Картины художника юрия рысухина

27 марта 2013 года в Санкт-Петербурге в Мраморном дворце (филиал Русского музея) открылась персональная выставка известного оренбургского живописца Юрия Рысухина – заслуженного художника России.

Работы мастера впервые экспонируются в Санкт-Петербурге. На выставке представлено около 70 произведений преимущественно 1980-2010-х годов из мастерской художника и частных собраний. Это — портреты, пейзажи, многофигурные сюжетные композиции, многие из которых выполнены в уникальной древней технике живописи по левкасу.

О Юрии Рысухине один из увидевших его работы американцев сказал: «Такие работы надо возить в США, чтобы давать представление о том, что такое «русский художник». Любовь к России, ее истории, культуре, фольклору, архитектуре, народу, родным просторам проходит сквозной темой через все творчество Рысухина. Юрий Рысухин воспевает Россию в особой художественной манере. В своем творчестве он обращается к огромному наследию мирового искусства, искусно соединяя эти традиции и современность, Рысухин создает уникальный образ мира. Но все же основные истоки вдохновения художника — это икона, народное творчество, искусство европейского Позднего Средневековья. Он пишет картины, используя старинную технику живописи — рисование темперными красками по дереву, грунтованному левкасом, которая берет начало в древнерусской иконописи.

Художник–семидесятник Юрий Рысухин значительно отличается и от предшественников «шестидесятников», и от своих современников, многие из которых увлеклись постмодернистскими новациями и поставангардистскими исканиями. Рысухин не попадает ни под одну из этих категорий. Мы встречаемся с человеком, сумевшим достаточно рано сделать очень важный выбор и обладающим недюжинной силой воли, чтобы ему следовать. Отличие стиля мастера — в выборе извечных, бесконечно знакомых нам образов и сюжетов, несущих вневременные ценности. Он остается верен своим персонажам, которые в большинстве своем сопричастны добру и красоте, ведь для Рысухина это самые важные категории бытия.

Художественное пространство картин Рысухина почти всегда идеально, наполнено гармонией и радостью. Не забывая о драме российской жизни, мастер стремится ответить ей, противопоставляя неустройству, боли и злу другую реальность, живущую в людских душах: веры в добро, человеколюбие, природной гармонии, память о прекрасных свершениях предков. Отражение альтернативного жизненного позитива составляет стержень искусства Юрия Рысухина. Поэтому в его картинах чаще всего зритель видит праздник жизни — народные гулянья и забавы, проводы зимы, выезды на охоту, праздник раскрепощения, задора, молодости и продолжения рода — в ночь на Ивана Купалу.

Особое место в творческом пространстве занимает автопортрет. Его можно обнаружить во многих композициях автора. При этом часто сам художник обращен лицом к зрителю, тем самым приглашая его в свой удивительный, немного наивный, полный фантазий, но в тоже время мудрый исполненный радости мир.

На выставке в Русском музее представлен тематический философский цикл «Времена года» (2009 год). Сюжетные композиции связаны с сезонными сельскохозяйственными работами, но благодаря таланту художника они преображаются в универсальную картину мироздания. Также в состав экспозиции вошли яркие, нарядные произведения, созданные Рысухиным под впечатлением от поездки в Венецию.

Выставка продлится до 13 мая 2013 года , сообщает пресс-служба Государственного Русского музея.

РЫСУХИН Юрий Алексеевич (15.III.1947, с. Уюк Джамбульской обл., Казахстан) – художник.

Член СХР. Заслуженный художник России. Дважды лауреат премии «Оренбургская лира», саратовской премии «Золотая палитра». Директор Центрального выставочного зала Галерея «Оренбургъ» с 1991 по 2012.

Биография

В 1971 окончил Краснодарское художественное училище. В 1974 году переехал из Краснодара в Оренбург. Начал участвовать в профессиональных выставках. В 1975 вступил в Союз художников СССР. 1978–1980, 1982–1984 избирался председателем правления Оренбургской организации Союза художников России.

В 1980 получил первую премию ЦК ВЛКСМ и Союза художников СССР за картины «Художник в деревне», «Памяти Виктора Попкова», и «Август. Ожидание» (по итогам всесоюзной выставки «Молодость страны» в Ташкенте). В 1982 получил третью премию ЦК ВЛКСМ и Союза художников СССР за серию картин «Ночь над Чили» (по итогам всесоюзной выставки «Молодость страны» в Москве). В 1987 начал работу над циклом картин «Двенадцать месяцев». С 1992 года является автором концепции и организатором цикла ежегодных выставок «100 картин художников Оренбуржья».

В 1997 году получил губернаторскую премию «Оренбургская лира». В 2002 присвоено почетное звание «Заслуженный художник России». Получил диплом Российской академии художеств. В 2007 году получил премию «Золотая палитра» за картину «Художник на этюдах» (по итогам конкурса на лучшее произведение изобразительного искусства в номинации «Бытовой жанр» среди художников Приволжского федерального округа). Получил губернаторскую премию «Оренбургская лира».

В 2012 получил золотую медаль Российской академии художеств.

Его произведения хранятся в Третьяковской галерее (Москва), Казанском художественном музее, Оренбургском музее изобразительных искусств, Пермской картинной галерее, Новокузнецком художественном музее, Курганском художественном музее, Магнитогорском художественном музее, Международной конференции Союза художников, в музеях, Новокузнецка, Казани, в частных коллекциях в России, ФРГ, Франции, Италии.

Подробная информация:

​1974 год - переехал в Оренбург и начал выставочную деятельность.

1976 год - совершил первую поездку на Север.

1978-1980, 1982-1984 годы - избирался председателем правления Оренбургской организации Союза художников России.

1980 год - получил первую премию ЦК ВЛКСМ и Союза художников СССР за серию картин «Художник в деревне», «Памяти Виктора Попкова» и «Август. Ожидание» (по итогам всесоюзной выставки «Молодость страны» в Ташкенте).

1982 год - получил третью премию ЦК ВЛКСМ и Союза художников СССР за серию картин «Ночь над Чили» (по итогам всесоюзной выставки «Молодость страны» в Москве).

1997 год - получил премию губернатора «Оренбургская лира».

2002 год - присвоено звание «Заслуженный художник России». В этом же году получил диплом Российской академии художеств.

2007 год - стал обладателем премии «Золотая палитра» за картину «Художник на этюдах» (по итогам конкурса на лучшее произведение изобразительного искусства в номинации «Бытовой жанр» среди художников Приволжского федерального округа) и получил губернаторскую премию «Оренбургская лира».

2012 год - обладатель золотой медали Российской академии художеств.

Участник многочисленных областных, зональных, республиканских и международных выставок. Работы хранятся в Третьяковской галерее (Москва), Казанском художественном музее, Оренбургском музее изобразительных искусств, Пермской картинной галерее, Новокузнецком художественном музее, Курганском художественном музее, в других музеях России и частных собраниях.

Художник-семидесятник Юрий Рысухин значительно отличается и от предшественников «шестидесятников», и от своих современников, многие из которых увлеклись постмодернисткими новациями и поставангардисткими исканиями. Рысухин не попадает ни под одну из этих категорий. Отличие стиля мастера – в выборе извечных, бесконечно знакомых нам образов и сюжетов, несущих вневременные ценности. Он остаётся верен своим персонажам, которые сопричастны добру и красоте, ведь для Рысухина – это самые важные категории бытия. В своём творчестве Юрий Рысухин воспевает Родину, страну, народ и возвращает нас к истокам народного прошлого.

В своём творчестве Юрий Алексеевич обращается к огромному наследию мирового искусства, искусно соединяя традиции и современность. Основные источники вдохновения художника – икона, народное творчество, искусство европейского позднего Средневековья. Он пишет картины, используя старинную технику живописи – рисование темперными красками по дереву, грунтованному левкасом. Этот опыт, как и любовь к Раннему Ренессансу, автор перенял у известного российского художника Дмитрия Жилинского, которого живописец считает одним из своих наставников. Появление иконописных традиций в творчестве мастера не случайно. Рысухин пишет земную жизнь как икону, а русскую деревню наполняет классическими мотивами: так он видит этот мир, практически незнакомый горожанам. Наполняя духом высокого искусства провинциальную Россию, автор сохраняет эстетику русского народного искусства. В его произведениях присутствует постоянный диалог с мастерами разных эпох. Сознательно перепутывая связь времен, он формирует ощущение непрерывного человеческого бытия.

Художественному языку мастера свойственна красочность, декоративность. Он увлекается фольклором и заимствует приемы традиционной народной росписи, используя языческие символы. Запоминающимся акцентом выступает красный цвет, то пылающий страстью и скорбью, то сменяющийся чистотой и просветленностью. В последнее время художника все больше увлекает работа с многофигурными композициями и «большими картинами», которые сейчас встречаются всё реже. Эти работы насыщены бесчисленным количеством деталей-символов, каждая из которых тщательно обдумывается, прежде чем войти в картину.

Экспозицию выставки наполнят более 60 работ мастера из нескольких серий: «Венецианский карнавал», «12 месяцев», «Русские красавицы». Также художник представит работы из серии «Цирк», которые выставляются впервые. ​

22 марта в 17.00 ч. в выставочном зале Оренбургского областного музея изобразительных искусств состоится торжественное открытие персональной художественной выставки Юрия Рысухина. К 70-летию со дня рождения.

Юрий Алексеевич Рысухин родился 5 марта 1947 г. в с. Уюк Казахской ССР в семье рабочего. В 1971 г. закончил Краснодарское художественное училище.

В 1974 г. Ю.А. Рысухин приехал в Оренбург, и с этого времени началось творческое становление художника. Юрий Алексеевич последовательно и целеустремлённо с неиссякаемой творческой одержимостью и энергией отдаёт свои силы творчеству и созидательной работе по сохранению и развитию Оренбургского Союза художников. Ю.А. Рысухин неоднократно избирался его председателем, был делегатом V и VI Съездов республиканского Союза художников, VI Съезда художников СССР. В 1987 году избирался членом Правления СХ РСФСР.

Для художественной интеллигенции Оренбурга имя Ю.А. Рысухина очень много значит. Благодаря его инициативе в городе была восстановлена деятельность выставочного зала, бессменным директором которого Ю.А. Рысухин являлся на протяжении восемнадцати лет. Сегодня выставочный зал - один из главных культурных центров Оренбурга, в 2012 году его передали Оренбургскому областному музею изобразительных искусств.

Юрий Рысухин создаёт высокохудожественные произведения, ставшие заметным явлением в современном искусстве. Его работы многократно экспонировались на выставках всех масштабов - от областных, зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных, международных.

Работы художника представлены в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Русского музея Санкт-Петербурга, в музеях Краснодара, Новокузнецка, Перми, Казани, Кургана, Оренбурга и других городов.

В 2000 г. Юрию Алексеевичу присвоено почётное звание Заслуженного художника России. В 2012 г. присуждена золотая медаль Российской Академией художеств. В 2013 г. состоялась персональная выставка в Русском музее Санкт-Петербурга.

Ежегодно на протяжении двадцати двух лет в выставочном зале Юрий Рысухин организует выставку «Сто картин художников Оренбурга». Трижды издавал каталоги этих выставок.

На юбилейной выставке будет представлен новый вариант серии работ «Времена года» большого формата и «Времена года» тондо - формат картины «в круге». Сюжетные композиции этой серии связаны с сезонными сельскохозяйственными работами, благодаря таланту художника, они преображаются в универсальную картину мироздания.

Особое место в творчестве Юрия Рысухина занимает тема материнства, когда героини картин становятся для нас образцом женственности, душевного тепла и покоя.

На выставке зрители смогут увидеть также серию портретов современников, работы по результатам поездок по русскому Северу, по итогам пленэра на Иссык-Куле - всего более сорока работ, созданных за последние 15 лет.

Картины художника отмечены глубоко национальным чувством и причастностью к высоким идеалам русской художественной культуры. Никого не оставит равнодушным индивидуальный стиль Юрия Рысухина, его любовь к строгому линейному рисунку, звонкому цвету и древней технике темперной живописи по левкасному грунту.

Lucidity. Serenity. Purity.

You try to associate those notions and substances now extinct in arts with something relevant to the notions and substances... For it is disturbance, anxiety and grubbiness that prevail nowadays in arts.

Works by Yury Rysukhin emerge in your memory as a kind of benign consolation. I have no idea from where he derives sufficient strength to overcome the sorcery that has veiled us. Maybe it is the laborious long preparation of the gesso priming which he uses for painting, its unified glaring-white surface that defies both one"s own bad intentions and other people"s seductions. It urges you to enter the world of harmony, concord, the world of Russian people with radiant faces, the world of wonderful opportunities which is banned for many people through a tragic misunderstanding. In the image system created by the artist the well-known things become miraculously unknown, and the unknown ones become well-known. The aspiration for an ideal now looks as a daring actual choice. Yury Rysukhin made it long ago.

Lucidity. Serenity. Purity.

Viktor Kalinin

Member of the Russian Academy of Arts

Ясность. Покой. Чистота.

Пытаешься привязать эти отсутствующие сейчас в искусстве понятия к чему-то, им соответствующему, поскольку в искусстве преобладают смута, тревога, нечистоплотность.

Картины Юрия Рысухина всплывают в памяти как одно из целительных утешений. Не знаю, откуда он черпает силы для преодоления обступившего нас морока. Быть может, сама кропотливая, долгая подготовка левкасов, на которых он пишет, с ихунифицированной, ослепительно белой поверхностью, отторгает и собственные дурные помыслы, и чужие соблазны, побуждая к погружению в мир гармонии, согласия, в мир светлоликих русских людей, в мир прекрасных возможностей, который потрагическому недоразумению закрыт для многих и многих. В этой образной системе, созданной художником, знакомое чудесным образом становится незнакомым, а незнакомое - знакомым. Тяга к идеальному выглядит сейчас как дерзкий, актуальный выбор. Юрий Рысухин этот выбор сделал давно.

Ясность. Покой. Чистота.

Виктор Калинин

действительный член Российской академии художеств

I like Yury Rysukhin very much both as a man devoted to his duty and an artist who loves his profession. It is commonly believed that oil painting with broad strokes is specific for Russia. And those who paint scrupulously are disparaged to some extent. Rysukhin has proved that a Russian artist can work not as canons dictate, but as he likes himself.

Dmitry Zhilinsky

People"s Artist of Russia, Member of the Russian Academy of Arts, Russia State Prize Winner, Professor

Я к Юрию Рысухину очень хорошо отношусь - и как к человеку, верному своему долгу, и как к художнику, любящему свое ремесло. Считается, что Россия - это живопись маслом, широким мазком. А к тем, кто пишет скрупулезно, относятся с некоторым пренебрежением. Рысухин доказал, что российский художник может работать не так, как диктуют каноны, а так, как ему хочется.

Дмитрий Жилинский

народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии России, профессор

Yury Rysukhin is never in a hurry to catch up with innovations. Each of his works is a philosophic meditation. The presented gesso works are of numerous virtues as far as composition, plasticity, picturesqueness, tonality, rhythm are concerned.

We - the Union of Artists of Russia - nominated Rysukhin as an author to participate in the "Habitat" exhibition (Central House of Artists, 2005), the one who personifies at present the Russian fine arts. And he presented Russia with dignity at that international show.