Греческие мужчины: особенности характера, внешность и стиль в одежде. Национальные традиции греции, привычки и особенности местных жителей

Скудные природные условия древней Греции наложили неизгладимый отпечаток на формирование менталитета древнего эллина. «Бедность – сводная сестра Эллады». Эти слова Геродота особенно точно характеризуют жизнь греческого крестьянства, которое в V в. до н.э., когда жил историк, ещё составляло подавляющую массу населения страны. В таких бедных плодородными землями районах греческого мира, как Аттика или соседняя с ней Мегарида, жизнь крестьянина-земледельца была сущим мучением. Ему приходилось постоянно очищать свой маленький земельный надел от зарослей кустарников и сползающих с окрестных гор каменных осыпей, бороться с засухой и паводками, таскать землю на склоны гор для устройства террас, на которых можно было выращивать оливы. Скудного урожая, полученного ценой всех этих тяжких трудов, обычно едва хватало, чтобы дотянуть до весны. Поэт Алкман, живший не в бедной Аттике, а в богато плодородной землями Лаконии, в одном из дошедших до нас стихотворных отрывков ругает весну, как самое скверное время года, когда иссякают запасы пищи, накопленные с осени, и надвигается угроза голода.

Постоянная борьба за выживание выработала в греческом характере такую важную черту, как бережливость. Впрочем, у многих она незаметно превращалась в самую настоящую скупость. Вот несколько наставлений из уже упоминавшейся поэмы Гесиода «Труды и дни», ярко характеризующих и личность самого поэта, и то общество, среди которого довелось ему жить:

Только дающим давай: ничего не давай не дающим.

Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет.

Если и малое даже к малому прикладывать будешь,

Скоро большим оно станет, прикладывай только почаще.

Жгучего голода тот избежит, кто копить приучился.

Природа была суровой нянькой и воспитательницей греческого народа. Она приучила его довольствоваться немногим. Нам, людям начала XXI века, живущим в так называемом «потребляющем обществе» и выше всего ценящем житейский комфорт, трудно себе представить, насколько простой, убогой, лишённой самых элементарных удобств была жизнь даже высших слоёв греческого общества, тех, кого их соотечественники считали аристократами и богачами, не говоря уже обо всей остальной его массе. Ежедневный рацион зажиточного афинянина времён Платона и Сократа показался бы нам голодной диетой. Он включал в себя хлеб, чаще всего ячменный (белый, пшеничный хлеб даже богатые греки ели очень редко), овощи, бобы, маслины, немного рыбы с приправой, немного сыра из козьего или овечьего молока. Мясо считалось деликатесом. В основном его ели по праздникам во время жертвоприношений богам, которые тоже получали свою долю от трапезы в виде костей. Каждая трапеза, утренняя или вечерняя, сопровождалась у греков вином, но его пили сильно разбавляя водой.



Но греки очень быстро научились извлекать максимальную выгоду из того скудного достояния, которым их могла наделить их нищая страна. Страдая от постоянной нехватки земли, они научились обрабатывать свои карликовые наделы с каменистой, почти бесплодной почвой с такой удивительной тщательностью и старанием, что производимые ими сорта вин и оливкового масла вскоре были признаны лучшим в мире, и в дальнейшем никто уже не решался конкурировать с ними на внешних рынках. Конкуренция шла лишь между самими греческими виноделами и маслоделами: каждый стремился придать своей продукции какой-то особый, необыкновенно тонкий, доступный лишь подлинным знатокам вкусовой оттенок, чтобы его вино или его масло можно было бы всегда отличать от всех остальных. Такая же борьба оттенков велась и между различными ремесленными мастерскими, производящими глиняную расписную посуду, ткани, оружие, разнообразные изделия из бронзы, золота и серебра. И здесь победа над соперником могла быть достигнута только за счёт огромнейшей изощрённости технического умения и очень высокого художественного вкуса. И здесь простейшие материалы, нередко сами по себе не представляющие особой ценности, как, например, гончарная глина, камень или дерево, превращались в подлинные произведения искусства, с которыми трудно было сравнивать произведения чужеземных мастеров.

«Нужда – мать изобретательности» - гласит древне изречение. История греческой цивилизации вполне оправдывает этот афоризм. Именно непрерывная борьба с нуждой сделала греческий интеллект необыкновенно изобретательным, изворотливым, способным найти выход из любого самого затруднительного положения. Недаром в Греции пользовались такой огромной популярностью великие изобретатели и вместе с тем великие хитрецы, плуты и обманщики: Прометей Сизиф, Дедал, Одиссей. Можно даже сказать, что эти мифические персонажи стали наглядным воплощением некоторых очень важных особенностей греческого менталитета. Греки всегда ценили в людях такие качества, как хитроумие, ловкость, умение одурачить другого. Во всем этом они видели проявление особой одарённости или даже своего рода артистизма человеческой натуры. Хитроумие мастера-художника, озабоченного усовершенствованием своих изделий и хитроумие вора-обманщика, думающего лишь о том, как бы половчее надуть попадающихся ему навстречу простаков, ставились ими практически на одну доску. «Отец истории» Геродот, захлёбываясь от восторга, рассказывает читателям об одном поистине гениальном воре, сумевшим провести самого царя Радаманта.



Даже своим богам греки не стеснялись приписывать явно мошеннические наклонности, которые в их характере причудливо и для грека вполне естественно и закономерно соединялись с различными проявлениями художественной и технической одарённости. Так, например, вестник богов Гермес. В одном из т.н. «Гомеровских гимнов» рассказывается о том, как только что появившийся на свет Гермес, едва выбравшись из пелёнок, совершил два замечательных дела: изобрёл лиру, соорудив её из панциря пойманной им черепахи, и украл целое стадо коров у самого Аполлона, причём чтобы сбить с толку преследователя нарочно гнал их хвостами вперёд. Оба этих подвига «божественного младенца» вызывают у поэта чувство неподдельного восторга и умиления. Сам Аполлон, наконец, разыскавший своё стадо и его похитителя, не может сдержать своего восхищения и предрекает проказнику-мальчишке великое будущее.

Плутовская ловкость и предприимчивость греков были хорошо известны близко соприкасавшимся с ними племенам и народам варварской периферии. Они охотно вступали с греками в коммерческие сделки, покупали у них их превосходные вина, разнообразные ремесленные изделия, даже приглашали их к себе на службу, когда возникла потребность, когда возникала потребность в квалифицированных мастерах, художниках или строителях, но в то же время склонны были смотреть на них свысока как на достойную всяческого презрения породу профессиональных торгашей и мошенников. Это общее мнение о греках, бытовавшее среди варварских народов, удачно выразил Геродот, вложивший в уста персидского царя Кир Старшего такую оценку эллинов: «Я не страшусь людей, у которых посреди города есть определённое место, куда собираются народ, обманывая друг друга и принося ложные клятвы». В этих словах заключён прямой намёк на греческую агору – место, где устраивались народные собрания, вершилось судопроизводство, и в то же время занимались торговлей. Здесь важна та репутация, которая закрепилась за греками среди их соседей по ойкумене. Однако если перевести эту оценку из негативного в позитивный план, придётся признать, что среди других народов древности греков выделял высокоразвитый интеллект, предприимчивость и необычная для той исторической эпохи жизненная активность.

Изобретательность и предприимчивость были тесно переплетены в характере греков с другой не менее важной чертой – необыкновенной непоседливостью, предрасположенностью к вечной перемене мест. Иногда в одиночку, иногда небольшими компаниями-гетериями, иногда даже целыми общинами-полисами они удивительно легко снимались с насиженных мести отправлялись куда-нибудь за тридевять земель в поисках удачи или ещё чаще просто хлеба насущного. Очень легко можно было обвинить их на том основании в недостатке патриотизма. Как и многие другие народы древности средневековья, греки жили по принципу: отечество там, где лучше. Они никогда не были намертво привязаны к той земле, на которой они родились и выросли, тем более, что эта земля, как мы видели, не редко становилась для них не матерью, а злою мачехой. Как хорошо заметил А.Боннар: «Греки сделались мореплавателями в силу необходимости. Вопль голодного брюха оснащал корабли и направлял их в море». Разумеется, здесь сыграла свою роль и исключительная, пожалуй, не знающая себе равных во всем Средиземноморье приспособленность Эгейского бассейна для занятий мореплаванием в те времена, когда искусство кораблевождения делало ещё только первые робкие шаги. Море плескалось буквально «у порога» чуть ли не каждого греческого городка и было бы просто безрассудно не использовать те заманчивые возможности, которые оно открывало перед смелыми и хоть немного склонными к авантюрам людьми.

Тем не менее, даже попадая в самые отдалённые концы тогдашней ойкумены, оказавшись то в устье Днепра или Дона среди диких степных кочевников, то на побережье Галлии среди не менее диких кельтских племён, далеких предков теперешних французов, греческие купцы и колонисты никогда не забывали о своей причастности к эллинскому миру, к его культуре и языку, к его общим для всех греков святыням. Более того, именно здесь среди чуждых языков и наречий, среди диковинных, а иногда и отвратительных для эллина варварских обычаев и нравов, это чувство кровной связи со своей далёкой родиной, со своим народом переживались особенно остро и напряженно. Можно сказать, что греки всюду возили за собой своё отечество, как улитка таскает за собой свою раковину. Ведь представление о родине у каждого из них было связано прежде всего с его родным полисом и его ближайшими окрестностями. А воссоздать эту малую родину где-нибудь на новом месте, хотя и в сильно уменьшенной копии, было делом, в общем, не таким уж сложным. Все греческие полисы были стандартны по своей планировке и по своему внутреннему устройству. Почти все они включали в себя один и тот же набор основных элементов: агору, городскую цитадель-акрополь а расположенными на нём храмами богов, гавань с верфями и причалами, в более поздние времена – театр, гимнасий, стадион – место для атлетических упражнений молодёжи.

Массовые миграции населения, в которых участвовали отдельные общины и целые племена, были в древности, и в эпоху раннего средневековья в общем довольно обычным явлением. Но что было характерно именно для греческого мира и чему трудно было подобрать сколько-нибудь близкие аналогии в жизни других народов – это чрезвычайно высокая подвижность отдельных индивидов. В странах Древнего Востока свобода пространственного передвижения личности всегда была крайне ограничена. Почти каждый человек, особенно находившийся на одном из нижних этажей социальной лестницы, крестьянин-земледелец или ремесленник, был чаще всего пожизненно прикреплён к свому месту жительства, к своей сельской общине, с другими словами которой он был связан своеобразной круговой порукой. Те же купцы на Востоке чаще всего были агентами какого-либо храма или же непосредственно зависели от царской власти.

В Греции, начиная с гомеровских времён всё обстояло совершенно по иному. Любой свободный человек, будь он аристократом или простолюдином, богачём или бедняком – безразлично, мог в любой момент, не спрашивая ни у кого разрешения, снарядить корабль или повозку, или просто взять в руки посох, надеть дорожные сапоги с толстыми подошвами и отправиться куда угодно с какой угодно целью, будь то поездка по торговым делам, пиратский набег, посещение какого-либо особо святого места или просто поиски работы или куска хлеба. История Греции полна подобными примерами. Постоянно странствуют по суше и морю герои гомеровских поэм. Постоянно передвигались с места на место ремесленники-демиурги. Постоянно странствовали известные поэты, философы, художники. Среди них мы видим поэта Архилоха – великого законодателя и поэта Солона, выдающегося греческого историка Геродота и т.д.

Диапазон передвижений греческих путешественников все время расширялся и нередко выходил далеко за пределы давно обжитого греками Эгейского бассейна и даже Средиземноморья. Ещё в VII в. до н.э. корабельщик Колей с о. Самоса в Эгейском море проплыл через Столпы Геракла (так греки называли Гибралтарский пролив) в Атлантический океан, побывал на юго-западном побережье Испании и вернулся на родину с большим грузом серебра. В том же столетии странствующий поэт и прорицатель Аристей уроженец о. Проконнеса на Пропонтиде, проник в глубинные районы Северного Причерноморья, долго скитался среди населявших их диких племён и, возможно, добрался до Уральских гор, или, по крайней мере, до Поволжья. Если в гомеровские времена путешествие в Египет или Сирию считалось смелым предприятием, то уже в VII-VI вв. до н.э. такие путешествия стали обычным делом. Так, в начале VI в. Египет посетил Солон.

Но едва ли не самой подвижной частью греческого общества, его авангардом, были греческие наёмники. Задолго до походов Александра Македонского наёмники, завербованные в армию «царя царей», обследовали чуть ли всё огромное пространство Персидской державы от Малой Азии до северной Индии. Скорее всего, именно от них получали необходимую информацию о глубинных районах этого огромного государства не только греческие купцы, но и учёные: географы, историки, натуралисты. Среди скитавшихся по варварским станам греков было также немало мастеров-ремесленников и художников порой самого высокого класса.

Весьма показательно, что при таком обили информации об освоении греками стан Востока и других регионов варварской периферии, свидетельств противоположного рода о посещении Греции выходцами из этих стран сохранилось в наших источниках на удивление мало. Основная масса чужеземцев, побывавших в Элладе в период с VIII по III в. до н.э., т е. в эпоху становления и расцвета греческой цивилизации попадали туда в качестве военнопленных и рабов.

В целом же это сопоставление лишний раз свидетельствует об исключительном динамизме и открытости греческого общества так же, как и о крайней инертности, статичности и замкнутости противостоящих ему варварских обществ. Следует иметь в виду и ещё одно немаловажное обстоятельство: подвижность пространственная вполне естественным образом соединялась в жизни древних греков с подвижностью передвижения по социальной лестнице. Одно здесь плавно переходило в другое. Так, человек, которому долго не везло у себя на родине, скажем, в Афинах или Милеете, мог быстро разбогатеть, поменяв место жительства, перебравшись в одну из отдалённых колоний и занявшись там, допустим, транзитной торговлей – скупкой или перепродажей хлеба, вина, рабов или чем-либо ещё. Дело было сопряжено с определённым риском, но приносило в случае удачи хорошие барыши. Нажив большое состояние, такой купец мог стать одним из первых богачей своей колонии, но мог и вернуться назад в своё отечество, купив дом или земельный надел, пользоваться влиянием и почётом. Конечно, сделать это удавалось далеко не каждому. Иначе в греческих полисах не было бы ни бедноты, ни простонародья, а все были бы богачами и аристократами. Тем не менее, путь к жизненному успеху был в принципе открыт перед любым человеком, от природы наделённым отвагой, предприимчивостью или деловой хваткой.

В связи с этим нельзя не заметить, что греки с удивительной лёгкостью меняли не только место жительства, но и род занятий. И источники средств существования, а вместе с ними, образ жизни и социальный статус. Так, Солон, человек знатного происхождения, и как все афинские аристократы – землевладелец, вынужден был заняться морской торговлей, чтобы таким способом поправить своё пошатнувшееся материальное положение своей семьи. Отец поэта Гесиода, напротив, сменил скитальческую жизнь мореплавателя и погоню за наживой на более размеренное и спокойное существование крестьянина-земледельца. Классическим образцом греческой предприимчивости и умения приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке, находить выход из самых трудных положений может считаться жизненный путь одного из самых популярных греческих писателей IV в. до н.э. Ксенофонта, биография которого известна по его же сочинениям. Выходец из богатой и знатной семьи, он почти до тридцатилетнего возраста прожил в Афинах, занимаясь философией под руководством мудрого Сократа и в тоже время увлекался охотой и верховой ездой. Однако обстоятельства круто изменили его жизнь. В 401 г., после окончания длительной и опустошительной Пелопоннесской войны, в которой Афины потерпели поражение, он был вынужден покинуть родной город и променять спокойную жизнь землевладельца на опасное ремесло наёмного солдата. Ксенофонту удалось завербоваться в армию персидского наместника Малой Азии царевича Кира Младшего и в составе десяти тысяч наёмников совершить поход через внутренние области Персидской державы, позже описанный им в его произведении «Анабасис». В благодарность за услуги, оказанные Спарте, он получает от спартанцев большой земельный надел в Элиде и около 12 лет живёт там, мирно занимаясь литературой и сельским хозяйством. Но затем его жизнь вновь делает резкий поворот: в Элид вторгаются войска враждебного Спарте Беотийского союза и оставаться здесь ему стало смертельно опасно. Он был вынужден бежать в Коринф, где видимо, и окончил свои дни в положении политического изгнанника. Главная и наиболее примечательная черта его карьеры – ясно выраженная активность и самостоятельность в выборе путей и способе устройства своего жизненного благополучия в сочетании с явным недостатком нравственной щепетильности.

Такими образом, некоторые достаточно важные черты менталитета древних греков, как бережливость, умеренность, изобретательность, предприимчивость, склонность к передвижениям могут быть объяснены особенностями их образа жизни, в свою очередь обусловленного природной средой их родной страны. В данном случае оправдывается старая марксистская формула: «Бытие определяет сознание», хотя далеко не всё богатство духовного мира греков и их психической жизни выводится прямо и непосредственно из их бытового уклада или форм хозяйственной деятельности. Во многих случаях их сознание оказывало ощутимое обратное воздействие на их индивидуальное и общественное бытие.

— Ты грек, у тебя море в крови…

Недаром к моему повествованию выбрана эта строчка в эпиграф, она типичнейшим образом отражает характер и менталитет греческого мужчины: мужчины-романтика, мужчины-завоевателя с каплей крови Спартанских царей и Одиссея.

О хорошем…

Менталитет греков весьма близок русскому человеку. Солнечное гостеприимство, радушие, открытость, отзывчивость и доброжелательность у них в крови. На себя и на мир местные жители смотрят просто и с удовольствием, начиная от министров и финансистов и заканчивая торговцами на блошиных рынках. Странно, но даже в нынешний кризисный период в стране нет атмосферы уныния.

Если вы нуждаетесь в помощи, грек всеми силами постарается решить вашу проблему, даже просить не придется. И речь не только о туристических районах. Наблюдаю ситуацию: небольшая автомобильная авария на перекрестке - каждый свидетель всеми силами пытается помочь, кто умеет — оказывают неотложную медицинскую помощь, другие – звонят медикам, третьи – в полицию, четвертые - огораживают участок. Толпы зевак, как местами в России, для них нехарактерны.

Греки мастерски абстрагируются от насущных проблем. Разве пойдет европеец, которого сегодня сократили с работы, веселиться или гулять? Вряд ли. Отсутствие денег или работы - это не повод для грека отказываться от большого праздника. Он будет отдыхать на полную и веселиться со всеми.

Но в остальное время большинство греков весьма работящие, они очень много работают, при чем «рабочий день» может начаться и в 4, и в 5 утра, предпочитают самостоятельно содержать семью, воздерживаясь от трудоустройства жены и помощи родственников. А если говорить о тех греках, которые занимают высокое положение в обществе, то тем более им «по статусу полагается» иметь неработающую жену, её удел – дом и дети. Кризисы последнего времени, конечно, слегка изменили эту черту, и те, кто агрессивно воспринимал желание жен работать, пересмотрели свои приоритеты, теперь жены часто вносят посильную лепту в семейный бюджет.

Так что распространенное мнение о патологической лени греков, бытующее в России и Европе, — не более, чем миф. Если говорить о греческих чиновниках, они, конечно, не привыкли надрываться на работе, но мне кажется, что это утверждение применимо к госсектору во многих странах мира. Самозанятые же греки (отельный, ресторанный бизнес, сфера услуг) часто работают «до упаду» – рабочий день у многих длится 10–12 часов, а владельцы отелей в сезон выделяют на отдых всего несколько часов в сутки. Но у них есть цель - на заработанное в сезон нужно прожить весь оставшийся год.

Нельзя сказать о всех греках, что они жадные и расчетливые, однако упомянутые кризисы значительно усилили такую черту характера, как экономичность [О том, как экономить, живя в Европе, читайте в нашей статье по ссылке . Прим.. Здесь нет конкретного стереотипа, лично мой супруг весьма щедр и даже можно сказать, расточителен.

Греки - православные христиане, в Греции неукоснительно соблюдаются государственные и религиозные национальные праздники: Рождество, Пасха, Гинайкратия - греческий женский день, День независимости и День Охи, также дни рождения членов любимой греческой футбольной команды 🙂 Хотя возможно, это «пунктик» только моего мужа, который он выдает за общегреческий 🙂

А теперь о недостатках

Также в общую позитивную картину хочу добавить и не очень хороших фактов, которые имеют место быть:

# Необязательность – для грека не выполнить обещание — «раз плюнуть».

# Греки - беспечный народ, живущий сегодняшним днем и не задумывающийся о проблемах грядущего. Отношение к жизни можно классифицировать как безмятежно-философское.

# Типичная ситуация для грека - за один вечер прокутить месячный доход. Он может за свой счет кормить в таверне всех друзей вином и закусками, и пусть завтра будет «шиш в кармане», зато славного и щедрого Панайотиса, например, будут вспоминать еще долго. Именно такая беспечность стала причиной сегодняшнего экономического кризиса. Греки годы жили не по средствам, и, зная о возможном дефолте, не предприняли нужных шагов для стабилизации ситуации. Но с другой стороны, они действительно ценят каждый прожитый момент и наслаждаются им на все 100%.

# Бедные греки крайне любят приобрести какую-нибудь дорогую вещь для обольщения глупеньких иностранок, которые ведутся на «блестки» и иллюзию успешной жизни. Если грек очень навязчиво начинает рассказывать о знакомстве с именитыми людьми и большом количестве денег на заграничных счетах, носит часы «роллекс» на видном месте с короткой рубашкой, то скорее всего это плохой кандидат в мужья, но отличный кандидат на просьбы одолжить «соточку» баксов до завтра;

# Также уже в России нередки случаи, когда греки обманывают россиянок, имея семьи на родине. Греки — отличные портовые рабочие и строители — часто приезжают на специализированные зароботки по контракту. При знакомстве с девушкой они любят проявить задушевность и «уломать» несчастливую особу на активную взаимопомощь и услуги «разного» характера. При этом лучший случай, когда такой представитель нации спартанцев просто уедет домой, к семье, а бывает и хуже. о мошенниках и аферистах.

# Греки могут быть весьма хитры, но злой умысел присутствует весьма редко.

Отношения вне

Греки просто обожают свою Грецию! Каждый третий считает, что греческий язык породил все слова на земле («логос» - слово, знание, отсюда ФилоЛОГия, этимоЛОГия, БиоЛОГия и т.д.), «гийнека» - женщина, отсюда ГИНекоЛОГия, «бактерия» - палочка, «морф» - образ, отсюда - МОРФоЛОГия и т.д.).

Каждый второй считает себя прямым праправнуком Зевса (я немного утрирую, но все же….), а каждый первый уверен, что греки — самая лучшая нация в мире. На счет древней нации - тут безусловно, а вот «лучшая» — вопрос спорный. Более чем 400 лет греки жили под османским владычеством, чистых греков очень мало (кровосмешение было сильное), но греки ненавидят турков и по сегодня.

Семьи здесь патриархальные, а уважение к родителям - неоспоримое. Родители, жена, дети находятся на главном месте в жизни любого грека.

В вопросах брака многие греки проявляют завидную долю национализма, они стремятся взять в жены именно гречанку. Важный довод для такого решения чаще всего заключается в том, что семья здесь – материальная опора жизни. Если грек берет в жены местную девушку, то, соответственно, его семья растет, вместе с новыми «братьями» открывается бизнес, реализуются проекты и т.д. А жена-иностранка - это всего лишь жена. Поэтому в основной массе своей греки предпочитают соотечественниц.

Но, как говорится, любое правило имеет исключение, как получилось и с нами. В любом случае практически все греки держатся за свой брак, среди греков даже ходит смешная поговорка о том, что любой грек готов скорее убить свою жену, но никогда не развестись (в юморном контексте разумеется).

Греки очень любят детей, как я писала, семья для них на первом месте. Если мужчина-грек по каким-то причинам разводится с матерью его детей, он в любом случае продолжает заботиться о детях – как материально, так и духовно, принимая участие в их воспитании. Такое понятие, как «папа ушел из семьи», для примера сравните Россию, грекам неведомо.

В заключение хочу сказать, что стереотипов характера не бывает, бывают люди — злые и добрые. Желаю всем девушкам встретить свой кусочек счастья в лице другого человека.

19 июня 2014

Жизнь в Греции размеренна и увлекательна. Каждый день для греков - неповторимый праздник, и местный календарь - лишнее тому подтверждение. Ни одна страна мира не может похвастаться таким большим количеством красных дней в календаре, как Греция. Один праздник здесь незаметно перетекает в следующий, и порой празднование длится неделями. Именно этим неторопливым ритмом жизни и привлекает Греция постоянно спешащих туристов.

«Я сразу смазал карту будня»

Греки действительно любят ничего не делать. Помимо бесчисленных праздников, здесь постоянно организуются всеобщие забастовки, невыходы на работу по причине внезапных снегопадов, ливневых дождей, пожаров и тому подобных форс-мажоров.

При этом греки успевают работать. Выглядит это так: с утра после бессонной ночи греческий трудящийся пробуждает себя к жизни кофе и сигаретами. После чего работает часов до двух, а потом едет на пляж или домой - поспать пару-тройку часов, ведь с 14:30 до 17:30 в Греции сиеста, иными словами - тихий час. С девяти часов вечера наступает фиеста, когда всё население отправляется в рестораны, бары или на набережные - общаться с друзьями и знакомыми. Нередко такое общение затягивается до утра, при этом греки пьют лишь рецину - недорогое белое вино, разбавленное кока-колой. Зато рано утром они способны сесть за руль и спокойно доехать до дома или места работы.

Ехал грека…

Езда по дорогам Греции заслуживает особого внимания. Общественный транспорт здесь ходит минута в минуту, согласно расписанию. Приятный женский голос сообщает о прибытии автобуса через специальное устройство, которым оборудованы все остановочные пункты. В автобусах расклеены предупреждения о том, что водителя отвлекать нельзя. При этом водитель во время поездки постоянно разговаривает по мобильному телефону, держа его в одной руке, а пальцами другой время от времени поворачивая руль.

Полиция в Греции весьма демократична. Штрафы - очень редкое явление. Обычной практикой является устное замечание нарушителю, хотя таковых здесь предостаточно. Мотоциклисты пронзают пространство на огромной скорости и без глушителя - считается, что это круто. Вообще все участники дорожного движения, едва завидев зелёный сигнал светофора, резко срываются с места с оглушительным рёвом двигателей и визгом шин. Обгон принято совершать на повороте и по встречной полосе, непрерывно при этом сигналя.

Следует отметить, что пьяных водителей здесь нет, поскольку к алкоголю греки равнодушны. Местную водку узо пьют маленькими рюмочками и нечасто. Вин достаточно много - около 500 сортов, но и тут греки знают меру.

Немного о еде

Из местной кухни непременно стоит попробовать следующее:

1) тиро-салат из овощей и брынзы;

2) свежайшую рыбу и морепродукты;

3) стифадо - потрясающе вкусное местное блюдо из ягнятины;

4) вегетарианос - это общее название для всех овощных и бобовых блюд;

5) дзадзики - кефирно-огуречный соус с добавлением чеснока и зелени;

6) долмадос - маленькие голубцы в листьях винограда;

7) сувлаки - небольшие кебабы;

8) и конечно же, оливки, разновидностей которых здесь несколько сотен.

Отдельно стоит упомянуть наваристый суп из потрохов, которого не найти в столичных заведениях. Это блюдо характерно для пригородных кабачков, принимающих посетителей уже с 5 часов утра. Если вдруг какому-нибудь греку всё же случилось выпить слишком много минувшей ночью, такой суп непременно отрезвит и восстановит силы.

Поездка в Грецию будет особенно полезна «профессиональным трудоголикам», ведь полностью расслабиться можно лишь там, где никто не думает о работе, а повсюду царит нескончаемый праздник жизни - и всё это на фоне морских и горных пейзажей под аккомпанемент изумительной средиземноморской кухни.

Греция – красивая страна. Но первые впечатления от Греции возникают не от ее удивительных достопримечательностей и природных красот, а от местных жителей и от их традиций.

Это не удивительно! Люди, начиная от служащих в аэропорте и заканчивая торговцами на базарах, всячески стараются показать свое искреннее солнечное гостеприимство, оказав внимание каждому гостю этой прекрасной страны. Таков местный менталитет. Доброжелательное и лояльное отношение греческого народа к согражданам других национальностей объясняется общими традициями и традиционным христианским воспитанием.

Менталитет греков

Греки выделяются своим философски-безмятежным отношением к жизни. На себя и на все происходящее вокруг греческий народ смотрит просто и с удовольствием. Мужчины любвеобильны и к тому же признаны чемпионами по долгожительству в Европе. В Греции очень низкий уровень преступности, что в свою очередь способствует к здравому отношению к жизни. Несмотря на то, что на греческой территории расположено огромное количество монастырей и церквей, греки являются умеренно религиозным народом. Большинство посещают церкви только на Пасху и Рождество. Основной религией, чтимой в стране, считается восточно-православная Церковь Христова, управляемая Синодом.

Местные жители никогда не клянут свое прошлое, не сносят памятники. Они ощущают себя везде и во всем потомками древних эллинов, гордясь всем, что связывает их с многовековой историей. В силу своего менталитета люди Греции обожают праздники, к которым готовятся творчески, а не формально. Всего чтимых греками праздников насчитывается 23. Женский праздник в этой благодатной стране отмечается не 8 марта, а 8 января, а вот праздник трудящихся 1 мая у них еще называется Фестивалем Цветов. Самым ярким и красочным мероприятием является греческий карнавал «Апокриес», длящийся 3 недели. Греки любят и могут развлекаться, они убеждены, что в жизни главное – это удовольствие, им нравится быть на людях. И именно поэтому такого количества праздников, выходных и фестивалей нет нигде в Европе. Греческий народ не может отказать себе еще в одном удовольствие – сиесте – отдыхе в середине дня. В промежутке с 14.00 до 17.00 город полностью вымирает, даже магазины закрываются.

Национальный характер людей Греции выражают разнообразные и многочисленные народные танцы, такие как: «кочари», «сиртаки», «каламатьянос» и др. Нет такого грека, который бы не мог танцевать, причем танцуют они каждый раз с искренним наслаждением. Очень редко можно встретить пьяного местного жителя. Хорошие отношения с греческим народом поддерживать достаточно легко, главное – это придерживаться общепринятых правил поведения греков. При посещении храмов и монастырей необходимо также уважать религиозные правила поведения, надев скромную одежду с закрытыми плечами. В некоторых монастырях туристам выдают специальную одежду на время посещения.

В целом менталитет греческого народа очень близок русскому человеку, поэтому Греция является одной из стран, где к российским гражданам относятся, как к братьям и друзьям.

Политика и экономика

Индустриально-аграрная страна, Греция, после событий Второй мировой войны быстро восстановила свою социальную структуру и экономику благодаря судоходству и стремительно развивающемуся туризм. Однако из-за сложившейся нестабильной экономической и политической ситуацией в Греции есть вероятность зарождения социального кризиса.

С давних времен из-за споров о разделении территориальных вод Эгейского моря и насильственного присоединения острова Крит существует определенное напряжение между Турцией и Грецией. Отношения немного улучшились после землетрясения на территориях обоих государств. Однако многие споры остаются нерешенными.

Греция принимает участие в различных международных организациях, активно поддерживает расширение ЕС, является членом ООН. В Салониках Черноморский банк развития и торговли начал отбор и финансирование региональных инвестиционных проектов.

Среди общества возрастает недовольство, потому что доходы людей заметно сократились, налоги увеличились, экономика «худеет». Греки считают, что всё это – последствие жесткой правительской программы экономии средств. По слова греческих профсоюзов, страну ожидают забастовки и демонстрации, которые уже набирают обороты. Так уже в 2010 году прошли 6 общенациональных забастовок против мер правительства по снижению бюджетного дефицита. Из-за прошедших забастовок была прекращена работа аэропортов, остановлено движение паромов, что в итоге привело к снижению туристического потока.

Но сложившаяся экономическая и политическая ситуация не должна сказываться на желании туристов посетить эту замечательную, удивительную и дружелюбную страну.

5.1 Менталитет древних греков. Аристотель (384 – 322 до н . э .) писал , что северные европейские народы отличаются энергией , но не обладают достаточной живостью ума ; населению Азии , обитающему в жарких странах , наоборот , при живости ума недостает энергии . У греков же , благодаря их умеренно му климату, Аристотель видел сочетание энергии характера с умственной тонкостью.

В равномерном развитии различных способностей Аристотель видел причину счастливого душевного равновесия и гармонии, проявляющихся в великих произведениях литературы и искусства греков. Он отмечал, что воображение у эллина всегда сочеталось с элементами рассудочности, чувство – с умом , страсть – с размышлением . Он никогда не придавался какому - нибудь одностороннему увлечению , будучи обладателем многочисленных способностей , приг одных для каждого случая. Объединяя эти способности, он придавал созданиям своего творчества их настоящий характер.

Другой существенной чертой греческого народа Аристотель считал его неистощимую любознательность. В области естественных и нравственных наук, в истории, географии, философии, математике греки проявляли любопытство в лучшем значении этого слова и потому первыми сформулировали почти все великие научные задачи и изобрели почти все научные методы. Их всегда искушало все загадочное, как бы оно ни проявлялось, особенно же их влекла тайна мироздания. Они хотели все увидеть и все познать. Эта потребность ставить вопросы всему, где только можно получить ответ, проявляется и у первых философов-ионийцев, и в трудах великого греческого историка Геродота (485 – 425 до н . э .). Геродот писал о тонкости ума эллинов : «с давних времен эллин отличался от варвара своей сообразительностью и отсутствием глупого легковерия» . Это характеристики всех греков , несмотря на то , что у жителей разных греческий полисов были св ои особенности. Беотия, например, славилась своими литературными и политическими деятелями, остроумие спартанцев было известно во всей Греции. И хотя их остроты менее грациозны и в меньшей степени проникнуты тонкой иронией, чем афинские, в них больше сжатости и силы. Многие мудрецы, прославившиеся своими изречениями, вышли из дорийской части Греции; но когда римлянин Цицерон хотел показать, как надо пользоваться остроумными словами в качестве орудия красноречия, поскольку сам был выдающимся оратором, он обращался за образцами ко всем грекам без различия.

Традиции имели в Греции огромную силу, но никогда не подавляли свободу отдельной личности. Благодаря смелости суждений, фантастической силе воображения, искренности чувств эллин избежал стеснений в развитии своей культуры.

Вся поэзия греков в конечном счете есть поэзия жизни. Идеал

греков – идеал молодости и красоты , который они постоянно стремились осуществить и на котором охотно сосредоточивали свою мысль . Греческая нация более всех других любила жизнь , наслаждаясь своими мыслями и чувствами, и по природе была склонна к постоянно деятельному оптимизму.

Благодаря перечисленным причинам общего и частного порядка малочисленный греческий народ в своем культурном развитии поднялся на такую трудно вообразимую высоту, на какую ни до, ни после него ни одному народу подняться не удалось. Именно поэтому все то, что касалось древних греков, включая мельчайшие подробности их быта, всегда было и остается предметом острого интереса.