Повесть портрет гоголь анализ произведения. Слушаем доклады заранее подготовленных студентов

В свете этой программы в учреждениях СПО предлагается для обязательного изучения повесть

Н.В. Гоголя “Портрет”.

Изучению повести отводится 2 часа. В течение этого времени необходимо изучить и идейную направленность, и композицию, и художественную ценность произведения.

Необходимо научить студентов анализу произведения, а для этого нужно знать историю создания повести, овладеть текстом, знать сведения из биографии писателя. Настоящая разработка имеет практическую направленность:

помочь преподавателю справиться с вышеуказанными задачами, правильно организовать учебное время, дать полнейшее представление о данном произведении, проблемах, которые ставил перед собой Н. В. Гоголь.

Методика преподавания литературы выработала несколько подходов к осуществлению проблемного анализа литературного произведения: выделение нравственных, эстетических, философских проблем в художественном тексте.

В своей работе я опиралась на монографии и многочисленные научные статьи профессора В. Г. Маранцмана.

Он пишет: “Проблемное обучение как структура учебного процесса представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций, в ходе которых ученик под руководством учителя овладевает содержанием предмета, способами его изучения и развивает в себе качества, необходимые для творческого отношения к науке и жизни”.

“Портрет”– важнейшее произведение не только для русской, но и для мировой литературы. Оно не утратило своей важности и в наше время. Ведь в мире всегда есть богатые, которые хотят стать ещё богаче, и бедные, которые хотят занять место богатых. Эту проблему можно отнести к разряду вечных проблем.

Об этом писал А. С. Пушкин в произведениях “Пиковая дама” и “Моцарт и Сальери”. В настоящее время проблема, поставленная Н. В. Гоголем, стоит особенно остро. Что важнее истинное искусство или лёгкая нажива? Гоголь утверждает, что истинный талант – это Божий дар,

растрачивать его понапрасну ради наживы художник просто не имеет права.

Поэтому герой повести Чартков гибнет: он не сумел отстоять своё искусство перед жаждой обогатиться материально.

В своей методической разработке я представляю:

  • материалы для преподавателя из истории создания повести “Портрет”;
  • разработку занятия в соответствии с календарным планированием.

План.

1. Введение.
2. Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” (материал для учителя).
4. Методическая разработка занятия по повести Н. В. Гоголя “Портрет”.
5. Литература

Введение

Все свои повести Николай Васильевич Гоголь разделил на два больших цикла: “Вечера на хуторе близь Диканьки”, “Миргород” и “Петербургские повести”. Через многие произведения последнего цикла проходит мысль о беспощадной и губительной власти денег. “Портрет” – одна из таких повестей.

В ней рассказывается о Чарткове – честном трудолюбивом художнике, человеке с талантом и способностью тонко чувствовать натуру. Но с одним недостатком. Этот недостаток – алчность. Деньги, случайно найденные в раме портрета, лишили его покоя и подавили интерес к настоящему искусству.

“Портрет” – это повесть о трагедии художника, познавшего радость вдохновенного творчества и не сумевшего и отстоять своё искусство перед жаждой обогатиться материально. Гоголь под маской фантастического случая показывает читателю истинную столицу России, какая она есть, весь Петербург, поражающий картинами противоречий и контрастов. В скрытом образе города воплощены все силы зла, он выражает весь трагизм русской действительности. Все его жители делятся на дельцов и людей, которые хотят ими стать. “Наш век давно уже приобрёл скучную физиономию банкира”, – замечает Гоголь в повести. Вообще Петербургский цикл собрал все несправедливости, которые творились в обществе, а “Портрет” стал воплощением борьбы с губительной алчностью.

Для раскрытий действия повести Гоголь выбрал интересный приём. Произведение состоит из двух частей. В первой рассказывается о трагической судьбе и смерти героя, истинная причина которой покрыта для читателя загадкой. Во второй же автор объясняет таинственные обстоятельства и причины смерти Чарткова, ни говоря при этом о нём самом ни слова.

Тема произведения выражена в названии – это загадочный портрет странного ростовщика. “Это уже не была копия с натуры, это была странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы”.

Картина заставила одного художника загубить свой талант, другого – уйти в монастырь. Чтобы как можно прозрачнее показать читателю смысл повести, Гоголь заставляет портрет исчезнуть в самом конце. В первой редакции повести пропадала не картина, а образ старика с неё, но в окончательном варианте автор захотел сделать так, чтобы портрет снова был украден, чтобы нашёлся человек, который станет очередной жертвой ростовщика-азиата.

Главная мысль повести – в том, что истинное служение искусству требует от человека нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за талант. Ни того, ни другого недоставало Чарткову.

“Портрет” можно сравнить с “Моцартом и Сальери” Пушкина. Соблазнённый дьяволом, Чартков “узнал ту страшную муку, ... когда талант слабый силится высказаться в превышающем его размере и не может высказаться; ту страшную муку, которая делает человека способным

на ужасные злодеяния. Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства”. Он узнал ту муку, которой мучался пушкинский Сальери. Но Сальери убил создателя музыки, сохранив способность наслаждаться его произведениями. А Чартков уничтожает “всё лучшее, что только производило художество”, стремясь уничтожить само искусство. Сальери совершил злодейство и этим погубил свой талант. Чартков погубил свой талант и свою душу и поэтому совершает злодейства.

Повесть Н.В.Гоголя “Портрет”.

(Материал для учителя)

Проблемное обучение является одним из путей постижения учебного материала. Оно воспитывает концепционность мышления, способствует развитию системного подхода к явлениям.

Изучение повести Гоголя “Портрет” требует именно проблемного подхода для активизации внимания учащихся, проблемные вопросы заставляют задуматься над знаменательными вопросами произведения.

В произведениях Гоголя, которые изучают студенты СПО, углубляются темы, намеченные в предыдущих циклах. Автор и его герои оказываются не под знойным солнцем “упоительного летнего дня” и не под покровом “божественной” ночи, а в освещённом тусклым фонарём городе. В “Петербургских повестях” наиболее ярко обнаруживается авторская сосредоточенность на проблемах духовного самоопределения человека, проблемах искусства, творчества; писатель устремил свой взор в глубины человеческой души, стремясь увидеть за формой сущность, за внешним – внутреннее. Гоголь всё время предостерегает читателя: “О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!” Сквозь призму фантастического писатель рассматривает известное по-иному, в знакомом пытается увидеть аномалию. “В гоголевских принципах соотношения реального и фантастического кроется своеобразие художественной системы петербургских повестей”.

В перевёрнутом наизнанку мире человек ощущает себя хрупким и одиноким, словно тютчевский герой, стоящий на краю бездны:

И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол
Лицом к лицу пред пропастию тёмной...

Трагедийность проявляется и в “поведении” окружающей среды (...мост растягивался и ломался на своей арке...), и в ощущениях человека (Пискарёву “казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла смешал вместе”). Смещая пропорции, автор показывает, как кажущееся легко подменяет сущностное, реальное становится фантастическим, как вещь легко замещает человека, как незаметно стирается граница между добром и злом. При этом герои испытывают экзистенциальное чувство одиночества и тоски. Людям в такие критические моменты необходимо научиться жить и любить с постоянным “сознанием хрупкости и обречённости всего”.

Повесть “Портрет” посвящена основной и животрепещущей теме Н. В.Гоголя – теме творчества, судьбы художника, эстетического и нравственного.

Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – “Невский проспект”, “Портрет” (1 ред.), “Записки сумасшедшего” – вошли в сборник “Арабески”, опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей “Арабесок” по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. “...Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято... В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства...” – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.

В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: “Портрет” есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без увлеченья...

Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя...” В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все “нервы” произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации

художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: “Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?” Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.

Повесть состоит из двух частей: В первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём “перевёрнутой композиции” (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой). Почему погиб талант Чарткова? Почему герою не удалось сохранить свой талант, а автору таинственного портрета удалось преодолеть в себе живописца “нестройной жизни”? Каков смысл композиции?– ответы на эти и другие вопросы помогут юным читателям разгадать многочисленные тайны гоголевского текста. На уроках речь пойдёт о тайне творчества, о загадке человеческого духа, о возможных способах постижения природы искусства, о том, как важно человеку не предавать себя, не изменять своему таланту и верить в своё призвание. Проблемный анализ поможет ученикам преодолеть многие “нестройности” восприятия текста.

Начало повести многообещающее: перед нами молодой, талантливый художник, “пророчивший многое: вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностью, содержанием, шибким порывом приблизиться к природе...”. Он умеет отличать подлинное искусство от подделки, за так называемым лицом увидеть “личину”. Так, в картинах, выставленных на Щукинском дворе, прежде всего бросается в глаза не только бездарность их авторов, но и искажённая действительность: “Он остановился перед лавкою и сперва внутренне смеялся над этими уродливыми картинами. Здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоправно встала в ряды искусств... Фламандский мужик с трубкою и выломанной рукой, похожий более на индейского петуха, чем на человека”. Рассматривая с героем портретную живопись, автор с грустью отмечает отсутствие света, красоты и гармонии внутренней жизни в изображаемом. Пройдёт совсем немного времени, и на полотнах Чарткова заиграют, забьют яркие, кричащие краски; хорошенькую головку Психеи заменит томное личико Лизы, на котором “можно обнаружить тяжёлые следы безучастного прилежания к разным искусствам”.

Каждый новый заказчик будет иметь “притязания на разное”. Они попытаются скрыть следы деформированной действительности за маской Марса, Байрона, обликом Коринны, Ундины, Аспазии, Чартков с “большой охотой согласится на всё и прибавит от себя уже всякому вдоволь благообразия... Он будет дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти...” А пока он стоит “уже несколько времени неподвижно”, словно заворожённый, перед одним портретом, в больших, когда-то великолепных рамах...”

Сравним редакции:

II редакция:

“Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движения и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлён в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был повреждён и запылён портрет, но, когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника... Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и всё старательное тщание своё художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью”

I редакция:

“...Он стал нетерпеливо тереть рукою и скоро увидел портрет, на котором ясно была видна мастерская кисть, хотя краски казались несколько мутными и почерневшими. Это был старик с каким-то беспокойным и злобным выражением лица; в устах его была улыбка, резкая, язвительная, и вместе какой-то страх; румянец болезни был тонко разлит по лицу, исковерканному морщинами; глаза его были велики, черны, тусклы; но вместе с этим в них была заметна какая-то странная живость. Казалось, этот портрет изображал

какого-то скрягу, проведшего жизнь над сундуком, или одного из тех несчастных, которых всю жизнь мучит счастье других... Во всём портрете была видна какая-то неокончательность...”

В I редакции портрет ростовщика со всей очевидностью выдаёт в нём демонического персонажа. Во II редакции Гоголь завуалировал, спрятал в подтекст всю инфернальную сущность ростовщика, оставивив читателя в ауре тайны.

Рассматривая дома таинственный портрет, Чартков испытал одновременно два противоположных чувства: с одной стороны, он сильно испугался, с другой – какое-то томление охватило его. Молодой человек пытался заснуть, думая о “бедности, о жалкой судьбе художника, о тернистом пути, предстоящем ему на этом свете”, но портрет не давал ему покоя: что-то притягивало, манило за ширму. Золото, блеснувшее в руках ростовщика, стало символом искушения, духовного испытания героя. В “Петербургских повестях” сновидения наделяются особой функцией испытания души. “Герой-сновидец предстаёт как своеобразный медиатор между этим и тем светом; блуждающая душа героя обнажает переживаемое им состояние кризиса, что выражается в потере ориентации, неумении ответить на вопросы “где” и “когда”.

Переходы из одного сна в другой метафорически обозначают движение героя в пучину хаоса. Этот эпизод напоминает по тематике сцену “Вакула у Пацюка” из повести “Ночь перед Рождеством”. Вареник, попавший волшебным образом в рот кузнеца в “голодную кутью”, явился неким “договором” с нечистой силой. Однако набожность Вакулы не позволили ему совершить грех. У Чарткова не было внутреннего стержня, как не было его у многих людей, живущих в ломающемся мире. “Красивая жизнь”, праздничные гуляния с дамами, вкусные обеды – об этом мечтал тайно бедный художник в маленькой комнатке на Васильевском острове. Схватив судорожно свёрток, Чартков смотрел, не заметит ли старик...”. Так произошло “подписание договора с дьяволом”. Эта тема не нова в литературе: она волновала Гёте, Байрона. Пушкина. Лермонтова. Но у Пушкина в “Сцене из Фауста” развита мысль о том, что “человеческая природа всё ещё сохраняет благоговенье перед понятиями, священными для человеческого рода”. Любовь и является одним из таких понятий. Когда Мефистофель вырывает из души героя корень любви, ему ничего не остаётся, как издать приказ: “...всё утопить”. Жизнь теряет всякий смысл, когда любовь превращается в иллюзию (см. анализ “Сцены из Фауста” в кн. Маранцман В. Г. На пути к Пушкину. – М., 1999).

В повести Гоголя диалога героев нет. Его участники (художник и ростовщик) пребывают в “разных пространственно-временных и исторических плоскостях”.

Вместе с тем формула диалога сохраняется в повести. Герои общаются с помощью жестов, взглядов, а свёрток с монетами – это итог этой встречи.

Таким образом, получение денег – это первый “прекрасный миг”, “преобразовавший” Чарткова. Он прекрасно устроился, составил себе карьеру, добился успеха у столичной знати. Деньги приобщили его к атмосфере, где царствует “презренный холод торговли и ничтожества”.

Творческие напряжения и порывы сменились небрежностью, равнодушием

к собственному творчеству. “Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Гений творит смело, быстро...” – так теперь рассуждает Чартков. Как здесь не вспомнить пушкинские строчки:

Служенье муз не терпит суеты,
Прекрасное должно быть величаво...

Гоголь лексически подчёркивает историю духовной гибели живописца.

Уже он начал достигать поры степенности ума и лет... Уже в газетах и журналах читал прилагательные: “почтенный наш Андрей Петрович”,

“заслуженный наш Андрей Петрович”... Уже стали предлагать ему по службе почётные места”. Во всех этих рядах обнаруживается два противоположных плана: один – передаёт продвижение по службе, внешнее восхождение, а другой план (внутренний) раскрывает деградацию личности художника (“Уже он начинал верить, что всё на свете просто, вдохновения свыше нет...”), променявшего талант на простые безделицы.

За свой быстрый успех герою пришлось расплачиваться талантом и душой.

Увидев “божественное” произведение искусства, привезённое из Италии, Чартков на миг прозрел, к нему вернулась молодость, “как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова”. Здесь герой ощутил второе “прекрасное мгновение”, на некоторое время восстановившее прерванную связь художника с миром людей, с миром искусства. В этот миг он понял, что настоящий талант нельзя купить ни за какие деньги. Вновь фаустовский мотив “прекрасного мгновения”, на некоторое время осветил жизнь героя, наметил перелом в воззрениях и характере: от ослепления к прозрению, от заблуждения к истине. Однако восстановление его личности оказалось невозможным. Чартков истощил самого себя. Когда он взглянул на картину, “чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника”. Он хотел высказать замечания, но “речь умерла на устах его, слёзы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы”. Герой стал частью этой “нестройной” жизни, забыв о своём высоком предназначении. Чарткорвым, как и пушкинским Фаустом, овладела страсть к разрушению, однако мотивы такого поступка у художника были иные. Последние дни жизни его были ужасны: он безжалостно уничтожал лучшие картины, шедевры мировой живописи. Зло потому стало для Чарткова неуничтожимо, что он оказался неспособен терпеть и надеяться. Ему не хватило душевного покоя, мудрого смирения, чтобы преодолеть душевную смуту.

Во второй части повести рассказывается о судьбе автора этого таинственного портрета, сумевшего преодолеть в себе живописца нестройной жизни. Художник, как и молодой Чартков “искал ту степень мастерства, то творческое состояние, которое позволяет уловить и передать глубинную суть живого человеческого лица”. Мастер, услышав просьбу ростовщика написать портрет, “на другой день, схвативши палитру и кисти, был у него в доме... “Чёрт побери, как теперь хорошо осветилось его лицо! – сказал он про себя и принялся жадно писать, как бы опасаясь, чтобы как-нибудь не исчезло счастливое освещение”. Чарткова и художника-богомаза объединяет один образ – ростовщик. Один увековечил его, а другой дал ему вторую жизнь, “оживил”. Ещё древние люди наделяли портретное изображение магической функцией (способностью портрета “оживать” и “оживлять” изображённое на нём.)

С портретным изображением связана надежда человека на “преодоление” смерти и посмертное существование в портретном образе (ростовщик художнику: “Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить”). Портрет получился “совершенный”, как будто живой человек глядел с полотна. Автор портрета, как и Чартков, стремился к точному изображению, к овладению природой. Хозяин квартиры говорит о Чарткове: “Вот комнату рисует... нарисовал её со всем сором и дрязгом”. Всех присутствовавших в лавке поразили глаза ростовщика, “живые” глаза, пронизывающие душу насквозь. Подражание природе, видимо, необходимое для искусства, но явно недостаточное действие. Как отмечает В. А. Фаворский, “живое” в искусстве не там, где с портрета смотрят совершенно живые глава, заставляя вас содрогаться, но там, где художнику удаётся создать цельное пространство – мир, который в своей цельности оказывается самостоятельным, самосущим, а значит, уже в очень значительной степени и живым”. Вторая часть повести и раскрывает историю преодоления “заданности” искусства, путь познания и преодоления “порывов страдания”. Только жизнь в монастыре, посты и молитвы восстановили гармонию духа художника-портретиста. Картина, созданная художником после его пострижения и отшельничества, поразила “необыкновенной святостью фигур”. “Чувство божественного смирения и кротости в лице Пречистой Матери... святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину, – всё это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое”.

В повести “Портрет” представлен идеал художника – автор “великолепной” картины. Гоголь в нескольких фразах, но свободно и вдохновенно проговаривает свою позицию, наслаждается величия духа мастера. В этой картине, “чистой, непорочной, прекрасной, как невеста”, сказалась та свобода творчества художника, о которой мечтал писатель. Жизнь художника прошла вдали от “свободного мира”. “Ему не было до того дела, толковали ли о его характере, о его неумении обращаться с людьми, о несоблюдении светских приличий... Всем пренебрегал он, всё отдал искусству”. Как отмечается в исследовательской литературе, прообразом молодого талантливого художника стал друг Гоголя – А.А. Иванов. “В облике Иванова, в его творческом самоотречении Гоголь видел образ идеального художника, о чём писал в “Выбранных местах...”. С Ивановым писатель познакомился в Риме в 1838 году при содействии В. А. Жуковского, когда тот работал над своим главным трудом – “Явление Мессии”. Знакомство переросло в дружбу, не прекращавшуюся до смерти писателя. Гоголь высоко ценил талант живописца, присущий ему пытливый, философский склад ума. Всю страсть своего сердца Иванов отдавал работе над картиной. Около 1833 года Иванов создаёт эскизы будущего творения. На картине разворачивается сюжет, взятый из первой главы Евангелия от Иоанна. Перед нами бугристый участок земной поверхности, ближе к зрителям почва слегка поднимается, уходит вглубь, затем опускается, вновь круто поднимается холмом и завершается долиной, за которой тянется вереница гор. Эти движением художник расширил пространство картины: каждое действующее лицо становится обозримым. На переднем плане, чуть сдвинуты в левую сторону, под вековым деревом расположилась группа апостолов, возглавляемая Иоанном Крестителем. Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Между этими полюсами – вереница людей, которые пытаются понять происходящее, слушают, что им говорит Иоанн. Вся апостольская группа направлена к Христу, группа фарисеев и книжников, спускающихся с холма, направляются от Христа. Они не приняли учение Господа, однако пришли Его послушать. Каждый персонаж выбирает свой путь: либо избавление от грехов, либо возможность жить по-прежнему. “Каждому достанется по его вере”, по самоощущению себя в меняющемся мире. одни пребывают в смятении, сомнении; раб жаждет свободы; фарисеи живут прошлым; в лицах “дрожащих” чувствуется пробуждение сознания собственной душевной неустроенности. Некоторые ещё только прислушиваются к спокойному, ровному шагу Христа. Он несёт с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии. В эскизах есть фигура, получившая название “ближайшего” к Христу. Это человек со встрёпанными волосами, в хламиде бруснично-жёлтого цвета, с худым лицом, обращённым в профиль. Вся фигура даёт впечатление мучительного переживания своей греховности. В картине нет, кроме него, ни одного лица, которое было бы носителем столь глубоко безысходных драматических черт. В эскизных зарисовках легко обнаружить в этом персонаже характерные для Гоголя черты лица. Введение писателя в картину о Мессии в ранний период знакомства его с Ивановым могло произойти не просто с его согласия. но

и при активном его содействии. Гоголь как раз в этот период работал над II редакцией “Портрета”, и покаянный настрой очень соответствовал этому процессу.

Связь Сцены из Фауста” А. С. Пушкина с “Портретом” Н. В. Гоголя основана на общности некоторых сторон мировоззрения двух гениев. Если в человеке уничтожена любовь, не найдена

“божественная опора”, разрушена нравственная природа, то весь мир может оказаться на краю духовной и физической гибели. Когда ученики видят, как Гоголь, опираясь на литературные традиции, раскрывает новую мысль, создаёт новый сюжет, они убеждаются, что осмысленные писателем события, оставшиеся в памяти человечества, дают стимул к дальнейшим творческим поискам.

Основным методическим приёмам, с помощью которого произойдёт, на наш взгляд, понятийное освоение повести у студентов, имея в виду тот факт, что календарным планированием отводится на изучение повести Гоголя “Портрет” 2 часа, является проведение семинарского занятия.

1. Во время самостоятельной внеаудиторной работы студенты должны познакомиться с содержанием, историей создания повести, с отзывами современников о произведении, воспоминаниями о Гоголе в этот период, познакомиться со статьями, выдержками и писем самоо автора о судьбе художника и назначении искусства.

Для осмысления содержания повести можно предложить следующие вопросы:

  1. Чем встревожила вас повесть Гоголя “Портрет”?
  2. Как Гоголь относится к аристократам, купцам, простолюдинам?
  3. Каков облик Чарткова в его каморке на Васильевском острове и в апартаментах на Невском проспекте?
  4. Представьте себе Чарткова в тот момент, когда он дорисовывает Психею и когда он уничтожает полотна талантливых художников.
  5. Как бы вы назвали первую и вторую части повести? Прав ли В. Г. Белинский, говоря, что вторая часть – “приделка, которая решительно ничего не стоит”?
  6. В чём смысл эпитета и сравнения: “В нём (свёртке) были червонцы, все до одного новые, жаркие, как огонь”?
  7. Что губит и что спасает талант художника?

Урок-семинар на тему: “Идейный замысел повести Н.В. Гоголя “Портрет”.

Цель: познакомиться с повестью Н.В.Гоголя “Портрет”; определить её идейное содержание.

Оборудование: Портрет Н.В. Гоголя, учебники, тетради.

Эпиграф к уроку: “...Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его...”

Методические приёмы: беседа по содержанию текста повести, доклады студентов, ответы на проблемные вопросы.

Ход занятия

1. Вводное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы поговорим о петербургском периоде творчества Н. В. Гоголя. В первой половине 1835 года Гоголь публикует сборник “Арабески”, в состав которого вошли три повести: “Невский проспект”, “Портрет” и “Записки сумасшедшего”. Петербургскими повестями, дополненными затем рассказом “Нос” и повестью “Шинель”, Гоголь завершал целостную картину русской жизни, существенным звеном которой оказалась также написанная в эти годы комедия “Ревизор”.

Основная тема петербургских повестей – обманчивость внешнего блеска столичной жизни, её мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. Кроме того Гоголя волнует тема творчества и художника. Он убеждён, что талант – это Божий дар, он дан, чтобы “постигнуть высокую тайну создания”. Этой теме посвящена повесть “Портрет”.

Итак, тема нашего занятия: “Идейный замысел повести Н. В. Гоголя “Портрет””.

Сейчас прослушаем студентов, подготовивших доклады: “Петербургский период творчества Н. В. Гоголя” и “ История создания повести “Портрет””.

2. Слушаем доклады заранее подготовленных студентов.

3. Анализ повести по вопросам, предоставленным студентам заблаговременно:

Вопросы для анализа повести.

Часть I.

  1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?
  2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
  3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
  4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?
  5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
  6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
  7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
  8. Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет “тайную связь с его судьбой”?
  9. Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
  10. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
  11. Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
  12. Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
  13. Почему работа над портретом “завлекла”Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
  14. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
  15. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?
  16. Почему “Золото сделалось... страстью, идеалом, страхом, целью” Чарткова?
  17. Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?
  18. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в “зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
  19. Отчего Чартков впал в “безнадёжное сумасшествие” и умер?

Часть 2.

  1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?
  2. Почему ростовщики необходимы “осадку человечества”, поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
  3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
  4. Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
  5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
  6. Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
  7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
  8. В чём значение искусства и почему “талант...чище всех должен быть душою”? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: “Гений и злодейство – две вещи несовместимые”?

4. Анализ содержания повести, используя проблемные вопросы.

– Вот мы повторили содержание повести, а теперь обратим внимание на тот факт из жизни Гоголя:

именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству (“Живопись, скульптура и музыка”, “Несколько слов о Пушкине”, “Об архитектуре нынешнего времени”), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью “Портрет”. Это свидетельствует о том, что Гоголя волнуют вопросы творчества и место художника в обществе.

Гоголь рассчитывает на понимание читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда ведущий критик 30-40-х годов В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: “Портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, икоторая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия”.

Обратите внимание: Белинский называет вторую часть повести “приделкой,в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия”...

– Подготовленный студент рассказывает о дальнейшей судьбе Гоголя и его повести “Портрет”:

Уехав из России после скандала, связанного с премьерой “Ревизора” Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты... Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной “Явление Христа народу”.

Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть “Портрет”. К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.

Учитель: Что заставило Гоголя вновь взяться за перо и переделывать повесть?

Студент: Гоголя не устраивала критика его произведения, так как он придавал огромное значение идее повести: его интересовала проблема истинного искусства и место художника в современном мире; настоящий художник не должен думать о наживе, о деньгах, так как это губительно для настоящего искусства).

Учитель: Как это показано в повести?

Студент: Чартков становится на путь лжи и предательства по отношению к искусству: первоначально это проявляется в том, что он солгал, придав девице образ Психеи. Чартков доволен: он получил значительную сумму, затем автор показывает дальнейшее “падение” Чарткова: “кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он отдавал ему байроновское положение и поворот”.

Учитель: Как был наказан Чартков?

Студент: он погибает в страшных муках, зависть и злоба уничтожили его душу, талант: “Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства... Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою. осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на неё кидался, рвал, разрывал её, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья...”

Учитель: Поражённый микробом наживы и зависти, главный герой повести гибнет в страшных муках, но история на этом не кончается. Как вы думаете, почему Гоголь пишет вторую часть, что он ещё недосказал? Ведь, казалось бы, мысль выражена предельно ясно и чётко: истинный художник не должен продавать душу дьяволу, обладающий талантом, он должен служить прекрасному на земле. В чём же должно убедить читателя соседство первой и второй частей?

Студент: Соседство первой и второй частей в “Портрете” Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком, независимо от его нравственной природы. Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые “глядели демонски-сокрушительно”, уже не может писать добро, кистью его водит “нечистое чувство”, и в картине, предназначенной для храма, “нет святости в лицах”.

Учитель: Совершенно верно, Вторая часть повести имеет огромное значение для идейного содержания повести. Критика Белинского заставила о многом задуматься великого писателя. Жизненные обстоятельства складывались так, что в Италии он познакомился с истинным художником (Ивановым), увидел, как самозабвенно он трудится над картиной на божественную тему, – все эти факты заставили вновь взяться за перо Гоголя. Во второй части он рассказывает о судьбе художника, который, соприкоснувшись со злом, проходит путь внутреннего очищения: “...он удалился с благословенья настоятеля в пустынь... Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силою молитвы...”. Только после этого он позволил себе вновь взяться за перо, и тогда уже из-под его кисти стали выходить картины, полные святости: “...святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём”, – говорит ему настоятель.

Только после этого он получил право давать наставления своему сыну-художнику, который собирается ехать в Италию: “Намёк о божественном, небесном заключён для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего... Всё принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства”.

Выводы: Итак, на сегодняшнем занятии мы познакомились с повестью Н. В. Гоголя “Портрет”,

выяснили, каков идейный замысел автора. “Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его”, – так учит своего сына старый художник, это и составляет основную идею произведения. В заключение мне хотелось бы обратить ваше внимание на концовку повести для того, чтобы увязать её с вашим домашним заданием.

Вернёмся к финалу повести, мы знаем, что Гоголь переделав конец повести отнимает надежду на искоренение зла: портрет, принесший столько зла людям, бесследно исчезает, а это значит, что зло не уничтожено, оно продолжает бродить по свету.

6. Домашнее задание

Напишите сочинение на тему: “ Опровергает или подтверждает вторая часть “Портрета” мысль о всевластии зла?”

Литература

  1. Библиография Гоголь Н. В. Собр. соч. : в 9 т. /Сост. подг. текста и комментарий В. А. Воропаева и В. В. Виноградова. – М.: Русская книга, 1994.
  2. Белинский В. Г. Из статей и писем.// Гоголь в воспоминаниях современников. – М. Без м. изд., 1952.
  3. Храпченко М. В. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984.
  4. Машковцев Н. Г. Гоголь в кругу художников. – М.: Искусство, 1955.
  5. Маранцман В. Г. На пути к Пушкину. – М., 1999.

Николай Васильевич любил в своих повестях пофантазировать, создать мистический сюжет, что видно из его известных рассказов «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но если здесь читателю предстоит окунуться в вымышленный мир фольклорного характера, то анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что автор хотел фантастику перенести и на социальные явления. В этом Николай Васильевич напоминает многих зарубежных литераторов, у которых «сверхъестественное» захватывает мир. В нашем случае злом выступают деньги.

Внутреннее противостояние богатства и таланта

В начале повести перед читателем предстает молодой, подающий большие надежды художник Чартков. Он беден, поэтому завидует судьбе живописцев, которым стоит нарисовать несколько картин, чтобы купаться в роскоши. Молодой человек ропщет на свою судьбу, ведь ему приходится жить в безызвестности и бедности. И тут создает нетипичную и совершенно фантастическую ситуацию Гоголь. Анализ произведения «Портрет» показывает постепенное превращение Чарткова из талантливого художника в завистливого и жадного человека, погубившего свой талант.

В лавочке на Щукином дворе художник находит таинственный портрет, который в результате становится источником его обогащения. В картине заключена частица дьявольской души ростовщика Петромихали. Сначала Чартков на полученные деньги покупает гравюры и манекены, чтобы серьезно заняться искусством, но потом поддается искушению, приобретая совершенно бесполезные и ненужные ему вещи. Доходит до того, что молодой человек скупает талантливые картины других живописцев и дома их уничтожает.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что желание иметь все и сразу может убить талант. Чартков красиво рисовал, но даже его учитель заметил, что тот нетерпелив и присматривается к модным веяниям. Преподаватель наставляет молодого художника, чтобы тот не тратил свой талант на рисование портретов за деньги. Но Чарткову хочется мгновенной славы и денег. Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что за все нужно платить, живописец получил богатство, но его кисть приобрела бесцветность, он потерял свой дар.

Искупление грехов и служение искусству

Н.В. Гоголь «Портрет» написал, чтобы противопоставить совершенно разные характеры людей и их взгляды на искусство. Автором дьявольского портрета был отец рассказчика. Этот человек, как только понял, какую силу имеет картина, и какой он грех совершил, сразу же пошел в монастырь, замаливать свои грехи. Писатель не видит ничего плохого в том, что с помощью искусства изображено зло, но человек должен в этом раскаяться и не губить свой талант.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что иконописец, который в молитвах провел не один год, смог нарисовать картину рождества Иисуса такой, что все ее герои кажутся живыми. Даже настоятель был поражен святостью фигур, сказав, что кистью живописца водила высшая сила. Николай Васильевич на примере двух людей показал отношение к искусству. Чартков прошел путь от таланта к гибели, а иконописец - от совершения греха к добру.

Композиционно повесть состоит из двух частей, каждая из которых тематически завершена. Объединяющая составляющая обеих частей - портрет ростовщика, выполняющий в повести роль главного предмета, влияющего на судьбы многих людей.

1. Покупка портрета

Чартков - юный, пылкий, любящий гениальных Рафаэля, Микеланджело, Корреджио. В художественной лавке он встречает странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последние деньги. Будучи бедным художником, он все-таки способен видеть красоту жизни, а также усиленно творить свои этюды. «Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

2. Сны и видения Чарткова

«Он опять подошел к портрету, с тем, чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. Это уже не была копия с натуры, это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы. <…> Со страхом вперил он пристальнее глаза, как бы желая увериться, что это вздор. Но наконец, уже в самом деле... он видит, видит ясно: простыни уже нет... портрет открыт весь и глядит мимо всего, что ни есть вокруг, прямо в него, глядит просто к нему вовнутрь... У него захолонуло сердце. И видит: старик пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам... <…> С раскрытым ртом и замершим дыханьем смотрел он на этот страшный фантом высокого роста, в какой-то широкой азиатской рясе, и ждал, что станет он делать. Старик сел почти у самых ног его и вслед за тем что-то вытащил из-под складок своего широкого платья. Это был мешок. Старик развязал его и, схвативши за два конца, встряхнул: с глухим звуком упали на пол тяжелые свертки в виде длинных столбиков; каждый был завернут в синюю бумагу, и на каждом было выставлено: «1000 червонных». Несколько раз встречается в произведении мотив сна. [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108].

3. 1000 червонных

«Чарткову бросилась в глаза надпись: «1000 червонных». Как безумный бросился он поднять его, схватил сверток, сжал его судорожно в руке, опустившейся вниз от тяжести». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

4. Чартков берет деньги, но тратит их не на развитие своего таланта, а на мирские удовольствия. «Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки. Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в... и прочее, -- и он, схвативши деньги, был уже на улице». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

5. Слава Чарткова

Меняется атмосфера его жизни, обстановка его скромной мастерской, слава о нем гремит всюду. Как уже было сказано выше, он отходит от традиционных канонов написания портрета, становится автором портретов на заказ, учитывая все пожелания клиента. Фраза «Виват, Андрей Петрович!» очень ему льстила.

6. Чартков видит портрет, написанный его другом: «Этот художник был один из прежних его товарищей, который от ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою своей, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек и помчался туда, где в виду прекрасных небес спеет величавый рассадник искусств, -- в тот чудный Рим, при имени которого так полно и сильно бьется пламенное сердце художника». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108]. Он увидел чистое, непорочное лицо на портрете, совершенно отличавшееся от его заказных работ. Чартков не выносит вида этого простого, но замечательного шедевра. Все ему дивятся, а Чартков завидует работе своего друга. «Но точно ли был у меня талант? Не обманулся ли я?» - восклицает он.

7. Чартков обращает внимание на закрытый и немного подзабытый портрет старого ростовщика. «Как вспомнил он всю странную его историю, как вспомнил, что некоторым образом он, этот странный портрет, был причиной его превращенья, что денежный клад, полученный им таким чудесным образом, родил в нем все суетные побужденья, погубившие его талант, -- почти бешенство готово было ворваться к нему в душу. Он в ту же минуту велел вынести прочь ненавистный портрет». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108]. С этого момента дикая зависть обуревает его душу, он начинает скупать все прекрасные произведения искусства, которые только может купить, но не для того, чтобы любоваться им, а чтобы их уничтожить.

8. Трагический конец Чарткова

Он начинает впадать в припадки бешенства и ярости, страшная злость и ярость поглощает его. «Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания. Труп его был страшен. Ничего тоже не могли найти от огромных его богатств; но, увидевши изрезанные куски тех высоких произведений искусства, которых цена превышала миллионы, поняли ужасное их употребление». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Во второй части изложение автора начинается с описания книжной лавки, где все столпились, чтобы приобрести загадочный портрет ростовщика. В данной части повести описывается происхождение портрета, чьё разрушительное действие было показано в первой части.

1. Рассказ художника Б. о ростовщике из Коломны

«Между ростовщиками был один -- существо во всех отношениях необыкновенное, поселившееся уже давно в сей части города. Он ходил в широком азиатском наряде; темная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно был он нации: индеец, грек, персиянин, об этом никто не мог сказать наверно. Высокий, почти необыкновенный рост, смуглое, тощее, запаленное лицо и какой-то непостижимо страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза, нависнувшие густые брови отличали его сильно и резко от всех пепельных жителей столицы». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

3. Описание отца художника Б. - автора загадочного портрета ростовщика. «Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы, увлеченный только одною жаждою усовершенствованья и шедший, по причинам, может быть, неизвестным ему самому, одною только указанною из души дорогою». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

4. Ростовщик приходит к отцу художника Б. и просит нарисовать свой портрет.

Ты художник?-- сказал он без всяких церемоний моему отцу.

Художник, -- сказал отец в недоуменье, ожидая, что будет далее.

Хорошо. Нарисуй с меня портрет. Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить. Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы был совершенно как живой?

Отец мой подумал: «Чего лучше?-- он сам просится в дьяволы ко мне на картину». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108]. С такими словами он создавал портрет: ««Экая сила!-- повторил он про себя. -- Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они побледнеют пред ним. Какая дьявольская сила! он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре. Какие необыкновенные черты!»

С этого момента художник, как и Чартков в первой части, почувствовал разительные перемены. Он творил уже не так, как раньше, а в написанной картине для отстроенной церкви люди узнали черты ростовщика. Картина его ученика оказалась лучше, чем его.

4. Отец видит, какие демонические черты он придал портрету и в ярости хочет его изрезать, но в это мгновение пришедший приятель останавливает его и просит отдать портрет ему.

5. Раскаяние и катарсис художника

«Три случившиеся вслед за тем несчастия, три внезапные смерти -- жены, дочери и малолетнего сына -- почел он небесною казнью себе и решился непременно оставить свет. Как только минуло мне девять лет, он поместил меня в Академию художеств и, расплатясь со своими должниками, удалился в одну уединенную обитель, где скоро постригся в монахи. Там строгостью жизни, неусыпным соблюдением всех монастырских правил он изумил всю братью». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Подтверждением божественного прощения явилась написанная им икона Рождества Христова, явившаяся символом обновления.

6. Художник сообщает своему сыну Б. всю историю написания портрета и его влияния на людей, и просит уничтожить ее при первой же возможности.

7. Художник Б. сообщает на аукционе присутствующим «Вы можете судить сами, мог ли я не обещать клятвенно исполнить такую просьбу. В продолжение целых пятнадцати лет не случалось мне встретить ничего такого, чтобы хотя сколько-нибудь походило на описание, сделанное моим отцом, как вдруг теперь, на аукционе...». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

8. Пока художник рассказывал свою историю, кто-то украл портрет. Это символизирует, что победа над злом еще не одержано, оно до сих пор пребывает в мире…

Любил описывать мистические истории, а после выхода в свет «Пиковой дамы» Пушкина в 1834 году, решил написать что-то аналогичное, в то же время уникальное. Повесть «Портрет» впервые была опубликована в 1835 году в книге «Арабески. Разные сочинения Н. В. Гоголя», а после второй авторской редакции еще раз в 1842 году в журнале «Современник». История, безусловно, привлекла к себе внимание критиков, благодаря своей сюжетной и стилистической основе.

В ней сложно выделить одного главного героя, так как в каждой части свой персонаж, вокруг которого выстроен сюжет. Однако по внешней канве событий главным действующим лицом все же является молодой и талантливый художник Андрей Чартков , который выкупил портрет неизвестного ему старика на одном из петербургских аукционов. Его внимание привлекла живость портрета и проникающие вглубь души глаза натурщика. Он глядел с неоконченного портрета, словно живой и казалось вот-вот выйдет из рамы и заговорит.

Но опытный Чартков понимал, что этот эффект на картине сохранился благодаря мастерской работе художника, кем бы он ни был. Интересно, что автор выбрал такую странную фамилию для своего героя. Она не просто режет слух, а указывает на то, что художник пребывает во власти злых чар, чреватых чертовщиной. Ни один другой персонаж в повести не наделен именем и фамилией. Во второй части автор вводит еще двух художников, сына и отца , которые напрямую связаны с ростовщиком , изображенным на портрете. В ней мы узнаем истинную историю возникновения роковой картины.

На самом деле, ростовщик еще при жизни имел плохую репутацию. Все, кто когда-либо занимали у него деньги, сталкивались с чередой несчастий. Одни сходили с ума, другие кончали жизнь самоубийством, третьи становились жуткими завистниками или ревнивцами. Когда он обратился к соседу-живописцу с просьбой нарисовать его портрет, тот и заподозрить не мог, чем обернется эта история. Не в силах довести портрет до конца, он сбежал в монастырь. При этом он потерял всех родных, кроме старшего сына, который учился вдалеке от дома.

Он давно пытался найти и уничтожить этот портрет, так как понимал, что совершил грех, запечатлев злого духа на нем, который мог приносить вред людям и после своей смерти. Одной из жертв злого ростовщика стал художник Чартков, которого портрет сначала обогатил, сделал знаменитым и преуспевающим в высших кругах человеком, а затем безумцем. В конце концов, от зависти к работам других художников, Чартков сошел с ума. Он скупал лучшие картины и сжигал их. Сам он вскоре умер от чахотки.

Во второй части повести мы видим, как сын коломенского живописца пытается выкупить портрет ростовщика на аукционе. Он рассказывает присутствующим ужасную историю картины, чтобы те позволили ему выкупить ее и уничтожить. Но как только он завершает рассказ, оказывается, что картина каким-то загадочным образом исчезла, испарилась с того места, где висела. Кто-то предположил, что она была украдена, но художник в этом сильно сомневался. Страшный портрет так никому уничтожить не удалось.

В повести Гоголя «Портрет» представлены три различные судьбы художников, три живописцев, каждый из которых проходит испытание в форме своеобразного искушения таланта, приводящего к преображению художников: Чартков, его некогда бывший приятель, а также сам автор портрета загадочного и мистического ростовщика. В обеих частях повести с мотивом искушения связан портрет: «встреча» Чарткова с таинственным портретом приводит к искушению богатством, создание портрета ростовщика - это искушение творческого дара художника. Портрет выполняет особую функцию в развитии сюжета, именно с ним связаны основные событийные моменты повести: в первой части покупка портрета становится началом совершенно новой, но, к сожалению, печальной судьбы Чарткова, во второй части картина на аукционе - толчок к рассказу о ее истории.

Искушение Чарткова начинается с первой его встречи с портретом в картинной лавке на Щукином дворе. Чартков сразу поддается демонической силе картины, полотно зачаровывает художника, и он, забыв про все остальные картины, «стоит несколько времени неподвижно перед одним портретом» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Портрет захватывает Чарткова своей таинственной силой. Покупка портрета - ключевая для повести ситуация, она знаменует собой перелом в жизненной и творческой судьбе художника. Со времени приобретения портрет получает власть над художником, он искушает талант живописца, соблазняет его деньгами. ««Боже мой, если бы хотя бы часть этих денег!» -- сказал он, тяжело вздохнувши, и в воображенье его стали высыпаться из мешка все виденные им свертки с заманчивой надписью: «1000 червонных». Свертки разворачивались, золото блестело, заворачивалось вновь, и он сидел, уставивши неподвижно и бессмысленно свои глаза в пустой воздух, не будучи в состоянье оторваться от такого предмета, -- как ребенок, сидящий пред сладким блюдом и видящий, глотая слюнки, как едят его другие». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108].

Поддавшись чарам старика-искусителя с портрета и его таинственной силы, Чартков меняет свое отношение к искусству. Он был живописцем с талантом, изучал творения великих художников, которых считал своими идеалами в живописи, их картины были школой для художника Чарткова, знакомство с ними - этапы становления его таланта: «Еще не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108]. Подчинившись соблазну, Чартков начинает видеть в творчестве лишь одну цель - стать знаменитым: «В душе его возродилось желанье непреоборимое - схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Автор повести подчеркивает, как меняется отношение Чарткова к своему труду: «Нет, я не понимаю напряжения других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108]. В результате некогда творящий свои произведения по всем канонам жанра портрета, Чартков становится мастером другого жанра - портрета на заказ, портрета по шаблону, привнося в него те элементы, которые пожелал увидеть заказчик. С появлением таинственного портрета меняется не только сам герой, но и его жизненное пространство.

В начале повести автор показывает процесс формирования таланта молодого художника, его художественные поиски: «…вошел вместе с нею в свою студию, <…>, уставленную всяким художеским хламом: кусками гипсовых рук, с рамками, обтянутыми холстом, эскизами, начатыми и брошенными, драпировкой, развешанной по стульям» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108].

Когда Чартков становится «модным живописцем», его мастерская кардинально меняется. Она уже не похожа на ту комнату, где творил молодой и старательный, преданный своему делу художник, а становится лишь привлекательной для заказчиков внешней деталью образа Чарткова. Вот описание мастерской «модного живописца»: «Великолепная мастерская художника (Невский проспект, такой-то номер) уставлена вся портретами его кисти, достойной Вандиков и Тицианов» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Искушение богатством, которое Чартков не выдерживает, погубило его талант. Жизнь же второго художника, русского живописца из Италии, совершенно противоположна истории Чарткова, она показывает тот путь, который мог бы пройти Чартков.

В повести говорится о близости этих двух живописцев, («был один из прежних его товарищей»), равноценности их талантов, и оба молодых художника учились в Академии художеств. Имея схожие возможности для реализации своего таланта, они все-таки пошли разными путями. Путь Андрея Петровича Чарткова, к сожалению, получился трагичным.

Портреты Чарткова, созданные на заказ по шаблону и угождающие заказчикам, противопоставлены «небесному» произведению его друга: «Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Во второй части повести талант отца художника Б., создателя таинственного портрета, также подвергается искушению. Создавая образы Чарткова, а также его талантливого друга художника, Гоголь опирался на европейскую живописную традицию. В образе художника-отца Б. он представляет русского мастера, можно даже сказать, иконописца: «Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы…» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

В.В. Лепахин отмечает: «Скрытое и явное сопоставление двух художников в повести Гоголя прослеживается как противопоставление иконописи и живописи, иконописца и живописца, иконы и картины». [Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе / В.В. Лепахин - М., 2002. - 735 с.].

Создание портрета ростовщика - искушение таланта художника, борясь с которым он меняет свое представление о живописи, осознает, что не всё достойно стать ее предметом. В данном случае художник приходит к постижению истинного смысла живописи, которая должна быть обращена «тайне создания». Создание портрета, символизирующего нечистую силу, является грехом. Уход художника в монастырь расценивается как искупление совершенного греха. Его жизнь приобретает новый смысл - служение искусству только чистой, освобожденной от греха душой.

искушение слава художник гоголь