Выставка каневского цветы в эрмитаже. «Из сервизных кладовых»: в Эрмитаже проходит выставка императорского фарфора

В Зимнем дворце проходит выставка «Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века» (до 20 марта 2017 года).

Ведущее место на выставке занимают уникальные сервизы, созданные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге с момента основания первого российского производства фарфора в 1744 году при императрице Елизавете Петровне до времени императора Николая II.

В собрании Эрмитажа имеются русские фарфоровые комплексы второй половины XVIII - начала XX века: собственные сервизы императрицы Елизаветы Петровны (1750-1760-е), Кабинетский (1793-1801) и Юсуповский (1798) сервизы времен Екатерины II и Павла I, Готический сервиз (1832) периода царствования Николая I, Банкетный столовый и десертный сервиз великого князя Александра Николаевича (1841), Александринский Бирюзовый сервиз (1899-1902), созданный при Николае II.

В составе экспозиции более 1200 предметов. Ее основная часть ‒ произведения, предназначавшиеся для парадного убранства «Высочайших столов». В повседневной жизни подобные вещи, как правило, не использовали, их бережно хранили в специально оборудованных помещениях - Сервизных кладовых, где располагались как фарфоровые сервизы, так и посудные формы из фаянса, стекла, серебра, бронзы и прочих материалов, а также скульптурные настольные украшения.

Создание сервизных ансамблей было связано с именами и личными вкусами императорской семьи и ее ближайшего окружения, выдающимися личностями, а также памятными событиями и дипломатическими дарами. Сервизы приобретались для нужд Двора или поступали в качестве поднесений императорам. Монограммы владельцев и геральдические изображения воссоздают специфику государственных и частных заказов.

Особое место занимают знаменитые русские Орденские сервизы производства завода Гарднера, используемые на праздниках в честь кавалеров четырех высших государственных наград. К ним относятся четыре фарфоровых комплекса из коллекции Государственного Эрмитажа: Георгиевский (1777-1778), Андреевский (1778-1780), Александровский (1778-1780), Владимирский (1783-1785). Каждый из ансамблей украшают орденские знаки, звезды и ленты соответствующих государственных наград. Фарфоровые сервизы предназначались для торжественных приемов кавалеров в Зимнем дворце.

Парадные сервизы, созданные на Императорском фарфоровом заводе по особым случаям, являлись важным государственным заказом. В дни восшествия на престол царствующего монарха во время коронационных обедов использовался фарфор, украшенный изображениями российских двуглавых орлов. Среди экспонатов выставки первый Коронационный сервиз, исполненный на петербургском заводе в 1826 году к торжествам в Москве, приуроченным к восшествию на престол Николая I.

Демонстрируются и русские сервизы для иных дворцов: Большого Петергофского, Гатчинского, Павловского, Ропшинского, Красносельского, Царскосельского, Михайловского, Аничкова и других. Выразительными образцами этого раздела являются декоративные композиции из Гербового (1827) и Золотого (1828) сервизов с роскошными скульптурными украшениями из Государственного музея-заповедника «Павловск».

Нелли Львовна Петрова - художник по росписи, скульптор; Заслуженный художник Российской Федерации, Почетный член Российской Академии Художеств, в настоящее время главный художник Императорского фарфорового завода.

В составе монографической экспозиции более 200 произведений из фарфора, созданные художником, за последнее десятилетие, а также рисунки и проектная графика.

Традиции народного костюма всегда вдохновляли Нелли Петрову на новые творческие поиски. Богатство красок, разнообразие орнаментов старинной одежды, домотканые ткани, ручная вышивка дают художнику безграничный материал для работы над галереей полных одухотворенности женских лирических образов. Об этом рассказывают росписи тарелок «Праздник» (2011), «На ярмарку» (2011), «Дочки-матери. Валентина Александровна» (2014), «Дочки-матери. Мария Николаевна» (2014). Женские портреты, виртуозно исполненные Нелли Петровой на фарфоре ярки и выразительны. «Женский образ меня волнует, изучая его, в своем творчестве я хочу хотя бы отчасти, передать удивительную глубину и многогранность непостижимого женского существа», - отмечает художник.
Природа для Нелли Петровой - неисчерпаемый источник вдохновения. Ощущение покоя и тишины таится в мягком ритме и колорите ее пейзажей. Этому покою художник противопоставляет мощь и движение животного мира («Погоня» (2012) , «Большой снег» (2012), «Раннее утро» (2014)).

Росписи сервиза «Русское поле» (2005-2006), декоративной композиции «Тропинка к деду» (2016) являются гимном ромашке - одному из любимых цветов художника, ассоциирующимся с просторами русских лугов, ароматом летнего дня и солнечным июльским небом.
В серии анималистических блюд, привлекает внимание фарфоровый календарь, представляющий времена года образами лошадей. На выставке экспонируется четыре блюда из этой серии: «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень».

Необычные композиционные решения и ракурсы выбраны Нелли Петровой для росписи кобальтовых пластов «Снежные барсы» (2014).
Творчеству Нелли Петровой свойственен язык аллегорий. Разнообразны аллегорические изображения в росписях парных блюд «Физика и лирика» (2015), «Гравитация» (2015); шуточной серии «Заяц по кличке Ампир» (2015).

Для своих росписей художник использует формы, восстановленные на заводе по образцам императорских ваз из собрания Эрмитажа. Среди них вазы «Полуденный отдых львов» (2016), «Леопарды» (2014), «Дворянское гнездо. Глухари» (2016), «Дворянское гнездо. Кроншнепы» (2017).

Нелли Петрова является также скульптором многих современных фарфоровых форм, так, например, форма «Колыбель для звезды» представлена в интерьерных композициях «На сопках Карелии» (2016), «В пойме цветущего лотоса» (2016), и «Тропинка к деду» (2016).

Экспозицию фарфора дополняют рисунки, этюды, эскизы росписей и композиций, наброски и зарисовки, сделанные мастером за последние годы.

К выставке выпущено иллюстрированное издание «Реальность и волшебство. Фарфор Нелли Петровой» (Издательство «Русская коллекция», 2017). Его предваряют вступление Михаила Борисовича Пиотровского, Генерального директора Государственного Эрмитажа ‒ «Персональный фарфор»; и приветствия Галины Викторовны Цветковой, председателя Совета директоров Императорского фарфорового завода, и Татьяны Александровны Тылевич, генерального директора Императорского фарфорового завода.
Куратор выставки ‒ Инна Касиелевна Майстренко, старший научный сотрудник Отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа. Заведующая Отделом Анна Владимировна Иванова.

Вступление к каталогу

Персональный фарфор

Эрмитаж и Императорский фарфоровый завод ‒ старые друзья. Эта дружба воплощена в Музее фарфора на заводе, в выставках цикла "Поднесение к Рождеству", в создании реплик эрмитажных коллекций, в уникальных общественных проектах (например, "Одними красками") и во многом другом. Основа этой дружбы, конечно же, ‒ история, но история, воплощенная во взаимном вдохновении. Эрмитажная наука черпает знания и энтузиазм в той творческой энергии, которая исходит от художников завода, в той красоте, которую снова и снова рождает кисть фарфористов. Художники Завода живут как бы в Эрмитаже, их глаз воспитан на эрмитажных коллекциях, их вкус ориентируется на традиции русского двора и мирового искусства. При этом каждый художник ‒ выдающаяся личность, любящая Эрмитаж и Эрмитажем любимая.

Эта любовь находит разные выражения, среди которых ‒ персональные выставки. Сегодня мы представляем на обозрение персональную ретроспективу последних работ главного художника завода, обаятельного мастера ‒ Нелли Петровой. Творчество художника-фарфориста по определению очень разнообразно: большие и малые формы, традиция и современность, изобразительность и орнаментальность, движение и покой. Все это присутствует и вместе и по отдельности, в ярких и в нежных красках. Вазы, тарелки, чашки, сервизы, пластины. Цветы, кони, медведи, обнаженные и не обнаженные красавицы, "русская" роскошь и "датское" спокойствие. Все это ‒ Нелли Петрова, и все это ‒ традиция петербургского фарфора. Она умеет прекрасно и естественным образом совмещать верность традиции с подчеркнуто личным разнообразием. И этим она абсолютно соответствует Эрмитажу, его стилю и духу.

М.Б. Пиотровский,
Генеральный директор Государственного Эрмитажа

Этот букет не даёт покоя многим мастерам, котрые пытаются работать в технике скульптурного ботанического фарфора.

Кто такой Петр Ульянович Иванов можно не рассказывать: все, кто бывал в Эрмитаже ради фарфора, видели это чудо, созданное специально по случаю Всемирной международной выставки 1851-го года в Лондоне. Но если не знаете, то на 19 минуте начинается рассказ об этом мастере.

Я не хочу затевать разговор об утрате секрета. Меня больше интересуют работы мастеров, которые пытаются сделать нечто похожее.

Так, в В 60 е годы на заводе Ломоносова было создано 4 букета. По одной из версий, один из них пропал на выставке в Монреале, а три других исчезли в неизвестном направлении. Интересный факт,но из другого источника можно выяснить, что два хранятся в запасниках Эрмитажа. Странно и то, что практически нет записей об этом. Хотя старые сотрудники завода до сих пор помнят этих выдающихся художников- Н.Н. Пименова и Э.А. Пименову. Даже был получен патент на такой способ изготовления цветов. Я нашла в сети только вот эту открытку с изображением этого букета...

и плохую фтографию...

Однако мастера не стоят на месте. И появились работы Евгения Андреева. Правда мне не очень понятен его творческий путь, но такие работы интересны. Вот выдержка из материалов, представленных на его сайте:

"...Евгений Андреев - один из создателей фарфоровых букетов, которые выставлены в салонах-магазинах Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея. Творением Иванова Евгений вдохновился много лет назад. Тогда он занимался техническим перевооружением ЛОПО «Народные художественные промыслы» и прямого отношения к фарфору не имел. Но так получилось, что еще в советские годы судьба свела Евгения Андреева со специалистом НИИ фарфора Виктором Винтером и модельщиком ЛОПО НХП Анатолием Моргуном, с которым с 1990-го года производили изделия из майолики, фарфора и работали над разгадкой секретов Ивановского фарфора.
Десять лет ушло на то, чтобы фарфор приобрел желанную тонкость, прозрачность, пластичность и безупречно белый цвет. За основу бисквитной массы взяли вторичные кварциты, исследованием которых до этого занимался около 20 лет Виктор Винтер в НИИ фарфора..."


В Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца до 1 октября открыта выставка современного художника Владимира Каневского «Фарфоровые цветы». В экспозиции - более пятидесяти произведений из фарфора, созданных мастером в 2014-2016 годах и объединенных темой флористики, традиционной для выставок Государственного Эрмитажа, посвященных фарфору.

Более тридцати лет Владимир Каневский живет и работает в Нью-Джерси (США). Он родился в Харькове в 1951 году, в семье известного режиссера-документалиста Арона Каневского. Окончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института, стал профессиональным зодчим, участвовал в строительстве жилых комплексов. В 1978 году переехал в Ленинград. Спустя десять лет художник эмигрировал в США и стал заниматься фарфором.

Владимир Каневский выработал свою собственную технологию изготовления фарфоровых цветов, свою узнаваемую манеру воплощения в избранном материале мира живой природы. Именно эти черты выделяют мастера среди других художников, которые специализируются на изготовлении фарфоровой флористики.

Творческой манере Владимира Каневского присущи простота и естественность. Художник говорит, что самое важное – это непосредственный взгляд на вещи, никакого ограничения в выборе средств.

«Иногда я крашу матовой подглазурной краской по блестящей глазури. Так не делают, но меня это совершенно не смущает. И для меня большая радость, если профессионал говорит: «Не пойму, а как это сделано?»», - рассказал он.

Все произведения Владимира Каневского - ручной работы, и двух абсолютно одинаковых среди них не найти. Все, что создает мастер, существует в единственном экземпляре.

Поразительная красота его фарфоровых цветов мгновенно привлекает внимание каждого зрителя и буквально гипнотизирует. Творческий процесс начинается с того, что Владимир Каневский кропотливо подбирает для копирования живые цветы. Они выполняются в натуральную величину с соблюдением естественных пропорций.

Особенно интересны те, которые имеют небольшие изъяны, например следы от насекомых и гусениц. Подобные элементы придают фарфоровым растениям не просто больший натурализм, но и определенный шарм и настроение, поскольку в их художественной передаче отсутствует излишняя идеализация.

Произведения Каневского выполнены из разных фарфоровых масс. Цветы и бутоны, раскрашенные вручную, посажены на особенный металлический каркас в виде стеблей растений с тонко прочеканенными лепестками. Замысловатые комбинации разветвляющихся лепестков помимо художественной обладают еще и конструктивной функцией, выступая дополнительной поддержкой всей композиции.

Отдельно мастер лепит вазы, горшки, слегка тронутые «акварельной плесенью», сосуды, богато украшенные авторскими рельефными узорами, которым скульптор также уделяет большое внимание.

Предметом гордости Владимира Каневского являются фарфоровые композиции, хранящиеся в коллекциях королевских домов Европы: принцессы Монако и немецкой принцессы Глории фон Турн унд Таксис в Регенсбургском замке. Произведения художника украшают художественные галереи многих знаменитых дизайнеров, модельеров и ювелиров. Среди них Оскар де ла Рента, Каролина Эррера, Томми Хилфигер, Жоэль Артур Розенталь.

После окончания выставки в коллекцию фарфора Государственного Эрмитажа художник передаст композицию «Сборный букет», которую специально для музея выполнил в имперском стиле.

"В наставницы себе я взял природу, учительницу всех учителей"

Леонардо да Винчи

6 июля 2017 года в Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца стартовала выставка «Владимир Каневский. Фарфоровые цветы ». Владимир Каневский - современный художник и скульптор, который может посоревноваться с природой в филигранности мастерства.


В экспозицию вошли работы созданные с 2014 по 2016 год. Флористические произведения из фарфора уже стали традиционными для Эрмитажа .

Творчество Владимира Каневского сложно причислить к конкретному "этносу". Уже 30 лет он живет и работает в Нью-Джерси, США, хотя родился и учился в Харькове (Украина), в 1978 году переехал в Ленинград и через 10 лет эмигрировал в США, где и открыл в себе тягу к фарфору. Сын режиссера-документалиста Арона Каневского, выпускник Харьковского инженерно-строительного института, Каневский всё же нашел своё призвание в искусстве.


Мастер выработал уникальную технологию изготовления фарфоровых цветов в индивидуальной, только ему свойственной манере, что выделяет художника среди мастеров с подобной техникой и цветочными мотивами. Простота и естественность работ Каневского приковывают взгляд и способствуют полному восприятию искусства.

Сам художник отмечает: «Иногда я крашу матовой подглазурной краской по блестящей глазури. Так не делают, но меня это совершенно не смущает. И для меня большая радость, если профессионал говорит: «Не пойму, а как это сделано?».


Все творения Владимира Каневского ручной работы, двух одинаковых работ найти не удасться.

Творческий процесс начинается с того, что Владимир Каневский подбирает для начала - живые цветы. Особенно интересны те, которые имеют заметные изъяны, такие как следы от насекомых и гусениц. Подобные элементы придают фарфоровым растениям не только больший натурализм, но и определенный шарм и настроение, делают их живыми.


Предметом гордости Владимира Каневского являются фарфоровые композиции, хранящиеся в коллекциях королевских домов Европы: принцессы Монако и немецкой принцессы Глории фон Турн унд Таксис в Регенсбургском замке. Произведения художника украшают художественные галереи многих знаменитых дизайнеров, модельеров и ювелиров. Среди них Оскар де ла Рента, Каролина Эррера, Томми Хилфигер, Жоэль Артур Розенталь.


Выставку подготовил Отдел истории русской культуры (ОИРК) Государственного Эрмитажа, заведующий Вячеслав Анатольевич Федоров. Автор концепции, куратор выставки и координатор проекта ‒ старший научный сотрудник ОИРК, доктор искусствоведения Екатерина Сергеевна Хмельницкая.