Проявление расизма и радикального национализма. Расист и нацист: в чем разница между понятиями? В чем выражается расизм и нацизм

Национализм. Расизм. Шовинизм. Фашизм. Патриотизм. Посмотрите ниже, какие определения этим терминам даны в самой распространенной среди молодежи интернет энциклопедии ВИКИПЕДИЯ, именно из нее современные школьники, и студенты черпают основную информацию при подготовке к урокам, семинарским и практическим занятиям. Прошу Вас обратить внимание на то, какое в этом словаре дается толкование фашизму. Из всех пяти определений даже патриотизм выглядит радикальным, а фашизм становится просто массовым политическим движением.

Кроме того, все, что касается национальной самоидентификации человека признается, национально-государственного строительства признается плохим, в определениях несет отрицательную эмоциональную нагрузку. Правильно в глобальном мире нет места отдельным государствам, особенно их ресурсам людским и природным, причем в этой «энциклопедии» специально выделяются именно русскоязычные СМИ, историография СССР, понятие РОДИНА, но, делается оговорка, представление о сущности патриотизма у разных людей разное.

Кроме того, тем, кто знает иностранные языки, советую почитать эти термины и определения к ним на английском языке. Открытие разного толкования для вас станет действительно открытием. Складывается впечатление, что они то, как раз и делят очень четко весь мир на своих и чужих.

Таким образом, читая эти определения, моментально теряешься, потому, что с детства ты впитал в себя совершенно другое понимание этих слов, теперь же происходит постепенный разворот и мне кажется, что скоро ФАШИЗМ станет розовым и пушистым, а ПАТРИОТ с его любовью к РОДИНЕ, атавизмом, который необходимо удалить хирургическим вмешательством. И еще нужно пользоваться своими словами и своим пониманием мира, выстраданным нашей тысячелетней историей.

РУССКИЕ, КСТАТИ, ДО СИХ ПОР САМАЯ КРУПНАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАЦИЯ!

Интернет энциклопедия – Википедия

Национали́зм (фр. nationalisme ) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа , объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму . Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

Русскоязычные СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм, в особенности его крайние формы (шовинизм, ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными . Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.

Расизм — совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике порой находит свое выражение в политике расовой дискриминации.
Шовини́зм (фр.
chauvinisme ) — агрессивная идеология и политика, проповедь национального превосходства. В некоторых случаях трактуется как крайняя форма национализма. Буржуазный национализм, проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам всех других наций, разжигание национальной вражды, чувства презрения и ненависти к другим расам и нациям.

Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.

В более узком историческом смысле под фашизмом понимается массовое политическое движение , существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини.

В историографии СССР , России и ряда других стран под фашизмом понимается также немецкий национал-социализм (см. нацизм), франкизм, режим Нового государства в Португалии, венгерские, румынские, болгарские варианты фашизма и их производные, ультраправые политические движения в странах третьего мира.

В последнее время в специальной литературе широко обсуждается определение фашизма английским исследователем Р. Гриффином как «палингенетического ультранационализма» , предполагающее, что в своем мифологическом ядре фашистская идеология нацелена не на «возрождение» нации (как другие националистически-популистские идеологии), а на её «сотворение заново» .

Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку , традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине , но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.

Очень неприятно слышать, когда говоря о Германии Третьего Рейха, говорят Немецка-Фашистская. Неприятно, когда Всех без исключения скинов называют Фашистами. Хотя в это же время, национализм очень успешно путают с расизмом, но не в коем случае не наоборот! Конечно, люди, которые вводят обывателя в заблуждения таких маштабов очень хорошо разбираются в этим понятиях. Но всё же, целью этих овобщей является именно ввести в заблуждение и "дизинформировать" простого человека, так сказать, отвести удар, от своей пейсатой или комунявой морды.

Для начала разберемся с терминами.

Дело в том, что часто национализм смешивают с такими понятиями, как нацизм и фашизм (а иногда – даже с расизмом). Причем – смешивают специально , ибо перепутать эти понятия невозможно.

Расизм - совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых...

В самом деле, что такое фашизм ? Послушаем его родоначальника, Бенито Муссолини: "Если свобода должна быть неотъемлемым свойством реального человека, а не абстрактной марионетки, как его представлял себе индивидуалистический либерализм, то фашизм за свободу. Он за единственную свободу, которая может быть серьезным фактом, именно за свободу государства и свободу индивида в государстве. И это потому, что для фашиста все в государстве, и ничто человеческое или духовное не существует и тем более не имеет ценности вне государства." Из этого следует, что в фашизме первично именно государство, а не нация: "Не нация создает государство, как это провозглашает старое натуралистическое понимание, легшее в основу национальных государств 19-го века. Наоборот, государство создает нацию..." Желающие могут освежить в памяти "Доктрину фашизма" самостоятельно; но процитированного уже достаточно для того, чтобы понять, что фашизм и национализм – далеко не одно и то же.

Частично подобная путаница связана с тем, что во времена Великой Отечественной нашими противниками – так уж получилось – были германские национал-социалисты . А поскольку в СССР тогда был социализм, то было как-то неуместно воевать одним социалистам против других – и национал-социалисты превратились в "немецко-фашистских захватчиков". Более корректно сокращенное название "нацисты ". Термин – неофициальный, поэтому четкого определения его найти невозможно; но для наших целей вполне достаточно того, что нацисты (и это – смысл термина) относили себя к высшей расе, а многие другие национальности считали ущербными a priori.

Не будем сейчас рассуждать об этической (и любой другой) оценке фашизма и нацизма ; в контексте обсуждения важно лишь то, что они отличаются от национализма.

Так что же такое Национал-Социализм и кто такой Национал-Социалист ?

Т.е. Национал-Социализм - это система управления государством, в котором будет удобно жить стержневому населению данной страны.

Э. Балибар

Расистские организации чаще всего отказываются от именования себя таковыми, настаивая на том, что они националистские и заявляя о невозможности отождествления этих понятий. Что это – простая тактика маскировки, или же симптом страха перед словами, связанными с расистской установкой? На самом деле дискурсы расы и нации никогда не являются слишком отдаленными друг от друга, даже если их близость и отрицается: так присутствие «иммигрантов» выдается за причину «антифранцузского расизма». Сами изменения словарных значений наводят на мысль, что по крайней мере в устоявшемся национальном государстве националистические организации в некоторых политических движениях неизбежно оказываются расистскими.

По крайней мере часть историков ссылаются на это положение дел как на аргумент в пользу того, что расизм – и как теоретический дискурс, и как массовый феномен – развивается «на почве национализма», повсеместного в нынешнюю эпоху . Таким образом национализм представляется если не единственной причиной расизма, то во всяком случае определяющим условием его возникновения. Также утверждается, что «экономические» (связывающие расизм с кризисными состояниями) или «психологические » (связывающие его с амбивалентностью ощущения персональной идентичности и принадлежности к коллективу) объяснения оказываются уместными, поскольку они проясняют предпосылки и последствия национализма.

Этот тезис, несомненно, подтверждает, что расизм не имеет никакого отношения к существованию объективных биологических «рас» . Он свидетельствует о том, что расизм – это исторический или культурный продукт, и позволяет избежать двусмысленности «культуралистских» объяснений, которые, со своей стороны, также стремятся представить расизм своего рода инвариантом человеческой природы. Преимущество этого тезиса в том, что он разрывает порочный круг психологии расизма, замкнутый на исключительно психологических объяснениях этого феномена. Наконец, этот тезис выполняет критическую функцию по отношению к стратегиям «эвфемизации», свойственным другим историкам, слишком заботящимся о том, чтобы поместить расизм за пределы национализма как такового – как будто можно определить национализм, не включая в него расистские движения и, следовательно, не прибегая к исследованию общественных отношений, приводящих к расизму, которые нельзя отделить от современного национализма (в частности, империализма) . Тем не менее эти преимущества сами по себе еще не обеспечивают ни доказательства того, что расизм есть неизбежное следствие национализма, ни a fortiori того, что если бы не существовало явного или латентного расизма, национализм исторически был бы невозможен

Характерной формой дискриминации является расизм. Расизм - это сложное социально-психологическое явление, включающее в себя расовые стереотипы, предубеждения, дискриминацию. Обычно под расизмом понимают дискриминационные действия, оскорбляющие людей лишь на том основании, что они являются членами определенной расовой группы.

К расизму близко такое явление, как национализм. Только если в случае с расизмом человек подвергается дискриминации из-за цвета кожи, то национализм выражается в дискриминации людей из-за их национальной принадлежности. Правда, расовая неприязнь, по всей вероятности, укоренена в человеческой психологии глубже, чем национальная, ведь национальность человека не всегда распознается с первого взгляда в отличие от его расовой принадлежности. Поэтому признаки национальности не обязательно воспринимаются как резкие стимулы, вызывающие по крайней мере повышенное внимание и настороженность, а в экстремальных случаях - страх и ненависть, как это имеет место при межрасовых контактах.

Необходимо отметить, что, когда говорят о расизме, обычно имеют в виду так называемый «белый расизм», но расовая дискриминация практикуется всеми расами, поэтому есть основания утверждать, что существует «черный», «желтый» и т. п. расизм.

Почему же в основном говорят о белом расизме? Дело в том, что в период Нового времени именно европейцы, осуществляя беспрецедентную военную, экономическую, религиозную и культурную экспансию, стали доминирующей расой и начали навязывать всем остальным собственные культурные стандарты, моральные и религиозные нормы и ценности, правила поведения и т. д., попутно обеспечив свое могущество за счет эксплуатации других рас. Таким образом, позиция превосходства давала белым возможность рассматривать остальные расы как «отсталые», «недоразвитые», «дикие», «низшие» и т. п., а потому и относиться к ним свысока, пренебрежительно, жестоко. Еще несколько десятилетий назад как в европейских государствах, так и в тех странах, где европейцы доминировали, существовали государственная расистская политика и идеология. Так, например, в Южно-Африканской Республике, где главенствовали выходцы из Европы, вплоть до 1991 г. проводилась расистская политика апартеида, т. е. раздельного проживания белого правящего меньшинства и подавляющего большинства черных африканцев. Правительство ЮАР поощряло пропаганду расизма и запрещало любую его критику. По этой причине там до 1979 г. существовал даже запрет на телевидение. Пример ЮАР можно отнести к разряду крайних, экстремистских, но и в других странах, например в США, также проводилась государственная расистская политика, правда, не в таком тотальном варианте, как на юге Африки.

Однако нельзя не отметить, что сегодня, когда белая раса уже не является доминирующей, все чаще приходится сталкиваться с расизмом других расовых групп. В той же ЮАР в первые годы после отмены апартеида многие экстремистские группировки африканцев выступали под лозунгом «Уничтожим всех белых».

Сегодня, пожалуй, не найти страны, где бы существовал государственный расизм, во всяком случае, провозглашаемый открыто (хотя подстрекательства к нему со стороны государственных деятелей встречаются). Тем не менее даже лишившись институциональной поддержки в виде законов, предписывающих расовую сегрегацию и апартеид, расистской пропаганды и т. п., расизм продолжает существовать на индивидуальном уровне в повседневных бытовых взаимоотношениях.

Американские социальные психологи, которые, наверное, более других демонстрируют озабоченность проблемой расизма и которые, кстати, провели наибольшее количество исследований межрасовых отношений, полагают, что сейчас в США традиционный - откровенный и грубый расизм трансформировался в современный, так называемый символический расизм, который выражается в дискриминации при приеме на работу, при выборе места проживания, при наведении общественного порядка, завязывании социальных отношений и т. д. Следовательно, несмотря на то что Верховный суд США еще в 1954 г. признал незаконной расовую сегрегацию в школах (раздельное обучение черных и белых детей) и подтвердил равные политические и гражданские права всех граждан США независимо от цвета их кожи как в самой стране, так и где бы то ни было, сами американцы продолжают негласно поддерживать социальное разделение между расами.

А поскольку сегодня проявлять откровенный расизм считается предосудительным и даже преступным с точки зрения закона, то современный расизм приобрел более тонкие, замаскированные формы своего выражения.

В России в последние годы, напротив, ранее завуалированные расизм и национализм нередко приобретают открытые формы (действия экстремистских группировок, выступления отдельных политических деятелей и т. п.).

Поскольку в последнее время в американском обществе расовые предубеждения и дискриминация проявляются в смягченной форме, то некоторыми исследователями были предложены альтернативные объяснения расовой неприязни. В частности, Д. Мак-Кирнен и коллеги высказали предположение, что в современной Америке расовые предубеждения возникают из-за различий, но не в цвете кожи, а в культурных ценностях. Другими словами, белые американцы испытывают неприязнь к неграм не из-за того, что те черные, а из-за того, что они разговаривают, ведут себя, одеваются, живут не так, как белые.

Экспериментальная проверка подтвердила эту гипотезу, но ранее (см. раздел II) мы уже отмечали, что реализм бывает экспериментальным и жизненным. Исходя из результатов, полученных в эксперименте Мак-Кирнена, и развивая названную гипотезу, можно было бы предположить, что если негры станут одеваться и разговаривать так же, как белые, то расовая неприязнь исчезнет. Но жизненные реалии таковы, что и те чернокожие в американском обществе, которые целиком и полностью переняли культуру белых, все равно являются жертвами предубеждений и дискриминации.

(Лекция) Расизм – совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физических и умственных неравноценности человеческих рас и о решающих влиянии расоых различий на историю и культуру.

(Методичка Сергеева) Национализм и расизм. Уместно также рассмотреть соотношение национализма с расизмом и патриотизмом. Довольно распространено мнение, согласно которому расизм - огрубленный и доведенный до шовинизма национализм. В пользу этого мнения можно привести тот аргумент, что так же, как национализм считает принадлежность индивида той или иной нации фундаментально-антропологическим свойством, расизм считает таким свойством принадлежность индивида той или иной расе. А поскольку «раса» в расистской интерпретации часто есть не что иное, как наделенное квазиуниверсальностью этническое сообщество, расизм предстает в виде редуцированного национализма. Как и националисты, адепты расизма считают членство в национальном коллективе определяющим для мышления и поведения индивидов. Разница лишь в том, что расисты понимают этот коллектив не в качестве культурно-исторической, а в качестве биологической общности. Следует также иметь в виду, что термин «раса» в ряде западноевропейских языков употребляется в более узком смысле, чем в русском, обозначая определенный народ или группу близких народов («славянская раса», «германская раса»). Поэтому расизм приобретает этническую окраску. Однако существует немало аргументов, оспаривающих такой подход к расизму. Расизм и национализм плохо совместимы и исторически и логически.
В русском языке патриотизм обычно связывают с гражданским национализмом. Но в Западной Европе слово патриотизм нередко обозначает приверженность местным, локальным, региональным ценностям, а приверженность общенациональным, общегосударственным – не патриотизм, а национализм. Соответственно патриотизм также может сближаться с этнонационализмом.

19. Этнонационализм в современной России
(по лекции «Русский национализм», вроде то)

«Сопротивление» (Питер) Р.Зенцов
«Русский образ»
«БОРН» - боевая организация русских националистов. И.Горячев – 2008г. Выбирали свои жертвы, исходя из общественной известности и политической конъюнктуры. Н. Тихонов. Расправились с рядом активистов движения «антифа» + Стас Маркелов

С 2004 года отличается рост нападений членов этнонационалистических группировок на людей неславянской внешности, а также на представителей тех молодежных субкультур, которых правые радикалы и националисты считают «предателями идей белой расы» (панки, готы, эмо).
Неонацистская банда «НСО-Север»
Скандально известное движение «Оккупай-педофиляй» (Тесак – Максим Марцинкевич) – бывший «Формат-18». 18 – по буквам алфавита означает АН – AdolfHitler



Коммерционализация
-геймизация («игровизация»)
-автономизация (принцип ризомы) – принцип «грибницы» или сети

В 2012 году оформляется менее радикальное национал-демократическое движение (русский гражданский союз, национал-демократическая партия.

Одно из важнейших оснований типологизации – ориентация либо на те культурные и политические образцы, что так или иначе связаны с Россией (Русью), русской традицией с одной стороны и Западом с другой. Другое разделение – этнонационалисты, т.е. сторонники создания государства с господством русской этнонации, и имперцев, сторонников империи как большого мультиэтничного государственного образования, охватывающего территорию бывшей Российской империи, СССР и тд.

20. Этнонациональные меньшинства и коренные этносы: определения и основные черты

Национальное (этническое) меньшинство – часть народа, проживающая за пределами его национально-государственного образования или не имеющее такого, в инонациональной среде и сохраняющая специфические этнические черты.

Этническое меньшинство – меньшая в численном отношении, не доминирующая группа населения , имеющая культурные, расовые, религиозные или лингвистические особенности (эксперты ООН Ж.Дешене и Ф.Капоторти)



Этническое меньшинство – группа людей в полиэтническом обществе, отличающаяся от доминирующей общности по своим этническим особенностям и численности (Ю.Шабаев, А.Садохин)

· Численность его не должна быть больше доминирующего большинства

· Не занимает доминирующего положения (либо подчиненное, либо «на равных»)

· Имеет культурные особенности

Типы этнических меньшинств . Этнические меньшинства бывают, как минимум, трех типов (Л.Вирт):

1. По взаимоотношениям с доминирующей группой и с властью:

o Плюралистические меньшинства. Они стараются сохранить себя, свою самобытность, но активно участвуют в общественной жизни (Например: татары, башкиры)

o Ассимиляционистские – не заботятся о своей самобытности, идентичности, активно участвуют в процессе ассимиляции (другие народы Поволжья)

o Сецессионистские – сохраняют свою самобытность, стремятся к созданию собственного государства (чеченцы в 1990-х гг.)