Обычаи и культура кхмеров. Кхмерская литература и письменность. Государственное устройство Камбоджи

Буддизм считают своей религией около 95 % населения страны Камбоджа. Религия этой местности носит название тхеравада, или «южный буддизм».

В Камбодже не удивительно, что буддизм имеет статус основополагающего вероисповедания и полностью признаётся законами страны.

Есть небольшой процент (1,5%) населения страны Камбоджа, религия которых ислам. Христиан здесь и того меньше – около 0,5 %. Здесь буддизм носит название и характер тхеравадского, который к тому же, признан государственной религией. В Камбодже насчитывается огромное количество (более 4300) монастырей и храмов.

Монахи Камбоджи разделены на два крупных ордена: Тхаммаютникай (более численный) и Маханикай. Хотя второй орден не столь велик, он поддерживается местными органами власти.

Монашеские группы живут скромно и соблюдают 227 правил буддистских монахов. Они не принимают участие в развлекательных мероприятиях, а своё существование полностью посвящают религии. Буддийские монастыри носят название «вата».

В жизни обычного народа страны Камбоджа, религия имеет важнейшее значение, и камбоджийцы придерживаются религиозных буддийских принципов в обычной жизни.

Во все века становления культуры страны Камбоджа, религия находила своё отражение в её искусстве. Вера местных жителей в анимизм всецело отражалась в их культурном развитии. Своих приверженцев имеют также религии индуизм и буддизм. Обе эти направленности появились на Азиатском материке ещё в самом начале нашей эры.

Кхмеры проживают в поселениях, расположенных недалеко друг от друга. Там они обрабатывают земли, а когда запас полезных свойств почвы, на выбранной ими территории, иссякает – они покидают эту землю и переселяются. Остальная основная часть жителей Камбоджи живёт в постоянных сёлах у берегов водоёмов или вблизи рек. Поселения кхмеров часто включают также китайские общины, которые исповедуют конфуцианство.

Красными кхмерами, во времена своего властвования на территории современной страны Камбоджа, религия была запрещена до 1979 г.

Жители Камбоджи, исповедующие буддизм, считают всё бытие круговоротом переселения души. Потому, стараются «накопить» хорошие дела. Это они делают через пожертвование финансов или вещей для храмов, или приносят пищу для монахов.

На развитие культуры кхмеров, в различные эпохи, было оказано влияние интернациональных культур. Камбоджийское культурное наследие объединяет в себе черты китайской и тайской культур.

Санскрит – официальный язык, используемый в литературе. Разговорным языком является кхмерский, который в изучении довольно трудный. Место второго языка страны принадлежит английскому, несмотря на то, что многие жители говорят на французском.

Необычайные архитектурные постройки, сохранённые на сегодняшний день, - это комплексы храмов «Ангкор-Ват» и «Байон», расположенные в городке Сием-Реал. Это мощное наглядное свидетельство величественности возводимых сооружений культурного характера империи.

Наряду с постройками сооружений и храмов, небывалым развитием характеризуется также прикладное искусство, развитие скульптурных памятников, становление музыкальных и танцевальных направлений. Всё это, в дальнейшем сыграет необычайно важную роль в развитии культуры и архитектуры современной Камбоджи, которая известна сегодня.
Пример объединения прошлого Камбоджи и её настоящего – королевский балет, который был основан на танцевальных тайских, явских и индийских традициях и принципах.

Прекрасным местом, с образцами кхмерской культуры и изображением индуистских божеств, является Национальный музей в г. Пномпень.

– древнее королевство, расположенное на полуострове Индокитай , в Юго-Восточной Азии, рядом с Лаосом, Вьетнамом и Таиландом. Территория страны невелика – немногим более 180 тыс. кв. км, но перспективы ее развития довольно многообещающие. Туризм здесь только начинает развиваться, но климат для него просто идеален, а исторические достопримечательности, хотя и пострадавшие от многочисленных войн, «накапливались» с 1-й половины I тысячелетия. Достаточно сказать, что именно в Камбодже находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор – одна из самых загадочных и популярных достопримечательностей всей Азии.

Достопримечательности городов Камбоджи

Столицей страны является Пномпень – самый крупный город, считавшийся в прошлом, во времена французской колонизации, самым красивым, но сейчас множество его исторических и культурных ценностей исчезло – войны не пощадили и их. Современный Пномпень называют мегаполисом, политическим, научным, культурным и промышленным центром, в котором рядом с технологичными небоскребами прекрасно уживаются королевские дворцы и буддийские храмы, но для туристов – особенно европейских, он малопривлекателен – в том смысле, что развлечений здесь немного, отдых не слишком организован, да и бедности тоже хватает – иногда она просто шокирует. Нередко на улицах встречаются кучи мусора, а жара и пыль вообще считаются обычным явлением; уличное движение можно назвать экстремальным, а тротуары часто переполнены; к тому же на улицах встречается немало калек и попрошаек – население города составляет более 1 млн. 325 тысяч человек.

Правда, туристы все же заезжают в Пномпень на несколько дней, по дороге на Сиануквиль – пляжный курорт с хорошо развитой инфраструктурой, теплым морем и удобными пляжами. Достаточно здесь и паломников, желающих посетить буддийские храмы.

В столице стоит посетить всего несколько мест, и начать можно с королевского дворца. Хотя вход в сам дворец закрыт, можно осмотреть ближайшие здания, Королевские сады и статую Золотого Будды. Для любителей истории открыт Национальный музей, в котором собраны богатейшие коллекции экспонатов – начиная с VI века.

В городах сосредоточены многие достопримечательности страны – пожалуй, даже их большая часть.


Вторым крупным городом, после столицы, является Баттамбанг , расположенный в северной части Камбоджи, и в нем тоже многое сохранилось еще с колониальных времен – например, старый французский квартал. В окрестностях расположились и другие достопримечательности: в основном это храмы и храмовые комплексы, но есть также искусственное озеро и месторождения сапфиров – они тоже интересуют туристов.

Кроме того, в городе немало ресторанов, ресторанчиков и кафе, где можно попробовать кухню многих азиатских стран – не только камбоджийскую, но и тайскую, китайскую и китайско-кхмерскую, японскую, европейскую и даже русскую – в странах Азии, где развивается туризм, сервис тоже постоянно развивается и растет.

О климате Камбоджи

Теперь немного о прекрасном климате, так привлекающем любителей пляжного отдыха. Климат в Камбодже тропический муссонный: летом, с мая до октября, воздух прогревается до 26-32°C, а зимой температура пониже, до 22°C – для россиян вполне комфортно и то, и другое. Влажность зимой тоже снижается, так что туроператоры советуют отправляться в Камбоджу с сентября по март, но на пляжах и летом можно чувствовать себя прекрасно – дожди есть, но они не слишком беспокоят отдыхающих.


Вообще пляжный отдых в Камбодже отличается от отдыха в других странах: море здесь очень чистое, а подводный мир нетронутый – дайверы пока еще редко посещают эти места.

История, культура и природа Камбоджи

Культурное наследие страны сохранилось не полностью – особенно разрушительным был период «красных кхмеров», но до наших дней все равно «дошло» много ценностей.


Ангкор трудно было разрушить – этот огромный храмовый комплекс в IX веке был столицей кхмерского государства, а сегодня его посещает практически каждый приехавший в Камбоджу турист. Ангкор-Бат известен больше, чем остальные сооружения – всего их около сотни, и все они внесены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Именно храмы являются в Камбодже основными достопримечательностями, но и в местной природе есть удивительные места, весьма достойные внимания.

В Западной Камбодже есть озеро Тонлесап – самое крупное пресное озеро Юго-Восточной Азии. Оно довольно мутное, и знаменито тем, что очень резко может менять свою площадь, разливаясь на 16 тыс. кв. км в сезон дождей, и уменьшаясь до 2,5 тыс. кв. км во время сухого сезона. Эта природная достопримечательность привлекает туристов своей необычностью: здесь в биосферных заповедниках живет множество видов болотных птиц и зверей. Биосферными называют те заповедники, в которых животные не только охраняются, но и исследуются, и постоянно проводится мониторинг природной среды.


В озере Тонлесап и сегодня много рыбы, а в прежние времена оно просто кишело ею, и многие местные жители до сих пор зарабатывают на жизнь рыбной ловлей. Люди здесь почти всю жизнь проводят на воде, и с детства умеют держать весла: здесь все плавучее – кафе и бары, рестораны и магазины, школы, больницы, станции автозаправки и полиция.

Королевский балет – это то, без чего не обходится отдых в Камбодже. Этот балет необычен тем, что в нем используются традиции средневекового танца, относящегося к периоду ангкорской культуры – раньше он назывался сиамским балетом. Представления основаны на древних индийских, тайских и яванских танцах; это искусство нередко находилось на грани исчезновения, но его сумели сохранить, и сейчас наряду с традиционными сюжетами в танец стали вносить современные элементы.

Отдых на курортах Камбоджи

Курорты Камбоджи не так развиты, как в других южно-азиатских странах , но они развиваются, и к тому же отличаются удивительной природной чистотой. Например, в Сиануквиле, кроме чистейшей воды, богатой растительности и золотых пляжей, есть современные комфортабельные отели – с тремя, четырьмя и пятью «звездами», а при желании можно снять удобное бунгало.

Курорт Кеп был очень популярен в 1-й половине прошлого века – здесь отдыхали богатые французы и камбоджийцы, но при кхмерах здесь очень многое было разрушено и заброшено. Сейчас можно видеть много заброшенных и полуразрушенных французских вилл – джунгли наполовину поглотили их, но некоторые здания отлично сохранились и используются.

Пляжи в Кепе не такие, как в Сиануквиле – на них много черных скал, но есть и песчаные – преимущественно на островах, до которых нетрудно добраться на небольшом катере. Там, на мелководье, можно найти много удивительных животных, растений и кораллов – можно даже самостоятельно поохотиться на крабов, а потом попросить их приготовить прямо на берегу.


Туристов здесь пока не так много, но Кеп возрождается, и вскоре снова станет известным и процветающим курортом.

В настоящее время Камбоджу нельзя назвать раем для туристов, но она очень интересна и привлекательна, а рассказывать о ней можно долго – многие, кто там побывал, говорят, что эта страна «завораживает» путешественника.


Уникальная камбоджийская культура - это переплетение буддизма и индуизма и местных верований. Кхмеры, а именно они составляют подавляющее большинство населения Камбоджи, трудолюбивые и приветливые люди.

Особое отношение у кхмеров к свободе. Несмотря на большую лояльность к власти и почитания королевской власти, у камбоджийцев всегда было ярко выраженное чувство независимости и свободы. Может поэтому до сих пор для них правила дорожного движения во многом только слова и не более.

Буддизм в Камбодже

Буддизм в Камбодже исповедуется более 90 % населения страны, остальные религии это христианство, ислам, даосизм, конфуцианство и местные верования.

Наиболее распространено буддийское течение Тхервада. Для этого направления буддизма свойственно придавать большое значение позам и жестам при изображении Будды - это имеет большой религиозный смысл.

Национальные особенности Камбоджи

Национальные особенности Камбоджи - это яркий оптимизм местных жителей, радушие и приветливость. Конечно, одновременно с этим, многие камбоджийцы застенчивы, они «побаиваются» туристов, общение с ними может быть сложным. Впрочем, в туристических местах застенчивых жителей не так много, большинство уже привыкло к туристам, и порой пользуется их незнанием страны, местных правил, цен.

Камбоджийские семьи во многом традиционны, мужчины работают, а женщины и дети или занимаются хозяйственными делами, или продают на рынках рыбу, поделки, еду, одежду. Хотя традиционные семьи в туристических районах уже редки, местные женщины и девушки работают в офисах и магазинах. Есть в Камбодже и проституция, которая во многих городах процветает. Однако подобные знакомства довольно опасны, риск подхватить заболевание или оказаться втянутым в «грязную» историю чрезвычайно высок.

Правила европейского образа жизни в Камбодже пока достаточно формальны, даже офисные менеджеры вне стен могут надевать кхмерскую одежду и жить в традиционных жилищах. Привычные правила дорожного движения, гигиены и многие другие здесь фиктивны, на дорогах творится хаос, а в уличных забегаловках продавцы одной и той же рукой могут готовить еду, брать деньги и одновременно выбрасывать мусор.

Кхмерская свадьба

Кхмерская свадьба - один из интереснейших ритуалов, среди которых немалую роль играют песнопения в честь камбоджийских богов.

Все церемонии проходящие на кхмерской свадьбе связанны с древней легендой «Сом Сла Каншенг». В легенде говорится: «Двое мужчин, пасшие своих буйволов на поле, захотели скрепить свою дружбу и породниться за счет брака между детьми (у одного был сын, а у другого дочь). В доказательство своих слов и твердости намерений они обменялись орехами бетеля, завернутыми в листья крама». С тех незапамятных пор в Камбодже существует традиция, когда жених дарит невесте коробку с орехами бетеля.

Еще одной интересной особенностью свадьбы в Камбодже является то, что на свадьбе молодожены обязательно должны обменяться одеждами.

Камбоджийская музыка и танцы

Камбоджийская музыка, как и вся культура Камбоджи, основана на кхмерских традициях. Музыка кхмеров делится на два основных направления - Пинпеат и Мхори. Различие между ними заключается в том, что Пинепеат состоит из струнных и ударных инструментов, а в Мхори музыка исполняется только ударными.

Самым популярным музыкальным инструментом Камбоджи стал чапей - струнный инструмент со смычком. Среди направлений народной музыки выделяется «Скор» - тип народного ансамбля. Ансамбли «Скор» есть практически во всех деревнях, они исполняют народную музыку на свадьбах, на праздниках и традиционных представлениях.

Камбоджийские танцы - прямые наследники придворных танцев Индии. Самым ярким образцом классического народного танца стал сюжет поэмы Рама.

На основе этой легенды в Камбодже был составлено целое музыкальное произведение, которое на протяжении более 200 лет исполняется Королевский камбоджийский университет.

Праздники в Камбодже

Количество праздников в Камбодже может озадачить многих туристов, что, впрочем, не удивительно, ведь кроме исконно камбоджийских в стране отмечаются буддийские, тайские и китайские праздники, а в последнее время к ним прибавились праздничные дни позаимствованные из европейских стран.

Даже Новый Год в Камбодже празднуется несколько раз, так у китайцев и вьетнамцев, живущих здесь лунный Новый Год отмечается в конце января - начале февраля, кхмеры празднуют это событие (Чнам-Тмай) в середине апреля, а официальный праздник назначен, как и в Европе, на 1 января.

Наиболее красочными праздниками в стране являются Чнам-Тмай (камбоджийский Новый Год) - в это время по всей стране люди сооружают песчаные холмы, ставшие символом ступ - буддийских религиозных строений. Считается, что каждая песчинка в таком холме способствует искуплению грехов.

Следом за Чнам-Тмай, в мае начинается Чат-Пре-Нангкал - королевская пахотная церемония, проходящая в мае около Королевского дворца в Пномпене.

Также большой у местных жителей в Камбодже пользуется праздник Прочум-Бен (Пчам-Бен) - праздник поминовения умерших отмечаемый в сентябре. По легенде, в период убывающей луны, когда небо затянуто облаками, а ночи становятся все темнее, Яма - король мертвых - отпускает души умерших, и они на время живут среди людей. В первую очередь души усопших идут в пагоды, и если не находят в них традиционных подношений, то проклинают родных.

Официальные праздники Камбоджи

  • 1 января - европейский Новый Год
  • 7 января - День Победы над режимом геноцида
  • 8 марта - международный женский день
  • 13-15 апреля - Чнам-Тмай (кхмерский Новый Год)
  • 1 мая - День Труда
  • 13-15 мая - День Рождения короля
  • 19 мая - День Рождения Будды
  • 18 июня - День Конституии
  • 24 сентября - День предков
  • 29 октября - День коронации
  • 31 октября - День Рождения короля-отца
  • 9 ноября - день Независимости
  • 10 декабря - день защиты прав человека

· Административное деление · Политическое устройство · Внешняя политика · Экономика · Транспорт · Культура · Наземные мины в Камбодже · Близкие статьи · Примечания · Литература · Официальный сайт · Видео «Камбоджа»

За развитие культуры в стране ответственно Министерство культуры и изобразительного искусства. Культура Камбоджи имеет сильные индийские влияния, касающиеся языка, искусства и других элементов. Важным фактором, формирующим культуру, был также буддизм направления тхеравада, пришедший в эти земли в первые века нашей эры и широко здесь распространившийся. Помимо собственно кхмерской, культура страны включает также и культуру более 20 различных этнических групп, проживающих главным образом в горных и холмистых районах на северо-востоке страны.

Танцы и музыка

Камбоджийские танцы как правило делят на 3 группы: классические танцы, народные танцы и бальные танцы. Классические танцы изначально исполнялись только для представителей королевского двора в качестве развлечения, имеют также церемониальное значение. Несмотря на некоторые влияния соседних культур, классический кхмерский танец - довольно уникальный вид искусства. Исполнители таких постановок искусно одеты, особое значение в исполнении имеют движения, жесты и позы танцора. Само исполнения носит медленный, размеренный характер. Музыка, сопровождающая такие представления, включает ксилофоны, металлофоны, деревянные духовые инструменты, различные барабаны и гонги.

Народные танцы отличаются от классических как правило более быстрым ритмом, меньшей значимостью жестов и движений и менее декоративной одеждой исполнителей. Народные танцы и особенности их исполнения разнятся от региона к региону и различны у разных этнических групп страны. Народные танцы тесно связаны со сказками и другими произведениями местного фольклора. Кхмерская традиционная музыка, как и танцы, восходит к временам древней Кхмерской империи и имеет заметные индийские влияния.

Изобразительное искусство

История изобразительного искусства Камбоджи уходит в глубь вков к древним ремёслам. Кхмерское искусство достигло своего пика с течение периода Ангкора. Традиционное искусство и ремесло включает ткачество, производство изделий из серебра и золота, резьбу по камню, производство лакированных изделий, гончарное дело, монументальную живопись, искусство изготовления воздушных змеев и др. Серьёзным ударом по искусству стал период нахождения у власти красных кхмеров, связанный с гонениями на художников и других представителей искусства и их довольно частым физическим устранением. Последнее время наблюдаются некоторые улучшения в этой области, связанные с поддержкой правительства и неправительственных организаций, и, кроме этого, с привлечением в страну туристов.

Литература

Многочисленные надписи на камнях, стенах и колоннах говорят о древности кхмерского языка. Вслед за надписями на камнях получили распространения, записанные на пальмовых листах, тексты и комментарии буддийских текстов Типитаки; большое число их и сегодня хранится в монастырях по всей стране. Кхмерская эпическая поэма Реамкер основывается на индийском эпосе Рамаяна и имеет традиционную танцевальную постановку. Широкое распространение в Камбодже получили различные формы устного творчества. Позже развитие получила придворная литература, так король Анг Дуонг (1841-1860) известен не только как правитель, но и как классик литературы благодаря написанию им романа Какей , который имеет важное культурное значение и сегодня. Классической историей трагической любви является Тум Теав , получвшая широкое распространение как минимум начиная с середины XIX века и имеющая устную, литературную и танцевальную формы. Тум Теав стала широко известна на западе после перевода литературной версии этой истории, написанной монахом по имени Преах Ботумтхера Сом (англ. ) на английский язык американцем Джорджем Чигасом в 1915 году. Монах Сом признаётся одним из лучших кхмерских классиков.

Кухня

Рис и жареный прахок

Как и в других странах юго-восточной Азии, основой пищи камбоджийцев является рис. Ввиду густой речной сети и наличия таких крупных водоёмов как Меконг и озеро Тонлесап, важное место в камбоджийской кухне традиционно занимает рыба. Традиционна также паста из квашеной рыбы прахок , которая по своей сути представляет способ длительного хранения продукта. Прахок служит наиболее распространённой приправой к еде; часто просто употребляется с рисом. Кроме того, традиционные ингредиенты включают различные тропические фрукты, рыбный, устричный и соевый соусы, карри, тамаринд, имбирь, кокосовое молоко, чёрный перец и др. Широко распространённое обеденное блюдо камбоджийцев представляет собой суп из рисовой лапши в свином бульоне с луком и чесноком. По сравнению с соседними тайской и вьетнамской кухней, камбоджийская довольно малоизвестна и не имеет широкого распространения в мире.

Камбоджа. Сиануквиль - город для всех 2013

С XIV в., после начала широкого распространения в Камбодже буддизма хинаяны, определились основные тенденции в развитии камбоджийской литературы. Главными культурными центрами становились буддистские монастыри. Эта тенденция сохранилась и в XVI-XIX вв. В качестве литературного языка в Новое время стал широко использоваться кхмерский язык. Тексты записывались либо на пальмовых листьях, либо на рисовой бумаге.

Наиболее заметными произведениями кхмерской литературы того периода являлся «Рамке», представлявшего собой национальный вариант изложения древнеиндийской «Рамаяны». По всей видимости он создавался в течение длительного времени, с XV по XVIII вв. Некоторые специалисты считают его памятником, кхмерской национальной культуры, так как он сильно отличается от оригинала.

В основе многих литературных произведений лежали сюжеты джатак и появился новый литературный жанр састра лбаенг, сочетавший элементы светского и религиозного начал, по форме очень похожий на волшебные сказки. Он имел большую популярность в среде кхмерского населения вплоть до конца XIX в.

В Новое время появились и стихотворные произведения, в частности, религиозная поэзия, в которой в художественной форме излагались буддистские нравственные принципы. В религиозной литературе появляется жанр поучений для различных социальных групп, в которых давались советы по правилам поведения в обществе, эффективному ведению домашнего хозяйства, соблюдению норм морали и т.д.

В XIX в. широкое распространение получает поэзия. Наиболее известным поэтическим произведением стала поэма «Какей», принадлежавшая перу короля Анг Дуонга, в которой, в качестве основополагающей, проводилась мысль о неотвратимости наказания человека за совершенные неблаговидные поступки.

К началу Нового времени, после переноса столицы из Ангкора в Пном Пень, начинается упадок в строительстве сооружений из камня. Весь этот период Ангкор постепенно разрушался; зарастая джунглями и был вновь открыт для мира французами лишь в конце XIX в., подняв кхмеров в собственных глазах как нацию, создавшую одно из самых значительных религиозных сооружений в истории человечества.

Архитектура, скульптура и живопись, как и в других государствах буддистского мира, развивались под сильным воздействием буддистской религии. Строилось множество буддистских монастырей и деревянных дворцов для кхмерской элиты.

С конца XIX в., под воздействием французов, в камбоджийскую архитектуру проникают европейские традиции, что приводит к созданию сооружений, сочетающих элементы традиционного и западного стилей. Характерный пример такого рода зодчества -- здание Королевского дворца в Пномпене.

Театральное искусство кхмеров гармонично сочетало в себе элементы музыки, танца и словесных комментариев происходившего на сцене. Возникнув в глубокой древности, оно продолжило свое развитие и в Новое время.

В XVIII возрождается кхмерский классический балет, который брал свое начало от народного танца и был прерван в развитии в XV-XVIII вв. из-за тайского нашествия, приведшего к насильственной депортации в Аютию камбоджийских танцоров. Его главные сюжеты брались из поэмы «Рамке». Танцовщики выступали в сопровождении музыкантов и женского хора. Каждую новую сцену предварительно комментировал вслух специальный декламатор. Каждый жест танца имел свой смысл. Большое значение придавалось внешней атрибутике: костюмам, маскам, гриму и т.д. Главные мужские роли исполнялись женщинами.

В народных низах широкое распространение получили танцевальные представления-пантомимы в мужском исполнении также на сюжеты из «Рамке». Особо популярен этот жанр был во времена правления Анг Дуонга и Нородома.

В Новое время в Камбодже широкое распространение получил театр теней.

До середины XIX в. образование в Камбодже носило религиозный характер. Существовали школы при буддистских монастырях для мальчиков, где они позновали азы грамоты, счета и ремесла. После прихода в Камбоджу французов в 1873 г. в Пномпене появилась первая светская школа для детей кхмерской элиты, затем светские школы стали открываться и в некоторых провинциальных центрах.

В целом камбоджийская культура Нового времени оказала большое влияние на формирование общественного сознания как в доколониальный, так и в колониальный периоды.