Чему должен учиться ребенок у себя дома. Почему ребенок должен помогать с домашними делами


Игрушки, разбросанные по всему дому, гора немытой посуды на столе, детская одежда, которая вываливается из шкафа, – постоянно убирать за ребенком иногда не хватает ни времени, ни желания. Что делать? Как приучить его помогать по дому и с чего начать? Настройтесь на положительный результат и не ждите быстрой отдачи – вот первое, что нужно запомнить.

Начинаем приучать ребенка к домашним делам

Уже в 2 года малыш в состоянии помогать маме по дому. Конечно же, это нельзя назвать серьезной помощью, но мелкие поручения ему выполнить вполне под силу. Именно в этом возрасте маленький человек начинает проявлять желание быть самостоятельным и осознает себя. Итак, какие дела можно доверить ребенку?

2-4 года

В возрасте 2-4 лет малыш может выполнять любые элементарные задачи: принести маме ложку, книгу, кошелек и пр. Предметы обязательно должны быть чистыми и легкими. То, что имеет большой вес, можно принести вдвоем.

В этом возрасте ребенку нужно позволять самостоятельно снимать и надевать какие-либо вещи (то, что проще, — штанишки, трусики, кофточку). Мама должна показать малышу, где лежит его одежда, чтобы он убирал ее на место.

Если кроха видит, как папа и мама самостоятельно выполняют домашнюю работу, в будущем его проще будет приучить к труду, ведь он станет подражать своим родителям.

4-5 лет

В этом возрасте восприятие ребенка активно совершенствуется: он уже может выполнять и более сложные просьбы (сложить вещи в корзину, разложить игрушки по местам и т.д.). Теперь можно приучать малыша помогать родителям во время уборки. Он может вытирать пыль в легкодоступных местах, накрывать на стол, раскладывать вещи.

Главное – показать ребенку, что вы цените его помощь и благодарны ему.

5 лет и старше

Это отличный возраст, чтобы приучить свое чадо теперь уже регулярно наводить порядок, а не только помогать родителям раз в неделю проводить уборку в доме.

На ребенка можно возложить такие обязанности:

  • ежедневная уборка кровати;
  • раскладывание игрушек по местам;
  • развешивание одежды на стульчике или в шкафу;
  • уход за растениями в своей комнате;
  • сбор вещей в детский сад или школу.

Помните о том, что начать никогда не поздно.

Если ребенку 4, 5 или даже 8 лет, но он еще ни разу не помогал наводить порядок в доме, можно начать сейчас! В жизни это ему точно пригодится. Помните, лучше все-таки поздно, чем никогда.

Легче всего приучить детей убираться в комнате в форме веселой игры. Так они лучше воспринимают сложную информацию и учатся чему-то новому. Пока мама готовит кушать, дочка может приготовить еду для кукол на своей игрушечной кухне или «пропылесосить» комнату детским пылесосом. Пока папа занимается устранением поломки, сын может «помогать» ему с детским набором инструментов.

К работе по дому тоже можно относиться, как к игре. Устройте соревнования: кто быстрее уберет всю одежду в шкаф, кто больше игрушек сложит в корзину или больше посуды вымоет за неделю? Победа в таком конкурсе станет прекрасным стимулом для ребенка. Некоторых детей также впечатляют истории о том, что их любимый мишка или кукла могут обидеться, если их бросить на полу и не убрать в корзину. А они ведь могут уйти, подговорив и другие игрушки!

Приучаем постепенно и не наказываем трудом!

К делам по дому лучше всего приучать постепенно, причем ругать, если что-то не получилось, нельзя! Иначе потом договориться с чадом, чтобы он сделал что-то из домашней работы, будет весьма сложно. После серьезной критики и из-за боязни допустить новые ошибки дети могут даже замкнуться в себе.

Зону ответственности тоже желательно формировать постепенно. Например, вы доверили ребенку вымыть холодильник снаружи. Скажите ему, что он справился с этим просто отлично, поблагодарите за труд и спросите, не хочет ли он вымыть его теперь и внутри?

Со временем можно закрепить за ребенком сразу несколько дел, которые будет выполнять только он. Это может быть полив растений, вытирание пыли из книжных полок в гостиной и т.п. Этот момент очень важный! Ребенок чувствует себя взрослым (ему доверили серьезную работу!) и начинает привыкать к тому, что есть дела, которые постоянно требуют его участия и выполнения.

Домашняя работа не может быть наказанием! Убирать кровать, раскладывать игрушки по местам, мыть посуду нужно всегда, независимо от того, плохо или хорошо вел себя ребенок сегодня. Система наказаний и поощрений быстро вырабатывает у большинства детей определенные привычки – избавиться от них порой очень сложно.

Ловим момент

Если вы видите, что момент настал, – ребенок проявляет инициативу, горит желанием помогать маме – важно не упустить его. Даже в год малыш может возить тряпкой по полу и это доставит ему массу удовольствия. Двухлетний кроха с удовольствием вытрет пыль («как мама!»), а трехлетний – польет цветы.

Пока ребенок сам хочет участвовать в процессе, нужно поощрять это! Постоянно отказывая и запрещая, можно отбить у малыша любое желание помогать. Он решит, что уборка является привилегией взрослых, с которой детям справиться не под силу. В данном случае поддерживать – основная задача родителей.

Показываем на собственном примере

Если вы не убираете посуду со стола после ужина, разбрасываете собственную одежду по комнате, не застилаете по утрам постель, не ждите, что ребенок будет аккуратным и трудолюбивым. Дети подражают своим родителям, поэтому, приучая их к порядку, нужно не забывать о двойных стандартах и не позволять им проявляться в вашей семье. Просите малыша убрать за собой? Тогда покажите ему положительный пример!

Чаще всего дети не воспринимают серьезные беседы на тему «ты должен» и «так надо». Воспитание ребенка нужно строить на личном примере и многократном повторении одних и тех же действий: вместе с ним раскладывать игрушки и вещи, мыть посуду, убираться в доме и обязательно хвалить за его достижения. Так как малыш еще неуверенно чувствует себя в этом мире, он остро нуждается в одобрении родных людей.

Не заставляем и не доделываем работу за ребенка

Если малыш по какой-либо причине не хочет выполнять работу по дому, не стоит его заставлять. Однако необходимо донести до ребенка доступным языком, что вы действительно цените его помощь. Если он все-таки выполнил важные задачи, обязательно нужно похвалить его. Это очень важно. Позиция в виде «само собой разумеется» может отнять у малыша желание помогать взрослым.

Доделывать работу за ребенка нельзя!

Он должен лично довести дело до конца, иначе малыш с детства будет знать, что можно начать выполнять любую задачу и бросить ее, не закончив.

  1. Хвалите и еще раз хвалите. Похвала должна быть содержательной и конкретной, причем нужно всегда находить нужные слова, так как просто «молодец!» сказать недостаточно. Помните, что во всем нужно знать меру. Незаслуженная или частая похвала может привести к повышенной потребности ребенка в одобрении, признании и восхищении.
  2. Не критикуйте. Малыш плохо выполнил свою работу? Не стоит набрасываться на него с критикой, причем даже в шутку делать это нежелательно. Лучше всего спокойным тоном объясните, что он сделал не так, и расскажите, как это можно исправить. В противном случае убьете искреннее желание вам помогать. Наберитесь терпения, даже у взрослых не все сразу получается.
  3. Не перегружайте ребенка. Впадая в крайности, вы либо совсем не приучите ребенка к помощи по дому, ограничив его от всех дел, либо лишите его детства, серьезно нагрузив работой. Не лишайте малыша возможности заниматься его любимыми делами.
  4. Не назначайте денежных вознаграждений за помощь по дому. Домашние обязанности не являются предметом торга, это такая же часть жизни ребенка, как игры, учеба, общение с друзьями и т.д.
  5. Не требуйте и не приказывайте. Фразы по типу «я хочу, чтобы это было сделано сейчас же!» лучше заменить короткими и нейтральными предложениями, к примеру, «нужно убрать в комнате», «помой посуду, пожалуйста». И не забывайте благодарить.

«Не хочу и не буду!» Что делать?

У каждого ребенка свой характер: одних и приучать к работе по дому не нужно, они все делают без напоминаний, с другими приходится трудиться долго и нудно, чтобы добиться хоть каких-то результатов. Что делать, если ребенок – «нехочуха»?

Не паникуйте – это первое. Не ищите проблем там, где их точно нет, — это второе. А третье — никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Если добиться положительных результатов, даже используя все выше написанные советы, не удалось, лучше всего посетить детского психолога. Он поможет найти правильное решение конкретно взятой проблемы.

Приучить ребенка помогать по дому зачастую непросто. Однако вместо того, чтобы постоянно делать все самостоятельно («ведь так быстрее и проще!»), стоит запастись терпением и выполнять все домашние дела вместе с малышом. Вскоре ему можно будет доверить и более серьезные дела.

Итак, что нужно запомнить:

  • поощрять инициативу ребенка;
  • помогать малышу выполнять сложные действия, учить, как правильно, но не доделывать за него его работу;
  • не платить за труд;
  • обязательно благодарить за выполненную работу;
  • не приказывать, а просить выполнить определенные задачи;
  • адекватно оценивать возможности ребенка;
  • не критиковать, не ругать и не наказывать домашней работой за проделки;
  • показывать положительный пример.

И не откладывайте все это на будущее, думая, что ваш малыш еще слишком мал. Начинайте прямо сегодня – дети зачастую более способные, чем мы думаем. Вскоре ваш ребенок станет для вас настоящим помощником по дому!

Интересное на сайте

Расскажи друзьям!

Мама - любимая, родная и самая лучшая, один из самых близких людей для каждого из нас. Кто, как не мама, искренне порадуется нашим успехам или поможет справиться с бедой? Мама любит нас сильной материнской любовью и принимает нас такими, какие мы есть на самом деле. Чем же мы можем отплатить своим мамам, помимо ответной любви? Мы можем помочь своим мамам, сделать их жизнь легче, счастливей и интереснее. Давайте подумаем о том, как помочь маме.

Помощь дочери

Дочка - самая любимая мамина девочка. Любая хорошая мама мечтает о том, чтобы вырастить из своей дочери достойную женщину, красивую и душой, и телом, добрую сердцем.

Видели ли Вы, как сильно устает мама, когда старается поддерживать дома чистоту и уют, всегда кормить всю семью вкусной едой, при этом днями пропадает на работе? Взрослая девочка может облегчить маме ее домашний труд. Как помочь маме по дому? Поддерживай дома чистоту. Не поленись лишний раз, без маминых просьб и напоминаний, протереть пыль и помыть полы, сполоснуть посуду и полить цветы, сходить в магазин и погулять с собакой. Особо сильного труда и умений это не требует, зато поможешь маме управиться с бытовыми делами и освободишь ей несколько часов для отдыха.

В будущем начинай помогать маме готовить еду. Сначала можно просто наблюдать, как мама готовит, спрашивать у нее рецепты блюд, затем учиться готовить самой. Кстати, это очень полезно для тебя в том числе, ведь не вечно же ты будешь жить с мамой, придет время создавать свою семью и готовить уже для нее. Когда освоишь несколько рецептов, можно хотя бы иногда освобождать маму от вечерних хлопот и готовить ужин к ее приходу с работы. Мама будет очень довольна и горда тобой!

Не секрет, что мама очень переживает за своих детей, о том, какими они растут, какими они становятся. Ты можешь очень помочь своей маме, сделать ее спокойнее и радостней, если будешь расти благоразумной и хорошей девочкой. Старайся хорошо учиться, не грубить и не ругаться с мамой, особенно по мелочам, будь приветлива и добра, внимательна по отношению к маме. Если мама пришла домой грустная и понурая, помоги ей отдохнуть и расслабиться. Например, сделай для нее расслабляющую ванну, свари вкусный кофе и предложи вместе посмотреть веселую комедию.

Взрослая дочь может стать маме доброй подругой. Не всегда в суете дней взрослой женщине удается общаться с подругами, многие из них так же заняты своими семьями, да и дружба с некоторыми просто исчезает. Может быть, твоя мама чувствует тебя одинокой? Если ты так считаешь, то срочно исправляй положение, постарайся сблизиться с мамой, найти с ней общий язык, по-настоящему подружиться, общаться с ней, давать советы и учиться самой у мамы.

Если мама уже пожилая и живет на одну пенсию, не скупись для нее на хорошие подарки, особенно если это в твоих силах. У мамы уже руки опухли от стирки или она устала мыть посуду? Накопи немного денег и подари своей мамочке стиральную или посудомоечную машину, необязательно самую дорогую, можно и подешевле, главное, чтобы хорошо работала и ею было легко управлять. Мама вырастила тебя, вкладывала в тебя свои силы и средства, так почему бы не помочь ей немного, когда она уже старенькая, а ты на самом пике карьеры?

Помощь сына

Сын - это мамин защитник, мамина гордость, самый любимый мальчик на свете. Как помочь маме, если ты сын? Если девочка помогает маме в уборке и приготовлении блюд, то сыну можно поручить чисто мужские дела: помочь донести тяжелые сумки из магазина, что-то починить, смастерить. Да, и мальчику, несмотря на то, что он представитель мужского рода, не зазорно и посуду помыть, и в комнате своей навести порядок. Старайся помогать маме в домашних делах, особенно если ты уже достаточно взрослый и требуется мужская сила для того, чтобы что-либо сделать дома.

Мама боится за своего сына в том плане, что он может попасть в плохую компанию, пойти по неверному пути, увлечься наркотиками и алкоголем. А как переживают мамы, когда их сыновей забирают в армию! Осознай,пожалуйста, что любящая мама всегда беспокоится о тебе, и даже твой приход с гулянки в выходные позже назначенного времени может довести ее до истерики. Как ты можешь помочь своей маме? Береги и уважай ее чувства, прислушивайся к маминому мнению. Если возникают конфликты, не спеши спорить, ссориться и огрызаться. Послушай, что тебе говорит мама, почему она так думает. Объясни ей свою точку зрения, найдите общее решение, которое подойдет обоим. Когда уходишь надолго и тем более на ночь, обязательно предупреди маму, уверь ее в том, что с тобой все будет хорошо, и всегда будь на связи.

Бывает, что мама в свой адрес слышит мало комплиментов, ей редко делают приятные сюрпризы. Как помочь маме? Знаешь, как ты поможешь своей маме вновь почувствовать себя счастливой и нужной кому-либо, если однажды просто так, без повода придешь домой с букетом цветов, подаришь их мамочке и скажешь, как ты ее любишь, и как много она для тебя значит! Особенно приятно, когда подобные поступки совершает сын. Дари маме цветы или приятные мелочи просто так, а не только в День рождения.

Ну, и конечно, сын должен быть не только помощником маме, но и защитником. Никому не позволяй обижать маму, даже папе. Если видишь или чувствуешь, что кто-то ведет себя несправедливо по отношению к маме, заступись за нее, помоги ей в сложной ситуации.

Дети - это мамино счастье, это большая радость в жизни. Хорошие дети помогают маме своими добрыми делами как по дому, так и просто по жизни, почаще говорят, как они любят свою маму, как дорожат ею, готовы помочь в трудной ситуации советом и делом. Любите своих мам и делайте для них все то хорошее, что можете сделать!

Детский психолог

Некоторые сегодняшние мамы и папы убеждены, что домашние обязанности лишают любимое чадо счастливого детства, поэтому сами потихоньку складывают раскиданные игрушки, вещи, книги, даже не задумываясь над тем, как приучить ребенка помогать по дому.

И всё же подобный подход в корне неверен. Домашние хлопоты приносят большую пользу не только родителям, но и самим детям. Ребятишки в раннем возрасте, помогая взрослым, ощущают себя полноценными членами семьи, гордятся собственными возможностями, учатся работать в команде.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • Больше общайтесь с ребёнком , отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни.
  • Перестаньте ругать ребёнка по любому поводу . Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности.
  • Если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите . Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения.
  • Обязательно хвалите даже за самую малую помощь . Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Здравствуйте, я — Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Малыш пытается помочь маме на кухне, а в ответ слышит: «Не мешай!» Конечно, маму можно понять – сделать самой быстрее и проще, да и можно ли всерьез воспринимать помощь двух-трехлетнего ребенка? Иногда просто не хватает терпения подождать, пока он сам поест, оденется или сложит игрушки. Намного легче накормить, одеть, прибраться в детской комнате за несколько минут – и включить любимый сериал…

На первый взгляд, во всем этом нет ничего плохого. «Пусть играет, смотрит мультики, занимается своими детскими делами – ведь он еще маленький!» – говорит такая мама. Через несколько лет она безмерно удивится, услышав в ответ на просьбу о помощи: «Отстань! Не видишь, я играю!» Почему же так получается?

После трех уже поздно

Зачатки самостоятельности проявляются даже у годовалого крохи – в тот момент, когда он отпускает мамин палец и делает первые самостоятельные шаги. Психологи считают, что с двухлетнего возраста ребенок начинает осознавать себя как личность и именно в это время лучше всего прививать ему азы самообслуживания. А также потихоньку вовлекать в совместную деятельность, тем более что сам он обычно к этому стремится, старательно копируя различные действия родителей. Главное в такие моменты – проявить максимум терпения и понимания.

Вы же не хотите вырастить лентяя и оболтуса, который хочет только жить на всем готовом? Вот и начинайте как можно раньше воспитывать в ребенке самостоятельность и трудолюбие. Эти важные навыки вырабатываются прежде всего в процессе совместной деятельности, так что не отмахивайтесь от малыша во время генеральной уборки – лучше дайте ему в руки веник или щетку, и пусть метет сколько душе угодно!

Постепенно, по мере взросления ребенка, ему можно будет поручать выполнение несложных заданий. Разумеется, под Вашим присмотром. Не забывайте благодарить кроху за помощь, даже если порой от его помощи больше вреда, чем пользы.

Как можно раньше приучайте ребенка наводить порядок на своей территории, в дальнейшем это здорово облегчит Вам жизнь. Поначалу можно вместе с ним собирать игрушки, но объясняйте, что совсем скоро он должен будет собирать их самостоятельно.

Помните, что нужно стремиться к тому, чтобы ребенок воспринимал выполнение домашних обязанностей как нечто естественное, само собой разумеющееся. Тогда в более старшем возрасте он будет полноправным помощником, которому можно доверить что-то серьезное.

От простого – к сложному

Маленького ребенка особенно легко воспитать личным примером. Пусть застилает свою постель в то время, как Вы застилаете свою. Сортирует вместе с Вами белье после стирки, моет свою тарелку после еды (потому что мама и папа так делают), раскладывает по полочкам одежду и посуду. Если вдруг что-то делать не хочется – заставлять не надо. Но в любой ситуации старайтесь донести до ребенка мысль, что Вы действительно цените его помощь в домашних делах.

Несколько практических советов по воспитанию трудолюбивых мальчиков и девочек

  1. Гордитесь тем, что ребенок проявляет инициативу. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его. Похвала должна быть конкретной, содержательной и за дело, иначе она обесценивается. Находите нужные слова, постоянно говорить «молодец!» не достаточно. Не забывайте лишний раз напомнить, что Вы на него рассчитываете и воспринимаете всерьез («ты моя помощница, что бы я без тебя делала?», «какой же ты молодец, сынок – совсем как папа!»). Но во всем нужна мера, частая и незаслуженная похвала может привести к возникновению гипертрофированной потребности у ребенка в признании, одобрении и восхищении.
  2. Не критикуйте качество выполненной работы даже в шутку – всегда можно объяснить, что сделано не так, и попросить переделать. Необходимо набраться терпения, редко кто умеет с первого раза сделать все как надо. И ребенок тоже научится, только нельзя необдуманными словами убивать желание делать и помогать родителям.
  3. Избегайте крайностей. Не стоит слишком сильно нагружать ребенка. Это касается не только помощи по дому – помните, что у ребенка должно быть детство, не лишайте его возможности заниматься тем, что ему самому нравится (даже если лично Вам это кажется бессмысленным и странным).
  4. Все дети разные, и вполне может случиться так, что Ваш малыш окажется равнодушен к домашним делам и все попытки приучить его к труду встретит в штыки.Что делать в этом случае? Прежде всего – не паниковать! Не искать проблем там, где их нет, не сравнивать своего ребенка с другими детьми. А вот посетить детского психолога будет полезно – особенно если Вы очень занятой человек, рано вышли на работу и оставили своего малыша на попечении бабушки или няни.
  5. Больше общайтесь с ребенком. При этом не забывайте, что общение – процесс двусторонний. Не стоит уподобляться полководцу, раздающему приказы направо и налево – даже если у Вас очень покладистый и неконфликтный ребенок. Дети все любят делать вместе с мамой или папой, используйте это.
  6. Воздержитесь от соблазна назначить финансовое вознаграждение за помощь по дому. Домашние обязанности – не предмет торга, а такая же часть жизни ребенка, как и любая другая (учеба, игры, занятия спортом, общение с друзьями, просмотр мультфильмов и телепередач). Именно так к этому и нужно относиться, избегая фраз вроде «я хочу, чтобы ты сделал то-то и то-то». Замените их на нейтральные: «нужно убрать в коридоре», «полей цветы, пожалуйста», «вечером покорми рыбок». Постепенно ребенок привыкнет к определенному кругу своих обязанностей и вопрос о необходимости вознаграждения отпадет сам собой.

Две важных оговорки

Я не люблю домашнее хозяйство как таковое (кроме приготовления еды, в нём я нахожу свою прелесть). Оно по умолчанию кажется мне бессмысленной тратой времени и сил, и я с радостью его делегировала бы при первой возможности. Если бы у меня было очень много денег и неограниченная возможность общаться с людьми, я бы вообще жила с прислугой.

Для меня успех приучения детей к домашнему хозяйству — это умение сделать так, чтобы домашние обязанности превращались в совместное времяпрепровождение, которое можно засчитать за «время с ребенком» и по итогам которого ребенок чему-то учится.

Моя схема

Практически всегда домашние дела я делала вместе с ребенком, где-то с года малыш может начинать участвовать. Каждый вид деятельности я отнесла к одной из трех групп:

  1. ребенок не может делать это;
  2. ребенок может делать какие-то элементы мне в помощь;
  3. ребенок может делать это сам — под моим надзором или без.

Каждый раз, когда вставала очередная задача, я определяла, по какому варианту я иду:

А) буду добиваться, чтобы он это делал или присутствовал рядом, и рассчитываю на это;
Б) не буду добиваться — перехочет или мне надоест, и ребенок пойдет заниматься своими делами.

Каждый раз перед началом домашнего дела я проговаривала вслух для себя и ребенка, что нужно сделать, и определяла, к какой группе (1, 2 или 3) мероприятие отнести и по какому варианту (А или Б) мы пойдем.

Мои примеры для разных возрастов — исходя из опыта с дочкой 13 лет, годовалыми двойняшками, а также детьми моих друзей и знакомых, с которыми мне довелось вести совместное хозяйство.


Ребенку 1-1,5 года:

  • Сейчас я буду готовить еду, а ты сиди в креслице и смотри, встанешь и пойдешь играть, когда я закончу (вариант 1А).
  • Это мусор, выброси его в ведро (вариант 3А).
  • Будем разбирать посудомойку, хочешь — возьми половник и положи его на стол (вариант 2Б).

Ребенку 2-3 года:

  • Сейчас я буду мыть пол, вот тебе тряпочка, если хочешь — протирай за мной, чтобы было посуше, надоест — иди играй (вариант 2Б).
  • Будем мыть посуду, твоя задача — споласкивать чашки, я тебе буду приносить их в ванную в красной миске, а ты — споласкивать и класть в зеленую (вариант 2А).
  • Ты пролил свою воду, это нехорошо. Надо вытереть, иди возьми швабру и вытри (вариант 3А).

Ребенку 5-6 лет:

  • У нас сегодня уборка, твои задачи — убрать свои игрушки по всему дому, снять постельное белье и отнести его и свои вещи в стирку, пропылесосить пол в одной из комнат (вариант 3А).
  • Я собираюсь стирать, ты вместе со мной рассортируешь вещи и потом поможешь мне развесить (вариант 2А).
  • Я буду делать ужин, хочешь помочь мне на подхвате (вариант 2Б)?

Ребенку 8-9 лет:

  • Вечером помой, пожалуйста, посуду, кроме кастрюль и сковородок, их я сама (вариант 2А).
  • Буду делать сложное блюдо, хочешь — побудь со мной в это время, расскажу, что как (вариант 1Б).
  • Сделай салат на ужин, пожалуйста (вариант 3А), либо что-то у меня нет сил делать салат, если ты хочешь — сделай, пожалуйста, буду благодарна (вариант 3Б).

Ребенку 11-12 лет:

  • Вечером гости будут, испеки пирог, пожалуйста (вариант 3А).
  • Будем в субботу лепить пельмени (вариант 2А), или я собираюсь в субботу после обеда лепить пельмени, хочешь — присоединяйся (вариант 2Б).
  • Надо убрать кухню-гостиную, с меня еда и общий бардак, с тебя — посудомойка (вариант 3А).
  • Было бы так классно, если бы ты что-то испекла (вариант 3Б).


В итоге у меня получилось, что почти все виды деятельности я могу отнести к какой-то из шести групп. С возрастом «доступные» категории менялись. Моя категория «2» — наверное, то, что в возрастной психологии называется «зона ближайшего развития». Постепенно увеличивается количество элементов крупного дела, которое ребенок может делать сам, и в итоге все дело постепенно переходит из категории 2 в категорию 3.

Важные детали



  • Не внушить отвращение. Привлекая к домашней работе, важно не отбить желание этим самым хозяйством заниматься.
  • Выбирать задание по возрасту и способностям. Нужно осознавать, в какой категории дело сейчас для ребенка — с точки зрения его способностей. Например, шарлотка кочевала у нас из категории 1 (в дочкин год), в категорию 2 (2-3 года — помыть яблоки, 8 лет — заместить тесто под присмотром) и обосновалась в итоге к 10-11 годам в категории 3.
  • Прислушиваться к текущему состоянию и желаниям ребенка. В какой категории ребенок сейчас хочет или будет более эффективно работать? Есть дети, которые обожают делать всё вместе, или у них часто бывает такое настроение. Тогда лучше привлечь к уборке на подхвате, всё время взаимодействовать и дать им общий результат: «Мы вместе сделали дом чистым и уютным». Бывает, что ребенок очень рвется сделать что-то сам, тогда ему правильнее будет дать конкретное задание и его личный результат: «Была целая раковина посуды, я всё сама помыла», «Я сама пропылесосила все комнаты в доме, мама даже пылесос не трогала». А возможно ребенок пришел после садика-школы-кружка, сделал домашнее задание, у него вообще сил нет, и правильнее его направить в категорию 1: «Посиди со мной, пока я ужин готовлю, у нас новое блюдо, я тебе расскажу, как тут что».
  • «Договариваться на берегу». Важно правильно работать с буквами А и Б — это устанавливает ребенку границы, избавляет от фрустраций и его, и меня. Если я сказала: «Если хочешь, побудь тут на подхвате, надоест — уйдешь» или «Если есть настроение — испеки что-нибудь», я не имею права обижаться, когда ребенок уходит или отказывается. Обида в такой ситуации будет как бы нарушением моей же с ребенком договоренности, пусть и несколько односторонней. А если я говорю: «Будем мыть посуду, твоя задача вот такая», то ребенок заранее понимает, что от него будут добиваться результата, а я чувствую, что имею право этого добиваться. В таком случае я даже 2-летнему ребенку не позволяю уйти, не закончив дело. Могу сориентироваться по ситуации и помочь, могу быстро поменять задание: «Надоело бутылочки мыть ершиком — ок, давай будешь споласкивать под струей воды», но добьюсь завершения, т. к. это вопрос ответственности. Кстати, видимо, поэтому у нас практически нет проблем вида «ребенок начал дело, а потом передумал и оставил бардак». Принцип «работа закончена тогда, когда убрано рабочее место» я внедрила очень рано.

Интересные идеи

Есть всякие придумки, чтобы делать дела было интересно.

1 . Развлекать и информировать . Во время всей работы по категориям 1 и 2, если мы можем слышать друг друга, я рта не закрываю, т. е. всё время что-то рассказываю про то, что мы делаем. Понятно, что в год это «Вот помидор, он красный, сейчас мы его разрежем ножом. Нож острый, смотри, его деткам трогать опасно», а в 12 — про особенности дрожжевого теста, жарки мяса или экскурс в историю продуктов и историю вообще (те же спагетти карбонара дают массу возможностей рассказать об Италии). Иногда просто разговор течет, вне контекста работы, но это редко.

2 . Создавать веселый фон. Обычно это музыка, и ребенок ее сам выбирает. Хорошо подходит для каких-то раздельных занятий, ну или за которыми не поговоришь — уборка, например, гораздо лучше идет под ритмичную музыку.

3 . Закладывать элемент случайности. Это я геймифицировала флайледи. Для каждой комнаты на неделю писала список мелких дел на 15 минут каждое на маленьких бумажках, а вечером мы доставали по 1-2 бумажки и их выполняли. Такая «хозлотерея».

4 . Устраивать вечер хозяйства . Один будний вечер мы неизменно посвящали хозяйству. В него обычно либо осваивали новый рецепт, либо делали какое-то глобальное не каждодневное мероприятие, иногда несколько — убирали зимнюю одежду, наводили порядок в шкафу, убирали прихожую, сажали цветы. Обязательно этот вечер планировали, плюс решали, чем себя наградим — обычно сериальчик с пирожными.

Моя стратегия

  • Что и когда «закрепить» за ребенком? Когда находишься в потоке, гораздо проще всё бьется на части и придумывается, что конкретно можно поручить малышу. Например, разбираешь вещи для стирки, и само собой получается маленькое дело — «выбрать всё белое и сложить в пакет». Или загружаешь посудомойку, и логично вырисовывается — «счистить остатки пищи с посуды» или «собрать по квартире все кружки». Накрывать на стол дети в принципе лет с 5 могут полностью, им можно списочки писать, чтобы не забывали, что именно брать — заодно и учить читать. То есть принцип понятен: заявляется «сейчас мы все будем готовить ужин/убирать квартиру», а дальше дается много поручений в потоке. Исключение, когда ребенок явно склоняется к категории 3 — тогда надо оформлять конкретные дела.
  • Я не рассчитываю на ребенка как на помощника в хозяйстве . Я понимаю, что по умолчанию это моя и только моя ответственность. Но есть важные цели — проводить время с ребенком, учить ребенка быту и не испытывать негативных эмоций на тему того, что я вынуждена этого ребенка обслуживать. И вот этих целей достичь реально, причем гораздо реальнее, чем получить настоящую помощь от трехлетки. Они достигаются даже в случае, если ребенок тормозит процесс.


  • Для ребенка в деле домашнего хозяйства я выгляжу авторитарно . Т. е. категория Б («не буду добиваться…») в моем доме — редкий гость. Я могу много играться вариантами 1, 2 и 3, придумывать всякие фишки, чтобы делать сам процесс интересным, но мне трудно смириться с тем, что ребенок может взять и уйти, перестав участвовать в процесс, или изначально мне отказать. У меня получается принцип — я одна домашним хозяйством вообще почти не занимаюсь, всегда привлекаю ребенка. Это, кстати, помогает и лучше планировать совместную деятельность.
  • Я никогда не забываю про антицель. Не собираюсь вызвать в ребенке отвращения к домашнему хозяйству. Ведь и нам с ребенком жить еще долго, и ему потом строить свою жизнь, поэтому хотелось бы, чтобы всё это проходило на позитиве даже в таких каждодневных мелочах, как уборка и готовка.
  • Я настаиваю на уборке за собой. Тут меня вообще начинает трясти, т. к. ненавижу убирать за кем-то. Я даже с трехмесячными двойняшками сейчас практически не делаю касающуюся их уборку, когда они спят, только когда бодрствуют — показываю им пеленочки, объясняю, что кладу в грязное, бутылочки мыть с собой таскаю в ванную и т. п. Их это развлекает, а мне дает опять же ощущение совместного времени, диалога, и избавляет от эмоций «они спят, а я тут вся из себя никакая их бутылки намываю».

Текст: Наталья Левених