Жизненный путь Андрея Болконского. Л. Толстой, «Война и мир. Нравственные искания Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир

На вопрос Война и мир. Что изменилось в восприятии жизни у Болконского? К какой мысли приходит Болконский перед смертью? заданный автором Aria Mclair лучший ответ это Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев, можно сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерср. Там все разговоры крутятся вокруг личности Наполеона. Князь Андрей боится его гения, который может «оказаться сильнее всей храбрости русских войск», и вместе с тем страшится «позора для своего героя». Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что «вот он, тот Тулон, который откроет ему первый путь к славе».
Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: «Да, я ничего, ничего не знал до сих пор». И когда к нему подходит Наполеон, который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: «Вот прекрасная смерть!», для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.
Преодоление «наполеоновского» идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Князь Андрей больше не хочет служить в армии.
Князь пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. По пути в Отрадное он видит огромный старый дуб. Дуб этот «не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Болконский старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: «Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!» Но судьба снова преподносит ему сюрприз, который в корне меняет всю его жизнь. Это - первая встреча с Наташей Ростовой в Оградном. Просто подслушанный разговор ее с подругой. Это способствовало тому, что «в душе его вдруг поднялась... неожиданная путаница молодых мыслей и надежд». Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб. Болконский не сразу узнал его: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Это был своего рода «двойник» Наполеона. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира.
Когда началась война 1812 года, Болконский отправился на войну, на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего парода. Он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его «наш князь»., После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном, из раненых Анатоля Курагина. В это мгновение он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он впервые ощутил в себе с необыкновенной ясностью силу «естественной» жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход «туда» так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Перед смертью князь Андрей приходит к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князю Андрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли.

Роман Л.Толстого «Война и мир» многопроблемный. Одной из ведущих станет проблема духовных исканий главных героев, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Первое знакомство с князем Андреем происходит в тот период его жизни, когда он принимает решение:

« Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну…,-признается он в разговоре с Пьером.- Я иду потому, что эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь — не по мне!… Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот тот заколдованный круг, из которого я не могу выйти». Но чтобы попытаться выйти из того «заколдованного круга», князю Андрею понадобится вся жизнь.

Уже с первой встречи замечаешь в нем нечто, что заставляет задуматься: откуда это в нем? Почему столь внутренне груб и неблагороден по отношению к жене своей Лизе. « Из всех прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело, (а ведь она его избранница, ждет ребенка от него). А в разговоре с Пьером о своей жене он признается: « Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь, но, боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым». А немного позже в разговоре с княжной Марьей скажет «…Хочешь знать, счастлив ли я? Нет! Отчего это? Не знаю». Отчего такая спутанность мысли? Почему такой внутренний разлад?

А дело в том, что князя Андрея вовсе не занимают вопросы житейского счастья, его ум занимают более значимые мысли. Князь Андрей пытается найти ответ на главный свои вопрос: в чем высший смысл жизни, что есть он в мире, и что есть мир для него? Такие мысли, конечно же, могли зародиться только в голове мыслящего, передового человека, каким и был Андреи Болконский. Пьер, например, всегда удивлялся его необыкновенной памятью, начитанностью (« он все читал, все знал, обо всем имел представление»).

А вглядевшись в Андрея Болконского, можно заметить, что он и сам сознает, что по своему уму он выше гостей салона Шерер. Оттого у него, усталый, скучающий взгляд, тихий мерный шаг и некоторое высокомерие.

Однажды в разговоре с братом княжна Марья скажет князю Андрею: « Ты всем хорош, но у тебя есть какая-то гордость мысли, и это большой грех». И становится ясным, почему у Андрея Болконского не случилось счастья с Наташей. С ней, оказалось, нельзя быть покойным за свою честь. А Наташин принцип, «если хочешь быть счастливым, будь им — ни понять, ни принять он не мог».

Но и с той «редкой женщиной» счастья, не случилось, потому что гордость мысли и грех гордыни внушили ему, что важнее всего в жизни – быть свободным, а « …свяжи себя с женщиной – и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу».

Трагедия судьбы Андрея Болконского, человека, наделенного гордостью мысли – это нравственный урок, который может служить на все времена. К чему может привести человека гордость мысли? Она ведет к переоценке нравственных ценностей, превращает жизнь, похожую на спираль, настолько сложной, запутанной, противоречивой. Грех гордыни чреват тем, что порождает в человеке надменность, честолюбие, эгоизм. Гордость мысли властвует над разумом человека, калечит душу его, превращает жизнь в « заколдованный круг», выйти из которого человек бессилен.

Откуда же в этом « весьма красивом молодом человеке» столь гордости в мыслях? Объяснить можно краткой фразой: он жил, вел себя так, как сын князя Николая Болконского. «Коли тебя убьют мне, старику, будет больно…А коли узнаю, что повел себя, не как сын князя Николая Болконского, мне будет …стыдно».Был старик Болконский князем гордым, никогда не меняющим своего мнения. Он и детей своих воспитывал, пользуясь правилами только трех слов: так надо, так положено, так надлежит,- внушая им, что главное в человеке – это честь, мужское и человеческое достоинство. Все это есть и в князе Андрее: та же отцовская гордыня, та же гордость мысли.

Андрей Болконский всегда, что бы он ни делал, делал, преследуя одно желание – желание приносить пользу. С этим желанием он решает отправиться «на величайшую войну, какая только бывала». Но было у него еще и свое, сугубо — сокровенное желание, личное. Грех гордый внушает ему, что он, подобно Наполеону, которого он избрал своим кумиром, с его умом способен влиять на ход истории, что есть и у него свои Тулон. «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими…»- вот о чем думает он перед Аустерлицем. Не наград желал Андрей Болконский – славы. Существует логика: «Не ради славы – ради жизни на земле». Но есть и другая; избранная князем Андреем. Это уже логика тщеславия, эгоизма.

О чем думает, мечтает князь Андрей. Только о себе, любимом.Всего несколько эпизодов… Вот он в беседе с отцом, как великий стратег, излагает « операционный план предполагаемой кампании».Вот он, отправленный Кутузовым курьером с письмом к австрийскому генералу, едва прикрыв глаза, думает. Чем же заняты его мысли? Мечтой о том, какое впечатление произведет он на генерала (он был уверен, что будет представлен императору.) Он подбирал слова, с которыми он обратится к нему. Но в реальности окажется все с точностью наоборот. Князь Андрей был представлен всего лишь к военному министру, который вообще первые две минуты не обращал внимание на вошедшего. Честолюбие задето.

И в то же мгновение «радостное чувство князя Андрея значительно ослабело, перешло в чувство оскорбления и даже презрения. Резко меняется склад мыслей: победа в сражении представляется ему уже далеким воспоминанием. Но означает ли это, что душевные переживания взяли верх над чувством разума»? Отнюдь. По — прежнему гордость мысли внушает о его исключительности, особого его предназначения. И, узнав о прорыве французов, он решает вернуться в армию, без лишней скромности, скажет: «Еду для того, чтобы спасти армию». И накануне Шенграбенского сражения князь Андрей по- прежнему думает о своем, сугубо сокровенном: « Но где же? Как же выразится мой Тулон?» И накануне Аустерлица князь Андрей прежде всего думает о том, как он будет выглядеть в собственных глазах. « Туда- то я буду послан с бригадой или дивизией, и там- то со знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной».

Все будет. Но не так, как внушала и представляла гордая мысль князя Андрея. Он увидит бегущих, отступающих солдат, раненого Кутузова. Услышит его слова: « Рана не здесь, а вот где!» — указывая при этом на бегущих солдат. Нет, не спасует Андрей, и, хотя не будет в нем той твердой уверенности, а, наоборот, чувствуя слезы стыда и злобы, закричит по- детски пронзительно. Голос совести позовет его вперед. И он побежит навстречу французам, пытаясь остановить отступающих солдат.
И уже не мысль о том, как он будет выглядеть в собственных глазах, а голос совести, высокое понимание воинского долга заставят вести так, как должен был вести себя сын князя Николая Болконского.

Не увидел князь Андрей, чем закончилась борьба французов с артиллеристами, взяты или спасены пушки. « Что это? Я падаю?»,- подумал он и упал на спину. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба… Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, как мы бежали… Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. И самое главное — в нем самом стало тихо и торжественно.

А немного позже князь Андрей встретится и со своим «кумиром». «Но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герои его, с этим мелким тщеславием и радостью победы…»

И начнется для князя Андрея новый этап его жизни, во внутреннем мире его начнется новая жизнь. И толчком к возрождению послужит спор с Пьером о том, что есть жизнь. Вдохнула жизнь в душу Андрея Болконского ночь, проведенная в Отрадном, юная Наташа – девочка, взволнованная красотою ночи.

Именно тогда, в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни». И, пожалуй, не встреча с дубом, а земная жизнь исцеляет князя Андрея. Получив от отца имения в Богучарово, он занимается делами имения. Одно имение в триста душ крестьян перечисляет в вольные хлебопашцы, в другом — барщину заменяет оброком. В Богучарово была выписана ученая бабка для помощи родильницам, священник обучал детей крестьянских грамоте. Постепенно меняются убеждения князя Андрея: не гордые мысли о славе, о преобразовании мира, а дружеское участие, женская красота и любовь способны изменить жизнь.

Но означало ли это, что теперь душа Андрея Болконского восторжествовала над разумом? Отнюдь,
все пойдет по новому кругу. И опять грех гордыни внушает ему мысль в своих возможностях влиять на эту жизнь. Как и раньше, он опять будет стремиться к идеалу и вновь сотворит себе кумира. На сей раз на смену Наполеону придет Сперанский. И Андрей Болконский едет в Петербург. «Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов».

Но поняв, что либеральные реформы Сперанского расходятся с жизнью, что деятельность его кумира решению его глобальных вопросов никак не способствует, князь Андрей порывает связи с ним.

И в очередной раз гордость мысли приводит Андрея Болконского к разочарованию.

Потом — бал. Встреча с Наташей и последовавший визит в дом Ростовых. И в сознании на какой-то миг мелькнет доселе не свойственная ему мысль: «Пока жив, надо жить и быть счастливым». И в разговоре с Пьером он признается: «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить?»

Но была ли эта любовь всей душой и всем сердцем? Настоящая любовь способная на прощение. Наташа
шевельнула сердце князя Андрея. Но не более того. Он не смог понять Наташу, шестнадцатилетнюю девушку, которая вообще не терзается сложными вопросами жизни, она просто живет. Князь Андрей не может простить измену Наташи с Анатолем Курагиным. Гордость мысли нашептывает ему, что простить- это желать, чтобы другой тот, кто обидел, оскорбил, поднялся и имел право стоять. Простить падшую женщину – да, но не он и не это.

Чтобы простить Андрею Болконскому, для этого понадобилась смерть.

Новый этап жизни князя Андрея начнется с Отечественной войны 1812г. Он возвращается в армию. Сближается с солдатской массой. Солдаты называют князя Андрея не иначе, как «наш князь». Был заботлив, ласков с ними.

Отечественная война 1812г., Бородинское поле станет последней попыткой вырваться из «заколдованного круга». Судьба предопределила князю Андрею такой путь, когда его гордыня мысли, вечно колеблющаяся между добром и злом, сделала окончательный выбор лишь за мгновение до смерти. Смертельно раненый, князь Андрей встречает Наташу. И только лишь в предсмертном бреду душа Андрея Болконского восторжествовала над разумом. «Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской. Именно Наташу – врага любить любовью «божеской». Жизнь не смогла убедить князя Андрея. Это выпало на долю смерти.

«Глядя на Наташу, князь Андрей в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувство, ее страдания, стыд, раскаянье. Он в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею». Только лишь перед смертью мысли его были направлены к ней, той, которой ему, сейчас хотелось сказать…(конечно же: «прости».)И только в этот предсмертный час пришел к князю Андрею короткий, но счастливый миг жизни, тот миг, когда « любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце».

Жизненные искания Андрея Болконского

Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует.

Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг.

Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые намеренья, но и стыд за свою армию, которая начала бежать. Болконский был ранен в голову. Когда он очнулся, то начал по-другому осознавать окружающий мир, он, наконец, заметил красоту природы. Он приходит к выводу, что войны, победы, поражения и слава – ничто, пустота, суета сует.

После смерти жены князь Андрей переживает сильное душевное потрясение, он решает для себя, что будет жить для самых близких людей, но его живая натура не хочет мириться с такой скучной и обыденной жизнью, и в конце концов все это приводит к глубокому душевному кризису. Но встреча с другом и искренний разговор помогают отчасти его преодолеть. Пьер Безухов убеждает Болконского в том, что жизнь не кончена, что нужно дальше бороться, не смотря ни на что.

Лунная ночь в Отрадном и разговор с Наташей, а после встреча со старым дубом возвращают Болконского к жизни, он начинает осознавать, что не хочет быть таким «старым дубом». В князе Андрее опять появляется честолюбие, жажда славы и желание жить и бороться, и он отправляется на службу в Петербург. Но, Болконский, участвуя в составлении законов, понимает, что это не то, что нужно народу.

Наташа Ростова сыграла очень важную роль в духовном становлении князя Андрея. Она показала ему чистоту помыслов, которых нужно придерживаться: любовь к народу, желание жить, делать что-то хорошее для окружающих. Андрей Болконский страстно и нежно полюбил Наталью, но не смог простить измену, потому что решил, что чувства Наташи не столь искренни и бескорыстны, как он считал раньше.

Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами.

Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как мы его обычно понимаем, а подвиг перед самим собою, перед своей честью, показатель длинного пути самосовершенствования.

После смертельного ранения Болконский проникся всепрощающим религиозным духом, сильно изменился, пересмотрел свои взгляды на жизнь в целом. Он подарил прощение Наташе и Курагину, и умер с миром в сердце.

В романе «Война и мир» можно исследовать и воочию увидеть жизненный путь и духовное становление князя Андрея Болконского от светского, равнодушного и тщеславного к мудрому, честному и глубокому духовно человеку.

Помимо сочинения о жизненных исканиях Андрея Болконского смотрите также:

  • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»
  • Образ Кутузова в романе «Война и мир»
  • Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских - сочинение

Толстой любил повторять пушкинскую шутку: «Знаете, какую штуку выкинула Татьяна, она неожиданно для меня вышла замуж». У настоящего героя психологического романа складывается свой характер, который автор не может не учитывать.

Андрей Болконский оказался в центре толстовской эпопеи довольно неожиданно. На вопрос дальней родственницы, откуда взялся его герой, Толстой ответил:

«В Аустерлицком сражении, которое будет описано, но с которого я начал роман, мне нужно было, чтобы был убит блестящий молодой человек; в дальнейшем ходе моего романа мне нужно было только старика Болконского с дочерью; но так как неловко описывать ничем не связанное с романом лицо, я решил сделать блестящего молодого человека сыном старого Болконского. Потом он меня заинтересовал, для него представлялась роль в дальнейшем ходе романа, и я его помиловал, только сильно ранив его вместо смерти» (Письмо Л. И. Волконской, 3 мая 1865 года).

После «помилования» князь Андрей выдвинулся в эпопее на одно из первых мест. В его духовном пути отразились интеллектуальные искания образованных русских людей начала XIX века.

В начале романа Андрей действительно разочарованный блестящий молодой человек, равнодушный к свету и собственной семье, находящийся в сложных отношениях с отцом, обломком прежней екатерининской эпохи, мечтающий о быстрой карьере и всемирной славе.

Его мечта парадоксальна: идя на войну с Наполеоном, он мечтает повторить именно его путь, ожидает свой Тулон.

Д. Шмаринов. Князь Андрей

Аустерлицкое сражение, где князь Андрей проявляет подлинный героизм, заканчивается для него ранением и личным поражением при встрече со своим недавним кумиром. «Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту мину ту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Маленький, ничтожный человек на фоне высокого, справедливого, доброго неба - этот символический контраст несколько раз повторяется в эпизоде. И здесь же Толстой готовит следующий этап эволюции героя: в бреду князь Андрей с нежностью вспоминает мирный семейный круг, отца, жену, сестру и будущего сына.

Дальнейшие события - выздоровление, неожиданное возвращение, рождение ребенка и смерть жены - лишь подтверждают глубокое разочарование героя в прежнем идеале. В разговоре с Пьером в Лысых Горах князь Андрей говорит о намерении жить для себя и своих близких, не жить, а фактически доживать в тоске о жене, скуке и ожидании смерти.

«Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя» (т. 2, ч. 2, гл. 11).

Но, как и ранее, в сцене дружеского разговора на берегу реки, Толстой готовит новый перелом в сознании героя. Слушая восторженного Пьера, князь Андрей в первый раз после Аустерлица «увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе» (т. 2, ч. 2, гл. 12).

Это чувство забывается в жизненной суете, но снова возрождается после ночи в Отрадном, восторгов Наташи лунной ночью и вида усталого, искореженного дуба, который, вопреки всему, возрождается к жизни вместе с весной (вслед за высоким небом психология героя характеризуется с помощью нового символа).

«Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и не доверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло бее причинное весеннее чувство радости и обновления... <...>.

"Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. - Мало того, что л знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы мл всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"» (т. 2, ч. 3, гл. 3).

При новом возвращении в большой мир князь Андрей пытается соединить ранее разделенные общественный и личный интересы. Он участвует в преобразованиях Сперанского и влюбляется в Наташу.

«И он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее. Он решил сам собой, что ему надо заняться воспитанием своего сына, найдя ему воспитателя и поручив ему; потом надо выйти в отставку и ехать за границу, видеть Англию, Швейцарию, Италию. "Мне надо пользоваться своей свободой, пока так много в себе чувствую силы и молодости, - говорил он сам себе. - Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым", - думал он» (т. 2, ч. 3, гл. 19).

Возрождение героя через любовь оказывается третьим этапом его духовной биографии и снова оканчивается катастрофой: ошибкой Наташи, вызванной увлечением Лип толем Курагиным. Как и смерть жены, предательств) не весты снова происходит накануне: накануне возвращения князя и назначенной свадьбы.

В разговоре с Пьером князь Андрей снова - но и иной форме - проявляет свой аристократизм, гордость, неумение прощать, напоминающее о героическом мышлении и прошлых увлечениях Наполеоном.

«- Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, - сказал Пьер, - помните о...

- Помню, - поспешно отвечал князь Андрей, - я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.

- Разве можно это сравнивать?.. - сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:

- Да, опять просить ее руки, быть великодушным и тому подобное?.. Да, это очень благородно, но я не способен идти по следам этого господина. Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту... про все это» (т. 2, ч. 5, гл. 21).

Положение резко меняется, когда война приходит к порогу родного дома. Толстой реализует эту метафору: Андрей оказывается в опустевших Лысых Горах. В трагическое для всей России время толстовский герой тоже вступает в сферу эпоса, проникается пафосом защиты родной земли. Этот новый перелом подготовлен внешне незаметной, но очень важной для эволюции героя сценой.

Уже покидая имение, Андрей видит двух маленьких деревенских девочек, несущих из оранжереи зеленые сливы и пытающихся спрятаться при появлении «молодого барина».

«Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его. Эти девочки, очевидно, страстно желали одного - унести и доесть эти зеленые сливы и не быть пойманными, и князь Андрей желал с ними вместе успеха их предприятию. Он не мог удержаться, чтобы не взглянуть на них еще раз. Полагая себя уже в безопасности, они выскочили из засады и, что-то пища тоненькими голосками, придерживая подолы, весело и быстро бежали по траве луга своими загорелыми босыми ножонками» (т. 3, ч. 2, гл. 5).

Гордый и эгоистичный, занятый напряженной внутренней работой герой впервые открывает очень простую вещь: многообразие мира, существование других людей с их особой жизнью и особыми интересами.

Это мелькнувшее в сознании князя Андрея чувство быстро исчезает. В той же главе, возвращаясь в полк, Болконский слышит от солдат прозвище «наш князь», однако пока не может признать этих барахтающихся в грязном пруду людей своими. И позднее (т. 3, ч. 2, гл. 24), накануне Бородинского сражения, пересматривая в свете «волшебного фонаря» «главные картины своей жизни», герой видит в ней три главных горя: в любви к женщине, смерти отца и французском нашествии, захватившем половину России.

Но сразу же после этого, в очередном разговоре с Пьером, оскорбленная личная гордость окончательно уступает место другому чувству.

«- Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? - сказал Пьер.

- Да, да, - рассеянно сказал князь Андрей. - Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, - начал он опять, - я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить» (т. 3, ч. 2, гл. 25).

Накануне Бородинского сражения из прежнего рыцаря чести, подражавшего своему кумиру Наполеону, рождается оскорбленный вражеским нашествием человек, воюющий не ради личной славы и своего Тулона, а для защиты своей земли, своей родины, чувствующий себя, наконец, частью общей жизни, совпадающий в мысли народной с капитаном Тимохиным и последним солдатом.

Так подготовлен переход князя Андрея в новое состояние: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость». Пьер во время этого разговора тоже окончательно осознает скрытую теплоту патриотизма, «которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Есть скрытая символика в том, что герой, который, по первоначальной мысли Толстого, должен был погибнуть в чужом сражении при Аустерлице, получает смертельное ранение на Бородинском поле. Причем он не героически бежит в атаку, увлекая солдат, а находится в резерве. Его объединяет с другими людьми даже не дело, а судьба, участь.

Встреча с Анатолем Курагиным - кульминация перерождения Андрея Болконского. При виде страшных страданий своего безнравственного соперника герой окончательно отказывается от гордости и самоуверенности, обретая новый смысл жизни.

«Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями.

"Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!"» (т. 3, ч. 2, гл. 37).

Семейный ген Болконских - рациональное, рефлектирующее отношение к миру. «Знаю» в их жизни и поведении преобладает над «чувствую» или «живу». «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла...» - признается князь Андрей Пьеру в беседе перед Бородинским сражением. Поэтому и умирает герой после того, как познает, понимает то самое оно, которое находится за запертой дверью.

Смерть понимается Болконским как освобождение от сна и пробуждение к новой жизни.

«"Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение!" - вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его».

Но кончается этот эпизод все-таки не окончательной разгадкой, а загадкой, всю жизнь волновавшей Толстого. «Куда он ушел? Где он теперь?..» - задает Наташа безответный вопрос (т. 4, ч. 1, гл. 16).

Романтические мечты о славе - разочарование и переход к частному существованию - возвращение к жизни через любовь - новый кризис и приобщение к скрытой теплоте патриотизма во время всенародных испытаний - разгадка смерти как вечной, божественной любви: таков путь жизни Андрея Болконского. Толстой окольцовывает его двумя символами: высокое бесконечное небо при первом прозрении героя; запертая дверь, за которой находится ужасное оно, в конце его земного пути.


Похожая информация.


Особенностью творчества писателя является то, что все политические и социальные проблемы он переносит в нравственный план. По Толстому, лучшие герои -- это люди, способные к развитию, душевным переживаниям, которые ошибаются, но не останавливаются, идут дальше, ищут более верные пути. А статично застывшие, не стремящиеся к усовершенствованию, пусть даже идеальные внешне (Элен), не вызывают симпатии ни у автора, ни у большинства читателей.

Одним из положительных героев романа-эпопеи "Война и мир" является князь Андрей Болконский, который ищет свое место в жизни, желая принести пользу обществу. Мы застаем Андрея Болконского, одного из главных героев, на втором этапе его жизненного пути, уже сложившимся, определившимся в жизни, пережившим любовь, обласканным светом и обществом, знаменитым в высших кругах человеком

Путь исканий персонажа начинается с того, что он презирает условности света, неестественность взаимоотношений в салоне А. П. Шерер, хочет поступить на военную службу. "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество -- вот заколдованный круг, из которого не могу выйти". Ему противна эта обстановка праздности, царящая в салонах, ему наскучило постоянное кокетство женщин, пустые разговоры. Он не принимал этой неестественности отношений, отсутствие теплоты, задушевных разговоров, которые не были приняты в высшем обществе. Андрей был холоден со своей женой Лизой, потому что она светская женщина, вносящая в домашнюю обстановку кокетство и игривый тон. Она просто не представляла существование каких-либо других отношений, кроме тех, которые были приняты в аристократических гостиных. Он сам говорит, что эта жизнь не для него, так как она, с его точки зрения, бесполезна. В этот период жизни Андрей переживает нравственный подъем, он живет ожиданием чего-то героического перед своим уходом на войну. Идти на войну его заставляют две причины: мечта о славе ("...но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу") и желание убежать из этого "искусственного" мира.

В ходе войны 1805 года мы видим его естественность. Болконский преображается, не осталось и следа от его надменности, язвительности и скуки: "В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени... Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее". Он действительно верил в то, что он делал, полностью отдаваясь службе, он был "одним из немногих офицеров, полагавших свой главный интерес в общем ходе военного дела". Кумиром его в то время был Наполеон, поражавший князя Андрея своим военным гением, силой воли и духа. Князь Андрей принимает живое участие в деятельности окружающих и мечтает о "своем Тулоне". Но его мечты расходятся с буднями воинской жизни, и, желая в ответственный момент повернуть ход сражения и тем самым спасти армию от поражения, он всего лишь по дороге в штаб спасает лекарскую жену. Он считает себя тем человеком, за которым пойдет армия, весь народ, который один может спасти всех. Но приходит разочарование и в военной службе, Андрей понимает, что в одиночку ему ни с чем не справиться, что только всем вместе можно победить. Рушатся его представления об идеальности личности Наполеона, когда в плену, столкнувшись с ним, Болконский видит мелочность и несовершенство этого человека.

С высоты неба, которое он видит и куда стремится его душа, ему кажутся мелочными и незначительными все его мечты о славе и о "Тулоне". По сравнению с вечностью неба людские дела кажутся пустотой, У Болконского возникает вопрос: что есть человек перед лицом вечности? В душе князя происходит переворот. Он понимает, что в жизни есть вещи важнее славы. Он вспоминает о своей жене, и его тянет домой, в свое имение. По возвращении домой его постигает горе: умирает жена. Андрей испытывает чувство вины за то, что, подчиняясь своим эгоистическим желаниям, ушел на войну, оставив жену одну. Он переживает духовный спад, находится в состоянии моральной апатии, одиночества, считая, что жизнь в 31 год кончена.

После войны 1805--1807 гг. Болконский полностью посвящает себя хозяйственным делам в своем имении, уединившись и не встречаясь ни с кем, кроме родственников. Когда Пьер приезжает к нему, он замечает перемены, произошедшие в характере его друга: некоторое безразличие, апатию. "Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезнь) -- вот вся моя мудрость теперь", -- говорил Андрей. Даже чисто внешне изменился князь: он стал "нахмуренным и постаревшим", "взгляд был потухший, мертвый", в улыбке выражалась "сосредоточенность и убитость".

После разговора с Пьером Андрей начинает вести другую жизнь -- читает, интересуется политикой, проводит демократические преобразования. В имении отца он освобождает крестьян и облегчает им жизнь в Богучарове. И в отличие от Пьера доводит все до конца и делает все с толком. Заезжая по делам в имение Ростовых, Андрей по дороге видит старый дуб, который в отличие от остальных деревьев по весне не оделся листвой. И Болконский олицетворяет его с собой. Но Болконский все равно возвращается к жизни, и происходит это после встречи в Отрадном, когда он видит Наташу Ростову, живую, естественную, непосредственную, и понимает, что он никому не нужен, что до его жизни, никому кроме близких, нет дела. Проезжая по этой дороге позже, он видит тот же самый дуб, но уже покрывшийся маленькими зелеными листочками. И это явление природы, созвучное душевному состоянию князя, дает ему понять, что жизнь не кончена в 31 год. Если во время войны 1805 года он жил для других, но отдельно от них, то сейчас в нем проснулась жажда жить среди других, жить в людях.

И Андрей продолжает путь исканий, поступая на государственную службу, желая принести пользу пусть ни на военном, так на мирном поприще. Позже Андрей уезжает в Петербург для представления начальству проекта военных преобразований. Но постепенно его увлекает деятельность комиссии Сперанского и еще более личность самого Сперанского. Он восхищается Сперанским, не видя в нем качеств, присущих светскому человеку, для князя Андрея он, прежде всего, был дальновидным политиком. Андрею льстило внимание и доверие, которое оказывал ему высокопоставленный уважаемый чиновник. Но после встречи с Наташей на первом для нее балу к нему возвращается ощущение "естественных" и "искусственных" ценностей жизни. Именно после общения с ней он замечает фальшь Сперанского, и какая-то брезгливость появляется в нем, когда он видит неестественно белые руки Сперанского и слышит его смех. Болконский начинает понимать, как далека от жизни деятельность комиссии, и приходит в недоумение, как долго он мог заниматься столь праздными вещами.

Единственным душевным спасением для князя Андрея теперь является его любовь к Наташе Ростовой. Эту девушку он увидел еще в Отрадном, может, отчасти благодаря ей князь покинул свое уединение и вернулся к нормальной жизни. Следующая их встреча произошла на первом для Наташи балу, здесь Андрей понял, что эта хрупкая, подвижная девушка сыграет немаловажную роль в его судьбе. После бала Андрей часто ездит в дом Ростовых. И то чувство, которое просыпается в нем к Наташе, как бы приближает его к земной жизни. Он влюбляется в эту простую, естественную, жизнерадостную девушку и делает ей предложение. Наташа соглашается, но заранее предчувствуется невозможность счастья. Об этом говорит отношение семьи Ростовых, которая с тревогой наблюдает за отношениями Наташи и жениха, считая, что этот брак странен и неестествен. Для Наташи Андрей таинствен и загадочен. Между ними нет понимания. Андрей, уезжая в имение отца за благословением, не предупреждает Наташу, тем самым, заставляя ее мучиться и страдать. Андрей откладывает свадьбу на год и уезжает, не понимая, что ей нужно счастье сегодня, сейчас. Наташа, в отличие от Андрея, живет чувством. И это непонимание и отъезд приводят к измене Наташи, которую он в силу своей гордости не смог простить.

Наташа, молодая и неопытная, в поисках чего-то нового, оставляет князя Андрея ради Анатоля Курагина. Это был ужасный удар для Болконского. Он не смог сразу понять и простить Наташу, хотя до этого в разговоре с Пьером он говорил о необходимости глубокого и объективного осознания внутреннего мира падшей женщины.

Новый подъем в жизни Андрея -- это война 1812 года, которая многое в ней изменила. Он нарушает данное себе обещание никогда не воевать, потому что сейчас французы стали его личными врагами, вступив на русскую землю, приближаясь к Лысым Горам и разоряя деревни. Находясь в военном лагере, князь Андрей старался избегать людей, знакомых ему по светскому обществу, так как они могли пробудить в нем мучительные воспоминания о Наташе и о его неудавшемся счастье. Во время этой войны Болконский стал ближе к народу, понимая, что основная сила, приносящая победу, есть определенный дух, состояние войск, чувство патриотизма, находящееся в каждом из солдат, то есть он пришел к идее о "роевой истории". Во время Бородинского сражения Андрей старался поддерживать это особое настроение, но потом понял, что в этом нет необходимости, люди и без того способны в такой момент на подвиги. В разговоре с Пьером перед Бородинским сражением он говорит о том, что исход битвы зависит от морального духа солдат. После ранения, лежа рядом с Анатолем, которому отрезали ногу, он испытывает чувство сострадания к нему. Сострадание к человеку, сделавшему его несчастным. Андрей, испытывая "любовь к врагу своему", обогащается духовно.

Рассматривая путь исканий Андрея Болконского, нельзя не сказать об отношении этого героя к религии. Сначала она для него ничего не значит, он даже иронизирует над своей сестрой княжной Марьей, которая искренне верит в Бога. Истинное осознание религии, приход к духовной жизни, христианской любви -- все это понимает и чувствует князь Андрей после своего ранения на войне 1812 г. Он прощает своего врага Анатоля Курагина, понимает проступок Наташи.