Молодежная» г. Москва; My-My в провинции Нормандия во Франции; Бравый солдат Швейк — метро «Купчино» г. Москва; Шерлок Холмс — г. Майринген, Швейцария и в г. Москва; Мама-утка и ее восемь утят — героине книги Р. Макклоски «Дорогу утятам» у Новодевичьего монастыря г. Москва; Белый Бим Черное Ухо в г. Воронеже; Коровьев и Кот Бегемот в г. Москва между Новослободской и Марьиной Рощей; Остап Бендер в Харькове, Остап Бендер и Киса в Екатеринбурге; Остап Бендер и Шура Балаганов в Бердянске Запорожской области; Эллочка-людоедка и Паниковскому в Харькове; отец Федор в Харькове; Дон Кихот Ламанчский в Омске, Москве, Мадриде, Брюсселе, Габрово (Болгария), Варадеро на Кубе; Питер Пэн в Лондоне)

70. Как переводится на русский язык имя главного героя повести Александра Беляева «Ихтиандр»? («Ихти» — рыба, «андр» — человек)

71. Как называется повесть Леонида Платова, в которой рассказывается история немецкой лодки «Летучий Голландец»? («Секретный фарватер»)

73. Какой писатель дает детям вредные советы? (Григорий Остер)

74. Назовите писателя, который написал две песни о птицах. Но эти песни не поют, а читают, как белые стихи. (Максим Горький, «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике»)

75. Назовите писателя, лауреата Нобелевской премии — автора книги «Архипелаг ГУЛАГ». (Александр Исаевич Солженицын)

77. В названии какой повести Артура Конан Дойла есть цифра четыре? («Знак четырех»)

78. Какой герой Александра Дюма без вины просидел в крепости-тюрьме 19 лет? (Граф Монте-Кристо — Эдмон Дантес)

79. Какой писатель сделал главным героем своих романов «Прерия», «Зверобой», «Следопыт» охотника Нэтти Бампо? (Фенимор Купер)

80. Другом Нэтги Бампо был индеец по имени Чингачгук. Сыну Чингачгука — Ункасу посвящена последняя книга Фенимора Купера. Как она называется? («Последний из могикан»)

81. В каком фантастическом произведении Станислава Лема есть «мыслящий океан»? («Солярис»)

82. В какой повести Григория Адамова есть подводная лодка «Пионер»? («Тайна двух океанов»)

83. О чем мечтал доктор Сальватор в повести Александра Беляева «Человек-амфибия»? (О республике свободных людей, живущих в океане)

84. Какой писатель заставил своих героев провести «пять недель на воздушном шаре»? (Жюль Берн)

85. По пьесе какого русского драматурга русский композитор и дирижер Николай Андреевич Римский-Корсаков создал оперу «Снегурочка»? (Александр Николаевич Островский)

86. Удивительная история произошла более полувека назад с литературным критиком, который неожиданно для себя стал детским писателем. Заболел его маленький сынишка. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать сказку:

«Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил, —

Крокодил, Крокодил, Крокодилович».

87. В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник известному литератору. Старый человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у его ног теснятся бронзовые звери — герои его произведений. Кто этот писатель? (Иван Андреевич Крылов)

88. Первый плавучий город Стандарт-Айленд придумал в 1895 году Жюль Верн. А в какой книге он описал его? («Плавучий остров»)

89. Где хранится оригинал Корана — священной книги мусульман? (Под креслом Аллаха в Мекке)

90. Как называется Книга Моисеева, которую хранят в святая святых Иерусалимского храма? («Завет»)

91. Как называется поэтическое произведение, которое буквально можно читать вдоль и поперек? (Акростих)

92. В какой книге Марка Твена последний бедняк со Двора Отбросов и наследник английского престола похожи, как две капли воды? («Принц и нищий»)

93. В каких романах действует «Великий комбинатор»? (В романах Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок»)

94. Сказочная повесть «Алиса в Стране чудес» привела в восторг королеву Англии Викторию, и она захотела прочесть все книги этого сочинителя, но не смогла их читать. Почему? (Льюис Кэрролл был математиком, и его книги были полны непонятных королеве формул)

95. Как звали героя пьесы Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», который сказал эту фразу: «Не хочу учиться, хочу жениться». (Митрофанушка)

96. Он был признан и отмечен в нашей стране как поэт. Его стихи заучивали наизусть, они были включены в школьные хрестоматии. Но в историю нашей страны он вошел не как поэт, а как политический деятель — диктатор и тиран России двадцатого века. О ком идет речь? (Об Иосифе Виссарионовиче Сталине)

97. Какой российский писатель посвятил приключениям девочки Алисы семь книг, в их числе: «Путешествие Алисы», «Миллион приключений», «Конец Атлантиды», «Подземная лодка», «Алиса и крестоносцы», «Война с лилипутами», «Лиловый шар». (Кир Булычев)

98. Как известно, англичанин Шерлок Холмс курил трубку. Какой еще знаменитый французский детектив появляется на страницах произведений Жоржа Сименона с трубкой? (Комиссар Мегрэ)

99. Как называлось произведение, за которое Эрнест Хемингуэй получил Нобелевскую премию? («Старик и море»)

100. Какой русский поэт «размышлял у парадного подъезда»? (Николай Алексеевич Некрасов)

101. В одной из девяти книг, в которых действует этот герой, Эдгар Берроуз называет его «Великолепный». О ком идет речь? (Тарзан)

102. Какая поэтесса в 1942 году написала эти строки:

«Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово»?

(Анна Андреевна Ахматова)

104. Какой великий сыщик в произведениях Рекса Стаута ежедневно проводит «конференции с орхидеями»? (Ниро Вульф)

105. Какой писатель заставил читателей ждать у моря не погоды, а алые паруса? (Александр Грин)

106. Кого Александр Сергеевич Пушкин поставил стоять «одного во всей Вселенной»? (Дерево анчар)

107. Кто из великих людей сказал, что четыре газеты могут сделать больше, чем стотысячная армия? (Наполеон)

108. Кому из писателей принадлежат слова «Рукописи не горят!» {Михаилу Афанасьевичу Булгакову)

109. Какой герой Жюля Верна совершил путешествие вокруг света за 80 дней? (Филеас Фогг)

110. Кто рассказал читателям о «Маленькой хозяйке большого дома» и о «Сердцах трех»? {Джек Лондон)

111. Какой английский писатель много раз пытался «убить» придуманного им сыщика, но читатели всегда требовали продолжения? {Артур Конан Доил)

112. Все читали рассказ Антона Павловича Чехова «Каштанка». Вспомните, с какими животными познакомилась Каштанка у нового хозяина? (С котом, гусем, свиньей)

113. Как называлась шхуна капитана Врунгеля? («Беда»)

115. Как звали главного героя книги Александра Беляева «Человек-амфибия»? (Ихтиандр)

116. В каком кинофильме, снятом по одноименной повести, звучит эта песня Дунаевского «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер!»? («Дети капитана Гранта»)

117. Как звали главных героев повести Александра Грина «Алые паруса»? (Артур Грей и Ассоль)

118. Кто написал для детей «Морские истории»? (Борис Житков)

119. Как называлась лодка капитана Немо? («Наутилус»)

120. Сколько лет было Дику Сэнду, когда он взял на себя командование «Пилигримом»? (Герою романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» было 15лет)

121. Какой литературный герой в одиночку потопил целый неприятельский флот? (Гулливер)

122. Какие две породы рыб называет в своей басне «Демьянова уха» Иван Андреевич Крылов? (Лещик и стерлядь)

123. Как называлось судно капитана Ивана Татаринова в повести Вениамина Каверина «Два капитана»? («Святая Мария»)

124. В какой повести скелет моряка служил компасом для искателей клада? («Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона)

125. Как назывался корабль капитана Гранта? («Британия»)

126. В какой книге рассказывается о путешествиях и приключениях Синдбада Морехода? («Тысяча и одна ночь»)

127. Как назывался корабль, на котором герои плыли к «Острову сокровищ»? («Эспаньола»)

128. Как звали белого кита из знаменитого романа американского писателя Германа Мелвилла? («Моби Дик — белый кит» — имя кашалота и название романа)

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Учиться нелегко: какие-то темы даются тяжело, не хватает «соображалки», чтобы решить задачи, а вокруг масса отвлекающих факторов: социальные сети, ютуб, друзья, представление, что родители/учителя опять будут ругать. Как помочь детям взять себя в руки, сделать усилие над собой и заниматься больше?

Литературная игра - викторина "В мире пернатых друзей"

Игра – викторина о птицах с ответами для 5-6 классов

Автор :Пуханова Наталия Владимировна, педагог дополнительного образования, ОКУ «Железногорский центр соцпомощи», г. Железногорск Курской области.
Описание материала:
Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
Литературная игра - викторина «В мире пернатых друзей» может быть использована учителем по окружающему миру, классным руководителем, педагогом - организатором, педагогом дополнительного образования, для учащихся 5-6 классов.

Цель:
развивать интерес и любовь детей к природе; расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

Задачи:
- обобщить и закрепить знания детей о птицах;
- развивать интерес, наблюдательность, расширить кругозор детей, вызвать
интерес к миру природы;
- воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям;
- активизировать внимание и память.

Ход викторины

Педагог:
Добрый день дорогие друзья!
Сегодня мы проводим литературную игру – викторину. Послушайте внимательно загадку и отгадав её вы узнаете о чем в нашей викторине пойдет речь.
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку:
Длинный клюв и 2 крыла
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица)

Педагог:
Сегодня мы будем говорить о птицах. Люди всегда восхищались птицами. Птицы – источник вдохновения многих писателей и поэтов, художников и музыкантов. Знаете ли Вы, что не только поэтам, героям ставят памятники, но и самым обычным для нас птицам?
Кто скажет, какой птице поставили памятник? (ответы детей)
В Риме стоит памятник гусю. Говорят: «Гуси спасли Рим». Они разбудили защитников крепости, когда на крепость напали враги. Гуси стали громко гоготать и защитники проснулись. Вот такие обыкновенные птицы, как гуси, тоже способны совершать героические поступки.

Наша игра – викторина называется «В мире пернатых друзей». Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего пения и щебета мир был бы скучен.
Итак, мы начинаем нашу игру - викторину.

1.Конкурс «Разминка»
Русский народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы и метко отражал их в загадках. Немало загадок у русского народа о птицах. О каких птицах говорится в этих загадках?
1.С буквой «с» живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
С буквой «ф» за красоту
Меня жар – птицей называют.
(сазан – фазан)

2.Простая буква я, ну что же?
Коль сорок раз меня повторишь.
Так сразу птицей стану я,
Всем вам известною, друзья.
(сорок – А)

3.Сероспинный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
С первым снегом прилетает.
(снегирь)

4.Меня ты увидишь лишь только в музее,
Крестьяне мной землю пахали всегда.
Но букву одну измени поскорее –
Я очень полезная птица тогда.
(соха – сова)

5.Мой девиз – людей лечить
И на помощь к ним спешить.
Черной птицей мне вдруг быть.
(врач – грач)

6.Скажи ты мне,
Какой чудак и днем
И ночью носит фрак?
(пингвин)

7.Она черна. Она шумна, Стоит – галдит,
Летит – галдит: «Галл – гал –гал»
Кто –угадал?
(галка)

8. Кто дважды родится, один раз умирает?
(птица)

Педагог:
В 50-е годы китайцы стали уничтожать воробьев из-за того, что те склевывали много зерен риса. К чему это привело? (Ответы ребят)
(К массовому размножению вредителей, которых раньше уничтожали воробьи. В результате вредные насекомые нанесли ущерб во много раз больше, чем воробьи).
2. Конкурс «Загадки»
(показ иллюстраций)
-Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли,на ходули
Им с ходулей не сойти ….. (журавль)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ….. (снегири)

Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка….. (дятел)

Днем спит, ночью летает
Прохожих пугает ….. (филин)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет ….. (сорока)

По над полем. Над болотом
Начинаю рано петь
И люблю я вертолетом
В синем воздухе висеть ….. (жаворонок)

Он верен морю, как матрос,
Предвестник бури ….. (альбатрос)

На шесте- дворец,
Во дворце- певец.
А зовут его ….. (скворец)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней
Кто же это…. (соловей)

Какой чудак и днем и ночью
Носит фрак? (пингвин)

3. Игра «Добавь птичку»

Педагог:
Сало, зернышки, хлеба горбушка - птиц угощает зимою…(кормушка)
Не забудет никогда птица первого …. (гнезда)
Ей зерна насыпь скорей - ка, кушать просит …(канарейка)
Песен звонких не жалей нам весною …(соловей)
Грозных бурь морских предвестник, над волнами … (буревестник)
Птица большая – большая трусиха: голову прячет в песок … (страусиха)

4.Конкурс «Узнай птицу по голосу»
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети угадывают, что это за птица.
- кукушка
- дятел
- синица
- скворец
- соловей
- альбатрос
- сова
- снегирь

5. Игра «Поэты»

Педагог:
Задание: подберите рифму, так чтобы прозвучало название птицы.
Макушки - … (кукушки)
Капля - … (цапля)
Париж - … (чиж, стриж)
Птица - … (синица)
Врач - … (грач)
Корона - … (ворона)
Гол - … (щегол)
Палка - … (галка)

6. Викторина «Все о птицах»
1. Какая птица может лететь хвостом вперед? (Колибри)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)
3. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвина)
4. Птица, истребляющая грызунов? (Сова)
5. Птица с абсолютно черным оперением? (Ворон)
6. Какая птица не умеет летать? (Страус)
7. Сколько видов птиц на земле? (8500)
8. Птица – рыболов? (Баклан, чайка, гагара, пеликан, цапля, зимородок, кайра, орлан)
9. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушка)
10. Какая птичка кричит спать пора? (Перепел)
11. Ползающие птицы? (Поползень)
12. Назовите пять певчих птиц? (Соловей, зяблик, жаворонок, синица, дрозд)
13. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков? (Беркут)
14. Каких птиц больше всего на свете? (Кур)
15. Птицы-певцы утренней зари? (Петухи)
16. Какая птица обладает способностью спать в полете? (Аист)
17. Назовите самый крупный отряд пернатых? (Воробьи - 63%)
18. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус длина 15-17 см.)
19. Какая птица в нашей стране самая большая? (Пеликан)
20. Какова температура большинства птиц? (Около 41 грамм)
21. Назовите любимое лакомство аистов? (Лягушки)
22. Какая птица поет хвостом? (Бекас)
23. У каких птиц самцы красные, а самки-зеленые? (У клестов)
24. Какая птица подорожает голосам многих птиц? (Скворец)
25. Прилет каких птиц означает приход весны? (Грачей)
26. Какая птица подорожает человеческой речи? (Попугай)
Определяется победитель среди участников викторины.

(показ иллюстраций)

7.Пословицы и поговорки о птицах

Педагог:
Молодцы ребята! Существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте их вспомним. Я буду называть первую часть пословицы, а вы заканчивать.

На чужой сторонушке - (рад своей воронушке)
- Лучше синица в руке - (чем журавль в небе)
- У каждой птицы своя – (песня)
- Цыплят по осени - (считают)
- Слово не воробей - (вылетит не поймаешь)
- Старого воробья на мякине - (не проведешь)
- Всякий кулик свое болото - (хвалит)

8. Конкурс капитанов
Капитанам предлагается произнести скороговорку (дается карточка с надписью скороговорки «Три свиристели еле-еле свистели на ели» ).

9.Познавательная игра «Самая, самая, самая!»

Педагог:
(показ иллюстраций)
- Самая крупная птица в мире? (Страус. Его вес 150 кг.)

Самая маленькая птица в мире? (Колибри. Размер - шмеля, вес 1,5 грамм)

Самая крупная птица в нашей стране? (Дрофа)

Самая маленькая птица в нашей стране? (Королек. Длина от клюва до хвоста 9 см.)

Самую большую скорость развивает кто? (Стрижи-189 км/ч)

Самый большой размах крыльев. У кого? (Альбатроса 320 см.)

Самая выносливая птица? (Крачка. Она может лететь без отдыха 20 000 км.)

Самый долгожитель из птиц? (Ворон 118 лет)

Педагог:
… Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)

10. Игра «птицы растерялись»

Педагог:
В этих хаусно - расположенных буквах скрываются названия птиц. Отгадайте их.
-Йбеорво (воробей)
-Олейсов (соловей)
-Укшуакк (кукушка)
-Онкжвоаро (жаворонок)
- Акгла (галка)
- Аинсци (синица)
- Аргааг (гагара)
- Евтерте (тетерев)
- Уатокрпак (куропатка)
- Тслаьбаро (альботрос)
- Акчйа (чайка)
- Раново (ворона)
- Ингвипн (пигвин)
- Ялдет (дятел)

11.Игра «Птичий концерт»

Педагог:
На мотив песни «В траве сидел кузнечик» Группе ребят дается название птицы и каждая «птица» (ребенок) поет эту песню своим щебетом.
- Воробьи (чирик-чирик)
- Синицы (тинь-тинь)
- Ворона (кар-кар)
- Дятел (тррр-тррр)
- Снегирь (дю-дю)
- Клест (цок-цок)
- Свирель (тюр-тюр-тюр)

(показ иллюстраций)

Славный у нас концерт получился, ребята!

Педагог:
Ребята, а как Вы думаете, если бы люди понимали язык птиц и зверей, смогли бы они их обидеть? (ответы детей).
Многие птицы занесены в Красную книгу, а это значит их осталось мало и они находятся на грани исчезновения.

12.Литературный конкурс «Птицы - персонажи»

Педагог:
Следующий наш конкурс литературный «Птицы – персонажи». Сколько художественных произведений написано о птицах.
Ваша задача назвать книги тех авторов, где литературными героями являются птицы.

Галчонок – Э. Успенский «Дядя Федор кот и пёс»
Сова – Милн А. «Винни Пух и все - все- все»
Воробей – К. Чудовского « Тараканище»
Попуга й – Г. Остера «Зарядка для хвоста»
Ворон - Г. х. Андерсена «Снежная королева»
Соловей – Г. Х. Андерсена «Соловей»
Утенок – Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»
Петушок – А. С. Пушкин « Сказка о золотом петушке»
Соловей – И. А. Крылова «Осёл и соловей».

13. Конкурс «Ну-ка, прочитай!»

Педагог:
Необходимо прочитать название птиц.
Чтобы их прочесть, в каждом ряду зачеркните одинаковые буквы. Кто быстрее.

Ж, М, К, У, Е, Я, С, М, К, Р, Е, А, Я, В, С, Л, Ь (журавль)
П, Б, Д, А, К, М, К, В, Л, О, М, Д, И, О, Б, Н (павлин)
К, Л, Т, У, В, Б, Р, Ы, В, И, Б, Ц, Ы, Т, А, Л (курица)
Р, З, Т, Я, С, Т, Ю, Б, Д, Л, Ю, С, И, Д, Р, К (зяблик)
Г, В, Б, Д, М, У, С, Я, Т, Е, М, С, Б, В, Л, Г,У (дятел)
(показ иллюстраций)

14. Викторина “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

Педагог:
Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.
1.Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи).
2.Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень).
3.Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха).
4.Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод).
5.Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка).
6.Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла).
7.Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их).
8.Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая).
9.Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки).
10.Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая).
11.Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными).
Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ).
12.Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные). Краеведческая викторина для школьников 5 - 7 классов с ответами