Из чего сделана арка в хиросиме. Японские ворота тории своими руками. Аркада тории в Киото

Для страны восходящего солнца тории являются священным символом, вратами устанавливаемыми перед японскими святилищами. Дословно тории переводятся как птичий насест. По форме напоминают больше знакомую нам арку.

В Японии с древности сооружали тории из ценных пород дерева. Это настоящие символические врата, обычно их красят красным цветом. Могут нанести примитивный спокойный узор, или украшают иероглифами. И наделяют ритуальным символом, устанавливая перед храмом синтоитов . Часто у одного храма бывает несколько ториев сразу. Их жертвуют верующие синтоиты , чаще всего в честь какого-то высокого события.

В Киото находится храм, у которого красные ворота находятся в таком количестве, что образуют собой, целую галерею. Установленные почти вплотную друг к другу, они выстроены в длинный проход и через узкие щели солнце едва освещает пробивается. Проходя через тории, верующие свято верят в то, что они настраиваются на определенный лад, перед посещением святых мест. Это место связь между материальным миром и сакральным. И тории являются переходным мостиком из одного состояния в другое, равным трансформационным состояниям.

Самыми знаменитыми в Японии считаются тории в Ицукусима . Они возводились в 1875 году из дерева камфоры, высотой до 16 метров. Для конструкции были использованы два вертикальных и два горизонтальных столба для перекладины. Находятся они вдалеке от храма, на территории залива и открывают собой вход в храмовый комплекс.

Их расположение не случайно, вечером можно наблюдать удивительную картину захода солнца. Когда оно медленно опускается, как будто в чашу, в верхнюю перекладину. А во время морского прилива ворота погружаются в воду, такими их обычно фотографируют на память туристы со всего мира. Создается впечатление, что тории плавно плывут по воде. Их еще называют плавающие японские тории .

Тории . Вход в каждый храм, за исключением маленьких придорожных храмов, обозначен специальными воротами - тории (их может быть несколько). Эти ворота символизируют границу между земным бренным миром и духовным миром ками. Есть спорная версия, согласно которой тории привнесены с азиатского континента. Известна также сомнительная расшифровка самого этого слова. Соединив иероглифы тори ("птица") и и ("быть"), его можно прочесть как "птичий насест". Увы, истинное значение слова тории забыто, так же как и их происхождение.

В древней Японии тории использовались как обычные ворота, но с течением времени они стали атрибутом лишь синтоистских храмов, императорского мавзолея и некоторых кладбищ. Иногда можно обнаружить тории у дерева, вблизи скалы или родника.

В 1884 году был издан закон, согласно которому тории могли использоваться только государственными храмами и некоторыми святилищами синтоистских сект сюсэй и тайсэй . Сейчас, когда этот закон уже не действует, тории по-прежнему можно увидеть только около синтоистских храмов, нескольких святилищ названных выше сект, у входа в императорский мавзолей и перед некоторыми захоронениями. Если такие ворота находятся у входа в буддийский храмовый комплекс, в котором нет кладбища, то наверняка поблизости расположен синтоистский храм, чаще всего - на вершине небольшой горы.

В некоторых храмах набожных прихожан поощряют дарить храму тории, и расценивают это как особые приношения. Их часто возводят близко друг к другу вдоль подхода к главному или второстепенному святилищу, так что они образуют аркаду. Такими живописными аркадами славятся храмы бога риса Инари, особенно храм Фусими Инари в Киото.

Относительно редко тории устанавливаются над оживленной дорогой. Наиболее известны такие ворота перед храмом Хэйан в Киото. К некоторым храмам, например к Цуругаока Хатиман в Камакуре, ведет начинающаяся далеко за пределами храмового комплекса дорога, на которой возведено несколько тории. Эти символические ворота напоминают людям о присутствии среди них ками и в одно время считались частью храмового комплекса.

Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, и сама конструкция ворот стала усложняться вплоть до появления таких изысканно украшенных образцов, как великолепные покрытые красным лаком тории, стоящие в воде перед храмом Ицукусима на острове Миядзима.

Японский сад в том виде, в котором он известен всему миру, неразрывно связан с тысячелетней духовной культурой японских островов. Пожалуй, ничто так не отражает это единство как традиционные японские ворота на протяжении многих столетий, они играют важную символическую роль и остаются одной из главных деталей классического японского сада (на фото).

Залог успеха при создании сада японском стиле не в буквальном копировании отдельных его элементов, но в понимании смысла, который сами японцы вкладывают в каждую деталь пространства сада, и значения совокупной композиции.

До XIX века ворота, как элемент архитектуры, могли себе позволить только представители японской знати. Помимо этого, ворота были неотъемлемой частью чайных садов и играли значительную роль в самой церемонии.

  • Первый крытый порог при входе в такой сад открывался за крытыми воротами, которые отделяли его от внешнего мира (фото выше).
  • В зависимости от размеров сада, гостю предстояло пройти несколько символических порогов в виде ворот, все это путешествие поэтически называлось «путь чая».

Воссоздать ворота из японских чайных садов вековой давности может практически каждый, кто знаком с простейшим столярными работами. Схема строительства японских ворот с крышей приведена на фото ниже.

Схема — чертеж для постройки японских ворот

Простая в своей основе технология строительства ворот в японском стиле, требует подбора стилистически правильных материалов для строительства и отделки, как, например, массивной черепицы (на фото ниже).

Ворота тории – один из символов Японии (на фото ниже) их конструкция довольно поста - это две деревянные стойки с двумя перекладинами.

Изначально древесину для тории даже не красили и не обрабатывали, позже, под влиянием Китая, распространилась традиция покрывать их красной краской и иероглифами, а дерево постепенно вытеснил камень.

Хотя ворота-тории первое, что приходит на ум при мыслях о японской архитектуре, устанавливать их в качестве декоративного элемента не стоит.

Эти ворота всегда имели сакральное назначение, они проводят символическую грань между духовным и земным. Тории устанавливают только при входе в храм или на кладбище.

Виды ворот для сада в японском стиле

В современной Японии даже священные ворота тории делают из обычного бетона, при этом конструкция не теряет своего очарования. Поэтому выбор материала достаточно широк, но чтобы не ошибиться, стоит отдать предпочтение натуральным материалам.


Современные японские сады по-прежнему украшают ворота, но уже более простой конструкции:

  • Хирамон или хиракадо – конструкция из двух столбов и крыши;
  • Кидамон – одностворчатые ворота-калитка без крыши;
  • Кубикимон – ворота с перекладиной без крыши;
  • Мунамон – конструкция с двускатной крышей на двух столбах без подкосов.

Все эти наиболее распространённые типы конструкций ворот представлены на фото ниже.

Большая часть ворот в японском стиле имеет простую конструкцию и отлично смотрится в дизайне современных участков, как, например, на фото ниже.

Вместе с тем простота конструкции ворот в японском стиле крайне обманчива.

Ворота типа «кубикимон» без стилистической поддержки со стороны окружающего ландшафта могут легко превратиться в садовую перегородку, скажем, в средиземноморском стиле. Поэтому поддержание стилистического единства здесь играет крайне важную роль, иначе ворота или другой элемент ландшафта будут выглядеть случайно, неуместно и нелепо.

В оформлении участка в японском стиле и при строительстве ворот в частности, важна не только форма, но и материал, именно он четко маркирует принадлежность объекта к японским традициям.

В качестве основы конструкции ворот в японском стиле выступает дерево. Традиционные кровельные материалы для крыш: тес, медь, железо, черепица (как мелкая, так и массивная).


Поддержать японские мотивы в дизайне сада и обыграть ворота сегодня можно с помощью доступных растений. Необязательно высаживать сакуру, красный клен в попытках воспроизвести на участке императорские сады периода Эдо.

  • В большинстве садовых центров можно приобрести морозоустойчивые сорта бамбука, которые прекрасно дополнят ворота в японском стиле, выполняющие роль парадных.
  • Для дальнего и среднего плана сада можно использовать красивоцветущие сорта слив (уссурийский, китайскую ивообразную, абрикосовую) а также декоративные яблони с различной окраской цветов и множество других растений подходящих для вашей климатической зоны.
  • В качестве ярких пятен можно использовать кустарники с пышным цветом, например: айву японскую, вейгелу, дейцию, бересклеты и барбарисы.
  • Важно чтобы в японском саду присутствовали один-два доминирующих цвета, которые могут меняться в течение сезонов.
  • Традиционное сочетание: красный и зеленый и белый и зеленый. Обилие пестрых цветов здесь в любом случае неуместно. Лучше экспериментировать с многолетними кустарниками разных оттенков, но в пределах одной цветовой гаммы.
  • Всегда уместны в японском саду камни в любом виде. Это может быть усыпанная мелким гравием или щебнем дорожка, рокарий или даже целый сад камней.

Цветовая гамма самих построек, в том числе и ворот, должна быть максимально сдержанной и натуральной. Важно учитывать что, яркие цвета, если говорить о японском стиле, присущи в основном местам общественного пользования, культовым сооружениям, но не частным, классическим садам.

Дословно с японского языка это слово переводится как место жительства птицы, чуть менее буквально - птичий насест. Почему так, я не знаю, но по всей видимости эта пара голубей точно в курсе.

И когда я взялся писать этот пост и, вооружившись словарем, выяснил перевод слова на русский язык, я совершенно ясно понял, почему, при виде меня, фотографирующего сидевших на створе ворот голубей, пятеро или шестеро японцев из проходивших мимо (была толпа, какой-то праздник) тут же повыхватывали свои камеры и тоже начали снимать этих птиц. Вообще, тории это один из узнаваемых во всем мире симоволов современной Японии, и по-моему узнается также, как красный круг на белом фоне или суси. Синтоизм это национальная японская религия, которая очень глубоко и тесно связана с обычаями, культурой и вообще всем укладом жизни японцев, начиная с незапамятных давнишних времен и до наших дней. Каждое святилище, как правило, посвящено какому-то конкретному божеству ками (神), которых имеется превеликое множество. Считается, что перед входом в храм или в воротах могут появиться ками и часто эти места украшаются плотными толстыми жгутами из рисовой соломы. Как минимум одни ворота тории располагаются перед входом в синтоистское святилище - храм или алтарь. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории трудно усмотреть, где же находится сам храм. Но, если начать проходить сквозь ворота, можете быть уверены, вы непременно в него уткнетесь. Ворота можно встретить повсюду - в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья или на вершине горы. Невообразимо огромные, средние и даже небольшие садовые воротца, ведущие в персональный алтарь хозяев. Мне кажется, что именно в синтоизме кроются корни исключительной суеверности японцев, склонность ко всяким обрядам на деньги, удачу, здоровье, талисманам, манэки нэко и т.д. Очень часто на верхней части довольно высоких ворот лежит большое число камней среднего размера - как их туда кладут, я не знаю, но это явно один из способов напомнить о себе божеству. Еще я читал, что в Японии принято людям, которые закончили какое-то серьезное большое дело, пожертвовать храму тории. Вообще, большинство изваяний, постаментов и статуэток на территории японских храмов ставятся в честь пожертвователей. Обычно, где-то внизу можно прочитать имя и фамилию жертвователя. При чем для каждого предмета есть своя цена. Пожертвования начинаются примерно с 500 долларов и заканчиваются ценой хорошей квартиры. Учитывая масштабность ворот, я думаю, размер пожертвования должен быть как минимум 50 000 долларов (но думаю, что больше). Что из себя представляют тории внешне я описывать не стану, а просто приглашаю посмотреть серию фотографий.


Оригинальный пост .
UPD По настоятельной просьбе mihairu :
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии.
Однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий, разрушив рисовые поля, осквернив жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная, Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно затворив за собой дверь. Мир погрузился во тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия, небесные божества испробовали много способов - устраивали танцы у ее дверей, вывешивали различные украшения у входа в пещеру. Ставка была сделана и на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате множества различных хитростей богиню солнца удалось выманить из пещеры, свет вновь вернулся в мир. Но с тех пор тории стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам - "ками".

Как у нас говорят - театр начинается с вешалки... Позволю себе перефразировать: каждый дом, каждый двор начинается с дверей, калитки, ворот. Это как граница между тем, что остается за спиной, и тем, что открывается у тебя впереди. Поэтому, свой первый пост о Японии я хочу посвятить удивительному явлению этой страны - японским тории (воротам). Я приглашаю вас пройти через эти ворота и войти в удивительный мир легенд и жизни.....

Итак, японские ворота тории
Тории - священные ворота, означающие путь в "чистое (святое) место", место обитания ками (богов). Традиционно - это выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Дословно с японского языка слово "тории" переводится как "птичий насест". Размер таких ворот может быть самым различным: от огромных, высотой в несколько десятков метров, до миниатюрных, высотой в полтора метра, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, напоминающую иногда чем-то частокол из жердей....
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии. Существует такая легенда (это не единственный вариант, но самый распространённый): однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий. Он разрушил рисовые поля, осквернил жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно закрыв за собой двери. Мир погрузился в кромешную тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия небесные божества испробовали много способов: устраивали танцы у её дверей, развешивали вокруг входа множество прекрасных украшений. Но всё было тщетно. Ставка была сделана на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (по яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате различных ухищрений и сумасшедшего крика петухов божествам удалось выманить богиню солнца из пещеры . Свет снова вернулся в мир.

С тех пор вошёл обычай строить тории. Они стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам. Каждое святилище посвящено какому-то конкретному божеству ками. Поэтому таких храмов по всей стране насчитывается более 85 тысяч...

Справка

В Японии действуют две основных религии: синтоизм и буддизм.

Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах.

Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проник буддизм. В современной Японии 84% населения одновременно исповедуют обе религии.


В древности тории делали из не ошкуренных стволов криптомерии, подчеркивая естественную красоту древесины. И сегодня, наиболее традиционные святилища, соблюдают этот обычай. Позже из Китая пришёл обычай окрашивать тории в яркий красный цвет. На сегодня это самый распространенный и привычный вид тории.

Но не все тории имеют красный цвет.


Разнообразен и материал, который идет на сооружение тории. Встречаются храмовые ворота из бронзы, гранита. В наше время тории стали делать даже из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта.


Иногда строители, пытаясь придать таким тории традиционный вид, покрывают застывший бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.
Но от этого они не теряют своего значения.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Их можно встретить повсюду: в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья горы или на её вершине.
Тории в городе Кагошима.....


Каждый храм, большой или маленький, могут иметь по несколько ворот. Их число определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии расщедриться на постройку новых тории для местного храма. На таких тории могут быть установлены таблички от кого и в честь какого события они поставлены. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории, трудно понять, где же находится сам храм. Но если начать проходить сквозь ворота, вы обязательно придете к нему..