Как живут в спальных районах марокко

Как живут люди в Марокко? Как охарактеризовать эту страну одним словом? Наверное, смесь. В ней смешалось столько всего, что иногда не верится в реальность происходящего. Женщины в хиджабах за рулем мопеда, дома в исторических центрах, густо обвешанные спутниковыми тарелками, спонтанное общение на улицах – и все это считается абсолютной нормой.

Среди марокканцев есть горцы – они живут в районах, куда блага цивилизации еще не дошли. А в нескольких сотнях метров от их кварталов обустроены туристические зоны с пляжами, элитными отелями, СПА и гольф-клубами.

Русские

Русскоязычных в Королевстве не так много, как в европейских странах – всего несколько десятков тысяч. По ориентировочным подсчетам, в Касабланке их проживает около 5 тысяч. Почти 80% соотечественников – женщины. Многие переехали сюда с мужьями. Познакомились, когда те учились в вузах СССР или России.

Интересно то, что реальная жизнь русских женщин в Марокко отличается от стереотипов, связанных с положением слабого пола в мусульманском мире. Марокко – гуманное государство в этом плане. Здесь представительницам прекрасного пола позволено намного больше, чем в других исламских государствах.

Как живут женщины в Марокко?

Коран и мусульманские традиции нужно уважать – это аксиома, но надевать на себя хиджаб или нет, марокканки и русские девушки решают самостоятельно. Никакого насилия со стороны мужа и его семьи в этом отношении нет.

Жизнь женщин в Марокко, особенно в крупных городах, приближается к европейскому стилю. Девушки все чаще появляются на улицах в удобных футболках, джинсах, красят волосы, делают легкий макияж.

Но облегающие топы с глубоким декольте, леггинсы, подчеркивающие все изгибы тела, местное население не поймет и не воспримет. Это касается и длины платья: колени лучше закрыть.

Отдельные условности не ограничивают свободу и права представительниц слабого пола. Если раньше они беспрекословно подчинялись воле отца, а затем супруга, то сегодня ситуация кардинально изменилась.

Марокканки:

  • Учатся в вузах, хотя раньше не все посещали школу.
  • Работают, в том числе на государственных должностях. Почти 25% врачей и преподавателей – женского пола.
  • Вступают в брак после 18 лет. Прежде девочек выдавали замуж, едва им исполнялось 15 лет.
  • Невесте не нужно согласие отца, чтобы создать семью. Насильно ее замуж тоже не выдадут – нужно согласие девушки.
  • Если прежде дети считались собственностью отца и в случае развода оставались с ним, то сейчас они могут проживать с матерью.

Казалось бы, рай, но не все так безоблачно. Мусульманский мужчина, как и прежде, вправе иметь четырех жен. Правда, первая супруга должна дать письменное согласие на каждый последующий брак. Нет согласия – нет гарема.

Иностранкам сложно устроиться на работу. Исключение составляют врачи – для них вакансий много. В любом случае, диплом об образовании, выданный в другой стране, придется подтверждать. Сделать это сложно, не владея в совершенстве французским языком.

Французский язык не является государственным (государственный – арабский язык), но он используется для делового общения, в сфере культуры и образования. Не владея им, на квалифицированную работу не устроишься.

Дом и быт полностью на плечах жены. Помогать ей по хозяйству у мужчин не принято, зато у каждой семьи есть возможность нанять помощницу по хозяйству. За сумму, эквивалентную 2-2,5 тысячам рублей в месяц, домработница будет убирать, выполнять другую работу.

Домработницы – преимущественно деревенские жительницы, поэтому стоимость услуг такая низкая. Воровство – не редкость, поэтому состоятельные семьи предпочитают нанимать проверенных помощниц и платить им больше.

Единственное, что делают местные мужчины – готовят мишуи. Это баранина, приготовленная на вертеле со специями и овощами. Блюдо считается ритуальным, поэтому подают его по королевским праздникам.

Мусульманская женщина и русская эмигрантка, хоть немного знающая законы и имеющая смелость, никогда не останется «у разбитого корыта». Чтобы выгнать ее, супруг должен иметь серьезные причины, например, уличить в измене. Одних слов недостаточно – нужны свидетели.

Марокканские пары, уставшие друг от друга, предпочитают разводиться цивилизованно. Законы ислама применительно к семьям если и сохранились, то только в некоторых деревнях.

Жизнь русских в Марокко неразрывно связана с золотом. Они, как и местные женщины, жадно скупают золотые украшения. Жадность в данном случае – синоним прагматичности. Изделия из драгоценных металлов останутся у них в случае развода или гибели супруга.

Этнический состав

Местное общество состоит из представителей двух национальностей. 60% населения – это арабы, почти 40% — берберы. Общая численность тех, кто живет в Марокко, – 35 млн. Французы, португальцы, россияне, испанцы и евреи составляют лишь небольшой процент населения. Постоянно в государстве их проживает не больше 550 тысяч.

Современные берберы, потомки коренного населения, проживают в горных районах и оазисах Сахары. Они умудрились сохранить свой язык и некоторые традиции.

Самым густонаселенным считается город-порт Касабланка. На его территории проживает больше 10% населения.

Рабат – столица и культурно-индустриальный центр государства. В нем постоянно проживает 1,6 млн. человек.

В четверку крупнейших мегаполисов также входят Марракеш и Фес.

Джинны и другие национальные особенности

Иностранцам придется приспосабливаться к тому, как живут обычные люди в Марокко, их менталитету и национальным особенностям. В крови местного населения – хитрость и обобщенные суждения. Конкретизировать здесь не любят – предпочитают пускаться в длинные пространные объяснения, к месту и не к месту упоминают Аллаха. Это выглядит комично в разговорах бабушек у подъезда или бизнесменов за столом переговоров.

Марокканцы верят в то, что решения любых вопросов исходят от высших сил, даже если речь идет о сроках изготовления дубликата ключа, пошива платья и оказания другой услуги. Не удивляйтесь, если задержку местный житель объяснит происками джиннов.

Взрослые люди верят в их существование – не тех сказочных джиннов, что живут в бутылках или кувшинах, а существ из Корана, которые живут человеческой жизнью, дают потомство, но остаются невидимыми для окружающих. Местные их побаиваются.

У жителей африканской страны есть еще одна привычка, которая поначалу режет слух. Они клянутся по делу и без дела, часто совсем не к месту.

Общение

Марокканцы – любители побеседовать. Тяга к общению у них в крови, даже к спонтанному. Незнакомец без проблем подходит на улице к прохожему и заговаривает с ним. Тему заранее предугадать невозможно – семья, личная жизнь, предложения показать город и окрестности, работа и многое другое.

Единственное табу – обсуждение религии. К вере местные жители, как и все мусульмане, относятся трепетно и почтительно. Они понимают, что одно некорректное слово может оскорбить чувства собеседника, поэтому выносят эту тему за скобки.

От приятельских объятий, похлопываний по плечу, поцелуев придется воздержаться, потому что тактильный контакт у марокканцев не приветствуется. В знак приветствия люди кивают друг другу головой, изредка пожимают руки.

Целовать руку женщине нельзя даже по незнанию – в мусульманской стране это могут расценить как флирт и ухаживания, выходящие за рамки дозволенного.

Поведение в Рамадан

Марокканские праздники связаны с религией. Рамадан – один из них, верующие обязательно соблюдают месячный пост, отказываются от излишеств, очищаясь духовно и физически.

Иностранцы, правда, отмечают перемены в поведении людей – не в лучшую сторону. Люди мрачнеют, чаще демонстрируют нетерпимость, агрессию в общении. Даже водители на дорогах раздраженно сигналят автомобилистам и пешеходам.

Магазины и кафе не работают днем во время Рамадана, улицы заметно редеют. Пост закончится, и все вернется на круги своя.

Кухня

Национальная кухня заслуживает дегустации, как минимум. На завтрак местные жители пьют зеленый чай или кофе с булочкой. Главной трапезой считается обед. Продукты для его приготовления покупают с утра.

Бутерброды и перекусы – дурной тон. Обед должен быть полноценным, состоять из салата, горячего с мясом, закуски. Обедают семьи дома, собираясь за общим столом. Здесь даже в школах предусмотрен перерыв на обед.

По пятницам жители Королевства традиционно собираются на кус-кус. Его время наступает сразу после молитвы. Кус-кус готовится из кукурузной крупы, зерна которой женщины перетирают вручную.

В Королевстве не выставляют все блюда сразу – их подают поочередно. Время десерта наступает вслед за горячим блюдом: как правило, подают фрукты, салаты из фруктов, йогурт, а иногда – пирожные и другую выпечку.

Любимый напиток местных – мятный чай. Его пьют дома, в гостях, на работе, в ресторанах и сувенирных лавках.

Жилье

Чтобы понять, как живут люди в Марокко, нужно заглянуть в спальные районы. Самыми престижными и дорогими городами для проживания считаются Рабат и Касабланка. При аренде или покупке жилья действует тот же принцип, что и везде: чем ближе к деловому и культурному центру, тем дороже.

Арендовать двухкомнатную квартиру в хорошем районе можно за 500-600 долларов, а за виллу придется заплатить около 1,5 тысяч долларов в месяц. В спальных районах жилье обойдется дешевле.

«Спальники» в Касабланке застроены пятиэтажными домами с открытыми подъездами. Особенность таких домов – окна, у которых нет единого стандарта, формы и размера. Из-за этого создается впечатление, что в некоторых квартирах они отсутствуют, в других – частично замурованы.

Шоппинг

Одежда, обувь, аксессуары и предметы быта продаются на рынках, в торговых комплексах и бутиках брендовой одежды. Марокканцы живут небогато, но многие предпочитают качественные вещи от известных торговых марок.

Еду и специи население покупает на рынках и в лавках – их много на каждой улице. Супермаркет с системой самообслуживания найти сложнее, особенно в удаленных от центра районах, но дефицита и дискомфорта это обстоятельство не доставляет. Ведь на торговых рядах всегда можно приобрести свежее мясо, рыбу, морепродукты, специи, овощи и фрукты.

Замороженной рыбы в стране нет – только из свежего улова. На столах всегда есть блюда из нее и морепродуктов. Важно торговаться с продавцами, даже если этого делать не хочется. Торги у прилавка – часть культуры.

Цены на продукты втрое ниже, чем в России. Но и зарплаты невысокие. Русским мигрантам будет сложно найти достойную работу. Принимая решение о переезде, важно помнить, что Марокко относится к странам третьего мира, хотя состоятельные иностранцы чувствуют себя там почти как в раю.

5 (99.36%) 501 проголосовавших

Что приходит в вашу голову при упоминании Марокко? Шелковые платки, разноцветные ковры, выложенные мозаичной плиткой фонтаны? Обилие специй, чаев, оливок и мандаринов? Пустынные пейзажи с верблюдами? Исполинские мечети на фоне невероятно красивых гор? Да, все это действительно является частью яркого марокканского пазла. Но чтобы быть по-настоящему объективной я хочу добавить ложку дегтя в марокканскую бочку меда и показать изнанку этого идеального туристического фасада.

Не всегда путешествие – это красочный пейзаж с минимумом проблем. Проведя месяц в этой замечательной стране, я увидела не только позитивную сторону. А автостоп и ночевка у местного населения дали возможность посмотреть на быт марокканцев изнутри, без искусственной туристической вуали, так заботливо созданной для богатых французов и других европейцев.

Жилье

Марокканские дома рассчитаны на жаркую погоду. Действительно, десять месяцев в году в этой стране жарко, но январь и февраль вполне сопоставимы с европейской мягкой зимой. Ночью температура может падать до нуля градусов, а в горах и на перевалах лежит снег. Но это не мешает марокканцам строить дома так, чтобы в них было холоднее, чем на улице. Два холодных месяца в году – это не десять, можно и потерпеть.

Стены марокканских домов толстые и надежные, выложенные из смеси глины, песка и сена. Реже это бывают большие газобетонные блоки. Вместо окон часто можно увидеть дырки в стенах. Еще можно встретить дырку и в потолке – пусть солнце попадает в дом. А если дождь, то все стечет через дырку в полу.

Кстати, о дырках в полу. Туалет и душ в этой стране организован крайне компактно и просто – это одно помещение, огражденное от жилой площади условной перегородкой, которая не достает до потолка. За унитаз служит дырка в полу. За душ – она же. Рядом краник и ведерко или черпачок. Дело в том, что у мусульман не принято использовать туалетную бумагу, они моются после каждого визита в туалет.

Внутри дома все обычно выложено плиткой. Плитка дает отличный баланс температуры в изнурительную жару. Но только летом. Зимой же эта ненавистная плитка становится совсем неактуальной, но это же всего два месяца!

В каждом марокканском доме должен висеть портрет Короля. Если такового нет – задумайтесь, может это какой-то неправильный дом.

Короля здесь все любят и почитают, его изображение можно увидеть везде, даже на деньгах. Во многом это объясняется тем, что король сделал для людей во время своего правления. Если верить высказываниям местных, за последнее десятилетие активно набрал обороты туризм, который раньше не особо развивался. Делаются новые качественные дороги, на улицах фонари светят куда ярче, чем в наших отечественных глубинках.

Кстати, о деньгах. Если вдруг ваша купюра оказалась смятой или порванной, то марокканец может не взять у вас такие деньги – это неуважение к Королю. На данный момент королем является Мохаммед шестой. До этого правил его отец, Хассан второй. В любом марокканском городе вы можете встретить улицы, посвященные этим двум правителям.

Первое и самое главное, без чего невозможно представить кухню Марокко – это марокканский чай. Добротный пучок мяты заливают кипятком и добавляют в стакан большой кусок сахара.

Кстати, если вы в кафе попросите чай без сахара, то вам принесут сам чай, а рядом, на блюдце, будет лежать маленький кусочек сахара. Наливать чай нужно, поднимая чайничек высоко над стаканом, давая струйке чая насытиться воздухом, а заодно и остыть, пока он достигнет стакана. Марокканцы могут пить этот напиток часами, с утра до вечера. Мужчины называют его берберским виски (берберы – местное население восточной части Марокко).

Туристам на заметку. Когда вы находитесь в гостях, отказываться от чая считается очень неприличным. Даже если вы совсем не хотите пить, или мята вам совсем не нравится – будьте добры, чтите традиции, иначе обидятся.

Марокканский завтрак – это местная выпечка, тоненький слоеный блин, оливковое масло и… плавленый сырочек «с коровкой».

Этот европейский продукт пришел на их рынок сравнительно недавно, но очень полюбился местным – он не портится, не плавится, его можно хранить месяцами. Масштабы покупки плавленого сырка в Марокко поражают. В любом супермаркете вы можете увидеть просто огромнейший выбор целых ведер с этими сырочками. Если в доме нет сыра – то это как нет портрета Короля. Еще один кулинарный изыск, который я впервые увидела в Марокко, – консервированная колбаса. Вот вам ее фотография. Теперь вы видели все.

Тажин – местное марокканское блюдо, а одновременно и название посуды, в которой это блюдо готовится. Тажин представляет собой глиняную тарелку с конусообразной крышкой. Внутри тушатся овощи, нарезанные полосками. За счет формы крышки, влага конденсируется под крышкой, а потом стекает обратно вниз. Таким образом, овощи тушатся в собственном соку. Если зафаршировать овощи бараниной или говядиной, получится мясной тажин. Кус-кус – то же самое, но с добавлением «марокканской гречки». Тажин и кус-кус есть в любом кафе любого марокканского города. Всегда. Готовится и то и другое заранее, в этой специальной посудине, на углях. Если долго нет посетителей, то в тажины подливают воду, чтобы блюда не подгорели.

Едят марокканцы обычно руками или используют в качестве ложки хлеб – небольшую круглую лепешку, дешевую и вкусную. Если хлеб не доели в течение дня, то его выбрасывают животным, а утром покупают новый.

В марокканском кафе вы не встретите на столе салфетницу – после еды руки обычно облизываются, зачем эти сложности. Путешествуя по Марокко, нужно всегда носить с собой салфетки – и для туалета, и для посещения общепита.

Мяса в Марокко предостаточно, обычно это говядина или баранина. С утра до вечера туши висят вверх ногами над прилавками, или лежат на асфальте. Вокруг летают мухи и бегают обалдевшие, пускающие слюну собаки.

Отдельно подниму тему запахов. Запах Марокко невозможно передать ни словами, ни фотографиями. Но попробуйте все-таки представить на минутку марокканский базар. Слева от вас делают апельсиновый фреш, запах цитруса плавно подбирается к вашим носовым рецепторам, но тут же перебивается кебабом из соседней забегаловки. Справа продают десять видов оливок россыпью, чуть дальше – клубнику и мандарины, а сразу за ними – живых куриц в клетках. В следующем ряду бабушка собственными руками давит из плодов аргановое масло, рядом продают шафран, тмин и куркуму, за ними – шелковые платья с платками, а напротив – только что наловленную рыбу. Это и есть самый настоящий марокканский базар.

Изобилие фруктов не может не бросаться в глаза. Мандарины здесь продаются тоннами и стоят около 10 рублей (4 украинские гривны) за килограмм. Марокканцы могут подойти к прилавку с мандаринами, поздороваться с продавцом, сказать: «Я возьму?», ему говорят: «Ага!», и клиент уходит довольный с одной мандаринкой, сразу же раскрывая и поглощая ее. Апельсины стоят около 15 рублей (6 гривен). Стакан апельсинового фреша у уличного торговца – 20 рублей (8 гривен). В туристических местах с вас могут необоснованно попросить 200%-ой наценки, но если вы умеете торговаться, то такой чудовищный обман вам не грозит.

Имея ограниченный бюджет, тут можно питаться одними цитрусовыми, и этого вполне хватит. А эти божественные оливки! Они продаются ведрами – зеленые, черные, красные, вымоченные в апельсиновом соке, со специями…Отдельного внимания заслуживают коктейли и смузи. Страдая от избытка свежих фруктов, марокканцы готовят вкуснейшие коктейли, посыпая их сверху орешками. Стоят они около 20-25 рублей (8-10 гривен) за пол-литровый стакан.

Транспорт

С транспортом в Марокко все очень сложно и просто одновременно. Современные поезда, автобусы и даже трамваи – они существуют, но только в определенных направлениях, и не всегда эта транспортная сеть доходит до нужного пункта. Дальше приходится импровизировать. По городу вместо привычных «метро-автобусов-трамваев» курсируют маленькие красные машинки, которые называются «Petit Taxi» (от французского – «маленькое такси»). Сюда садятся три человека, но необязательно на одной и той же остановке. Вы можете ехать от пункта А в пункт В, по дороге подсаживается пассажир, который едет в пункт С, а потом еще один, которому нужно в пункт D. Все едут, все довольны.

Между городами курсируют «Grand Taxi» (от французского – «большое такси»), которые работают по такой же схеме, только внутри сидит до шести пассажиров. Это старые широкие Мерседесы, которые вот уже не первый десяток лет перевозят по стране тысячи марокканцев. В обоих случаях стоимость проезда копеечная, так что в этой стране можно смело передвигаться на такси даже с самым ограниченным бюджетом.

Животные – неотъемлемая часть марокканского транспорта. Возят тут не только на верблюдах – осликов смело эксплуатируют при перевозке баллонов с газом, баулов с одеждой и вообще всего что попало.

Конные и «осликовые» повозки регулярно передвигаются между селами. А в городе Эссуэйра есть даже «конь-такси». Медленно, дешево и очень экзотично!

Кстати, о скорости. В Марокко обычно никуда не спешат. Марокканское время – вещь относительная. Если вам сказали: «через 15 минут» – ждите через час. Если договорились встретиться в 19.00, то в 19.30 вам позвонят и скажут, что опаздывают. Не планируйте ничего поминутно, будучи в этой стране. Спешить здесь не принято.

Одежда

Изображенные в туристических проспектах шикарные, вышитые бисером платья можно увидеть только в витринах магазинов, максимум – в отелях на девушках, работающих на ресепшн. Большинство типичных марокканских женщин носят ужасные, хоть и разноцветные, халаты, закрывающие все тело. Детей привязывают на спину платком, если у женщины двое детей – то двумя платками по обе стороны. Коляски не приняты.

Мужчины тоже ходят в халатах, но у них они особые. Сшитые из специальной грубой ткани, они не пропускают холод в зиму и не парят в 30-градусную жару. Называются они «джеллаба», их отличительной чертой является смешной остроконечный капюшон. Целыми днями мужчины в джеллабах могут сидеть вдоль дороги и что-то обсуждать. Да, из-за безработицы в этой стране вы сможете увидеть не только «подподъездных бабок» (хотя здесь нет подъездов, но бабки сидят везде по такому же принципу и обсуждают молодежь/цены/политику, нужное подчеркнуть).

Безработные мужчины от безысходности ищут хоть какую-то возможность не сидеть без дела. Например, продавать поштучно сигареты, салфетки, конфетки, вареные яйца. За «рабочий» день мужчина скуривает больше сигарет, чем продает, но он чем-то занят, он не сидит дома!

Другая сторона медали

Говоря о марокканском быте, нельзя не вспомнить о том количестве грязи, в котором купается вся эта «роскошь». В Марокко очень грязно. В Марокко просто невыносимо грязно, и эта грязь бросается в глаза, контрастируя с широкими пляжами, высокими пальмами и шелковыми платками. В городах не принято устанавливать мусорки, все обычно бросается под ноги. В селах принято сбрасывать продукты отходов «за борт»: за скалу, в пропасть, в реку. Горы мусора можно увидеть на остановках в городах, на автостанциях между городами, возле домов, на пляжах… Такое чувство, будто этот мусор никогда не утилизируется, не вывозится и никак не обрабатывается.

Конечно же, если ехать в Марокко по путевке, жить в отеле, купаться на расчищенных пляжах и кушать в ресторанах, то всего этого вам не увидеть. А позитивных эмоций, полученных от серфинга, пустыни, верблюдов и невероятно красивой природы вокруг хватит, чтобы перекрыть все плохое! А смотреть в Марокко действительно есть на что…

Маленькое предисловие. С самого детства я была авантюрным ребенком, и никогда не останавливалась перед трудностями, мало того, всю жизнь они меня привлекают, ибо спокойно жить я просто не могу. Более того, я крайне непостоянный человек, меня тяготит (думаю, как и всех людей) однообразие, школу я не любила только потому, что за 10 лет нового ничего не происходило: в 8.30 школа, дом, сон, опять школа (за исключением всяких там интрижек), потом был университет, я поступила в лингвистический на факультет менеджмента, он мне жутко не нравился, и я его бросила еще до первой сессии, родители меня поддержали, ведь я - единственный излюбленный всеми ребенок в семье. Человек я достаточно творческий, в творчестве и видела свое будущее, хотелось рисовать, творить, так же очень люблю писать, даже сейчас поступают заказы на различные статьи. Сама я из Киева и безумно люблю свой город, но жить в нем становилось все тяжелее. У родителей свой бизнес, фундамент которому они ставили своими силами, без воровства и обмана, но их стали очень ущемлять, конкуренты "со своей крышей" и т. д. У меня родилась идея ехать в США и там строить свое будущее, возможно даже замуж выйти за американца просто из-за гражданства (признаюсь честно), но именно в этот период я своими силами поступаю в лучший Киевский театральный ВУЗ, пошла я туда просто ради самого экзамена и без предварительной подготовки, я ПРОШЛА, я просто в восторге, и кажется вот он хеппи энд, но не тут то было. Год назад ко мне в друзья в фейсбуке добавился парень из Феса (Марокко), об этом городе я ничего не знала, видела и слышала о нем в сериале "Клон" (смотрела его в детстве с бабушкой). И мы начали общаться, мне на тот момент 18 ему 19, в этом возрасте в нашей стране могут быть только свободные отношения, оба мы студенты, мне было очень интересно узнавать новое о его культуре, ведь, раньше я крайне осторожно относилась к мусульманам, очень многие знакомые девушки пострадали из-за них.

Спустя 2 месяца я поняла, что ОН - самый близкий человек для меня, несмотря на разные культуры, и спустя месяц он приехал ко мне. Хотел познакомиться с родителями, я его и познакомила с ними, но сказала, что он гражданин США, ибо боялась осуждения родителей, религия для моей мамы - главный фактор, мою сестру бросил мусульманин, и она очень долго страдала по этому поводу, а он вполне смахивал на среднестатистического американца, родителям он очень понравился.

Он пробыл в Украине 2 недели, за это время у нас не было даже намека на интимные отношения, и перед своим отъездом он сделал мне предложение... Это было прекрасно и мучительно одновременно, я не могла все бросить, выстраданный институт, который я полюбила, как свой дом, а главное, родных, да и мама не знала - кто он на самом деле, и где живет.

Я думала около месяца, и согласилась, не из-за денег, мало того, я была уверена, что он - бедный человек, я очень боялась, чтобы он не оказался каким-нибудь мошенником, это очень рискованно, в мусульманской стране закон всегда будет на его стороне. Быт, дети - я поняла, что не готова к этому, что мне для начала нужно пожить с человеком, чтобы понять: готова ли я на такой шаг.

После моего отказа, он через 2 недели приехал, и сказал, что без меня он не сможет жить, и что я - его семья, а до свадьбы мы не имеем права жить вместе. После всех уговоров, я, естественно, растаяла, и началась волокита с оформлением документов. Также нужно было рассказать все маме, и я была уверена, что после всей правды, она меня точно не отпустит, да и сам ОН подозревал, о чем я наврала своим родителям (благо они у меня не англоязычные). А после - началась волокита с оформлением документов, знакомство с его страной и родителями (маме я сказала, что еду с подругой отдыхать).

Когда ехала в его страну все еще были мысли о том, что сейчас мне в какой-либо притон отдадут (такой уж я параноик), но все оказалось намного лучше: его родители меня приняли, пришла вся его огромнейшая семья, один из его братьев так же был женат на украинке, этот факт меня крайне радовал, и именно Ира, помогала мне адаптироваться и понимать их язык (его семья тоже английским не владеет). А после было возвращение домой, я решилась рассказать правду родителям, после которой был грандиозный скандал (мол, да чем ты думала вообще), естественно позже меня простили и приняли мой выбор, но до этого нервы мы потрепали друг другу хорошенечко, до сих пор стыдно, что я так долго врала.

На свадьбе были мои родители, две лучших подруги и сестра, о церемонии можно отдельно книгу писать. Сейчас все хорошо, мы живем с мужем в огромном пентхаусе, где проживает вся семья, в этом доме у каждой семьи своя квартира, общие - только бассейн и тренажерный зал, есть еще огромная гостиная и кухня. Мне пришлось принять мусульманство, муж не настаивал, но для свекрови это было главным условием, хотя единственным для меня всегда будет Бог, и я до сих пор ношу крестик, два раза в год я приезжаю домой, на сессию, хотя с каждым разом это становится все сложнее, муженек этого не понимает, более того, он хочет, чтобы я забрала своих родителей к нам, чтобы я прекратила эту езду в Украину, много по этому поводу было споров, но ничего не поделать, такой уж у них менталитет, да я и рада, что буду видеть маму с папой каждый день. С уверенностью могу сказать, что жизнь моя удалась, никто меня не обижает, я живу, как за каменной стеной, как женщина я состоялась, материально я ни в чем не нуждаюсь, конечно, пришлось отказаться от многих вещей, но ностальгии я не чувствую. Потому, девоньки, не бойтесь своих желаний, не верьте пропаганде, конечно, не нужно бросаться в омут с головой, береженого Бог бережет, если любите и верите этому человеку, рискуйте, ведь я чуть не потеряла свое счастье, и на самом деле национальность - это ничего. Главное - что все мы люди. Если кому-либо эта история помогла, буду очень рада.

Elena_sl (Украина)

Говорят, Россия - удивительная страна. Как человек, переехавший жить в Марокко, смею заверить, что есть на свете страны ещё более удивительные. А занесло меня в столь загадочную страну замужество с марокканцем. Согласно марокканским законам, иностранной жене марокканского мужа для получения гражданства и вида на жительство необходимо прожить на территории страны с супругом не менее 2 лет. Живу я здесь не больше года, но в моей копилке уже успело собраться немало красочных историй.

Река «Абу-Ракрак», разделяющая г. Рабат от г. Сале

Недвижимость: покупка и аренда

Итак, начнём с выбора жилья и его расценок. В Марокко, как и в России, есть, так скажем, две столицы. Первая и официальная - это город Рабат, вторая - Касабланка, - центр развлечений и шоппинга страны. Стоимость аренды и покупки недвижимости в этих городах практически идентична.

Мы проживаем в Рабате в собственном доме. Снять двухкомнатную квартиру в Рабате можно за 500-600 долларов в месяц. Аренда трехкомнатной квартиры стоит около 700 долларов и выше. Минимальная цена за аренду виллы в столице Марокко 1300 - 1500 долларов в месяц.

В целом цены на аренду жилья в Рабате достаточно высокие. Цена покупки жилья не падает, а продолжает расти и варьируется возле цифры 30.000 местных Дирхам. Это примерно 3100 долларов.

Покупки

Одежду и обувь можно купить как на рынке, так и в торговых комплексах. Как это не странно, но более или менее состоятельные марокканцы зачастую предпочитают брендовую одежду (как минимум, премиум класса). Поэтому в Касабланке много бутиков известных марок.

Еда, в основном, покупается на рынках и в небольших лавках. Мелкие торговцы продуктов питания в Марокко - явление очень распространённое. Гораздо сложнее будет найти привычный универсам, либо гипермаркет самообслуживания. Да и не за чем, потому как на рынке вам предложат свежайшие овощи, фрукты, мясо, рыбу и морепродукты, специи и многое другое.

Расположение страны на берегу океана обеспечивает каждого наличием огромного разнообразия морепродуктов на обеденном столе. В России этого весьма не хватает. Мерзлая рыба из магазина на Родине не сравнится со вкусом свежевыловленной марокканской. Самое главное - торгуйтесь. Всегда и везде. Нравится вам это или нет, но это национальная черта - торговля, без которой в Марокко невозможна. Меня, к примеру, как человеку привыкшему молча покупать необходимые товары, это слегка раздражает. Марокканцы же получают от этого удовольствие.

Лично меня особо удивили мясные лавки. Зрелище не для слабонервных. Живых куриц держат в небольших загонах, вы выбираете понравившуюся, и ее тут же при вас умерщвляют путём отрубания головы.

Работа и достаток

Русскому мигранту я бы не рекомендовала рассчитывать на работу в этой стране. Мест мало, и практически каждая работа - это работа с государством за небольшие деньги. Если позволяют профессиональные навыки, лучше работать удаленно на российского или западного работодателя. Живя в Марокко и получая невысокую по нашим меркам заработную плату в размере 30-40 тысяч рублей в месяц, вы будете чувствовать себя более, чем комфортно. По местным рамкам с такой зарплатой вы будете ощущать себя даже богато. Цены на продукты в 3, а то и в 4 раза ниже чем в России.

Переехать на ПМЖ в Марокко можно, если вы сможете быть толерантными к местному менталитету и его обычаям. И плюсом и минусом экзотической страны является её принадлежность к странам третьего мира. Страна небогатая, уровень жизни ниже, чем в России. Но для состоятельных иностранцев Марокко может сойти за райское местечко. Океан, солнце, вип-пляжи. Роскошь здесь есть, но она в основной своей части скрыта от глаз. А кому надо, тот найдёт.

Национальные особенности

Есть в марокканцах такие национальные черты, к которым действительно придется приноровиться - это хитрость и неточность. Марокканцы не склонны к конкретике. На однозначные вопросы, вместо привычного ответа «да», вы будете слышать незыблемое «Инша-алла(х)», что переводится как «на то воля Аллаха» или наше «дай Бог». В любом разговоре, на любую тему всегда принято упоминать Аллаха. Неважно деловая ли это беседа бизнесменов или непринужденная болтовня старушек. Говоря с местными о каких-то сроках, пусть даже о сроках оказания услуг, не забывайте о том, что на всё воля Аллаха!

Кстати помешать марокканцу в исполнении своих обещаний или обязательств могут джинны. Не смейтесь, а отнеситесь к ним так же серьезно, как и любой марокканец, войдите в положение. Марокканские джины живут не в бутылках. Это описанные в Коране невидимые существа, которые живут и размножаются, как и люди. Шутки с ними плохи, и в этом убежден абсолютно каждый местный. От высокопоставленного чиновника до дворового мальчишки. Суровому русскому менталитету придётся туговато с пониманием таких особенностей.

Ещё одна режущая слух привычка - это привычка клясться. Есть ли для этого повод или нет, клянусь и всё тут. Короче говоря, к местному менталитету придётся привыкать, так как народ живёт по, местами, совсем чуждым укладу и понятиям.

Как и всякая мусульманская страна, Марокко чтит исламские традиции, а Коран лежит в основе конституции страны. Неверующих здесь не поймут. К христианству местные наиболее благосклонны, чем к какой-либо другой религии.

Хотя ислам рекомендует женщине покрывать голову, шею, руки и ноги одеждой, - марокканки стремятся к европейскому стилю: джинсы и футболки. Тем не менее, современной русской девушке будет неловко одеваться в свои привычные одежды. Как ни крути, но леггинсы и открытые топы будут осуждаемы, не говоря уже про короткие платья или юбки. Несмотря на стремление страны к европеизации, местные мужчины и женщины привыкли носить национальную одежду. Самый распространённый наряд среди обоих полов является джлебе. Это своего рода длинное просторное платье с капюшоном или без, различных расцветок.

Если вы переедете в Марокко, то вам придётся чтить Мусульманские праздники, так же как их чтут сами марокканцы. Здесь нет привычного нам ажиотажа к Новому году, никаких ёлок и деда Мороза! В нашей семье это небольшое застолье за вкусным свойским пирогом. Все праздники в Марокко - это религиозные праздники.

Как и во всякой исламской стране, в Марокко соблюдают пост, который длится месяц и называется он Рамадан. В определённые часы, обычно с утра до и вечера, нельзя пить, есть, думать и делать что-то плохое, заниматься сексом, курить сигареты и т. п. Представьте: жара 40 градусов, а вам нельзя выпить стакана воды. Несмотря на то, что пост направлен на физическое и духовное очищение, поведение местных в этот период становится более мрачным и агрессивным. Автомобилисты нервно сигналят, люди не предрасположены к общению, учащаются уличные драки. Кафе, рестораны, продуктовые лавки и магазины до вечера закрыты. Днем на улицах очень мало людей, почти никого, и это понятно, - кому захочется морить себя жаждой и голодом в такую жару. Конечно, никто не будет заставлять русского человека соблюдать пост, но, в любом случае, принимать в нем активное участие приходится. Тем более мне, как человеку, живущему в марокканской семье. Я всячески поддерживаю домочадцев, практически не ем и не готовлю еду до вечера, обхожусь уединенными перекусами.

Центр Рабата. Площадь с видом на мечеть «Сунна»

Вечером, когда время поста заканчивается, голодные марокканцы вываливаются на уже остывшую от жары улицу и с жадностью раскупают еду. В этот период экономика страны ликует, потому что на пустой желудок скупается гораздо больше продуктов, нежели в обычной жизни. Некоторые, не понимая истинного смысла поста считают, что должны наесться так, чтобы весь следующий постный день не захотелось.

По окончанию священного месяца Рамадан наступает великий праздник. Все города и деревни страны переполняются торговцами баранов. Бедолаг режут для праздничного стола. Это традиция, и каждая семья должна зарезать как минимум одного барана. Как правило, резать должен глава семейства. В этот день всюду слышны предсмертные вопли этих несчастных животных. Марокканцы привыкли и радуются. Непривыкшему иностранцу, как, например, мне, будет как минимум не по себе. Но придется привыкнуть, потому что режут баранов здесь по любому поводу. Свадьба, рождение ребенка, дни рождения - на столе свежезарезанный баран. Вот такие марокканские пристрастия.

Особенности быта

Мне, как и многим российским мигрантам очень понравилась возможность нанять личную домработницу. Причем стоимость такого удовольствия слишком невысокая: от 1000-2000 рублей в месяц. Цена зависит от условий и частоты уборки вашего жилища. Женщины, устраивающиеся на данную должность, в основном, родом из деревень, поэтому и цена на их услуги по уборке дома настолько низкая. Но рано радоваться не стоит. Воровство среди таких домработниц не редкость. А их природная хитрость настолько зашкаливает, что они каким-то изворотливым способом выкручиваются из самых неловких ситуаций. Поэтому я бы посоветовала желающим обзавестись собственной горничной. Брать на работу проверенную знакомыми и хорошо зарекомендовавшую себя женщину.

Нельзя не обратить внимания на то, что едят марокканцы руками. Точнее говоря правой рукой, помогая хлебом или лепёшкой. Если это семейная трапеза - кушать принято из одного общего блюда. Не всегда. Ложками и вилками здесь, конечно, пользуются, но традиционно все же руками, и те блюда, которые действительно удобно взять рукой или хлебом. Русскому человеку, безусловно, будет непривычно есть таким образом. В нашей марокканской семье ко мне относятся с пониманием, подают тарелку и приборы. Я не просто так упомянула именно правую руку. А все потому, что левая рука используется в других целях и кушать ей не принято…

Образование

Что касается образования, - всё как у нас. Дети учатся в школах, заканчивают 11 классов и поступают в ВУЗы. Чаще всего родители отправляют своих детей учиться в Европу или Россию. Впрочем, большинство там и оседает, обзаводится семьями. Учиться за границей для любого марокканца - это большая удача и престиж. Молодежь стремится уехать из страны на встречу новым, более продвинутым и вольным горизонтам. В Марокко молодым людям скучно.

О досуге

Местный народ отдыхает, как правило, если тепло - на пляжах. Молодые люди предпочитают более активный отдых: спортивные игры (футбол, волейбол). Много любителей бега. Люди же постарше гуляют вдоль побережья или просто сидят на берегу, наслаждаясь живописным видом на океан.

Есть ещё один, весьма привлекательный способ проводить досуг в Марокко, и это серфинг. Серферов здесь много. Есть школы, обучающие укрощать волны.

Люди, которые переезжают жить в Марокко - это в основном состоявшиеся европейцы, которые устали от западного образа жизни. Здесь они покупают неплохие виллы и не торопясь, размеренно живут, наслаждаясь свежими фруктами, морепродуктами, солнцем и океаном. Миграция в Марокко - это, должно быть, весьма обдуманный со всех сторон поступок. Кому-то здесь нравится, кому-то нет. И это объяснимо, так как Марокко - это экзотическая и, порой, противоречивая страна.

Ислам отводит женщине очень скромное место в обществе. Специально закрепленных за ними прав мусульманские женщины не имели. Исключением следует считать лишь традицию почтительного отношения к матери, и только потому, что об этом сказано в главной книге мусульман – Коране. Ситуация стала меняться после обретения марокканцами независимости. Статус женщины впервые был как-то определен после появления специального документа – Кодекса личного статуса, называемого Мудаван. Впервые было сформулировано положение об идеальной мусульманской семье, во главе которой обязательно стоял мужчина. Женщина могла вступить в брак не иначе, как с разрешения отца или опекуна, причем, ее согласия не требовалось вовсе. Это привело к тому, что в восьмидесятых годах XX века начались активные выступления женщин Марокко за изменение своего положения в обществе. По примеру других стран были созданы женские организации, активно включившиеся в эту работу, и результат не заставил себя долго ждать. Сейчас женщины получили доступ к высшему образованию, и теперь до 20% преподавателей университетов – женщины. Им также принадлежит видное место в медицине, обучении детей, других областях. Сегодня женщины Марокко представлены и в законодательных органах страны.

С именем короля Мухаммеда VI связывают новую редакцию Кодекса Мудаван, появившуюся на свет относительно недавно. Теперь до 18 лет увеличен возраст, с которого девушка может вступать в брак. Прежний возраст составлял всего 15 лет. Не требуется больше обязательного согласия отца для вступления в брак, а замужние женщины получили право сами инициировать развод, если в этом была необходимость. Ребенок, родившийся от иностранца, теперь получал все права марокканского подданного, в то время как прежде он не мог на это рассчитывать. Заслугой короля считают и повсеместное развитие женского образования, и совместное обучение детей в школах. Вместе с тем, осталось незыблемым одно из важных положений Корана – разрешение правоверному мужчине иметь до 4 жен. Это положение было оправдано в древние времена, когда множество мужчин гибло в кровопролитных войнах. Сегодня оно утратило свое былое значение. Более того, - далеко не все из сегодняшних марокканских мужчин готовы содержать даже двух жен. Это сейчас довольно накладно по экономическим соображениям. Кроме того, ввести в дом вторую жену мужчина может только с письменного согласия первой, а для заключения брака в этом случае необходимо специальное судебное решение. Свою роль сыграли и древние традиции берберов, в основном сохранивших моногамию даже после принятия ими Ислама.