Не все коту масленица продолжение. Александр Николаевич Островский Не все коту масленица (Сцены из московской жизни). Откуда пошло выражение "Не все коту масленица"

Перечитываю стихотворение Пушкина «Памятник». Потрясающая вещь! И заразительная. После него многие поэты в той или иной форме тоже стали сооружать себе стихотворные памятники. Но пошла эта памятникомания не от Пушкина, а из глубины веков от Горация. Ломоносов был первым в русской литературе 18 века, кто перевел стих Горация. Звучит этот перевод так:

Я знак бессмертия себе воздвигнул8
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

От Горация и пошла эта памятникомания. На основе текста Горация, написал свой «Памятник» и Державин.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! - весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай

За ним пишет свой знаменитый "Памятник" Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пойдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна;
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Внимтельный читатель обратит внимание, что эти три стихотворных памятника во многом похожи друг на друга.
Дальше пошло-поехало. Хороший памятник себе сооружает поэт Валерий Брюсов, где он с уверенностью заявляет, что его памятник «не свалить» и что потомки его «ликуя назовут»

Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.
Кричите, буйствуйте, - его вам не свалить!
Распад певучих слов в грядущем невозможен, -
Я есмь и вечно должен быть.
И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,
В каморке бедняка, и во дворце царя,
Ликуя, назовут меня - Валерий Брюсов,
О друге с дружбой говоря.
В сады Украины, в шум и яркий сон столицы,
К преддверьям Индии, на берег Иртыша, -
Повсюду долетят горящие страницы,
В которых спит моя душа.
За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь - о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.
И в новых звуках зов проникнет за пределы
Печальной родины, и немец, и француз
Покорно повторят мой стих осиротелый,
Подарок благосклонных Муз.
Что слава наших дней? - случайная забава!
Что клевета друзей? - презрение хулам!
Венчай мое чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм.

Поэт Ходасевич тоже надеялся, что
"В России новой и великой,
Поставят идол мой двуликий
На перекрестке двух дорог,
Где время, ветер и песок…"

А вот Ахматова в поэме «Реквием» даже указала место, где ей поставить памятник.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

В 2006 году, в год сорокалетия со дня смерти Ахматовой, в Питере, на набережной Робеспьера, напротив здания тюрьмы «Кресты» был открыт ей памятник. Именно в том месте, где она указала.

Своеобразный памятник воздвиг себе И.Бродский.

Я памятник себе воздвиг иной,
К постыдному столетию спиной,
К любви своей потерянной лицом,
А ягодицы к морю полуправд…

Есенин тоже, в шутку наверное, соорудил себе памятник:
Я памятник себе воздвиг
Из пробок вылаканных вин.
Пробками тогда назывались бутылки вина. Рассказывая о встече с Есениныым в Ростове - на Дону в 1920 году Ю.Анненков вспоминал эпизод, имевший место в ресторане "Альгамбра". Есенин стуча по столу кулаком:
- Товарищ лакей, пробку!
Есенину заслуженный памятник поставил народ. И не один. К ним не зарастет народная тропа.

А вот поэт А.Кучерук упорно пишет стих за стихом, что бы тоже создать себе памятник нерукотворный. Вот только сомневается «будет ли к нему тропа?»

Мне говорят, что всё это напрасно;
писать стихи... К чему они сейчас?
Ведь нет давно на свете Дам прекрасных.
И рыцарей давно нет между нас.

Давно к стихам все души охладели
до минус двух по Кельвина шкале...
Ну, что ты в них вцепился, в самом деле?
Что, нет других занятий на Земле?

А может, графоман ты? Вот и строчишь,
сбивая строки в стройные ряды?
Как швейная машинка, днём и ночью
стихи тачаешь полные воды.

И я не знаю, что сказать на это,
поскольку я действительно готов
с энергией достойною поэта
воспеть друзей и сокрушить врагов.

Стих за стихом готов писать упорно,
но если так страна моя слепа,
пусть памятник создам нерукотворный...
А будет ли к нему вести тропа?!!

Наблюдая, как другие создают себе памятники, я тоже заразился этой памятникоманией и решил создать свой нерукотворный.

Я тоже памятник себе воздвиг,
Как Пушкин, как старик Державин,
Фамилию свою под ником НИК
Я творчеством своим уже прославил.

Нет, господа, совсем я хрен умру,
Творения мои меня переживут.
За то, что верен был всегда добру,
Потомки в храме свечку мне зажгут.

И тем любезен буду я народу,
Что творчеством сердца я волновал,
Что от врагов и прочих всех уродов
Святую Русь всю жизнь я защищал.

Враги мои от зависти умрут.
Пускай умрут, им так, видать, и надо!
Из памяти потомки их сотрут,
А будет НИК греметь, как канонада.

Слух обо мне пройдет везде и всюду,
И вспомнят обо мне и чукча, и калмык.
В кругу читать мои творенья будут,
Хороший, скажут, человек был НИК.
(Шутка)

Вот только, как и Кучерук, сомневаюсь, будет ли к моему памятнику тропа?

Рецензии

Отличная работа Николай Иванович! Прочитал два раза. И ещё один раз просыпающейся жене. Что удивительно, но и Ваш памятник пришёлся в строку, после всех великих и не очень. Так что человек Вы хороший, Ник. Это даже не обсуждается. И это ведь самое главное. Главный памятник. Ну и чувство юмора тоже не отнять! Спасибо!

Нареч, кол во синонимов: 1 кончилась привольная, легкая жизнь (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Не все коту масленица, будет и великий пост. - Не все коту масленица, будет и великий пост. См. МЕСЯЦЕСЛОВ Не все коту масленица, будет и великий пост. См. СУДЬБА ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА Не все коту масленица, будет и великий пост. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА …

не все коту масленица, будет и Великий пост - Ср. Отчего вы не лежите теперь в ногах у меня по старому, а я же стою перед вами весь обруганный... Оттого, Ермил Зотыч, говорит русская пословица, что не все коту масленица, бывает и Великий пост. Островский. Не все коту масленица. 33. Конец.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА ("Лавр Дубовик", "Ведьмин надел", "В бурные годы") - «НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА («Лавр Дубовик», «Ведьмин надел», «В бурные годы»)», СССР, ГОСКИНО/СОВКИНО (Москва), 1926, цв. Драма. О борьбе крестьянской бедноты с кулаками и подкулачниками в годы Гражданской войны. Сохранилась 4 я часть. В ролях: С.… … Энциклопедия кино

Не все коту масленица, попу Фомин понедельник. - Не все коту масленица, попу Фомин понедельник. См. ДОСТАТОК УБОЖЕСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Не всё (отошла) коту масленица - 1. Народн. Об осложнениях в чьей л. беззаботной, лёгкой жизни. Жук. 1991, 204; ЗС 1996, 204. 2. Жарг. шк. Шутл. Об отличнике, получившем неудовлетворительную оценку. ШП, 2002; Максимов, 72 … Большой словарь русских поговорок

Масленица - «Масленица» … Википедия

Масленица: история и традиции праздника - Масленица - древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица… … Энциклопедия ньюсмейкеров

МАСЛЕНИЦА - (или устар. масляница), масленицы, жен. (устар.). 1. Земледельческий праздник проводов зимы у древних славян и др. народов, приуроченный христианами к неделе перед т.н. великим постом, во время которого пеклись блины и устраивались различные… … Толковый словарь Ушакова

МАСЛЕНИЦА - Весенний праздник языческого (см. язычество*) происхождения, связанный с древнеславянскими традициями проводов зимы* и встречи весны*. Масленица отмечается за восемь недель до Пасхи*, обычно в конце февраля начале марта и длится семь дней,… … Лингвострановедческий словарь

Книги

  • Не все коту масленица , Островский, Александр Николаевич. Александр Николаевич Островский родился и вырос в Москве, в самом центре Замоскворечья, которое в то время было совершенно особым миром. Живших там людей, их взаимоотношения, их быт, живой и… Купить за 251 руб
  • Не всё коту масленица , Владимир Виленович Лиштванов. Когда у мужчины есть всё: любимая работа, приличный заработок, жена, дети, любовница, то ему ещё хочется чего-то непознанного. Тогда он бросается в омут желаний с головой, не думая…

Сочинение

Драма А.Н.Островского Не все коту масленица состоит из четырех сцен. Ее герои это – Дарья Федосеевна Круглова, вдова купца, ее двадцатилетняя дочь Агния; Ермил Ахов – Богатый старенький купец, его приказчик Ипполит.

Первая сцена драмы начинается с того, что Агния делится с матерью вестью: она познакомилась с молодым человеком Ипполитом, который является приказчиком купца Ахова. Затем они беседуют о том, что купец Ахов стал часто навещать их дом – и они не могут понять, кто ему более по вкусу: мать или дочь… Ипполит начинает посещать дом Кругловых. Ему очень нравится Агния, он ей говорит, что когда – нибудь добьется всего того, что есть у Ахова.

Однажды он украдкой целует девушку, чем навлекает на себя гнев ее матери. В один из таких дней приезжает Ахов, а, увидев в доме Кругловых своего приказчика Ипполита, выгоняет его вон, ибо приказчик не должен присутствовать в том же обществе, что и хозяин. Затем Ахов, как всегда начинает кичиться своим богатством. После его отъезда мать и дочь приходят к выводу, что деньги лучше молодости.

Во второй сцене драмы автор повествует о том, что в доме Ахова все мучаются от самодурства: один сын уехал от жадного отца к теще, другой – пьет и дебоширит. Сам Ахов ничего не понимает в делах и всем реально управляет Ипполит. Агния говорит, что согласна выйти замуж и за Ахова - ее не пугает его возраст и жестокость, мать же хочет, чтобы дочь вышла замуж за Ипполита, ибо сама Дарья Федосеевна тоже некогда была замужем за хозяином, а он мучил ее всю жизнь, затем промотал все деньги и оставил ее в нищете. Вскоре приезжает Ахов и делает предложение дочери Кругловой.

В третьей сцене Ипполит требует с Ахова обещанного повышения зарплаты. Ахов долго упирается, а, согласившись и отдав Ипполиту деньги, требует поклона. Ипполит отказывается, добавляя, что это не милостыня, а заработанные деньги.

В заключительной сцене драмы А.Н.Островского Не все коту масленица между главными героинями – матерью и дочерью Кругловыми возникает вопрос – за кого же выйти замуж Агнии? Ведь от купца Ахова уже получены богатейшие подарки, но и хочется верить, что со временем Ипполит добьется успеха в жизни.… В дом Кругловых приезжают Ахов и Ипполит. Ахов узнает, что выбор пал на Ипполита. Ему обидно, но чтобы сгладить свою обиду, за богатое вознаграждение вымести в свадебном наряде перед гостями двор Ахова. Но семейство Кругловых не соглашается выполнить его желание. В ответ Ермил Ахов возмущается: в мире нет порядка, бедные гордятся, вместо того, чтобы у него в ногах валяться. Дарья Федосеевна ему отвечает пословицей: Не все коту масленица, бывает и великий пост.

Драматурга Александра Островского считают знатоком замоскворецкого быта и нравов второй половины XIX века, но главное в нем – его глубокое знание человеческих характеров, понимание того, как социальные явления отражаются на судьбах конкретных людей. Комедия «Не всё коту масленица» , созданная в 1871 году, по словам автора, « писана для знатоков, тут главное: московский быт и купеческий язык, доведенный до точки». Но режиссер Яков Рубин , представляя спектакль, отметил: «Для нас не важно то, что пьеса описывает нравы купеческого сословия того времени – наоборот, даже в оформлении спектакля мы постарались убрать все намеки на конкретные время и место действия. Для нас важен сам конфликт и психология его участников ». Суть конфликта такова. Дано: вдовый купец-миллионщик 60-ти лет, его племянник, живущий в доме на правах бедного родственника и служащий приказчиком без жалования, и вдова с дочерью-бесприданницей на выданье. Доказать: не всё, как ни странно, можно купить за деньги.

В комедии, в отличие от хрестоматийных «Грозы» и «Бесприданницы», эта коллизия разрешается благополучно: молодому человеку удается отстоять свое достоинство и получить заслуженное вознаграждение; девушка, избавленная от необходимости вступать в неравный брак, обретает счастье с возлюбленным. Посрамленный «миллионщик» Ахов переживает свою неудачу крайне болезненно, выясняется, что «богатые тоже плачут» – и вот в этом-то самое интересное: о чем же? Оказывается, он привык считать себя «хозяином» – не только своего дела и своих денег, но и судеб всех людей, попадающих в поле его интересов. И отказ «нищих» покориться его воле просто обескураживает его. Ахов воспринимает это как крушение всех своих жизненных установок: страх и подобострастие окружающих давно заменили ему все остальные человеческие чувства, и он нуждается в них как в подтверждении собственной состоятельности. Не получая этого подтверждения, он просто не знает, что с собой делать. И хотя финал спектакля в постановке Якова Рубина отличается от финала у Островского (едва намеченную в тексте психологическую линию режиссер и артисты подхватывают и виртуозно развивают до неожиданного разрешения), действие всё равно завершается безмолвным вопросом: что же всё-таки правит миром – искренность чувств или деньги?..

Поднимая проблемы, поставленные в пьесе, на общечеловеческий уровень, Камерный драматический театр находит свой способ подчеркнуть это. Оформление сценического пространства содержит намек на цирковую природу действа. Большие мячи служат и мебелью, и своеобразным обозначением того героя, который «ведет» в том или ином эпизоде: в ходе диалога актеры делают пасы друг другу, как бы передавая вместе с мячом право говорить и действовать. Костюмы, сохраняя в себе отдельные штрихи моды того времени, в целом выглядят очень условно. Но текст пьесы Островского в этом фантастическом антураже звучит органично и вполне современно. Органичны и убедительны все занятые в спектакле артисты. Дарья Федосеевна в исполнении заслуженной артистки России Ирины Джапаковой – мудрая женщина, скрывающая за внешней простотой дорого давшееся ей знание жизни и глубокую любовь к дочери. Агния Елизаветы Федоренко то иронична, то расчетлива, то по-детски растеряна, но в любой ситуации чувствуется сила ее характера. Ипполит, которого играет Александр Сергеенко , – воплощение человека, нашедшего в себе силы – пусть и под влиянием обстоятельств – вырваться из опостылевшей колеи и защитить свое право на счастье. Ахов в исполнении Вячеслава Федотова , пожалуй, самый фантастический и самый комедийный персонаж спектакля: в своем цилиндре и развевающемся балахоне он никак не выглядит таким «грозным», каким хочет казаться, хотя временами действительно страшен. А спектакль в целом служит бесспорным и оригинальным доказательством того, что великий русский драматург-классик по-прежнему современен. Убедиться в этом зрители могут 9 и 17 апреля – в эти дни состоятся ближайшие показы спектакля.

Когда у человека кончается период везения, то ему могут сказать окружающие: «А чего ты хочешь, не все коту Масленица!» Пословица (значение и смысл ее) - в зоне нашего сегодняшнего внимания.

Полный вариант выражения

Носитель языка или просто человек, хорошо знающий фразеологию, конечно, понимает значение почти сразу. Для всех же остальных придется углубиться в происхождение пословицы. Фразеологизм возник из выражения «не все коту Масленица, придет и Великий пост». Согласитесь, что теперь смысл проясняется. И сейчас даже если перед русским человеком встанет задача объяснить иностранцу, в чем смысл пословицы, он с легкостью с ней справится. И будет выглядеть это примерно так.

На Масленицу русский народ веселится, ест блины и вообще ни в чем особенно себя не ограничивает. Когда же приходит время Великого поста, то картина меняется: все ходят хмурые и серьезные, мясо под запретом, развлечения тоже. За семь недель продовольственного воздержания можно есть только рыбу, но очень редко.

И здесь даже иностранец поймет, что Масленица символизирует благоприятную пору в жизни человека, а Великий пост - неблагоприятную. Таким образом, выражение «не все коту Масленица» (пословица) значение имеет следующее: удача не длится долго, наступят и суровые времена. С другой стороны, чтобы никто из читающих не впал в депрессию и отчаяние, скажем: суровые времена тоже не вечны. Вообще, ничто не вечно. Жизнь подобна Когда-то хорошо, а когда-то плохо. Психологические исследования утверждают, что периоды удач и неудач длятся примерно по 5 лет.

Пример

Однако пришла пора примера для иллюстрации выражения «не все коту Масленица». Пословица (значение ее рассмотрено выше) может быть проиллюстрирована так.

Не будем рисовать мрачные и ужасные картины, обратимся к простому бытовому случаю. В течение года незадачливому ученику-двоечнику везло, и он беспрепятственно списывал все контрольные, но на одной из них его поймал учитель и сказал: «Ну что, Петров, не все коту Масленица?» Вот так бесславно кончилась счастливая пора ничегонеделанья для Петрова.

Вообще, выражение содержит в себе изрядную долю злой иронии. Трудно себе представить, что человек будет говорить рассматриваемую фразу, описывая чужие несчастья, и втайне не радоваться. Вот такое коварное выражение "не все коту Масленица" (пословица). Значение его - уже не тайна. По этой фразе можно даже понять, как человек относится к другому. Правда, вслух вряд ли кто-то осмелится подобным образом комментировать чужие неудачи. Такое поведение весьма нетактично.

В любом случае мы разъяснили смысл пословицы «не все коту Масленица». Теперь читатель может смело брать ее на вооружение.