Грабарь зима. Описание картины Грабаря «Зимний пейзаж. Игорь Грабарь картины с названиями

В Советском Союзе каждый человек знал, кто такой Игорь Грабарь. Картина «Мартовский снег» была знакома по учебникам. Замечательный русский художник, знаменитый реставратор, талантливый искусствовед, удостоенный за двухтомную монографию об Илье Репине Сталинской премии, Игорь Эммануилович был любим многими за неповторимые и очень русской природы.

Русский художник, рожденный за рубежом

Отец его был депутатом австрийского парламента, поэтому будущий гениальный певец Грабарь (картина «Февральская лазурь» - ярчайшее тому подтверждение) родился в Будапеште. Крещен он был в православии, а его восприемником стал дядя знаменитого русского который позже напишет известный портрет Игоря Эммануиловича. В 1880 году Ольга Грабарь привозит сына в Россию. Гимназию он посещал в Егорьевске Рязанской губернии. Дальше была золотая медаль за обучение в московском лицее цесаревича Николая (1889 год), юридический факультет Санкт-Петербургского университета, оконченный им в 1893 году, и выбор основного дела своей жизни. И. Э. Грабарь, картина которого «Балюстрада» (1901 год) заявила о нем как о талантливом и своеобразном мастере, становится художником. Во времена петербургской жизни он посещал мастерскую Ильи Репина, ставшего на всю жизнь его кумиром, наряду с Андреем Рублевым. С ним одновременно в Российской Императорской академии художеств учились Малявин, Билибин, Сомов.

Становление

В 1895 году художник уезжает в Италию и дальше по Европе. В Россию Грабарь возвращается в 1901 году, и красота русской природы открывается перед ним в новом ракурсе. Силу своего потрясения художник попытался передать несколькими полотнами - «Белая зима»», «Мартовский снег».

«Февральская лазурь»

Событием стало полотно, которое в 1904 году написал Игорь Грабарь, - «Февральская лазурь». Картина полна особой поэзии, той, которая звучит в стихах Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд». И Грабарь писал свою картину тоже навзрыд. Эта одна из его самых узнаваемых картин, она - одно из тех полотен, которое создают автору его Сам художник очень любил это произведение, на котором изображен солнечный, еще зимний день в Подмосковье. В радости, которая переполняет картину, уже ощущается легкое дуновение весны.

Рисовал свой шедевр художник в Дугино. Чтобы передать и удаленность рощи на горизонте, и огромные на фоне лазурного неба, Грабарь выбрал ракурс как бы немного снизу, для чего он вырыл в снегу глубокую траншею и поместился там с мольбертом. Художник чувствовал, что если ему удастся передать хотя бы часть той красоты, которую он видит, получится прекрасное полотно.

Обаяние картины неповторимо. Деревья как будто водят хоровод вокруг центральной березы, любимого дерева художника. Размер картины - 104 см в высоту и 80 см в ширину. Она была так хороша, что ее сразу же приобрел Совет Третьяковской галереи. Эта работа и по сей день является одним из главных ее шедевров. Можно добавить, что полотно входит в сотню лучших картин мира.

Зима, солнце, береза, иней…

Еще один шедевр, который создал Грабарь, - «Иней», картина 1905 года. Если бы он написал ее одну, то все равно бы остался и в памяти потомков, и в учебниках по живописи. Это одно из тех редких полотен, которое не оставляет равнодушными никого. Оно прославляет красоту и уникальность неповторимой природы России и само по себе демонстрирует, что такое великая русская живопись.

Больше всего Грабарь любил рисовать зиму, особенно снег. Он считал, что с уходом зимы пейзаж многое теряет. При виде деревьев, покрытых инеем, почти всегда и у всех возникает сравнение со сказкой: «Все деревья в инее, точно в серебре, словно сказка дивная нынче на дворе…» И каждый знает стихи С. Есенина о березе в серебре. Вся красота данного явления природы, воспетая десятками прекрасных поэтов, нашла свое отражение в этом уникальном произведении. Грабарь, картина которого посвящена зиме, нарисовал иней, который «чудною жизнью блестит». Он считал, что в природе очень мало таких полифонических моментов, как иней в солнечный день, и они необыкновенно скоротечны. Освещение все время меняется, рождая новые неповторимые цветовые гаммы.

Сам он называл ветки, покрытые инеем, бриллиантовыми кружевами, сверкающими всеми красками на «бирюзовой эмали неба». На полотне размером 122,4 х 160,3 все вышесказанное передано с потрясающей силой. Надо сказать, что И. Грабаря - лучшие в русской живописи, особенно «Иней». Зимний, солнечный день, красавицы и русской природы, высокие, с пышной кроной, посеребренные и как будто звенящие. Их ветки отбрасывают на снег синие, голубые и фиолетовые тени. Красавицы ликуют и гордятся своей красотой. В этой работе необыкновенно все, она удивляет и потрясает зрителя. Написанная маслом, мелкими дробными мазками (дивизионизм) картина заставила говорить об авторе как об основоположнике русского импрессионизма. Полотно хранится в Ярославском художественном музее.

У Грабаря несколько разных картин с этим названием, и все они очень хороши, но работа 1905 года лучше других. Как только ни называли березу Грабаря, с чем только не сравнивали. Больше всего, очевидно, подходит ей определение «сверхъестественное дерево».

«…Есенинский сюжет, почти библейский…»

Еще одна картина этого художника создана с учетом всех канонов импрессионизма. Это упомянутый выше «Мартовский снег» 1904 года. Здесь, как и на двух предыдущих полотнах, воспевается навсегда покоривший душу художника снег под солнцем. На нем отражаются тени окружающей природы, которые можно передать всеми оттенками синего, фиолетового, сиреневого. Обманчивый март России передан удивительно точно: уже весна, но снег и не думает таять. При этом физически ощущается смена времен года, несмотря на мороз.

На полотне изображена молодая женщина, несущая ведра с водой на коромысле. Казалось бы, обычный деревенский пейзаж - постройки, уже бесснежные деревья, на которых скоро появятся почки, спешащая крестьянка, которую подбадривает морозец. Но главное действующее лицо полотна - снег. Он не искрящийся, как зимой, уже не белоснежный, но его по-прежнему много. Он на первом плане картины, на которой разбросано много ярких пятен. Полотно полно очарования. Картина меньше описанных выше - всего 80 х 62 см. Хранится она в Третьяковской галерее.

Каждому жителю нашей страны известны великолепные пейзажи русской природы кисти таких гениев, как Саврасов, Васильев, Шишкин, Левитан. Игорь Эммануилович Грабарь, народный художник России, который первым из советских живописцев удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств», достойно продолжил этот почетный ряд. Очень хороши его дореволюционные пейзажи, но полотна, написанные в советский период, ничуть не хуже. Певец морозной солнечной зимы и ранней весны, Грабарь и при новом государственном устройстве оставался великим живописцем.

Зима - самая холодная пора года. Но если не брать во внимание этот недостаток, она становится самой удивительной. Сколько в ней света, чистоты, свежести. Мне кажется, что этой порой года с вдохновением восхищался Игорь Эммануилович Грабарь. Его картина.«Зимний пейзаж» показывает все прелести этой поры.

На картине изображены его любимые березы, которые как бы обнимаются с маленькими елочками на заснеженной лесной поляне. Очень красивое и чистое небо написано более холодными тонами, что еще сильнее передает зимнюю пору. По теням от деревьев можно понять, что только недавно взошло солнце, и автор работал утром. День обещает быть солнечным и ярким.

На первом плане картины видны молодая кривая березка и высохшая ель. Художник очень бережно набросал белоствольную березу, и тонкие линии голых ветвей искалеченной ели. Снегу автор тоже посвятил немало времени. Насколько восхищенно он передал его цвет, который кажется не белым, а прохладно голубым. Задний план украшают тонкостволые красавицы березы с пушистыми вечно зелеными елями. Покрытые инеем и переливающиеся на солнце они как бы открывают объятия наступившему дню.

Глядя на эту картину невозможно измерить восторг и радость от прелести и красоты природы. Изображенное зимнее утро в картине И. Грабаря «Зимний пейзаж» просто влюбляет в себя и своего создателя. Мне кажется, что это самое обыкновенное, но и в то же время необычайно чудесное произведение автора. Он настолько реально изобразил увиденное, что глядя на это произведение искусства, чувствуется морозная прохлада по всему телу.

Тема: Подготовка к сочинению - описанию картины И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж»

Цель:

- Показать учащимся художественные достоинства картины.

- Подготовить учащихся к написанию сочинения

Ход урока.

I .Организационный момент.

Приветствие детей и проверка готовности к уроку.

II . Постановка целей и задач урока. Вступительное слово учителя .

Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением искусства. Ранее вы описывали предмет, описывали животного. Это были сочинения-описания. Теперь мы будем писать сочинение-описание природы.

А КАК по-другому называется ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ?

Описание природы – это пейзаж. Пейзаж создают художники (мастер кисти) и писатели, поэты (мастера слова). Лучшие русские пейзажисты в изобразительном искусстве – Шишкин, Левитан, Грабарь, в литературе _ Тургенев.

Картины пейзажного плана вошли в искусство сравнительно недавно – с XVII века. Раньше пейзаж существовал только как второй план фигуры на фоне природы. Зачинателями пейзажной живописи были голландские художники. Родина их – маленький клочок земли, который находится ниже уровня моря, и если бы не героические усилия народа, эта земля давно была бы затоплена. Поэтому голландцы особенно трепетно любят свою родину. И вот голландские художники с большой любовью запечатлели на холстах красоту родной природы.

Русские художники также изображали красоту нашей природы. И сегодня мы будем писать сочинение по картине русского художника И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж».

Открываем тетради, записываем число и тему.

Посмотрите внимательно на картину… Знаком ли вам автор этого замечательного полотна?

Рассказ о художнике

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.

С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.

Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др.

Все они проникнуты радостным, светлым чувством.

III . Работа по картине.

Что мы видим на картине? (Зима, зимний пейзаж).

Широкая эта или узкая тема? Почему?

Какая эта зима? (Радостная, волшебница-зима, ясный зимний день в лесу).

Подзаголовок это конкретная тема, это тема нашего сочинения.

Ясный зимний день в лесу.

Какова основная мысль? (Радость).

Что вы видите на картине И.Э.Грабаря?

На переднем плане картины – тонкие русские березки с кружевными веточками, рядом с ними – густой еловый лес, просека ведет в глубь леса, и сугробы легчайшего пушистого снега.

Это передний план картины, это ее рисунок. Надо передать чувство радости и в рисунке.

Представьте себе этот кусочек леса летом. Еловый лес всегда влажный, это всегда низкое место, тут не очень-то уютно, скорее даже мрачно.

Что же сделало этот уголок леса волшебным, привлекательным?

Волшебница-зима, она принакрыла землю снегом, приукрасила деревья. Зима – настоящая художница. Итак,

    Общее впечатление от «Зимнего пейзажа».

    Рисунок картины.

Почему вы решили, что это ясный зимний день? (есть соответствующие краски. Да, это искусство живописи. Слева льется удивительно яркий свет зимнего дня).

В картине всегда есть второй план – освещение. Краски и освещение оживляют всю картину. И нам надо оживить сочинение. Передать чувство радости, свет.

3. Второй план картины – освещение. Вставка о чувстве радости.

4. Что придает картине праздничность?

Снег. Снег вроде белый, но посмотрите, как много тут оттенков: и холодные тона – синеватый, голубой, сиреневый; и теплые тона: розоватый, желтоватый.

(Все цвета делятся на два тона: холодный и теплый. Холодные тона – это голубой, синий, серый, сиреневый, салатовый, зеленый. Теплые тона: желтый, оранжевый, бежевый, красный).

5. Какие чувства вызывает пейзаж? Какое создает настроение?

Какие стихи вспоминаются вам при виде этого пейзажа?

1. Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна. (С.А.Есенина).

2.Зима, … пухом легчайшим

на солнце блистая,

пустила гулять по лесам горностая. (М.Дудин)

3. Мороз и солнце: день чудесный! (А.С.Пушкин).

4. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. (А.С.Пушкин).

5. Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (С.А.Есенин).

6. Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз; и рада мы

Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин).

IV. Словарная работа .

Картина русского художника И.Э.Грабаря «Зимний пейзаж», волшебница-зима, зимушка-зима, в глубь леса, сиреневое кружево, прозрачно-голубые тона, сиреневатые, розоватые, желтоватые.

V . Самостоятельная работа учащихся по развитию речи .

Дети пишут сочинение.

VI . Подведение итогов .

Что нового мы изучили на этом уроке?

В чем особенности написания сочинения-описания природы?

Урок окончен.

Картина художника И.Э. Грабаря "Зимний пейзаж" написана в 1954 году. на ней живописец изобразил зимний пейзаж во всей его красоте и прелести. На полотне изображен зимний пейзаж. мы видим лесную зимнюю поляну, занесенную снегом. На полянке растут березы, покрытые инеем, и маленькие елочки. Смотришь на голубое ясное небо и чувствуешь морозный бодрящий воздух. Ощущение холода оставляют у нас холодные тона картины, сочетание лазурного неба и белого снега, иней на березах. Солнце освещает опушку, это видно по теням от деревьев. У нас складывается картина морозного, но солнечного зимнего утра. На первый план картины выходят молодая кривая березка и сломленная елка. легкими мазками художник набросал белоствольную березу, тонкими линиями - голые ветки искалеченной ели. Так же на первый план попадает снег, которому живописец уделил особое внимание. Плотной пуховой простыней покрыл землю снег, впитал в себя все краски лазурного неба и переливается белым, сероватым, голубым и розовым цветами. На заднем плане холста красуются пушистые вечнозеленые ели и тонкие, высокие, чуть не до неба, красавицы березки с точно вылепленными из снега веточками. Ясные переливы неба и мерцающий от солнца снег передают чувство восторга русской природой. Картина кажется яркой и веселой. Я считаю, что это одно из самых очаровательных произведений художника. Он передал свое ощущение свежести зимнего утра, и того особого состояния природы, которое бывает в такое морозное утро.

ДОПОЛНЕНИЕ. Сравнение стихотворения "Зимнее утро" А.С. Пушкина и картины "Зимний пейзаж" художника И.Э. Грабаря. И поэт, и художник хотели передать с помощью своих произведений красоту зимнего утра, и свои чувства от увиденного. Настроение и у стихотворения, и у картины одинаковое: приподнятое и праздничное. Да и переданные чувства и эмоции идентичны: это восторг и радость от созерцания прелести русской природы. Даже предмет изображения схож: ясный и морозный чудесный день. Вот только средства изобразительности здесь разные. Поэт рисует нам пейзаж с помощью слов, заставляя их звучать особенной мелодией. А художник изображает тот же пейзаж с помощью красок и кисти, заставляя переклики цветов складываться в одну целую картину.

Описание картины Грабаря «Зимний пейзаж»

Зима - самая холодная пора года.
Но если не брать во внимание этот недостаток, она становится самой удивительной.
Сколько в ней света, чистоты, свежести.
Мне кажется, что этой порой года с вдохновением восхищался Игорь Эммануилович Грабарь.
Его картина.«Зимний пейзаж» показывает все прелести этой поры.

На картине изображены его любимые березы, которые как бы обнимаются с маленькими елочками на заснеженной лесной поляне.
Очень красивое и чистое небо написано более холодными тонами, что еще сильнее передает зимнюю пору.
По теням от деревьев можно понять, что только недавно взошло солнце, и автор работал утром.
День обещает быть солнечным и ярким.

На первом плане картины видны молодая кривая березка и высохшая ель.
Художник очень бережно набросал белоствольную березу, и тонкие линии голых ветвей искалеченной ели.
Снегу автор тоже посвятил немало времени.
Насколько восхищенно он передал его цвет, который кажется не белым, а прохладно голубым.
Задний план украшают тонкостволые красавицы березы с пушистыми вечно зелеными елями.
Покрытые инеем и переливающиеся на солнце они как бы открывают объятия наступившему дню.

Глядя на эту картину невозможно измерить восторг и радость от прелести и красоты природы.
Изображенное зимнее утро в картине Грабаря «Зимний пейзаж» просто влюбляет в себя и своего создателя.
Мне кажется, что это самое обыкновенное, но и в то же время необычайно чудесное произведение автора.
Он настолько реально изобразил увиденное, что глядя на это произведение искусства, чувствуется морозная прохлада по всему телу.

Игорь Эммануилович Грабарь – одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Пожалуй, не было в ней человека более многогранного, проявившего себя в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.

В Дугине Грабарь начал писать этюды снега с близкого расстояния – для его изучения. Бродить вокруг усадьбы и наблюдать стало главным его занятием. Первой значительной работой, написанной здесь, стала картина «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904), мотив которой был найден в деревне Шестово недалеко от усадьбы Мещериных.

Игорь Эммануилович Грабарь
Белая зима. Грачиные гнезда, 1904

Красота высоких плакучих берез, усеянных шапками гнезд подчеркнута утонувшей в снегу избушкой. Гармония тональных отношений в картине порождена светом зимнего серебристого, бессолнечного дня. «Хотелось передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой. Эта белизна без белильности, кажется, удалась», – писал Грабарь. На выставке трудность задачи и удачное ее разрешение оценил Валентин Серов, который отметил, что «зима – действительно белая, а белил не чувствуешь». В этом сработал способ смешивания красок на холсте, а не на палитре, уже опробованный в «Сентябрьском снеге». Живопись «Сентябрьского снега» была действительно переломной для меня. Будучи где-то посредине между прежней, пленэрной, и новой, импрессионистической установкой, она казалась не совсем обычной, хотя о настоящем разложении цвета, о “дивизионизме” в отношении к ней еще речи быть не может, – писал художник.

Игорь Эммануилович Грабарь. Изветные картины мастера – Сентябрьский снег, 1903

В январе Грабарь застал несколько дней инея и вновь пристально вглядывался в этот волшебный мотив, столь поразивший его в Титове. А февраль и март в Дугине внесли новые акценты в разрабатываемую им тему русской зимы. Солнечные дни февраля – «праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу» – дали удивительный живописный материал, воплотившийся в картине «Февральская лазурь» (1904).

Игорь Эммануилович Грабарь. Собрание картин художника
Февральская лазурь, 1904

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба». Надо отметить, что Грабарь обладал важнейшим качеством истинного живописца – он умел по-настоящему видеть, то есть воспринимать в окружающем мире гораздо больше того, что открывается обычному взгляду. Работа над этой картиной, которую он потом считал важнейшей в своем творчестве, проходила очень своеобразно: этюд был написан из траншеи, которую Грабарь прорыл в глубоком снегу. В этой траншее художник поместился с мольбертом и большим холстом в поисках более сильного впечатления низкого горизонта и высокого неба (впоследствии такой «траншейный» метод использовался им и в других натурных работах). С этой точки художник смог раскрыть все многообразие голубых тонов в градации от светло-зеленого до ультрамаринового – то, что Илья Остроухов назовет позже «индийским небом». Вертикальный формат картины, как и в «Белой зиме», акцентирует пластику березы, расправившей подобно крыльям свои веерные ветви, и подчеркивает бесконечность лазурного пространства. Ежедневно светило солнце, но ночные морозы держали снег, не давая ему таять. Более благоприятной погоды и не могло быть, и Грабарь работал практически без перерыва более двух недель, пока не закончил картину целиком на натуре. «Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мной написанных, наиболее свое, не заимствованное, новое по концепции и по выполнению». Грабарь создал не этюд с натуры, а картину, рожденную синтезом натурных впечатлений и потому обладавшую истинной законченностью и цельностью. Это была одна из высших точек творческой жизни Грабаря-художника, определившая дальнейший его путь.

После «Февральской лазури» Грабарь в течение нескольких месяцев работал запоем, занимаясь темой весеннего снега, уже тронутого солнцем и несущего на себе ажурные тени, следы людей и лошадей, «оркестровые симфонии красок и форм». Так был создан «Мартовский снег» – пейзажный этюд, в который буквально вбежала крестьянская девушка в синей кофте и розовой юбке с ведрами и коромыслом. В один сеанс возникла эта картина, которая составила славу художнику. Сплетение «чистого» пейзажа с жанровым мотивом было одним из наиболее характерных и ценимых в среде Союза русских художников качеств пейзажной живописи. Еще одна из картин этого великолепного периода – «Снежные сугробы» – тоже была написана в один сеанс. Зрелище снежных сугробов на высоком берегу Пахры, освещенных последними косыми лучами солнца, линия старых низких изб деревни Комкино, подчеркивающая высоту горизонта. Сложная пластика берега, подтаявший снег на реке. Художник, рискуя жизнью, въехал на весенний лед в санях, чтобы уловить гамму тончайших нюансов, – голубые тени, изумрудные полыньи, слепящие лучи солнца на закате.

Игорь Эммануилович Грабарь. Мартовский снег, 1904

Как в «Мартовском снеге» и «Февральской лазури», художник старается взять снег или небо широкой плоскостью, чтобы развернуть во всю возможную силу живописные эффекты, пастозную фактуру. Как считал Грабарь, от картины к картине возрастала степень цветового «разложения», и в «Снежных сугробах» дивизионизм сказался наиболее отчетливо. Очень показательная для работы Грабаря быстрота создания этюдов и картин была обусловлена скоростью изменений, происходящих в природе на границе зимы и ранней весны. Уловить миг жизни солнечного света в окружающей среде, в массе снега, принимающего на себя все световые и цветовые изменения, это вызывало сильнейший художественный азарт в Грабаре, заставляло «швырять» краски на холст в увлечении красотой мотива. Этот зимний живописный сезон в Дугине Грабарь завершил этюдом «Вешний поток». «Когда в конце марта снег почти всюду сошел, в Дугине начинали искать его остатков в оврагах – обычай, ведущий свое начало еще от последних снегов К. Коровина и Левитана 1880-х годов и укоренившийся с тех пор в Москве». Найденный Грабарем «очаровательный овраг» поразительным образом соединил в себе осеннюю высохшую листву, остатки зимнего снега и весеннюю синеву ручья. Цвета трех времен года художник объединил в активную красочную гамму, создав взволнованное, трепетное и правдивое ощущение наступающей весны.

Все созданные им в это время работы были показаны в конце 1904 года на выставке Союза русских художников и пользовались огромным успехом и среди коллекционеров, и среди художников. Импрессионизм в интерпретации Грабаря увлек многих московских художников. По его ярким, эффектным, жизнеутверждающим картинам можно было судить о возможностях этого еще малоизведанного художественного пути.

Игорь Эммануилович Грабарь. Живопись мастера – Иней, 1904

Игорь Эммануилович Грабарь. Иней, 1905

Любовь к зиме стала для Грабаря большим стимулом в живописи. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него и картины природы успешно заменял собою натюрморт. В 1905-1908 годах зимняя тема приобрела некую устойчивую линию – ведущим ее мотивом стало изображение инея. «Под знаком» инея прошли январи 1906 и 1907 года. Почему этот очень локальный зимний мотив приобрел в творчестве Грабаря такое значение? По его собственным словам, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Одной из главных задач в разработке этого мотива было соединение графического и живописного эффекта, выражение одного через другое – именно это создает самую впечатляющую особенность инея, трудно передаваемую в искусстве.

Игорь Эммануилович Грабарь. Изветные картины мастера – Иней, 1907-1908

Грабарь писал иней «на всякие лады» – разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Делалось это в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни – «не было эффекта инея в течение дня, которого бы я не зафиксировал в этой коллекции». В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея» (1907-1908). Она, по замыслу художника, должна была обобщить его импрессионистический опыт и перевести его в план декоративного синтеза, он намеревался вывести некую формулу цветового и светового видения. Такая углубленность в технику передачи мотива в какой-то момент обернулась рассудочностью, механистичностью, которую сам Грабарь ощутил в своих работах, – это был пик его импрессионизма. Теперь он начал уделять все больше внимания цветовым, декоративным задачам, пытаясь отойти от сугубо импрессионистических. Декоративизм становился значительным направлением в московской живописи 1910-х годов, и работы Грабаря постепенно входили в это русло. И в более поздних работах содержится свидетельство о том, что эта живописная проблема продолжала его волновать. Пейзаж в картине «На лазоревом небе» (1923) обладает высокими декоративными качествами – выразительные линии контуров, прихотливая узорность листвы, вычерченная на фоне неба, плоскостность крон деревьев и кустов напоминает японское искусство.

Игорь Эммануилович Грабарь. Изветные картины мастера – Зимнее утро, 1907

Игорь Эммануилович Грабарь. Изветные картины мастера – Последний снег