Заставляя героев говорить друг с другом вместо того чтобы передать их разговор от себя автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог тематикой и манерой речи он характеризует своих героев. Рассуждение эссе смысл высказывания из Литературной эн

Прочитайте рассказ Василия Шукшина и поразмышляйте, какова роль диалога в этом небольшом произведении. Как диалог помогает раскрыть характеры шукшинских героев ? Почему поиск ответа на волнующие вопросы "спрятан" в диалог?

А затем, готовясь к экзамену, который уже не за горами, напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» . Литературная энциклопедия

Василий Шукшин. ЗАБУКСОВАЛ

Совхозный механик Роман Звягин любил после работы полежать на самодельном диване, послушать, как сын Валерка учит уроки. Роман заставлял сына учить вслух, даже задачки Валерка решал вслух.

— Давай, давай, раскачивай барабанные перепонки — дольше влезет, — говорил отец.

Особенно любил Роман уроки родной литературы. Тут мыслям было раздольно, вольно… Вспоминалась невозвратная молодость. Грустно становилось.

Однажды Роман лежал так на диване, курил и слушал. Валерка зубрил «Русь-тройку» из «Мертвых душ».

— «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился…» Нет, это не надо, — сказал сам себе Валерка. И дальше. — «Эх, кони, кони, — что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню — дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом!.. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ!.. Не дает ответа. Чудным звоном заливается…»

— Не торопись, — посоветовал отец. — Чешешь, как… Вдумывайся! Слова-то вон какие хорошие.

Роман вспомнил, как сам он учил эту самую «Русь-тройку», таким же дуроломом валил, без всякого понятия, — лишь бы отбарабанить.

— Потом жалеть будешь…

— Кого жалеть?

— Что вот так учился — наплевательски. Пожалеешь, да поздно будет.

— Я же учу! Чего ты?

— С толком надо учить, а у тебя одна улица на уме. Куда она денется, твоя улица? Никуда она не денется. А время пропустишь…

— Хо-о, ты чего?

— Ничего, не хокай — учи.

— А я что делаю?

— Повнимательней, говорю, надо, а не так!.. лишь бы отбрехаться.

Валерка подстегнул дальше свою «тройку», а Роман — опять за думы. И сладкие эти думы, и в то же время какие-то… нерадостные. Половину жизни отшагал — и что? Так, глядишь, и вторую протопаешь — и ничегошеньки не случится. Роман даже взволновался — так вдруг ясно представилось, как он дотопает до конца ровной дорожки и… ляжет. Роман сел на диване. И очень даже просто — ляжешь и вытянешь ноги, как недавно вытянул Егор Звягин, двоюродный брат… Да-а.

А в уши сыпалось Валеркино:

— «…Дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились…»

Вдруг — с досады, что ли, со злости ли — Роман подумал: «А кого везут-то? Кони-то? Этого… Чичикова?» Роман даже привстал в изумлении… Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!.. вот так троечка!

— Валерк! — позвал он. — А кто на тройке-то едет?

— Селифан.

— Селифан-то Селифан! То ж — кучер. А кого он везет-то, Селифан-то?

— Чичикова.

— Так… Ну? А тут — Русь-тройка… А?

— Ну. И что?

— Как что? Как что?! Русь-тройка, все гремит, все заливается, а в тройке — прохиндей, шулер…

До Валерки все никак не доходило — и что?

— Да как же?! — по-настоящему заволновался Роман, но спохватился, махнул рукой. — Учи. Задали, значит, учи, — и чтоб не мешать сыну, вышел из горницы. А изумление все нарастало. Вот так номер! Мчится, вдохновенная богом! — а везет шулера. Это что же выходит? — не так ли и ты, Русь?.. Тьфу!..

— Валерк! — заглянул Роман в горницу. — Николай Степаныч дома?

— Не знаю. А что? — испугался Валерка.

— Да ничего, учи. Сразу струсил… Чего боишься-то? Набедокурил опять чего-нибудь?

— Никого не набедокурил. Чего ты?

— Он в район не собирался ехать?

— Не знаю.

Роман пошел к учителю.

Николай Степаныч был дома, возился в сарае с каким-то хламом. Они с Романом были хорошо знакомы, учитель частенько просил механика насчет машины съездить куда-нибудь.

— Здравствуйте, Николай Степаныч.

— Здравствуйте, Роман Константиныч! — учитель отряхнул пыльные руки, вышел к двери сарая, к свету. — Потерял одну штуку… извозился весь.

— Николай Степаныч, — сразу приступил Роман к делу, — слушал я счас сынишку… «Русь-тройку» учит…

— И чего-то я подумал: вот летит тройка, все удивляются, любуются, можно сказать, дорогу дают — Русь-тройка! Там прямо сравнивается. Другие державы дорогу дают…

— А кто в тройке-то? — Роман пытливо уставился в глаза учителю. — Кто едет-то? Кому дорогу-то?..

Николай Степаныч пожал плечами.

— Чичиков едет…

— Так это Русь-то — Чичикова мчит? Это перед Чичиковым шапки все снимают?

Николай Степаныч засмеялся. Но Роман все смотрел ему в глаза — пытливо и требовательно.

— Да нет, — сказал учитель, — при чем тут Чичиков?

— Ну, а как же? Тройке все дают дорогу, все расступаются…

— Так он же едет-то, Чичиков!

— Ну и что?

— Да как же? Я тогда не понимаю: Русь-тройка, так же, мол… А в тройке — шулер. Какая же тут гордость.

Николай Степаныч, в свою очередь, посмотрел на Романа… Усмехнулся.

— Как-то вы… не с того конца зашли.

— Да с какого ни зайди, — в тройке-то Чичиков. Ехай там, например… Стенька Разин, — все понятно. А тут — ездил по краю…

— По губернии.

— Ну по губернии. А может, Гоголь, так и имел в виду: подсуроплю, мол: пока догадаются — меня уж живого не будет. А?

Николай Степаныч опять засмеялся.

— Как-то… неожиданно вы все это поняли. Странный какой-то настрой… Чего вы?

— Да вот влетело в башку!..

— Все просто, повторяю: Гоголь был захвачен движением, и пришла мысль о Руси, о ее судьбе…

— Да это-то я понимаю.

— Ну, а что тогда? Лирическое отступление, конец первого тома… Он собирался второй писать. Чичикова он уже оставил — до второго тома…

— В тройке оставил-то, вот что меня… это… и заскребло-то. Как же так, едет мошенник, а… Нет, я понимаю, что тут можно объяснить: движение, скорость, удалая езда… Черт его знает, вообще-то! Ведь и так тоже можно подумать, как я.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из «Литературной энциклопедии»: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами, взятыми из «Литературной энциклопедии».

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Вера в человека - это самая большая вещь, - отзывался Трифон Петрович. - Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Как-то в на­ча­ле июня зашёл к По­ли­кар­пов­не че­ло­век и по­про­сил сдать ком­на­ту на лето. (2)Он, не тор­гу­ясь, за­пла­тил трид­цать руб­лей.

(3)Звали его Три­фо­ном Пет­ро­ви­чем. (4)Он был какой-то уют­ный, весёлый и про­стой че­ло­век, и хо­зяй­ка с пер­во­го же дня при­вык­ла к нему, как к сво­е­му.

(5)Один раз, по­хо­див около бре­вен­ча­то­го до­ми­ка, Три­фон Пет­ро­вич ска­зал, по­ти­рая руки:

– (6)Дай-ка я по­прав­лю тебе, ба­буш­ка, крыль­цо.

– (7)Спа­си­бо, ро­ди­мый, - ска­за­ла По­ли­кар­пов­на, - толь­ко чуднό мне что-то: пришёл, снял ком­на­ту, даже не по­тор­го­вал­ся, а те­перь ты крыль­цом моим за­ни­ма­ешь­ся, будто и не чужие мы люди.

– (8)А что ж, По­ли­кар­пов­на, не­ужто всё толь­ко на день­ги счи­тать? (9)Я вот тебе по­прав­лю, а ты потом вспом­нишь обо мне доб­рым сло­вом, вот мы, как го­во­рит­ся, и квиты, - ска­зал он и за­сме­ял­ся.

– (10)Те­перь, милый, такой народ пошёл, что за­да­ром никто рукой не по­ше­ве­лит. (11)О душе те­перь не ду­ма­ют, толь­ко для брюха и живут. (12)Да смот­рят, как бы что друг у друж­ки из рук вы­рвать, как бы вы­го­ду свою не упу­стить.

– (13)Ну, нам с тобой де­лить не­че­го, - от­ве­чал Три­фон Пет­ро­вич, улы­ба­ясь.

– (14)Прямо с тобой душа ото­шла, - го­во­ри­ла По­ли­кар­пов­на, - а то уж в людей вера про­па­дать стала.

– (15)Вера в че­ло­ве­ка - это самая боль­шая вещь, - от­зы­вал­ся Три­фон Пет­ро­вич. - (16)Когда эта вера про­падёт, тогда жить нель­зя.

(17)Один раз вер­нул­ся Три­фон Пет­ро­вич из го­ро­да весёлый и ска­зал:

– (18)Я там в го­ро­де всем по­рас­ска­зал, как тут у вас хо­ро­шо: те­перь хо­зяй­ки не ото­бьют­ся от по­сто­яль­цев, у меня рука лёгкая.

(19)На­чи­ная с вос­кре­се­нья в де­рев­ню стали при­ез­жать всё новые и новые дач­ни­ки. (20)Хо­зя­ек охва­ти­ла ли­хо­рад­ка на­жи­вы, и цены под­ня­лись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж ха­пать без вся­кой со­ве­сти.

(21)Как-то зашла к По­ли­кар­пов­не со­сед­ка. (22)За раз­го­во­ром не­взна­чай по­ин­те­ре­со­ва­лась, за сколь­ко та сдаёт жильё, а услы­шав ответ, удивлённо рас­кры­ла глаза:

– (23)Да ты, бабка, спя­ти­ла со­всем! (24)У меня есть один, он у тебя с ру­ка­ми за сто оторвёт. (25)Те­перь по пол­то­рас­та берут, по две­сти!

– (26)Как по две­сти?.. - спро­си­ла едва слыш­ным го­ло­сом По­ли­кар­пов­на. (27)У неё по­че­му-то про­пал вдруг голос. - (28)Да ведь рань­ше все дёшево брали…

– (29)Мало что рань­ше! (30)Тогда на­ро­ду со­всем не было, а те­перь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чу­жо­го че­ло­ве­ка ты хо­ро­шую цену упус­ка­ешь, ежели ты его не вы­ста­вишь, потом ты горь­ко по­жа­ле­ешь! (32)Ну что, до­го­ва­ри­вать­ся с новым по­сто­яль­цем?

(33)Ста­руш­ка го­рест­но, оза­бо­чен­но смот­ре­ла в сто­ро­ну, при­щу­рив глаза, потом из­ме­нив­шим­ся го­ло­сом то­роп­ли­во про­го­во­ри­ла:

– (34)Ре­ше­но! (35)До­го­ва­ри­вай­ся…

(По П. Ро­ма­но­ву) *

* Ро­ма­нов Пан­те­лей­мон Сер­ге­е­вич (1884-1938) - рус­ский пи­са­тель. Прозе Ро­ма­но­ва свой­ствен­ны ли­ризм и юмор, ма­стер­ство диа­ло­га, ясный, ре­а­ли­сти­че­ский язык.

Пояснение.

15.1 От того, как и что человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Для передачи речи героев в художественном тексте используется диалог. Диалог – это способ передачи устной речи на письме. В тексте П.С. Романова по диалогам героев можно составить мнение о тех, кто их произносит.

Так, в предложениях 23-24 приведён диалог соседки Поликарповны: её речь изобилует словами с отрицательной экспрессивной окраской: «бабка», «спятила», «с руками оторвёт». Героиня производит на нас отталкивающее впечатление: от такого человека не дождёшься доброты и отзывчивости.

Другое впечатление производит на нас Трифон Петрович. Речь постояльца отличается богатством и выразительностью: Поликарповну он ласково называет «бабушкой» (предложение №6), и, несмотря использование им просторечных форм («дай-ка» - то же предложение 6), от его слов веет теплом.

Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание, взятое из «Литературной энциклопедии»: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев»

15.2 В жизни каждого человека есть свои ориентиры. В наше время жажда наживы, материальной выгоды затмевает нормальные человеческие отношения и лежащие в их основе общечеловеческие ценности. Об этом финальные строки текста П.С. Романова. «В основе взаимоотношений людей должна лежать вера, тогда жизнь имеет смысл», - говорит автор. Попробуем доказать правомочность этого утверждения на примерах текста.

Постоялец Трифон Петрович чинит крыльцо Поликарповне про-сто так, а хорошей платой за работу считает доброе слово и добрую память о нём. Об этом говорится в предложениях номер 8 и 9. Постоялец - отзывчивый и добрый человек, для него отношения с квартирной хозяйкой не переводятся в плоскость «заплатил - живи».

Поликарповна в погоне за наживой готова пустить нового постояльца, отказав Трифону Петровичу, потому что её прельстила выгода (предложения по номерами 33-35). Она переступает через Трифона Петровича, через себя и предаёт веру своего постояльца в возможность бескорыстных человеческих отношений.

Таким образом, нам удалось подтвердить, что если человеком движет мелочность, выгода, то сама жизнь переворачивается с ног на голову, потому что нарушается естественная потребность человека в доверии и добре.

15.3 Ценность - это важность, значимость, полезность чего-либо. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, еда, одежда, жилье. Для кого-то приоритетными являются духовные ценности: духовный поиск, раскрытие и реализация своего предназначения, творческое саморазвитие.

Герой П. Романова Трифон Петрович чинит крыльцо Поликарповне просто так, а хорошей платой за работу считает доброе слово и добрую память о нём. Постоялец - отзывчивый и добрый человек, для него отношения с квартирной хозяйкой не переводятся в плоскость «заплатил - живи». А вот Поликарповна в погоне за наживой готова пустить нового постояльца, отказав Трифону Петровичу, потому что её прельстила выгода. Она предаёт веру своего постояльца в возможность бескорыстных человеческих отношений.

Размышляя, какие ценности выбрать для себя в качестве жизненного ориентира, вспоминаются литературные герои Гоголя: Остап и Андрий из повести «Тарас Бульба». Остап остается верен родине, отцу, принимает смерть за товарищей, смело глядя врагу в лицо. Андрий предал отца, друзей, родину. Мне ближе Остап. Я бы не хотела в жизни встретить на своём пути таких людей, как Андрий.

Список жизненных ценностей у каждого свой. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания, взятого из «Литературной энциклопедии»: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того что­бы передать их разговор от себя, автор может внести соот­ветствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Диалог в художественном произведении передает живую речь персонажей, и если автор внесет в него необходимые смысловые оттенки, то у читателя появится возможность понять и характеры беседующих, и их настроение и взаимо­отношения.

Доказательством этого может служить диалог Семки и Демидки. Короткие реплики героев (предл. 18, 20, 21, 22, 24) свидетельствуют о сложившейся напряженной ситуации. Семка сначала даже не понимает, о чем хочет сказать его друг. Прозрение мальчика, его душевное смятение автор вкладывает в короткие вопросительные предложения 34, 36, и они помогают нам почувствовать крушение радости в ду­ше Семки, утрату веры в бескорыстность друга.

Поэтому не могу не согласиться с высказыванием, взя­тым из «Литературной энциклопедии»: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их раз­говор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Вариант 2

В «Литературной энциклопедии» читаем: «Заставляя ге­роев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие от­тенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он харак­теризует своих героев».

Действительно, включая диалог в повествование, автор, несомненно, хочет ненавязчиво выразить определенную мысль, позволить читателю «заглянуть» во внутренний мир героев, полнее раскрыть их характеры, показать их отноше­ние к окружающим.

В произведении А. Лиханова диалог двух мальчиков практически весь построен из коротких вопросительных предложений (18, 20-22, 24). Они передают возникшую на­пряженность в отношениях героев, ведь Семка, который «жутко тосковал» по Демидке, даже представить себе не мог, что тот так холодно его встретит. Более того, судя по содержанию вопросительных предложений 25-26, Демка считает своего друга бессовестным, однако следующие два восклицательных предложения (27-28) свидетельствуют о том, что он сам лишен стыда и совести.

Следовательно, справедливо утверждение о том, что ав­тор, внося определенные оттенки в беседу своих героев, по­зволяет читателю понять их характеры.

Вариант 3

Диалог, включенный в канву художественного произве­дения, всегда помогает автору лучше рассказать о душевной организации героев, их чувствах и внутренних прозрениях.

Свидетельство тому - разговор друзей, включенный в произведение А. Лиханова. Этому диалогу предшествует описание поведения Демки: «не обрадовался Семену», «улегся на диван», вел себя так, «словно в комнате никого не было». Эта пренебрежительная манера усиливается не прямым ответом на вопрос Семки (предл. 20), а встречным вопросительным предложением 21.

Короткие реплики этого диалога позволяют почувство­вать напряженность обстановки. Тема разговора избрана Демкой, и он цинично подводит своего друга к мысли о не­обходимости оплатить питание (предл. 23, 27, 28). А его просьба-приказ («Лучше плати-ка!»), переданная глаголом повелительного наклонения, просто обжигает душу Семки, вдруг осознавшего предательство друга.

Таким образом, мы не можем не согласиться с высказы­ванием о том, что автор, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, ... может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Те­матикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Текст для работы

(1) Семка дружил с Демидкой Мазиным, и каждый вечер, выучив уроки, шел домой к приятелю.

(2) У Демки родители хорошо зарабатывали, жили на широкую ногу, а Семку мать воспитывала одна, поэтому иногда приходилось потуже затягивать пояса. (З)Мальчики дружили, бегали в кино, катались на лодке - у Демкиных родителей был знакомый на лодочной станции, Демка хва­стался этим и пользовался своим преимуществом.

(4)Однажды в каникулы, летом, Демидка объявил, что мать, отец и он едут в деревню, на рыбалку. (5)Он провел Семку в отцовский кабинет, где лежали катушки с леской, крючки разных размеров и великолепные блесны.

(б)Семка кивнул, стараясь быть равнодушным, но сердце его заныло. (7)Счастливчик же этот Демка: у него есть отец, он едет на рыбалку...

(8) Несколько дней в доме Демки шла суета, Семка, при­ходя вечерком, сидел неприкаянно в кресле, его как бы не замечали, он чувствовал себя не в своей тарелке, уходил, печалясь, а мама все спрашивала, что с ним.

(9) Он отмахивался, молчал, потом прибежал возбужден­ный, сказал, что Демкина семья берет «го с собой, засуетил­ся. (Ю)Мама собрала рюкзачок с вещами, положила сахар, макароны, хлеб, консервы, а Семка тем временем подточил напильником единственный свой крючок, отыскал попла­вок - ярко покрашенное гусиное перышко.

(И)Неделя пролетела словно во сне. (12)Ребята удили здорово, таская жадную уклейку на простой хлебный ша­рик, бегали по полянам, хохотали, плескались в реке, спали в душистом сене.

(13)Потом Семка уехал, а Демид с родителями остался.

(14) Семка едва ли не каждый день наведывался к приятелю.

(15) Дверь была закрыта, хозяева не возвращались, и Семка жутко тосковал по Демке.

(16) Когда он совсем уже решил, что Демидовы родители, видно, проживут там до осени, дверь оказалась открытой.

(17) Демка был один, он не обрадовался Семену, кивнул, потом улегся на диван, стал листать журнал как ни в чем не бывало, словно в комнате никого не было.

(18) - Ты что? - удивился Семен, думая, что Демка за­болел. (19)Но Демка молчал.

(20) - Обиделся, что ли? - засмеялся Семен, и Демка нехотя ответил:

(21) - А разве не за что?

(22) - За что же? - спросил тихо, ничего не подозревая, Семка.

(23) - А за деньги, к примеру, - лениво поднимаясь, произнес Демка.

(24) - За какие деньги? - ничего не понимал Семен.

(25) - Не стыдно тебе? - вдруг поразился Демидка. (26)- Совсем не стыдно? (27)Неделю прожил, а еды привез - смех сказать! (28)Консервы вон можешь забрать - мы такие не едим!

(29) Семка обалдело глядел на приятеля, не понимая, шу­тит он или нет, хмыкнул было, не зная, что и сказать, но Демидка его оборвал:

(30) - Можешь не смеяться! - сказал он. (31)- Лучше плати-ка! (32)С чего это мы должны тебя задаром кормить?

(33) Семка ощутил, как окаменело у него лицо.

(34) - Сколько? - спросил он.

(35) - Чего сколько? - не понял Демка.

(36) - Сколько платить? - произнес Семка.

(37) - Ну... - замялся Демка, потом откинул сомнения: (38)- Двадцать пять.

(39)Семка бежал домой, кусая губы, боясь разреветься при всех, на улице... "

(40) «Может, - думал Семка, - жадность, предательство и всякая прочая гадость в каждом человеке есть, все дело действительно в том, чтобы удержаться, чтобы эту гадость в себе утопить, уничтожить?»

(41) Демкино предательство долго потом саднило память, обжигая чем-то горячим, обидным...

(По А Лиханову)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Сложно представить себе художественное произведение, в котором все герои молчат. Ведь диалоги помогают читателю лучше узнать героев, представить их в реальности. Рассмотрим примеры.

Предложенный для анализа текст является диалогом, который дает нам представление о героях. По-моему мнению, Лис – существо мудрое. Ему неслучайно принадлежат выражения, которые стали афоризмами: «...ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (предложение №52), «зорко одно лишь сердце (предложение №47).

Маленький принц, наоборот, очень неопытен, и к тому же, совсем одинок. Но он страстно хочет научиться всему.

Свидетельствует об этом одна из его реплик: «А что для этого надо делать?»

Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод о том, что справедливо утверждение из Литературной энциклопедии. Тематикой, манерой и другими особенностями речи автор, действительно, может очень хорошо охарактеризовать своих героев.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -


▫ Те отправлять ребенка в школу и гадать, будет пробел в воспитании или нет? Дети же предупредили директора заранее, но это ничего и никого не остановило...Мама вообще бред несет про `все смеялись и стреляли, получили синяки`...И это взрослые люди. А у детей хотя бы ума хватило предупредить взрослых. Жаль не догадались со `стрелком` никуда не ходить в этот день. И опять дружба... `Илья Д. учится в нашей школе, но мы не дружим. Он хулиган, он сам по себе конфликтный, сказал РИА Новости один из учеников школы. Другие дети также подтвердили, что стрелявший конфликтовал со многими сверстниками по любым причинам.`
▫ Это ж закон жисти: - Если два налога вступают в противоречие, то оплачиваются оба же и целиком; - Если не вступают - то каждый выплачивается отдельно. ... И целиком, естественно.
▫ А что в школе? А в школе что-то жевали. Вместо того, чтобы принять меры к обнаружению и изъятию пневматики. Позвонить не судьба была в райотдел. Стало известно про `ствол` (нож, топор, канистру, тактический ядерный заряд...) - время не морали читать и воспитательным процессом заниматься. И тем более не выяснять учительскую вину (степень, меру, глубину). Ибо меры принимать надо уже иные. Стреляли НЕ в школе. Учили их стрелять друг по другу НЕ в школе. ====================== - Принёс пистолет, на ПЕРВОМ уроке всем показал. - Пропустил первые два урока в этот день. - Все начали стрелять по очереди. - Стрелял, как говорил очевидцы, по ногам детей. (ну... одно другого так-то не исключает: дождался своей очереди, может. Вот сколько дробин в магазине было? Не указано). - У (героя дня) прострелена шея и левое плечо. Так что ТАМ, в школе?! На таких взаимоисключающих сведениях картину не воссоздашь. И верных выводов не сделаешь. (Их и не по каждому собранному материалу можно сделать: материал материалу рознь. Бывает, такой материал принесут - хоть стой, хоть падай). Чего гадаем, как там да что?! В десяти строчках двадцать противоречий... А про то, что в школе ситуацию про... прощёлкали и про то, что в школе не организовывали стрельбу - я уже сказал. И к маме вопросы, разумеется: как так воспитывала или не воспитывала - и почему. Хотя обязана заниматься воспитанием своего ребёнка. Причём в первую очередь - родитель. Учитель - потом. При желании с этим спорить - это не к Усу. Желающие спорить пусть спорят с действующим законодательством. И да: `пробел в воспитании школой` (и то, в случае если он есть, а не так хотелось упрекнуть в том, что его нет - и т.п.) - я полагаю, не стоит ставить в один ряд с неумением или нежеланием организовать всё зависящее в случае реального появления соответствующих обстоятельств. Это совершенно не одно и тоже.
▫ Огромное спасибо!
▫ А что тогда в этой школе №10? Вот объяснительная мамы.... `Татьяна, мать восьмиклассника, стрелявшего в других детей из пневматического пистолета в станице Ахатнизовской, в разговоре с корреспондентом КП - Кубань не может сдержать слез. - Такой ужас раздули, такого уголовника из него сделали. Я боюсь за своего сына. Пришла сейчас домой, а он сидит, даже не ест ничего. А если он что-то с собой сделает? Все произошло 4 марта в 11:30 недалеко от школы в станице Ахтанизовской, что в Темрюкском районе. Мальчишки после урока побежали в местный ларек за булочками и шоколадками. У этой торговой точки и произошла пальба. Татьяна клянется, что не знает, откуда у сына пистолет. Ей он сказал, что нашел, но она не верит. Женщина защищает своего сына, но не оправдывает: мол, да, стрелял, нельзя так делать. Однако, у нее своя версия случившегося. - Он принес пистолет в школу, на 1-м уроке всем показал. Все смеялись, веселились. А потом на перемене пошли в ларек. У сына было с собой 50 рублей. Я знаю, что он всегда покупает себе курник. Он попросил у кого-то 10 рублей. Потом у ларька все начали стрелять по очереди из этого пистолета. Все смеялись. И он сам говорил: Теперь в меня стреляйте. У него же тоже простреляна шея и левое плечо. Я говорила об этом, но никто даже не обращает на это внимание. Почему моему сыну не оказали помощь?` Учителя тоже ничего сделать не могут. А кто тогда будет делать?