Мой личный фотоблог. Литераторы и врачи

До начала XX века на этом месте находился большой деревянный особняк на каменном подвале с антресолями. В 1830-х годах здесь жил историк, археограф, автор «Словаря достопамятных людей Русской земли» Д. Н. Бантыш-Каменский. Бантыш-Каменские сдавали дом Нечаевым, один из сыновей которых — В. В. Нечаев написал в 1831—1836 годах акварель с видом улицы из окна этого дома. Считается, что эта картина, экспонируемая в мемориальном музее-квартире Пушкина (дом № 53), достаточно достоверно передает вид и расположение домов на улице в 1830-х годах и является единственным изображением Арбата пушкинского времени. Через некоторое время особняк был продан, а в 1841 году в том же доме поселился с семьей философ А. С. Хомяков. В 1879—1901 годах дом принадлежал В. М. Пржевальскому — известному адвокату и общественному деятелю, редактору «Юридического вестника». У Пржевальского бывали его родные братья — путешественник Н. М. Пржевальский и математик Е. М. Пржевальский.

В 1902—1903 годах на месте особняка по проекту архитектора Н. Г. Лазарева построен современный 4-х этажный дом для А. К. Ечкина — владельца заведения по изготовлению различных повозок, а также по сдаче в прокат экипажей, бричек и линеек. В начале XX века Ечкин стал одним из основателей Славянского благотворительного общества в Москве, секретарём которого был В. А. Гиляровский. Здание было построено на участке неправильной формы, в связи с чем брандмаурные стены доходного дома скошены. Гостиница Ечкина — одно из наиболее крупных произведений Н. Г. Лазарева. Симметричный фасад дома эффектно декорирован лепными и металлическими элементами в стилистике «декоративного» модерна, которые, по мнению искусствоведа М. В. Нащокиной, выполнены с использованием мотивов австрийского сецессиона, французского и бельгийского ар-нуво. В отличие от многих зданий, надстроенных в советское время, доходный дом Ечкина сохранил свой первоначальный силуэт. В оформлении дома использованы также характерные московскому модерну форма и рисунок переплётов окон и облицовка мелкой керамической плиткой. Композиция и пластика фасада отличают здание от других построек стиля модерн, в том числе и от другого произведения Лазарева на Арбате — гостиницы Я. М. Толстого (№ 29). Дом был оборудован электрическим лифтом, внутридомовым телефоном, на каждом этаже были предусмотрены диваны для отдыха, а в парадном вестибюле дежурил швейцар. На первом этаже здания были предусмотрены помещения для шести магазинов — по три справа и слева от парадного входа. Вход в каждый магазин был оборудован с тротуара, рядом с витриной. За каждым магазином в дворовой части были оборудованы небольшие квартиры для владельцев торговых точек. На верхних этажах размещались квартиры, которые сдавались жильцам по высоким ценам.

До революции в доме работали писчебумажный магазин Русановича, «Шляпы, шапки, муфты и боа» Келейникова, магазин металлических изделий чешской фирмы «Брабец», фруктовый магазин Карпова, «Аптекарский магазин» Гельцер и оружейный Будникова-Салищева.

В 1910 году Ечкин продал дом историку С. Б. Веселовскому, который оформил владение на имя своей жены, получившей наследство от отца, акционера «Общества ситценабивной фабрики Гюнтер». Семья Веселовского поселилась в просторной квартире на 4 этаже здания. Летом 1914 года на месте дворового деревянного флигеля, в котором размещался гараж автомобилей марки «Шарон», архитектором Л. В. Стеженским был построен новый кирпичный пятиэтажный дом (№ 23, строение 2). После постройки нового корпуса, семья Веселовских переселилась в него, заняв весь пятый и половину четвёртого этажей. В 1916 году С. Б. Веселовский продал всё домовладение с двумя зданиями Зельдовичу. После революции семью Веселовских уплотнили.

В начале XX века в мансарде дома находилась мастерская скульптора С. Т. Конёнкова. Во время революционных событий 1905 года возле дома появилась баррикада, в строительстве которой участвовал сам скульптор, а в его мастерской революционеры хранили гранаты и оружие. В это время Конёнков познакомился с революционеркой Коняевой, ставшей позднее его женой. С 1920 года до февраля 1934 года в этой же мансарде жили и работали художник П. Д. Корин и его брат, реставратор и живописец Александр, которых здесь посещал А. М. Горький. Здесь же с 1920 года жил и работал их дядя, художник и график А. М. Корин. По воспоминаниям писателя С. М. Голицина, Корины в то время жили «в страшной бедности, не заботясь о заработке».


Арбат по праву можно назвать главной улицей Москвы. И не потому, что она является самой большой или центральной столичной магистралью. Вовсе нет. Москвичи и гости столицы ценят ее за неповторимое очарование, созданное архитектурными образцами прошлых эпох, за ее свободу и романтику, которую олицетворяют уличные художники и музыканты, за ее уникальный дух старой Москвы – дворянской и интеллигентной.

История многих домов Арбата связана с историей и жизнью великих русских людей и хранит их имена. Действительно, Арбат – уникальное место Москвы. Это не просто улица, это особый «кусочек» столицы, своеобразная «Москва в Москве» с ее собственной историей, самобытностью, традициями, со своим ландшафтом.

И изначально это не просто улица, а территория от Кремля до Москвы-реки. Много раз сожженный и восстановленный, Арбат достаточно натерпелся за свою долгую историю и давно стал символом старой Москвы. Он увековечен в стихах, в прозе, в песнях и в кино. В наши дни под этим названием мы подразумеваем небольшую улицу, которая в последние годы стала пешеходной зоной, но на самом деле Арбат — это исторический район Москвы, который в 1993 году отметил свое 500-летие.

Приятно, что и по сей день, несмотря на множество изменений, постигших район в последнее время, Арбат сохраняет в себе тот творческий, умиротворяющий, присущий только ему дух, который и служил магнитом для всех этих замечательных людей, живших и творивших именно здесь, под гостеприимной сенью тихих зеленых двориков и очаровательных арбатских переулков…

Но сегодня речь пойдёт о жемчужине Арбата – клубном доме №23, самом изящном особняке, навсегда покоряющем взгляды и сердца.

До начала XX века на этом месте находился большой деревянный особняк на каменном подвале с антресолями. В 1830-х годах здесь жил историк, археограф, автор «Словаря достопамятных людей Русской земли» Д. Н. Бантыш-Каменский. Бантыш-Каменские сдавали дом Нечаевым, один из сыновей которых - В. В. Нечаев написал в 1831-1836 годах акварель с видом улицы из окна этого дома. Считается, что эта картина, экспонируемая в мемориальном музее-квартире Пушкина (дом № 53), достаточно достоверно передает вид и расположение домов на улице в 1830-х годах и является единственным изображением Арбата пушкинского времени.

В. В. Нечаев «Арбат»

Через некоторое время особняк был продан, а в 1841 году в том же доме поселился с семьей философ А. С. Хомяков. В 1841-1843 гг. в гостях у поэта, художника, философа А. С. Хомякова бывал Н. В. Гоголь. В 1879-1901 годах дом принадлежал В. М. Пржевальскому - известному адвокату и общественному деятелю, редактору «Юридического вестника». У Пржевальского бывали его родные братья - путешественник, исследователь Центральной Азии Н. М. Пржевальский и математик Е. М. Пржевальский.

В 1902-1903 годах на месте особняка по проекту архитектора Н. Г. Лазарева построен современный 4-х этажный доходный дом для А. К. Ечкина - владельца заведения по изготовлению различных повозок, а также по сдаче в прокат экипажей, бричек и линеек. В начале XX века Ечкин стал одним из основателей Славянского благотворительного общества в Москве, секретарём которого был В. А. Гиляровский. Здание было построено на участке неправильной формы, в связи с чем брандмаурные стены доходного дома скошены. Гостиница Ечкина - одно из наиболее крупных произведений Н. Г. Лазарева. Симметричный фасад дома эффектно декорирован лепными и металлическими элементами в стилистике «декоративного» модерна, которые, по мнению искусствоведа М. В. Нащокиной, выполнены с использованием мотивов австрийского сецессиона, французского и бельгийского ар-нуво. В отличие от многих зданий, надстроенных в советское время, доходный дом Ечкина сохранил свой первоначальный силуэт. В оформлении дома использованы также характерные московскому модерну форма и рисунок переплётов окон и облицовка мелкой керамической плиткой. Композиция и пластика фасада отличают здание от других построек стиля модерн, в том числе и от другого произведения Лазарева на Арбате - гостиницы Я. М. Толстого (№ 29). Дом был оборудован электрическим лифтом, внутридомовым телефоном, на каждом этаже были предусмотрены диваны для отдыха, а в парадном вестибюле дежурил швейцар. На первом этаже здания были предусмотрены помещения для шести магазинов - по три справа и слева от парадного входа. Вход в каждый магазин был оборудован с тротуара, рядом с витриной. За каждым магазином в дворовой части были оборудованы небольшие квартиры для владельцев торговых точек. На верхних этажах размещались квартиры, которые сдавались жильцам по высоким ценам.

До революции в доме работали писчебумажный магазин Русановича, «Шляпы, шапки, муфты и боа» Келейникова, магазин металлических изделий чешской фирмы «Брабец», фруктовый магазин Карпова, «Аптекарский магазин» Гельцер и оружейный Будникова-Салищева.

В 1910 году Ечкин продал дом историку С. Б. Веселовскому, который оформил владение на имя своей жены, получившей наследство от отца, акционера «Общества ситценабивной фабрики Гюнтер». Семья Веселовского поселилась в просторной квартире на 4 этаже здания. Летом 1914 года на месте дворового деревянного флигеля, в котором размещался гараж автомобилей марки «Шарон», архитектором Л. В. Стеженским был построен новый кирпичный пятиэтажный дом (№ 23, строение 2). После постройки нового корпуса, семья Веселовских переселилась в него, заняв весь пятый и половину четвёртого этажей. В 1916 году С. Б. Веселовский продал всё домовладение с двумя зданиями Зельдовичу. После революции семью Веселовских уплотнили.

В начале XX века в одной из мансард дома находилась мастерская скульптора С. Т. Конёнкова. Во время революционных событий 1905 года возле дома появилась баррикада, в строительстве которой участвовал сам скульптор, а в его мастерской революционеры хранили гранаты и оружие. В это время Конёнков познакомился с революционеркой Коняевой, ставшей позднее его женой. С 1917 года до февраля 1934 года в этой же мансарде жили и работали художник П. Д. Корин и его брат, реставратор и живописец Александр. Тут известный русский живописец Павел Дмитриевич Корин начал работать над своей главной картиной «Русь Уходящая». 3 сентября 1931 г. их посетил А. М. Горький, и по его совету Павел Дмитриевич сменил название картины («Реквием по Руси»), над которой работал, на «Русь Уходящая». Его брат, живописец и реставратор А. Д. Корин жил и работал здесь с 1934 по 1986 гг. Здесь же с 1920 года жил и работал их дядя, художник и график А. М. Корин. По воспоминаниям писателя С. М. Голицина, Корины в то время жили «в страшной бедности, не заботясь о заработке».

П. Д. Корин «Русь уходящая»

В 2008 году в здании была проведена капитальная реконструкция с заменой всех инженерных и технических систем, обеспечивающих жизнедеятельность, комфорт и безопасность. А также научная реставрация, в ходе которой, благодаря чудом сохранившимся старинным чертежам, в парадном подъезде, были восстановлены оригинальная лепнина и роспись. Дом находится под охраной государства как объект культурного наследия регионального значения. Особая атмосфера роскоши, элегантность и утонченность в каждой детали наглядно подтверждают этот гордый статус.

Ряд преимуществ местоположения, наличие пешеходной зоны, известность района и уникальность особняка обеспечивают квартирам в доме №23 устойчивый спрос со стороны, как покупателей, так и арендаторов. Особую любовь к дому испытывают иностранцы, которые готовы записываться в листы ожидания свободных квартир в аренду.

Сегодня к приобретению доступна с уникальным на московском рынке авторским проектом отделки класса люкс, который был разработан благодаря совместным усилиям и бесценному опыту лидеров рынка премиальной жилой недвижимости — агентства LUX-S и дизайн-билд бюро BEKSHTAº с привлечением мировых звезд архитектуры и дизайна.

Пешеходная улица в центре Москвы. Это одна из визитных карточек города.

Ближайшие станции метро Арбатская, Смоленская.

На Арбате продают картины, а художники могут нарисовать Ваш портрет или дружеский шарж. Здесь много ресторанов, магазинов.

На Арбате расположены такие достопримечательности, как (Арбат, 53), (Большой Николопесковский переулок, дом 11), (Арбат, 26),

На Арбате расположены: Музей истории Аквариумистики (Арбат, дом 17), Музей истории телесных наказаний (Арбат 25/36), Центр развлечений Арбат 16, Центр развлечений Арбат 22, Бард-кафе "Синий тролейбус" (Арбат, дом 14), Музей Иллюзий (Большой Николопесковский переулок, дом 4).

Прогулявшись по Арбату, пройдитесь по . Где-то здесь жил Мастер и сюда к нему приходила Маргарита (герои романа "Мастер и Маргарита" ).

Нагулявшись, для контраста, выйдите на . Эту улицу в середине 20 века назвали "Вставной челюстью Москвы", из-за ее зданий советского периода.

Арбатские переулки

Особую известность имеют так называемые арбатские переулки - переулки, расположенные рядом с улицей Арбат. Здесь особая атмосфера. Это приятное место для прогулок, среди старинных особняков, тихих скверов. Некоторые из :

Тихий арбатский переулок. Здесь расположена красивая старинная Церковь Спаса на Песках начала 18 века, небольшой, уютный сквер с памятником Пушкину А.С.

Несмотря на иллюзорную старину, существующая застройка Арбата сформировалась относительно поздно: львиной доле выходящих на улицу домов едва минуло 100 лет. Тем не менее, каждому из них удалось сыграть значительную роль в истории Москвы. В разное время на улице жили именитые писатели, музыканты, артисты и врачи.

Арбатская площадь в 1907 году.

Точную дату появления в Москве Арбата теперь не установить. Первое летописное упоминание - октябрь 1493 года, время крупного московского пожара. «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков», - говорится в регулярной летописи московского митрополита. Название закрепилось, но не за отдельной улицей, а довольно обширной местностью от современной Воздвиженки до Кутузовского проспекта, на западе от Кремля. Над происхождением слова историки спорят еще с XIX века, в арсенале исследователей множество гипотез, большинство из которых указывают на иноязычные корни. Единственная «славянская теория» предполагает, что речь идет о видоизмененном названии «горбат», указывающим на кривизну местности.

Арбат в начале XX века.

Литераторы и врачи

Вся существующая застройка на Арбате сформировалась в начале 1900-х годов. Ставшая дорогой улица оказалась полностью застроена доходными домами. Исторические дома на нечетной стороне начинаются с двух корпусов девятого здания. Простое трехэтажное в 1874 году было построено для предпринимателя Осипа Бургардта-Гвоздецкого . Первые этажи сдавались под магазины: булочные, лавки с одеждой и головными уборами. В 1910-х дом сыграл значительную роль в истории русской литературы. В местном кабаке «Арбатский подвал» Сергей Есенин впервые прочитал своего «Черного человека».

Доходный дом О. С. Бургардта-Гвоздецкого (№ 9, стр. 1)

Другим знаменитым местом встреч на Арбате образца начала XX века было здание гостиницы за номером 23. В 1903 году этот дом по заданию предпринимателя Ечкина соорудил архитектор Никита Лазарев . По воспоминаниям Владимира Гиляровского местный ресторан сразу стал популярным местом встреч городских купцов. При советской власти здание использовалось под жилые квартиры. Например, постояльцем квартиры 21 был друг Максима Горького художник Павел Корин . Почти забытый ныне живописец когда-то прославился своими мозаиками на станции метро «Комсомольская» и витражами на «Новослободской».

Доходный дом Ечкина, деталь фасада (№ 23, стр. 1)

Владение 11, пятиэтажный дом с ренессансными львами, архитектор Николай Струков построил в 1911 году по заказу акционерного общества «Московский частный ломбард». Простое здание не входит в число знаменитых творений зодчего, прославится он благодаря совсем другому дому - расположенной неподалеку высотке «Моссельпрома».

Доходный дом Акционерного общества «Московский частный ломбард» (№ 11)

Семикомнатная квартира со стоматологическим кабинетом на четвертом этаже соседнего здания 13 могла послужить прообразом жилья профессора Преображенского в булгаковском «Собачьем сердце». После революции здесь развернулась типичная арбатская история: жилье превратилось в коммунальную квартиру, а семье зубного врача осталась лишь одна из комнат.

Доходный дом (№ 13)

Коллег у книжного профессора на Арбате сто лет назад было достаточно: дом 21 сразу после окончания строительства здание занял городской хирург Гоберман . В советское время его сменил магазин «Военная книга». Неподалеку квартировался и прославившийся уже в советской России уролог Петр Солопов .

Жилой дом А. А. Лазарика (№ 21, стр. 1)

Селиться в съемном жилье на Арбате лекарям действительно было удобно: в доме 25 по улице с 1870 года располагалось Общество русских врачей и одна из самых значимых городских амбулаторий. Напротив, в здании 28, работал гомеопатический салон «Медицинская пиявка». Классическая «Арбатская аптека» стояла чуть ближе к концу улице, в доме 36, здесь же с 1870-х работал первый московский хоспис, приют для неизлечимых больных.

Дом Общества русских врачей (№ 25)

Построенный в 1869-1873 годах дом 33 известен как бывшее место жительства, а после библиотека философа Алексея Лосева. Впрочем, исследователь поселился здесь лишь в 1941 году, вытеснив из здания гастроном. Во времена монархии его место занимал один из гастрономических бутиков Белова, получивший известность благодаря рассказу Ивана Бунина «Муза»: героиня заказывала здесь «яблоки ранет». Сам писатель, как и герой рассказа, часто останавливался в бывшей гостиницы «Столица», доме 4 на противоположной стороне Арбата.

Жилой дом Лопыревского в 1910-х годах.

Жилой дом М. О. Лопыревского (№ 33/12, стр. 1)

По соседству с 1872 года работал ресторан «Прага». Полтора века назад фешенебельный кабак из 1990-х считался недорогим трактиром, название городские извозчики часто переиначивали в более подходящую «Брагу». Получить долю славы сарказм не помешал: Антон Чехов отмечал здесь с актерами первую московскую постановку «Чайки», Илья Репин восстановление изрезанной картины «Иван Грозный», а Лев Толстой премьерные чтения «Воскресения». После революции здание переквалифицировали в эталонную столовую «Мосспельпрома», которой удалось просуществовать достаточно долго: в 1971 в гайдаевских «12 стульях» Ипполит Воробьянинов пообедает здесь с Лизой Качаловой.

Ресторан «Прага» (№ 2/1).

Дом 16 на пересечении с Серебряным переулком - редкий для Арбата прием индивидуального домовладения, здесь жил историк и издатель журнала «Русский архив» Петр Бартенев . Простое здание шестиэтажного дома 20 заметно выбивается из ряда зданий с доходными квартирами. Дом в 1930 году построили участники одного из первых московских кооперативов «Красный уголок». В 1950-х первый этаж здания занимала редакция журнала «Москва», а в 1990-м его сменило первого городское кафе «Баскин Робинс», благодаря чему у дома выстраивались многочасовые очереди.

Жилой дом (№ 16).

Центральный дом Актера, здание 35, вспоминается московским старожилам как здание министерства культуры СССР, аппарат размещался здесь с 1975 по 1990 год. Но история дома все же началась раньше: в 1914 году его построил архитектор Валентин Дубовский , известный собственной интерпретацией господствующего в то время московского модерна. Самый высокий дом на Арбате часто называют лучше работой зодчего. В основном - за необычную декоративную отделку. Неоготическая лепнина на фасаде закрепила за постройкой неофициальное название «Дом с рыцарями».

Доходный дом А. Т. Филатовой — Я. М. Филатова («Дом с рыцарями») (№ 35/5)

Дом 44, единственная староарбатская усадьба, изначально принадлежавшая семье Ивана Тургенева . Здание сильно пострадало в пожаре 1812 года, но было восстановлено фактически в первозданном виде уже к 1837-му. В 1860-х особняк наравне с домом 6 стал местом сборов тайных организаций одного из первых русский социалистов-террористов Николая Ишутина .

Главный дом городской усадьбы Р. Тургенева (№ 44).

В выходящем на Смоленскую площадь доме 50-52 сейчас работает супермаркет, сменивший в новой России знаменитый советский Гастроном №2. Но первый торговой точкой в высотке стал вовсе не он: после окончания строительства здания в 1928 году здесь размещался универмаг «Торгсин» (сокращенное название «торговли с иностранцами»), который в романе «Мастер и Маргарита» сожгли Коровьев и Бегемот.

Дом с гастрономом «Смоленский» (№ 50—52)

Лазарев Никита Герасимович (1866-1932) - российский предприниматель, архтектор, работавший в Москве. Автор необычного памятника раннего московского неоклассицизма - дома Н. И. Миндовского на углу Пречистенского и Староконюшенного переулков (посольство Австралии). Отец искусствоведа В.Н.Лазарева.

Потомок известного рода московских армян Лазаревых. Окончил санкт-петербургский Института гражданских инженеров. Стал успешным предпринимателем-застройщиком, самостоятельно проектировал собственные доходные дома. Первая крупная работа - гостиница Ечкина на , 23 (1902-1903). В последующее десятилетие, строил в наиболее престижных районах Москвы (Волхонка, 7; Арбат, 10 и 29; Тверской бульвар, 8 и 10). По словам И.Э.Грабаря (друга семьи), «Лазарев вывел Арбат и Пречистенку в новый век».

В 1906 году Лазарев, уже связанный с купеческим родом Миндовских предыдущими заказами, выстроил в Мёртвом (ныне Пречистенском) переулке дом для Н. И. Миндовского, - один из первых и наиболее ярких памятников неоклассицизма в Москве, предвосхитившего петербургские работы И.А.Фомина и В.А.Щуко. Бочкоподобные колонны этого дома - единственные в своем роде в российской архитектуре. В 1927-1938 и с 1955 в доме размещается посольство Австрии. В 1938-1955 здание использовалось как дом дипломатических приёмов; здесь в августе 193 жил Риббентроп, а в октябре 1944 - Черчилль. Считается, что дуэль, описанная Борисом пастернаком в «Докторе Живаго», происходила именно в стенах этого дома. Н. Г. Лазарев жил в Шереметьевском (Романовом) переулке, 5, квартира 148.

После 1917 Лазарев, оставшийся в России, потерял своё дело и уже не вернулся к практическому строительству, однако, по свидетельствам В. Н. Лазарева, И. Э. Грабаря и других мемуаристов, оставался вполне обеспеченным (по советским меркам) человеком до самой смерти.

ПРОЕКТЫ И ПОСТРОЙКИ:

  • Перестройка дома (1890, Москва, Пречистенка, 10)
  • Гостиница А. Е. Ечкина (192-1903, Москва, Арбат, 23)
  • Доходный дом К. Г. Лобачёва (1904, Москва, улица Волхонка, 7)
  • Гостиница Я. М. Толстого (1904-1906, Москва, Арбат, 29)
  • Перестройка особняка (1904-1908, Москва, Лялин переулк, 18)
  • Доходные дома Тоон (1905, Москва, Арбат, 10), не сохранились
  • Дом И. А. Миндовского (1905-1906, Москва, Большая Ордынка, 43)
  • Дом Н. И. Миндовского (1906, Москва, Пречистенский переулок, 6)
  • Доходный дом Н.П.Ламановой (1908, Москва, Тверской бульвар, 10)
  • Перестройка особняка И. А. Миндовского (1908, Москва, Ворой Неопалимовский переулок, 7/14)
  • Особняк (?) (1900-е, Москва, Рождественский бульвар, 21)
  • Доходный дом В. Ф. Грефе (1910, Москва, Тверской бульвар, 8)
  • Доходный дом Н. Д. Ижболдина (1911, Москва, улица Большая Ордынка, 68)
  • Доходный дом Салова (1911, Москва, Настасьинскийф переулок, 4)
  • Доходный дом Н. М. Поповой (1911-1912, Москва, Вспорльный переулок, 17)
  • Перестройка особняка Н. М. Поповой (1912, Москва, Садовая-Кудрнская улица, 18)
  • Конкурсный проект доходного дома Лечебницы военных врачей, совместно с С. Г. Чернышевым (1912, Москва, 1-я премия)
  • Доходный дом И. И. Джамгарова (1913, Москва, Рождественский бульвар, 21, левое строение)