Быт и традиции Cибири (из новой хрестоматии). Проект «Культура и быт коренных народов Западной Сибири. Культура коренных народов Западной Сибири

Согласно данным исследователей из разных областей, коренные народы Сибири расселились по этой территории в эпоху позднего палеолита. Именно это время характеризуется наибольшим развитием охоты как промысла.

Сегодня же большинство племен и народностей этого региона малочисленны и их культура находится на грани исчезновения. Далее мы попытаемся познакомиться с такой областью географии нашей Родины, как народы Сибири. Фото представителей, особенности языка и ведения хозяйства будут приведены в статье.

Разбираясь в этих сторонах жизни, мы пытаемся показать многогранность народов и, возможно, пробудить в читателях интерес к путешествиям и необычным впечатлениям.

Этногенез

Практически на всей территории Сибири представлен монголоидный тип человека. Родиной его считается После начала отступления ледника люди именно с такими чертами лица заселили регион. В ту эпоху еще не было развито скотоводство в значительной мере, поэтому основным занятием населения стала охота.

Если изучить карту Сибири, мы увидим, что они наиболее представлены алтайской и уральской семьями. Тунгусские, монгольские и тюркские языки с одной стороны - и угро-самоедские с другой.

Социально-хозяйственные особенности

Народы Сибири и Дальнего Востока до освоения этого региона русскими в основном имели сходный уклад жизни. Во-первых, распространены были родоплеменные отношения. Традиции хранились в рамках отдельных поселений, браки старались не распространять за пределы племени.

Занятия делились в зависимости от места проживания. Если рядом находилась крупная водная артерия, то часто встречались поселения оседлых рыболовов, у которых зарождалось земледелие. Основное же население занималось исключительно скотоводством, например, очень распространено было оленеводство.

Этих животных удобно разводить не только из-за мяса, неприхотливости к еде, но и из-за их шкур. Они очень тонкие и теплые, что позволяло таким народам, как, например, эвенки, быть хорошими наездниками и воинами в удобных одеждах.

После прихода на эти территории огнестрельного оружия уклад жизни значительно изменился.

Духовная сфера жизни

Древние народы Сибири до сих пор остаются приверженцами шаманизма. Хотя за много веков он претерпел разнообразные изменения, но силы своей не утратил. Буряты, например, вначале добавили некоторые ритуалы, а после полностью перешли к буддизму.

Большинство остальных племен были формально крещены в период после восемнадцатого века. Но это все официальные данные. Если же проехаться по деревням и поселениям, где живут малые народы Сибири, мы увидим совершенно другую картину. Большинство придерживаются многовековых традиций предков без нововведений, остальные совмещают свои верования с одной из основных религий.

Особенно эти грани жизни проявляются на национальных праздниках, когда встречаются атрибуты разных верований. Они сплетаются и создают неповторимый узор аутентичной культуры того или иного племени.

Алеуты

Сами себя они называют унанганы, а их соседи (эскимосы) - алакшак. Общая численность едва достигает двадцати тысяч человек, большинство из которых живут на севере США и Канады.

Исследователи полагают, что алеуты сформировались около пяти тысяч лет назад. Правда, на их происхождение есть две точки зрения. Одни считают их самостоятельным этническим образованием, другие - что они выделились из среды эскимосов.

До того, как этот народ познакомился с православием, приверженцами которого они являются сегодня, алеуты исповедовали смесь шаманизма и анимизма. Главный шаманский костюм был в виде птицы, а духов разных стихий и явлений изображали деревянные маски.

Сегодня же они поклоняются единому богу, который на их языке именуется Агугум и представляет собой полное соответствие всем канонам христианства.

На территории Российской Федерации, как мы убедимся далее, представлены многие малые народы Сибири, но эти живут только в одном поселении - селе Никольском.

Ительмены

Самоназвание происходит от слова «итенмэн», которое означает «человек, который живет здесь», местный, другими словами.

Встретить их можно на территории запада и в Магаданской области. Общая численность - немногим более трех тысяч человек, судя по переписи 2002 года.

По внешнему виду они ближе к тихоокеанскому типу, но все же имеют явные черты северных монголоидов.

Изначальная религия - анимизм и фетишизм, первопредком считался Ворон. Хоронить умерших у ительменов принято по обряду «воздушного погребения». Покойник подвешивается до истлевания в домовине на дереве или укладывается на специальном помосте. Этой традицией могут похвастаться не только народы Восточной Сибири, она в древности был распространена даже на Кавказе и в Северной Америке.

Наиболее распространенным промыслом является рыбалка и охота на прибрежных млекопитающих, таких как тюлени. Кроме этого широко распространено собирательство.

Камчадалы

Не все народы Сибири и Дальнего Востока являются аборигенами, примером этого могут быть камчадалы. Собственно, это не самостоятельная народность, а смесь русских переселенцев с местными племенами.

Язык у них русский с примесями местных диалектов. Распространены они в основном в Восточной Сибири. Сюда относятся Камчатка, Чукотка, Магаданская область, побережье Охотского моря.

Судя по переписи, их общее количество колеблется в рамках двух с половиной тысяч человек.

Собственно, как таковые камчадалы появились только в середине восемнадцатого века. В это время русские переселенцы и торговцы усиленно устанавливали контакты с местными, часть из них вступили в браки с ительменками и представителями коряков и чуванцев.

Таким образом, потомки именно этих межплеменных союзов и носят сегодня имя камчадалов.

Коряки

Если начать перечислять народы Сибири, коряки займут не последнее место в списке. Они известны русским исследователям с восемнадцатого века.

Фактически это не единый народ, а несколько племен. Сами себя они называют намылан или чавчувен. Судя по переписи, на сегодняшний день их численность - около девяти тысяч человек.

Камчатка, Чукотка и Магаданская область - территории проживания представителей этих племен.

Если провести классификацию, исходя из образа жизни, они делятся на береговых и тундровых.

Первые - нымыланы. Говорят на алюторском языке и занимаются морскими промыслами - ловлей рыбы и охотой на тюленей. К ним по культуре и жизненному укладу близки кереки. Этому народу свойственна оседлая жизнь.

Вторые - кочевники чавчыв (оленеводы). Язык у них корякский. Живут на Пенжинской губе, Тайгоносе и прилегающих территориях.

Характерной особенностью, которая выделяет коряков, как и некоторые другие народы Сибири, являются яранги. Это передвижные конусообразные жилища из шкур.

Манси

Если говорить про коренные народы Западной Сибири, нельзя не упомянуть урало-юкагирскую Наиболее яркими представителями этой группы являются манси.

Самоназвание этого народа - «меньдсы» или «вогулы». «Манси» на их языке обозначает «человек».

Эта группа сформировалась в результате ассимиляции уральских и угорских племен в эпоху неолита. Первые были оседлыми охотниками, вторые - кочевыми скотоводами. Эта двоякость культуры и ведения хозяйства сохраняется и поныне.

Самые первые контакты с западными соседями были в одиннадцатом веке. В это время манси знакомятся с коми и новгородцами. После присоединения к России усиливается колонизационная политика. К концу семнадцатого века они оттесняются на северо-восток, а в восемнадцатом формально принимают христианство.

Сегодня в этом народе существует две фратрии. Первая называется Пор, своим предком считает Медведя, и основу ее составляют уральцы. Вторая называется Мось, ее основатель - женщина Калташч, а большинство в этой фратрии принадлежит к уграм.
Характерной особенностью является то, что признаются только перекрестные браки между фратриями. Такую традицию имеют лишь некоторые коренные народы Западной Сибири.

Нанайцы

В древности они были известны под именем гольды, а один из самых знаменитых представителей этого народа - Дерсу Узала.

Судя по переписи населения, их немногим более двадцати тысяч. Проживают они вдоль Амура на территории Российской Федерации и Китая. Язык - нанайский. На территории России используется кириллица, в Китае - язык бесписьменный.

Эти народы Сибири стали известны благодаря Хабарову, который в семнадцатом веке исследовал этот регион. Некоторые ученые считают их предками оседлых земледельцев дючеров. Но большинство склоняются к тому, что нанайцы просто пришли на эти земли.

В 1860 году, благодаря переделу границ по реке Амур, многие представители этого народа оказались в одночасье гражданами двух государств.

Ненцы

Перечисляя народы невозможно не остановиться на ненцах. Это слово, как и многие названия племен этих территорий, значит «человек». Судя по данным Всероссийской переписи населения, от Таймыра до их проживает более сорока тысяч человек. Таким образом, получается, что ненцы - самый крупный из коренных народов Сибири.

Они делятся на две группы. Первая - тундровые, представителей которых большинство, вторая - лесные (их осталось мало). Диалекты этих племен настолько различны, что один не поймет другого.

Как и все народы Западной Сибири, ненцы носят черты как монголоидов, так и европеоидов. Причем чем ближе к востоку, тем меньше остается европейских признаков.

Основой хозяйства этого народа является оленеводство и в незначительной степени рыбалка. Главное блюдо - солонина, однако кухня изобилует сырым мясом коров и оленей. Благодаря содержащимся в крови витаминам у ненцев не бывает цинги, но подобная экзотика редко приходится по вкусу гостям и туристам.

Чукчи

Если задуматься о том, какие народы жили в Сибири, и подойти к этому вопросу с точки зрения антропологии, мы увидим несколько путей заселения. Одни племена пришли из Средней Азии, другие - с северных островов и Аляски. Лишь малая толика является местными жителями.

Чукчи, или луораветлан, как они себя называют, по типу внешности схожи с ительменами и эскимосами и имеют черты лица, как у Это наталкивает на размышления об их происхождении.

С русскими они познакомились в семнадцатом веке и более ста лет вели кровопролитную войну. В итоге были оттеснены за Колыму.

Важным торговым пунктом стала Анюйская крепость, куда перебрался гарнизон после падения Анадырского острога. Ярмарка в этой твердыне имела обороты в сотни тысяч рублей.

Более богатая группа чукчей - чаучу (оленеводы) - привозили сюда на продажу шкуры. Вторая часть населения называлась анкалын (собаководы), они кочевали на севере Чукотки и вели более простое хозяйство.

Эскимосы

Самоназвание у этого народа - инуиты, а слово «эскимос» означает «тот, кто кушает сырую рыбу». Так их называли соседи их племен - американские индейцы.

Исследователи выделяют этот народ в особую «арктическую» расу. Они очень приспособлены к жизни на этой территории и населяют все побережье Северного Ледовитого океана от Гренландии до Чукотки.

Судя по переписи населения в 2002 году, в Российской Федерации их численность всего лишь около двух тысяч человек. Основная часть проживает на территории Канады и Аляски.

Религия инуитов - анимизм, а бубны являются священной реликвией в каждой семье.

Для любителей экзотики будет интересно узнать об игунаке. Это специальное блюдо, которое смертельно опасно для всякого, кто не питается им с детства. Фактически это гниющее мясо умерщвленного оленя или моржа (тюленя), которого несколько месяцев держали под прессом из гравия.

Таким образом, в данной статье мы изучили некоторые народы Сибири. Познакомились с их настоящими названиями, особенностями верований, ведения хозяйства и культуры.

Кривцова Анастасия Сергеевна
Проект «Культура и быт коренных народов Западной Сибири»

Тема проекта : «Культура и быт коренных народов Западной Сибири »

Организатор проекта : воспитатель

Тип проекта : познавательно – творческий.

Вид проекта : долгосрочный.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители, социальные партнеры.

Проблема :

Проведя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети достаточно эрудированы, они путешествуют с родителями по разным городам, странам, знают их названия, могут рассказать о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о местах родного края. У детей недостаточная сформированы знания о народах нашей родины , в особенности о коренных жителях Западной Сибири Хантах и Манси , об эх традициях, обычаях, растительном и живом мире.

Актуальность проекта :

В Западной Сибири веками живут коренные народы : ненцы, ханты, манси, коми, селькупы и др. Народы Западной Сибири , не смотря на свой сложный исторический путь развития, сумели сохранить и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру .

Мы знаем, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории, быту и культуре , необходимо начинать с детского сада.

Одна из главных задач педагогов и родителей – это научить ребёнка с детства чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою Родину. Используя в работе с дошкольниками краеведческие материалы, мы воспитываем у ребёнка патриотическое чувство, которое сохраниться на всю жизнь, и будет служить духовному развитию личности. С помощью краеведения дошкольники воспитываются на событиях, которые тесно связаны с историей природы родного края.

С помощью знакомства с историей, культурой , бытом людей, которые живут совсем рядом, мы можем лучше почувствовать свой родной край.

Опираясь на культурные ценности , красоту окружающего мира и историю родного края –мы повышаем качество воспитания и обучения.

Цель :

Приобщение детей дошкольного возраста к с помощью знакомства с бытом и трудом, традициями и обычаями, национальными костюмами, животным и растительным миром. Формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к представителям разных народов .

Задачи :

Образовательные :

Знакомить детей с историей народов Западной Сибири .

Формировать познавательный интерес к культуре и быту народов нашей Родины .

Закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы.

Воспитательные :

Воспитывать толерантность.

Воспитывать добрые чувства любви и уважения к традициям и культуре народов нашей Родины .

Воспитывать уважение к разным национальностям.

Развивающие :

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память.

Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

Продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя, правильно задавать вопросы.

Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Западной Сибири через национальные игры, песни, танцы, народное декоративно - прикладное искусство.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный :

Определение цели и задач проекта .

Сбор информации из различных источников.

Создание мультимедийных презентаций.

Создание картотек : подвижных игр, бесед.

Практический :

Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с бытом и традициями народов Западной Сибири ;

Разработка и реализация мини – проекта на тему : «Приобщение детей к , через народное

Посещения музея истории и этнографии;

Посещение музея под открытым небом «Суеват – Пауль»

Заключительный :

Проведение итогового занятия;

Выставки детского народного декоративно – прикладного творчества;

Организация мини музея на тему : «Культура и быт Ханты – Мансийского народа ».

Ожидаемый результат :

Увеличение разработок, дидактического материала, методических памяток.

У детей расширятся знания о коренных народах Западной Сибири .

Сформируется уважительное отношение к народам нашего края , к их традициям и обычаям.

Расширится представление о народном декоративно – прикладном искусстве, творческие способности детей.

Повысится активность родителей.

В группе будет создан мини – музей : «Культура и быт Ханты – Мансийского народа ».

Взаимосвязь с образовательными областями :

Социально - коммуникативно развитие.

Воспитание любви и уважения к родному краю, его народам , природе, традициям и праздникам.

Формирование представления о социокультурных ценностях нашего народа ;

Воспитания уважения и интереса к различным культурам , обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;

Расширение представлений о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;

Совершенствование своих эмоционально-положительных проявлений в сюжетно-ролевых играх;

Посещение музея истории и этнографии.

Посещение музея под открытым небом «Суеват – Пауль» .

Познавательное развитие :

Слушание рассказов о народах крайнего севера ;

Рассматривание кукол в национальной одежде хантов и мансей

Просмотр фильмов о жилищах, праздниках, быте коренных народов Севера ;

Беседы о культуре и быте народов Сибири ;

Чтение художественной литературы :

Художественная литература во многом влияет на развитие ребенка, на формирование его личности, помогает ему духовно развиваться и совершенствоваться.

Оформление уголка чтения (сказки, рассказы о народах Западной Сибири , сборники стихов о нашей родине, альбомы с иллюстрациями жизни хантыйского народа );

Занятия по ознакомлению с произведениями о нашей Родине, их авторами;

Проведение занятий по истории возникновения первых книг и книжной продукции народов ханты и манси ;

Организация выставок детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений;

Взаимодействие с городской детской библиотекой;

Речевое развитие :

Отгадывание загадок о народах севера , их традициях и обычаях, животных и растительном ире.

Дидактические, словесные игры;

Разучивание стихов на хантыйском языке;

Рассказ по картинкам о нашем родном крае;

Художественно – эстетическое развитие (Музыка) :

Прослушивание и пение песен о нашем родном крае;

Слушание хантыйской музыки;

Беседы на тему «Музыкальные инструменты народов ханты и манси » .

Физическое развитие :

Разучивание хантыйских народных игр (подвижные игры) ;

Художественное творчество :

Рисование (орнаменты и элементы одежды народов ханты и манси ) ;

Пластилинография (животные и растения нашего края) ;

Аппликация (жилище северян)

Лепка по замыслу.

ПЛАН РАБОТЫ

(блочное планирование)

Природа Западной Сибири

Цель : формирование экологической культуры детей .

Форма организации : игры, беседы, экскурсии, походы и т. д.

Средняя группа 4-5 (лет) Старшая группа 5-6 (лет) Подготовительная группа 6-7 (лет)

Задачи : Знакомить детей с растительным миром (ель, берёзы, сосна, брусника, малина и др., животным миром (олень, волк, медведь, белка, лиса, сова, чайка) и объектами неживой природы Ханты Мансийского округа (вода, песок, торф, болота, снег, дождь, явления природы) . Задачи : Расширять представления о растительном мире (кедр, лиственница, рябина, багульник, голубика, грибы, животном мире (белый медведь, песец, рысь, лемминг, куропатка, гусь, утка, лебедь; особенности их внешнего вида и способы передвижения). Продолжать знакомить с объектами неживой природы (радуга, туман, северное сияние, метель, пурга) . Задачи : Расширять и углублять представления о растительном мире (ивняковые заросли, карликовая берёзка, можжевельник, ягель, мох, лишайник) и животном мире (норка, ондатра, морж, тюлень, нерпа, белуга, кулик, орлан, видах рыб (осётр, муксун, пыжьян) .

Дать целостное представление об экосистеме «тундра» (о составе сообщества, условиях среды, приспособлениях к ней, температурном режиме, освещённости, роли человека в сохранении системы и правилах поведения в ней).

Быт коренных народов Западной Сибири

Цель : знакомство детей с национальной одеждой, украшениями, предметами быта и их назначениями;

Форма организации : посещение музея истории и этнографии.

Средняя группа 4-5 (лет) Старшая группа 5-6 (лет) Подготовительная группа 6-7 (лет)

Задачи : Формировать представления о назначении бытовых предметов и знакомить с новыми (аркан, люлька, берестяные туески) принадлежностями. Дать общее представление о жилище – чуме, нартах; одежде (взрослой и детской) . Задачи : Дать представление о средствах передвижения (олени, собаки, вертолёт, снегоход) .

Познакомить с национальной одеждой, с её украшениями.

Учить различать элементы узора «заячьи ушки» , «чум» , «проталинки» . Углублять представление о жилище народов Севера – чуме , его устройстве и назначении; женской (ягушка) и мужской (малица) одежде, обуви (кисы) .

Задачи : Учить различать элементы узора на национальной одежде : «оленьи рога» , «ветки» , «локоть лисы» , «копыта» .

Расширять представления о предметах домашней утвари : деревянная колотушка, игла, нож, сундук, скребок для выделки шкур и др.

Культура коренных народов Западной Сибири

Цель : знакомство с фольклором народов Севера , с его собирателями (малые фольклорные жанры : загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие; заговоры, заклинания, обереги и т. д.); знакомство с творчеством национальных поэтов и писателей.

Форма организации : театрализация; инсценировки сказок и легенд народов Севера ; праздники

Средняя группа 4-5 (лет) Старшая группа 5-6 (лет) Подготовительная группа 6-7 (лет)

Задачи : Знакомить детей с колыбельными песенками, потешками, сказками. Задачи : Продолжать знакомить с фольклором северных народов .

Заучивать небольшие стихотворения, «баюльные» песенки. Рассказывать северные сказки и инсценировать их.

Загадывать и разгадывать загадки о животных и растениях. Задачи : Расширять и углублять знания о фольклоре народов Севера . Рассказывать и инсценировать сказки (о животных, волшебные, бытовые) ; знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами коренных жителей .

Знакомить с народными музыкальными инструментами (пензер – барабан; томран – губной инструмент; полян – дудка; чипсан – свистулька; куйп – шаманский бубен). Принимать активное и осмысленное участие в национальных праздниках.

Народное декоративно – прикладное искусство

Цель : знакомство детей с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, дерева, бересты) ; с детскими игрушками – кукла «нухуко» и кукла «акань» ; виды орнаментов и их символика; развитие интереса к произведениям мастеров народных промыслов , обучить начальным практическим навыкам (аппликации из ткани, сукна, кожи, меха) .

Форма организации : мастер-класс по изготовлению куклы «Акань» , изготовление поделок совместно с родителями.

Средняя группа 4-5 (лет) Старшая группа 5-6 (лет) Подготовительная группа 6-7 (лет)

Задачи : Знакомить детей с образцами народно – прикладного искусства хантов и мансей : кукла «нухуко» (ненецкая) кукла «акань» (хантыйская) .

Аппликация из ткани, сукна.

Рисование и пластилинография орнаментов и узоров национальной одежды. Задачи : Знакомить с видами орнаментов поясов, подвязок кружев, одежды, предметов быта.

Плетение из шерстяных ниток, бисера.

Рисунок на бересте. Художественная обработка меха : мозаика из меха. Задачи : Знакомить с художественными промыслами : вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла.

Украшения и их символика.

Работа с родителями

№ Форма работы Задачи

1. Консультации Вводить родителей в мир культуры и быта народов родного края . Расширять представление об обычаях и традициях народов ханты и манси .

2. Родительское собрание Формировать уважительное отношение к коренным народам Севера .

3. Анкетирование Сбор актуальной информации.

4. Совместные праздники Приобщать родителей к основам национальных традиций коренных народов Сибири .

5. Тематические стенды Формировать представления о народном декоративно – прикладном творчестве.

6. Экскурсии Приобщать к участию в патриотическом воспитание детей.

7. Фото стенды Вызвать у родителей эмоционально положительное отношение к культуре народ родного края .

Календарно – тематический план работы педагога.

№ Форма работы Сроки

1. Определение цели и задач проекта .

Составление перспективного планирования.

Подбор литературы, наглядно – иллюстрационного пособия

Сбор информации из различных источников

сентябрь 2017г. –

октябрь 2017г.

2. Создание мультимедийных презентаций.

Создание картотек : подвижные игр, бесед.

Подбор аудио сказок, мультипликационных фильмов.

Подбор информации для консультации родителей.

Обогащение развивающей среды в группе.

ноябрь 2017 г. –

декабрь 2017г.

3. Разработка проекта на тему : «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси , через народное декоративно – прикладное искусство».

Январь 2018г.

4. Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с бытом и традициями народов Западной Сибири . январь 2018г. –

апрель 2020г.

5. Реализация проекта на тему : «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси , через народное декоративно – прикладное искусство». март 2018г. –

апрель 2018г.

6. Посещения музея истории и этнографии. апрель 2018г.

7. Посещение музея под открытым небом «Суеват – Пауль» . май 2018г.

8. Выставки детского народного декоративно – прикладного творчества «Народное искусство – своими руками» апрель 2018г. –

9. Проведение итогового занятия «Подарок народам Сибири своими руками » . май 2018г.

10. Организация мини музея на тему : «Культура и быт Ханты – Мансийского народа ». 2018г. – 2020г.

Календарно – тематический план работы для детей средней группы (4-5 лет)

№ Тема Форма работы Сроки

1. Знакомство с родным краем. Беседы, показ иллюстраций, просмотр презентаций. январь

2. Народы ханты и манси . Рассказ, беседы, рассматривание картин, народного промысла . январь

3. «Кто в лесу живет? Что в лесу растет?» Занятие, показ иллюстраций, дидактические и словесные игры. февраль

4. Северный фольклор. Прослушивание хантыйской музыки. февраль

5. «Народное декоративно – прикладное творчество»

«Одежда народов ханты и манси »

«Орнаменты и узоры одежды Хантов» .

«Дом народов Севера » - Показ иллюстраций.

Рассказ

Рассматривание картин

Просмотр презентации.

Рисование орнаментов и узоров.

Показ иллюстраций «Чум»

Аппликация.

6. «Животный и растительный мир нашего края» .

«Северный олень»

«Ягоды, грибы» - Рассказ

Просмотр мультипликационных фильмов

Чтение стихотворений о нашем родном крае

Рассматривание картины оленя

Пластилинография «Олень» .

Чтение художественной литературы

Рисование не традиционным методом (ватные палочки) «Брусничка для гостей» .

7. - Изготовление ханта из соленого теста, разукрашивание национальной одежды.

Музей истории и этнографии

- «Народное искусство - своими руками» -Мастер – класс

Работа с родителями.

Экскурсия.

Выставка детского творчества.

Литература :

1. Югра : региональный журнал, 2013г. 2. Детские народы подвижные игры . //Составители : А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. 1955г. 3. Шорыгина Т. А. Беседы о русском севере. М., Сфера 2008г. 4. Сказки народов Севера// .составитель В. В. Винокурова Ю. А. Сем. – Л. ,Просвещение 1991г. 5. Край родной. Азбука краеведения – Екатеринбург 2001г. 6. Югория : Энциклопедия Ханты – Мансийского автономного округа. В 3 – х Ханты Мансийск 2000г. 7. Банников. В. Н., Петрук О. И. «Изобразительное искуство в национальной школе» - Ханты – Мансийск. Полиграфист 2005. 8. Гончарова Е. В. «Экология для малышей : методические рекомендации для педагогических работников доу/Ханты – Мансийск. Полиграфист. 2005 9. Сказки бабушки Аннэ : Сказки, легенды-Сердловс : Сред. – Урал. Кн. Изд-во 1985. 10. Хозяинова В. В. «Дидактический материал для занятий по декоративно – прикладному искусству : Методическое пособие. Под ред. Т. А. Полуниной И. Д. Ханты – Мансийск : ГУИПП Полиграфист 2001г. 11. Соловар В. Н., Морокко С. Д. «Хантыйские народные загадки » . Ханты – Мансийск. 1997г. 12. Ромбандеев. «Мансийские загадки» 1996г. 13. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры» , Тюмень 1995г. 14. Богатеева З. А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду»,издательство «Просвещение» 1982г. 15. Куриков В. М. Ханты – Мансийский автономный округ : с верой и надеждой в третье тысячелетие. - Екатеринбург, 2000. 16. Электронный атлас «Люби и знай свой край родной» 17. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа : Животные, растения, грибы/Отв. ред. Л. Н. Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.

Интернет ресурсы : http://ds23.admhmansy.ru/upload/iblock/6d9/Картотека_игр_народов_ханты_и_манси . PDF

https://kulturologia.ru/blogs/031013/18947/

http://site-for-girls.ru/xanty-i-mansi-obychai-i-prazdniki/

http://agansk.ru/suvenir/nhpy/index.htm

Сетевое издание Информационный портал "Сибирь-инфо "

Приложение

Картотека бесед :

- «Знакомство с Родным краем»

- «Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты »

- «Мой родной город»

- «Растительный мир Западной Сибири »

- «Животный мир Западной Сибири »

- «Национальная одежда ханты и манси»

- «В гостях у бабушки Анико»

- «Праздники народов Севера »

- «Традиции ханты и манси»

- «Что мы знаем о фольклоре северян?»

- «Жилища и промыслы народов севера »

Картотека подвижных игр):

- «Северные олени»

- «Олени и пастух»

- «Куропатки и охотник»

- «Льдинки, ветер и мороз» - «Ручейки и озера»

- «Смелые ребята»

- «Рыбки»

Картотека словесных игр;

Картотека стихов о Родном крае;

Картотека загадок;

Иллюстрационный материал;

Мультимедийные презентации по темам;

Сборник аудио сказок;

Консультации для родителей;

Мини – проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси через народное декоративно – прикладное искусство».

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены (коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты - самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.

  2. Буряты - это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии - город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия - это один из основных центров буддизма в России.

  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва - одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица - город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.

  4. Хакасы - один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.

  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно - это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации - Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия - шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.

  6. Ненцы - один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы - кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.

  7. Эвенки - народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса - примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки - народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки - прирожденные охотники и следопыты.

  8. Ханты - коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов - рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков - шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.

  9. Эвены - народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык - тунгусский. Места проживания - Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.

  10. Чукчи - кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия - анимизм. Коренные промыслы - охота и оленеводство.

  11. Шорцы - тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия - шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.

  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа - вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.

  13. Нанайцы - малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.

  14. Коряки - коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса - шаманизм. Численность - 8 743 человека.

  15. Долганы - народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность - 7 885 человек.

  16. Сибирские татары - пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше - по некоторым оценкам до 100 000 человек.

  17. Сойоты - коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.

  18. Нивхи - коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов - 5 162 человека.

  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.

  20. Ительмены - это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.

  21. Телеуты - тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.

  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки» . Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.

Рост национального самосознания, наблюдающийся в последние годы, побуждает людей в поисках своих национальных корней обращаться к вековым народным традициям и национальным ценностям, воплотившимся в народной культуре. Культура каждого народа, в том числе коренных жителей Севера, Сибири и Дальнего Востока, представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных руками и разумом многих поколений. Освоение достижений культуры – императив для каждого человека. Освоение достижений культуры обогащает человека, прежде всего, духовно, и расширяет его знания.

Жизнь в экстремальных условиях северных широт во многом определила специфику материальной и духовной культуры народов Севера. Материальная культура северных народов характеризуется высокой приспособленностью к суровым природным условиям. Люди проявляли исключительную изобретательность в устроении своей жизни, в умелом использовании природных ресурсов. Предметы материальной культуры максимально отвечали своему назначению добыче зверя или рыбы, сохранению тепла и т.д. Когда мы рассматриваем вопрос о культуре народа, то включаем сюда совокупность достижений людей в производственном, общественном и умственном отношении. В этой связи следует показать, какие основные факторы оказывали наиболее действенное влияние на развитие культуры коренного населения Севера и Сибири.

Нужды и потребности северных народов определили их традиционные занятия и культурно-хозяйственный тип. Хозяйство северных народов диктовалось их нуждами и интересами. Основными видами хозяйства были оленеводство, охота, рыболовство и морской промысел (зверобойный). У некоторых наблюдался смешанный тип хозяйства (рыболовство и морской промысел, оленеводство и охота).

Типы культурно-хозяйственной деятельности формировались у народов Севера под влиянием естественно-географических и социально-исторических факторов. Низкий уровень производственных сил, зависимость людей от промысловых объектов как основных источников существования определяли и форму их хозяйства оседлую или кочевую. Народы, для которых основным жизненным ресурсом были рыбные богатства (ханты, манси, ульчи, коряки, ительмены, чукчи и эскимосы), вели в основном оседлый образ жизни. Те, для кого основным источником существования были одомашненные олени, которые содержались круглый год на подножном корме, а значит, постоянно требовали лучшие места выпаса, откорма и отела, вели кочевой образ жизни (ненцы, частично чукчи, коряки, чуванцы, эвены, эвенки). Такой же кочевой образ жизни свойственен населению, для которого основным средством жизни является охота, это характерно больше жителям тайги (эвенки, эвены, тофалары, юкагиры, частично кеты и удэгейцы). Некоторые народы Севера вели рыболовецко-охотничье (ханты, манси, селькупы, орочи, иегидальцы) и зверобойно-рыболовецкое хозяйство (нивхи и эвены), они относились к оседлым, а оленеводы-охотиики (долганы, нганасаны, энцы восточные) и оленеводы-рыболовы (энцы западные) – к кочевым народам.

Основными видами традиционной деятельности народов Севера являлись промыслы: добыча диких зверей, рыбы, растений и т.д. Но техническая вооруженность людей для этой цели была низкой, она состояла из огнестрельного оружия, которое считалось наиболее эффективным, разных ловушек, капканов, снастей (сети, петли, силки), простейших орудий (копье, яма, палка и др.) Орудия для добычи пищи в разных регионах Севера были различны. Работа людей чаще носила коллективный характер, что было вызвано низким уровнем техники и высокой трудоемкостью производства в условиях сурового Севера. Другим традиционным видом деятельности народов Севера было оленеводство, так как разведение домашнего оленя обеспечивало их всесторонне, олень удовлетворял все насущные нужды человека: в питании (мясо, сало), в жилище (шкуры для яранги), в освещении (жир для жирников, в одежде, обуви и т.д. Кроме того, для северных народов олень являлся незаменимым видом транспорта, выгодно отличаясь от ездовых собак, которым постоянно нужен корм. Олень же в любое время года корм добывает для себя сам.

Специфика климатических условий и традиционной деятельности обусловило вид и конструкцию жилища северных народов. Потолок практически в жилищах отсутствовал, пол был обычно земляной. Вместо стекол на окнах были рыбья кожа, пузыри оленя, кишки медведя. Широко были распространены подземные я полуподземные жилища, стены были или из неотесанных бревен или из плах (колотых пополам бревен), жердей, дерна. Жилища кочевников яранга, чум были приспособлены для условий кочевого быта; деревянный (из длинных шестов) конусообразный каркас, обтянутый оленьими шкурами, и очень редко материей.

Главной пищей для оленеводов являлось мясо (ненцы, оленные чукчи, коряки, юкагиры, чуванцы, энцы). Широко была распространена (практически у всего северного населений) рыбная пища. В летнее время они употребляли растительную пищу (ягоды, травы, коренья, орехи). У всех без исключения северян было распространено сыроедение мяса и рыбы. Впрок готовили юколу – вяленую под открытым небом на солнце и ветру рыбу; применялось и копчение рыбы над костром (ненцы, селькупы, эвенки и др.). При заготовках пищи соль почти не применялась. Важное место занимало чаепитие, особенно среди кочевников; чай они приобретали с большим запасом, или делали сами из дикорастущих растений.

К местным условиям были хорошо приспособлены одежда и обувь северян. Они изготовлялись из шкур оленя и диких парнокопытных (лося и оленя) с меховым покровом или без него, шкур пушных зверей (песца, выдры и др.) пользовались мало. Наиболее распространенной одеждой была малица, типа длинной рубашки с капюшоном (ненцы, энцы, нганасаны и др.) или кухлянка (чукчи, коряки, ительмены и др.) тоже длинная закрытая и открытая одежда. Нередко такая меховая одежда сверху покрывалась материей. Зимней обувью были высокие, до колена и выше, сапоги из оленьей шкуры, мехом наружу – пимы или торбасы.

У северных народов были хорошо развиты различные отрасли домашнего производства. Повсеместно велась выделка шкур животных на меховые и кожаные изделия; женщины шили одежду и обувь, покрышки для жилья, арканы, коврики, что требовало сложной, трудоемкой и длительной обработки. Широко была распространена обработка рога, кости и клыка (эта работа часто сопровождалась художественной резьбой у ненцев, нганасан, долгам, тофаларов, нанайцев, чукчей, коряков, эскимосов), а также обработка дерева (чаше у таежных жителей). Важное место у северян в домашнем производстве занимала выделка бересты (у хантов, манси, селькупов, кетов, эвенков, звенов, нанайцев, орочей, удэгейцев, юкагиров). Из нее делали лодки, но чаше различную утварь и посуду. Широко было распространено, особенно на Оби, на Амуре и на Камчатке, плетение из дикорастущих растений (крапивы, камыша, ивовых прутьев и т.д.) рыболовных снастей, корзин, циновок, мешков и др.

Труд в хозяйственной деятельности был четко разделен: мужчины обрабатывали дерево, кость, железо; женщины выделывали шкуры зверей, рыбью кожу, шили одежду и обувь, занимались приготовлением посуды и т.д. Вся работа проводилась вручную, была исключительно трудоемкой, так как производство велось каменными, костяными, деревянными орудиями. Однако изделия отличались высокими художественными достоинствами.

Население было чрезвычайно изобретательно и в подготовке промыслового снаряжения (охотничье, рыболовное, зверобойное и т.д.), и в домашнем быту (в устройстве жилища, в удобствах обуви и одежды, в разных предметах обихода). Так, жилища северян яранги, чумы легко собирались и разбирались, имели небольшой вес, что облегчало перевозку на большие расстояния; они имели обтекаемую форму (форму конуса) и хорошо сохраняли тепло. Незаменимы и по сей день одежда (малица, кухлянка) и обувь (унты, торбаса) – они теплые, легкие,

Общаясь с природой в течение тысячелетий, народы Севера накопили определенный опыт, понятия, представления об окружающей жизни. Объединив свои усилия, свои мысли и желания, их далекие предки стали вместе заботиться о насущных нуждах, о том, как выжить в постоянной борьбе с голодом, холодом, болезнями и опасностями, которые их подстерегали на каждом шагу; вместе охотились, собирали плоды, ловили рыбу, разводили скот и обрабатывали землю.

Важным условием успешной жизнедеятельности северянина была трудовая деятельность. Труд для северянина всегда был и остается наиболее действенным средством взаимодействия с окружающими людьми и с природой. Именно в процессе трудовой деятельности он познавал окружающий мир. Тяжелая борьба с силами природы за существование способствовала выработке единых общих правил, обычаев и традиций, бережно передаваемых из поколения в поколение, которые помогали выжить. В течение веков складывалась нравственно-эстетические идеалы, выкристализовывались традиции и обычаи, развивались пути, методы и средства нравственного воспитания. Основы трудового, нравственного, физического и религиозного воспитания передавались через традиции, обряды и обычаи.

Многочисленные народы Сибири были слабо развиты в хозяйственном отношении и являлись объектом жестокой национально-колониальной политики. Буряты и якуты относились к народам Сибири, наиболее продвинувшимся в социально-экономическом отношении, народы Севера - к числу наиболее отсталых. Наиболее существенным явлением в жизни бурят в первой половине XIX в. был постепенный их переход от кочевого к полуоседлому быту, уменьшение роли скотоводства и относительный рост земледелия. Это относится как к восточным, забайкальским, бурятам, ещё в XVIII в. целиком сохранявшим кочевой, скотоводческий быт, так и к западным, иркутским, у которых земледелие и полуоседлый образ жизни существовали и раньше. Переход к оседлости и земледелию происходил под влиянием соседнего русского населения и сопровождался ростом товарных отношений и дальнейшей классовой дифференциацией.

Забайкальские буряты особенно страдали в это время от притеснений своей могущественной и полновластной аристократии, которая пользовалась поддержкой царской администрации. Так, у хоринских бурят ещё с начала XVIII в. власть принадлежала знатной тайшинской фамилии потомков зай-сана Шодоя Болторикова, который в 1729 г. получил первым от правительства «патент» на звание тайши. Из представителей этой фамилии особенно выделялся тайша Дымбыл Галсанов, правивший с 1815 г. и своими жестокими действиями и беззастенчивым расхищением общественных денег неоднократно вызывавший возмущение масс.

Экономика и быт якутов в большей степени сохраняли старый уклад. Хозяйство якутов оставалось почти целиком скотоводческим. Скот принадлежал в большинстве тойонам; для последних главной формой ведения хозяйства была раз­дача скота в пользование своим бедным одноулусникам - так называемый «хасаас», при помощи которого тойоны держали улусное население в безвыходной кабале. В то же время в руках тойонов была захваченная ими ещё в XVIII в. общинная земля, в частности сенокосные угодья. Тойоны упорно сопротивлялись всяким попыткам произвести хотя бы частичный земельный передел. Им удалось отстоять захва­ченную землю даже тогда, когда правительство с целью при­остановить угрожающее падение ясачных сборов потребовало от тойонов передела земли (деятельность «2-й ясачной комис­сии» 1828-1835 гг.). Как раз в эту эпоху якутское тойонство получило в свои руки новое орудие для своей политики: это была Якутская степная дума, открытая по особому ходатайству тойонов в 1827 г. и составлевная из «отборнейших» предста­вителей тойонской знати. Эта дума ознаменовала свою кратко­временную деятельность такими скандальными делами (тор-. гово-спекулянтская экспедиция к охотским тунгусам в 1828 г., расхищение 20 тыс. руб. общественных денег и пр.), что скомпрометировала себя даже в глазах правительства. В 1838 г. Якутская степная дума была упразднена «за бесполезностью».

Положение якутских народных масс было тяжёлым, но они ещё не могли подняться на борьбу за свои интересы. Косвенным отражением стихийного протеста якутской бедноты было в те годы движение известного «разбойника» Василия Манчары. Он прославился в 30-40-х годах своими смелыми нападениями на тойонские хозяйства и многократными побегами из-под ареста. Позднейшие якутские предания изображают Манчары как народного героя - борца за правду. Сосланный в Вилюйский округ, Манчары умер там в 1870 г.

Большинство остальных народов Сибири стояло на более низком уровне общественного развития: это были охотники- эвенки (тунгусы), кеты, вогулы; рыболовы - ханты и камча­далы; оленеводы - ненцы, чукчи и коряки. Родовая знать этих народов превращалась в самостоятельный класс эксплуататоров при энергичном участии царской администрации, всячески покровительствовавшей местным «князькам» и «старостам». Охотники, рыболовы и оленеводы испытывали жестокий гнёт со стороны русских купцов-ростовщиков, беззастенчиво обиравших население Севера, приводивших к обеднению его, к постоянным голодовкам, к вымиранию Доходившие до отчаяния местные народы пытались иногда силой вернуть себе свободу и избавиться от гнёта, но эти попытки кончались неудачей. Наиболее известно восстание ненцев под руководством Вауля Пьеттомина в 30-40-х годах. Во главе небольшой вооружённой дружины, составленной из ненецкой бедноты, Вауль нападал на богачей, отбирал у них оленей и раздавал их неимущим жителям тундры. В январе 1841 г. Вауль с целым отрядом в 4 сотни вооружённых дружинников подступил даже к Обдорску, намереваясь свергнуть власть ненецкого князька Тайшина и освободить тундру от царского гнёта. Местным областям лишь при помощи обмана удалось захватить Вауля и его ближайших сотоварищей в плен. Участники восстания были биты кнутом и сосланы на каторгу. Позже, в 1856 г., бывшие сподвижники Вауля пытались возобновить борьбу за освобождение ненецкого народа, но безуспешно. В XVIII в. в Сибири особенно широкие размеры приобрело колониальное рабство захват, продажа и эксплуатация рабов, особенно из казахов и алтайских племён. Но рост рабства означал в то же время убыль ясачного населения, поэтому царское правительство с начала XIX в. стало принимать меры к ограничению работорговли: указами 1808, 1825, 1826 гг. предписывалось постепенное освобождение рабов ж запрещалась их покупка.

Управление сибирскими «инородцами» входило в круг деятельности сибирских генерал-губернаторов, всевластию и произволу которых было вверено царизмом управление Сибирью. Положение несколько упорядочилось, но принципиально не изменилось в генерал-губернаторстве М. М. Сперанского (1819-1822 гг.), находившегося в опале с 1812 г.

Наиболее значительным памятником законодательной деятельности Сперанского в Сибири явился «Устав об управлении инородцев» (1822 г.), который оставался в действии до Октябрьской революции 1917 г. Царизм оформил в этом законе свою политику опоры на местную феодальную и полуфеодальную аристократию - тойонов, тайшей, зайсангов, мурз. Феодальная и полуфеодальная верхушка Сибири была низовой агентурой царизма; с этой целью он поддерживал и укреплял её привилегированное положение и привлёк к участию и в самом составлении устава.

Устав 1822 г. вводил деление народов Сибири на три «раз­ряда»: оседлых, кочевых и бродячих. К первым причислялись татары и часть алтайских племён, ко вторым - буряты, якуты, тунгусы, остяки, вогулы и некоторые другие, к бродячим - охотничьи и оленеводческие племена Крайнего Севера: «самоеды», «инородцы туруханекие», юкагиры, коряки, ламуты. «Оседлые инородцы» были уставом уравнены в правах и обязанностях с русскими крестьянами (кроме рекрутской повинности, которой они не несли), а для кочевых и бродячих племён вводились особые формы общественно-политического устройства, которые узаконили власть местной аристократии. Для них устанавливались так называемые «инородные управы» (соответствующие русским волостным управлениям) и подчинённые этим управам родовые управления; у «бродячих инородцев» вводились только родовые управления. Для некоторых кочевых народов, у которых были более широкие родоплеменные связи, устанавливалась ещё третья, высшая административная инстанция - степная дума. Степные думы были введены у бурят и хакасов, позже на короткое время (1827-1838 гг.)- у якутов. Как в родовых управлениях, так и в инородных управах и в степных думах сидели представители национальной эксплуататорской верхушки - старосты с помощниками, головы и выборные, а в степных думах - главный родоначаль­ник и заседатели, которые все принадлежали к числу «почётных и лучших родовичей». Эти органы управления были в то же время и судебными органами; судопроизводство в них основывалось на местном обычном праве и, следовательно, тоже служило интересам местной знати. Только крупные уголовные дела не входили в компетенцию этих судов и были подведомственны общим судебным учреждениям. Вся эта система «инородческого управления» подчинялась общей окружной администрации и представляла собой вполне законченную форму сотрудничества царской бюрократии с местной феодально-родовой аристократией для совместной эксплуатации трудящихся масс.

Реформы Сперанского, уничтожив торговые монополии, дали толчок общему экономическому оживлению Сибири, но это оживление ограничилось только сферой торговли. Промышленность Сибири развивалась чрезвычайно медленно. Из России в Сибирь ввозились не только ткани, железные, стеклянные товары, но даже деревянные изделия - дуги, ложки и прочие несложные изделия. Из промышленных товаров Сибирь почти ничего не производила. Единственной отраслью промышленности, которая испытала в первой половине XIX в. бурный, хотя и кратковременный, рост, являлась золотопромышленность (золото было открыто в горах Алтая в 1828 г., в Енисейской губернии - около 1830 г., несколько позже - по рекам Витиму и Олекме).

И для народов Сибири включение их в состав России имело большое прогрессивное значение. Конечно, колониально-феодальный гнёт царизма был для них очень тяжёл и задерживал их развитие, однако общение с русским народом усилило поступательное движение: было изжито рабство, укрепилось земледелие, усилились экономические связи, развилось товарное хозяйство; культурное общение привело к овладению многими ценными хозяйственными и культурными навыками.