Родственные народы тибетцы и китайцы. Музыкальные инструменты из человеческих костей. Буддизм в повседневной жизни

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    The Tibetan Book Of Living And Dying. (Complete)

    Tibetan Healing Mantras -Dewa Che (One Hour)

Субтитры

Территория проживания и численность

Этническая территория тибетцев в настоящее время не имеет независимого статуса. Территориально она почти полностью относится к Китаю, где охватывает весь Тибетский автономный район , частично провинции Сычуань (Аба-тибетский и Ганьцзы-тибетский автономные округа, Мули-тибетский автономный уезд), Ганьсу (Ганнань-тибетский автономный округ и Тяньчжу-тибетский автономный уезд), Цинхай (Хайбах-тибетский, Хуаннань-тибетский, Хайнань-тибетский, Голо-Тибетский, Юйшу-Тибетский и Хайс-монгол-тибетский автономные округа) - на всех указанных территориях тибетцы проживают компактно и до настоящего времени составляют подавляющее большинство населения.

Тибетцы живут также в соседних китайских провинциях Юньнань (в частности, в Дицин-Тибетском автономном округе). В целом о численности тибетцев в Китае судить сложно, но известно, что по данным переписи 1959 года численность тибетцев в Китае составляла 6 330 567 человек .

Вне Китая тибетцы проживают также на крайнем севере Индии (штат Сикким , около 100 тыс. чел., оценка), в Непале (ок. 50 тыс. человек), дисперсно в Бутане (свыше 5 тыс. человек). Этнические тибетцы, эмигранты и изгои (часто их потомки) проживают на Западе, в частности, в США и Великобритании .

Субэтнос, язык и религия

В составе тибетцев выделяют этнолокальные группы амдова (провинция Цинхай), кхампа и сифань (провинция Сычуань и соседние районы Тибетского автономного района) и др.

Тибетцы говорят на многочисленных диалектах тибетского языка , принадлежащего к центральной группе сино-тибетской языковой семьи .

Тибетский язык имеет древнюю письменность (по крайней мере с VII в.) с использованием особой тибетской азбуки - на основе брахми , представляющей собой слоговое письмо, с направлением письма слева направо (аналогично современному европейскому).

По вероисповеданию большинство тибетцев являются буддистами .

Этническая история

Предки тибетцев издавна населяли среднее течение бассейна реки Цангпо (Брахмапутра) . Именно здесь археологи обнаружили остатки древних цивилизаций времен палеолита , неолита и железного века .

В VI в. предводитель племени, населявшего район Шаньнань, стал цанпо , то есть главой объединенных тибетских племен. В VII веке тибетский царь Сонцэн Гампо установил господство над всем Тибетом . Уже тогда тибетцы имели значительные связи с соседними китайцами - в частности, был заключен династический брак Сонцэна Гампо с принцессой Танского императорского двора Вэньчэн.

Правители монгольской империи Юань, в которую монголы включили Китай, в XIII в. приняли тибетский буддизм и установили связь с тибетскими первоиерархами школы Сакья по принципу «наставник - покровитель», установив над Тибетом контроль.

Для этноконсолидации тибетцев большое значение имело введение института Далай-ламы . Это привело к установлению Тибетского теократического государства (уже 5-й Далай-лама объединил под своим началом все тибетские земли), власть в которой помимо религиозного владыки осуществляло местное правительство Кашаг.

Независимый статус Тибетского государства сохранялся вплоть до 1949 года , когда в Тибет вторглись китайцы под предлогом освобождения тибетцев от теократической власти. К 1959 году весь Тибет окончательно вошел в состав КНР. Многие сторонники тибетской независимости, в том числе и 14-й Далай-Лама , бежали за границу, и уже в эмиграции продолжили (и продолжают) активную деятельность по защите национально-государственных прав тибетцев.

Хозяйство и общество

По разновидностям занятий среди тибетцев выделяют несколько (три) хозяйственно-культурных типов:

  • горные оседлые земледельцы - половина всех тибетцев; основными хозяйственными культурами являются ячмень, пшеница, иногда рис; в условиях нехватки воды используется искусственное орошение;
  • полуоседлые земледельцы-скотоводы - переходный тип, объединяющий два вида хозяйственной деятельности;
  • кочевники-скотоводы - яки, лошади, овцы, козы (для ношения клади).

Среди ремесел у тибетцев развитие получили гончарное, ткачество, литье из бронзы и меди, резьба на камнях и на дереве и др.

В современном Китае, тибетцы активно задействованы в промышленности, в том числе и мелкой частной.

К сер. ХХ в. тибетское общество оставалось практически закрытым и обособленным от остального мира - строй был полуфеодальным, хранилось много архаичных черт, выдающуюся роль в социуме играла теократическая верхушка; расслоение у скотоводов было выражено слабо.

Тибетская семья традиционно мала, брак преимущественно патрилокальный. У тибетцев известны случаи полиандрии и полигинии .

Материальная и духовная культура

Материальная культура

У тибетцев распространены как сельские поселения, так и значительная сеть городских (обычно города уличной планировки группировались вокруг храмовых комплексов). Тибетцы имеют давние архитектурные традиции - как светского (в том числе и дворцового), так и культового строительства, наибольшее влияние на которое оказали буддизм , индийская и китайская архитектура.

Традиционной в культовом строительстве была ступа (чойтэн ) и её вариации, заметные в дворцовом строительстве. Храмы тибетцев обычно возвышенные. В традиционном декоре тибетских зданий выделяются буддистские и китайские мотивы, орнаменты (буддистский круг, драконы и т. д.).

Чёткое представление о тибетской городской архитектуре тибетцев дает внешний вид столицы тибетцев - города Лхасы , и в частности, один из самых ярких её архитектурных комплексов - дворцовый комплекс Потала , бывшая резиденция Далай-лам, который имеет серьёзные размеры - 117 м высотой и 360 м шириной, состоит из внешнего Белого дворца (административные корпуса) и внутреннего Красного дворца (культовая и жилая часть), с более 10 000 храмов и ступ и содержит огромную коллекцию буддистских скульптур и икон, крупную библиотеку.

Традиционные жилища оседлых тибетцев - довольно большие каменные или деревянные здания с использованием камня, где нижний этаж отдан под мастерскую, торговую лавку (в городах) или предназначен для скота (на селе), а верхний является жилым.

Полукочевые тибетцы (в высокогорье) живут в поселениях уличной планировки, состоящие из зданий небольшого размера, преимущественно одноэтажных.

Тибетские кочевники-скотоводы для привалов используют шерстяные палатки.

Традиционная мужская и женская одежда тибетцев - чуба , длинный халат с высоким воротом и длинными рукавами, летом из ткани, зимой - из овечьей шкуры. Обувь - кожаные сапоги с заостренным носом. У тибетцев есть разнообразные головные уборы, среди которых превалируют бараньи и подбитые мехом шапки, а повседневной прической женщин (а нередко и мужчин) были косы.

Основу устоявшегося рациона тибетцев составляла цампа - поджаренная ячменная мука, смешанная с чаем, маслом и солью, у скотоводов преобладала мясо-молочная диета. Популярными были изделия из муки - лапша и разновидность пельменей (момо, момо-ча).

Праздничным угощением у тибетцев служит выдержанная простокваша ; второй национальный алкогольный напиток - ячменное пиво (чанг ).

Народная медицина

Всемирную славу, уже во 2-й пол. ХХ в., получила тибетская народная медицина. Впрочем, она является одной из древнейших в мире. Ещё в VIII в. врач-учёный Юток Йонтен Гонпо (Yutok Yonten Gonpo) на основе медицинских традиций Тибета, Персии, Индии и Китая составил обобщенную книгу по лечению Четыре Тантры Лечения , дополнения и популяризацию которой осуществили последователи учителя.

Традиционная медицина тибетцев является преимущественно фитотерапевтической - применяются более 2 тыс. видов растений; также используются другие природные средства - около 40 видов животных и около 50 минералов.

Фольклор, народные традиции и праздники

Устное народное творчество тибетцев представлено мифами, эпосом (всемирно известная Гэсэриада на тибетский лад), легендами, сказками (сказочные рамочные повести, волшебные легенды, предания, байки, бытовые истории, в том числе о шутнике дядюшке Денби), пословицами и поговорками, танцами, сопровождаемыми песнями под аккомпанемент музыкальных инструментов - смычковых, свирелей, колокольчиков и бубнов, театрализованными представлениями (тибетская народная опера Аче Лгамо).

У тибетцев хранится множество интересных традиций, обычаев и обрядов. Летосчисление ведется по собственному лунному календарю . По нему же определяются точные даты проведения многочисленных традиционных тибетских праздников, наибольшее значение среди которых имеют праздник Нового года (Лосар, Ло Гсар), праздник Фонарей, праздник простокваши (Шодун, Шотон), праздники купания, праздники урожая и т. п.

Праздник Нового года Лосар / Ло Гсар сопровождается религиозными танцами лам, театральными постановками и народными гуляниями.

«Праздник простокваши» Шодун / Шотон, посвященный Будде , представляет собой городской праздник в центральном парке Лхасы - Норбулинка с традиционными народные гуляниями, представлениями на открытом пространстве, угощениями и ночными огнями.

Ну что, дорогие друзья, самое время посмотреть, как обстоят дела с жильём в Тибете! У нас же тут всё-таки блог про урбанистику, архитектуру и градостроительство, а не про путешествия! Я даже не буду вас спрашивать, хотели бы вы так жить, так как знаю, что не хотели бы. Как вообще можно жить на высоте 4000 метров? Воздух сухой, кислорода мало, солнце сжигает. Но народ живёт.

Прошу на экскурсию по тибетской недвижимости!

01. Единственный плюс жить на крыше мира – это виды. Смотрите, какие горы вокруг! Куда ни посмотри – повсюду горы.

02. Начать я бы хотел с деревни. Давайте отправимся за город и посмотрим на тибетских селян. По моему разрешению далеко от Лхасы уезжать было нельзя, так что я поехал в деревню всего в 70 км от столицы.

03. Первое, что я увидел – это вереница тракторов с крестьянами, которые отправлялись на поля.

04. За ними ехали комбайны. Обратите внимание, что все фонари на солнечных батареях. Главная улица в деревне сделана из бетонных плит.

05. А вот если свернуть за угол, то дороги заканчиваются и начинаются обычные деревенские домики. Тут всё очень интересно. Так как на высокогорье мало дерева, дома исторически строили из камня или кирпича. На тибетскую архитектуру большое влияние оказала Индия – именно оттуда пришёл буддизм на эти земли, что вначале отразилось на архитектуре храмов, а потом пошло в народ. Дом здесь строится вокруг двора, на улицу выходят глухие стены, а вся красота внутри. Дома почти все одноэтажные. Стены либо полностью красят в белый цвет, либо просто рисуют вертикальные полосы. Над каждым домом обязательно висит красный флаг КНР.

06. На крышах домов установлены ветки с молитвенными цветными флажками. Флажки бывают вертикальные и горизонтальные. Тибетцы считают, что флаги приносят удачу, здоровье, богатство, долголетие и так далее. Флаги разных цветов обозначают разные стихии: синий – небо или вообще пространство, красный – огонь, жёлтый – землю, а значение белого и зелёного переводят по-разному. В новой традиции зелёный – это воздух или дерево, а белый – вода, в старой было наоборот.

07. Но самое главное – это вход в дом. Даже в самую последнюю лачугу будет обязательно богато украшенный вход! Резные порталы, изящный декор! Кстати, при входе в тибетский дом не принято наступать на порог.

08. Один из деревенских домов. Сейчас пойдём сюда на экскурсию.

09. Это летняя кухня.

10. А вот так выглядит гостиная! Обратите внимание на колонну в центре. Тибетцы очень трепетно относятся к своей культуре, и традиционная архитектура проникла повсюду, от деревенских домов до полицейских участков.

11. Иностранцы тут нечасто бывают. Дети пришли поглазеть, благо был выходной. Так как в деревне нет школы, а ближайшая отсюда за 20 км, то дома дети проводят только выходные. Пришёл поглазеть и солдат – он проезжал мимо на мотоцикле и был рад помочь гостям в изучении деревни. Кстати, в доме не разуваются, несмотря на то, что на улице грязно.

12. Лёва сразу уселся и начал дегустировать домашнее пиво. Крепость около 5 градусов, по вкусу что-то среднее между квасом и сидром. В благодарность за угощение хотели оставить бабушке денег, но она возмутилась, оскорбилась и не взяла.

13. Хозяйка

14. Если машина долго не ездит, её укрывают. Особо защищают покрышки. С покрышками в Китае . Существует мнение, что на покрышки ссут собаки, а от собачьей мочи на солнце они быстро портятся и могут даже взорваться. Я писал про это подробно. В общем, чтобы сохранить покрышки, их надо укрыть одеялками. Кстати, собака разве не может нассать на одеяло?

15. Коровы носят серёжки

16. Лёва был так тронут угощением, что решил помочь бабушке и привезти ей свежего навоза. На самом деле нет. Просто бабушка с 5-й фотографии возмутилась, что её сфотографировали, и чтобы компенсировать неудобство, Лёва вызвался помочь ей затащить в гору тачку с говном. Бабушка была довольна, но фотографироваться всё равно отказалась.

17. Популярное приспособление в Тибете – солнечная плита. Солнце тут агрессивное, так что такая штука очень быстро нагревает чайник, и не надо разводить огонь или тратить электричество.

18. А это чайная! Очень мило. Народ собирается и пьёт чай с молоком.

19. Сельская жизнь

20.

21. Здесь же железная дорога, она обнесена колючей проволокой и охраняется солдатами, как это выглядит из поезда.

22. В соседней деревне репетируют танцы! Очень круто, скоро выложу видео на Ютубе .

23.

24. Оркестр играет джаз!

25.

26. Самая красивая девушка на этой вечеринке

27. Вернёмся в город. Вот так выглядят жилые кварталы в центре:

28. А вот новый район трёхэтажек. Обратите внимание, что даже в убогом панельном жилье тибетцы всё равно сохраняют национальные мотивы. Все окна оформлены наличниками, а крыши –карнизами, имитирующими деревянные балки традиционного дома.

29. На всех окнах решётки, чтобы дети не вывалились.

30. Самая милота – это подъезд! Я же вам говорил, что вход для тибетца – это главное. Вот даже на козырьке подъезда сделано обрамление из ткани:

31. Как таковых дворов нет. Узкие проходы, проезды и паркинги.

32. Народ едет со стройки

33. Пивная

34. Велорикши

35.

36. Униформа дворников

37.

38. В центре Лхасы можно встретить вот такие пустыри, прямо как у нас.

39. Обычная жилая улица столицы. Ещё не Индия, но уже не Китай. Стоп, что это я говорю, все знают, что Тибет – это Китай!

40. В Лхасе есть несколько мечетей, и после молитвы вокруг них возникают стихийные рынки, их никто не гоняет.

41.

42. Машины от агрессивного солнца защищают чехлами.

43. Ладно, давайте посмотрим на новые районы. Тут уже нет никакой национальной идентичности. Китайцы строят свои обычные бесконечные жилые комплексы.

44. Где-то среди них затерялся дворец Далай-ламы.

45. Новые коробки растут как грибы после дождя.

46. Повсюду стройки.

47. Строят миллионы квадратных метров жилья. Кто тут будет жить? По ощущениям, всё это стоит полупустое.

48. Это элитные дома.

49. Вид

50. Справа виден вокзал Лхасы. Я думаю, если вы приедете сюда через пару лет, тут всё поле будет застроено.

51. Чтобы тибетцы не забывали, что Китай, Великий и Прекрасный, несёт благодать на тибетские земли, повсюду висят лозунги: "Управление Тибетом на основе закона способствует обогащению населения и соответствует интересам тибетцев. [В основу такой работы будут положены] долгосрочное строительство, объединение сердец, консолидация общества" .

52. Новостройки

54. Сколько стоит квартирка? Внизу написана площадь квартиры, а справа от квадратных метров указана цена, причём цена обозначается в десятках тысяч юаней. То есть если написано 86, то это 860 000 юаней или 8,57 миллиона рублей.

При этом надо понимать, что в Китае очень специфическая система учёта площади квартиры. Во-первых, площадь квартир здесь считается по внешним стенам. Во-вторых, в площадь квартиры включают служебные помещения. Если есть площадка, на которую выходят двери 4-х квартир, её площадь делится на 4 и добавляется к площади твоей квартиры.

Поэтому надо понимать, что в реальности ты получишь 70-80% от указанной площади квартиры. Например, ты заплатил 800 000 юаней (7,97 млн рублей), но вместо 103 кв. метров получишь в лучшем случае 82. За 55 кв. метров (в реальности 44) придётся отдать 380 тыс. юаней (3,79 млн рублей), за 73 кв. метра (на самом деле 58) – 540 000 юаней (5,38 млн рублей), ну и так далее.

55. Стройки

56. С земли дома выглядят так:

57. Паркуются как попало, часто сложно пройти.

58. Первые несколько этажей – торговля.

59. Новые районы совсем китайские, никогда не скажешь, что это за город.

60. Дворники отдыхают

61. Автобусная остановка выглядит вот так:

62. Китайцы очень ценят защитные плёнки, так что когда через несколько лет плёнка начинает разрушаться, они её скотчем подклеивают.

63. Удивительно, но в Тибете есть официальный дилер БМВ

64. А вот "Лэнд Ровера" нет. Поэтому по городу ездят различные клоны. Вот, к примеру, "Лэнд Уинд".

65. Я так понимаю, дизайн украли с "Дискавери".

66. А это похоже на какую-то "Мазду".

67. Но про воровство можно писать отдельный пост. Вот, к примеру, магазин Y2. Видимо, это закос под Y3.

68. Завтра продолжим!

Вопрос о том, как сложился тибетский этнос, до настоящего времени не выяснен окончательно. Дело в том, что археологические раскопки на Тибетском нагорье долгое время практически не велись и существующие находки имеют случайный характер. Письменных источников тоже не много. Да и имеющиеся очень специфичны. Тибетцы о своем недавнем-то прошлом пишут в мифологизированных образах, что уж говорить об их древней истории.

Сами тибетцы утверждают, что они произошли от обезьяны. Правда, не по Дарвину - в процессе эволюции, а скорее по Моргану - в процессе производства потомства. Вот что они рассказывают. В одну прекрасную долину пришел царь обезьян. Его полюбила ужасная демоница, обитавшая в пещере среди скал. Обезьяна не склонна была к браку, но демоница настояла на этом. От них пошло потомство, которое стало быстро размножаться. Так и появились в Тибете люди. От отца они унаследовали смирение, а от матери - гневный нрав, любовь к мясу и красные лица (тибетцы называют себя краснолицыми).

Эту народную легенду очень любят историки, занимающиеся Тибетом; ее можно встретить во многих книгах в разных вариантах. Но сами тибетские авторы, особенно образованные буддисты, не склонны относиться к ней серьезно. До нас дошло мало добуддийских источников; все буддийские - утверждают, что обезьяна была не простой обезьяной, а учеником бодхисаттвы Авалокитешвары, возможно, и им самим и что она ответила на страстные призывы демоницы не ради наслаждения, а чтобы населить этот безжизненный край людьми, которые бы почитали Будду . Другие тибетские авторы за ответом о своем происхождении обращаются к индийской мифологии - самому авторитетному для них источнику. Предками ти- бетцев они называют героев великого индийского эпоса «Махаб- хараты»: «Когда пять Пандавов сражались с двенадцатью армиями Кауравов (Пандавы и Кауравы - в «Махабхарате» два главных рода, сражающиеся между собой.), царь Рупати и тысяча воинов, переодевшись женщинами, бежали в скалистый район Гималаев. От них, как считают, и произошли тибетцы» [Будон 1999, 247].

Это - легенды. Подобные им есть у каждого народа. Все они отражают мифологическое сознание древних (и не только древних) людей. В реальности же тибетцы - это сложный этнический комплекс. На рубеже XIX-ХХ вв. существовала теория о центральноазиатском происхождении человека, в которой Тибет занимал особое место [Ларичев 1972]. Позднее ученые отказались от нее. Но даже если бы она оказалась верной, проследить сложение тибетского этноса от прачеловека было бы, конечно, невозможно, как невозможно обозначить путь «от начала» любого современного этноса. Если согласиться с идеей о происхождении человека из одного какого-то очага, то надо признать, что формирование всех этносов - это смешение пришедших в данное место людей с пришедшими туда ранее. Так произошло и с тибетцами.

Процесс образования тибетского народа мы можем наблюдать начиная с того момента, когда о нем стали писать китайские источники. Китайцы, изобретя свою письменность очень давно (середина II тысячелетия до н.э.) и создав на ней огромную историческую литературу, с объемом которой вряд ли может сравниться какая-либо другая в мире, очень любили описывать «варваров», проживавших вокруг Китая. Рассказывали они и про своих западных соседей. В частности, в древнейших китайских письменных памятниках, таких, как гадательные надписи династии Шан (XVI-XI вв. до Н.Э.), прославленные стихи «Шицзин» (XI-VI вв. до н.э.), хроники первой и второй династии Хань (II в. до н.э. - II в. н.э.), встречается упоминание племен цянов, которые, очевидно, и являлись прототибетцами. Цяны были кочевниками: это подтверждается тем фактом, что в написании их имени использованы иероглифы «овца» и «человек». Но они занимались и земледелием. Цяны проживали на северо-востоке современного Тибета, в районе между озером Кукунор на севере, Ганьсуйским коридором (провинция Ганьсу) на востоке и течением реки Цангпо на юго-западе. Они не имели сложившейся государственности и жили в постоянно меняющих свою конфигурацию племенных союзах.

1 Пандавы и Кауравы - в «Махабхарате» два главных рода, сражающиеся между собой.

К северу от цянов, на территории северо-западной части современной провинции Ганьсу, жили юэчжи. Юэчжи были индоевропейцами, точнее, иранцами. В начале II в. до н.э. они подверглись нападению гуннов. Часть из них ушла на запад и созда- ла так называемое Кушанское царство (I-III вв.), а часть, оттесненная китайцами, смешалась с цянами.

В IV в. н.э. цяны были частично завоеваны туюхунями, тюрко-монгольским племенным союзом, просуществовавшим до VII-VIII вв., который тибетцы называли «Аша». Туюхуни были ассимилированы окружающими народами, соответственно и цянами тоже.

В истории цянов было, по-видимому, несколько крупных волн миграции в разных направлениях. В частности, две из них (одна - на запад, в районы Нгари и Ладака, а вторая - на юго-запад, в долину р. Цангпо) сыграли решающую роль в этногенезе тибетцев. (Еще одна часть ушла на юг, где участвовала в форми- ровании бирманского этноса.) На западе они перемешались с дардами, племенами индоиранской ветви, на юге - с разными группами монов, гималайских аборигенов, на юго-западе - с «неведомыми нам племенами, населявшими эти области в эпоху позднего палеолита и неолита» [Кычанов, Савицкий 1975, 22]. Это действительно «неведомые» племена - мы о них знаем очень мало. Но ученые уверены, что таковые существовали, что цяны пришли не на пустое место. Ведь в районе Тэнгри, Кукушили и в других местах были найдены орудия труда, датируемые палеолитом .

Такой была ситуация с прототибетцами на Тибетском нагорье по самому распространенному в науке мнению. Их основным компонентом являлись цяны, которые в зависимости от места своего бытования и в разные исторические периоды смешивались с различными группами индоевропейцев, тюрко-монголов. Отсюда антропологическое многообразие тибетского населения, которое, как правило, отмечают исследователи, - от ярко выраженного монголоидного типа на севере и северо-востоке до европеоидов кавказского типа на юго-западе.

Но наука не была бы наукой, если бы время от времени в ней не появлялись люди, отрицающие все, что говорилось прежде. В вопросе о происхождении тибетцев таким человеком можно назвать американского ученого Х.И.Бэквита. Он считает, что «цяны этнически не имеют никакого отношения к тибетоязычному народу, который основал тибетскую империю в VII в. н.э.» , что «нет совершенно никаких указаний на гипотетически номадную структуру в Южном и Центральном Ти- бете» , что «в любом случае тибетцы и цяны в VII в. и позднее были и есть народы, не имевшие отношения друг к другу, в лингвистическом плане - абсолютно, а в культурном - частично» и что «тибетский народ является, по всей видимости, автохтонным в такой же мере, как и любой другой народ Евразии» . Я тоже полагаю, что в теории о происхождении тибетцев есть какой-то «перегиб» с цянами. Если бы исторические записи в таком количестве нам оставили не китайцы (для которых цяны были соседями), а, к примеру, индийцы или иранцы, то разве наши представления о формировании тибетского народа не были бы несколько иными?

Однако есть данные, которые не позволяют полностью поддержать идеи Х.И.Бэквита. Все-таки цяны, видимо, говорили на каком-то прототибетском языке . А если учесть, что диалект тибетского языка, распространенный в Амдо - на древней родине цянов, действительно на- много архаичнее, чем лхасский, что тибетско-бирманская лингвистическая семья - это объективная реальность, то и гипотеза о цянах как о главном компоненте тибетского народа представляется весьма правдоподобной. Кроме того, основанием для утверждения древней общности Южного (где появилось государство тибетцев) и Северо-Восточного Тибета (где жили цяны) служат, в частности, мегалиты (культовые сооружения из необработанных камней, имеющие отношение к культу предков и относящиеся к III-II тысячелетию до н.э.) и могильники, встречающиеся в Тибете в районе Трансгималаев, в Чантанге и в Амдо. Ю.Н.Рерих находил их похожими на памятники, встречающиеся на обширной территории - от юга России до северо-запада Китая, что подтверждает культурное единство этого мира [Рерих Ю.Н. 1999, 29-55].

Теперь о названии «Тибет». И здесь мы имеем дело с загадкой. Все вокруг называют эту страну Тибетом, а сами тибетцы не знают, или до последнего времени не знали, этого слова. Китайцы в VI-VII вв. именовали своих западных соседей «Ту-фань», а во времена тибетской империи VII-IX вв. - «Ту-бо». Арабы с IX в. употребляли слово «Туббат» или «Тиббат». Монголы (самые ранние существующие письменные источники относятся к XIII в.) называли их «Тубэд», «Тубуд», и этот этноним принесли в Европу путешественники Плано Карпини, Рубрук, Марко Поло. Сами же тибетцы именуют себя «бод» (в современном лхасском произношении «по »). Первоначальное значение этого слова давно утрачено. Ученые предполагают, что оно означало что-то вроде «родной стороны» . Многие связывают его с названием древней религии тибетцев «бон». В свое время этот этноним использовался лишь применительно к жителям центрального района Уй. Наверное, это и есть древнее название тибетцев. Оно сохранилось в этнонимах «бхота», «бхотии», употребляемых по отношению к тибетским племенам их индий- скими соседями. Возможно, даже «баутаи» из «Географии» Птолемея суть тибетцы .

А вот что такое «Тибет»? Гипотез о происхождении этого названия почти столько же, сколько людей, пытавшихся его объяснить. Большинство ученых согласны в том, что второй слог «бет» («буд», «бат», «фань», «бо» и т.д.) восходит к тибетскому слову «бод». Неясным же является значение слова «ти». Некоторые возводят его к выражению «Ти Бод», что в переводе с тибетского означает «Это - Тибет», предполагая, что таков мог быть ответ тибетцев на вопрос иностранца [Кычанов-Савицкий 1975, 24]. Другие вспоминают китайские источники, указывающие на мифического предка тибетцев по имени Ту-фа . Третьи берут за основу выражение «Тодбод» (stod bod) (в произношении - топо), означающее «Верхний Бод» , или «Тхубод» (mtho bod) практически с тем же значением [Зайцев-Кузнецов 1969, 194]. Многие горные народы имеют обычай включать в название своей страны слово «верхний», особенно если в ней имеются и низинные районы. Или их так называют соседи. Некоторые китайские исследователи слог «ту» считают восходящим к слову «великий», переводя, таким образом, «Ту-бо» как «Большой, или Великий, Тибет».


Читать далее:

Тибето-бирманские народы в Китае по данным переписи 1953 г. насчитывают около 8.400 тыс. чел. (28.06% общей численности национальных меньшинств КНР) и являются второй по величине, после чжуан-дунских народов, группой. В группу входят: тибетцы, ицзу, бай, туцзя, хани, лису, наси, лаху, цзинпо, цян, пум и, куцун, ачан, ну, дулун, лоб а. Эти народы расселены в следующих провинциях КНР: Цинхай, Ганьсу, Юньнань, Сычуань, Гуйчжоу, Хунань, в Тибетском автономном районе, в районе Чамдо, в Гуанси-Чжуанском автономном районе. Собственно бирманских народов на территории КНР нет, все они живут в Бирманском Союзе.

В языковом отношении тибето-бирманские народы КНР подразделяются на три подгруппы: тибетскую, ицзу, цзинпо. В тибетскую языковую подгруппу входят народы, говорящие на тибетском языке, а также на языках цзяжун, сифань, лоба, цян, ну и дулун. Языки ну и дулун некоторые китайские исследователи выделяют в самостоятельную подгруппу в тибето-бирманской группе или же относят их к языковой группе ицзу.

Возможно, языки дулун и ну занимают промежуточное положение между языковыми подгруппами ицзу и тибетской, однако небезынтересно отметить, что по материальной культуре дулун и ну сближаются с лису, а через них и с другими народностями подгруппы ицзу. Языковую подгруппу ицзу составляют языки ицзу, хани, бай, лису, наси, лаху, ачан. К этой же группе китайские лингвисты относят язык туцзя. Специфика этого языка во многом объясняется длительными контактами с китайцами.

Особую подгруппу составляет язык цзинпо, сохраняющий черты, которые сближают его с бирманским языком.

Тибето-бирманские народы являются древним населением западных районов материковой Восточной Азии. В материальной и духовной культуре их до настоящего времени прослеживается ряд общих элементов. Эта близость тибето-бирманских народов друг другу в значительной мере определяется общностью происхождения и единым в прошлом хозяйственно-культурным типом.

Вероятно, исторически и генетически они связаны с той группой «западных варваров», которые в древнейших хрониках назывались жуп, а затем цян и синанъи, и которые заселяли районы современных провинций Шэньси и Ганьсу (частично), Цинхай, Сычуань, северо-восточной Юньнани, восточного и юго-восточного Тибета.

Предки этих народов занимались скотоводством и отчасти мотыжным земледелием. Завоевание их территории войсками Цинь еще в IV в. до н. э. заставило часть этих народов переселиться в другие районы, в результате чего предки тибето-бирманских народов расселились на территории современных провинций Гуйчжоу (в ее западной части), Гуанси (на северо-западе), на северо-востоке и севере провинции Юньнань.1 К VI в. н. э. в этих районах существовали шесть чжао — крупных этнических объединений, которые впоследствии послужили ядром при сформировании народов группы ицзу. Значительно раньше началось продвижение предков современных тибето-бирманских народов в западные районы (заселение Тибета), а наиболее древняя, отделившаяся от этого потока ветвь переселилась на территорию Бирмы, где составила основное ядро при формировании бирманцев. На основе другой, более поздней ветви сложились этнические группы, ставшие предками современных цзинпо.

До 1949 г. тибето-бирманские народы стояли на разных ступенях социально-экономического развития. Дулун и ну переживали разложение первобытнообщинного строя, зарождение и постепенное развитие феодальных отношений. Народность ицзу перешла к феодализму, однако.вплоть до 1956 г. в их общественном строе еще сильны были элементы рабовладельческого уклада. Народности лису, хани, лаху, видимо, перешли от первобытнообщинного строя непосредственно к феодальному; к 1950 г. общественный строй этих народов был феодальным, но со значительными первобытнообщинными пережйтками. У тибетцев и цяп существовал развитый феодализм. В Тибете вплоть до 1959 г. господствовал крепостной строй при теократической форме правления. У скотоводческих тибетских народов сохранились значительные патриархальные пережитки.

Численность и расселение

Общая численность тибетцев составляла более 2776 тыс. чел. Кроме Тибета, они живут в провинциях Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань, а также в районе Чамдо. В Ганьсу тибетцы расселяются к юго-западу от г. Ланьчжоу; здесь они живут в Ганьнаньском тибетском автономном округе (178 397 чел.), в Тибетском автономном уезде Тяньчжу (20 077 чел.), в автономном уезде Сунань национальности юйгу (1674 чел.) и т. д.

В Цинхае тибетцы занимают около 70% всей территории провинции. Здесь они живут в следующих тибетских автономных округах: Хайбэй- ском (24489 чел.), Хайнаньском (81 280 чел.), Хуаннаньском (61 398 чел.), Юйшуском (125 309 чел.), Голо (100102 чел.), а также в Хайсиском монголо-тибетоказахском автономном округе (8744 чел.), в Хуалунском -автономном уезде народности хуэй (26 775 чел.), в Хучжуском автономном уезде народности салар (72 647 чел.) и др.

Небольшая группа тибетцев (около 500 чел.) живет в Эвенкийском автономном хошуне Хулун-Буирского аймака автономного района Внутренняя Монголия.

В Сычуани тибетцы расселены в Ганьцзыском тибетском автономном округе (450 314 чел.), в Абаском тибетском автономном округе (230 500 чел.), в Мулиском тибетском автономном уезде (24 393 чел.) и др.

В Юньнани тибетцы живут в Дицинском тибетском автономном округе (64 611 чел.), в Гуншаньском автономном уезде народностей дулун и ну (594 чел.) и т. д.

Тибетское население собственно Тибета (вместе с районом Чамдо) составляет более 1274 тыс. чел. В Тибете проживают также китайцы (в городах), хуэй и монголы.

Юго-восточную часть Тибета и южную часть района Чамдо занимают лоба — группа тибетоязычных народностей. В северо-западные районы Тибета иногда заходят кочевые скотоводы-уйгуры (таглыки) из Синьцзяна.

На занимаемой территории тибетцы расселены крайне неравномерно. Основная масса населения сосредоточивается в долинах рек и других пригодных для земледелия местах. На севере Тибета оседлого населения почти нет. Поселения в Тибете расположены не выше 4.5— 4.9 тыс. м над уровнем моря.

Самоназвание и название

Общее самоназвание тибетцев — бодпа, что в разговорной речи звучит как пёба. Однако более распространены самоназвания по месту обитания. Так, у жителей Цзана (юго-западный Тибет) существует самоназвание цзанба, у жителей Нари (запад Тибета) — нариба или дуйба, у жителей всего восточного Тибета — вэйба. Район верхнего течения р. Хуанхэ и к югу от него до р. Янцзы известен пбд местным названием Амдо, и население его называет себя амдоба. Тибетцы западной части Сычуани и Чамдо объединяются под названием камба (от Кам — исторического названия этой области).

Население обширной территории, простирающейся от северо- западной части Сычуани до истоков р. Хуанхэ, объединялось под общим названием голоки (голо). Существуют также названия в зависимости от рода хозяйства. Так, кочевники-скотоводы известны под общим названием докба (жители пастбищ), а земледельцы — ронба (жители долин). Монголы называют тибетцев тангит и тибот, китайцы — изан или изанизу.

Исторические сведения

Предки современных тибетцев еще в эпоху позднего неолита были расселены на территории современных провинций Ганьсу и Цинхай. По-видимому, с ними можно связать цянов — один из древнейших народов на территории Китая.

Впервые упоминания о цянах содержатся в надписях на гадательных костях, датируемых XIV—XI вв. до н. э. В то время цяны обитали на территории современных провинций Ганьсу и Шэньси (соответственно в восточной и западной частях). Они занимались кочевым скотоводством и охотой. По сообщению китайских летописей (VI—IV вв. до н. э.), у цянов, живших по соседству с китайцами, земледелие нередко являлось основным занятием.

С глубокой древности цяны то расширяли свою территорию, то под натиском китайцев отступали на запад. В начале н. э. цяны были окончательно вытеснены с территории современной Шэньси в Ганьсу и далее к западу и юго-западу. Еще приблизительно в IV в. до н. э. племена танмао и фацян отделились от основной массы племен цян (к этому времени их насчитывалось, по данным китайских летописей, около 150) и переселились от истоков р. Хуанхэ на территорию современного Тибета.

Древние племена цян в процессе своей истории постоянно сталкивались и смешивались на всей обширной территории своего расселения с современными им народами и племенами — сюнну, юэчжи, жунами, ди, древними китайцами и рядом других. Цяны были основным компонентом не только в этногенезе собственно тибетцев, но оказали также известное влияние на этногенез других тибетских народностей Восточной Азии.

С конца V—начала VI в. н. э. на территории Тибета начинается процесс объединения населявших ее цянских племен. Наиболее сильным племенем к этому времени были туфани.

Постепенно они подчинили себе другие племена цянов, и к VII в. н. э при царе Сонгцзангамбо (Сонг-цэн-гам-по) сложилась тибетская держава. Колыбелью ее была долина р. Ярлунга.

История Тибета связана с историей его соседей. В VII в. политические, экономические и культурные связи Тибета и Китая становятся довольно тесными. В это время прибывшие в Тибет китайские мастера передали тибетцам свои познания в области земледелия и различных ремесел. Тибетцы создали календарь по образцу китайского и первый свод законов.

В царствование Сонгцзангамбо в Тибете начал распространяться буддизм, проникший сюда из Китая, Индии и Непала.

В последующее время усиление могущества Тибета привело к столкновению с Китаем. Продолжительная борьба закончилась в 822 г. подписанием мирного договора. В X в. тибетское государство из-за внутренних междоусобиц распалось на множество княжеств и отдельных владений. Часть земель Туфань вошла в состав тангутского государства Си Ся. Только в 1015 г. тибетцы вновь объединились под властью правителя Го- сыло, но феодальные смуты продолжались и после этого. Государство получило прежнее название Туфань. В 1131 г. оно было покорено чжурчжэнями. В 1253 г. войска хана Мункэ захватили Тибет, который вошел в состав складывавшейся монгольской империи. В 1275 г. император Хуби- лай передал светскую и духовную власть в Тибете Пакба-ламе, что способствовало дальнейшему усилению там буддизма. Монгольские власти реорганизовали управление Тибетом — разделили эту часть своей империи на провинции и уезды, создали там почтовые станции. Тесные связи между Тибетом и Китайской империей поддерживались и после свержения Юаньской династии.

В конце XVI в. верховный ламаистский жрец принял титул далай- лама, вскоре после этого появился титул панчен-лама — второго лица в иерархии Тибета. В 1652 г. Далай-лама V, прибыв в Пекин, был признан правителем Тибета первым императором маньчжурской (цинской) династии Китая. Таким образом, тибетские власти признавали свою зависимость от императорского Китая. С этого времени государственный строй в Тибете стал принимать более четко выраженные теократические формы правления.

В 1791 г. в Тибет вторглись гурки из Непала. Тибетские войска совместно с китайскими изгнали захватчиков. В 1792 г. императорское правительство Китая издало «Положение об упорядочении Тибета». Внешние сношения Тибета стали осуществляться только через китайских представителей — амбаней (их должность в Тибете была учреждена около 1725— 1727 гг.), для посещения иностранцев Тибет был закрыт. Избрание нового далай-ламы стало контролироваться цинским правительством.

С конца XVIII в. Тибет стал объектом экспансии со стороны Англии. В 1888 г. Англия осуществила прямое вооруженное вторжение в Тибет. Массовое сопротивление тибетского народа вынудило англичан отказатьсяют расширения агрессии. По соглашению 1893 г. Англия получила право вести торговлю в Тибете и другие льготы.

Стремясь усилить свои позиции в Тибете, британское правительство во второй половине 1903 г. послало туда вооруженную экспедицию.. Англия навязала цинскому Китаю договор, по которому она получила право иметь торговые представительства в главных городах Тибета, потребовала возмещения расходов в сумме 500 тыс. фунтов стерлингов, связанных с посылкой войск в Тибет, и т. д. Успеху Англии в немалой степени способствовало то, что английские колонизаторы сумели создать свою агентуру среди правящей верхушки Тибета. Политика угнетения, проводившаяся правительством цинского Китая в отношении национальных меньшинств страны, в свою очередь также способствовала разрыву этих связей.

После I мировой войны Англия, опираясь на проанглийскую партию, сумела установить контроль над экономикой Тибета и его армией. Сепаратистские круги Тибета повели вооруженную борьбу против Китая, затянувшуюся на длительное время.

Во время и особенно после II мировой войны Тибет стал объектом американской экспансии. Англо-американский блок, отводивший Тибету важное место в своих стратегических планах, стремился к отторжению его от Китая. В 1949 г. местное правительство Тибета, возглавлявшееся проимпериалистически настроенными лицами, провозгласило «независимость» Тибета.

В это время патриотически настроенные представители тибетского народа обратились к Центральному народному правительству КНР € просьбой направить в Тибет армию для его освобождения. В октябре 1950 г. части Народно-Освободительной армии Китая начали освободительный поход в Тибет. Центральное народное правительство гарантировало защиту жизни и имущества тибетского населения, свободу вероисповедания, развитие Тибета в политическом, экономическом и культурном отношениях.

23 мая 1951 г. в Пекине между Центральным Народным правительством КНР и местным правительством Тибета было подписано «Соглашение по мирному освобождению Тибета». Тибетскому народу по этому соглашению обеспечивались необходимые условия для создания национальной автономии, для развития экономики и культуры. Вопрос о времени проведения социальных реформ в Тибете целиком отдавался на усмотрение тибетского народа и его руководителей. Соглашение гарантировало сохранение политической системы, существовавшей в Тибете, уважение обычаев и религиозных верований населения; сохранялись статус, функции и полномочия далай-ламы и панчен-ламы.

Часть 10. Тибетцы

Приблизительно 5,5 млн. тибетцев - это этническая группа, обладающая удивительными, почти экстраординарными характеристиками. Археологические и геологические открытия указывают, что тибетцы являются потомками коренных кочевых племен Цян (Qiang). История Тибета началась около 4000 лет назад.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Молитвенные флаги, небесные погребения, фестиваль дьявольских танцев, духовные ловушки, потирание святых камней - все это связано с тибетским верованиям, берущими начало в древней шаманской религии Бон. Местные наряды и украшения выдают не только привычки, но историю, верования, погодные условия Тибета и сам характер народа.

Дворец Потала (Potala), Лхаса, август 2011

Тибет известен как «крыша мира». Высота пяти горных массивов превышает 8000 метров. В их числе Эверест - самая высокая вершина мира. Лхаса является политическим, экономическим, культурным и религиозным центром. Она изобилует памятниками культуры. На территории Тибета имеется 1700 монастырей, некоторые из которых датируются 8-м веком.

Приблизительно 5,5 млн. тибетцев - это этническая группа, обладающая удивительными, почти экстраординарными характеристиками. Легенда гласит, что тибетцы произошли от обезьяны и самки людоеда. Археологические и геологические открытия, впрочем, доказывают, что тибетцы являются потомками коренных и кочевых племен Цян.

История Тибета началась около 4000 лет назад.

Маркхэм (Markham), Восточный Тибет, август 2011

Большинство тибетских традиций - таких, как многочисленные фестивали и т. п. - связаны с буддизмом, хотя не лишены и чисто практических аспектов. Говорят, что традиционная тибетская опера (Лхамо) возникла в 14-ом веке, когда лама Тхантонг Гьялпо (Thangthong Gyalpo) поставил первый спектакль с семью красивыми девушками, чтобы собрать средства для строительства мостов на железных цепях в целях облегчения перевозки товаров и паломничества. Тибетская опера с той поры стала популярна во всем регионе.

Выступления проводятся во время фестивалей, посвященных самым разным поводам. Буддийское учение и история Тибета являются источниками вдохновения для оперных постановок. Маски исполнителей указывают на их роль - будь то король, королева, лама или божество.

Кочевники Кхампа (Khampa), Нан-Цо (Nan-Tso), август 2011

Животноводство является основным занятием большинства тибетцев, и они продолжают вести полукочевое существование, проживая в толстых черных палатках из шерсти яков, уставленных мешками с драгоценным ячменём и в окружении домашнего скота.

Вездесущий як является наиболее полезным животным, хотя для мяса и шерсти выращиваются овцы, а также козы.
Жесткие маленькие горные пони являются основным транспортным средством и источником кобыльего молока - местного деликатеса и лекарства от всех болезней.

Воины Кхампа (Khampa), август 2011

Кухня Тибета отражает богатое наследие страны, несёт следы адаптации людей к большой высоте и регулируется определёнными религиозно-кулинарными ограничениями. Наиболее важной культурой является ячмень. Тесто из ячменной муки (цампа) - основной продукт питания Тибета. Мясные блюда готовят из яка, козы или баранины, которых часто сушат или тушат в пикантном картофельном соусе. В Тибете культивируется горчичное семя, поэтому горчица широко представлена в местном рационе. Йогурт, масло и сыр из ячьего молока очень популярны, а хорошо приготовленный йогурт считается даже «престижным» блюдом.

Монастырь Ганден (Ganden), август 2011

Тибетский буддизм является основной религией Тибета. Тибетцы молятся ежедневно, если не ежечасно. Большую часть своего времени они проводят в медитации или вращая молитвенные колеса, что духовно почти приравнивается к молитве. Как и все буддисты, тибетцы придерживаются ненасилия, делают добрые дела, дарят подарки монахам и стремятся избегать дурных помыслов.

Зародившись в 8-м веке н. э., тибетский буддизм впитал элементы религии Бон - древнего шаманистского культа с эзотерическими ритуалами, экзорцизмом, талисманами, заклинаниями, заговорами, игрой на барабанах, жертвоприношениями, пантеоном богов и злых духов и культом мертвых.

Это сильно повлияло на тибетский буддизм. Молитвенные флаги и колеса, небесные погребения, фестиваль дьявольских танцев, духовные ловушки, потирание святых камней и другие тибетские ритуалы пришли в буддизм из религии Бон.

Буддийские монахи, август 2011

Тибетские наряды и украшения выдают не только привычки, но историю, верования, погодные условия Тибета и сам характер народа. На протяжении всей своей истории они претерпели мало изменений. Наиболее яркими особенностями тибетского костюма и украшений является большой выбор материала (парча, мех, кожа, шелк, шерсть, хлопок и пр.) и - в зависимости от того, в какой местности человек проживает и чем занимается - дизайн.

«Жхатор» (Jhator) означает «милостыня для птиц», август 2011

«Небесное захоронение» является погребальной практикой в Тибете, при которой умершего помещают на вершине горы - на открытом воздухе (mahabhuta) и на виду у диких животных (хищных птиц, в частности). Здесь эта практика именуется «жхатор» - «ублажение птиц».

Монахи в Тибете

Тибетская одежда делается в основном из меха животных (овчина наиболее популярна). Традиционная шерстяная ткань называется «пулу» (Рulu). Летом носят одежду из хлопка. Тибетцы - особенно женщины в скотоводческих районах - любят яркие вещи. Кроме того, они любят украшения больше, чем представители любой другой этнической группы. Украшения являются символом богатства и социального статуса. Они носят все виды ювелирных изделий - таких, как ожерелья, заколки, серьги и браслеты, сделанные из раковин, костей животных, золота, серебра, жемчуга, нефрита и других драгоценных камней.

Войны Кхампа (Khampa), август 2011

В некоторых частях Тибета практикуется полигамия. Обычное дело, когда женщина вступает в брак с одним или несколькими братьями своего мужа. Это обычно делается, чтобы избежать раздела имущества и обеспечить финансовую безопасность. Тем не менее, в Тибете чаще встречается моногамия.

Монастырь Ганден, Тибет

Пастухам нужна свободная и просторная одежда, чтобы днём она не стесняла движений, а ночью могла служить одеялом. Когда с рассветом становится теплее, они могут легко выпростать одну руку из рукава, чтобы отрегулировать температуру тела. Так ношение халата с одной голой рукой снаружи стало символом раскованного характера тибетцев.
Сделанные из овчины, лисьего меха или золотого сатина, тибетские шапки исключительно эстетичны. Сапоги настолько длинны, что иногда достигают верхней часть ноги. В них часто вшивают супинаторы.

Монахи в монастыре

Тибетская народная медицина является одним из старейших целительских искусств в мире. В ней используется до двух тысяч видов растений, сорока видов животных и пятидесяти минералов. «Небесное захоронение» является погребальной практикой в Тибете, при которой умершего помещают на вершине горы - на открытом воздухе (mahabhuta) и на виду у диких животных (хищных птиц, в частности). Здесь эта практика именуется «жхатор» - «ублажение птиц».

В большей части Тибета земля слишком тверда и скалиста, чтобы вырыть могилу. А ввиду нехватки топлива и древесины небесные погребения считаются более практичными, чем кремация.