Кто, как и зачем делает российские независимые лейблы. Зарождение рынка звукозаписи

В последние несколько лет статус законодателей трендов в музыке приобрели bedroom producers, то есть музыканты, записывающие релизы в собственной спальне. Это касается как танцевальной музыки, так и экспериментальных мрачных жанров или хип-хопа. Музыкальные лейблы в определенном смысле утратили свою монополию, столкнувшись с появлением нового программного обеспечения и сервисов для свободного распространения музыки вроде SoundCloud. The Village поговорил с появившимися в последние годы московскими лейблами и их резидентами, чтобы понять, зачем нужны лейблы в 2016 году, кто покупает виниловые пластинки и как совмещать привозы зарубежных артистов и продвижение собственных резидентов.

*Наденьте наушники, видео проигрывается со звуком.
Ильдар Зайнетдинов, создатель «ГОСТ Звука»:

Лет семь назад мы с друзьями сделали свое объединение «Рад» c уклоном в хип-хоп, битс и локальную сцену, и именно из этой истории вырос «ГОСТ Звук». У многих российских музыкантов в последнее время сменились приоритеты, и сейчас выпускаться в России стало часто интереснее, чем участвовать в западных проектах. Но цель была и остается одна - продвигать то, что рядом, и красиво это упаковывать, чтобы развивать российскую электронную сцену.

Я уверен, что мы в каком-то смысле задали тренд на популярность отечественной музыки. Я прекрасно помню ее состояние и пять, и три года назад. Когда я делился с окружающими идей о том, что хочу сделать лейбл, на котором так называемая русскость и в плане текста, и в плане музыкантов станет ключевым вектором, мне в ответ крутили пальцем у виска. Ведь это все было до волны псевдопатриотизма на государственном уровне и триумфа Гоши Рубчинского. Кириллица только начинала входить в моду, а Рубчинский едва маячил на горизонте - в остальном было полное затишье.

Я абсолютно уверен, что работа, которую делает «ГОСТ», очень влияет на культурный имидж России в целом. Глобальные люди в музыкальной индустрии внимательно следят за тем, что у нас происходит. Мы постоянно приглашаем в «НИИ» иностранных гостей, которые делятся своим опытом, а по возвращении домой рассказывают, как у нас здорово и классно и что, вопреки политическим и экономическим трудностям, есть место для культурной жизни и новых творческих высказываний. Это очень важная динамика, которая должна всячески поддерживаться властями. Но пока есть только антипример - отмена фестиваля Outline, которая очень ударила по российской культурной репутации. Хотя я не берусь утверждать, что это исключительно ошибка властей, однако в их интересах было сделать все возможное, чтобы фестиваль состоялся.

Наше время - это эпоха бедрум-продюсеров, которые сами делают музыку от начала и до конца. Потребность в невероятных студиях исчезла, и музыканты получили больше свободы.

Мы печатаем весь винил на крупнейшей голландской фабрике, там же находится наш дистрибьютор. Наша задача как продюсеров - найти нужного музыканта, который будет соответствовать духу лейбла, а потом сформировать с ним ключевую идею творчества и отобрать лучшие работы. Я смотрю на музыканта со стороны и стараюсь максимально раскрыть его. После того как сформировалась музыкальная концепция, мы обсуждаем визуальные и имиджевые особенности артиста, думаем о раскрутке в медиа. Потом уже идет печать и мастеринг, то есть студийная доработка материала. У «ГОСТа» на этот счет есть эксклюзивное соглашение с мастерами, которые обладают огромным опытом и работают, к примеру, с легендарным Аффекс Твином, Омаром Эс и Тео Пэрришем. Также мы внимательно следим за распространением винила и за тем, чтобы цена на вторичном рынке не повышалась. Для меня это принципиальный вопрос. Я не гонюсь за тем, чтобы наши пластинки стоили бешеных денег на Discogs, хотя чтобы это случилось, нужно просто ограничить тираж. Но я против discogs-барыг и считаю, что зарабатывать должен лейбл и его музыканты, а не тот, кто первый накупит пластинок и будет держать их у себя дома в ожидании скачка цен.

Задача музыканта - делать музыку, а наша задача - сделать из этого красивый продукт. Мы потихонечку подходим к тому, чтобы сделать свое букинг-агентство и организовывать гастроли музыкантов. А одна из моих глобальных целей - экспорт музыкантов за рубеж. Хочу, чтобы наши пацаны больше выступали в Европе, США и Азии.

Сейчас на «ГОСТе» готовится несколько релизов, в том числе ребят, которые просто прислали демо на почту. Этому сильно помог цикл передач на «Мегаполис.фм», которые я посвятил исключительно локальной сцене. За год вышел цикл из 12 передач, в которых я ставил только отечественную музыку.

У нас есть музыканты, которые являются, так скажем, гостообразующими: LAPTI, OL, Nocow. С Пашей Buttechno мы вообще занимаемся клубом «НИИ», а все остальные - это наши талантливые друзья и знакомые. Основные презентации лейбла проходят в том же «НИИ», но есть и формат шоукейсов (фестивалей с участием сразу нескольких молодых музыкантов, которые играют короткие сеты. - Прим. ред.) . Такие мероприятия могут проходить, как на интересных площадках Москвы - например, в Политехническом музее, так и за пределами столицы - в частности, в петербургском Mosaique или в пространстве «XOXO» в Краснодаре.

Buttechno

Пожалуй, главный музыкант новой электронной волны и визитная карточка клуба «НИИ»

Я не знаю, как рассказать про свою музыку. Даже критики не могут описать ее нормально. Всегда проще выложить ссылки, чем описывать словами. Я давно занимался музыкой - сначала гитарной, потом ушел в электронику. Мы подружились с Ильдаром года два-три назад. Мне понравился его лейбл, а ему -мои треки. Так и стали делать совместный проект.

Все пластинки до «ГОСТа» я выпускал сам, но после того, как пришел к ребятам, ничего особо не поменялось. Это же не мэйджор-лейбл, а все еще независимая вещь. Но в плане организации все стало более четким. «ГОСТ» печатает в среднем 300–500 экземпляров одной пластинки, а это не приносит больших денег. Лейбл никак не влияет на формат и жанр моей музыки, но треки на итоговый релиз мы всегда отбираем совместно с Ильдаром. То есть контент ты делаешь независимо, а он уже может что-то посоветовать. Таким образом, мы соединяем наши представления об удачных композициях.

Я часто играю в «НИИ», потому что это мой дом и здесь я всегда чувствую себя комфортно. Я делаю мероприятия, на которых периодически играю и сам – это нормальная практика для организаторов.

Из российских лейблов мне очень нравится «Удача» - такой достаточно эклектичный проект, его жанр определить сложно. Ровно так же и «ГОСТ» трудно назвать чисто техно-лейблом, мы не ограничиваемся жанровыми понятиями. Ведь техно-лейблов очень много, и они все одинаковые со своими черными обложками и скучной музыкой. А «ГОСТ» - это скорее история про поиск и исследование дарований, которые живут в России.

Эдуард Чайка и Маша Романович создатели Sination:

Наш лейбл появился чуть больше года назад. Время от времени мы занимались привозами артистов, так что подумали - почему бы не запустить собственный проект? Просто для того, чтобы издавать любимую музыку. Мы не жалуем CD, поэтому в основном издаем музыку на кассетах и не против попробовать частично перейти на винил.

Наша команда давно ведет несколько музыкальных сообществ во «ВКонтакте» и пристально следит за различными сценами, а также дружит со многими музыкантами, так что влиться в индустрию было совсем легко. Жанровых рамок мы перед собой не ставим, но долговременное ведение конкретных музыкальных блогов до сих пор сильно влияет на выбор издаваемой нами музыки. Сейчас у нашего лейбла постпанк- и синтпоп-направленность, но мы не собираемся останавливаться на этих жанрах и уже пару раз от них отходили. Например, нашим первым виниловым тиражом был альбом экспериментальной группы «4 Позиции Бруно».

Мы независимый лейбл, поэтому занимаемся этим просто из любви к музыке - издаем релизы на физических носителях и помогаем продвигать своих артистов. Но знаем, что другие лейблы активно организовывают события со своими резидентами. Мы тоже порой устраиваем вечеринки и концерты, но не так часто, поскольку лейбл Sination довольно молодой, а наши музыканты разбросаны по всему земному шару. Тем не менее нам удалось сделать концерты большинству резидентов и зарубежным музыкантам, которых финансово реально привезти в Россию. Например, в прошлом году мы привозили Lust For Youth, Minuit Machine, Cold Comfort и Caerulea.

Наша команда состоит из двух человек плюс пара товарищей-дизайнеров - Никита Торопчин и Владислав Сонтос. Время от времени они помогают оформлять вечеринки и релизы за символическую плату. Наши музыканты, как правило, записывают музыку у себя дома, потому что у Sination нет тиражей в тысячи пластинок, а группы не выступают в «Олимпийском». Хотя это, конечно, к лучшему.

Наша работа спонтанна и хаотична - бывают периоды как активной деятельности, так и затишья. Мы не можем знать, когда и что нас сподвигнет на издание или привоз. Сейчас у нас есть кое-какие запланированные проекты, но они рассчитаны не на самое ближайшее время. Мы такие, знаете, спокойные ребята - никуда не спешим, ведь наш лейбл просто для души. Мы никогда особо не стремились его раскрутить.

На данный момент у нас всего семь резидентов, но, конечно, хочется расти. Работает это так: знакомимся с музыкантом, видим материал, который нам близок и который нас впечатлил, а потом предлагаем его издать. Поэтому ни о каких письменных или устных контрактах не может быть и речи, ведь мы не гонимся за количеством и никого не принуждаем. Музыканты всегда могут прислать свои демо нам на почту, во «ВКонтакте» и на фейсбуке. Мы ни в коем случае не берем только знакомых. Подавляющее большинство изданных у нас музыкантов нашли нас сами. То есть сначала сотрудничество, а потом дружба, но не наоборот.

Русские лейблы в последние годы стали пользоваться каким-то нездоровым спросом не только в России, но и на Западе. Особенно идущие по вектору экспериментальной и танцевальной электроники. Наибольшую популярность снискали те, что специализируются на техно, роу-хаусе и синт-эмбиенте. Нам нравятся Perfect Aesthetics, Full Of Nothing, Klammklang, «ГОСТ Звук» - все они взращивают очень самобытных и интересных музыкантов.

Группа «Пожар», резидент лейбла Sination

Русскоязычный экспериментальный минимал-синт

«Пожар» стал для меня чем-то вроде личного дневника, и от этого мне сложно держать его в рамках одного жанра или одного настроения и еще сложнее -определить мою аудиторию. Поэтому каждый раз, когда я слышу, что кому-то нравится моя музыка, я очень надеюсь, что эти люди останутся со мной, несмотря на все изменения.

Я познакомился с Эдуардом и Машей, когда они позвали меня выступать в Петербург в составе другой группы - In a Lonely Place. И когда у «Пожара» появилось достаточно материала, я захотел выпустить его на физическом носителе. Я знал, что это можно сделать через ребят. Они помогли мне выпустить кассеты мини-альбома «Мир», а также организовали концерт с легендарной швейцарской постпанк-группой Veil of Light.

Лейбл освобождает от необходимости самому заботиться о выпуске физических носителей, мерча, организации концертов. А насколько это нужно, решает сам исполнитель. Мне это сильно помогло. Тем более что до этого у меня уже был положительный опыт сотрудничества с зарубежным лейблом Domestica Records.

Sination сотрудничает только с единомышленниками, и поэтому у них нет необходимости вмешиваться в творческий процесс. Я не хотел бы иметь дело с лейблом, который пытается повлиять на мою музыку. Ведь мы говорим не о поп-музыке, где лейбл играет совершенно другую роль.

Многие музыканты не нуждаются в лейблах. Но сегодня отношения лейблов и музыкантов сильно изменились - как мне кажется, в лучшую сторону. Не углубляясь в подробности, можно сказать, что лейблы стали своеобразным окном из музыкального затворничества, которое помогает найти новую аудиторию.

Сергей Сабуров, совладелец «Гиперболоид Рекордс»:

«Гиперболоид» появился как проект Дмитрия Гарина aka Acid Mafia в 2004 году, а его замысел был в выпуске экспериментальной музыки и организации крутых мероприятий. Например, большой фестиваль «Абракадабра» (фестиваль экспериментальной музыки и современного искусства. - Прим. ред.) проходил при непосредственном участии Гарина и «Гиперболоида». За все время мы поработали с более чем тридцатью музыкантами, и из них до сих пор никто не ушел. Ведь мы не Sony Music и не заключаем контрактов. Все строится на доверии и взаимном интересе.

Обычно артисты записывают музыку дома, а потом передают ее нам на обработку. Мы приветствуем тех, у кого есть доступ к студиям, но собственной у нас пока нет. Всеми вопросами на лейбле занимаются три человека - Дмитрий Гарин, Алексей Pixelord и я. Также мы сотрудничаем с дизайнерами, но многое по части визуального оформления Pixelord берет на себя.

У нас всегда была задача не просто выложить музыку в интернет, записать кассеты или напечатать винил, но и помочь крутой музыке пробиться на сцену, поэтому «Гиперболоид» сегодня - это не только музыкальный лейбл, но и букинг-агентство. Мы организовываем туры и сотрудничаем с брендами, которые нам нравятся.

Мы не хотим, чтобы наши музыканты скучали дома, поэтому и занимаемся организацией вечеринок. Наша музыка классно звучит ночью при скоплении народа, и поэтому больше пяти лет назад появилась вечеринка Hyperboloid Night, которая кочевала по клубам Москвы, а сейчас преимущественно проходит в Dewar’s Powerhouse.

Благодаря этим вечеринкам сегодня в московских клубах может звучать не только хаус и техно, а какие-то экспериментальные вещи. Допустим, мы привозили Om Unit, Lapalux и Sinjin Hawke. К тому же благодаря вечеринкам наши музыканты стали чаще выступать не только в России, но и за границей, а лейбл превратился в полноценное музыкальное комьюнити.

Конечно, мы занимаемся привозами зарубежных артистов. Но когда мы только начинали делать «Гиперболоид», главной задачей было показать, что российские артисты могут быть не только пресловутой «локальной поддержкой», но и самостоятельными музыкантами. Поэтому, когда мы букируем кого-то зарубежного, руководствуемся прежде всего не его популярностью, а тем, насколько сами хотим его послушать.

Сейчас у лейбла сложился близкий круг музыкантов, которые не только выпускают у нас музыку, но и поддерживают друг друга, постоянно общаются. Записи нам продолжают присылать до сих пор, но поток довольно большой, мы не всегда успеваем отслушать всех. Именно поэтому мы создали подлейбл «Гиперболоида» -

Рынок звукозаписи проделал длинный путь от продаж грампластинок с записанными на них композициями до продаж альбомов исполнителей в интернет-магазинах и музыкальных сервисах.

Обозреватель сайт разобралась в основных тенденциях и узнала о работе звукозаписывающих компаний в мире развивающихся технологий.

Зарождение рынка звукозаписи

Конец 19 и начало 20 века навсегда изменили способы прослушивания музыки. Если раньше исполнителей можно было услышать в концертных залах, клубах и филармониях, то в начале 20 века получает массовое распространение радиовещание.

Затем случается ещё один переворот рынка звукозаписи - появление и массовая доступность граммофонов. Грампластинки позволяют каждому желающему услышать ту или иную композицию неограниченное число раз в любое удобное для него время. Этот период является отправной точкой истории звукозаписывающих лейблов: Columbia Records, Decca Records, Edison Bell, The Gramophone Company, Invicta, Kalliope и многих других.

По прошествии времени одни лейблы вливаются в большие компании, а другие остаются независимыми, делая ставку на небольшую аудиторию преданных слушателей.

Наиболее успешные исполнители создают свои собственные лейблы. Собственные звукозаписывающие компании открывали такие звезды, как The Beach Boys, The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Eminem и многие другие.

Нажмите, чтобы увеличить

К концу 1980 годов в отрасли начинает лидировать так называемая «Большая шестерка лейблов звукозаписи» - EMI, CBS, BMG, PolyGram, WEA и MCA. К концу 20 века происходит слияние PolyGram и Universal Music Group, а также Sony Music и BMG. «Большая шестерка» превращается в «Большую четверку»:

  • Universal Music Group;
  • Sony Music Entertainment;
  • Warner Music Group.

Эта группа компаний до 2012 года, по разным оценкам, контролировала от 70% до 88% мирового рынка звукозаписи.

Звукозаписывающие компании в эпоху развития интернета

На заре рынка звукозаписи контракт с известным лейблом являлся необходимым условием успеха артистов, ведь вероятность стать известным широкому кругу слушателей была низкой даже для самых талантливых исполнителей. Подписание контракта помимо качественной записи на студии обеспечивало артисту внушительную рекламную кампанию и доступ к розничным магазинам, а саму студию - авторскими правами на запись.

Однако с появлением интернета, развитием пиринговых сетей и свободы информации всё большую популярность стали получать нетлейблы (интернет-лейблы) и звукозаписывающие лейблы.

Нетлейблы получили развитие с появлением цифровых форматов (МР3, WAV, FLAC и других). Использование этих форматов предполагает создание музыкальных записей приемлемого качества и небольшого размера. Нетлейблы редко занимаются раскруткой группы, организацией концертов и защитой прав. Владельцы данных компаний делают упор на распространении продукции через интернет и отказе от производства физических носителей.

Open-source-лейблы выпускают музыкальную продукцию под копилефт-лицензией, которая, в отличии от копирайта, разрешает свободное распространение и модификацию треков.

Самым известным файлообменным сервисом конца 20 – начала 21 века стал Napster. Основанная в 1999 году файлообменная сеть изменила музыкальную индустрию навсегда и закончила своё существование через два года после создания.

В отличие от других подобных однораноговых сетей, Napster имела центральный сервер и была прост в использовании. На сервере находились только информация о файлах, а сами файлы скачивались непосредственно с компьютеров пользователей.

Эти преимущества быстро принесли ему популярность, а в феврале 2001 года число уникальных пользователей достигло 26,4 млн. Однако такой успех не стал поводом для радости создателей сервиса.

Впервые обвинения в нарушении авторских прав предъявила Napster американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) ещё в декабре 1999 года. Фатальным для Napster стал иск большой четверки, который известен как «дело A&M Records против Napster». Несмотря на название, в качестве истцов все члены RIAA. Данное дело стало первым крупным случаем применения законов об авторском праве применительно к пиринговым файлообменным сетям.

Суд постановил, что Napster должен быть привлечен к ответственности за нарушение авторских прав. В целях соблюдения запрета Napster закрыла сервис 1 июля 2001 года. В ходе процедуры банкротства компания передавалась из рук в руки и на сегодняшний день стала частью музыкального сервиса Rhapsody .

Несмотря на все возможности, которые новые технологии предоставили исполнителям, соотношение сил на мировом рынке звукозаписи осталось прежним. Но потерь в связи с пиратством и развитием цифровых форматов крупным лейблам избежать не удалось . Так в 2007 году продажи физических носителей упали на 17%, а доходы Universal Music и Sony Music на 11,7% и 27,7% соответственно.

Развитие интернета совершило очередной переворот в способах распространения музыки. В 2004 году выручка от продажи цифровой музыки составила $400 млн, а в 2011 году - $5,3 млрд . Однако это не означает, что старые форматы вскоре прекратят своё существование.

Отличным примером могут служить продажи виниловых пластинок. В 1997 году они составили $144 млн, в 2006 году достигли минимума в $34 млн, а в 2013 получили неожиданный рост и достигли $218 млн.

Инди-лейблы

К этому дню лейблы и исполнители создают специальные релизы, которые можно будет приобрести в розничных магазинах. Этот праздник отмечается на всех континентах, кроме Антарктиды. Если найти в списке магазин, поддерживающий праздник, и прийти туда, то можно попасть на выступления исполнителей, а также их встречи с поклонниками, диджей сеты, батлы, боди-арт фестивали и кухни на открытом воздухе.

Барабанное соло Дэйва Грола (бывший барабанщик Nirvana и гитарист-вокалист Foo Fighters) на Record Store Day

Праздник появился в 2007 году на встрече владельцев и сотрудников независимых магазинов звукозаписи. 19 апреля следующего года группа Металлика открыла праздник в Rasputin Music в Сан-Франциско.

В 2008 в празднике приняли участие США и Великобритания, однако в следующем году праздник стал по-настоящему международным. Его поддержали магазины Ирландии, Японии, Канады, Италии, Швеции, Норвегии, Германии и других стран, включая США и Великобританию. Менеджер по продажам Universal Music Марк Файдерб назвал Record Store Day «лучшим, что когда-либо происходило с независимыми магазинами звукозаписи».

Однако есть и другая сторона медали. Некоторые исполнители и общественные деятели подвергли праздник критике за то, что изначально он привлекал внимание к инди-лейблам, а теперь его захватили крупные звукозаписывающие компании.

Howling Owl и Sonic Cathedral - британские независимые лейблы - объединились , чтобы выступить против Record Store Day. В материале под названием «Почему Record Store Day умирает» на сайте Sonic Cathedral компании объясняют свою позицию: «Мы не можем конкурировать, поэтому мы не будем конкурировать. Праздник превратился в цирк, а мы будем там клоунами».

Entertainment Retailers Association - компания, стоящая за организацией Record Store Day в Великобритании, - ответила на критику, сказав: «Record Store Day всегда ставил своей главной целью поддержку независимых магазинов звукозаписи, но не независимых лейблов. Кроме того, три из четырех релизов, проданных на Record Store Day, принадлежат независимым компаниям. Едва ли это можно назвать предательством инди-лейблов. Мы знаем, что мы не идеальны, но, чёрт возьми, даже то, что есть на данный момент, намного лучше, чем мир совсем без Record Store Day».

Праздник отмечается ежегодно в третью субботу каждого апреля и в 2016 году назначен на 16 апреля.

Большая тройка лейблов звукозаписи

2012 год запомнился мировому рынку звукозаписи процедурой банкротства EMI. EMI Group была продана Universal Music Group, а EMI Music Publishing приобретена Sony Music Entertainment. «Большая четверка» стала «Большой тройкой».

Universal Music Group


Офис Universal Music Finland

Universal Music Group - американско-французская медиакорпорация, которая принадлежит французскому медиаконгломерату Vivendi SA. Является лидером среди лейблов «Большой тройки».

История Universal Music Group начинается с основания MCA (Music Corporation of America) в 1924 году. Всего лишь через пять лет после создания МСА становится крупнейшим агентством в мире, включающем более 700 клиентов: киноактеров, исполнителей, звёзд радио, продюсеров и режиссеров.

Десять лет спустя в Америке открывает свой филиал другой будущий «родитель» Universal Music Group - Decca. Компания быстро набрала популярность даже в период Великой Депрессии благодаря своему списку подписанных исполнителей и цене в 35 центов за одну музыкальную запись.

В 1962 году компания МСА происходит слияние с Decca, которой принадлежал контрольный пакет акций Universal Pictures. Во главе компаний находится Лев Вассерман, прославившийся контрактами с такими звёздами, как Лана Тернер, Кери Грант и Альфред Хичкок.

Этот год для Decca, помимо удачного слияния с МСА, запомнился ещё и прослушиванием группы The Beatles, которое впоследствии назовут одной из самых больших ошибок в истории популярной музыки. Прослушивание было назначено на 1 января, однако из-за сильного снегопада дорога вышла очень длинной. Кроме того, по приезде группы представитель отдела, отвечающего за исполнителей и репертуар, Майк Смит настоял на использовании аппаратуры Decca, оценив аппаратуру The Beatles как некачественную.

Группа сыграла 15 композиций в течение часа. Несмотря ни на что, участники The Beatles и их менеджер были уверены, что контракт будет подписан, однако получили отказ. Официальной причиной отказа стало то, что «группы гитаристов выходят из моды». Эти слова стали печально известными для Decca, а сам Дик Роуи (глава отдела, отвечающего за исполнителей и репертуар) запомнился как «человек, отказавший The Beatles».

В 1995 году компания Seagram приобрела МСА, и в 1996 году изменила название МСА на Universal Studios, а её музыкальное подразделение MCA Music Entertainment Group получило название Universal Music Group. В 2012 году после одобрения Европейской комиссии и Федеральной торговой комиссии UMG приобрела EMI. За покупку EMI боролся ещё один лейбл «большой тройки» - Warner Music - однако долгожданного слияние не произошло ни в 2006 году, ни в 2009 году.


Доходы Universal Music Group с 2004 года по 2014 год в миллиардах евро

Universal Music в 2014 году приняла участие в UNICEF Imagine Project

Громкие споры и критика

Взятки на радио (2006 год). UMG была обвинена во взятке радиостанции за проигрывание песен Ника Лэчи, Эшли Симпсон, Брайана МакНайта, Big Tymers и Линдси Лохан. Компания выплатила $12 млн в качестве компенсации

Злоупотребление цифровым копирайтом (2007 год). UMG обвинена в злоупотреблении законом о цифровом копирайте, руководствуясь которым компания пыталась удалить видео с Мишель Малкин. В данном видео Малкин критически отозвалась об Эйконе, назвав его женоненавистником. В конце концов, UMG отступила от претензий, однако видео оказалось недоступным в течение 10 дней.

В этом же году UMG была вызвана в суд за требование без разбора инцидента удалить домашнее видео длиной в 29 секунд, где ребенок танцует под песню Prince. Решением суда было установлено, что видео не нарушает авторских прав Universal.

Злоупотребление цифровым копирайтом (2011 год). В декабре сайт Megaupload опубликовал видео, в котором Канье Уэст, Snoop Dogg, Алишия Киз и Will.i.am хвалят ресурс. UMG заблокировала видео на YouTube, ссылаясь на закон о цифровом копирайте. Представитель Megaupload заявил, что все необходимые соглашения на съемку с каждым исполнителем были подписаны. По решению суда видео было возвращено на ресурс за отсутствием причин для удаления.

Низкие гонорары исполнителей (2015 год). На UMG подали в суд 7500 исполнителей, в том числе Чак Ди из Public Enemy, Whitesnake, Андрес Титус из Black Sheep, Рон Тайсон из The Temptations и Марта Дэвис из Motels за несправедливо низкие гонорары с начала продаж цифровых копий. Компания выплатила $11,5 млн для урегулирования спора.

Исполнители, работавшие с лейблом

  • Эйкон;
  • Эми Уайнхаус;
  • Duran Duran;
  • Guns N" Roses;
  • Джеймс Блант;
  • Джонни Кэш;
  • Канье Уэст;
  • Maroon 5
  • Рианна;

Sony Music Entertainment

Головной офис Sony Music Entertainment в Лос-Анджелесе

Sony Music Entertainment - американская звукозаписывающая компания, находящаяся на втором месте по степени влияния из «Большой тройки».

История Sony Music Entertainment начинается в 1929 году с основания American Record Corporation (ARC). Во времена Великой Депрессии ARC по бросовым ценам приобретала небольшие компании для получения доступа к их музыкальным каталогам. Эта стратегия, а также продажи трёх записей за $1 привели к продажам в размере 6 млн единиц музыкальной продукции в год.

Не просто рекорд лейбл, который выпустит большой тираж компактов за твои деньги. Готовься к новой жизни! Мы знаем, что надо делать! Тебе надо напечатать небольшой тираж дисков, изготовить побольше мерча (футболки, майки-алкашки, магнитики и всякую другую хрень - фанаты это любят), садиться в туровый бус и ехать завоевывать города нашей необъятной родины.

Лейбл, поддерживающий и издающий металическую музыку в духе старой школы.

Прежде всего лэйбл переиздает старые альбомы, ставшие культовыми и совсем неизвестные.

Однако, Metal Race не забывает и про молодых исполнителей, играющих в духе old school,
уже издано несколько современных альбомов, но в планах продолжать издание не только культ,
но и талантливую молодежь.

Ориентирован на музыку в стилях Thrash , Deat h и Black Metal .

Net-лейбл направленный на выпуск музыки в стилях Thrash / Death / Doom / Black Metal , записанной в России в 90-х годах прошлого столетия за пределами двух столиц.

Музыкальная картина дня – калейдоскоп, объединяющий лучших западных издателей тяжелой индустрии, вектор определяющий основные влияния в тренде и поддерживающий фундаментальные основы ведущих направлений!

Мы одни из крупных российских лейблов с интересной историей – первые объединяющие раннее неприемлемые направления и возможности.

Мы здесь, чтобы качественная музыка имела возможность найти своего слушателя, чтобы Ваши коллекции пополнялись интересными и лимитированными изданиями, добавляющие красок в Вашу жизнь.


Независимый Музыкальный Лейбл способен предложить музыкантам то, что нужно именно музыкантам, а не бизнесменам. Это возможность некоммерческих музыкантов и групп не только оставаться верными себе, но и быть наравне с теми, чьи альбомы мы видим на полках магазинов. Всю интересующую информацию можно получить на официальном сайте лейбла


Sound
Age Productions - российский независимый андеграундный лейбл, выпускающий продукцию в различных музыкальных направлениях от punk до death / black metal.

«Sintez records» - звукозаписывающая компания, основанная в 1987 году музыкантом и композитором Александром Кутиковым, одним из лидеров группы Машина Времени.

ФОНО - российский независимый музыкальный лейбл, основанный в 2001 году. Его основное направление - издание в России разнообразной рок и метал музыки. В основном это зарубежные группы.

"Sublimity Records" создан 1 марта 2012 года. Специализируется на выпуске компакт-дисков лимитированными тиражами в 100 экземпляров. Диски произведены заводским способом с офсетной полиграфией, отпечатанной с использованием серебряного пантона. Каждый экземпляр имеет индивидуальный номер.

Диски произведены заводским способом с офсетной полиграфией, отпечатанной с использованием серебряного пантона. Каждый экземпляр имеет индивидуальный номер.

АНТРОП

«АнТроп » - российский музыкальный лейбл, продюсерский центр, созданный известным продюсером и издателем Андреем Тропилло (название составлено из первых букв его имени и фамилии). Создан неофициально в 1979 году как своего рода художественная лаборатория и студия звукозаписи. В студии Тропилло, при его участии, были созданы первые качественные записи таких мэтров русского рока, как «Машина времени», «Аквариум», «Зоопарк», «Кино», «Алиса», «Ноль». Они были позже неоднократно переизданы.

IROND RECORDS

Уже более десяти лет минуло с того дня, как на нашем рынке лицензионной музыкальной продукции появились первые диски с логотипом Irond. За это время мы зарекомендовали себя как ведущий российский лейбл, работающий в направлении "тяжёлой" и готической музыки. Сегодня Irond Ltd. - это около полутора тысяч альбомов в каталоге, множество выпущенных компакт-дисков, аудиокассет и DVD. Наша продукция известна самому широкому кругу истинных меломанов, в рядах которых есть "металлисты", любители классического рока и блюза, поклонники стиля "синти поп" и "готы". Мы предлагаем диски исполнителей из самых разных стран, представляя практически всю географию экстремальной музыки, весь спектр её стилей и направлений!

В 1986 году Стас Намин создает первую в стране частную независимую студию звукозаписи, которая бесплатно записывала молодых музыкантов без цензурной редакции. Для этого Стас фактически использовал репетиционное помещение своей группы, которое состояло из двух небольших комнат в подсобном блоке Зеленого театра Парка Горького. В одной комнате уже с начала 1986 года размещалась аппаратура группы, а другая превратилась в самодельную студию. Сегодня студия оснащена аналоговой и цифровой аппаратурой, и особенно знаменита своим уникальным звучанием записи живого звука, поэтому здесь записываются Моральный кодекс , Crossroads , Земфира , Воскресенье и др.

Фирма грамзаписи была создана Стасом Наминым весной 1990 года. Опыт работы в шоу-бизнесе, репутация Стаса Намина и грамотный менеджмент позволили быстро завоевать советский рынок, став самой крупной в стране фирмой грамзаписи. В ее каталоге представлены записи практически всех звезд советского рока.

Фактически это была первая частная независимая фирма грамзаписи в истории СССР. Своим появлением разбила многолетнюю монополию государственной фирмы «Мелодия» и возвестила новую эру свободной конкуренции независимого шоу-бизнеса

МТПП организовано в 1989 году на базе Всесоюзной Студии грамзаписи созданной в 1957 году при Министерстве культуры СССР. В связи с реформацией СССР предприятие продолжило заложенные традиции по привлечению к записи лучших российских и зарубежных музыкантов-исполнителей.

(Россия, Пятигорск) – независимый лейбл, специализирующийся на широком спектре стилей преимущественно тяжелой музыки. Созданный в 2005 году как студия, Darknagar Records, расширив свою деятельность в начале 2010 года, приобрел статус звукозаписывающего лейбла. Мы ставим своей целью развитие metal-культуры, как в целом, так и в нашей стране и на Кавказе в частности посредством записи и/или издания и продвижения коллективов, исполняющих metal-музыку либо музыку смежных жанров.
Главным приоритетом для нас является качество, как идей, так и записи и исполнения материала, а также искренность.Haarbn Productions (для музыки в стилях Black , Ambient , Darkfolk , Pagan , Viking , Dark Metal ), Thrash Massacre Records (Thrash , Speed Metal ), Whaler Records (Alternative , Metalcore , Modern Metal , Emo , Ska )

Каждая молодая группа, записавшая своё первое демо, мечтает попасть на лейбл и прославиться. Для многих контракт с рекорд-лейблом выглядит как панацея, мгновенно решающая все проблемы. Но так ли это? Действительно стоит мгновенно передавать права на свою музыку, позволять другим решать, куда вы поедете с концертом, на какой студии будете записываться и под какой обложкой выпускать свою новую пластинку? Действительно ли музыкальные лейблы для начинающих артистов являются легким способом достичь желаемого?

Для начала постараемся рассмотреть все возможные аспекты работы музыканта со своим творчеством. Первый, и самый очевидный — DIY (англ. Do It Yourself — «сделай это сам» — аббревиатура, используемая для обозначения людей, действующих самостоятельно, без какой-либо поддержки или связей). Вы — полноправный хозяин своего продукта, вы вольны распоряжаться им, как вам заблагорассудится. В такой ситуации артист берет на себя функции лейбла и сам занимается поиском студии, продакшном, организацией собственных концертов, выпуском мерча и т.п. Если вы выбрали такую форму работы, то самым грамотным решением станет нанять менеджера, который будет вам в этом помогать.

Осознайте, что, работая над своим продуктом самостоятельно, вы не сможете уделять должного внимания творчеству; значительную часть времени придётся уделить организационным моментам, что определенно скажется на качестве вашей деятельности в целом. Однако, собрав целый штат специалистов самостоятельно, вы получите шанс реализовать свои цели. Одним из удачных примеров самостоятельной раскрутки может послужить группа Enter Shikari, долгое время выпускавшая свои работы методом DIY. Ребята приобрели значительный коммерческий успех, вызвали громадный интерес крупных звукозаписывающих компаний отчасти из-за того, что в течение некоторого периода отклоняли неплохие предложения от различных более мелких лейблов. Возможно, это удастся и вам. Верите в собственные силы? Вперёд!

Следующая форма — DIY- или инди-лейблы. Это небольшие конгломераты, нацеленные в большей степени на андеграундный или узконаправленный рынок. Зачастую доход таких лейблов очень низок, многие работают «за идею», но контракт с таким лейблом может быть крайне полезен для начинающего артиста как стартовая площадка и способ заиметь необходимые знакомства. Да-да, именно знакомства помогут вам в дальнейшем продвижении. Реальность такова, что даже крупнейшие музыкальные лейблы основывают свою деятельность на разветвлённой сети знакомств, взаимных услуг и обещаний. Возвращаясь к DIY-лейблам, стоит отметить, что, в отличие от самого артиста, они уже имеют некоторые каналы для дистрибуции и продвижения вашего творчества. Часто происходит так, что сами артисты создают небольшие инди-лейблы для продвижения своего творчества, впоследствие потихоньку расширяя список подписанных групп. Плюс в большинстве своём инди-лейблы имеют довольно прозрачный и понятный договор для исполнителя, в отличие от более крупных лейблов, принадлежащих крупным музыкальным корпорациям. Такие лейблы называют мейджор-лейблами. Речь идёт о так называемой «большой четверке лейблов звукозаписи», на долю которых приходится порядка 70% мирового музыкального рынка. К ним относят Universal Music Group, Sony Music Entertainment, EMI Group (наравне с UMG поглощённый французским медиаконгломератом Vivendi SA) и Warner Music Group.

В России функционируют несколько отделений этих лейблов: Universal Music Russia,Sony Music Russia, Warner Music Russia и прочие. Каждый из этих гигантов муз. индустрии обладает внушительным списком связанных с ними более мелких лейблов, что однако не мешает обоим сторонам успешно зарабатывать и продвигать свой продукт на рынке. Подобные конгломераты полностью самодостаточны: крупное рекорд-агентство способно обеспечить новой пластинке весь путь от звукорежиссера до прилавков музыкальных магазинов (или интернет-площадок вроде Apple Music или ITunes, что более соответствует современным реалиям музыкальной индустрии) и организовать артисту тур в её поддержку. Но начинающему (а уж тем более андеграундному) артисту путь к контракту с таким лейблом фактически закрыт: в современных условиях больше не действует устаревшая схема, по которой музыканты 1980-х получали многомиллионные контракты со звукозаписывающими компаниями.
Если раньше группа, отправив лейблу своё демо, могла надеяться, что A&R менеджер выберет именно их работу из тысяч заявок, то сейчас подобный исход событий весьма маловероятен. С появлением новых технологий и начала эпохи Интернета доступ широкой музыкальной аудитории к созданию музыки стал открытым, вследствие чего поток записей на почту лейблов от начинающих музыкантов стал просто неконтролируемым. Это привело к тому, что многие компании перешли на новый этап работы с талантами, замечая и подписывая только тех, кто уже смог выбиться и отличиться из миллиона таких же амбициозных деятелей музыкальной культуры.

Но цифровая эпоха также привнесла существенные изменения в индустрию в целом, поставив ряд новых, абсолютно уникальных и неактуальных ранее вопросов. Один из них — а действительно ли современному артисту необходимо быть подписанным на лейбл? За последние 10 лет очень сильно развились домашние студии звукозаписи, многочисленные девайсы сделали возможной профессиональную запись на дому, многие дизайнеры работают над обложками для релизов, предлагая свои услуги онлайн, концертные площадки зовут молодых артистов на выступления посредством рассылок, не прибегая к услугам концертных агентств. И самое главное и важное – продажа физических носителей навсегда отошла на второй план, уступив место стримминговым сервисам и возможности купить релиз в цифровом формате.

Это лишь малый список примеров необратимых изменений, которым подверглась музыкальная индустрия по всему миру. И эта система продолжает динамично развиваться, являя все новые возможности для работы напрямую со слушателем.

Soda Island

Вслед за Activia Benz и Secret Songs, которые традиционно выпускают по одному треку дружественного исполнителя в неделю, появился ещё один похожий лейбл. Soda Island от них отличает в первую очередь то, как они привлекают новых слушателей: если вы захотите скачать их трек с SoundCloud (а вы, скорее всего, захотите), то вас сразу же перенаправят на специальную страницу и потребуют нажать на кнопку Follow. Ещё они отличаются непериодичностью: если сначала им удавалось сохранять темп, то теперь они выкладывают треки когда захотят. И без этого, впрочем, есть что послушать: в первую очередь обратите внимание на Ramzoid, вдохновляющегося музыкой из видеоигр и трансом, и Spire, явно продолжающего идеи PC Music.

Future Girlfriend

На SoundСloud появился новый жанр фьюче-фанк, вдохновлённый сразу двумя вещами: прошлогодним хитом Skylar Spence - Fiona Coyne (ранее известного как Saint Pepsi) и альбомом Daft Punk - Discovery, то есть музыкой талантливой и автоматически получающей штамп «летней». Парагваец Future Girlfriend - хедлайнер этого ещё не сформировавшегося толком движения: с одной стороны, в его музыке много от френч-хауса и диско 70-х, с другой - всё это пропущено через MIDI-подобные семплы, а эстетика отсылает к японской культуре; примерно из такой дикой смеси и состоит весь жанр. При этом в самом фьюче-фанке ничего безумного нет, наоборот - это привязчивая и в какой-то степени необязательная музыка, словно специально созданная для домашних вечеринок.

Adult Swim Singles Program

Телеканал Adult Swim с начала лета и до середины осени устраивает перепись самой главной, по его мнению, музыки за год. Вот и на этот раз можно составить для себя примерную картину всего лучшего в мейнстриме: здесь и обязательная металл-секция с Thou, Myrkyr и неожиданными Slayer, и хип-хоп, представленный Янг Лином, Run the Jewels, Shabazz Palaces и дуэтом Дума и Гостфейс Киллы, здесь есть DoomStarks, Скриллекс, Flying Lotus, Chromatics и даже Пичез со Swervedriver - первый же сингл от D∆WN (она же Дон Ричард) звучит очень многообещающе. Кроме того, всё это можно скачать бесплатно и даже купить футболку с обложкой одного из синглов.

GoldLink

Самый популярный из всех представленных SoundCloud-аккаунтов - у молодого рэпера GoldLink : им уже одинаково восхищаются Адам Бейнбридж (он же Kindness) и некоторые из героев этого материала, с ним записываются Чет Фейкер, Kayatranda и Zhu, а на прошлогоднем его альбоме с нескромным названием The God Complex нашлось место и отголоскам классического хип-хопа, и футворку, и EDM, и другой прогрессивной электронике; при этом сам он не торопится рассказывать журналистам о себе. Главное его преимущество в том, что он чётко понимает, чего хочет - в том числе и подо что хочет читать; пока, впрочем, неясно, умение ли это держать нос по ветру или нечто большее.

Fright House

На лейбле Fright House выпускаются музыканты с довольно идиотскими именами - есть здесь и Alfie Casanova, и SuperMega64, и Space Candy; всех их объединяет довольно безумное настроение треков - впрочем, об этом нас предупреждает описание лейбла. Здесь находится место много чему - и трэпу, и EDM, и евроденсу, и меланхоличной электронике в духе Райана Хемсворта, и треку, где нет никакого текста, кроме повторения имени Линдси Лохан. Такие вещи довольно легко увязать с PC Music, но быстро набирающий популярность британский лейбл обходят ещё более безбашенные люди - Fright House отличный тому пример.

Кедр Ливанский

За псевдонимом скрывается Яна Кедрина, одна из участниц объединения John’s Kingdom - в отличие от остальных, она только вдохновляется техно, но пишет настоящие песни, напоминающие одновременно и о русской поп-музыке 90-х, и о ком-то вроде Марии Минервы. Пока в арсенале Кедриной есть EP «Солнце Января» и пара песен с будущего альбома - но уже сейчас понятно, что за ней стоит следить: песни у неё получаются одновременно и доступные, и отвечающие духу русского времени. Здесь и любовь к техно, и лоу-фай, и простые тексты - всё, что нужно местному музыканту в 2015 году. Несмотря на небольшую аудиторию, Кедриной уже удалось выступить в Ростове, Казани и Екатеринбурге - не каждый русский музыкант может похвастаться даже этим.

Henrik the Artist

Кто такой Хенрик , не знает никто - парень, чьё фото в том или ином виде появляется на обложках его треков, может им и не быть. Его музыка - это скорее весёлая пародия на то, что происходит с электроникой прямо сейчас: он пишет к трекам аннотации-стихотворения, всерьёз называет себя художником и явно цитирует других SoundCloud-музыкантов. При этом у него получаются довольно неплохие треки - например, выпущенный на Activia Benz ремикс на Mason vs. Princess Superstar - Perfect Workout или записанный вместе с Kochi Boy трек Friends Forever. Впрочем, если для Хенрика это всё действительно всерьёз, то так даже интереснее.

floe

Русская кассетная культура возрождается - и вслед за следящими за оформлением Klammklang и Full of Nothing у лейбла Fuselab появилось своё подразделение floe , за которое отвечает петербуржец Дмитрий Комеда. Кассеты делаются минимальным тиражом, а альбомы отбираются среди не самых известных, но достаточно интересных исполнителей - уже вышли Lovozero, Евгений Гринько, Павел Карманов и «Архитектурный оркестр благодетели», скоро ожидаются «Синекдоха Монток» и Антон Батагов; за графиком выхода можно следить