Пейзажи японии. Японские картины: все тонкости восточной живописи. Основные мотивы японской живописи
В этом материале собраны самые интересные хитрости, благодаря которым вы сможете реализовать скрытый потенциал камеры на смартфоне.
Да-да, именно суперзум на смартфоне. Не только зеркалки с длинным объективом и мыльницы с ультразумом способны снимать объекты, находящиеся на дальних расстояниях. Если у вас есть бинокль, а еще лучше, телескоп, поднесите глазок камеры к линзе окуляра, отрегулируйте положение оборудования для достижения максимальной резкости изображения, и приступайте к съемке фото или видео.
Конечно, лучше использовать широкоугольную оптику: тогда и угол обозрения будет больше, и рамки вокруг линз не будут видны через объектив. Если используете телескоп на штативе, было бы неплохо зафиксировать и смартфон для удобства.
Макрообъектив с помощью лупы
Чтобы сделать детализированное макрофото, необязательно иметь дорогостоящее оборудование. Любым доступным способ крепим обычную лупу на корпус смартфона в радиусе объектива, и приспособление для макросъемки готово. Чем больше кратность линзы лупы, тем сильнее приближение, и тем выше детализация полученного изображения.
Съемка «почти под водой»
Наверняка вы не единожды видели эффектные снимки, сделанные на фотокамеру, наполовину погруженную в воду. Если ваш смартфон не обладает водонепроницаемыми свойствами, похожего эффекта можно добиться, поместив мобильное устройство камерой вниз в стакан, или любую другую прозрачную, не пропускающую влагу емкость. Остается дело за малым - аккуратно и частично погрузить емкость со смартфоном в водоем, и нажать кнопку спуска затвора.
Смотрим на инфракрасное излучение
Не будем вдаваться в технические подробности, просто констатируем факт: инфракрасный свет, невидимый для человеческого глаза, можно разглядеть на дисплее смартфона при помощи камеры. Наведите объектив на пульт, где расположен ИК-диод, и нажимайте на его кнопки. Маленькая светящаяся точка и является ИК-излучением.
Съемка при помощи клавиши громкости
Знаете ли вы, что в подавляющем количестве смартфонов есть возможность сделать снимок при помощи нажатия на клавишу регулировки громкости? Попробуйте сами, нажимать на сенсорную «кнопку затвора» вовсе не обязательно. Если не получилось, зайдите в настройки, возможно, эту функцию нужно активировать. Особенно удобно пользоваться аппаратной клавишей при съемке селфи.
Оцифровка пленочных фото
Если у вас есть старые пленки, и вам любопытно просмотреть их содержимое, для этого достаточно в настройках камеры выбрать цветовой эффект «Негатив», и сфотографировать кадр на пленке. Для этой же цели можно использовать специальное приложение, Helmut, например. Этот способ не заменят профессиональной оцифровки, однако, в ознакомительных целях вполне сгодится.
Панорамные хитрости
Любителям панорамных снимков точно понравятся эти трюки. Сделать несколько виртуальных «клонов» самого себя на снимке, без применения графических редакторов - проще простого. Панорамы на мобильных устройствах создаются при помощи автоматического склеивания последовательных кадров. Достаточно перемещаться после каждого кадра на новое местоположение, оббегая оператора за спиной, в противоположном направлении от движущегося объектива. Передвигать камеру необходимо достаточно медленно, чтобы человек успел занять место очередного «клона».
Интересного эффекта можно добиться во время быстрого движения. Находясь в поезде или автомобиле, активируйте панорамную съемку. Таким образом можно значительно увеличить фотографируемую область.
Эффект желе
В смартфонах используются разные типы матриц: CCD, либо CMOS. В матрице CMOS есть такая особенность - во время съемки при резких и быстрых движениях снимаемого объекта изображение может искажаться, получается так называемый «эффект желе». Это довольно неприятное явление, однако, энтузиасты воспринимают такой эффект, как особую фишку. В этом видеоролике наглядно демонстрируется разница между CMOS и CCD матрицами. Гитарные струны создают вибрации, хотя по факту это всего лишь иллюзия. Если в вашем смартфоне установлена CMOS матрица, вы сможете добиться похожего эффекта, или поэкспериментировать с чем-то другим.
Измерение пульса
Для того, чтобы измерить частоту пульса, необходимо установить и открыть специальное приложение (Cardiograph и ему подобные), которое запустит камеру. Далее, необходимо приложить палец к объективу, и направить к достаточно сильному источнику света (например, к лампе, или воспользоваться встроенной вспышкой).
Наверняка, читателю кажется, что это фантастика, или просто бесполезная штука, придуманная забавы ради. Но это не так. При соблюдении всех условий камера улавливает колебания в виде изменения цвета кожи за счет пульсации крови, а приложение выдает пусть и не идеальный, но близкий к точной цифре результат.
Демонстрация работы сканера сердечных сокращений
Узнайте, что находится перед вами
Увидели картину, но не можете вспомнить, какому художнику принадлежит авторство? В этом может помочь приложение Google Goggles, которое умеет осуществлять визуальный поиск. Зайдите в приложение, сфотографируйте произведение искусства. Приложение распознает объект с помощью поисковика, который покопается в своей базе, и выдаст вам результат на дисплее смартфона. А еще программа умеет распознавать штрих- и QR-коды, упаковки из-под товаров, достопримечательности, и даже текст на нескольких языках! Правда, эта «хитрость» больше относится к заслугам программного обеспечения, но все происходит при непосредственном участии камеры. Пока что такая возможность несет в себе скорее развлекательный характер, потому что распознается далеко не все, и не всегда с первого раза. Тем не менее, программа «обучается», в ее базу добавляются новые объекты, и алгоритмы распознавания постепенно дорабатываются и улучшаются. Возможно, в будущем это приложение поможет пришельцам освоиться на нашей планете.
Подробности Создано: 08.04.2013 23:55
Если технологию панорамной съемки можно найти в разных учебниках (например, у Ефремова, Фроста или Якобса), то вот небольшие профессиональные секреты начинающему коллеге выдаст не каждый панорамный фотограф . На самом деле, их не так много, но незнание некоторых особенностей поведения техники может привести к непонятным результатам. Вроде бы все сделано правильно, а фотографии выглядят плачевно.
Во-первых, нужно элементарно позаботиться о свете на месте съемки. Сейчас речь идет не выносной студии с отражателями, софт-боксами и прочим, а о естественном солнечном освещении. Не рекомендуется снимать в очень ветреную погоду, когда ветер гоняет тучи с большой скоростью. Из-за этого можно получить кадры с разной степенью освещенности, с тенями разной густоты, падающих под разными углами. Идеальный вариант – чистое небо с ленивыми малоподвижными облаками, пасмурная погода. Тогда при склеивании кадров можно получить однородную по свету «картинку».
Во-вторых, нужно четко разобраться с настройками и режимами самой камеры. Лучше забыть о понятии «авто режим» и «авто режим плюс», а выставить мануальные настройки. Тогда можно будет корректировать баланс белого, экспозицию самостоятельно. Очень хорошо использовать диафрагму со значением f/8, тогда и глубина резкости будет хорошей, и дисторсии не появятся. Ручные настройки позволяют получить панорамные фото с едиными показателями. Если сохраняется хотя бы одна автоматическая настройка, фотограф рискует: камера при малейшем повороте перестроит режим.
Довольно много вопросов у начинающих мастеров возникает по поводу фокусировки: куда «девать» фокус при съемке несколько кадров для последующей склейки? Говоря из практики, существует только один рабочий вариант: перейти в режим мануальной фокусировки. Далее фотоаппарат наводят на гиперфокальное расстояние: это означает, что все объекты будут резкими от начала установленного расстояния и до бесконечности. Потому такой режим фокусировки часто называют «наведением на бесконечность». Автофокус нужно обязательно отключать, иначе все кадры будут иметь резкими совершенно разные области: панорамные фотографии с таким дефектом будут смотреть некрасиво и непрофессионально.
Панорамы 360 при съемке имеют еще один важный секрет: начинать снимать кадры нужно по горизонтали от левой стороны и направо. И только потом можно снять местность вертикально, двигая камеру вверх или вниз. Добавление горизонтальных полос позволит увеличить вертикальное разрешение. Пересекаться кадры должны не менее чем на 30-50 процентов.
И последнее: не следует снимать постоянно движущиеся объекты, вроде людей на переходе, потока машин. Это не позволит сделать перехлест кадров так, чтобы объекты выглядели на панораме одинаково.
Монохромная живопись Японии - одно из уникальных явлений искусства Востока. Ей посвящено немало работ и исследований, но часто ее воспринимают как вещь весьма условную, а порой даже декоративную. Это не так.Духовный мир японского художника очень богат, и он заботится не столько об эстетической составляющей, сколько о духовной. ИскусствоВостока - это синтез внешнего и внутреннего, явного и неявного.
В данном посте хотелось бы уделить внимание не истории
монохромной живописи, а ее сути. Об этом и пойдет речь.
ширма "Сосны" Хасэгава Тохаку, 1593г.
То, что мы видим на монохромных картинах - это результат взаимодействия художника сосновной триадой: бумага, кисть, тушь. Поэтому чтобы правильно понимать работу, надо понимать самого художника и его отношение.
"Пейзаж" Сэссю, 1398г.
Бумага
для японского мастера не просто подручный материал,
который он подчиняет своей прихоти, а скорее наоборот - это «собрат», поэтому и
отношение к ней сложилось соответствующее. Бумага это часть окружающей природы,
к которой японцы всегда относились трепетно и старались не подчинить себе, а
мирно сосуществовать с ней. Бумага - это в прошлом дерево, которое стояло в
определенной местности, определенное время, «видело» что-то вокруг себя, и она
все это хранит. Так материал воспринимает японский художник. Часто мастера
прежде чем начать работу, долго смотрели
на чистый лист (созерцали его) и только потом приступали кживописи. Даже сейчас современные японские
художники, которые занимаются техникой Нихон-га (традиционная японская
живопись) тщательно выбирают бумагу. Они покупают ее под заказ на бумажных
фабриках. Для каждого художника определенной толщины, влагопроницаемости и
фактуры (многие художники даже заключают договор с владельцем фабрики не продавать эту бумагу другим художникам) -
поэтому каждая картина и воспринимается как нечто уникальное и живое.
"Читая в бамбуковой роще" Сюбун, 1446г.
Говоря о значимости этого материала, стоит упомянуть такие
известные памятники литературы Японии как «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон и «Гэндзи
моноготари» Мурасаки Сикибу: и в «Записках», и в «Гэндзи» можно встретить
сюжеты, когда придворные или влюбленные обмениваются посланиями. Бумага, на
которой писались эти послания была соответствующего времени года, оттенка, а манера написания текста соответствовала ее
фактуре.
"Мурасаки Сикибу в храме Исияма" Кёсэн
Кисть
- вторая составляющая, это продолжение руки мастера
(опять же - это природный материал). Поэтому кисти тоже делались на заказ, но
чаще всего самим художником. Он подбирал волоски необходимой длины, выбирал размер
кисти и наиболее удобную рукоять. Мастер пишет только своей кистью и никакой
другой. (Из личного опыта: была на мастер-классе
китайского художника Цзян Шилуня,зрители попросили показать, что умеют его ученики, присутствовавшие на
мастер-классе, и каждый из них, взяв в руки кисть мастера, говорил, что
получится не то что они ожидают, так как кисть не их, они к ней не привыкли и
не знают как правильно ей пользоваться).
"Фудзи" эскиз тушью Кацусика Хокусай
Тушь - третий важный элемент. Тушь бывает разных видов: она может дать после высыхания глянцевый или матовый эффект, может быть с примесью серебристых или охристых оттенков, поэтому правильный выбор туши также не маловажен.
Ямамото Байцу, конец XVIII - XIX век.
Основные сюжеты монохромной живописи это пейзажи. Почему в
них нет цвета?
Парная ширма "Сосны", Хасэгава Тохаку
Во-первых, японского художника интересует не сам предмет, а его суть, некая составляющая, которая является общей для всего живого и приводит к гармонии человека с природой. Поэтому изображение - всегда намек, оно обращено к нашим чувствам, а не к зрению. Недосказанность - это стимул диалога, а значит соединения. В изображении важны линии и пятна - они образуют художественный язык. Это не вольность мастера, который где захотел, там оставил жирный след, а в другом месте наоборот недорисовал - в картине все имеет свой смысл и значение, и не несет случайного характера.
Во-вторых, цвет всегда несет какую-то эмоциональную окраску и по-разному воспринимается разными людьми в разных состояниях, поэтому эмоциональная нейтральность позволяет зрителю наиболее адекватно вступить в диалог, расположить его к восприятию, созерцанию, мысли.
В-третьих,это взаимодействие инь и ян, любая монохромная картина гармонична с точки зрения соотношения в ней туши и нетронутой области бумаги.
Почему большая часть пространства бумаги не задействована?
"Пейзаж" Сюбун, середина XV века.
Во-первых, незаполненность пространства окунает зрителяв изображение; во-вторых, изображение
создается так, словно оно на мгновение выплыло на поверхность и вот-вот
исчезнет - это связано с мировоззрением и мировосприятием; в-третьих, на тех областях, где нет туши на первый план
выходит фактура и оттенок бумаги (на репродукциях это не всегда видно, но на
деле это всегда взаимодействие двух материалов - бумаги и туши).
Сэссю, 1446г.
Почему пейзаж?
"Созерцание водопада" Гэйами, 1478г.
Согласно японскому мировоззрению, природа совершеннее
человека, поэтому он должен у нее учиться, всячески ее беречь, а не уничтожать или подчинять.
Поэтому на многих пейзажах можно увидеть небольшие изображения людей, но они
всегда незначительны, малы по отношению к самому пейзажу, или изображения хижин,
которые вписаны в окружающее их пространство и даже не всегда заметны - это все символы
мировоззрения.
"Времена года: Осень и Зима" Сэссю. "Пейзаж" Сэссю, 1481г.
В заключение, хочу сказать, что монохромная японская живопись это не хаотично разбрызганная тушь, это не прихоть внутреннего эго художника - это целая система образов и символов, это хранилище философской мысли, а главное, способ коммуникации и гармонизации себя и окружающего мира.
Вот, думаю, ответы на основные вопросы, возникающие у зрителя при столкновении с монохромной японской живописью. Надеюсь, они помогут вам наиболее правильно понять ее и воспринять при встрече.