Художественная культура первой половины XIX века. Учебник: Русская художественная культура. Введение. русская художественная культура как общечеловеческая ценность

«Живопись первой половины 19 века» - Имение Сафонково. Название картины. Свежий кавалер. Особенность образов крестьянок. Автопортрет. Итальянский период творчества. Определите автора. История создания картины «Последний день Помпеи». Портрет Н.В.Гоголя. Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова. Сватовство майора. Иванов Александр Андреевич.

«Русская драматургия 19 века» - Огромной популярностью пользовалась мелодрама. Русская прогрессивная драматургия. Театр Островского. Конфликт человека с окружающей средой. На первый план выдвигается водевиль. Под воздействием общественной борьбы водевиль изменялся. Обложка первого отдельного издания пьесы «Три сестры». Общая характеристика русской драмы XIX века.

«Театр XIX века» - Русский драматический театр. Театр XIX века. Актерское мастерство. Мелодрама русских авторов. Русский реалистический театр. Театр романтизма. Западноевропейский театр романтизма. Драматическое творчество. Основные принципы. Новая социально-психологическая драма. Мелодрама. Пирамида искусств театра. Вклад в развитие русского театра.

«Архитектура Москвы и Петербурга» - Кризис ампира. Кутузовский проспект. Петербургская биржа. Павловские казармы. Казанский кафедральный собор. Скульптура. Собор Святого Петра в Ватикане. Памятник Минину и Пожарскому. Смольный монастырь. Архитектура. Идеи. Карл Иванович Росси. Русский ампир. Градостроительный комплекс. Иван Петрович Мартос.

«Русский реализм» - Перов изобразил окраину городка в поздние сумерки. Художники-передвижники. Илья Ефимович Репин(1844-1930). Христос и Пилат. Картина В. В. Верещагина. Радуга. Косцы. Основные принципы реалистического театрального искусства. Композиторы "Могучей кучки". У крепостной стены. Пусть войдут. Художник выносит на суд зрителей гнетущее зрелище.

«Живопись 19 века» - Александр Андреевич Иванов. Русская художественная культура. Иван Константинович Айвазовский. Орест Адамович Кипренский. Живопись 19 века. Павел Андреевич Федотов. Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип. Щедрин Сильвестр Феодосиевич.

Всего в теме 30 презентаций

2.4 Русская художественная культура

Ту же закономерность можно проследить и в развитии русской художественной культуры XVIII века. Оно происходило в ходе целеустремленного усвоения опыта европейской литературы, драматургии, музыкального театра, живописи, скульптуры, но к этому опыту обращались не для того, чтобы им ограничиться или его имитировать, а для того, чтобы на европейском уровне сказать свое слово, найти свое место, синтезируя западное и самобытное. Целью Академии наук и Академии художеств было формирование собственной, отечественной научной мысли и национально-своеобразного искусства, но с помощью приглашавшихся в Петербург европейских ученых, архитекторов, живописцев, скульпторов.

При Екатерине, согласно режиму работы придворных театров, три спектакля в неделю давал русский театр, два - французский, и один - немецкий. Оперный театр возглавляли итальянские композиторы, как и родившуюся в 1757 году в Петербурге частную оперную антрепризу, познакомившую российскую публику с жанром комической оперы («оперы-буфф»); позднее французская труппа показывала широкой публике французские комические оперы. В середине 1750-х годов А.Сумароков написал либретто двух опер, которые следовало впервые исполнять на русском языке, хотя сюжеты их были традиционно нерусскими («Цефал и Прокрис» и «Альцеста»), да и музыка была написана иностранцами. В дальнейшем оперные тексты писали Я.Княжнин, И.Крылов, даже сама Екатерина II, и соответственно укреплялось критическое отношение к итальянской опере. Постепенно русская сюжетика все шире осваивалась на оперной сцене, как и на драматической. С конца 1740-х годов в Петербурге начинаются общедоступные, хотя и платные, гастрольные концерты иностранных музыкантов, и уже в конце века появляются яркие отечественные исполнители, а затем и композиторы - В.Пашкевич, Д.Бортнянский, Е.Фомин. «Возникновение национальной композиторской школы, стоящей на уровне передовых требований своего времени, представляется важнейшим итогом развития русской музыкальной культуры XVIII века», - заключает историк.

В 1770-е годы оперы регулярно ставились в Смольном институте благородных девиц (в серии портретов смолянок, написанной Д.Левицким, запечатлены некоторые участницы этих спектаклей). Во второй половине века в Петербурге, а затем в Москве и других городах, музыка стала занимать важное место в системе дворянского воспитания - умение петь или играть на каком-нибудь инструменте считалось едва ли не обязательным для каждого образованного человека.

2.5 Пластические искусства

В пластических искусствах аналогичный процесс разворачивался особенно целеустремленно благодаря деятельности созданной в 1758 году Академии «трех знатнейших художеств». Но едва ли не с наибольшей наглядностью процесс сращения европейского и специфически национального проявился в архитектурном облике города, при всех различиях художественных стилей градостроительства и происхождения зодчих; и тут XVIII век был верен пути, открытому Петром Великим. Благодаря этому архитектурный строй Петербурга приобретал все большую цельность и определенность, доказывая право молодого города быть столицей великой страны, соединившей Европу с Азией и тем самым призванной воплотить это единство в своей культуре.


3. Утверждение классицизма в художественной культуре Петербурга

3.1 Особенности русского классицизма

Во второй половине XVIII века классицизм утверждается как господствующее направление художественной культуры Петербурга. Этому благоприятствовало его освоение русской литературой 40 – 50-е годы. Существенную роль в этом сыграла Академия художеств, основанная в 1757 году и находившаяся сначала в Москве, затем, через год, переведенная в Петербург.

Классицизм становится ведущим направлением Академии художеств, как это было характерно и для европейских академий. Русский классицизм основан на тех же принципах, что и классицизм европейский.

Его благородные идеалы, высокопатриотические гражданственные идеи служения Отечеству, восхищение внутренней и внешней красотой человека, тяга к гармонии питаются философией просветительства. Он привержен большим обобщениям, общечеловеческому, стремится к логике, упорядоченности. В качестве источника использует античное наследие.

Но русский классицизм XVIII века имеет свои специфические черты. В нем отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному (а в нем к греческой античности).

Античная и ренессансная система композиционных приемов и пластических форм пересматривалась петербургскими художниками применительно к национальным традициям, к русскому образу жизни. Русский классицизм овеян более теплым и задушевным чувством, менее официален, чем его европейский прототип. Классицизм стал универсальным явлением. Он проявил себя в той или иной мере во всех видах искусства.

В своем развитии русский, петербургский классицизм проходит несколько этапов: ранний (1760-е - первая половина 1780-х годов), строгий (вторая половина 1780 – 1800 год) и поздний (1800 – 1830-е годы).

Во второй половине XVIII столетия начинается расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно и не выявила ни одного большого русского мастера в первой половине XVIII века.

Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры явился стимулом для развития искусства, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос – каждый оставил свой индивидуальный след в искусстве.

Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили еще в Академии, в классе скульптуры профессора Никола Жилле, руководившего им почти 20 лет.

Архитектурно-декоративная пластика в эпоху классицизма имеет строгую систему расположения на фасаде здания: в основном в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает здание, читаясь на фоне неба. Классицистический декор как бы самостоятельно существует в организме здания, подчиняясь лишь тектонике стены. В интерьере скульптура размещается преимущественно на парадной лестнице, в вестибюле, в анфиладе парадных залов.

В станковой пластике отмечается разнообразие жанров, поэтому неслучайно развивается и портрет. Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII века, можно выделить общее: она всегда представляет совмещение, смешение черт барокко и классицизма, и лишь на рубеже XVIII – XIX веков скульпторы дают уже образцы «чистого» классицизма.

Русский классицизм отличается от общеевропейского отношением к античности. Для русских мастеров античность никогда не была важнейшим и почти единственным объектом изучения и подражания, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит внимательное изучение натуры.

Взгляды, за свои дерзкие выпады в отношении правительства и осуждение самодержавия и крепостничества практически в открытую Н.И. Новиков, можно сказать, поплатился жизнью. Сатирическая журналистика второй половины XVIII века: каковы основные причины расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов? Последние десятилетия XVIII века в истории России именуются по-разному: одни связывают этот...

Одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела". Подводя итог можно сказать, что благодаря правлению Екатерины II к концу 18 века Россия получила большой толчок в политическом, государственном, духовном, экономическом развитии. 3. Россия во II половине XVIII века Территория и население. К концу XVIII в. территория Россия увеличилась. Приращение произошло за счет присоединенных...

России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Марос и другие. Рассмотрим...

В начале XIX в. оказал определенное влияние романтизм. Наконец, неизменным и постоянным было воздействие реалистических традиций национальной художественной культуры. Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета, что не кажется удивительным, если мы вспомним предыдущие этапы. Поколение художников, выступившее на рубеже 60–70-х годов, в кратчайший срок выдвинуло...

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Введение

  1. “Золотой” век в России
  2. Особенности XIX века
  3. Причины феномена “Золотого” века

2. Литература XIX века

  1. Романтизм
  2. Реализм

3. Музыка

4. Театр

5. Живопись

6. Заключение

Золотой век в России

ХIХ век - это и надежда на сильную государственность просвещенных монахов; и европейские порядки, освоенные и “привитые” России; и объединение славян; и “ускорение” истории; увеличение числа писателей поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

Золотой век русской культуры: Пушкин, Лермонтов и Гоголь, нравственные искания Толстого и Достоевского; рассвет музыкальной культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский; достижения русской науки, философии.

Особенности “Золотого века”

В истории тысячелетней культуры - от Киевской Руси до императорской России, ХIХ век занимает особое место.

  • Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества. ХIХ век уникален прежде всего своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья.
  • Во-вторых, долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась “хрестоматийным глянцем”, либо упрощалась и выхолащивалась в угоду сиюминутному политизированному подходу. Уныло-примитивная абсолютизация революционного, маргинального направления создавала устойчиво негативный комплекс неприятия великого наследия, “усеченного” представления о нем. Значительные “материки” культуры изымались, уходили под воду забвения как “чуждо-классовые”, “ненужные”. Настало время объемного, научного подхода к русской культуре.
  • В-третьих, ХIХ век это тот трагически-творческий “узел” в “колесе” русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными лишь на пороге ХХI века. Проблемы и поиски русской культуры этого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности.
  • В-четвертых, XIХ век - многоаспектен, полифоничен: он и уникален, и во многом традиционен для христианско-православного древа русской культуры девяти веков, объединенных общенациональной русской идеей, основой и концентратом российского менталитета (тип сознания, мышления, деятельности, тип человека) с его нацеленностью на будущее (“звезду пленительного счастья”), со своеобразным мессианством и верой в особую миссию русского народа - объединителя великого евразийства. Именно в ХIХ веке русская идея получает различную трактовку, становится определенной “знаковой” системой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславянистов и марксистов.
  • В-пятых, ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических “инструкций” по ответам на извечные русские вопросы: “Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?”
  • В-шестых, ХIХ век - и этапное завершение развития русской культуры девяти веков, и очень важный рубеж в ложном противоречивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге ХХ столетия. Наконец, это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической. Идет постепенное разрушение сословно-дворянской культуры, новые импульсы к развитию получают разночинная и купеческая культуры, после 1861 года в новом качестве выступает крестьянство как социокультурный слой. Особую интегрирующую роль в шестидесятые годы начинает играть интеллигенция.

События, оказавшие воздействие на культуру века

Какие события истории оказали главное воздействие на тип менталитета, культуры в целом?

  • Отечественная война 1812 года,
  • реформы Александра II,
  • отмена крепостного права,
  • “хождение” в народ,
  • западноевропейские революции в их резонансе на русской почве,
  • распространение марксизма.

Все это многообразие определило и культурное “лицо” ХIХ века как эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: “золотой век” начался рождением А. Пушкина, дал великую неантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева.

Литература

В ХIХ в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно - освободительной идеологией. Ода Пушкина “Вольность”, его “Послание в Сибирь” декабристам и “Ответ” на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева “ К временщику” (Аракчееву), стихотворение Лермонтова “На смерть поэта”, письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил. Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, чего она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные “ вселенные”. Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим “золотым веком” русской литературы, прекрасно выразил Манн, говоря о ее “необыкновенном внутреннем единстве и целостности”, “тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций”.

Важнейшей особенностью первой половины XIX века была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей. Среди которых, основными были романтизм и реализм.

Романти"зм - характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского. В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М.Ю. Лермонтова, “русского Байрона”. Философская лирика Ф.И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Реали"зм, в литературе - направление, стремящееся к изображению действительности. А.С.Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах “Евгений Онегин”, который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве: великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма “Борис Годунов”, повести Капитанская дочка, “Дубровский ” и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по плану сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. Традиции Пушкина продолжил его младший современник, и преемник М. Лермонтов. Роман “Герой нашего времени”, во многом созвучный с пушкинским романом “Евгений Онегин”, считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества. Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа ХIХ в. и литературой ХХ в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Особое явление в русской и мировой литературе - роман “Война и мир”; в этом уникальном феномене искусства. Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много-фигурностью эпической фрески.

Преемницей русской литературы оказывается философская мысль, она исследует духовные заветы “золотого века” классики и потому сама переживает “золотой век”.

Музыка

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно - вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой – русский фольклор.

Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д.. В стане была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.) открылись консерватории.

В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом, не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы? Михаил Иванович Глинка (1804-1957 гг.), получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх - “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) и “Руслан и Людмила”. Он создал образцы национальной русской оперы - героико-эпическую оперу и оперу-сказку. “Жизнь за царя” написана на историко - патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII века - борьбе русского народа против польских завоевателей. Опера-сказка “Руслан и Людмила” написана на сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Н. Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” М. Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый “сказочный” мир опер: от “Майской ночи” и “Снегурочки” до “Садко”, для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет “Садко” построен на различных вариантах новгородской былины - повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. “Снегурочку” Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав её картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства”. В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику. Музыка Римского-Корсакова возвышает человеческое в человеке, она призвана спасти его от “страшных обольщений” буржуазного века и тем самым она приобретает великую гражданскую роль, приносит пользу обществу. Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П.Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера “Евгений Онегин”, предупредительно названная им не оперой, а “лирическими сценами”. Чайковский хотел достичь на сцене иллюзии обыденной жизни с ее повседневными разговорами.

В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. “Знамением” времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.

Театр

Герцен, говоря об игре русских актеров, отмечал: “Они были великие артисты, артисты по призванию и по труду. Они создали правду на русской сцене”

В период “Золотого” века начинается новая страница в истории русского театра, где смена художественных направлений происходила столь же быстро, как и в литературе.

  • В 20-30-е годы, в театрах все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героев. Самым ярким представителем является Павел Степанович Мочалов (трагедии Шиллера и Шекспира, роль Гамлета и Ромео).
  • В 30-е годы активно развивается в русской драматургии реализм, несмотря на запреты цензуры, усилившиеся после восстания декабристов. Самым запоминающимся спектаклем того времени был “Ревизор” Гоголя. Основоположником сценического реализма считается лучший актер, игравший Городничего, Михаил Семенович Щепкин.

Центрами театрального искусства были Александрийский театр в Петербурге и Малый театр в Москве.

XIX век - это также и расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем “содружества танца, музыки и живописи” к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд “Умирающий лебедь” на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета.

Живопись

Классицизм, приобретший мощное народное звучание, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве.

Современниками того времени особенно ценилось направление живописи русских художников, в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип: описания портрета; картин, выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции.

Русские художники в своих работах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. Век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа.

Яркими представителями являются: Брюллов, Иванов, Айвазовский, Федотов, Тропинин и др.

Заключение

Родившись в результате сшибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле А. Герцена, “на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина”, - русская культура, вобравшая в себя и по-своему переплавившая плоды обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический “золотой век”. Ведущими направлениями XIX века стали - романтизм и реализм. Но представители обоих этих течений: писатели,поэты,драматурги,музыканты,философы,художники-обращались к историческому прошлому России, пытаясь найти ответы на современные вопросы. Эти люди способствовали формированию национального самосознания русских людей.

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и “спасения” России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения - революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов. ХIХ век - это Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков и Аксаков, Сперанский и Уваров, Ушинский и Михайловский, Чернышевский и Лавров, Достоевский и Толстой, Леонтьев, Соловьев. Эсхатология и мессианство, философия истории и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм философия ненасилия и террор, русский социализм и писк земного Града... Все это вместил трагический и невеликий ХIХ век. Этот век как культурная эпоха - это и новый уровень переплавки европейского опыта в культурном диалоге столетий, и поиск себя в дилемме “Запад - Восток”.

К концу века в русской идее усиливаются мотивы покаяния, философии и культуры ненасилия, которые явились естественной реакцией.

На рубеже XVII – XVIII вв. Россия вступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I ускорили и закрепили этот исторический поворот, решительно проявившийся во всех сферах бытия. Перед Россией встали новые политические, экономические, духовные и эстетические задачи.

Особым своеобразием отличается русская культура переходного периода - первой четверти XVIII века, проникнутой пафосом военных побед и духом преобразований. Принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра I. Эпоха потребовала образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. Заслуги перед государством и талант ставились выше родовитости. Все это нашло отражение в общественной и культурной жизни страны.

Утверждение светских начал в культуре, искусстве, использование европейского опыта стали государственной политикой. В петровское время впервые возникла идея создания Академии художеств . Стало широко практиковаться пенсионерство – посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии.

Строительство новой столицы России Петербурга и других городов привело к развитию архитектуры , возведение многочисленных дворцов требовало совершенствования декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа. Больших успехов достигла гравюра, прикладное искусство. Начали издаваться газеты и журналы, родилась русская журналистика. Был создан первый профессиональный театр.

XVIII век славен великими людьми: Петр I и Екатерина II, Ломоносов и Державин, Фонвизин и Новиков, Никитин и Матвеев, Аргунов и Антропов, Зарудный и Растрелли, Баженов и Шубин, Березовский и Бортнянский, Левицкий и Боровиковский и многие другие – определили лицо культуры этого времени.



Русское искусство первой четверти XVIII в. характеризуется развитиемархитектуры, что было вызвано изменением облика русских городов. Новые типы сооружений (административные, общественные здания) требовали новых конструкций, материалов, развития строительной техники.

Черты нового времени появляются в архитектуре Москвы: жилые сооружения располагаются вдоль улиц, а не усадебным приемом. Строится Арсенал в Кремле. И.П.Зарудный (вторая половина XVII в. – 1727) возводит церковь Архангела Гавриила на территории усадьбы А.Меншикова (т.наз. Меншикова башня); в ней сочетаются церковные и светские элементы.

Строится новая столица – Петербург , который был заложен первоначально как порт и крепость. Создается генеральный план города, укрепляются берега Невы и малых рек, сооружаются каналы. Воздвигаются производственные, административные, жилые дома. Приглашаются многие иностранные архитекторы, русские мастера едут обучаться за границу.

Д. Трезини (около 1670 – 1734) сооружае Петропавловский собор , ворота в Петропавловской крепости; проектирует здание Двенадцати коллегий – главное административное здание страны. Формируется стиль русского барокко . Новые здания отличаются рациональностью планов и конструкций, умеренным пластическим декором фасадов.

Крупнейшие русские зодчие этого периода: М.Г. Земцов (1686 – 1743), возглавлявший контроль над жилым строительством в Петербурге (известная его постройка – Аничков дворец на Невском проспекте); И.К.Коробов (1700 – 1747), знаменитый работами в Адмиралтействе (золоченая "Адмиралтейская игла "); П.М. Еропкин (1698 – 1740), разработавший приемы планировки (например, планировка Адмиралтейского острова).

К середине XVIII века меняется общая направленность строительства. Определяющими становятся дворцовые и церковные сооружения, которые должны были привлекать своими размерами, богатством отделки. В пригородных районах создаются большие парки с геометрической планировкой и декоративными сооружениями, большими дворцовыми зданиями.

Крупнейший архитектор этого времени – Ф.Б. Растрелли (1700 – 1771). Его создания – Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец . Смольный монастырь. Здания дворцов отличаются пышность; строятся торжественные въезды в дворцы, колонны, пилястры. Вводится интенсивная расцветка зданий. Внутри – анфиладное размещение комнат и залов. В отделке используется деревянная, обычно позолоченная резьба, скульптуры, зеркала, живописные вставки.

Известные зодчие – С.И. Чевакинский (1713 – вторая половина 1770-х гг.; Никольский военно-морской собор), Д.В. Ухтомский (1719 – 1774; колокольня Троице-Сергиевой лавры и др. постройки в Москве).

Вторая половина XVIII в. в русском искусстве связана с распространением классицизма . В архитектуре это определило обращение к античности; античные ордера стали главным средством решения фасадов и интерьеров зданий. Основным требованием стало соблюдение гармоничности пропорций.

Именно в этот период в Петербурге строится здание Академии художеств (1764 – 1788), которое возводят А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот . В Москве создается кольцо бульваров, строятся здания Воспитательного дома.

Новые тенденции получают свое развитие в творчестве В.И. Баженова (1737 – 1799; проект Кремлевского дворца, строительство ансамбля в Царицыне, знаменитый Пашков дом в Москве ); М.Ф. Казакова (1738 – 1812; здание Сената в Кремле, Голицынская больница и др.), И.Е. Старова (1745 – 1808; Таврический дворец в Петербурге).

Во второй половине XVIII века в России работают и мастера, приехавшие из Европы. Это Дж.Кваренги (1744 – 1817), который воздвигает здания Академии наук, Государственный банк, торговые ряды; одна из лучших работ – Смольный институт. В пригородах Петербурга работает Ч.Камерон (1740-е – 1812). Им создана знаменитая Камеронова галерея в Царском Селе, интерьеры комнат Екатерины II в Екатерининском дворце.

Наряду с профессиональными архитекторами работают талантливые крепостные зодчие. Так, строится усадьба "Останкино " при участии крепостного мастера П.И. Аргунова . Активно создаются парки, в которых осуществляется синтез искусств, сочетание пейзажа со скульптурой и архитектурой. Это пейзажные парки – Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск и другие.

Скульптура в XVIII веке развивается в двух направлениях: станковая и монументальная. Уже в начале века применяется монументально-декоративная пластика. Под руководством Зарудного в Москве создается белокаменный резной декор церкви Архангела Михаила (Меншикова башня ). Особенной выразительностью отличается монументально-декоративная скульптура в ансамбле Петергофа (в дальнейшем она претерпела изменения). Создаются первые проекты монументальных памятников.

Б.К. Растрелли (1675 – 1744), приехавший в Россию по приглашению Петра I, нашел в ней вторую родину (отец архитектора Растрелли). Им создан бронзовый бюст Петра I, в котором передано не только портретное сходство, но и характер Петра I; бюст А. Меншикова, статуя Анны Иоановны с арапчонком. Самое его значительное произведение – конный памятник Петру I (Петр восседает на коне в облачении римского императора); отлитый в 1745 – 46 гг., он более полувека пролежал в сарае и был установлен только в 1800 г. по приказу Павла I.

Величественный памятник Петру I, названный Пушкиным "Медным всадником ", создает Э.М. Фальконе (1716 – 1791). Петр 1 показан как законодатель и преобразователь России. Он изображен на вздыбленном коне над дикой скалой – пьедесталом. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу утверждающего жеста его правой руки. А.С. Пушкин писал:

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Во второй половине XVIII века начинают работать Шубин, Гордеев, Козловский, Мартос, Прокофьев, Щедрин.

Ф.И. Шубин (1740 – 1805) – по происхождению холмогорский крестьянин, как и Ломоносов, сам определивший свою судьбу. Окончив с золотой медалью Академию художеств, пенсионером едет в Париж и Рим, где изучает античную скульптуру. Основной жанр произведений Шубина – портрет, поражающий глубиной содержания, правдой характера, профессиональным мастерством. Таковы бюст князя А.М. Голицина, портрет П.А. Румянцева-Задунайского и др. Особенно выразительны бюст М.В. Ломоносова , лишенный парадности, передающий его высокий ум и человечность; бюст Павла I, созданный по законам парадного портрета, но раскрывающий всю сложность и противоречивость его характера. Шубин поднял жанр скульптурного портрета на новую качественную ступень.

М.И. Козловский (1753 – 1802) работал, в основном, в историческом жанре в русле классицизма, использовал античные образы и традиции. Его композиции; "Бдение Александра Македонского", "Поликрат", "Геркулес на коне". Его знаменитая статуя в Петергофе ­ "Самсон, разрывающий пасть льва " (погибла в годы Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 г.). Обращался он и к русской истории: статуя "Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", памятник Суворову (Петербург, Марсово поле): изображен в образе бога войны Марса, в античных доспехах и шлеме. В своих скульптурах Козловский стремился передать красоту и совершенство человека.

Живопись в течение XVIII века прошла свой путь развития. Уже в первой половине века появились новые жанры: историческая композиция, изображение баталий, портрет, натюрморт, миниатюра. Широкое распространение получает монументально – декоративная живопись. В станковой живописи художники начинают работать на холсте масляными красками. Самые крупные художники первой половины XVIII века – Никитин и Матвеев.

И.Н. Никитин (около 1685 – не ранее 1742) – один из первых петровских пенсионеров. овладел искусством европейских мастеров, но выработал свой стиль. В его портретах нет внешней эффектности западноевропейского парадного портрета. Никитин отразил дух преобразований, новое понимание личности человека и его места в обществе. Никитин неоднократно писал Петра I. Последняя из этих работ – "Петр I на смертном одре", одна из самых ярких. Наиболее значительное произведение русской живописи этого периода – "Портрет напольного гетмана " (1720-е гг.).

Никому из современников Никитина не удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии и такого профессионального мастерства.

Другой "птенец гнезда Петрова" – А. Матвеев (1701 – 1739). Тоже учился за границей. В России возглавлял "Живописную команду Канцелярии от строений", которая занималась художественным убранством построек столицы. Росписи Матвеева не сохранились. Наибольшую ценность представляют портреты, правдивые и непосредственные. Среди них – "Автопортрет с женой", который отличается остротой характеристик, точностью рисунка, мягкостью живописной лепки.

В середине XVIII в. творит замечательный мастер И.Я. Вишняков (1699 – 1761); ученик Матвеева, он после его смерти возглавил "Живописную команду Канцелярии от строений". Формируется как монументалист (росписи в Петропавловском соборе, в Троицкой соборной церкви и др.) и как мастер портрета, в котором стремился передать весь сложный душевный мир человека. Вся жизнь персонажей Вишнякова ­ в лице, а лица открыты миру.

Впервые художник изобразил ничем не примечательных людей – семью Тишиных. Николай и Ксения Тишины показаны в венчальных уборах, в традиционных позах, но свободно и непринужденно. Они обладают внутренним достоинством, доброжелательностью и серьезностью.

Значительное достижение Вишнякова – портреты детей Фермор, особенно Сары Фермер. Это парадный портрет, но в нем – поэзия и очарование, музыкальность форм, светлые и нежные цветовые созвучия.

Во II половине XVIII века расцветает исторический жанр в живописи, т.к. именно он мог запечатлеть героические события прошлого и современности. Глубины и монументальности достиг М.В. Ломоносов в мозаике "Полтавская битва ", которая наметила новый путь русской монументальной живописи.

Крупный мастер исторической живописиА.П. Лосенко (1737 – 1773). Родился на Украине, рано попал в Петербург, где с 16 лет учился живописи. Окончил Академию художеств, где был впоследствии профессором, а позднее директором. Известен был своими рисунками и картинами: "Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель" и др. Самые значительные картины – "Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой", проникнутые героическим пафосом.

Г.И. Угрюмов (1754 – 1814) создал серию картин из русской истории: "Торжественный выезд Александра Невского...", "Взятие Казани" и другие. Самая значительная – "Испытание силы Яна Усмаря", где создан образ русского героя-богатыря.

Во II половине XVIII в. особых успехов достигает портретная живопись. Художники Рокотов, Левицкий, Боровиковский и др. создали блестящую портретную галерею современников, воспели красоту и благородство человека.

Ф.С. Рокотов (1735/36 – 1808) писал камерные портреты. Он любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим. Выражал в живописи стремление передового дворянства следовать высоким нравственным нормам. В портрете В.И. Майкова создан образ поэта, выявлены его характерные черты. Портрет отличает темпераментная живопись, колорит построен на противопоставлении красного и зеленого.

Представление о прекрасном воплощено в портрете В.Е. Новосильцевой. Таковы же портреты Н.Е. Струйской , Е.Н. Орловой, В.Н. Суровцевой, отличающиеся поэтичностью и артистизмом исполнения.


Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Николай Заболоцкий


Д.Г. Левицкий (1735 – 1822), родился в Киеве, там же встретился с Антроповым, что и определило его судьбу. Учился в Петербурге у Антропова, работал в Петербурге и Москве. Левицкий – мастер портрета. За портрет архитектора Кокоринова он был удостоен звания академика. Кокоринов изображен в кабинете, перед ним – план Академии художеств. Замечательно передана пластика жеста, дымчато-сиреневая тональность колорита. Левицким создана серия портретов "смольнянок" – воспитанниц Смольного института. Каждая изображена в определенной сюжетной ситуации, характерной позе. Портретам присуща декоративность, изысканная красота линейных контуров и силуэтов.

Замечателен портрет архитектора Львова , М. Львовой, урожденной Дьяковой. Значительное создание – портрет Екатерины II в духе оды Державина "Фелица". Левицкий изображал сложную духовную жизнь своих моделей, его портреты отличает замечательный рисунок и тонкий колорит.

В.Л. Боровиковский (1757 – 1825) родился в Миргороде, в юности писал иконы. Учится и работает в Петербурге, сближается с Левицким. В основном, пишет портреты, воспевая в своих моделях способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям. Левицкий был близок к сентиментализму, к писателю и историку Карамзину.

В портрете М. Лопухиной он передал очарование молодости, она полна легкой грусти и мечтательности. Портрет полон мягкости и внутренней гармонии. Боровиковским созданы портреты Екатерины II на фоне царскосельского парка, А.Б.Куракина, Г.Р.Державипа, Д.П.Трощинского и других,

Во II половине XVIII в, становится самостоятельным жанром пейзажная живопись, в которой нашли отражение возвышенные идеалы классицизма.

С.Ф. Щедрин (1745 – 1804) – мастер паркового пейзажа. Он создал серии пейзажей Гатчины, Павловска, Петергофа, запечатлел красоту садов и парков, архитектурных ансамблей.

Ф.Я. Алексеев (1753/54 – 1824) изображал виды Москвы, Воронежа, Херсона. Он прославился строгими и стройными картинами с видами Петербурга: набережные Невы, грандиозные дворцы, площади ("Вид на Михайловский замок", "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" и другие) Художник изобразил панораму столицы в серебристо-сером свете северного неба.

Развивается в этот период бытовая живопись: И.Фирсов ("Юный живописец"), М.Шибанов ("Крестьянский обед", "Празднество свадебного сговора").

С XVIII в. начинается развитие новой русскойлитературы, в которой воплощаются идеи Просвещения, облеченные в художественные формы классицизма. В XVIII в. творят выдающиеся мастера слова: А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Развитие классицизма в русской литературе имело свои особенности. Русские писатели, обращаясь к античным сюжетам, имели большой интерес к отечественной истории, к народному творчеству. Русский классицизм был более демократичен. Во многих произведениях была поставлена проблема крепостного права. Все это вело к накоплению реалистических элементов. Наиболее распространенными жанрами стали оды, послания, героические поэмы, трагедии, комедии и басни.

Связующим звеном между литературой XVII и XVIII вв. явился Феофан Прокопович (1681 – 1736), сподвижник Петра I. Он автор церковных проповедей, трактатов, трагикомедии "Владимир ". Под его влиянием формировался А.Д. Кантемир (1708 – 1744). В своих произведениях он обличает тех, кто презирает учение ("На хулящих учение"), кто похваляется знатностью ("На зависть и гордость дворян злонравных") и другие. Написал девять сатир, явившись зачинателем сатирического направления в русском классицизме.

Одним из выдающихся деятелей русской литературы и всей русской культуры XVIII века был М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Обладая энциклопедическим умом, Ломоносов во многих областях знаний достиг выдающихся результатов: в физике, химии, астрономии, философии и т.д. Ломоносов – автор исторических трудов ("Краткой российской летописец с родословием " и др.), автор "Российской грамматики ". Большое значение для развития русской литературы имела реформа Ломоносова в области стихосложения. Это силлабо-тоническая система стихосложения, основы которой сформированы В.К. Тредиаковским (1703 – 1769) и Ломоносовым ("Письмо о правилах российского стихотворства").

Как поэт Ломоносов выступил в различных жанрах. Он писал оды, стихи естественно­научного содержания, трагедии, поэмы. Но основной его жанр – оды, которым он придал черты национального своеобразия. Ломоносов воспевал победы русского оружия ("Ода на взятие Хотина"), дела Петра I (поэма "Петр Великий"). Этапная его ода – "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года ", где Ломоносов славит мир ("возлюбленную тишину"), воспевает родину, науку. В своих произведениях Ломоносов обращается и к сатире ("Гимн бороде", "К Пахомию").

М.В.Ломоносов явился и теоретиком литературы. Он разработал теорию о трех "штилях" – высоком, среднем и низком ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке").

М.В.Ломоносов, оказав большое влияние на развитие русской культуры, вошел в историю как родоначальник новой литературы (Белинский: "отец русской литературы").

Выдающимся писателем был А.П. Сумароков (1717 – 1777). В поэзии он соперничал с Ломоносовым (писал эклоги, мадригалы, элегии, басни и сатиры). Но особенно популярны были его 9 трагедий: "Хорев". "Дмитрий Самозванец" и другие, именно они утверждали за Сумароковым славу "северного Расина". Трагедии писал и Я.Б. Княжнин ("Вадим Новгородский").

В 60-е гг. появляется русская повествовательная проза: Ф.А. Эмин (1735 – 1770), романы "Приключения Фемистокла" и другие; М.Д. Чулков (1743 – 1792), автор плутовских новелл и волшебно-рыцарских повестей "Пересмешник, или Славенские сказки", романа "Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины" и другие

II половина XVIII в. – период появления журналистики. Значительную роль в этом процессе сыграла деятельность Н.И. Новикова (1744 – 1818), который выпускает сатирические журналы "Кошелек", "Трутень", "Живописец". Позже эту традицию продолжил И.А. Крылов (1769 – 1844) – журналы "Почта духов", "Зритель" и другие.

В XVIII веке наступает новая эра книгоиздательства, подъем книжного дела. Крупнейшим центром книгоиздательства становится Московский университет, созданный Ломоносовым. И в этом деле огромна роль Новикова. Он основал первое в России издательское товарищество – "Общество, старающееся о напечатании книг".

В последней трети XVIII в. новое развитие получает комедия. Д.И. Фонвизин (1744 – 1792) – автор комедий "Бригадир " и "Недоросль ", по словам Гоголя, это "первая истинно общественная комедия".

Ведущий поэт II половины XVIII века – Г.Р. Державин (1743 – 1816). Поэт воспел победы русского оружия ("Осень во время осады Очакова", "На взятие Измаила" и другие), создал образы Румянцева, Суворова, Ушакова, Кутузова. Известность поэту принесла ода "Фелица", где Державин рисует аллегорический образ мудрой царицы, тем самым давая "наказ" властьимущим. Державин обращался и к сатирическому направлению ("Вельможа"), описывал природу ("Бог", "Водопад"). Особое значение поэзия Г.Р.Державина имела для становления таланта А.С.Пушкина. С 70-х годов возрастает роль идей и принципов сентиментализма и предромантизма . Пути развития сентименталистской прозы определил Н.М. Карамзин (1766 – 1826), автор повестей "Бедная Лиза ", "Наталья, боярская дочь", "Марфа Посадница". Выдающимся писателем этого периода был А.Н. Радищев (1749 – 1802), автор "Путешествия из Петербурга в Москву".

Русская культура XVII I века явилась тем фундаментом, на котором было воздвигнуто здание великой русской культуры XIX века.

Введение. русская художественная культура как общечеловеческая ценность

Данное пособие соответствует содержанию курса, читаемого в рамках "Мировой художественной культуры" для студентов педагогических колледжей и вузов. Данная дисциплина является одной из наиболее важных, а в современной социокультурной ситуации- наиболее идеологически значимых в гуманитарной подготовке специалистов.

Курс "Русская художественная культура" отражает культурологическую направленность предмета. Поэтому его проблемное поле охватывает:

Изучение генезиса отечественной культуры, ее базисных ценностных ориентиров;

Анализ художественных течений и школ как продукта исторической, национальной и религиозной ментальности;

Освоение системы искусств в ее историческом развитии;

Осмысление взаимосвязи литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра как проявления закономерностей функционирования феномена художественной культуры.

Задачи курса:

1.Обосновать этапы становления и развития отечественной художественной культуры от древности до современности.

2. Показать эволюцию художественных стилей профессионального искусства во взаимосвязи с культурно-историческим контекстом.

3.Выявить характерные национальные особенности развития разных видов искусств.

4.Охарактеризовать творчество великих русских мастеров-писателей, художников, архитекторов, композиторов.

Цель курса:- раскрыть наиболее важные культурологические закономерности истории русского искусства с конца X по XX век.

История отечественного профессионального искусства рассматривается в данной книге как органичная часть всеобщей истории и как самобытная краска на карте мировой художественной культуры. Содержание курса в соответствии с его культурологической направленностью имеет междисциплинарный характер, локализуясь "на стыке" истории философии, религиоведения, эстетики и собственно искусствознания (литературоведения, музыковедения, истории изобразительных искусств и архитектуры и др.). Методологическим основанием курса является принцип историзма.

Для обоснования исторической периодизации, принятой в пособии, необходимо прояснить позицию автора по отношению к феномену отечественной художественной культуры.

Известно, что современная мировая художественная культура поражает своей многогранностью и многоликостью. Каждый народ, живущий на исходе XX века, творит искусство, сообразуясь со своими национальными традициями, а также с теми коммуникативными "сверхустановками", на которые ориентируются современные мастера разных стран и континентов. Правда, и сегодня есть культуры, чья художественная жизнь как бы застыла на первобытной стадии развития. На другом полюсе- "наднациональное" экспериментальное художественное творчество, характерное для индустриально развитых стран и, быть может, предвосхищающее художественные направления XXI столетия. Однако эти исключения лишь подтверждают "правило": к концу нашего века большинство народов не только накопило богатейший художественный опыт, но и сумело в той или иной мере выразить национальное "Я" в произведениях искусства.

На этом фоне историческое прошлое и настоящее русской художественной культуры как бы вписываются в европейскую художественную "модель". Однако думается, что отечественное искусство выполняет в мировой культуре особую, не всегда поддающуюся рациональному анализу миссию. Вспомним, что еще великий русский философ Н.А.Бердяев задавался вопросом: что же замыслил Творец о России? Есть основания полагать, что философ был прав, утверждая: русский народ на протяжении своей истории вынашивал высокие идеи духовного смысла Бытия и соборного братства людей. Эти идеи получили наиболее законченное и совершенное воплощение в искусстве- великой русской литературе, музыке, живописи, архитектуре. Из века в век загадочная русская душа, которую и "умом не понять", и "аршином общим не измерить", раскрывалась в творениях гениальных художников. Была ли закономерность в этом бесконечном процессе самопознания? Обратимся вновь к Бердяеву, который писал: "Есть соответствие между необъятностью, безграничностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине..."

Чем больше погружаешься в глубь веков, "вслушиваешься" в историю, тем яснее начинаешь понимать удивительное действие этого неписаного закона "соответствия земли и души". "Драгоценная ноша нашей культуры" (А. Блок), передаваемая из поколения в поколение, озарила мир светом исканий Истины, Добра и Красоты. Поэтому при изучении русской художественной культуры важнейшей является проблема соотнесенности художественности и духовности.

В масштабах мировой истории русская культура, соединившись с христианством лишь в конце X века, является весьма молодой, как молода и сама русская нация. Молодость же, как известно, отличается стремлением к самостоятельности и постижением жизни методом проб и ошибок. Нет ничего удивительного, что русская художественная культура избрала путь "прочтения" и понимания великой Книги Бытия, не отрицая чужого опыта, но все же предпочитая самобытный национальный путь.

Феномен развития русской художественной культуры заключается в том, что в ее историческом движении были пройдены все возможные "варианты" взаимодействия искусства и религии. В результате этих грандиозных и общезначимых для человечества "экспериментов" сложилось, на наш взгляд, несколько типов художественной культуры. Например, древнерусская художественная культура, выпестованная Православием и неотделимая от него. Этот тип соответствует историческому периоду, длившемуся с конца X по XVII век. Полное единение профессионального искусства и религии было достигнуто в те времена за счет отказа от светских (мирских) форм художественной культуры (например, отсутствовали театр, инструментальное исполнительство). Культурное пространство целиком было заполнено высокодуховными храмовыми искусствами- зодчеством, иконописью, пением. Данный период можно назвать культурой религиозно-художественного монолога. Её заветы не исчезли в веках; они живы и сегодня не только в храмовых искусствах, но и в тех творческих озарениях, что несут свет христианского вероучения.

Иная художественная культура сложилась в XVIII-Х1Хвв., когда искусство развивалось и в церковных, и в светских жанрах в естественном для себя русле. В этот период незримый диалог "художественного" и "духовного" воплотился в анализе вечных нравственных проблем в творчестве великих классиков русской литературы, живописи, музыки. Ещё более страстно к "надвременным" темам было устремлено искусство "серебряного века". Новый тип художественной культуры родился в результате трагической ломки устоев российского государства после 1917 года. Провозгласив атеизм нормой мировосприятия, новой религией, коммунистический режим не мог уничтожить истинные общечеловеческие ценности Веры, Надежды, Любви, что жили в сердцах всех выдающихся русских писателей, художников, композиторов XX века.

В данной книге выделены основные этапы исторического развития художественной мысли России, каждому из них посвящён раздел пособия. Это - древнерусская художественная культура (I часть), художественная культура эпохи Просвещения (II часть), классическое искусство XIX в. (III часть) и художественная культура конца XIX- XX в. (IV часть). В изложении обобщающих разделов курса автор руководствовался следующими установками:

Наличием стиля эпохи или ведущих стилевых тенденций на каждом существенном этапе становления русской художественной культуры;

Тесной взаимосвязью отечественного искусства с геополитическим, социальным и религиозным развитием русского общества;

Относительностью периодизации, ее обобщенностью и абстрагированностыо от деталей.

Части пособия делятся на главы. В конце каждой главы даны вопросы и задания для самостоятельной работы над темой. Части заканчиваются хрестоматией и списком литературы. В конце книги дается краткий терминологический словарь и указатель имен.