Обезьяна в китайской народной культуре. Символ обезьяны в культурах народов

Обезьяна

Хануман, бог-обезьяна, играющий с персиками бессмертия (с китайского блюда)

Символика обезьяны противоречива. Чаще всего обезьяна олицетворяет грех, в частности физический. Она также – символ хитрости, коварства, стремления к роскоши, злобности, лени (из-за своих угловатых движений), пьянства, иногда – символ обучения. Обезьяна (наряду с белым слоном и коровой) – третье священное животное в Индии. Даже сейчас оскорбление обезьяны действием вызывает сильное недовольство религиозных людей. В Японии обезьяний крик – символ глубокой тоски. Резные фигурки трех обезьян считаются на Востоке талисманом, охраняющим от клеветы.

Из книги 100 великих тайн автора Непомнящий Николай Николаевич

ОБЕЗЬЯНА ИЛИ АДАМ? (В ПОИСКАХ ПРАРОДИТЕЛЯ) Могучее племя динозавров еще властвовало на Земле, но под ногами колоссов уже шныряли мелкие убогонькие зверьки, выкармливающие своих детенышей молоком. Их час вскоре пробил - то ли от изменения климата на планете, то ли от других

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СФ) автора БСЭ

Сфинкс (обезьяна рода павианов) Сфинкс, гвинейский павиан (Papio papio), узконосая обезьяна рода павианов. Длина тела 65-70 см, хвоста 50-55 см. Шерсть красновато-коричневая, густая и длинная, у самцов на плечах особенно длинная и образует мантию. Лицо, уши, кисти и стопы чёрные,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Обезьяна Хануман, бог-обезьяна, играющий с персиками бессмертия (с китайского блюда)Символика обезьяны противоречива. Чаще всего обезьяна олицетворяет грех, в частности физический. Она также – символ хитрости, коварства, стремления к роскоши, злобности, лени (из-за

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Из книги Краткая история почти всего на свете автора Брайсон Билл

29 НЕУГОМОННАЯ ОБЕЗЬЯНА Где-то около полутора миллионов лет назад какой-то забытый гений из мира гоминидов неожиданно сделал одну вещь. Он (или, вполне возможно, она) взял камень и использовал его для придания формы другому камню.396 В результате получилось похожее внешне на

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

Что такое «медная обезьяна»? К пушечным ядрам она не имеет никакого отношения.Часто говорят, что фраза «такая холодина, аж у медной обезьяны шары выскакивают» относится к металлической решетке с круглыми отверстиями, которую якобы устанавливали под пирамидой пушечных

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Обезьяна заговорила Но вот произошло событие, которое прозвучало подлинной сенсацией. В Невадском университете (США) работали талантливые ученые-специалисты по вопросам психологии животных, супруги Б. и Р. Гарднеры. Они задумались над вопросом: «Почему так сложно

Из книги 1000 рецептов на скорую руку автора Михайлова Ирина Анатольевна

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

The Аре Man Человек-обезьяна 1943 - США (64 мин)· Произв. Monogram Banner Prod. (Сэм Кацмен, Джек Диц)· Реж. УИЛЬЯМ БОДИН? Сцен. Барни Сарецки по рассказу Карла Брауна «Они крадутся во тьме» (They Creep in the Dark)· Опер. Мак Стенглер· Муз. Эдвард Кэй· В ролях Бела Лугоши (доктор Джеймс Брюстер), Уоллес

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Какая человекообразная обезьяна самая большая? Горилла – самая большая человекообразная обезьяна. Ее самцы достигают двухметрового роста и весят до 250 кг. Хотя единственное их питание – это трава и листья. Впрочем, опасной эту африканскую обезьяну ее размеры не делают:

Из книги 666 нелепых смертей, вошедших в историю. Премия Дарвина отдыхает автора Шрага В.

Обезьяна с гранатой Едва ли это достаточное утешение для мертвеца - знать, что динамит, разорвавший его на куски, был ненадлежащего качества. Марк Твен Чем лучше вооружен неумный и неосторожный человек, тем большую опасность он представляет для себя и окружающих.


.. Обезьяна. В символике фэн-шуя (китайского искусства благоустройства дома) обезьяна обозначает хитроумие и защиту от неудач.
В древнекитайской мифологии говорится, что отведавшие мяса большой, похожей на человека обезьяны приобретали способность быстро бегать («Книга гор и морей», разд. «Наньшань цзин»).
Остается неясной связь обезьяны с водой, изображенная например, в японской народной сказке о том, что жену подводного царя драконов могла вылечить лишь обезьянья печень.
В облике обезьян изображалось множество божеств. Так, с телом обезьяны было и древнекитайское речное божество Учжици. Здесь тоже прослеживается связь обезьяны с водой.
У народа буи есть миф об оставшихся после потопа двух братьях, женившихся на обезьянах и давших таким образом продолжение человеческому роду. Мнения относительно нашеrо rипотетическоrо предка довольно резко и четко разделяются по мысленной линии Bocток ¬ Запад. В странах Востока, особенно в Еrипте, Индии и Китае, обезьяна символизирует мудрость, храбрость, ловкость и самоотверженность. Иное дело ¬ Запад, rде обезьяна сделалась rлавным персонажем язвительных басен и уродливой карикатурой на человека.
Для европейцев обезьяна олицетворяет такие порочные человеческие качества, как глупость, тщеславие, неуравновешенность, жадность, лень и похоть, а применительно к женщине ¬ еще и жеманное кокетство, назойливое любопытство, легкомыслие и болтливость.
Причину тaкoro неrативноrо отношения европейца к обезьяне, вертлявому и визrливому существу из далекоrо и чуждоrо ему мира, понять несложно. Смешные ужимки и кривлянье обезьяны, подражающей человеку, часто воспринимаются как злая пародия на Hero caмoro.
Однако действиям обезьяны не хватает осмысленности, и все ее потуrи сравниться с человеком совершенно напрасны, это «мартышкин труд», осмеянный в баснях.
В мифолоrии индийцев и китайцев божественные обезьяны часто иrрают роль умных и ловких repoeB. Наибольшую славу стяжал индийский обезьяний боr Хануман ¬ отважный воин и верный спутник боrа ¬ rероя Рамы . Хануман нaделен чудесными способностями: он летает по воздуху, меняет свой облик и размеры, а сила ero такова, что позволяет ему вырывать из земли ropы. Будучи еще нeсмышленым младенцем, Хануман попы¬тался проrлотить солнце, приняв ero за аппетитный фрукт, но боr rрозы Индра , защищая небесное светило, метнул в нero свой перун и сломал обезьяньему боrу челюсть. С тех пор ero и прозвали Xaнумaном, т.е. «имеющим разбитую челюсть».
Индийцы очень rордятся своим мифолоrическим repoeM, а представители племени джайтвас, проживающие на Tepритории штата Раджастхан, что на ceвeро¬западе Индии, даже уверяли, что ведут свое происхождение именно от Xaнумaна, поскольку у их князей сохранился более длинный, чем у всех прочих людей, позвоночник, похожий на обезьяний хвост.
Как это ни странно, но во мноrих мифах разных народов утверждается, что обезьяны произошли от людей. Так считали и индейцы Центральной Амери¬ки, высказывавшие мысль, что обезьяны были некоrда человеческим племенем, и жители Юrо¬Восточной Африки, называвшие их «первым народом». Что же Kaсается причин превращения части людей в обезьян, то здесь мнения расходятся. В некоторых индийских мифах повествуется о племени кровожадных людоедов, побежденных людьми и оттесненных ими в rлухие леса. Там каннибалы совepшенно одичали и со временем превратились в обезьян. С этими мифами перекликаются предания африканских племен бамбути и эфе, rласящие о том, что шимпанзе ¬ это древнее племя людей, изrнанное в дремучие леса друrими племенами за свой злобный инеуживчивый нрав.
В древнеrреческой мифолоrии есть упоминание о племени керкопов, Haceлявших остров Питекуса (букв. «обезьяний остров») И превращенных Зевсом в обезьян за их постоянную rнусную ложь.
Южноафриканские зулусы усматривали причину деrрадации людей в их чудовищной лени. Соrласно мифу зулусов, люди африканскоrо племени амафен, coвершенно обленившись, прекратили обрабатывать землю. Решив кормиться за счет труда друrих людей, они привязали к спине рукоятки ставших для них бесполезными мотыг. Со временем эти рукоятки приросли к телу амафенов и обратились в хвосты, все тело их покрылось шерстью, лбы нависли, и амафены превратились в павианов.
По свидетельству мноrих христианских миссионеров, проповедовавших нerpaм, их подопечные были абсолютно уверены в том, что обезьяны умеют rовoрить, но блаrоразумно помалкивают, чтобы их не заставили работать.
Если принять все вышеизложенное за чистую монету, то вопреки общепринятой теории эволюции выходит, что не человек произошел от обезьяны, а как раз наоборот! Мноrочисленные эксперименты, проведенные учеными над человекообразными приматами, убедительно доказывают, что никакое обучение и воспитание не способно помочь обезьяне стать человеком. С друrой стороны, человек, надолrо оторванный от цивилизованноrо общества, леrко приходит в дикое состояние, если только он не обладает большой силой воли и поразительным трудолюбием. Примеров тому, как изолированный от блаr цивилизации человек опускался до уровня животноrо, в истории имеется вeликое множество.
В релиrии мноrих народов Востока обезьяна почиталась в качестве священнoro животноrо. В Еrипте бабуин pacсматривался как символ мудрости, в Китае самка rиббона олицетворяла Maтeринскую заботливость, а в Японии иrрушечная обезьянка до сих пор считается детским оберегом. Однако настоящее раздолье обезьянам в Индии. Там и поныне существуют посвященные им xpaмы, rде обезьяны беззаботно проживают на полном казенном обеспечении. Heсмотря на то что макаки резус, буквально наводняющие штаты Индии, наносят ceрьезный ущерб сельскому хозяйству cтpaны, забираются в дома, воруют и портят вещи, а иноrда даже похищают детей, они тем не менее пользуются полной неприкосновенностью, их даже нельзя проrонять. Совсем недавно в Индии произошел весьма курьезный случай: какая¬то злокозненная макака ухитрилась выкрасть из охраняемоrо кабинета некoero выcoкoro чина папку с секретными документами.
В тибетском буддизме лбезьяне выпала еще более высокая честь. Там священная обезьяна произвела на свет шестерых родоначальников тибетскоrо народа, после чеrо взяла и воплотилась в бодхисатву (святоrо) Авалокитешвару , который, в свою очередь, каждый раз воплощается в очередноrо далай¬ламу ¬ духовноrо отца тибетцев.
В христианстве обезьяне не дозволены подобные вольности, поскольку цepковь заклеймила ее как олицетворение порочных страстей, как символ идолопоклонства и дьявольских ересей.
В изобразительном искусстве, начиная с эпохи Средневековья, обезьяна cдeлалась аллеrорией caмoro искусства, так как художники якобы лишь подражают тому, что уже создано природой. Изображая художника в виде обезьяны, пишущей женский портрет, самокритичные фламандские живописцы философски изрекали: «Искусство ¬ обезьяна природы!»
Что же касается обезьяны как таковой, то она в основном «блистала» в карикатурном жанре. В христианской живописи обезьяна с яблоком в зубах олицетворяла гpexoпадение

Большая, бесхвостая обезьяна - животное, весьма почитаемое в Древнем Египте, Африке, Индии и Китае. Обезьяна мелкая с хвостом, так же как и крупная бесхвостая, имеет более высокий символический статус на Востоке, чем на Западе.

Способность обезьяны; к подражанию и многообразие форм поведения делают ее символику в целом противоречивой. Она олицетворяет как положительные, так и отрицательные стороны человека.

Согласно древним мистериям, обезьяна представляет собой состояние человека перед тем, как в него вошла душа. Обезьяна олицетворяет также возврат человека, лишенного божественной природы, к животному состоянию.

Чаще всего обезьяна служит олицетворением греха, в частности физического. Она также символизирует хитрость, коварство, стремление к роскоши, злобность, лень и, из-за своих угловатых движений, пьянство. Способность обезьян имитировать человеческое поведение используется для высмеивания-тщес лавия и глупости.

Иногда обезьяны служат символом обучения. Изображение кинокефала (собакоголовой обезьяны, или павиана) служило в Ешпте иероглифом, означающим письмо. Павиан является символом Луны, а Тот - планеты Меркурий. Поскольку древние верили, что Луна сопровождает Меркурий через небеса, собакоголовая обезьяна описывается как верный спутник Тота. Бабуин в египетской иконографии символизирует мудрость.

В тибетской традиции бодхисаттва Авалокитешвара (воплощенный в Далай-ламе) первоначально явился в образе священной обезьяны, проявившей сострадание к великанше, от брака с которой и произошли шестеро родоначальников народа Тибета.

В индийском эпосе обезьяна Хануман, индийский бог обезьян, обладает благородной душой, незаурядным умом, большой физической силой; он воин и верный спутник бога Рамы. Это символ храбрости, стойкости и самопожертвования. Именно благодаря обезьянам бог Рама одержал победу над страшным и злым великаном (Рама заключил союз с Хануманом, и тот прислал на помощь богу многочисленные отряды обезьян и медведей).

Обезьяна (наряду с белым слоном и коровой) - третье священное животное в Индии. До сих пор существуют храмы, где обезьяны - полновластные хозяева, где ежедневно они получают большое количество пищи (это в то время, когда сотни людей в стране голодают). Существуют больницы для обезьян (когда тысячи людей умирают без медицинской помощи). Мало того, несмотря на колоссальный урон, который наносят обезьяны сельскому хозяйству, опустошая огромные участки полей, они пользуются полной неприкосновенностью, их нельзя даже прогонять. В свое время в Индии за убийство обезьяны жестоко наказывали; европейцев же, совершивших такое преступление, вынуждали покинуть страну. Теперь индусы более терпимы, но и сейчас оскорбление обезьяны действием вызывает сильное недовольство религиозных людей.

Истории о королях-обезьянах встречаются и в китайских мифах, где они выступают в роли ловких и умных героев. В китайском искусстве гиббон символизирует материнскую заботу.

В Японии обезьяний крик - символ глубокой тоски;

Наряду с этим игрушечные обезьяны считаются в Японии талисманами, охраняющими детей. Известная символическая фигура «кочин» - три обезьяны, которые не видят зла, не слышат зла и не говорят зла (резная деревянная скульптура находится в храме первого сёгуна Токугавы в Никко), - символизирует мудрую осторожность. Эти резные фигурки всегда считались на Востоке талисманом, охраняющим от клеветы.

Христианская традиция относится к обезьяне с большим подозрением, отождествляя ее с пороком, страстями, идолопоклонством и дьявольскими ересями.

В западном искусстве обезьяна олицетворяет лицемерие, греховность, коварство, лень, стремление к роскоши, преступные намерения, похоть, жадность. В средние века дьявол часто изображался в образе обезьяны. Изображение обезьяны с яблоком во рту символизировало грехопадение Адама и Евы. Обезьяна в цепях означает победу над грехом. Часто обезьяны в карикатурном виде изображают мелкие недостатки человеческой натуры или являются аллегорией подражательного искусства.

Ничего не вижу, ничего не слышу,
Ничего не знаю, ничего никому не скажу...
«Ничего не вижу», слова Л. Ошанина , музыка О. Фельцмана , популярные исполнители: Эдита Пьеха и Тамара Миансарова

Многим известен древний восточный символ - три обезьянки , одна из которых старательно закрывает лапами глаза, вторая - уши, а третья - рот. Но откуда они происходят, с чем связаны и что означают известно меньше.

Место происхождения трех обезьян

Есть много предположений относительно места появления трех обезьян: называют и Китай , и Индию , и даже Африку , но родина трех обезьян - все-таки Япония . Подтверждением может являться прочтение по-японски действий, выражаемых композицией: «не вижу, не слышу, не говорю» (при записи с использованием кандзи 見猿, 聞か猿, 言わ猿 - мидзару , кикадзару , ивадзару). Суффикс, придающий отрицание «-дзару » созвучен слову «обезьяна», по сути является озвонченным вариантом слова «сару » (猿). Получается, что изображение трех обезьян - своего рода каламбур или ребус , игра слов, понятная только японцу.

Религиозные корни

Несомненно первоначальное религиозное значение обезьяньей группы. Часто ее прямо называют буддистским символом, но не все так просто. Да, буддизм принял трех обезьян, но не он, вернее, не он один был колыбелью трех обезьян.

Религия в Японии обладает особыми свойствами: она необычайно податлива и при этом упруга: на протяжении истории японцы встречали многие религиозно-философские учения, принимали и перерабатывали их, соединяя, порой несоединяемое в сложные системы и синкретические культы.

Культ Косин

Три обезьяны первоначально связаны с одним из японских народных верований - Косин . Имея в своей основе китайский даосизм , вера Косин относительно проста: один из главных постулатов состоит в том, что в каждом человеке «живут» три некие сущности-наблюдателя («червя») , собирающие на своего хозяина компромат и регулярно во время его сна отправляющиеся с докладом к Небесному Владыке . Последователю культа во избежание больших неприятностей требуется всячески воздерживаться от зла, а не преуспевшим в этом, чтобы эти внутренние информаторы не смогли вовремя передать «в центр» нечто неблаговидное, в расчетное время «сеансов» (обычно раз в два месяца) нужно воздерживаться от сна, проводить бдения.

Когда появились три обезьяны

Вопрос о точном времени появления трех обезьян, видимо, не разрешим, отчасти из-за народного характера веры, не имеющей централизации и каких бы то ни было архивов. Приверженцы культа Косин устанавливали каменные монументы (косин-то ). Вот на них и сто́ит искать древнейшие материально зафиксированные образы трех обезьян. Проблема в том, что датировать такие памятники вряд ли возможно.

Некоторую определенность дают самые знаменитые из трех обезьян. Для японцев такая композиция известна под именем «три обезьяны из Никко ».

Три обезьяны из Никко

Биологический вид трех обезьян

Существует множество вариантов композиции с изображением разных обезьян (и не только обезьян), часты, к примеру, шимпанзе, закрывающие глаза, уши и рот. Очевидно, что в Японии должен был быть иной исходный источник образа. Вероятнее всего, в качестве трех обезьян должны были изображаться японские макаки (лат. macaca fuscata ), ставшие знаменитыми в последнее время «снежные обезьяны », греющиеся зимой в геотермальных источниках в Адской долине в префектуре Нагано .

Изображение трех обезьян

Три обезьяны ныне разошлись практически по всему миру, они изображаются в сувенирной продукции и на бытовых предметах, используются в виде украшения интерьеров и в садовой скульптуре, во многих населенных пунктах мира есть памятники трем обезьянам, их используют уличные художники в граффити и карикатуристы в политической сатире, из можно встретить на монетах Сомали и авторских русских матрешках. Невозможно описать все варианты, поэтому попытаемся ограничиться лишь некоторыми классическими решениями.

Варианты композиции

Разрозненные фигуры

Начиная с классических обезьян из Никко художники могут изображать обезьян отдельно, не ограничивая общей позой или расположением. Такое решение оставляет много свободы, позволяет разместить фигуры живее и непринужденнее.

Тесная группа

Три обособленных фигуры слишком разобщены, поэтому художникам зачастую хочется показать более тесную связь, общность трех принципов-отрицаний. Один из возможных способов взаимодеиствия - при котором обезьянки друг другу закрывают уши, рот и глаза. Один из факторов, толкнувших композицию к центростремительному объединению - использование трех обезьян в виде нэцкэ . Нэцкэ (нэцукэ ) - деталь одежды, брелок, позволяющий к поясу кимоно на шнуре подвешивать носимые вещи, например, кошелек или письменные принадлежностей (карманов-то у кимоно нет). Функциональное назначение определяет габариты и требования к форме нэцкэ: брелок должен быть округлым и умещаться в кулаке. Три отдельные фигуры укладываются в такие требования плохо. Обезьян и сажают друг на друга, и прижимают друг к другу спинами, и заставляют скататься в единый комок.

Один за всех

В любом случае композиция иэ трех обезьян оказывается визуально перегруженной для формата нэцкэ, но резчики выработали «облегченный» вариант: всего одна обезьянка использует все свои четыре лапы, чтобы прикрыть глаза, уши и рот (глаза и рот передними, а уши задними конечностями).

Для единственной обезьяны, замещающей сразу трех, известно имя автора-изобретателя композиции. С достаточной долей уверенности можно назвать мастера Масацугу Кайгёкусая (懐玉斎正次) из Осаки, творившего в XIX в. Любопытно, что такая композиция, вроде бы, повторялась и в России в мастерских Карла Фаберже.

Четвертый лишний

Довольно часто можно встретить группы обезьян, расширенные за счет четвертой, а то и пятой фигурки. «Лишняя» обезьянка или прикрывает промежность и называетя либо «не делать» (зла), либо «не получать удовольствия». Или обезьяна сидит спокойно, не от чего не загораживаясь (встречается название «не думать»). Сложно сказать, когда и где произошла добавка, но, вряд ли давно и вряд ли в Японии.

Собезьянничать

В Японии появились композиции, повторяющие трех обезьян, но без обезьян, например, картинки с гейшами «не вижу, не слышу, не произношу». И в настоящее время принято «обезьянничать»: достаточно в крупных интернет-сервисах хранения фотографий (вроде Flickr) задать запрос «three wise monkeys» или «see no evil», чтобы увидеть лица сотен и сотен людей. А сувенирная промышленность в позы обезьян сажает кого угодно, можно найти «обезьяньи» группы чуть ли ни всех представителей фауны или персонажей массовой культуры.

Порядок следования

Не существует какого-то одного принятого порядка следования обезьян в композиции. Достаточно посмотреть на обезьян из Никко и сравнить их со стелой косин-то или приведенными фотографиями современных работ.

Культурное влияние трех обезьян

Прежде всего, несомненно вхождение символа трех обезьян в мировую массовую культуру. Композиция если не популярна, то узнаваема практически во всех уголках Земли.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди), борец за независимость Индии, учитель индийского народа и идеолог ненасилия не расставался с любимыми тремя обезьянками, пожалуй, единственной роскошью, которой он мог себе позволить. Сейчас обезьянки Ганди остаются одной из главных реликвий в бывшей резиденции Бапу Кути в ашраме, находящемся в образцовой деревне Севаграм сельской местности Махараштры .

Свои личные впечатления об обезьянах на конюшне в Тосёгу оставил Редьярд Киплинг Сомали 2006 г.

Три обезьяны изображались на почтовых марках Таджикистана и Новой Каледонии .

В популярном анимационном сериале «Гриффины» (Family Guy ) существует второстепенный персонаж Evil Monkey (англ. «обезьяна зла» или «злая (порочная) обезьяна»). Воплощая детские страхи одного из героев мультфильма, Evil Monkey живет в шкафу, пугает и мучает своего хозяина. В имени обезьяны явна аллюзия-противопоставление английскому названию трех обезьян «no evil monkeys»: если есть «обезьяны без зла», то должна быть и «обезьяна со злом».

Фильм турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана (Nuri Bilge Ceylan ), получивший премию Каннского фестиваля 2008 г. за лучшую режиссуру, называется «Üç Maymun» (тур. «три обезьяны»). По сюжету герои пытаются уйти от своих семейных проблем, пытаясь не замечать и замалчивать их. То есть «три обезьяны» рассматриваются авторами, как синоним «позиции страуса».

Целый ряд англоязычных книг и фильмов используют в названии игру с фразой «не вижу - не слышу...», например, американский фильм ужасов 2006 г. «See No Evil» (в русском прокате «Не вижу зла»), кинокомедия 1989 г. «See No Evil, Hear No Evil» («Ничего не вижу, ничего не слышу»), автобиографическая книга бывшего агента ЦРУ Роберта Бэра «See No Evil» («Не видя зла») и т. д.

В детективе Эрла Стенли Гарднера «Дело мифических обезьян» (Erle Stanley Gardner, «The Case Of The Mythical Monkeys», 1959) шелковый шарф с изображением трех обезьян служит центральной уликой. Три обезьяны часто изображаются на обложках разных изданий этой книги.

В репертуаре американской группы Sparks существует песня «Hear No Evil, See No Evil, Speak No Evil».

[...]
Hear no evil (Monkey 1 says you shouldn"t hear it)
See no evil (Monkey 2 says you shouldn"t see it)
Speak no evil (Monkey 3 says you shouldn"t speak it)
[...]

Скелетоподобный персонаж, талисман-маскот, украшающий обложки дисков и афиши американской трэш-метал группы Megadeth , с собственным именем Вик Рэттлхэд (Vic Rattlehead ) изображается с глазами, закрытыми стальной пластиной, заткнутыми некими металлическими предметами ушами и ртом, стянутым стальными крючьями.

Гражданам экс-СССР один из вариантов названия композиции с тремя обезьянами известен по песне Оскара Фельцмана и Льва Ошанина «Ничего не вижу», вынесенной в эпиграф этой статьи. Песня популярна в исполнениях Тамары Миансаровой (Madeleine Albright ), известная тем, что носит броши, содержащие символические послания для собеседников или аудитории, надевала на встречу с Владимиром Путиным в 2000 г. брошь с изображением трех обезьян, как знак отношения к ситуации в Чечне.

В виде трех обезьян весьма часто изображаются политики разных стран на карикатурах: власти глухи и слепы к чаяниям народа и склонны к замалчиванию проблем.

Литература

  • О трех обезьянах на японском языке:
    中牧弘允 『世界の三猿―見ざる、聞かざる、言わざる』 東方出版 、1997.12、 ISBN 4885915449
  • О параллелях с тремя обезьянами в мировых религиозно-философских учениях:
    virgo_splendens Лекции о трех обезьянах . Кон. октября - нач. ноября 2012 г.
  • О трех обезьянах в нэцкэ:
    Все о нэцкэ. Мифологические сюжеты/Сост. С. Ю. Афонькин . Спб: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006.-160 с., ил. ISBN 5-9603-0057-5
  • О трех обезьянах в оформлении традиционного японского холодного оружия:
    Скраливецкий Е. Б . Цуба - легенды на металле. -Спб.: ООО «Издательство Атлант», 2005.-328 с.: ил. ISBN 5-98655-015-3
  • О даосском влиянии на японские веровния и искусство, в т. ч. о происхождении культа Косин и связи с ним трех обезьян
    Успенский М. В. К вопросу о роли даосизма в японских народных верованиях (по материалам миниатюрной японской скульптуры XVII-XIX вв.) . Сб. Искусство и религия. Научные труды ГЭ. – Л.: Искусство, 1981, с. 59-75
  • Об учении Конфуция: любое издание Лунь Юй (существует во множестве переводов), например:
    Конфуций . Афоризмы и изречения.-М. ООО «Дом Славянской книги», 2010.-320 с. ISBN 978-5-91503-117-2

Любимица на Востоке

Изгой в Средневековой Европе

Давид Тенирс Младший. Обезьяны

Обезьяны — экзотические животные из далеких краев, —
были распространены в Западной Европе уже с раннего средневековья.

Об этом свидетельствуют документы,да и в изобразительном искусстве обезьяны
встречаются довольно часто. Что же так привлекало людей и художников в этих
животных? Какое место они занимают в ряду символов и о чем говорят
поклонникам искусства?

Давид Тенирс Младший Фестиваль обезьян

Европа была захвачена приматами — такой вывод напрашивается, когда рассматриваешь
иллюстрации древних манускриптов и картины старых мастеров. И отчасти это верно.
В тринадцатом веке обезьяны обитали даже при соборе Нотр-Дам в Париже! Обученных
«куртуазным манерам» и искусству турнирного боя зверей часто водили гистрионы
(бродячие скоморохи) на потеху простому народу.

В Средневековой Европе одомашненных обезьян содержали при королевских дворах и в
богатых домах как атрибут достатка. Зверьки жили в монастырях, и, даже, церквях.

По дороге в преисподню

Франс Франкен Младший Человек делает выбор между Добродетелью и Грехом

При всей популярности этих забавных животных, церковь не питала к ним пиетета.
Корни столь негативного отношения уходят в раннее христианство, когда в Древнем
Египте(«стране тьмы», из которой, согласно Ветхому завету, бежал Моисей)
поклонялись богу Тоту в образе павиана.
В 391 г. в Александрии после погрома язычников христиане оставили лишь одну статую
священного павиана, дабы иметь возможность демонстрировать всему миру идолов«неверных».
С утверждением же христианства обезьяна стала признанным врагом церкви,и в
проповедях слова «дьявол» и «обезьяна» подчас употреблялись как синонимы.

Средневековая мораль на столетия заклеймила ни в чем не повинных животных, определив
им четкое амплуа. Например, в одной из ранних европейских миниатюр (XV в.) в сюжете
сотворения Богом животных только обезьяну оставили справа от Создателя как антагониста
единорога. Так противопоставили силы добра и зла!
В картине Лукаса Мозера «Мария с младенцем», как и в его же «Последнее общение Марии
Магдалины» (алтарь), обезьяна также специально введена как антипод образа Христа.

Альбрехт Дюрер Мадонна с мартышкой 1497

Таков же смысл «Мадонны с обезьяной» великого Альбрехта Дюрера: младенец сидит на руках
с птичкой, обезьяна расположена с другой стороны, конечно, у ног Богоматери,опять же,
как противопоставление. На картине Израэля фон Меккенема «Явление Христа народу»
обезьяна прикована цепью к решетке окна тюрьмы и размещена на переднем плане на
одной линии с Христом, но напротив него.

Израэль фон Меккенем Ecce Homo XV

Змей или обезьяна? Кто все-таки виноват в грехопадении?

Еще Августин Блаженный в IV в. от Рождества Христового проповедовал, что дьявол —
это «божья обезьяна»: коварен, жесток, беспощаден и похотлив. Особенную популярность
обрело последнее свойство приматов. Даже Сонники, выходившиев IX—XIII вв.,
толковали явление обезьяны во сне как знак предстоящей «Приятности».
Аллегория изображения обезьяны — воплощения греха похотливости, прослеживается
во многих сюжетах.

Джованни Стефано Ди Поклонение волхвов 1432

Так, на картине Стефано ди Джованни «Путешествие волхвов» перед караваном с дарами
Гаспара, Мельхиора и Бальтазара на спине одной из лошадей восседает обезьянка.
Не исключено, что, автор хотел подчеркнуть экзотичность подношения младенцу Христу.
Но,учитывая активное использование языка символов в сакральной живописи, наиболее
вероятно, что беззащитная мартышка означает чувственную, животную природу человека,
которой теперь, с рождением Спасителя, суждено склониться перед Ним.

Этот тезис легко распознается в центральной панели триптиха в церкви Гуммаруса в
Лире(Бельгия) кисти Госсена ван дер Вейдена (1516). В сцене бракосочетания девы
Марии в левом нижнем углу изображена обезьянка обнимающая собачку
В XVI в. обезьяна стала часто появляться в сцене грехопадения Адама и Евы, хотя по
Библии в этом эпизоде ее присутствие не предусматривается. Впрочем, если логично
рассудить: кому ж, как не бесцеремонной обезьяне с ее похотливостью, пристрастием
к фруктам, кому же еще, как не ей, провоцировать перволюдей вкусить запретный плод!
Откровенная плодовитость павиана, столь ценимая древними, теперь стала одним из
«доказательств» греховности, исходящей от дьявола.

Корнелис ван Харлем Грехопадение 1592

Неудивительно, что в сцене грехопадения кисти Яна Госсарта (Ок. 1525) мы находим
обезьянку, сидящую у подножия Древа познания за спиной Адама. Правда, она поедает
грушу, как бы пародируя нарушение запрета вкушать от Плода Познания добра и зла.

С наступлением эпохи Возрождения, в XVI в., официальное преследование обезьян
церковниками ослабилось. То ли сексуальность уже перестала быть смертельным грехом,
то ли животворный дух Ренессанса смог нанести сокрушительный удар по мракобесию,
но изображения обезьян появились даже в соборах (правда, крайне редко) в Кельне,
Лондоне, Монсе. Именно с этих времен обезьяна все чаще не дьявол,но его жертва,
грешник, падший ангел. А в мистериях уже и вовсе обезьяна являла собой состояние
человека перед тем, как в него вошла душа.

Скованные одной цепью

Беспокойный нрав мартышек приносил их владельцам немало хлопот. Французы надолго
запомнили, как в 1288 веке в здание суда герцогства Бургундия забрались обезьяны
и уничтожили весь архив. Во избежание подобных случаев «разбойников» стали просто
держать на цепях. Даже обезьяна королевы Изабеллы Баварской была прикована к
деревянной миске. А вот художники усмотрели в этом образе дидактический потенциал.
И вот уже деревянная колода означает мирские удовольствия, а лишенный свободы
неповинный зверек — «укрощенный грех».

Питер Брейгель Старший Две обезьяны

Именно в этом ключе трактуется один из самых популярных сюжетов
Питера Брейгеля Старшего — «Две обезьянки» (1562)
Большинство искусствоведов склонны, интерпретировать картину как аллегорию
человека, порабощенного страстями, уже даже не стремящегося к свободе,а
довольствующегося «жалким пиршеством из трех орехов», воплощающих в себе
земные блага.

Исходя из вышесказанного, не трудно расшифровать смысл, заключенный в «Портрете
принца Эдуарда» Ганса Гольбейна (1541- 1542): мартышка на руках юного принца
Уэльского указывает на то, что тот прекрасно владеет своими страстями, хотя он
почти еще ребенок.

Да и Инфанта Изабелла, дочь Филиппа II, по всей вероятности, тоже
демонстрирует умение сдерживать эмоции и желания.

Алонсо Санчес Коэльо Инфанта Изабелла Клара Евгения и Магдалена Руиз 1586

Мартышку, как укрощенную греховность, можно обнаружить и на картине Хальса Дирка
«Fete Champetre» («Праздник на природе», 1628). Веселая компания отдыхает, сидя
за столом и музицируя. Однако центром всей этой живописной группы является…
обезьянка, прикованная к стулу — несомненное олицетворение обузданной чувственности.

Дирк Халс Fete Champetre 1627

Правда, в зависимости от контекста, этому образу подчас придают прямо
противоположное значение — «добровольная приверженность к греху».
Немудрено, что в XV веке даже слово«обезьяна» в Европе использовали как
синоним «распутной женщины», а сами зверьки стали традиционной
принадлежностью итальянских куртизанок. Короли и герцоги дарили своим
фавориткам мартышек — сувенир не без подтекста!

Изображение обезьяны как воплощение греха вожделения, чувственной распущенности
обрело популярность в нидерландской и голландской живописи XVI — XVII вв.
Подтверждение этому можно увидеть на картинах Петера Герритса ван Ройстратена
(«Распущенные повара», «Предложение»): бесцеремонная обезьянка заглядывает под
юбку молодой женщины.

Петер Герритс ван Ройстратен Предложение VIII

Даже одетая в пурпур обезьяна останется обезьяной

Человек всегда страдал завышенной самооценкой, и обожествляемые на Востоке зверьки
пугали европейцев своим очевидным с ними сходством. Что неудивительно, поскольку
мы относимся к одному и тому же отряду млекопитающих! Но это маленькое вертлявое
создание еще и ведет себя, как пародия на человека: корчит рожицы и мастерски
передразнивает. В Европе (в отличие от Востока) никому и никогда не приходило в
голову сравнение: ты умен, как обезьяна или же красив. Вместо этого ее сделали
главным персонажем язвительных басен, уродливой карикатурой, олицетворением
человеческих пороков — таких, как глупость, тщеславие, жадность и лень, плюс еще
и кокетство,любопытство, легкомыслие и болтливость, если речь идет о женщине.

А если о художнике? Мартышкины способности передразнивать, начиная с эпохи
Средневековья, дали основания сделать ее своеобразным символом живописи и
скульптуры. Дело в том, что искусство художника издавна воспринималось как
мастерство копирования окружающего мира.

Жан Батист Симеон Шарден Обезьяна-художник XVIII

Латинский афоризм «Ars simia naturae» («Искусство — обезьяна природы») особенно
пришелся по душе художникам XVII века. Программным в этом смысле можно назвать
картину Жана Батиста Симеона Шардена. Главное действующее лицо — лукавая
обезьяна,пытающаяся нарисовать разбитую статуэтку Амура.

Франс Франкен Младший Без названия

В антропоморфных сюжетах художники увидели безопасную возможность высмеивать
человека. Обезьяны стали изображаться уже не только рисующими, будто художники,
но и сидящими за обеденным столом, играющими в карты или на музыкальных
инструментах, кутящими, пляшущими, катающимися на коньках и т. д.

Обезьяна стала alter ego человека, воплощением его наихудших грешных качеств и
в лучшем случае — его невинных слабостей. Фламандские мастера в XVII в. даже
создали особый жанр так называемых «обезьяньих пиров» (Simmenfeest). У его
истоков стоял, в том числе, и Ян Брейгель Старший (Бархатный). Много работал с
рассматриваемым сюжетом Франс Франкен (заглавная иллюстрация) и Давид Тенирс Младший. Например, на картине «Обезьяны в кухне» как в сатирическом слепке с жизни людей
просматривается четкая иерархическая лестница. Главарь — восседает на табурете,
возвышаясь над соплеменниками. За ним притаились заговорщики.
Все у них как-то совсем по человечески!

Франс Франкен Младший Обезьяны играют в триктрак XVII

Что обезьяна может сказать о вкусе имбиря?

Суетность мартышки также стала пресловутой, особенно в контексте скептического
отношения к человеческому стремлению все познать. В картине неизвестного художника
фламандской школы «Ценители в комнате с картинами» (1620) изображена вымышленная
частная галерея. Богатые покупатели внимательно рассматривают картины. Но откуда
и зачем в окне появилась мартышка? Мартышка — символ глупости человеческих
стараний, тщетности стремления к земным знаниям: вместо того, чтобы праздно
разглядывать диковинки, людям бы следовало проводить время в молитвах и
подготовке к вечной жизни — считает автор.

Начиная с эпохи Возрождения, с появлением моды на аллегории пяти чувств в
гуманистических кругах, обезьяна нередко выступала атрибутом… вкуса!

Ян Брейгель Старший Аллегория пяти чувств

К концу XVIII века, с утверждением в живописи величественного академического
стиля,мода на картины с очеловеченными обезьянами прошла.
Однако символика этих образов хорошо укладывается в традиционные представления
о человеке и его грехах и в последующие столетия. Поэтому нет ничего удивительного
в том, что для своих полотен Уильям Холбрук Бёрд выбрал именно эти создания.