Картины джексона поллока. О любви и жизни. Факты из биографии художника

Сальвадор Дали писал о Поллоке в своем «Дневнике гения» так: «Поллок: Марсельеза абстрактного. Романтик праздников и фейерверков, как первый ташист-сенсуалист Монтичелли. Он не так плох, как Тёрнер. Ведь он ещё большее ничто».

Совершенно непонятно — комплимент ли это художнику (все-таки Дали писал далеко не о каждом) или презрительное замечание. Споры о художественном содержании картин Поллока можно вести бесконечно — так, собственно, и происходит. Однако конечную точку в суждении ставит материальная оценка: проданная за 140 миллионов долларов работа Поллока «Номер 5» стала самой дорогой картиной мира. В день рождения знаменитого абстракциониста, мы вспомнили еще несколько великих работ мастера.

Осенний ритм (Номер 30)

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Эту картину Поллок написал в 1950 году. Как раз в это время у художника состоялась первая персональная выставка. В один момент работы мастера стали популярны, на заработанные деньги Джексон Поллок смог снять собственную мастерскую.

Волчица

Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Стиль, в котором написана «Волчица», был разработан Поллоком по заказу Пегги Гуггенхейм. Изначально он использовался для оформления дома дочери мецената. Впоследствии Джексон Поллок применил свои наработки в этой картине и нескольких других — «Хранителях тайн», «Пасифая».

Эхо: Номер 25

Музей современного искусства, Нью-Йорк

Это первая картина, которую Джексон Поллок создал в новом (и для себя, и для всего мира) стиле. К 1951 году художник твердо уверился в несостоятельности своей прежней, «капельной техники». Чтобы избежать самоплагиата, художник разработал новую технику: к абстракции прибавился сюрреализм.

Женщина-Луна, режущая круг

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Больше всего (как ни странно) на творчество Поллока оказал влияние простой смотритель музея. В 1937 году Джон Грэхем опубликовал материал под названием «Примитивная живопись и Пикассо». Поллок, который был ярым поклонником Пикассо и черпал вдохновение для своих работ в примитивном творчестве американских аборигенов, отыскал Грэхема. Именно последний посоветовал художнику попробовать привнести больше примитивизма в свои работы.

№ 5

Частная коллекция

Первая, самая знаменитая и самая дорогая картина мастера. Поллок завершил «№ 5» в 1948 году, а в 2006 работа была продана на аукционе Sotheby’s за невероятную сумму — 140 миллионов долларов. Эта сумма до сих пор остается крупнейшей, когда-либо уплаченной за картину.

Джексон Поллок — знаменитый американский художник-абстракционист. Считается лидером абстрактного экспрессионизма второй половины XX века. Оказал огромное влияние на современное искусство и стал знаковой фигурой в истории искусств.

Пол Джексон Поллок (Paul Jackson Pollock) — родился в 1912 году в Америке, в штате Вайоминг. Ещё в детстве с ним случился неприятный казус, когда один из приятелей случайно отрубил ему фалангу пальца. Это не помешало ему заниматься творчеством, обучаться изобразительным искусствам в Высшей школе прикладных искусств. Значительное влияние на всё его творчество оказали такие художники, как: Диего Ривера, Хосе Клементо Ороско, Пабло Пикассо и многие сюрреалисты.

В 1943 году Джексона Поллока посещает настоящая удача. Его картину «Волчица» купил музей современного искусства. После этого о художнике стали писать, говорить и его значимость выросла неоднократно. С самого юношеского возраста Джексон интересовался психологией, теософией, мистикой. Отсюда его необычное видение мира, неоднозначные сюжеты картин, полная символичность, сюрреализм.

Сенсацией стала его первая выставка, которая прошла в 1948 году. После этого он смог обзавестись собственной мастерской, где мог творить более свободно. А уже в 1949 году журнал Life Magazine признал Поллока величайшим американским художником. Критиков, почитателей и противников у него было всегда предостаточно. Как при жизни, так и после смерти вокруг его творчества разгораются нешуточные споры. Кто-то говорит, что все его картины — это фикция, которая была создана только с одной целью — одурачить людей и вытянуть из них деньги, надеть на себя корону великого художника; другие утверждают, что его абстрактный экспрессионизм — это настоящий гений, беспрецедентный случай рождения высокого таланта в мире людей и обычных рисовальщиков.

Джексон Поллок погиб в 1956 году в автокатастрофе. Он постоянно страдал депрессией, нервными расстройствами и зачастую заливал свои проблемы алкоголем. В тот день, за рулём своего автомобиля он также был не трезв.

Его картина «Номер 5 «, написанная в 1948 году, считается в мире. В 2006 году на аукционе Сотбис она была куплена за 140 миллионов долларов.

Джексон Поллок

Голубой Моби Дик

Full fathom five

В августе 1949 года крупнейший американский журнал «Лайф» задавал на своих страницах вопрос: "Кто такой Поллок?"

Художник, ставший лидером современного американского Шарлатан, чьи полотна рождены разумом, деформированным алкоголизмом? Удачный финансовый проект - плод заговора группы арт-критиков? Тон статьи был попеременно то насмешливым, то уважительным. Кажется, что однозначных ответов не существует и сегодня.

Джексон Поллок. Биография

Весь его недолгий жизненный путь кажется художественным перфомансом, одной из главных тем которого является воплощение Родившийся в многодетной нищей семье, Поллок занял место на Олимпе культурной жизни. Джексон Поллок появился на свет 28 января 1912 года в штате Вайоминг. Он пытался поступить на военную службу, но был изгнан за драку. На военных курсах он пристрастился к алкоголю, несмотря на действие «сухого закона».

Эта зависимость сопровождала художника всю жизнь, влияя на повороты судьбы. В 1928 году он начал посещать занятия в Высшей школе прикладных искусств в Аризоне, но вскоре был отчислен оттуда из-за проблем с дисциплиной. Поступив на учёбу к Томасу Бентону, он становится приверженцем авангардной живописи, попадая под влияние и Хосе Ороско. После знакомства с работами Пикассо Поллок определяет главным направлением своего творчества символический абстракционизм.

Сикейрос и Юнг

На семинарах, которые вел мексиканский художник Альфаро Сикейрос, он впервые пробует различные способы нанесения краски: разбрызгивание и распыление. Впоследствии именно такая техника ляжет в основу капельного метода, с помощью которого Поллок, художник, отрицавший фигуративность, создаст самые знаменитые свои полотна.

Алкоголизм к началу 40-х годов превратился для Поллока в болезнь, требовавшую обращения к психологам. Он попал в клинику к Джозефу Хендерсону, который был сторонником учения Юнга, основанного на влиянии подсознания на поступки человека. Эти идеи оказали заметное влияние на Поллока - большинство его картин рождались на стыке продуманных и бессознательных действий.

Две женщины

Знакомство с миллионершей Пегги Гугенхейм, ставшей почитательницей его таланта и первой покупательницей его творений, стало толчком для возникновения известности, которой вскоре достиг Поллок. Художник стал считаться одним из основоположников нового течения - абстрактного экспрессионизма.

Курс лечения дал временное уменьшение тяги к спиртному, и в личной жизни Поллока произошли благотворные изменения. В 1944 году он женится на Ли Краснер, верной подруге и единомышленнице, которая попыталась создать приемлемые условия для творчества.

Льющая техника

Дриппинг (англ. drip - капать, лить по капле) - так критики стали называть технику, которую применял Поллок. Картины представляли собой большие древесноволокнистые листы, постеленные на пол. Художник наносил на них краску нужного цвета в виде капель и брызг, не прикасаясь к поверхности кистями или мастихином. Иногда он применял для создания нужной текстуры песок или битое стекло.

Процесс создания композиций напоминал тем, кто мог его наблюдать, магический танец. Некоторые критики находили в нем сходство с ритуалами индейцев, подчеркивая истинно американский характер живописи. Вспоминают, что, работая, художник постоянно слушал джаз. Импровизационный характер этой музыки отчетливо виден в его композициях.

Принцип работы художника представлялся сочетанием двух аспектов: управляемого - намеренного выбора направления движения, и бесконтрольного - формы и объёма капель. Джексон настаивал на существовании общего замысла и понятия конечного результата, отрицая рождающий живопись хаос. Здесь важны названия, под которыми выставлял свои картины Поллок. Художник часто присваивал им порядковый номер или обозначал датой, когда они были закончены. Но встречались и несущие четкую идею названия: «Белый свет», «Галактика», «Осенний ритм», «Лиловый туман».

Признание и смерть

Полотна Поллока стали появляться на самых престижных выставках, приобретаться авторитетными музеями современного искусства, становились объектами серьезного исследования специалистов. Но пристрастие к алкоголю продолжало разрушительное действие. Его семейная жизнь разрушилась, в творчестве стали более отчетливы мрачные мотивы.

11 августа 1956 года автомобиль, за рулем которого был Поллок в состоянии сильного опьянения, врезался в дерево. Была это трагическая случайность или обдуманный шаг, не удалось выяснить, хотя одна из двух спутниц художника осталась жива.

После Поллока

В 2006 году самым дорогим в мире живописным произведением, проданном на открытом аукционе, стало панно «№5, 1948». Автором его был Поллок. Картины, за которыми охотятся музеи современного искусства и частные коллекционеры - не единственное наследство художника. Его имя стало культовым и до сих пор вызывает ожесточенные споры. Для одних он - символ свободы творчества, для других - шарлатан и дилетант, олицетворение духовного кризиса современной цивилизации.

Значимость такого явления, как лидером которого считается Поллок, будет обсуждаться каждым новым поколением критиков и зрителей, но место его в истории искусства неоспоримо.

Джексон Поллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 - 11 августа 1956) - американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.

Биография Джексона Поллока

Джексон Поллок родился в штате Вайоминг, он был младшим из пяти сыновей. Первые пятнадцать лет его жизни семья переезжала с места на место.

Когда Полу было одиннадцать, его родители остановились в Аризоне. Именно там с ним произошёл несчастный случай: приятель отрубил ему фалангу пальца.

Поллок обучался в Высшей школе прикладных искусств, где сблизился с одним из учителей, Фредериком Джоном Швамковским, который посвятил его в основы теософии.

В 1930 году Поллок переезжает в Нью-Йорк вслед за своим братом Чарльзом. Они вместе обучались у Томаса Бентона, который оказал влияние на Поллока, заметное в криволинейных волнистых ритмах его картин, а также в использовании деревенских сюжетов.

Творчество Поллока

В период Второй мировой войны Нью-Йорк стал новой столицей современного искусства: в этот город прибывали художники из оккупированной Европы; здесь проходили многочисленные выставки, посвященные современному искусству. На Поллока огромное впечатление произвели выставки Пикассо - «Герника», представленная в 1940 г. и ретроспектива «Пикассо.

Сорок лет. 1900-1940″. Европейский сюрреализм и изучение теорий Юнга определили творчество Поллока в 1940-е гг. В это время к художнику пришел и первый успех. Он участвовал в выставке «Американская и французская живопись», где его работы соседствовали с произведениями Пикассо, Матисса, Брака и Дерена.

В 1943 г. состоялась первая персональная выставка мастера.

В своих произведениях Поллок полностью отказался от какой-либо связи с действительностью, стремясь выразить лишь свое состояние. Он начал пользоваться изобретенной им техникой «дриппинг» - выдавливанием и разбрызгиванием краски из тюбика прямо на холст.

В 1950 г. в журнале «Art News» была опубликована серия фотографий Ханса Намута, запечатлевшая Поллока за работой и вызвавшая сенсацию в мире. Художник раскладывал на полу мастерской натянутое на подрамник полотно и судорожными движениями покрывал его красками, то используя кисти, то просто выдавливая краску из тюбиков прямо на холст.

В 1950 г. Поллок испытал потрясающий успех на венецианской Биеннале. В это время мастер написал такие произведения, как «Осенний ритм», «Лиловый туман», «Галактику» и «Белый свет».

Персональные выставки у Пегги Гуггенхейм сделали Поллока знаменитым. Посетив одну из них в 1945 году, Клемент Гринберг описал Поллока как «сильнейшего художника поколения и, возможно, величайшего, который появился после Миро». Критик Клемент Гринберг придумал, как объяснить эти работы. Галеристка знала, как их продать. А музейщики поняли, как ввести их в историю искусства XX века. Вот три института, которые создали авторитет американского искусства: галерея, пресса, музей.

В последние несколько лет своей жизни Поллок - и знаменитость, и алкоголик. Он начал опускаться по спирали, которая привела его к разрушению семьи, надежды на карьеру. 11 августа 1956 г. Поллок погиб в автомобильной катастрофе.

Значимые работы художника

  • 1942 - «Мужское и женское» («Male and Female»)
  • 1942 - «Стенографическая фигура» («Stenographic Figure»)
  • 1943 - «Фреска» («Mural»)
  • 1943 - «Женщина-луна разрезающая круг» («Moon-Woman Cuts the Circle»)
  • 1943 - «Волчица» («The She-Wolf»)

Волчица Номер 5 Номер 8 (деталь)

  • 1943 - «Голубое (Моби Дик)» («Blue (Moby Dick)»)
  • 1946 - «Глаза в жару» («Eyes in the Heat»)
  • 1946 - «Ключ» («The Key»)
  • 1946 - «Чайная чашка» («The Tea Cup»)
  • 1946 - «Мерцающая субстанция» («Shimmering Substance»)
  • 1947 - «Full Fathom Five»
  • 1947 - «Собор» («Cathedral»)
  • 1947 - «Сближение» («Convergence»)
  • 1947 - «Зачарованный лес» («Enchanted Forest»)
  • 1948 - «№ 5, 1948»
  • 1948 - «Живопись» («Painting»)
  • 1948 - «Номер 8» («Number 8»)
  • 1948 - «Лето: номер 9А» («Summertime: Number 9A»)
  • 1950 - «Номер 1» («Number 1, 1950 (Lavender Mist)»)
  • 1950 - «Осенний ритм» («Autumn Rhythm: No.30, 1950»)
  • 1950 - «Один: номер 31» («One: No. 31, 1950»)
  • 1951 - «Номер 7» («Number 7»)
  • 1952 - «Синие столбы» («Blue Poles: No. 11, 1952»)
  • 1953 - «Портрет и мечта» («Portrait and a Dream»)
  • 1953 - «Пасха и тотем» («Easter and the Totem»)
  • 1953 - «Серость океана» («Ocean Greyness»)
  • 1953 - «Глубина» («The Deep»)

В Подделка картин Джексона Поллока

Новость из мира искусства

Джексон Поллок. Номер 5. 1948

Открываю новую рубрику Новости из мира искусства - ничего личного .
Первым сообщением был рассказ о краже и находке картины русского мариниста-пейзажиста А.П. Боголюбова http://galik-123.livejournal.com/64769.html .
А вот пришла и вторая новость от 2 декабря 2014 года:
Москва. 2 декабря. INTERFAX.RU - Житель Нью-Йорка признался в продаже поддельного произведения Джексона Поллока, сообщает The New York Times.
54-летнего Джона Ре обвиняли в продаже десятков картин, которые он выдавал за произведения таких художников, как Поллок и Виллем де Кунинг. По данным стороны обвинения, на продаже подделок ему удалось заработать около $2,5 млн, часть из которых была потрачена на покупку подлодки. Ре признал свою вину только по одному из пунктов - продаже поддельного Поллока. Мужчине грозит до 10 лет лишения свободы. Приговор ему вынесут в апреле.
Примечательно, что подлинность подводной лодки, которую купил Ре, тоже ставится под сомнение. Мужчина утверждает, что она была создана крупнейшим американским авиа- и судостроителем Lockheed Corporation и раньше использовалась военными. По словам Ре, он купил ее за $70 тысяч и потратил около миллиона долларов на ее модернизацию.
Полный текст сообщения: Американец купил подлодку на деньги от продажи поддельного Джексона Поллока - Интерфакс .

О художнике Джексоне Поллоке

Самая известная и самая дорогая картина американского абстракциониста Джексона Поллока 1948 года, под названием "Номер 5. 1948" была продана в 2006 году на аукционе Sotheby’s за $140 млн. Дэвид Гиффен, знаменитый кинопродюсер и коллекционер, продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу. Полотно "Номер 5" стало самой дорогой картиной в мире. Эта сумма до сих пор остается самой крупной из когда-либо уплаченных за картину. Впервые в десятку самых дорогих произведений искусства попало произведение, созданное после второй мировой войны. С этого периода искусство принято считать современным. Раньше самыми дорогими художниками в мире были импрессионисты и постимпрессионисты: Ван Гог, Пикассо. Затем в первой строчке списка появилось полотно модерниста Густава Климта стоимостью $135 млн. Из старых мастеров в списке есть только одно полотно Рубенса стоимостью $76 млн.
Джексон Поллок родился в Коди, шт. Вайоминг 28 января 1912 года. Он вырос в рабочей семье и был самым младшим из пяти сыновей. Поллока дважды исключали из Высшей школы прикладных искусств в Лос-Анджелесе. В 1930 году он перебрался в Нью-Йорк, где в течение трех лет обучался в Лиге молодых художников на курсе Томаса Харта Бентона. В 1936 году он устроился на работу в экспериментальную мастерскую "Юнион Сквэр" мексиканского мастера по фресковой живописи Дэвида Сикейроса. Это сыграло решающую роль в формировании его как художника. Под руководством Сикейроса он начал экспериментировать с использованием нетрадиционных материалов, например малярных красок, и практиковаться в применении революционных способов нанесения краски на поверхность - распыления, разбрызгивания и капания. Позднее, в 1941 году, Полок посетил выставку индейской песчаной живописи в Музее естественной истории, которая вдохновила его на изобретение метода наложения краски на основе энергичных, широких штрихов.
Его техника нанесения красок на полотно, названная "живописью действия", снискала ему прозвище Джек-Каплеметатель (англ. Jack the Dripper по аналогии с Jack the Ripper - Джек-Потрошитель). Произведение "Номер 4" (Number 4) 1951 года является примером использования данного метода. На протяжении всей своей жизни Поллок страдал от алкогольной зависимости и погиб в автомобильной катастрофе, находившись за рулем в нетрезвом состоянии, 11 августа 1956 года. Наиболее известные полотна Поллока были созданы в 50-е годы, в период интенсивной творческой деятельности.

Джексон Поллок. Лавандовая дымка: Номер 1 (Lavender Mist: Number 1) 1950


Джексон Поллок. Осенний ритм: Номер 30 (Autumn Rhythm: Number 30) 1950


Джексон Поллок. Номер 4: Number 4. 1951


Голубые полюса: Номер 11 (Blue Poles: Number 11) 1952


Джексон Поллок. Глубина. 1953