Платоническая любовь Сандро Боттичелли. Картины и персонажи

В своем удивительном, устрашающем творении "Божественная комедия" Данте Алигьери в красках живописал картины наказаний грешников. Выражение "9 кругов ада" получило яркую визуализацию, что, несомненно, сильно подействовало на верующих. И в наше время произведение Данте изучается и истолковывается, ведь сколько будет существовать религия, столько же будут актуальны наказания за проступки перед Богом. Наша статья посвящена описанию кругов ада по известному произведению. Представим же и себе уникальную картину, что простирается перед глазами героев "Божественной комедии".

Обобщенные особенности ада по Данте

Путешествуя по ужасным кругам ада, можно увидеть закономерность. Первые круги представляют собой вечные наказания за невоздержанность при жизни. Чем дальше, тем грехи людские менее материальны, то есть затрагивают моральные аспекты жизни. Соответственно, с каждым кругом истязания над грешниками страшней. То, как представил читателям Данте 9 кругов ада, вызывает бурю эмоций и, как надеемся мы и на что рассчитывал автор древности, предостережет людей от дурных поступков.

Живописное представление Данте о географии ада, естественно, не было первоначальной информацией. Поэт выразил опыт и теории философов и ученых-предшественников, описав 9 кругов ада. По Библии подобное представление выражается в семи очищающих души грешников уровнях.

Так, Данте в своем произведении опирается на центрическую структуру ада, где группы кругов характеризуются различной тяжестью грехов. Как мы уже успели заметить, чем ближе к центру, тем тяжелей грех.

Аристотель в своем труде "Этика" классифицирует грехи по разрядам: первый - невоздержанность, второй - насилие над другими и над собой, третий разряд - обман и предательство.

Теперь мы пустимся в путешествие по миру, где царит наказание, и за каждый проступок воздается в полной мере - начинаем знакомство с кругами ада.

Круг первый. Лимб

На первом круге ада страдания грешников безболезненны. Наказание здесь - вечная скорбь, а выпало оно на долю тех, кто не был крещен.

Так, среди скорбящих душ на Лимбе присутствуют праведники из (Ной, Авраам, Моисей), древние философы (в их числе и Вергилий). Сторожит круг Харон - тот самый перевозчик душ через Далее - об интересном, которое содержит "Божественная комедия" Данте, на других кругах.

Круг второй. Сладострастие

На втором круге, созданном для наказания при жизни невоздержанным в любви, грешников сторожит сам тот самый отец чудовища Минотавра. Здесь он также выступает в роли справедливого судьи, распределяющего души по соответствующим кругам.

На этом кругу постоянная тьма, в которой буйствует ураган. Души тех, кто изменял своей супруге/супругу, нещадно бросает ветром.

Круг третий. Чревоугодие

На третьем кругу адских мук находятся те, кто при жизни был несдержан в еде. Обжор поливает холодный дождь, под ногами вечная грязь.

Стражем к обжорам приставлен адский пес с тремя головами -Цербер. Те грешные души, что попадаются ему в лапы, он обгладывает. А мы продолжим углубляться в то, как представил Данте 9 кругов ада.

Круг четвертый. Жадность

На следующем кругу наказания становятся еще жестче. Здесь находятся души тех, кто был жаден в разных сферах жизни. Выглядит наказание так: на обширной равнине две массы душ толкают навстречу друг другу громадные камни. Когда линии сталкиваются, приходится расходиться снова и начиначь работу заново.

На страже жадных грешников стоит Плутос - богатства, упомянутый в гомеровской "Одиссее".

Круг пятый. Гнев и лень

Пятый круг представляет собой широкое болото. Буйные и ленивые души беспрестанно дерутся, плавая в болотной воде. К кругу страшных наказаний приставлен стражем Флегий - родоначальник флегийских разбойников, сын Ареса.

Круг шестой. Лжеучители и еретики

Каждый, кто проповедовал иных богов и вводил народы в заблуждение, попадал на седьмой (по Данте) круг ада. В Пламенеющем городе находятся души таких грешников. Там они мучаются в открытых горячих, словно печи, могилах. Сторожат их страшные чудовища - мифические сестры-Фурии со змеями вместо волос. Между шестым и следующим кругами разграничивающий зловонный ров. Начинаются дальние области, где истязают за еще более серъезные грехи.

Седьмой круг. Убийцы и насильники

Представленные Данте 9 кругов ада продолжаются седьмым - местом, где мучаются души убийц разного плана, в том числе и самоубийц, тиранов.

Убийцы и соврешившие насилие находятся посреди степи, над которой льется огненный дождь. Он опаляет грешников, также здесь их раздирают собаки, ловят и мучают гарпии. Даже в деревья, вечно стоящие беспомощно, превращают убийц на седьмом кругу ада. Следит за исправно подвергающимися пыткам душами ужасный мифический монстр Минотавр.

Круг восьмой. Обманувшие

Впереди у нас самые впечатляющие из 9 кругов ада. По Библии христианской, ровно как и в прочих религиях, обманщики подвергаются одиним из жесточайших наказаний. Вот и у Данте им досталось место, настолько губительное, что только бессмертные души и могут здесь существовать.

Восьмой круг представляет собой Злопазухи - 10 рвов, в которых идут среди нечистот гадатели и предсказатели, провинившиеся на должности священники, лицемеры, колдуны, лжесвидетели, алхимики. Грешников варят в смоле, бьют баграми, заковывают в скалы и обдают ступни огнем. Мучают их разные гады и болезни. Стражем здесь стоит великан Герион.

Круг девятый, центр. Изменники и предатели

В центре ада, по поэме Данте, находится вмерзший в ледяное озеро Коцит Люцифер. Его лицо обращено вниз. Он же истязает и прочих известных предателей: Иуду, Брута, Кассия.

Среди адского холода мучаются и все остальные предавшие души. Сторожат их гигант Антей, предатель спартанцев Эфиальт и сын Урана и Геи бриарей.

Заключение

Наконец, мы вышли из адского мира, созданного Данте Алигьери. "Божественная комедия", содержание которой мы таким образом охватили, - произведение, дошедшее до нас через века благодаря своему свойству впечатлять умы читателей. Произведение заслуженно считается классикой, обязательной для прочтения.

Теперь мы знаем, на основе чего создал легендарный Данте 9 кругов ада, и что они собой представляют. Отметим еще раз, что картины, предстающие перед читателями, поражают масштабом и содержанием: словно весь страх человека перед смертью и воплотился в единую мысль, выраженную поэмой "Божественная комедия". Если перед вами еще не лежит открытая эта книга, 9 кругов ада вполне готовы разместить и вашу душу...

Бездна Ада - Сандро Боттичелли. 1480. Пергамент и цветные карандаши. 32 x 47 см


Современным зрителям Сандро Боттичелли представляется художником, главными мотивами произведений которого были красота, оптимизм, жизнеутверждающее начало. Однако это не совсем соответствует истине. Боттичелли был довольно загадочным и очень религиозным человеком, достаточно упомянуть, что он увлекался мрачными проповедями Савонаролы, и казнь этого монаха-реформатора оказала на живописца огромное влияние. Искусствоведы знают – в творчестве Боттичелли можно отыскать и достаточно трагические, пессимистичные произведение, одним из которых является картина, а точнее будет сказать рисунок, «Бездна Ада», именуемая также «Круги Ада», «Карта Ада» или лаконично «Ад».

В 1480 году Лоренцо Медичи заказывает иллюстрированный манускрипт с текстом популярной «Божественной комедии» Данте. Иллюстративная часть была возложена на Сандро Боттичелли, и хоть живописец не закончил сию работу, даже в этом виде она выглядит более чем впечатляюще. Из всех рисунков, «Бездна Ада» наиболее масштабная иллюстрация.

Данте представлял ад, как некую цикличную форму, где всё царство разделено на девять кругов, которые, в свою очередь, делятся на кольца. Боттичелли очень точно подошёл к тексту поэмы, изобразив не только все кольца и круги, но и отдельные остановки, которые по сюжету «Божественной комедии» делал Данте и его провожатый Вергилий на пути к центру земли.

Чем дальше круг – тем страшнее и тягостнее грех. Мы видим, как каждый грешник мучается после смерти за свои земные деяния. Боттичелли изображает ад в виде воронки, сужающейся к центру земли, туда, где живёт в заточении Люцифер.

1 круг – это некрещеные младенцы и ветхозаветные праведники, наказание которых безболезненная скорбь. Во 2 круге находятся сладострастники, которых истязают ураганом и ударами о скалы. 3 круг – обиталище обжор, гниющих под дождём, а 4 – скупердяи и растратчики, которые таскают с места на место тяжести и, сталкиваясь, ведут ожесточённые споры. В 5 круге находятся души унывающих и гневных, их наказание – драка в болоте с дном из душ унывающих. 6 круг встретил Данте лжеучителями и еретиками, лежащими в раскалённых могилах. В 7 круге - насильники, 8 круг – это находящиеся по щелям обманутые и обманщики. И, наконец, 9 круг представляет собой вместилище душ, совершивших самый страшный грех – предательство. Они навечно вмерзли в лёд по шею с обращёнными вниз лицами.

Чтобы понять масштабность и скрупулёзность работы Боттичелли, рисунок следует рассматривать очень внимательно, а при изучении репродукции придётся прибегнуть к помощи лупы - и тогда, перед зрителем развернётся всё повествование Данте со всей точностью и силой поэтического слова.

Художник Раннего Возрождения Сандро Боттичелли (1440–1510) известен прежде всего лучезарными портретами неопознанных молодых людей, очень напоминающими современные модельные тесты, а уже потом тяжеловесными полотнами на религиозную тему. На одной из таких картин Боттичелли изобразил структуру ада Данте. Попробуем бегло осмотреться в этом детальном универсуме не прибегая к искусствоведческой зауми.

Художник закончил эту работу в 1480 году. В настоящий момент она хранится в Ватиканской библиотеке

Почему вам будет легко понять Боттичелли

1. «Ад» был создан в качестве покаяния, но не в высоком смысле. Вообще-то художник имел весёлый нрав, ему больше всего нравилось писать красивых девочек и мальчиков. Но именно в глубоком аду оказался Боттичелли, потратив все деньги, заработанные на службе у Папы Римского, на излишества и поверхностные увлечения. Пришлось вернуться домой, читать Данте, много думать.

2. Картина стала особенно популярной уже в XXI веке, когда попсовый беллетрист Дэн Браун сделал «Ад» шифром в своём очередном бестселлере про древние шифры «Инферно». Так иллюстрация к одной книге стала героем другой.

3. Из всех западных концепций ада именно эта средиземноморская версия ближе всего нашему культурному коду. Здесь, конечно, есть чуждое православному человеку Чистилище, но уже подробно изображены наказания и мучения грешников, чего не было в более ранних версиях, и что не слишком-то выпукло изображено в пустынном и бесконечно унылом мефистофелевском аду. К тому же, форма воронки!

4. Художник уделяет особое внимание наказанию коррумпированных чиновников. Их мучают в восьмом круге неприятные сущности с копьями, которые, кстати, тоже обречены на вечное мучение в этом месте. Здесь все равны: и высокопоставленные бывшие миряне, и, собственно, черти тоже страдают. Просто за то, что они черти.

5. «Ад» Ботичелли - это, по сути, комикс. И его главные персонажи - он сам и поэт Вергилий. Они, нарядные, изображены множество раз, как в мультипликации. Видения их типичны для творческих людей и вообще крутых парней: путешествие начинается со зрелища мучимых бесами душ сутенёров, стукачей, конъюнктурщиков и проституток, барахтающихся в грязи.


Поэт и художник в обществе

Экскурсия по 9 кругам


Посмотреть карту

Круг Первый. Лимб

Здесь собрались также не крещённые младенцы, язычники и любители новейших религиозных течений, а ещё античные поэты и мыслители: Гомер, Платон, Сократ. Ветхозаветные праведники Ной и Авраам дождались здесь своей очереди в Рай.

Круг Второй. Сладострастие

Здесь собрались те, кто согрешил во имя любви или перепутал её с банальной похотью. Души грешников крутят порывы ветра, как в центрифуге. Всех тошнит.

Круг Третий. Чревоугодие

Обжоры гниют здесь под снегом и дождём, обдумывая своё поведение. Но всё бестолку - приходит Цербер и поедает загруженных грешников.

Круг Четвёртый. Жадность

Души жадин заняты бессмысленным трудом: две толпы грешников толкают перед собой тяжёлые грузы, двигаясь навстречу друг другу. Сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.

Круг Пятый. Гнев и лень

В последнее время можно оправдывать свою несдержанность и распущенность повышенной эмоциональностью. Те, кто так делал, в дантовском аду вечно будет драться с себе подобными в бескрайнем болоте.

Круг Шестой. Еретики и псевдогуру

Здесь повсюду летают фурии. Они присматривают за лжеучителями и пророками, которые, придавленные неизбывной скорбью, неподвижно лежат в открытых гробницах.

Круг Седьмой. Душегубы

Души-уголовники всех мастей, при жизни совершавшие насильственные преступления, вечно мучаются под огненным дождём и кипят в кровавой реке. Периодически к исполнению наказаний подключаются голодные собаки и гарпии.

Круг Восьмой. Жулики и воры

«Грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и, если высунется, черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай» . Исчерпывающе.

Круг Девятый. Предатели и отступники

Это самый нижний, закованный в лёд, круг. Здесь невыносимый минус. Все знаменитые предатели вроде Брута и Иуды бесконечно пережёвываются самим Люцифером. Он томится на самом нижнем этаже.
LiveJournal Media, 2016

В «Божественной комедии» Ад помещен Данте в недрах земли и образует что-то вроде воронки или опрокинутого конуса, конечная точка которого составляет вместе с тем центр земли и вселенной. Воронка Ада распадается на девять концентрических, горизонтально лежащих кругов, вмещающих в себе различные виды осужденных.

Каждый из кругов Ада, считая сверху вниз, у Данте меньше предшествующего ему и отделяется от последующего скалистым склоном. Более извинительные грехи, проистекающие скорее из слабости человеческой природы, караются в высших кругах, а грехи, наиболее противоречащие человеческой природе – в низших.

Но так как круги все более суживаются книзу, то это доказывает, что самые бесчеловечные, отталкивающие грехи совершаются реже всего.

Строение Ада в описании Данте

Категории грешников

Вникнем теперь в принцип, которого держался Данте в своих категориях грешников. Обыкновенные описания ада почти сплошь опираются на церковную теорию семи главных грехов и их равномерную наказуемость, не вдаваясь много во внутренние различия. Схоластики, напротив, не ограничивались этим и устанавливали более глубокое отличие.

Так например, Фома Аквинский различает грехи, проистекающие из страсти или из злобы, и объявляет последние достойными более тяжелого наказания, чем первые. Принцип Данте не исключает этого схоластического принципа, а напротив обнимает и его, но он шире и имеет не христианский источник, – Аристотеля. Его этика усваивалась во многих частностях схоластиками, и Данте прямо называет её своей собственной.

Следуя теории своего учителя нравственности, он устанавливает три категории основных грехов: грехи вследствие невоздержности, чувственной страсти, которые обособляет и Фома Аквинский; грехи из злобы, которые и у него, как и у Аристотеля, двоякие: грехи открытого насилия и обмана. Цель каждого злого действия, говорит Данте, – несправедливость, и эта цель достигается двояким образом, и через насилие, и через обман.

Обман же всего более неприятен Богу и всего строже карается в Аду, так как он является злом, наиболее свойственным человеку, и злоупотреблением дарований, составляющих исключительную принадлежность его, отличающих его от животного, – в то время, как грехи насилия, и все что уподобляет человека животным, прямо отвлекают его от всякого пользования этими дарованиями.

Грехи невоздержности, коренящиеся в слабости человеческой природы, троякие: преступления плотские, кутежи, скудость и расточительность, гнев и недовольство. Между неумеренными и насильниками помещаются еретики всех родов, эпикурейцы и т. д., так как в них есть частица и тех и других. Живущие насилием делятся на три подразделения: те, что грешат против Бога и природы, богохульники, содомиты и ростовщики. Обман бывает двоякий: он совершается либо против тех, кто не питает доверия к лицу обманывающему, либо против тех, что доверились ему.

В первом случае нарушается только общее человеколюбие, во втором человеколюбие личное; в первом случае это простой обман, во втором грех этот становится изменою, самым отвратительным, бесчеловечным видом греха. К простым обманщикам Данте причисляет десять видов преступников: сводников и соблазнителей, льстецов и блудниц, симонистов (лиц, торговавших церковными должностями), прорицателей, людей, живущих подкупом, лицемеров, воров, дурных советчиков, нарушителей мира, обманщиков.


Сандро Боттичелли. Карта Ада (Круги Ада - La mappa dell inferno)

Измена бывает четырех родов: против кровных родных, отечества, гостей, против вечного мирового строя Божьего, т. е. против Бога и империи.

Круги Ада

Все эти грешники распределены в описании Данте по восьми кругам Ада; девятый круг, или, вернее, первый, считая сверху вниз, составляет Лимб, нечто вроде преддверия ада, где приютились все некрещеные набожные люди, единственное преступление которых заключается в их неведении христианства.

Наряду со всеми этими грешниками или людьми, лишенными надежды на спасение Данте учредил еще одну категорию осужденных из тех, которые не были на земле ни пылкими, ни равнодушными, «из людей средних, местопребывание которых находится по ту сторону пограничной линии ада, между входною дверью и Ахероном; они для неба слишком дурны, для ада слишком хороши и поэтому отвергаются и тут, и там. В числе их находятся те нейтральные ангелы, которые во время восстания Люцифера не приняли сторону ни Бога, ни бунтовщика.

Эта группировка грешников вызывает нас на еще более основательное её рассмотрение. На первый взгляд она согласуется, правда, с этикою Аристотеля и Фомы Аквинского, и сам Данте ссылается на них, как на авторитеты. Но все остальное подразделение и в особенности установление характерных отличий аристотелевых категорий имеет в себе столько своеобразного, что не бесполезно будет анализировать его. Для выделения людей среднего темперамента Данте нашел указание в Апокалипсисе.

Отличие, выпадающее набожным язычникам в первом кругу ада, не имеет само по себе ничего такого, что уклонялось бы от общего верования, совершенно то же можно сказать и о четырех кругах людей невоздержных. В описании всех этих адских кругов можно распознать пять смертных грехов: чувственность, обжорство, скупость, гнев и леность, совсем так, как их понимала церковь и христианская мораль.

Оригинальная и самостоятельная сторона уголовных теорий, господствующих в аду, начинается с шестого круга. Этот круг заключает в себе еретиков, седьмой круг насильников, восьмой и девятый два вида обманщиков. Здесь у Данте, действительно, замечаются еще следы воззрений канонического и римского права, но они сведены до минимума, благодаря третьему принципу – принципу германского уголовного права. Каноническое право и христианская этика, несомненно, признали бы еретичество более тяжким грехом, чем убийство, лицемерие и измену против родных или императора.

Точно так же и римское право не знает проступка тяжелее того, который совершается относительно общего блага и государства, и почти сплошь не имеет другого мерила для преступления, кроме интереса государственного. Преступление против отдельного лица имеет для него второстепенное значение; измены оно не признает; насилие карается им лишь тогда, когда оно нарушило общественное спокойствие и безопасность. Словом, римское уголовное право не опирается на основу этического правового воззрения; германское же, напротив, всецело находит в нем опору.

Последнее почти не заботится о государстве и карает лишь преступления отдельных лиц, большею частью на основании нравственного мерила их наказуемости. Мотив преступления, способ его выполнения, стоят для него на первом плане, и чем возмутительнее они кажутся по национальным понятиям, тем строже наказываются.

Поэтому здесь самым тяжким, преступлением считается измена, так как ею нарушаются священнейшие узы, узы верности. Таким образом, коварнейшие и наиболее скрытые преступления карались немцами тяжелее всего. Менее тяжко каралось всякое явное насилие, которое не всегда даже казалось стоящим наказания.

С этим германским воззрением мы встречаемся в описании ада Данте. Насилие наказывается менее жестоко, чем обман, а из числа преступлений, основанных на лжи, всего тяжелее карается измена. Поэтому в ряду насильников мы находим всевозможных воров и обманщиков, если только их преступление сопровождалось открытым насилием: напротив, убийцы, бывшие вместе с тем и ворами, находятся не среди первых, а среди последних.


Данте «Ад»
Иллюстрация Гюстава Доре

Этих кратких разъяснений будет достаточно для того, чтобы доказать тождественность воззрений германцев и Данте. Быть может, представится вопрос, была ли эта тождественность случайною или в основе её коренится более глубокая связь? Как известно, благодаря лангобардам, германские правовые воззрения господствовали в свое время в значительной части Италии и далеко еще не всюду исчезли даже в тринадцатом столетии.

Поэтому Данте легко мог познакомиться с ними. Но подобному объяснению мы не придаем большого значения; здесь идет речь о внутреннем чувстве справедливости, которое не познается, не изучается внешним образом и может быть только, результатом общей организации, духовной сущности самого человека.

Необходимо поэтому указать на сродство природы Данте с германским характером, как он обнаруживается в самом правовом сознании этого народа и припомнить вместе с тем, насколько эти юридические воззрения поэта расходились с теми, который господствовали в современной ему Италии, в особенности в окружавшей поэта среде.

Неизвестно, было ли господствующее воззрение продуктом борьбы партий, но вполне достоверно, что именно измена была одною из наиболее отвратительных и распространенных язв итальянской жизни того времени и что она встречается во всех формах и при всех обстоятельствах, не сопровождаемая нигде нравственным сознанием права. Опираясь на этот факт, так и хочется назвать Данте скорее германской, чем романской натурой.

Специализирование грехов

При специализировании грехов второй и третьей категории Данте в своём описании снова приближается к римским и каноническим воззрениям, как например, при разборе обманщиков и ростовщиков, хотя и относительно последних определение сущности греха всецело опирается на самостоятельную этическую основу.


Данте «Ад»
Иллюстрация Гюстава Доре

Различные виды адских кар

Интересно рассмотреть различные виды адских кар. Они являются продолжением внутреннего состояния грешников на земле и исходят из положения: «Чем ты согрешил, тем должен быть и наказан». Это положение принималось почти всеми за руководящую норму. Немецкие «бичующиеся» (флагелланты), появившиеся немного позднее Данте, и желавшие пострадать за свои грехи еще на земле, сделали из этого положения принцип своего самобичевания.

Люди среднего темперамента в аду всего более страдают от сознания своего собственного ничтожества и своего удаления от людей добрых и злых; наказание некрещеных заключается лишь в безнадежных порывах, без всяких других мук. С людей же нецеломудренных, напротив, начинается тот вид истязаний, отличительную черту которого составляет его вечность. Они терзаются, обуреваемые чувственными вожделениями, и никогда не достигают покоя. Чревоугодники в Аду Данте погрязли в болоте, которое вследствие дождя, снега и града постоянно остается холодным и липким.

Скупцы и расточители, образуя два хора, в постоянном своем движении наталкиваются друг на друга, укоряют одни других в скупости и расточительности, и затем расстаются, чтобы снова сойтись. Гневные и недовольные находятся у Данте в горячем болоте Стикса, бьются всеми своими членами и рвут друг друга на части. Еретики лежат в аду в открытых пылающих гробах, которые после Страшного суда закроются на веки. Грешившие насилием относительно ближних погружены в горячий поток крови и варятся в нем; соответственно тягости их преступления, они помещены на большей или меньшей глубине.

Самоубийцы и игроки в описании Данте навеки лишены своей телесной оболочки и населяют в аду своими душами лес, полный колючих растений; после воскресения мертвых они принесут свои тела и повесят их на ветвях. Насильники, согрешившие против Бога, поражаются вечным огненным дождем; богохульники продолжают и тут хулить Бога и противиться ему. Содомиты у Данте постоянно спасаются бегством от низвергающегося на них пламени; ростовщики с трудом держат в руках свои мешки, отклоняя от себя огонь.

Обманщики, сводники и соблазнители идут в противоположном направлении, с безостановочной быстротой подгоняемые ударами бича, которыми наделяют их рогатые демоны. Льстецы и куртизанки сидят у Данте в яме, наполненной всякою нечистотой. Симонисты вонзились, головами вниз, в скалы, тогда как их ноги горят на огне, пылающем извне. Предсказатели шествуют в аду Данте, с лицами, повернутыми обратно; люди, доступные подкупу, и те, кто их подкупал, погрязают в озере черной смолы.

Притворщики едва влачат свои ноги, – они облечены в тяжелые монашеские рясы, которые снаружи кажутся золотыми, внутри же – свинцовые. Воры крадут друг у друга свое единственное достояние – свой человеческий облик. Злые, тайные советчики невидимы и скрыты пожирающим пламенем. Виновники раздоров, сект, и т. д. ходят с раздвоенными туловищами и разрозненными членами.

Фальшивые монетчики, извратители слов и т. д., клеветники и лжецы совершенно произвольно терзаются в аду дьяволами, так как и сами они не уважали закона при жизни. Изменники, люди, грешившие против правил общей и личной любви, находятся в ледяном озере, и те, что всего более ненавидели друг друга при жизни, всего теснее прижаты один к другому. Ниже всех находится в описании Данте воплощенный принцип зла, Люцифер, с тремя лицами.

В одном из этих образов он сокрушает Иуду, предавшего Христа, в двух же остальных – изменника делу империи. Люцифер – повелитель ада; все зло произошло от него и возвращается к нему. Поэтому-то у него три лица: одно темное, другое красное, третье наполовину желтое, наполовину белое.

В этом обстоятельстве по справедливости видели контраст с Троицей или даже связь с тремя главными видами караемых грехов.

Среди других частностей ада

Среди других частностей ада следует в особенности остановиться на употреблении мифологических представлений греков и римлян. Данте в своём описании ада почти всецело воспользовался ими и руководился в данном случае известным правилом средневекового христианства, которое видело в них не одно только создание фантазии, а лживое понимание реальных истин.

Поэтому-то в аду Данте языческие божества и герои снова восстают в образе демонов и имеют то же значение, как и превратившиеся в дьяволов, павшие ангелы. Поэт, не стесняясь, выводит Харона в качестве перевозчика, Миноса, как адского судью. Точно так же и всем остальным кругам Данте дает в представители мифологические образы, которые к тому уже имеют и соответствующий аллегорический смысл.

Пёс Цербер является в аду представителем круга чревоугодников; Плутон (в древности бывший богом не только подземного мира, но и богатства) – круга скупых и расточительных, Флегий – гневных. Три фурии являются, наряду с павшими ангелами, стражами настоящего адского города, где находятся люди, грешившие насилием и обманом. Минотавр предводительствует, в особенности, людьми грешившими насилием. Кентавры карают в аду тех, кто угнетал ближнего; гарпии, как символы укоров совести, терзают самоубийц.

Герион стал вождем круга обманщиков и остается скрытым, в то время, как остальные всегда видимы. Разница, замечаемая нами в употреблении, которое делает Данте из первоначально языческих и библейских демонов, заключается в том, что для наказания самых тяжких грешников, обманщиков, он пользуется только последними и выставляет их в гораздо худшем виде, чем первых.

Но даже помимо этого специального примера, Данте в своём описании ада всюду и всегда относится к мифологии, как к чему-то реальному, живому, и пользуется ею с той же свободою, с которою пользуется и другими историческими фактами и личностями.

Лучший и убедительнейший пример подобного отношения к делу представляет девятая песнь, где Данте влагает в уста ангела, спустившегося с неба для укрощения демонов: миф о нисхождении Геркулеса в подземный мир.


Данте «Ад»
Иллюстрация Гюстава Доре

Языческие представления

Подобное же употребление делает Данте и из языческого представления о Хроносе и адских реках, рассмотрением которого может завершиться картина ада и его строения. И здесь мы встречаемся с полнейшим синкретизмом языческих и библейских элементов. На острове Крите, где некогда властвовал Сатурн, стоит фигура старца.

Голова у него золотая, грудь и руки серебряные, нижняя часть живота из меди, все остальное железное, кроме правой ноги, созданной из обожженной глины. Спину он обратил к Дамиетте в Египте, лицо – к Риму. Все названные части тела, кроме головы, имеют трещины, из которых струятся слезы и, соединившись, текут в адскую пропасть. Там они, по описанию Данте, образуют четыре адские реки, Ахерон, Стикс, Флегетон и Коцит.

Ахерон составляет верхнюю границу ада. Между ним и Стиксом находятся грешившие невоздержностью. Стикс отделяет их от настоящего адского города, где наказуются еретики, обманщики и те, что грешили насилием; последние особенно окружены Флегетоном. В самое низшее пространство изливается Коцит и, замерзая, образует ледяное озеро, местопребывание изменников. Этот образ старца, очевидно, скомпонован Данте из языческого мифа о Хроносе и из сказания о видении Навуходоносора.

Данте делает из всего этого поистине оригинальное применение, которое еще раз озаряет новым светом уже знакомую нам, его систему. Образ старца в его описании обозначает собою государство, золото, серебро, медь, железо соответствуют известным четырем векам, глиняная правая нога означает испорченность текущего столетия, трещины – возрастающую греховность современности, слезы – горе и греховность, накопленные человечеством.

Они превращаются весьма остроумным способом в адские реки, омывающие различные виды грешников или же служащие, подобно Стиксу и Коциту, собственно для наказания их. Остров Крит выбран потому, что он служит колыбелью Юпитеру, всегда бывшему в глазах Данте символом справедливости, т. е. империи.

Старец устремись взоры к Риму, вокруг которого должно бы сосредоточиться все развитие истории; это было для него как бы зеркалом, потому что в нем отражалось, даже слишком ясно, его собственное распадение.

Разнороднейшие элементы

Итак, мы видим, что описание ада со всем, что в нем содержалось, составлено у Данте из разнороднейших элементов. Мы встречаемся здесь с влиянием Аристотеля и Фомы Аквинского, с воззрениями немецкого, канонического и римского права; с языческими мифами и верованиями, перемешанными с христианскими; с языческим подземным миром, превращенным отчасти в христианский ад, – причем всюду индивидуальность поэта творит вполне свободно в пределах догмата.

Сандро Боттичелли «Карта ада» («Круги ада»)

Творчество Сандро Боттичелли отмечено не только жизнеутверждающими мотивами «Весны». «Венеры и Марса» и «Рождения Венеры», но и мрачными, трагическими настроениями. Их наглядным примером служит рисунок «Карта Ада» (La mappa dell inferno).

Есть несколько прославленных иллюстрированных рукописей «Божественной комедии» Данте. Наиболее замечателен в этом отношении роскошный манускрипт, составленный по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи с великолепными рисунками Сандро Боттичелли. Серия рисунков Боттичелли осталась незавершенной, но даже и в таком виде она может быть признана вершиной искусства книжной иллюстрации итальянского кватроченто (XV века).

Особенно потрясают иллюстрации Боттичелли на тему Ада. «Карта Ада» Сандро Боттичелли – цветной рисунок на пергаменте с изображением девяти кругов адской бездны.

Данте описывал Ад как пропасть с девятью кругами, которые, в свою очередь, делятся на различные кольца. Боттичелли на своей «Карте Ада» представил царство грешников с такой тонкостью и точностью, что можно проследить отдельные остановки, которые, по сюжету «Божественной комедии», делали Данте и Вергилий, спускаясь к центру земли.

Ниже приведена ещё одна иллюстрация Сандро Боттичелли к «Божественной комедии». Это рисунок к Песни 18 Ада. Главные персонажи, Данте и Вергилий, изображены здесь несколько раз, как бы путешествующими по краю адской пропасти. Они выделяются своими трепетно сияющими одеждами. Следуя по теснинам Ада, они вначале видят мучимые бесами души сутенеров и соблазнителей, а потом доносчиков и проституток, которые обречены страдать ввергнутыми в грязь.


Сандро Боттичелли
Ад
Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Тут Боттичелли представляет Данте и его провожатого Вергилия в восьмом круге Ада, который состоит из десяти глубоких пропастей, где карают мошенников.


Сандро Боттичелли
Данте и Вергилий в восьмом круге Ада
Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

А здесь Боттичелли нарисовал древних гигантов, которые восстали против богов и были за это закованы в цепи. Они символизируют грубую силу природы, заключённую в адские бездны.


Сандро Боттичелли
Древние гиганты в Аду
Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

А это – иллюстрация к 34-й и последней песни «Ада» Данте: изображение трехголового Люцифера, который терзает трех величайших грешников человечества: Брута и Кассия – убийц Юлия Цезаря, и Иуду – предателя Христа.


Сандро Боттичелли
Люцифер, терзающий в Аду трёх величайших грешников человечества

Ад и его 9 кругов навели шороху, в свое время.

Эффект имеет силу и по сей день. Когда-то, великий фантазер и затейник Данте Алигьери сделал описание ада в своей «Божественной комедии». По его мнению, преисподняя являет собой 9 кругов. Чем ниже каждый круг, тем тяжелее грехи, которые совершил человек при жизни.

Сегодня для вас красочный путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии».

Теперь вы убедитесь, что в этом мире еще не все так плохо ☺

1 КРУГ АДА — ЛИМБ.

Стражем его является никто иной как ХАРОН.

Суровый, угрюмый и принципиальный дедушка. Он перевозил души усопших через речку СТИКС. Исполняя свои обязанности четко и конкретно. Причем назад, ни при каких условиях, никого не вывозил. Души в этом кругу терзаются наказанием «безбольная скорбь». В основном, представители первого круга ада – младенцы, которых не крестили и добродетельные нехристиане. То бишь это просто хорошие люди, которые не совсем слушались церковь.

В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, - все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.

2 КРУГ АДА — ПОХОТЬ.


Охраняет это место МИНОС — несговорчивый, справедливый судья проклятых и отец Минотавра, который распределяет души по кругам.

При жизни, царь Минос был великий любитель женщин, но и правитель был неплохой. Он написал законы для всех критян (остров Крит). Получил он эти записи от самого Зевса, в пещере. А как же еще?=)

Так вот, правит Минос на втором кругу и судит души усопших. Вместе с ним проводят вечность сладострастники. То бишь, все прелюбодеи, блудницы и просто люди, которые проявляли излишний пыл в постели. 2 круг ада наказывает этих негодников кручением, истязанием бурей и ударами душ о скалы.

3 КРУГ АДА — ЧРЕВОУГОДИЕ


Охраняет этот круг ЦЕРБЕР, причем охраняет выход из мира мертвых, а не вход, как многие думают.

В общем, Цербер, на самом деле, прекрасная трехглавая собачка, у которой вместо хвоста ядовитая змея. Головы очень похожи на те, что носит его мама — Ехидна. Некоторые склонны считать, что у него 50 голов или даже сотня.

Убил этого красавца — Геракл.

3 круг ада населен несчастными чревоугодниками, обжорами и даже гурманами! Самый известный, благодаря Данте Алигьери — Чакко. Этот обжорка обитает во смрадном болоте, на него постоянно льет холодный дождь.

В общем, на третьем кругу ада, все подвергаются наказанию — гниение. Разлагаются там под палящим солнцем и проливным дождем.

4 КРУГ АДА — СКУПОСТЬ (ЖАДНОСТЬ).


Властвует там ПЛУТОС.

В греческой мифологии известен как бог богатства. Чаще всего, при изображении Плутоса, ему приписывали рог изобилия.

Зато Данте описал его в своей «Божественной Комедии» как звероподобного демона.

В 4 круге ада томятся скупцы, жадины и расточительные личности, неспособные совершать адекватные траты. Наказание им не столь мерзкое, как на третьем кругу, но более «тяжелое».

Они перетаскивают, с одного места на другое, огромные тяжести и, если они каким-то образом сталкиваются друг с другом, сразу же начинают яростный бой.

5 КРУГ АДА — ГНЕВ и ЛЕНЬ


Довольно таки мрачное и угрюмое место, охраняемое самим сыном АРЕСА (бога войны). Зовут сынишку его – ФЛЕГИЙ.

Чтобы попасть на 5 круг ада нужно быть очень гневным, ленивым или унылым. А лучше все сразу!

Пошел — убил кучу народу, поленился убирать трупы и загрустил=))

Так вот, на пятом кругу ада происходит вечная драка. Место драки – болото СТИКС. Самое мрачное в той реке — дно. Оно состоит из тех, кто унывал и скучал, при жизни.

Так что — улыбайтесь постоянно, мало ли..

6 КРУГ АДА — СТЕНЫ ГОРОДА ДИТА.


Это стены города ДИТА (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства, он же Орк). Да, все это имена подземного бога, в честь которого город и назвали.

Охраняют 6 круг ада – ФУРИИ. Сварливые, жестокие и очень злые женщины.

Поговаривают, что фурии появились в следствие самого первого преступления — Кронос ранил своего папашку Урана, капли его крови, упавшие на землю, дали рождение этим злюкам.

Глумятся фурии над еретиками и лжеучителями.

Наказание на 6 кругу ада — существование в виде призраков, в раскаленных докрасна могилах.

Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью.

7 КРУГ АДА — ГОРОД ДИТ. Он разделен на три пояса. Основные обитатели – люди, которые совершали насилие. Но в каждом поясе живут различные виды насильников:


1 ПОЯС носит название ФЛАГЕТОН.

Те, кто совершал насилие над ближним своим, над его материальными ценностями и достоянием. Так что, тираны, разбойники и грабители проводят свое время именно на первом поясе. Парни кипят во рву из раскаленной крови, а если кто вынырнет – в него стреляют КЕНТАВРЫ.

Кстати, по мнению Данте Алигьери и его «Божественной Комедии», Македонский и тиран Дионисий именно там и плавают, плескаясь в теплых волнах крови своих жертв.

2 ПОЯС – это ЛЕС САМОУБИЙЦ.


Томятся там совершившие насилие над собою, они превращены в деревья и их рвут на клочки ГАРПИИ (дочери морского божества Тавманта).

Известны тем, что внезапно появляются и похищают человеческих детей и души людей. Также те, кто бессмысленно распоряжался своим состоянием — азартные игроки и им подобные.

Транжир и азартных игроков истязают гончие псы.

3 ПОЯС – ГОРЮЧИЕ ПЕСКИ.

Там проводят свое время богохульники, совершившие насилие над божествами. Так же те, кто проявил насилие против своего естества (садомиты), а так же искусства (лихоимство).

Наказанием служит пребывание в абсолютно бесплодной пустыне, небо которой капает на головы несчастных огненным дождем.

Охраняет томящихся на 7 кругу ада и его поясах – МИНОТАВР.

Существо, которое получилось после извращенной связи жены царя Миноса – Пасифаи и быка, подаренного Посейдоном.

Пасифая совокуплялась с быком, прельщая его тем, что ложилась в деревянный макет коровы, сделанный Дедалом (выдающийся художник и инженер, построивший лабиринт на острове Крит).

8 КРУГ АДА — ЗЛОПАЗУХИ, ЗЛЫЕ ЩЕЛИ.


Круг состоит из 10 рвов. И это самый, мать его, популярный из всех кругов!

Так же он носит название ЗЛЫЕ ЩЕЛИ или ЗЛОПАЗУХИ.

Стражником 8 круга ада является ГЕРИОН – великан с шестью руками, шестью ногами и крыльями. Этот монстр состоял из трех человеческих тел.

Убил его, никто иной как, Геракл!

В Злых Щелях несут свою нелегкую судьбу обманщики. А теперь, о видах пыток и казней в каждом из 10 рвов:

1 РОВ.


Сидят там обольстители и сводники. Все эти грешники идут двумя колоннами, на встречу друг другу. Их постоянно истязают бесы-погонщики.

2 РОВ.

Наполнен льстецами. Погрязшие в зловонные испражнения, они коротают свое время.

Как будто, смотря телевизор и сидя в интернете днями-ночами, мы не уподоблены этим несчастным.

3 РОВ.


8 круг ада, как считает Данте Алигьери и его «Божественная Комедия», занят высокопоставленными духовными лицами, которые торговали должностями церкви.

Они же — симонисты. Симонисты получили свое определение благодаря попытке иудея Симона купить дар творить чудеса у Апостола Петра и апостола Иоанна.

Наказанием для них служит заточение туловища в скалу, головою вниз. По ступням симонистов струиться раскаленная лава.

4 РОВ.


о краев заполнен звездочетами, колдуньями, гадателями и прорицателями.

Их головы вывернуты на 180 градусов (в сторону спины).

В 5 РВЕ


развлекаются бесы-загребалы. Они варят в смоле взяточников, а тех, кто высунется, протыкают баграми. Так что, если Вы «грязный» политик, тренируйтесь не дышать под смолой как можно дольше уже при жизни;)

6 РОВ


заполнен закованными в свинцовые мантии лицемерами.

7 РОВ


– воры, которых вновь и вновь убивают ядовитые гады земные.

8 РОВ


9 РОВ


– пристанище зачинщиков раздора. Они подвергаются вечным пыткам – потрошением.

10 РОВ


– лжесвидетели, фальшивомонетчики, поддельщики металла и слов.

Люди, проводившие с металлом – очень вялые, но при этом больны жуткой чесоткой. Лжесвидетели в аду бегают обуреваемые яростью и кусают всех, кого встретят.

Фальшивомонетчики изуродованы водянкой и умирают (но не до конца).

Поддельщики слов же изнемогают от лихорадки и головной боли.

9 КРУГ АДА ДАНТЕ.


Самый зловещий и тем самым наиболее привлекательный. Имя ему – ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ПОЯС КАИНА, СЕРЕДИНА, ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ, ПОЯС ДЖУДЕККА И ЛЕДЯНОЕ ОЗЕРО КОЦИТ.

Среди самых известных селебрети, которые там проводят вечность: БРУТ, ИУДА ИСКАРИОТ и КАССИЙ.

9 круг ада охраняют суровые стражи. Гиганты по имени ЭФИАЛЬТ, АНТЕЙ, БРИАРЕЙ И ЛЮЦИФЕР.

ПОЯС КАИНА — Предатели родных.


КАИН в западно-семитской и библейской мифологии

1) старший сын Адама и Евы,

2) сын ангела Самаэля и Евы, или

3) сын лукавого (дьявола) и Евы, в общем самый-самый первый рождённый на Земле человек.

Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии.

А также Каин — братоубийца.

ПОЯС АНТЕНОРА — Предатели Родины и единомышленников.

АНТЕНОР- в древнегреческой мифологии троянец, друг и советник Приама, муж Феано (Теано), дочери фракийского царя Киссея. Антенор сам является изменником по послегомеровскому преданию.

ПОЯС ТОЛОМЕЯ — Предатели друзей и сотрапезников.

Свое название этот круг получил от имени Птолемея, наместника в Иерихоне, который, пригласив к себе своего тестя, князя-первосвященника Иудеи, и двух его сыновей, вероломно убил их на пиру.

ПОЯС ДЖУДЕККА

является последним кругом, а точнее центральным кругом ада. Пояс назван Джудеккой по имени апостола Иуды, который предал Христа.

Посередине Джудекки (по-другому в ЦЕНРЕ ВСЕЛЕННОЙ, вмёрзший голенями в льдину ЛЮЦИФЕР терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).

А теперь немного о замечательных стражах 9го круга ада:

БРИАРЕЙ

— полубык-полузмея или гигант с 100 рук и 50 головами. Оборонялся 100 щитов от молний самого Зевса.

ЭФИАЛЬТ


— просто агрессивный и обладающий немеренной физической силой гигант. Известен тем, что просил руки самой Афины. Хотя, некоторые считают, что к Гере. Но какая разница, кто его опозорил? Ведь не та ни другая не были замечены в интимной связи с Эфиальтом.

АНТЕЙ

— сын Геи и Посейдона.

Антей получал невероятную силу, соприкасаясь с землей. А земля и есть его мать, по имени Гея.

Он является царем Ливии. Любил этот гигант, при жизни, драться со всеми путниками и всех их побеждал. Даже выложил целый храм из черепов проигравших.

Победил его, кто бы Вы думали, ГЕРАКЛ!

Этот хитрожопый сын Зевса оторвал несчастного, любителя черечерепных строений, от земли, а потом задушил или сломал хребет.

Кстати, поговаривают, что Геракл сделал жизнь в Ливии лучше.

ЛЮЦИФЕР, а также ДЕННИЦА.


Между прочим, с латинского Люцифер не что иное как светоносный.

Когда-то этот «светоносец» был ангелом. Как говорят, он возгордился и захотел занять престол Бога.

Ну и там завязалась взаимная ненависть, Люцифер стал таким, каким мы его знаем сейчас, после чего его и изгнали из рая. Таким образом он оказался в аду.

А что касается 9 круга ада, так Данте в деталях описывает князя тьмы Люцифера: у того три пасти, в каждой из которых мучаются величайшие предатели в истории, а именно Иуда, Брут и Кассий. VIP места, так сказать.

На 9 круг ада обречены предатели. Самый коварный грех, по мнению Данте Алигьери. Все возможные виды предавших, томятся там. Предатели Родины, предатели родных людей, друзья-предатели и так далее. Все они вмерзли в лед по шею, а их предательские лица обращены к низу. Они испытывают вечные муки холодом.

Вот и все 9 кругов ада Данте Алигьери.


Надеюсь, Вы получили некоторые знания. Но я спешу напомнить о том, что это не ложь, это сугубо католическое представление про ад. Так что, если это и есть знания, то только в области художественной литературы, от которой Вы засыпали на уроках и парах, при этом запомнить ее даже не стараясь.

Не все, конечно, но все же..