Кто заложил основы музыкальной грамоты. Основы музыкальной грамоты. Нота и паузы

Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:

1.Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.

2.Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.

3.Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4; 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.

4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

5.Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.

6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия : мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.

7.Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.

8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться :

реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

1.2.10. Технология

В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на уровне начального общего образования:

Получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

Получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

Получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

Научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

Обучающиеся:

в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;

овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий : целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;

Тема №6: Музыкальная азбука или где живут ноты.
1 урок: Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Цель урока: знакомство с нотной записью и соответсвие на фортепианной клавиатуре.
Задачи:
Образовательные:
- основы музыкальной грамоты,
- самостоятельно применять полученные знания,
- сравнение и сопоставление различных музыкальных произведений,
- актуализация жизненных и музыкальных впечатлений учащихся,
- вокально-хоровая работа,
- закрепление полученных знаний в игровой форме.
Воспитательные:
- эмоционально-целостное восприятие музыки,
- многообразие чувств и эмоций.
Развивающие:
Формирование общеучебных навыков:
-учебно-организационных,
- учебно-информационных,
- учебно-интелллектуальных,
- учебно-коммуникативных.
Проблема: - что такое «нотный хоровод»?
Знакомство с темой урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вот мы снова встретились с вами на нашем очередном музыкальном уроке. А кроме уроков музыки какие уроки вы ещё посещаете?
Дети: письмо, чтение, математику…(перечисляют названия школьных учебных предметов).
Учитель: Ребята, я надеюсь, что многие из вас выучили все буквы и цифры и научились читать, писать и считать. Теперь вы знаете, что слова складываются из слогов, а слоги из букв.
– Кто может мне ответить, сколько в русском алфавите букв?
Дети: В русском алфавите 33 буквы.
Учитель: Правильный ответ! Интересно было бы узнать, а для чего нужны целых 33 буквы, что можно с ними делать?
Дети: Столько букв нам необходимо для того, чтобы составлять слова и целые предложения.
Учитель: Чтобы записывать слова, нужно знать буквы.
Как вы, ребята, думаете можно ли написать музыку буквами или цифрами?
Дети: Нет, музыку написать буквами или цифрами нельзя.
Учитель: А что нам для этого понадобиться?
(Дети дают свои ответы.)
Учитель: В музыке есть свои музыкальные буквы, они называются ноты. Что такое ноты – это цифры, это буквы? Конечно же, нет, ноты – это знаки, которые объединяются между собой в мелодию. Композиторы с помощью нот записывают на специальной бумаге свои музыкальные произведения. И если букв у нас много, их 33, то нот всего лишь 7.

“День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь.”
Н.Френкель.

Учитель: А вот какие это ноты, как они называются, мы сейчас узнаем. Давайте послушаем песню “Нотный хоровод”.
Слушание: “Нотный хоровод” муз. В. Герчик, сл Н. Френкель
Музыкальный анализ.
Учитель: Вот такая весёлая песня прозвучала. Кто её для нас исполнил?
Дети: Эту песню исполнили дети.
Учитель: Совершенно верно. А как мы называем такой коллектив, в котором поют дети?
Дети: Это детский хор.
Учитель: И снова правильный ответ. О чём поётся в песне?
Дети: Песня нам рассказала про то, что ноты водят хоровод, поют и пляшут.
Учитель: Ребята, а ноты должны где то жить?
Дети: (ответы детей).
Учитель: Конечно, у них есть дом, а какой мы сейчас узнаем.

Учитель: ребята, как вы думаете а вы с собой носите нотоносец?
Дети:
Учитель: правильно, это наша рука. Давайте теперь узнаем
На каких этажах будут жить ноты.

(На доске нарисован «нотный дом»).

(Дети находят ноту на «своем нотоносце» (руке), пропели. К доске подходит ребенок, прикрепляет цветной магнит (рисует)).
Нота ДО.
На добавочной линеечке,
Как на маленькой скамеечке,
Нота ДО одна сидит
И на улицу глядит.
Скучно нотке ДО одной,
Ждем гостей к себе домой.
Нота РЕ.
Для нотки РЕ линеек не хватило!
Только РЕ не огорчается,
Под линеечками качается.
Будто в цирке акробатка,
Головою вниз весит,
Снизу вверх на нас глядит.

Нота МИ.
На первой линейке живет нота МИ.
- Люблю жить пониже, - она говорит
Взбираться наверх ей совсем неохота,
Ужасно ленивая эта МИ нота.
Нота ФА.
Нотке ФА совсем не скучно
Между первой и второй.
Снизу – МИ, ее подружка,
Ну а сверху – нотка СОЛЬ.
Нота СОЛЬ.
Нота СОЛЬ и Ключ скрипичный
Выбрали этаж отличный:
На линейке, на второй
Рады встретретиться с тобой.

Нота ЛЯ.
Нотка ЛЯ не скучает,
Громко песенки поет.
Живет она – запомните, дети, -
Мужду второй линейкой и третьей.

Нота Си.
Посмотрите, дети,
На линейке третьей
В нашем нотном доме
Нота СИ живет.
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко –
На самой серединке
СИ песенки поет.

Нота ДО второй октавы.
Нота ДО второй октавы
Еще выше забралась,
Между третьей и четвертой
Спаьть спокойно собралась.
Только ДО октавы первой
Спать сестрице не дает
И с добавочной линейки
В гости к ужину зовет.
В гости к ужину зовет.
Учитель: а теперь, когда мы знаем все ноты, давайте их все пропоем и покажет на «нашем нотоносце».
Вокально хоровая работа: разучивание и исполнение песни Разучивание: “До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си” музыка А. Островского, стихи З. Петровой.

Задание №1.

Задание №2.

Игра на музыкальном инструменте: вызывать детей к фортепиано и предложить им придумать мелодию из трех нот (до – ре – ми) к «Загадкам».
Рефлексия:
- что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
- что у нас хорошо получилось?
- в чем вы затруднялись?
Домашнее задание (по желанию): В нотной тетради потренируйся писать ноты под диктовку родителей: на линейках, между линейками, над нотоносцем, под нотоносцем и на добавочной линейке.

В европейской музыкальной системе принято деление октавы на двенадцать нот – семь основных и пять дополнительных. Основные ноты называются До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Дополнительные образуются понижением или повышением основных нот. Ноты записываются на нотоносце (нотном стане) в соответствии с их высотой. Чем выше нота, тем выше она располагается на нотоносце. Нотный стан

состоит из пяти линеек, на которых и между которыми записываются ноты. Когда высота ноты выходит за пределы пяти линеек, то она записывается на добавочных линейках, располагаемых выше или ниже основных.

Слева в начале нотоносца ставится ключ. Самые распространённые ключи – скрипичный и басовый, они

определяют высоты записываемых нот.

Разница между положением нот при разных ключах показана ниже:

Длительность звуков определяется формой нотных знаков, каждый из которых имеет своё название. Для обозначения пауз между звуками используются знаки пауз различной длительности. Точка справа от знака ноты или паузы увеличивает длительность наполовину.

Если мы разделим ноту какой-либо длительности не на две, а на три равные части, то получим триоль. Аналогичным образом можно получить дуоли (2 части), квартоли (4 части), квинтоли (5 частей), секстоли (6 частей), септоли (7 частей) и т.д. Цифра сверху обозначает число дольных частей.

Некоторое количество нот записывается в пределах такта. Такты разделяются тактовыми линиями.

Такты имеют определённый размер. Например, в какую-нибудь коробку влезает три апельсина, следовательно размер этой коробки – три апельсина. Если объём одного апельсина равен объёму двух мандаринов, то размер коробки можно приравнять к шести мандаринам.

С тактовыми размерами всё то же самое. Размер записывается в виде дроби и ставится в начале такта. Если же в начале такта размер не указан, то данный такт имеет указанный ранее размер. Верхняя цифра

дроби указывает количество долей в такте, а нижняя – чему эти доли равны. Для размеров 2/2 и 4/4 вместо дроби может ставиться специальный знак.

Чтобы правильно высчитывать длительность каждой ноты или паузы можно первое время считать вслух или отстукивать счёт ногой.

Если указан размер 2/4, то счёт ведётся на два, то есть "раз-и, два- и". Для размера 3/4 нужно считать "раз-и, два-и, три-и". Для 4/4 - "раз-и, два-и, три-и, четыре-и" и т.д.

Иногда музыкальные произведения начинаются с неполного такта, называемого затактом. В этом случае последний такт тоже неполный – в нём нет тех долей, что вошли в затакт.

Счёт в затакте может начинаться со второй,

третьей и других долей.

Чтобы обозначить длительность ноты не умещающейся в пределы такта, используют лигу.

Выше было сказано, что основные семь нот записываются на линейках и между ними, а оставшиеся пять образуются понижением или повышением основных. Такое изменение

высоты звука называется альтерацией, а повышающие и понижающие знаки -– знаками альтерации. Они записываются слева от ноты. Бемоль

(b) понижает звук на полтона, а диез (#) на полтона повышает. Дубльдиез и дубль-бемоль повышают и понижают на тон соответственно. Ещё есть аналогичные знаки для альтерации на четверть тона и на три четверти тона, но встретить их где-либо довольно сложно хотя бы потому, что не на каждом инструменте можно извлечь четверть тона. Здесь они даны скорее для информации, чтобы знали что такое вообще существует. Бекар отменяет действие предыдущих знаков.Все эти знаки альтерации действуют только на протяжении одного такта и в пределах одной октавы.

Диез и бемоль могут стоять после ключа, в таком случае они называются ключевыми и действуют на протяжении всего произведения

(или до определения новых ключевых знаков). Знаки альтерации, встречающиеся внутри такта, называются случайными. Ключевые знаки обычно устанавливаются в соответствии с тональностью произведения.

Ноты октавы в порядке увеличения высоты звука: До, До#/Реb, Ре, Ре#/Миb, Ми, Фа, Фа#/Сольb, Соль, Соль#/Ляb, Ля, Ля#/Сиb, Си, До. Это хорошо отражает клавиатура фортепиано:

Следует заметить, что между Ми и Фа, Си и До промежуточных нот нет, поскольку интервал между ними составляет полутон. Если повысить Си, то мы получим Си#, равный (в равномерно

темперированном строе) по высоте звука ноте До, но в музыкальном смысле Си#не равен До, так как в пределахлада они занимают

различные ступени и, соответственно, выполняют разные функции. В той же мере не равны Соль# и Ляb, Ре# и Миb и т.д. Такие, равные по

высоте, но с разными названиями и функциями, ноты называются энгармонизмами.

Темп – это скорость исполнения произведения. Иногда он определяется числом, означающим количество ударов метронома в минуту (bpm / beats per minute), а иногда словами, причём довольно часто на итальянском языке. Темп записывается в начале произведения.

Итальянские

Произношение

Значение

Медленные темпы

очень медленно

медленно

спокойно

Умеренные темпы

андантино

неторопливо

модерато

умеренно

аллегретто

оживлённо

Быстрые темпы

очень быстро

Изменения темпа

аччелерандо

ритенуто

сдерживая

ритардандо

запаздывая

раллентандо

замедляя

алляргандо

расширяя

Doppio movimento

доппио мовименто

вдвое скорее

пиу моссо

более подвижно

мено моссо

менее подвижно

темпо примо

первоначальный темп

коме прима

как сначала

Если какая-то часть произведения повторяется, то чтобы не писать весь нотный текст ещё раз используют знаки репризы. Реприза – это повторение какой-либо части произведения

сразу после его первого исполнения. Если при повторении части заканчиваются по разному, то ставятся два варианта завершения – один

при повторении, другой при окончании. Если указанную часть нужно сыграть

больше двух раз, тогда над закрывающим знаком репризы ставится количество

повторений . Например, если указаныдва повторения (2x), то всего эта часть должна быть сыгранатри раза.

Также для сокращения нотной записи пользуются знаками сеньо и фонарь. Сеньо указывает с какого места нужно начать повторение, а фонарь чаще всего

обозначает место перехода от повторённой части к заключительной. Эти знаки обычно сопровождаются подписью, например: играть от знака сеньо до слова "Конец".

Разные способы извлечения звука называются

штрихами. При исполнении легато (legato) звуки следуют

один за другим без перерыва и в нотном тексте

объединяются лигой. При

стаккато (staccato) ноты звучат отрывисто и обозначаются точкой над нотой или под ней.

Иногда необходимо выделить какой-то звук большей громкостью, чем остальные. В этом случае над нотой или под ней ставится знак акцента.

Форшлаг - это мелодическое украшение из одного или нескольких звуков, исполняемых за счёт длительности предыдущей ноты или паузы. Исполняется по желанию.

Фермата –- это знак над нотой или паузой, либо под ней, дающий исполнителю право увеличивать её длительность.

Постепенное увеличение громкости обозначается знаком крещендо (cresc. ), а уменьшение – знаком диминуэндо (dim. )

Сокращения, используемые для записи громкости звука:

Сокращение

Итальянские

Произношение

Значение

названия

пианиссимо

очень тихо

меццо-пиано

не слишком тихо

меццо-форте

умеренно громко

фортиссимо

очень громко

Если в каком-то месте произведения используются очень высокие или низкие для данного ключа ноты, то для удобства ноты пишутся октавой ниже или выше положенного, а это изменение обозначается знаком октавного повышения или понижения.

Теперь о буквенном обозначении нот. В тексте ноты записываются латинскими буквами в соответствии с таблицей:

В некоторых странах, правда, и в России в том числе, принято было до некоторого времени обозначать Си как H, а Си-бемоль – B. Но мы не станем обращать внимание на этот пережиток и будем пользоваться международными обозначениями.

Повышение (#) ноты обозначаются добавлением к ней суффикса "is", а понижение (b) – суффикса "es" для согласных и "s" для гласных.

Например, C# – Cis, Db – Des, Eb – Es, E# – Eis.

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую системузвукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октав ы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье , выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера .

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Основы музыкальной грамоты и сольфеджио. Зебряк Т.А.

М.: 2003. - 7 1 с.

Учебное пособие предназначено для изучения основ музыкальной грамоты и знакомства с основными элементами музыкального языка.

Формат: djvu

Размер: 1,8 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРА 5
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ - МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА
§1. Звуки музыкальные и шумовые. Звукоряд. Основные звуки. Октавы. Полутон, целый тон. Знаки альтерации - диез,
бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бекар. Энгармонизм звуков. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны 6
§2. Ноты. Нотный стан (нотоносец). Ключи скрипичный и басовый ". 10
§3. Ритм. Длительности нот. Основное деление длительностей. Знаки для увеличения длительностей. Особые виды
ритмического деления. Паузы 12
§4. Метр. Такт. Размер такта. Простые, сложные, смешанные размеры. Переменный размер. Затакт. Синкопа. Темп 16
§5. Простые интервалы. Ступеневая и тоновая величина интервала. Чистые, малые, большие, увеличенные,
уменьшенные интервалы. Обращение интервалов. Консонансы и диссонансы. Составные интервалы 20
§6. Аккорды. Четыре вида трезвучий - мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное; их обращения.
Септаккорды, их обращения, 24
§7. Лад. Семиступенные лады. Ступени лада. Тоника. Мажорный лад (натуральный мажор). Тоническое
трезвучие. Гамма, ее строение. Название ступеней. Главные ступени лада. Устойчивые и неустойчивые
ступени. Разрешение. Минорный лад (натуральный минор). Тоническое трезвучие. Гамма, ее строение.
Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение 28
§8. Тональность. Общее число употребительных тональностей мажора и минора. Ключевые и случайные знаки 31
§9. Диезные и бемольные тональности мажора. Энгармонизм - тональностей. Квинтовый круг. Гармонический и
мелодический мажор." 32
§10. Диезные и бемольные тональности минора. Энгармонизм тональностей. Квинтовый круг. Гармонический и
мелодический минор. Параллельные тональности. Параллельно-переменный лад 37
§11. Одноимённые тональности 41
§12. Родственные тональности. Модуляция 42
§13. Буквенная система обозначения звуков и тональностей, 43
§14. Чистые, малые, большие интервалы и тритоны в натуральном мажоре и натуральном миноре 44
§15.Тритоны в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Определение тональностей, в которых встречается данный тритон 46
§16. Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора 48
§17. Трезвучия в тональности. Главные трезвучия с обращениями, их разрешение 49
§18. Септаккорды в тональности. Доминантсептаккорд (D7) с обращениями, их разрешение 51
§19. Вводные септаккорды (VII7), их разрешение 53
§20. Особые лады. Пентатоника 54
§21. Хроматизм и альтерация. Хроматическая гамма 57
§22. Транспозиция 59
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ - СОЛЬФЕДЖИО
§1. Что такое сольфеджио 60
§2. Интонационные упражнения. Секвенция 62
§3. Сольфеджио (сольфеджирование) 65
§4. Определение на слух отдельных элементов музыкального языка 67
§5. Музыкальный диктант 69