18 век на страницах литературных произведений. Русская литература XVIII века – общая характеристика. Контрольные вопросы и задания

В начале XVIII столетия, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности и сами содействовали ей. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене.

Широко используя достижения отечественной и мировой науки, культуры, техники, промышленности, образования, Петр I своими реформами открыл новые пути для русской литературы. Несмотря на то что движение России после кончины Петра Великого замедлилось, русское общество достигло в XVIII веке огромных результатов в области культуры и образования. Русские монархи, в особенности Петр I и Екатерина II, отчетливо понимали, что двинуть вперед страну, разрушить косные патриархальные порядки, застарелые суеверия, создававшие помехи росту материальных ценностей и новым общественным отношениям, утвердить новые светские государственные и моральные нормы и понятия можно только с помощью образования, просвещения, культуры, печати. В этой связи литературе уделялось исключительное внимание.

Различные слои русского общества в этих условиях получили возможность для широкой умственной и художественной деятельности: были открыты Московский университет, общеобразовательные школы и профессиональные училища, введен новый календарь, основана первая русская газета, учреждены Академия наук, Академия художеств, Вольное экономическое общество, первый постоянный русский театр. Общество получило возможность высказывать свои мнения, критиковать дела правительства, вельмож и сановников.

Русская литература XVIII века унаследовала от древнерусской литературы высокое представление об искусстве слова и о миссии писателя, о могучем воспитательном воздействии книги на общество, на умы и чувства сограждан. Она придала этим исторически сложившимся особенностям новые формы, используя возможности классицизма и Просвещения.

Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства и преобразований. Поэтому на первый план в литературе выдвинулись высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу. Центральным жанром высокой гражданской поэзии была ода. Критическое направление представляли жанры высокой сатиры, близкой к оде, басня и бытовая комедия нравов.

Эти основные направления развития литературы определились в начале века. В первой трети столетия сформировался классицизм, рождению которого способствовал один из высших иерархов православной церкви - писатель Феофан Прокопович. Основоположниками классицизма стали А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Помимо них, крупнейшим писателем, чье творчество началось в первую половину XVIII века, был А. П. Сумароков.

Во второй половине XVIII века, примерно с 1760-х годов, в литературе наступил новый период. В это время появляются новые жанры: прозаический роман, повесть, комическая опера и «слезная драма».

Поскольку социальные противоречия углублялись, то все большее распространение получала сатира. Чтобы смягчить ее воздействие на общество, Екатерина II сама стала негласной издательницей сатирического журнала «Всякая всячина». Императрица хотела уменьшить роль общественной сатиры и увеличить значение правительственной сатиры, служащей политическим интересам монархии. Она пригласила следовать ее примеру писателей и издателей. Русское общество воспользовалось этим. В России сразу же появилось несколько сатирических журналов («И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Трутень», «Ни то, ни сио в прозе и стихах», «Поденщина»). Самыми радикальными журналами, воевавшими с екатерининской «Всякой всячиной», были журналы выдающегося русского просветителя Н. И. Новикова - «Трутень» и «Живописец».

Сатирическое направление почти целиком господствовало в стихотворениях («Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Лисица-казнодей») и комедиях («Корион», «Бригадир», «Недоросль») Д. И. Фонвизина, в комедиях Я. Б. Княжнина («Хвастун», «Чудаки»), в комедии «Ябеда» В. В. Капниста, в прозе и комедиях И. А. Крылова («Проказники», «Трумф, или Подщипа» и написанных уже в начале XIX века «Модная лавка» и «Урок дочкам»).

В это же время не остывает интерес и к большим высоким формам литературы. После трагедий А. П. Сумарокова в последней четверти XVIII века к этому жанру обращаются Я. Б. Княжнин («Росслав», «Вадим Новгородский») и другие драматурги, например Н. П. Николев («Сорена и Замир»).

Во второй половине XVIII века жанровая система классицизма начинает сковывать творческую мысль писателей, и они пытаются ее разрушить и реформировать. Героическая поэма, характерная для Кантемира («Петриада»), Ломоносова («Петр Великий»), Сумарокова («Димитриада»), теперь отходит на второй план. Последняя попытка в этом жанре - «Россияда» М. М. Хераскова - не увенчалась успехом. С тех пор излюбленными для русских авторов становятся жанры «ироикомической» поэмы, шутливой поэмы и комической оперы, в которых иронически перелицовывался жанр героической поэмы («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх» В. И. Майкова; «Душенька» И. Ф. Богдановича).

Те же тенденции исчерпанности классицизма как литературного направления заметны и в творчестве крупнейшего поэта XVIII века Г. Р. Державина, обновившего принципы классицизма и предварившего возникновение романтизма.

В конце XVIII века в литературе возникает новое литературное направление - сентиментализм. Он оказал сильное влияние на А. Н. Радищева, крупнейшего русского мыслителя и гневного писателя, чувство которого было возмущено народными бедами, угнетенным положением крестьян и простого русского человека вообще. Основное его сочинение - «Путешествие из Петербурга в Москву» - написано в любимом сентименталистами жанре «путешествия» и вызвано душевным потрясением от увиденных им картин несправедливости и беззакония. Эта «чувствительность», сердечная озабоченность чрезвычайно близка сентименталистам.

Основоположником сентиментализма и крупнейшим писателем этого направления был Н. М. Карамзин - поэт, прозаик, публицист, журналист, «последний летописец и первый наш историк», по словам Пушкина, и реформатор русского литературного языка. Многие стихотворения, баллады и повести принесли ему всероссийскую известность. Наибольшие его заслуги связаны с такими произведениями, как «Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза», «История государства Российского», а также с преобразованием литературного языка. Карамзин наметил и осуществил реформу, благодаря которой устранялся разрыв между устным, разговорным и письменным, книжным языком русского общества. Карамзин хотел, чтобы русский литературный язык столь же ясно и точно выражал новые понятия и представления, сложившиеся в XVIII веке, как и язык французский, на котором говорило русское образованное общество.

Ближайшим соратником Карамзина стал И. И. Дмитриев, автор популярных историко-патриотических сочинений, песен, романсов, сатирических сказок и басен («Ермак», «Освобождение Москвы», «Стонет сизый голубочек...», «Чужой толк», «Модная жена» и др.). Принципы сентиментализма талантливо воплотил в своих песнях в народном духе Ю. А. Нелединский-Мелецкий, которому принадлежат несколько песен (например, «Выйду я на реченьку...»), сохранившихся в песенном репертуаре до наших дней.

Русская литература XVIII века в своем стремительном развитии обеспечила будущие великие достижения искусства слова, последовавшие в XIX столетии. Она почти догнала ведущие европейские литературы и смогла «...в просвещении стать с веком наравне».

В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление - классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали петровские реформы, а также школа европейского просвещения.

Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке.

Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.

Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.

Большим человеком 18 века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.

Крупнейшим поэтом в русской литературе 18 века стал Гаврила Романович Державин. Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом - философом.

В конце 18 века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм - направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения Радищева и Карамзина. Карамзин, в повести «Бедная Лиза» высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.

Билет 1. Общая характеристика и периодизация.

18 век переломный. Происходило изменение по отношению к человеческой личности. На рубеже 17-18 вв произошла смена культурных ориентиров и источников влияния. Гл. культ. Ориентиром стала западная Европа, но европеизация термин условный. Процесс европеизации начался с середины 17 в, ключевым событием, были культурные реформы. В 17 в в Москву приехали киевские старцы- первые русские западники. Осуществившие реформу книг, благодаря им в России появилось стихотворство и драматургия. В сер. 17 в по польскому приказу в Москве начались переводы европейских романов. Европеизация началась с осв. Польск. Фр. Нем. лит-ры.

Процесс осв. Зап-евр. культ. М/б назван трансплантацией(Лихачев). Освоение западной культуры проходило более болезненно, чем византийской. Русск. культ. забыла пер. ученичества. Болшая часть 18 в ушла на ученичество.1 транспл. Происходила равномерно и целенаправленно. В Петр. Эпоху транспл.- стихийна, поэтому пр-я нач. 18 в –хаотичн. Набор евр. Пр-ий. Еврлпеиз. было отказано. Виз. Культ. Не хотела сдавать свои позиции. В 18 в прошёл рассол нац. Лит-ры. Др.рус лит. Не умерла вместе с Русью. Чит др.рус. текстов былы дем. Низы. Произошла секуляризация русской культ. Она выразилась в смене жанровых систем. Пришли стих сатиры, оды, драм жанры, комедии, трагедии, элегии, идиллии. В 18 в господствуют, поэт и драм жанры.В 18 в изм представление о самом характере ТВ-ва, об отн автора к лит труду. Индивидуализация авт сознания. Постепенно происходит профессионализация писателей, появляется массовая литература.рус литература ускоренно развивается, то, что пережила евр лит-ра за 250 лет, рус лит – за 100 лет.18 век наз. Лит русского возрождения.

1 этап 90гг 17 в -20 гг 18 в. Петровскя эпоха. Продолжение др рус барокко. Эпоха переводов. Рус пр-ий оч мало.1)вирши-стихи силлабич.

2)школьн драма. Писатели Степан Яворский,дм ростовский, Феофан Прокопович, Андрей и Семен Денисовы.

2 этап 30-50гг 18 в. Период становления русс классицизма. Смена жанров.1)стих. Сатира, 2)ода 3) класс ком 4) трагедия. Происходит

реф рус яз, русс стихослож. Силлабич. Сист силлабо тонич. (реф Тредиаковского-ЛОМОНОСОВА).Кантемир. тредиак, Ломон, Сумарок

3 период 60-90 Екатерининская эпоха. Пер расцвета творч писателей. Ек провела либ. Реф.Начинается эпоха расцвета публицистики:очерк, путешествие. Ведущим направлением являктся классицизм, он приобретат гражданский характер., появляется сентиментализм 90 гг18 в, предромантизм, в литературу возвращается проза. Жанр повести и романа. Эту эпоху называют эпохой, просвещения. Фонвизин, Державин, Карамзин, Радищев. Крылов.

Билет 2. Петровская эпоха в русской литературе, творчество Ростовского и Яворского.

Это самая нелитературная эпоха. Гос-во реформировалось, произошла приостановка лит. П1 был человеком дела, а не эстетического удовольствия, это эпоха народа и вещей. Был создан флот, рег. армия, синод, С-Пб как антипод Москве. Было создано 650 книг, П1 требовал, чтобы книга была полезной, это были в осн. учебники, почти все переводы. В 1722 был создан табель о рангах. Степан Яворский и ДМ ростовский Были приглашены Петром с Украины, чтобы пропагандировать реформы. Стефан- рязанский митрополит, ректор СГЛ академии, глава святейшего синода. Силлабические стихи и полемические произведения. Дмитрий Ростовский был назначен ростовским митрополитом

Обоим не нравилась разгульная жизнь П и они время от времени пытались наставить его на путь истинный. Это заставило П приблизить к себе Ф Прокоповича.

Билет 3. Стиль Барокко в Русской литературе, Споры о границах русс барокко.

Барокко это общеевропейский стиль, особо проявился в Испании, Италии, Франции, приходится на 16 в, Это трагический стиль, Авторы считают жизнь трагичной, это хождение по лабиринту, человек одинок. Закон маятника. Промежуточное место м/у возрождением и классицизмом. Барокко-жемчужина неправильной формы, всё основано на дисгармонии. Это самое 1лит напр в России, самый ярк. писатель-Симеон полоцкий. Русское барокко имеет сущ отл, это сочетание не сочетаемого.

Христ-во и языч образы

Комическое и трагическое

Натур-зм и фантастика

Стихи и проза

Объедин искусств

1 предмет изобр ч/з 2

Барокко-искусство иносказания, адресованное высокообразованным людям. Очень сложное иск-во в языковом отношении. Осн. жанры силлабические вирши: проповедь(церковная и торжественная) и школьная драма.

Билет 4. Русский театр, школьная драма.

Театр в России появился в 70 гг 17 в это был театр 1 зрителя – царя, придворный театр Алексея Михайловича.

Пьесы писал немецкий пастор на библейские темы, спектакли шли по 8-10 часов. При п1 театр развивается, 3 типа театра:

1 публичный

2 придворный

3 школьный

Публичный театр был организован в 1702 г, немецкие актёры, унижение для Москвы, театр на красной площади, 15 пьес, закрыт в 1707, репертуар был светским, и современные, и эпохи возрождения(Мольер), и античной истории. Театр показал, что человеческая жизнь м/б предметом искусства. Придворный театр 1707-1717гг. Был создан в Преображенске. Было написано несколько русских пьес:

Пьесы светского содержания, источники - рыцарские романы.

Жития святых, они назывались либо действиями, либо комедиями. Школьный театр существовал при учебных заведениях. Пьесы писались учителями риторики и пиитики. Актёрами были дети. Шк театр выполнял воспитательные функции. Сюжеты брались исторические. Театр пытался развить интонацию, дикцию. Самым первым школьным театром был театр СГЛ академии в 1702г. Театры в провинции просуществовали до 19 в, пьесы школьного театра делятся на 3 группы:

Пьесы религиозного содержания – МОРАЛИТЕ, сюжетом служили библия и жития святых.

Историко-панегирического содержания. Сюжеты из исторических событий.

Диалоги и декламации.

Поэтика школьного театра - чисто барочная. Речь идёт о переломе судьбы героя: От счастья к несчастью и наоборот.

Билет 5. Рукописные повести 1/3 18 в.

В 18 в обособленно развивались 2 ветви литературы:

1 Высокая литература

2 Демократическая литература.

На дем. оказывала влияние зап-евр. беллетристика.

«История о российском матросе Василии Кориотском», «история о храбром кавалере Александре». Автор этих произведений неизвестен, скорее всего они были созданы в демократической среде. Исследователи сопоставляют эти повести с ПЛДР. Общее м/у ними:

Анонимность

Рукописность

Развлекательно-прикладной характер.

Гл герой мол чел, готовый пожертвовать всем ради друзей. Ещё больше истории имеют с евр романами, это 1 попытка создания русского авантюрного романа. С евр романами роднят:

Приключения,

Сражения за даму сердца

Путешествие по морю

«… о Василии…»

Причудливое сплетение новизны и старины, пр0е написано на др рус языке и имеет ученический характер.

«…. О кавалере Александре..»

Повесть примечательна в 2 аспектах:1) это 1 энциклопедия о любви, т.к. Др Рус лит отвергала любовь.

2) повесть испытала на себе барочные явления.

Скитание гл героя

Строение и композиция повести.

Вставные новеллы

Смешение стиха и прозы

Смешение церковных слов и варваризмов, эффект комизма.

Билет 6. Старообрядческая литература 1/3 18 в.

Старообрядческая лит-ра возникла в сер 17 в в связи с прошедшим расколом. В 17 в лидером ст/обр движения был протопоп Аввакум.1658-1682г существовал пустозерский центр. В 1682 г ст/обр были сожжены, так закончился 1 этап ст/обр.

1 этап – Выголексинский монастырь, он был основан в 1694г на реке Выг. Основатели: Даниил Викулин, Андрей Денисов-будущий настоятель монастыря. М просуществовал до 1856 г. В 18 в ВЛ монастырь был центром ст/обр культуры. Расцвет пришёл на 1/3 18 в.

Певческая школа, литейное дело, иконописание.

ВЛ ст/обр пошли на спор с властями, П издал указ о том, чтобы они платали двойной подушный оклад, и должны работать на пром. предприятиях, также они должны носить жёлтые воротнички. Знаменитые писатели: Андрей и Семён Денисовы, Иван Денисов-историк. Сочинения делятся на 2 группы: - делового характера (уставы).

Литературные произведения

Выговцы отказались от культурного противостояния, в высокой литературе были те же жанры, что и в барокко, кроме драмы. «Повесть об осаде Соловецкого монастыря» Семёна Денисова 20е гг 18 в, печаталась и в ст/обр типографиях. Пр0е м/б названо историческим, т.к. описываются события 17 в.

Повесть написана в 2х жанрах: агиографии и ист повести. Мартирий-житийное пр-е о свидетелях – мучениках, кот принимают насильственную смерть от рук иноверцев, исповедуя Христа. Автор вносит много реалистических сцен.ю чего не было раньше. О барочности повести свидетельствует целый ряд сквозных метафор, образ сада-винограда-1 из устойчивых эмблем лит-ры барокко. Автор использует тему метаморфозы: сад гибнет, всё превращается в обратное. Образ Трои-сквозная метафора. Её гибель упоминается в самьм начале повести. Денисов пытается соревноваться с Гомером в поэтическом мастерстве.Др черты барокко: сочетание стиха и прозы. Автор вводит новые слова, обыгрывает контраст прошлого и настоящего.

Билет 7. Творчество Феофана Прокоповича.

Приехал с Украины в 1715г, учился в Киево-Могилевской академии, также учился в Польше. Стал придворным писателем П1, в Лиле Прокоповича русс лит нашла новый тип писателя-служащего. После смерти Петра ему было поручено написать слово на погребение. Слово-произведение авторского искусства, автор использует риторические вопросы, восклицания и обращения, композиционно слово состоит из 3х частей:

1 плач по Петру

2 прославление Петра

3 похвала Е1 вдове. Сочетание похвалы и плача - особенность барокко, во 2 части Ф исп поэтику отражения, наз П-Иафетом и Моисеем (библейские персонажи), Соломоном. Обыгрывает контраст прошлого и настоящего, приводит пртём этимологизации имени. Пётр-камень. Язык очень высокий, изобилует церковными словами, риторическими фигурами.(хиазм)

«Духовный регламент»20 гг.

«Новый устав о монахах».

Неск ист пр-ий.

«Слово на погребение Петра».

«Владимир».Пьеса была поставлена в Киево-Монилевской академии.Принадлежит к панегирическим пьесам.Ф во многом переосмыслил ист события, он предложил новую концепцию хр-ва,это просвещение. Ветхий завет-педагог. Кот приводит в школу. Новый завет – истинный учитель христианства.

Билет 8. Классицизм. Сумароков, Ломоносов.

Преемники Петра были мало заинтересованы в продолжении реформ. С 1725-1762-эпоха застоя

Это время дворцовых переворотов, трон сменили Е2, П3, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович, Елизавета, Петр Фёдорович.

При Елизавете в 1755 г был основан МГУ, в!?%: г в Петербурге создан професс. Театр, директором его был Сумароков. В 1757 г академия художеств в С-пб, 30-50 г утверждается новое лит направление-классицизм в литературе. Вместе с этим жанром пришли комедия, трагедия, ода, сатира, жанры хар-ные для лит 30-40 гг.

Классицизм - общеевропейское направление зародилось во Франции в 1 1/2 17 в. Родоначальником был Малерб одописец. Смена жанров произошла благодаря смене культурных ориентиров, суть петровских реформ закл в секуляризации, что принесло свои сдвиги. Господствующей темой стали отношения человека с государством и обществом.

Классицизм-это лит прославления государства и государственности. Дилемма человек и гос-во решается в пользу гос-ва, чел должен подчиняться законам гос-ва и быть патриотом.

1) рациональная природа-разум

2)пассионарная природа-стихия человеческих чувств и страстей.

Эти 2 природы противоположны по своей сути. Гл идея-подчинить стихию страсти разуму. Образом для литературы классицизма служила античность. Принципы ант иск-ва: 1) простота

2) симметрия

3) гармония

4) ясность

По представлению классицистов красота есть нечто неизменное. Она основывается на опр принципах, кот постигаются рациональным путём. Писатель-учёный, постигающий красоту.

Поэт и учёный

Поэт и ремесленник

Поэтикузнец

Сопоставление ТВ-ва поэта с другими работами.

Важная особенность класс-тв личности не придавалось первоначального значения.

Например в споре м/у Тредиаковским и Ломоносовым главнее не личность поэта, а стихотворный размер.

ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА КЛАССИЦИЗМА.

Ст Ломоносова о пользе книг церковных в русском языке. Установил 4 уровня

ПЛАН ФОРМЫ:

лексический уровень-речение

Стиль-сочетание речений

3) жанр-ода, комелия и др.

4) предмет-материя (то, о чём речь).

РАЗДЕЛЯЕТ СЛОВА НА ГРУППЫ

Слова ц/сл яз, кот вошли в еж обиход, бог, рука

Слова ц/сл яяз, воспр как архаизмы, но так же всем изв, насаждённый, господень.

Слова рус яз, кот нет в богослужебных книгах, пока, лишь

Ломоносов выделяет 3 штиня: - высокий

Посредственный

Высокий обр путём речений 1 и2 гр, средниё-1,2,3 гр

Низкий-путём сочетания 1 и 3гр Каждой группе соответствует своя система жанров. К высокому- героическое, торжественное, похвальное, философское, Жанры:

Героическая поэма

Ода, - проповедь.

К средним отн: нежность, осуждение, осмеяние, история и учение.

Стихотворная сатира

Элегия и эклога

Учебники, - ист соч.

К низким отн комическое, увеселительное, повседневное, Жанры:

Комедия

Увеселит эпиграмма

Песня, - друж. письма.

Трагедия занимает промежуточное положение м/у выс и ср стилями, там есть и героическое, но есть и нежность. Любое произведение должно обладать моралической ценностью, жанр д.б. чистым, не должен допускать проникновения др жанров, т.е. их смешений.

Билет 9. Сатиры Кантемира.

Творческое наследие Кантемира невелико, в основном он занимался переводами сатир фр писателя Буало. Также он создал русс/фр словарь, указатели к псалтырю, незаконченную «Петриаду», в общ сложности он написал 9 сатир.

5 сатир он написал в Лондоне, а 4 в России, они были изданы на русском языке в 1762 г при Е 2 .

Издал их Иван Барков. В литературу Евр класс сатиры пришли из ант традиции. Ювенал, Гораций, в Евр-Буало.

Сатира на конкр. лицо-памфлет

Сатира на пороки пишется на конкр порок, осуждая глупость и скупость, чаще всего персонажи наделялись греческими именами.

Сатира пишется на опред. типаж с множеством намёков. Предметом иск-ва классицизма явл. не иждив., сатира должна излечивать общество. Позже сатиры писались преимущественно на общий порок. Стихотворная сатира строилась из цепочки монологов отр. героев. Автор оценивает героев прямо в тексте, иногда сатира строится как диалог м/у пол и отр. героем. Наибольший интерес представляют собой 1, 2 и 9 сатиры. 8 не сохр. в рукописях. Выбор стих сатиры диктовался теми обст. в которых жил писатель Реформы П хотели пересмотреть, Кантемир пытался защитить преобразования Петра. 1 2 9 посвящены фактам русской действительности. 1 написана в 1729 г. Кантемир использует приём саморазоблачения героя, не собственно прямая речь, в которую вставляются слова автора., также Кантемир вводит приём опредмечивания героя.

Настоящая слава пришла к Кантемиру после смерти,

Кантемир 1 писатель, завершивший силлабическую традицию.

Билет 10. Творчество Тредиаковского.1703-1769гг.

В русской литературе 18 в одна из самых ярких личностей, его часто называют русским самородком, судьба его необычайна, он поднялся из самых низов, родился в семье священника в Астрахани, проявлял интерес к др. культурам. Учился в Москве в СГЛ академии. Потом уч. в Голландии, откуда дошёл пешком до Парижа. Уч. в Сорбоннском ун-те. Т был полиглотом., в Москву вернулся в 1730 г. «Езда в остров любви – 1 любовный роман, кот. произвёл впечатление на русс. общественность. Мнения разделились: осуждали, хвалили. Анна Иоанновна приблизила Т к себе в 30 е гг 18 в Т был знаменитым поэтом при дворе. В 1740 г писал и читал стихи для свадьбы в ледяном доме. После смерти Т знаменитость его уменьшилась, умер он в нищете и безвестности. Т был оч. инт. чел, тайным оппозиционером и вольнодумцем. Его считали атеистом.» ода торжественная о сдаче города Гданьска»- 1 его пр-е на русском языке. Т был теоретиком и реформатором, пытался реформировать стихосложение. Поздние его пр-я-шаги назад, т.к. он исп ст/сл-змы. Был плодовитым писателем. Переводы: езда на остров любви, телемахида, и мн др. РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ:

В поэзии надлежит примечать 2 вещи: материю и дело, кот. побудило поэта писать.

Долгота и кр. слогов в русс. яз. отл. от греч, там-тоническая. Тероический росс стих сост из 13 слогов и 6 стоп.1 стопа-спиндей--, пиррихий~~, хорей-~,ямб~-,2 3 после кот слогу пересечение надлежит быть., 456..Однако лучше всего стих кот состоит из 1 хорея, или большинства его, плохой, кот состоит из ямбов, средний, кот сост из одних пиррихиев и спондеев.Новый стих составлялся только из двусложных стоп. Стих героический д.б.разделён на 2 полустишия 1-7, 2-6 слогов. Героический стих не должен незаконченную мысль переносить в др часть. – Гекзаметр не может иметь ни больше, ни меньше 13 слогов.

Свойсво наших стихов- они всегда требует ударения рифмы.

Ко всему этому Тр довела поэзия нашего народа.

Почти все названия французские.

Билет 11. Творчество Ломоносова.

Роль Ломоносова в ист лит связана с реформированием русского языка. Теория 3 штилей. Ломоносовским языком писали до реформы Карамзина. Ломоносов-Пётр Великий в литературе (Белинский). Истиных гениев 3: Ломоносов, Пушкин,отчасти Гоголь. (Достоевский).

Пушкин тоже оч тепло отзывался о Ломоносове. В 20 лет ушёл пешком в Москву., Дома получил хорошее по тем меркам образование., сущ предположение, что Л в детстве читал рукописи ст/поморских книг. Вратами учёности Л называл 3 книги: Арифметику Магницкого, Грамматику Смотрицкого, Псалтырь С Полоцкого. Л поступил в СГЛ академию. В 1731г был отправлен в Германию, г Мальбург. В 1740г вернулся в Россию. Лит Ломоносова-русское возрождение., писал в разных класс жанрах. В частности продолжил тр сатир Кантемира.

«гимн бороде» 1750г, обличается русское невежество. Героическая поэма о П1, драма «Тамира и селим». Основной жанр ТВ-ва-надписи., Л был придворным поэтом при дворе Е2 и д.б. писать надписи к дворцовым празднествам.

Л – крупнейший одописец в России, 1 ода 1739 была написана в Германии, последняя в 1763г, посвящалась Анне И.

Ода-жанр античной лит. Гораций, Пиндар-писал преимущественно торжественные оды., в Европе Малерб, Гюнтер.

Европейский классицизм сузил жанровые рамки оды. 2 разн:

Торжественная, похвалсная-чисто светский жанр, где прославляется лицо, или событие.

Философвкая (духовная)-пр-е христианской лирики. Прославляются лица священной библейской истории.

Ломоносов написал 20 похвальных од, 11 духовных.

Похвалиные6 на день восшествия, на взятие Хотина.

Стиль ПАРЕМИЯ. 2 традиции:

Древнерусское красноречие(слоао)-обращения

Ист ретроспекция

Широкие пространства

Сопоставление человека со вселенной.

Традиция европейского и русского барокко. Споры по поводу принадлежности Л к какому либо стилю. Присутствует поэтический беспорядок, не свойственный классицисту.

Ассоциативные связи м/у отдельными образами=барочная традиция. Для Ломоносова было важно соединить несоединимое.

Л сделал науку поэтическим предметом.

переложение псалмов.

Билет 12. Жанр трагедии в русском классицизме.

Трагедия как жанр сформировалась в литературе др. Греции. По определению Аристотеля трагедийный герой это человек с противоречивым характером, в котором общее нравственное достоинство соединено с трагической ошибкой, или виной. Он вызывает сочувствие у зрителя, а его вина послужит причиной его трагической гибели в конце. Как правило он архаист, связан с идеей прошлого, это тоже ведёт его к гибели, т.к. прошлое обречено не уход. Источник противоречия, формирующий конфликт трагедии, находится в характере героя, в его ошибке, заставляющей преступать законы. Второй стороной конфликта в трагедии явл судьба, нравственный закон. таким образом в трагедии сталкиваются м/у собой индивидуальная правда личности и правда над личностной силы, которые не могут существовать одновременно в противном случае трагедии не вызывала бы сострадания. Всего Сумароков написал 9 трагедий. Признаки классицизма: 5 актов, единство времени, места и действия. Создание новой жанровой модели -типология сюжетосложения 7 написаны на тему русской истории. Но русский сюжет это только внешний признак национального своеобразия жанровой модели Сум трагедии. Больше всего оно выразилось в особенностях поэтики и структуры жанра, чётко ориентированных на русс лит традицию. Все трагедии С стихотворные и написаны высоким метром - александрийским стихом(6-ст ямб с парной рифмой).это следование фр класс схеме.

Трагедия «Хорев». 1747г.Конфликтная ситуация обн тенденцию к раздвоению уровней конфликта. Хорев - чувство долга и любовь вступают в противоречие. Оснельда тоже: любить, или слушаться отца. Кий-делать добро подданным, или править(заговом Оталверх).Все 3 персонажа находятся на пороге выбора, но для каждого выбор мнимый.Борьба страстей снимается автором как ист разв действия траг. Она сост лишь пов, вид слой. В результате гл становится идеол конфликт. При общем трагическом звучании финала действие явно тяготеет к комедийной схеме развития. Вместо 1 сложн героя есть нравственный антогонизм. Понятие власти становится гл трагич героем.

В трагедии Дм самозванец1770 признаки жанра ранней русс трагедии обрели своё предельное воплощение.Тиран нужен Сум, чтобы превратить трагедию в идеологический диспут о природе власти.Противоположнаы сторона конфликта Пармен, Шуйский, Ксения не смиряются с тиранией, след-но с обоих сторон упраздняются страсть и ч долга.Герои протагонисты открыто противопоставляютсы антагонисту Дм.Вместо человека у Сум власть, кот анализирует себя.Трагедия унаследовала у торж оды свою проблематикуверх власти.В конфликте – присутствие 3 стороны.Народ-надличностная сила.

Билет 13. Эпоха просвещения в русс лит.

1760-1790гг В 60-90 гг произошёл лит взрыв, т.к. увеличилось число писателей. Родилась дем лит, кот созд мещанами, солдатами идр разночинцами, это теперь не зазорно. Пишет даже Е2. Начинает развиваться журналистика, появляются сатирические журналы. Чтение становится общедоступным занятием. Лит 60-90 гг пестра по своим направлениям заканчивает формироваться классицизм, драматургия, остр гражд классицизм, Утверждается новое лит течение-сентиментализм.. В это время разв книготорговля, книжные лавки, магазины. Причиной лит подъёма была деят самой Е2, она была 2 реф после П1, продолжателем его деят-ти.Зн-е её реформ тоже велико, но они не так известны. Ключевский: П произвёл рев нравов, а Е – рев умов. Е интересовалась ист, В 1767г вместе с началом реформ, родился русский либерализм. Она собрала комиссию по сост нового уложения и хотела, чтобы народ сам придумал себе законы.-1 опыт русс парламентаризма. Е2 написала «наказ»-принципы по разработке законов. Е призывала к сокращению самодержавия, к созд органов для контроля за деят императора. Е2 считала, что народу надо лишь указать путь, но она ошибалась.

Е2 вела переписку с Фр просветителями Вольтером и Руссо, Главным ист «наказа» был Монтескье

О духовных законах. Она говорила о вреде самовластия, о необходимости свободы слова, принцип веротерпимости, запретила просветителям именоваться рабами, хотела отменить крепостное право, но окружение было против.

Последствия оказались двоякими:

Огромное воодушевление нек дворян, в России стало складываться общ мнение, появляется свобода слова, реформы способствовали разв лит-ры.

Реф привели к массовым волнениям, эпицентром стала крестьянская война.

1762-указ о вольности дворянства.

В дворянской среде родилось русское Волитерианство, оно выражалось в атеизме-отказе от всего национального.

Галломания-преклонение перед всем иностранным.

Е2 испугалась крестьянской войны, а более всего фр революции и к концу правления её политика стала жёстче.

Билет. 13 Жанр комедии в русс класс.

Комедия как жанр сформ в др гр, как и трагикомедия имеет общий набор структурных признаков. Является антонимом трагедии. В комедии герой итмеет противоречивый характер, распадающийся на простые составляющие. В центре сюжета как правило 2 героя: протагонист-воплощение добродетели и антогонист. - порок и зло. Ком герой-протагонист, новатор, он связ с будущим и опережает своё время. Это обст. мотивировка победы, т.к. будущее непременно наступит. Источник конфликта - противостояние характеров. он проистекает из нравств и соц усл чел сущ., но носит более приземлённый характер. В решении конфл большую роль игр случай и обретение. Комедия не имела большого успеха у Сумарокова. Исследователи выд 2 вода класс ком:-лёгкая, - высокая(соц).

Сумароков писал лёгкие ком, на скорую руку. Предназначение - издёвкой править нрав. Ком не развлечение, она д.б. поучительна. насмешка над страстями. Персонажи имеют гов имена. Псих изъяны свойств людям во все времена, ком. внеисторична. Особ - памфлетность. С явно указ на совр(Тред). Сумароков написал 12 комедий, он писал комедии на протяжении 30 лет, от 50-70гг жанровая модель комедии претерпевала изм: 50-тяготеют к памфлетности, 60 - разрабатывается категория интриги и хар-ра. 70 гг-комедии обр жанровые признаки ком нравов. По отн к трагедии его комедия возникла как младший отр жанр. сумароков созд свои 1 комедии не для того, чтобы создать образец нов жанра, а чтобы осмеять противника.

«Тристосинус»-лёгкая комедия по образцу Мольеровых.Не отображает русскую действ-ть.

Билет 16. Сатирические журналы Новикова.

Сама Е2 была инициатором создания. сатир журналов. 1769г она стала издавать журнал «Всякая всячина». Новиков-1 из самых громких имён Ек эпохи. 69-74 он издавал 4 журнала: «Трутень» «Живописец» «Кошелёк» «Пустомеля».

« Трутень» 69-70г Еженедельный журнал тир 1000 экз. «Живописец»72-73

В «Трутне» публиковались пр-я в жанре писем, присланных читателями. Пороки двор общ-ва. У исследователей появилась проблема авторства. Все печатались под псевдонимами. Нравоописательные очерки, письма своих читателей, путешествия, сатарич лексикон. Нравоописательные очерки: аллегоричн персонажи явл носителями к/л порока. Традиции Кантемировской сатир..

Отрывок путешествия в *** опубл в «Живописце»72г возм писал Радищев. Яркое антикрепостническое пр-е, соч от лица дворянина. «Письма к Фалатею»4письма, кот м/б прин перу Фонвизина. 1 из перс-мать Фалатея оч напоминает г Простакову.В письмах отчётливо проступает двор злонравие.

Мы узнаём как проводили время провинц дворяне.

ПОЛЕМИКА: Е2 и Н отстаивали свои мнения в журналах. Предмет: что есть и какой должна быть сатира.

«Письмо Афиногена Перочина». Большинство чел недостатков-слабости, а не пороки. Снисходительность и гуманизм. Нужно не обличать слабость, а противопоставлять им добродетель. .Позиция Е2.

Позиция Новикова в ж Трутень «Письмо правдолюбцев». Нельзя разграничивать слабости и пороки. Сатира д.б.резкой и обличительной. Конфликт. Е2 явно проигрывала Н. Она закр свой журнал и все ост тоже. В конце 70 х гг в мировоззр н. произошли сдвиги: он разочаровался в сатире. Не разоблачение, а лечение пороков. Но как?

Н начинает увлекаться масонством, он стал 1 из 1 лидеров моск масонов, работал в моск ун-те и был директором типографии, издаёт массу духовной литературы, занимается активной просветительской работой.

Билет 19. Комическая опера. 70-80-гг. Драматург Лукин вводит в лит понятие «Склонения на русс нравы».

Он считал, что лучше фр комедию никто не напишет, значит надо подражать, но подражая, склонять всё на русс нравы. Он упрекал Сум,

Что у того в комедиях нет ни 1 русс имени. Жанр комич оперы прин к низким жанрам. В комп оп действие обычно происходит на лоне природы, в деревне и все действ лица-крестьяне. Прозаические монологи соч с ариями героев. Например Аблесимов «Мельник-колдун…».Стиль низкий, оч много просторечий. В опере Княжнина среди крест есть ещё и помещики – супруги Фирюлины, презирающие русские нравы и тоскующие по Парижу и всему французскому.

Билет 20. Политическая трагедия.

1786г Е2 написала драму «Из жизни Рюрика». Она обратилась к летописному сюжету, опис восст Вадима против Рюрика. Все симпатии она отдала Рюрику.

Княжнин переосмыслил этот сюжет и вступил в полемику с Е2, сместил акценты.

Княжнин поднимает острые политические вопросы. Рюрик не показан здесь тираном, автор размышляет, какая система правления подходит русскому народу, соглашается с Е2, что это самодержавие, народ несвободен, он избирает мир, но становится рабом.

Княжнин не отдал предпочтения ни Р, ни В, это=величины. В конце симпатии на стороне В, т.к. он погиб.

В пьесе нашли отражение тираноборческие мотивы. Действующими лицами явл реальные и вым лица. Княжнин в полемике с Е2 видит спасительную роль самодержавия в лице Рюрика.

В своей трагедии Княжнин развивает образ последовательного борца против самодержавия, сторонника республиканского правления. В трагедии Княжнин отказывается от предложенного Рюриком примирения и предпочитает сам расстаться с жизнью, нежели жить его рабом.Переосмысление образа Вадима, название трагедии именем борца с самодержавием, постановка вопроса о тиранической сущности монархической власти-всё это имело значительное влияние на формирование прогрессивного мировоззрения в России конца 18 века.

Билет 21. Демократическая проза.

Судьба беллетристики в 18 веке незавидна, она нах на периферии лит. Литература д.б. полезной, а романы кроме разжигания страстей и повреждения нравств ничего не приносят. Во 2 ½ 18 в положение меняется, это эпоха прозы. Эта лит сост книжн рынок. Складывается кн рынок, появл типографии и предприн.Хар-ный инт к нац ист. Беллетр обр к проз жанр изв по др/рус лит.Писатели: Чулков, Левшин, Попов, Новиков, Курганов, Эммин. Эстетическое насл дост сюжет и стиль. Сюжет д/б занимательным и закруч., он много сюж линий., сочн колор язык, народные выр-я. Ист - бродячие сюжеты, др рус повесть, фолькл сказка и былины, арабск фольк, Среднев проза.

4 жанра: - Лит анекдот, - Плутовской роман, - Волшебно - богатырск повесть, соц- бытовая пов(сатир повесть).

Билет 22. Социальная комедия в литературе.

Политическая борьба с самодерж проявилась также в комедии. На нач 1780х гг приходится ряд произв этого жанра, резко критикующих отд стороны Ек режима, а иногда и весь режим вцелом. По поводу Недоросля много критики: Яркий образ порока признаётся более худ полноценным, чем бледная добродетель. Из этого следуют сомнения в умении Ф строить драм действие. В этом подходе писателя – фундаментальная основа поэтики великой комедии, она уже не совп с чистой теорией драмы.(лишние персонажи, сцены, прерывистое лишённое единства действие). Солвл имеет 2 функции: - описание мира физич плоти. - ораторство.

Билет 23. Этот жанр был представлен в творчестве 3х писателей: Чулков сб «пересмешник» в 4т 1766-68 Собрание повестей «повесть о Силославе». Попов сб «Славенские древности» 3ч кон 70х гг. «Старинные диковинки»., -Левшин «Русские сказки».10 ч 80 е гг. Этот жанр создав под влиянием 2х тр.-сказачно - былинной(фольклорной.)- евр роман.

Это попытка объед русской былины и евр рыц романа. Богатырям придавались черты Европ рыцарей. Именно эти авторы были первыми русс фольклористами. Чулков собирал слав мифы: «АБВГа» русских суеверий. Собирали они и нар песни, рожд фолк-а. Гл действ лица - русские богатыри. События происходят в сражениях с чудовищами, освобождении красавицы. русские былины были прежде всего строит мат. Добрыня изобр благородным, храбрым и неженатым человеком, что противоречило русс былинам. Эти волш-бог повести - новаторское отн к русс истории. Былины - историч пр-я, объед истории с баснословием. Эти повести претерпели влияние вост сказок.

Билет 22. Плутовской роман.

Это жанр Европ лит 17 в особ ярко был представлен в Испании. это роман о похождениях плута, и/или его слуги ПИКАРО. Такой роман позволял затрагивать соц проблемы.

Обр плута обаятельный, чит д. ему симпатизировать. П.Р.-это жанр гум а нистической литературы. Авт пытается оправдать его, но он не волен своей судьбе. Первым опытом плут романа посл «Повесть о Фроле Скобееве». Чулков «Похождения развратной женщины», Комаров «Похождения Ваньки Каина».Интерес к плутовскому роману не случаен. Открытие частного человека, сама эпоха 18 века способств этому интересу. «Пох повар». Этот роман интересен обр гл героини, он изобр привлек грешницу, делает её без вины виноватой. Ч смог показать судьбу героя, обусл внешн обст – вами. «Похождения Ваньки Каина».1775г., 1779 опубл и издан, роман вошёл даже в рукописную традицию. Так наз уголовный роман. В.К.- реальное ист лицо.Жил во времена Елиз Петровны. Был арестован и сослан на каторгу. наст имя Иван Осипов, он написал автобиогр повесть. Матвей Комаров решил её стилистически отред, он был лично знак с Осиповым, тот служил в сыскном приходе и учавствовал в допросах. Композиционно роман распадается на 3 части: - О разб похождениях. – Перемена в судьбе, он становится сыщиком. – Лирические песни (либо о самом Каине, либо вход в репертуар шайки Каина). Сам обр Каина нап фолькл, ловкий вор, для К. воровство прежде всего искусство. Его интерес сам дух приключений. Роман представляет собой целый калейдоскоп маленьких новелл. Автор изменил форму повествования, пишет о К. в 3 лице, в этом чувствуется симпатия автора.

Билет 24. Соц бытовая, или сат повесть.

Знач её оч велико в рус лит. Они близки к реалистическим шедевра рус классиков. Действ героями явл прост люли. Эти повести явл сатирическими и обличительными: - Взяточничество

Казнокрадство, - Раболепие.

Такие повести напоминают журн сатиру Новикова. Это остросюж развл произведения, они близки к плутовскому роману, но здесь плут-лицо явно осуждаемое. Эти повести писали те же самые авторы. 3 гл произведения: Чулков «Пересмешник» - Драгоценная щука

Пряничная монета, - Горькая участь.

Левшин 1: «Досадное пробуждение»

В этих повестях исп-ся бродячие сюжеты.

ЗНАЧЕНИЕ: Беллетристика 60 х г способствует преодолению классицист направления. Русская беллетристика свидетельствует о демократизации рус лит-ры, кот выр в сильном фольклорном влиянии. Произведения написаны простым доступным языком, это гуманистическая лит-ра, изобр маленького челавека.

Билет 27. Шутливая поэма.

Её характеризует: заним сюжет, - острая интрига, - демократизм (герои - ямщик, или солдат)., - фольклоризм. Ирон-комическая поэма. - основная разновидность шутливой поэмы. здесь 2 традиции.: - высокая (героическая)., низкая. При их соединении и рождается комический эффект. Приём при кот выс сюжет излагается низким языком наз бурлеск. Жанр ирон-комической поэмы-жанр класс лит. В рус лит 18 в этот жанр в 2х разновидностях был узаконен Скмароковым.

Иван Барков - издатель сатир Кантемира, сочинял эротические поэмы, ему многие подражали. Майков: «Елисей, или раздражённый вакх». 1771г, Богданович «Душенька». 1783г. Образцом дя Майкова тоже послужила «Энеида» (поэма, нап в 17 в, на кот многие писали пародии.) .Майков-предок писателей сер 19 в

Он объед ант мотивы и русс быт напоминают у него плут роман. В этой поэме 2 плана: ант боги и русс быт. Фоликл мотивы: публ дом как монастырь. Авт явился бытописателем русского дна Оч ярк явл обр ворожеи, М. пародирует Ридону, намекая на Е2 развратную немку.

Билет 28. Творчество Богдановича «Душенька».

1778г-1 вар Это была сказка в стихах «Душенькины похождения», Д=др повесть в вольных стихах., исп стар сюжет о любви Амура и Психеи по новому «Метаморфозы Апулея» Ла Фонтена, «Любовь Психеи и Купидона»-русский вариант. Русификация др сюжета а «Д».Это произв имеющее кон рез своего возд эстетич насл.

При написании речь шла не о знакомстве чит с нов сюжетом, а скорее о творческом соревновании в интерпретации сюжета. «Д» не явл пародией героич эпоса. Первым знаком отказа от бурлескной традиции стал оригинальный метр, не принадлежащий ни к какому жанру. Бурлескностьв поэме Богдановича предсказывается тем именем, кот он дал своей героине. У Апулея и Лафонтена она наз Психея, 1 рус переводчик Лаф слегка русифицировал это имя – ПСИША, богд же назв свою Гер Душенькой, он обозначил т.о. частичную русификацию сюжета. И только в этом соед закл бурлескная неувязка планов повествования. Б почувствовал фолькл природу миф сюжета и на ант сюжет попытался воспроизвести в жанре русской сказки.

Билет 25. Творчество Державина.

Державин писал в разн поэтич жанрах

Элегии, идиллии, люб лирика, комедии, оды. В русск лит вощёл под именем одописца. Он был писателем-новатором, сделал быт предметом поэтическим, причём он его опоэтизировал, представил в лучших традициях, много внимания уделил боярскому быту. У Держ многие приносят философский хар-р. Тема бренности земн сущ-я. Уделял внимание гастрономическим суетам, великолепно описал русское застолье. Д не прин ни к какому напр, заним промеж положение. По своим взглядам Д не был никогда оппозиционером, считал, что не должно быть конфл м/у поэтом и гос-вом. Очень отр отн к Вольтерьянству. Он был просто русс барином и любил хор жизнь. 1779г произошёл перелом в его сознании, до этого он пыт подр Ломоносову, но потом понял, что это не его. С тех высот он попытался спуститься на землю. К жанру оды он обр дост рано, расширил её жанр гр-цы, возвратился к ант пониманию этого жанра. Объед высокое и низкое, ввёл комическое в оду. Сам Д обогатил оду забавным русским слогом. Разрушил границу м/у торж и дух одой. Нередко соед торж и дух оду. Торж оды: «Фелица» 1782, «Благодарность Фелице» 1783, «Ведение Мурзы» 1784, «Изображение Фелицы» 1789.

Сатирич Эл-т- Мурза- соб герой. Держ сумел передать суть ист эпохи.

Дух оды: «На смерть кн Мещерского».1779, «Властителям и судиям». 1795, «Бог» «Водопад» 1794. Дух оды это переложение псалтыри(метафразисы). От этой традиции Держ отказывается. «Властителям и судиям» это действительно дух ода переложение псалма, но в ней Д отошёл от дух смысла, это пр-е гражд, обличительное. Анекдотич случай с Вяземским.

Лит направление зародился на рубеже 50-60гг 18в. Расцвет приходится на 90е гг, а закат 1 10-и летие 19в.1812г0верхняя граница сентиментализма. В Ек эпоху сосуществовали 2 направления. В это время классицизм переживал эпоху своего заката, а сент-зарождение.

Многие писатели Ек эпохи начинали как классицисты, а заканчивали как сент. Есть нек общ черты м/у этими направлениями: они оба исходят из решения 1 проблемы-вз-е человека и гос-ва, чел и цивилизации. Решают они эту проблему прямо противоположными способами. С точки зрения класс, чел имеет рац и пассионарн начало, страсти разрушительны, чел д. научиться подчинять страсти собственному рассудку путём приобщения к культуре и науке.(оды Ломоносова). С точки зрения сентименталистов естественная природа человека-это всё благое в нём, чел добрый, красивый. Цивилизация губит в человеке всё его природное начало. Принцип возвращения к природе. Западов: сентиментализм-классицизм наизнанку. Пол герой сент-чел добрый и чувствительный, умеющиё сострадать и совеселиться другим. Это простые по своему положению люди. Писатели: Херасков, Эмин, Карамзин, Дмитриев.

Причины зарождения сентиментализма:- сильное влияние оказ евр сентиментализм. 20-30г 18в.

Евр сент писателей начали активно переводить и подражать.Гёте, Ричардсон, Юнг, Стерн, Руссо.

Нац почва в России была подготовлена реф Е2, сформировался частный человек, эта мысль вдохновляла не только сентименталистов, но и дем прозаиков. Держ изобр Е как частного человека. Большую роль сыграло разочарование рус инт в идеалах, кот вдохновляли Ломоносова. Теперь идеалы эпикурейства. Или оппозиция Сентиментализм стал активно формироваться под влиянием масонских идеалов (построй церковь внутри себя). –Ода, только теперь это лирическое стих-е разного, камерного содержания. –драматические жанры(комическая опера).-Эпистолярный роман, - жанр путешествия, повесть.

Литература XVIII в. занимает важное место в многовековом процессе духовного развития русского народа. Вырастая на почве, подготовленной древней русской письменностью и народным творчеством, литература XVIII в. сбрасывает с себя путы средневековья, впитывает передовые просветительные идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых европейских литератур.

В первые десятилетия XVIII в. новая русская литература находится еще в младенческом состоянии. Большинство произведений этого времени дошло до нас без имени авторов. Грамотных людей было мало, поэтому литературные произведения, как правило, распространялись рукописным путем. Не созданы были еще художественные формы, необходимые для передачи нового содержания, которое несла с собой развивающаяся жизнь русского общества. Неуклюж и тяжеловесен, заполнен церковнославянскими словами и оборотами язык; не развит стих. Но и сквозь эти устарелые формы, еще мало отличающиеся от привычных видов русской письменности предшествующего века, дают себя знать новые начала, внесенные в русскую жизнь преобразованиями Петра Великого, которые нанесли серьезный удар по старым, средневековым порядкам, способствовали развитию просвещения, науки. Благочестивые повести превращаются в «гистории» о славных подвигах русских «матросов» и «кавалеров» - представителей, как тогда говорилось, «Российской Европии»; в нескладных виршах (от латинского слова, означающего «стих») славятся уже не Бог и святые, а воспеваются человеческие чувства, радости и печали.

Большой шаг вперед новая русская литература делает в 30-50-е годы XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей - представителей новой русской литературы: А.Д. Кантемира (1708-1744), В.К. Тредиаковского (1703-1769), А.П. Сумарокова (1717-1777) и в особенности выдающегося деятеля русской науки и культуры М.В. Ломоносова (1711-1765). Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества (Кантемир и Сумароков - к дворянской верхушке, Тредиаковский был выходцем из среды духовенства, Ломоносов - сын рыбака-помора). Но все они боролись со сторонниками допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры. В духе идей века Просвещения (как обычно именуют XVIII столетие) все они были сторонниками так называемого просвещенного абсолютизма: верили в то, что прогрессивное историческое развитие может осуществить носитель верховной власти - царь. И в пример этому ставили деятельность Петра I. М.В. Ломоносов в своих хвалебных стихотворениях - одах (от греческого слова, означающего «песнь»), адресованных монархам, давал им, рисуя образ идеального просвещенного монарха, своего рода урок, призывал их идти путями Петра. А.Д. Кантемир в обличительных стихотворениях - сатирах - резко высмеивал приверженцев старины, врагов просвещения, науки. Он бичевал невежественное и корыстное духовенство, боярских сынков, гордящихся древностью своего рода и не имеющих никаких заслуг перед отечеством, надменных вельмож, алчных купцов, взяточников-чиновников. А.П. Сумароков в трагедиях нападал на деспотов-царей, противопоставляя им идеальных носителей царской власти. «Злых царей» гневно обличил в поэме «Телемахиада» В.К. Тредиаковский.

Прогрессивные идеи, которыми в большей или меньшей степени проникнута деятельность Кантемира, Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова, существенно повышают общественный вес и значение создаваемой ими новой русской литературы. Литература отныне выходит на передовые позиции общественного развития, становится в лучших своих проявлениях воспитательницей общества. Именно с этого времени произведения художественной литературы систематически появляются в печати, привлекая к себе внимание, все более широких читательских кругов. Для нового содержания создаются новые формы. Усилиями Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII в., - русский классицизм.

Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед отечеством должны были, по их понятиям, безусловно, преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому мировоззрению высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно было полностью подчиняться и художественное творчество. Совершеннейшими, классическими (отсюда получило название и все направление) образцами прекрасного считали они замечательные создания античного, т.е. древнегреческого и древнеримского, искусства, которое выросло на почве религиозных представлений того времени, но в мифологических образах богов и героев, по существу, прославляло красоту, силу и доблесть человека. Все это составляло сильные стороны классицизма, но в них же заключалась и его слабость, ограниченность.

С особенной силой сказалось это в последнюю треть XVIII в. - время дальнейшего усиления крепостнического гнета в эпоху Екатерины II. Критическое отношение к бесправию, произволу и насилию отвечало настроениям и интересам широких слоев русского общества. Общественная роль литературы все более повышается. Последняя треть века - наиболее плодотворный период в развитии русской литературы. Если в 30-50-е годы писателей можно было пересчитать по пальцам, то теперь появляются десятки новых писательских имен. Писатели-дворяне занимают преобладающее место. Но есть и немало писателей из низших классов, даже из числа крепостных крестьян. Возросшее значение литературы почувствовала сама Екатерина II. Она начала весьма активно заниматься писательской деятельностью, стараясь такими путями расположить к себе общественное мнение, сама управлять дальнейшим развитием литературы. Но она потерпела неудачу, на ее сторону стали немногие и по большей части малозначительные авторы. Почти все крупные писатели, деятели русского просвещения - Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.Н. Радищев, автор комедии «Ябеда» В.В. Капнист и многие другие - вступили в смелую и энергичную борьбу с литературным окружением Екатерины II. Произведения неугодных царице писателей запрещались цензурой, а порой и публично сжигались «рукою палача»; их авторов жестоко преследовали, заключали в тюрьмы, приговаривали к смертной казни, ссылали в Сибирь. Но, несмотря на это, передовые идеи, которыми было наполнено их творчество, все больше проникали в сознание общества.

Благодаря деятельности главным образом прогрессивных писателей замечательно обогащается сама литература. Создаются новые литературные роды и виды. В предыдущий период литературные произведения писались почти исключительно в стихах. Теперь возникают первые образцы художественной прозы. Стремительно развивается драматургия. Особенно широкий размах приобретает развитие сатирических жанров (видов): усиленно пишутся сатиры не только в стихах, но и в прозе, сатирические басни, так называемые ироикомические, пародийные поэмы, сатирические комедии, комические оперы и т.д. В творчестве крупнейшего поэта XVIII в. Г.Р. Державина сатирическое начало проникает даже в хвалебную, торжественную оду.

Сатирики XVIII в. еще следуют правилам классицизма. Но в то же время в их творчестве все более отражаются картины и образы реальной жизни. Они носят уже не условно-отвлеченный характер, как в так называемых высоких жанрах классицизма (одах, трагедиях), а непосредственно взяты из современной им русской действительности. Произведения критических писателей - Новикова, Фонвизина, Радищева - были прямыми предшественниками творчества основоположников русского критического реализма XIX в. - А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя.

На смену классицизму пришло новое литературное направление - сентиментализм (от французского слова sentiment - чувство). В противовес классицизму писатели этого направления на первый план выдвигали именно чувство. Сентименталисты отстаивали права человека на независимую от гнета государственной абсолютистской машины личную жизнь. Равным образом отстаивали они свободу писателя от принудительных правил классицизма. Взамен аристократических героев классических од, поэм и трагедий с особой теплотой и сочувствием рисовали они в своих романах, повестях, часто имевших форму дневника, переписки, путевых записок, картины обычной жизни обыкновенных простых людей. Наиболее характерным представителем и главой русского сентиментализма стал Н.М. Карамзин. Творчество его развернулось в 1790-е годы, завершая собой, как и творчество Радищева, историю русской литературы XVIII в.

Создавались условия для появления великого русского национального писателя - А.С. Пушкина. Но литература XVIII в. имеет не только историческое значение. Некоторые лучшие ее произведения сохраняют и до сих пор силу большой художественной выразительности. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. - М.: Вече, 2000. - С.248.

Таким образом, всего за 70 лет, начиная от первых произведений Кантемира и Тредиаковского, новая русская литература стремительно прошла весьма длинный и сложный путь, значительно сократив расстояние, отделявшее ее от наиболее передовых западноевропейских литератур.

В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление - классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали , а также школа европейского просвещения.

Значительный вклад в развитие литературы 18 века, внес Василий Кириллович Тредиаковский. Это был замечательный поэт и филолог своего времени. Он сформулировал основные принципы стихосложения в русском языке.

Его принцип силлабо-тонического стихосложения заключался в чередовании ударных и безударных слогов в строке. Силлабо-тонический принцип стихосложения, сформулированный еще в 18 веке, до сих пор является основным способом стихосложения в русском языке.

Тредиаковский был большим знатоком европейской поэзии, переводил иностранных авторов. Благодаря ему, в России появился первый художественный роман, исключительно светской тематики. Это был перевод произведения «Езда в город любви», французского автора Поля Тальмана.

Большим человеком 18 века был и А. П. Сумароков. В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов. В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.

Крупнейшим поэтом в русской литературе 18 века стал . Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог. Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом - философом.

В конце 18 века, складывается такое литературное направление, как сентиментализм. Сентиментализм - направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения а и а. Карамзин, в повести высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.