Кем был евгений базаров чему учился. Образ Базарова — новый герой русской литературы. Период в истории России

Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет “Отцов и детей”. Сначала Базаров гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и наставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему пет нигде. Базаров опять возвращается домой и вскоре погибает.
Базаров называет себя “нигилистом”, определение это поначалу звучит несколько загадочно, по вскоре значение его выясняется вполне: читатель-современник без труда узнавал в герое выразителя в самой крайней форме идей и настроений революционной молодежи. Базаров провозглашает идею “полного и беспощадного отрицания”, не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Вместе с “постановлениями” отжившего крепостнического строя и либеральным реформаторством он так же категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление, семейные связи, альтруистические чувства, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Базаров выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах “нигилиста” гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам просвещенной элиты и верованиям или предрассудкам невежественных масс “нигилист” одинаково противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы. Базаров считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь ни с объективной ее логикой, ни с “мнением народным”. И все это не только идеи, перед читателем человек действительно повой формации, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиям и компромиссам, достигший полной внутренней свободы, готовый идти к своей цели, сокрушая или ненавидя все, что ему противостоит. В спорах с умеренным либералом Павлом Петровичем Кирсановым Базаров легко побеждает. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его позиции.
Тургенев видит, что “нигилизм” глубоко связан с общественным неустройством и народным недовольством, что это естественное выражение духа времени, когда в России все переоценивается и переворачивается. Тургенев признает, что роль “передового класса” переходит от дворянской интеллигенции к разночинцам. Но это лишь часть истины, открываемой читателю в “Отцах и детях”. Тургенев проводит Базарова по кругам жизненных испытаний. Герой переживает трагическую любовь, тоску одиночества и даже своеобразную “мировую скорбь”. Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, сто причастность к обычным человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. “Полное и беспощадное отрицание” оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли Тургенева, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно и то, что логика “нигилизма” неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в “нигилизме” созидающей творческой силы: те изменения, которые “нигилист” предусматривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны их уничтожению.
“Нигилизм”, по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861 года. Появились “Отцы и дети” в февральской книге журнала “Русский вестник” за 1862 год. В основу романа Тургенев положил конфликт между дворянским либерализмом Read More ......
  2. В романе “Отцы И дети” речь идет об остром, непримиримом Конфликте между аристократами и Демократами, между либералами и Революционерами-разночинцами. Хотя И. С. Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понимал Превосходство “детей” над либералами “отцами”. Либералы были классовыми Read More ......
  3. Роман раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних, устоявшихся социальных отношений. Этот процесс предстал в романе как разрушительная стихия, меняющая привычные течения жизни. Тургенев так строит роман, что Базаров – нигилист и Павел Кирсанов все время находятся в центре внимания. Read More ......
  4. Скрытой сюжетной линией романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” является кризис крепостного строя и необходимость его уничтожения. На фоне этой линии и разворачивается конфликт “отцов и детей”. Идея романа, по определению самого автора, – показ “торжества демократизма над аристократией”. Read More ......
  5. “Отцы и дети” – одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен вечный и неизбежный для истории момент смены поколений, столкновения идей, Read More ......
  6. Великий русский писатель И. С. Тургенев тонко чувствовал все происходящее в общественной жизни России. В романе “Отцы и дети” он затрагивает животрепещущую для шестидесятых годов прошлого столетия проблему “отцов” и “детей”. Два поколения, сопоставленные Тургеневым в этом произведении, расходятся не Read More ......
  7. На протяжении всего романа “Отцы и дети” И. А. Тургенев планомерно проводит главного героя – Евгения Базарова – через многие испытания, развенчивающие его нигилистическую теорию. Самым серьезным и болезненным для героя стало “испытание любовью”, которое перевернуло всю его жизнь, заставило Read More ......
  8. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” отразил общественную атмосферу, сложившуюся накануне крестьянской реформы 1861 года, когда в России появилась разночинная интеллигенция. Это были люди, вышедшие из небогатых слоев общества: врачи, священники, мелкие чиновники. Это поколение “детей” было настроено чрезвычайно Read More ......
Базаров Евгений Васильевич главный герой романа “Отцы и дети”

Евгений Базаров - это центральный персонаж романа Ивана Тургенева "Отцы и дети". Произведение и начинается с того, что Базаров вместе со своим приятелем Аркадием прибывают в усадьбу Кирсановых, где живет отец и дядя Аркадия. Кем был Базаров? Давайте рассмотрим характеристику Евгения Базарова.

Прошлое, образование и взгляды Базарова

Отец Евгения Базарова был врачом, и в будущем сын тоже занимался лечением людей. Ему пришлось пройти суровую школу, затем последовал университет, во времена учебы в котором пришлось бедствовать. Базарову нравилось увлекаться разными предметами, поэтому он неплохо разбирался в геологии, ботанике, агротехнике. Надо отметить, что всегда Евгений Базаров рад помочь с лечением. Образованный человек, отсюда определенная гордость собой.

А что Базаров представлял из себя внешне? Многих его вид даже несколько отталкивал - высокого роста, в старом плаще и с длинными волосами. Иван Тургенев не зря также подчеркнул остроту его ума, описав череп и выражение лица, которые явно указывали на самоуверенный склад.

Характеристика Евгения Базарова состоит в том, что он нигилист, и буквально все отрицает, причем гордится своими взглядами. О любви Базаров говорит, как о ненужном чувстве, искусство его не интересует, природой он также не восхищается, а называет ее мастерской, где работником является человек. В общем, если говорить о радикальных дворянах, взгляды Базарова очень даже отличаются и явно не типичны.

Выводы о характеристике Евгения Базарова

На пути Евгения Базарова много трудностей, испытывается он и любовью. Познакомившись с Одинцовой, главный герой убежден, что любовь не существует, поэтому и к женщинам он равнодушен. Однако чувства разгораются очень быстро, особенно это видно после того, как Базаров какое-то время гостит в имении Одинцовой. Она увлекает его и даже толкает на смелые поступки, например, объяснение.

Итак, хотя Базаров убежденный нигилист, первая жизненная ситуация ломает его, и испытав глубокие чувства, он уже в тупике - как быть дальше? Или, например, история с дуэлью - он отрицает понятие чести, но согласен драться на дуэли. Базаров не верит в благородство, но во время поединка ведет себя как благородный человек. Возникает вопрос, а действительно ли Базаров был нигилистом?

Для меня встреча с настоящим Евгением Васильевичем Базаровым произошла не в школьные годы, а гораздо позже, холодной зимой 1995 г., когда я почти круглые сутки проводил в не отапливавшихся тогда ледяных залах Библиотеки им. Ленина*. В те дни читателей пропускали в помещения в пальто, шапках и непременно в перчатках - иначе долго за книгами было не высидеть. Лампочки для светильников приносили с собой из дома и, уходя, забирали - дефицит.
___________________
* Ныне Российская государственная библиотека.

Приятельствовал я тогда с молодым аспирантом из Литинститута, писавшим диссертацию по творчеству А.Ф. Писемского*. Однажды встретил я своего приятеля в фойе библиотеки очень раздражённым. На вопрос, что случилось, он неожиданно ответил:
________________________
* Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881) - великий русский писатель; его произведения в школьную программу не включены, а потому творчество Писемского современному читателю практически неизвестно.

Отныне я верю каждому слову Авдотьи Панаевой* о Тургеневе!
______________________
* Авдотья Яковлевна Панаева (ур. Брянская) (1820-1893) - русская писательница, мемуаристка. Жена издателя и писателя И.И. Панаева. После развода, с 1845 г., гражданская жена Н.А. Некрасова. Автор знаменитой книги «Русские писатели и артисты. 1824-1870», более известной под названием «Воспоминания», которое дал книге К.И. Чуковский. Панаева очень не любила И.С. Тургенева и писала о нём с явным пренебрежением.

И он рассказал о том, что нашёл свидетельства одной весьма непривлекательной истории. Известно, что Алексей Феофилактович Писемский был не дурак выпить. Однажды он с радостью принял приглашение Тургенева гульнуть в кабаке. Там подвыпивший Писемский совершил роковую авторскую ошибку - рассказал собрату по перу о замысле задуманного им романа.

Писемский всегда работал очень медленно. Каков же был для Алексея Феофилактовича удар, когда он открыл второй номер журнала «Русский вестник» за 1862 г. и прочитал новый роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», где излагались основные мысли его будущего романа, но в чудовищно искорёженном виде*. С этого времени Писемский с Тургеневым не общался и ушёл в долгий запой. Не знаю, дописал ли он задуманный роман или идея его так и осталась только в планах.
__________________
* Прошу не путать эти события с ссорой между И.А. Гончаровым и И.С. Тургеневым, произошедшей в 1859 и 1860 гг., когда первый обвинил второго в том, что в «Дворянском гнезде» Иван Сергеевич использовал рассказанные Гончаровым сюжет и характерные черты главных героев. История с Писемским совершенно самостоятельная.

Выслушав рассказ приятеля, я тогда лишь усмехнулся: «Всяк кулик хвалит своё болото». Почитателю Писемского неприятен более успешный соперник его кумира.

Но вот при работе над этой книгой взялся я перечитывать «Отцов и детей» и тут же вспомнил о том давнем разговоре, поскольку поразился явному незнанию и непониманию Тургеневым ни самого Базарова, ни его идей. Да и сам нигилизм* выражен в романе фактически только в отрицании Базаровым поэзии, в резании лягушек, лепете по поводу излишнего употребления иностранных слов и в небольшом конфликтном диалоге Базарова с милым Павлом Петровичем Кирсановым в X главе, где, впрочем, о нигилизме гораздо больше сказал Павел Петрович, чем постоянно несущий всепрезирающую чепуху Базаров. Обычно за такими общими фразами-репликами, какие бросает своему оппоненту герой, скрывается незнание автором темы, которую он вознамерился раскрыть. И вообще создаётся впечатление, что Иван Сергеевич как бы записал обрывки чужого рассказа, смысла которого он не понял, и выдал их за идеи и слова своего героя.
________________________
* Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - умонастроение, связанное с установкой на отрицание духовных основ бытия (личности, общества, культуры) и сопровождающееся пафосом негативизма. После выхода в свет романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» слово «нигилизм» в России стало служить обозначением материалистически-атеистического «отрицательного направления» разночинцев-шестидесятников.

Однако таково моё сугубо личное восприятие «Отцов и детей», которое ни коим образом не может затушевать художественную гениальность великого романа.

Теперь же самое время поговорить о судьбе его создателя.

Иван Сергеевич Тургенев родился в 28 октября (9 ноября) 1818 г. в поместье Спасское-Лутовиново Орловской губернии. Отец его, Сергей Николаевич Тургенев (1793-1834), принадлежал к древнему дворянскому роду, основателем которого был золотоордынский мурза Лев Тургенев, выехавший на службу к великому князю московскому Василию Тёмному. Мать писателя, урождённая Варвара Петровна Лутовинова (1787-1850), происходила из менее знатного дворянского рода, но была последней носительницей фамилии и унаследовала от своих родственников немалое состояние. Брак родителей был по расчёту, а потому без любви, что не помешало им иметь трёх сыновей. Если отец Ивана был гуляка, то о матери Тургенев всегда вспоминал как о женщине жестокой и деспотичной, и это при том, что по жизни он всегда оставался её любимцем.

Получив хорошее частное образование, Тургенев в пятнадцать лет стал студентом словесного факультета Московского университета, но через год, по причине поступления в гвардейскую артиллерию старшего брата Николая*, семья переехала в Санкт-Петербург, и Иван перешёл в Петербургский университет. Там-то Тургенев и начал литературную деятельность. Первоначально как поэт. В 1838 г. в журнале «Современник» были опубликованы два его стихотворения. Двумя годами раньше в «Журнале Министерства народного просвещения» напечатали рецензию Тургенева на книгу А.Н. Муравьёва** «О путешествии ко святым местам в 1830 году», но сам писатель не считал её началом своей литературной деятельности.
_________________________
* Николай Сергеевич Тургенев (1816-1879) - старший брат писателя; пошёл по армейской стезе; был в ополчении во время Крымской кампании.
** Андрей Николаевич Муравьёв (1806-1874) - русский духовный писатель, поэт, церковный и общественный деятель.

По окончании университета, в 1838 г., Тургенев отправился для продолжения образования в Германию, где вскоре и на всю жизнь стал убеждённым «западником».

По возращении в Россию в 1841 г. Иван Сергеевич быстро охладел к науке и решил посвятить себя литературе, причём поэзия для него постепенно отошла на задний план и к середине 1840-х гг. появились первые повести писателя «Андрей Колосов», «Бретёр», «Три поэта».

В конце 1846 г. Н.А. Некрасов и И.И. Панаев задумали возродить пушкинский «Современник». В частности, они предложили участвовать в журнале и И.С. Тургеневу, который дал им для публикации свой новый очерк «Хорь и Калиныч», к которому Панаев добавил заголовок «Из записок охотника». Опубликован очерк был в разделе «Смесь» первой книжки «Современника» за 1847 г. Успех очерка оказался необычайный. Тогда автор дополнил его ещё несколькими очерками, которым было дано одно общее название - «Записки охотника». Так явился читателю Иван Сергеевич Тургенев - великий русский художник слова и певец русской природы.

До революции считалось, что именно «Записки охотника» сыграли ведущую роль в решении Александра II отменить крепостное право в России - якобы под такое обаяние этого произведения попала правящая элита Российского государства.

С 1845 г. у И.С. Тургенева началась дружба с Полиной Виардо*, злым гением писателя. Узнав об этих отношениях, Варвара Петровна Тургенева на три года лишила сына всякого содержания. Но безрезультатно.
____________________
* Полина Виардо-Гарсиа (1821-1910) - знаменитая французская певица; меццо-сопрано чрезвычайно обширного диапазона. Заботам о семье Виардо Тургенев посвятил всю свою зрелую жизнь - 38 лет, в её доме он и умер, оставив возлюбленной большую часть своего огромного состояния.

Мать до смерти так и не допустила Ивана Сергеевича к себе, а после её кончины в 1850 г. Тургенев разделил наследство со своим братом и стал независимым богатым человеком.

В 1852 г. писатель опубликовал в «Московских ведомостях» некролог на смерть Н.В. Гоголя. Николай I расценил это выступление как бунт против властей. Тургенева посадили на съезжую* и продержали там целый месяц, а затем сослали в деревню.
____________________
* Съезжей в XIX в. называли казённое помещение в полицейской части, куда свозились задержанные пьяницы и преступники.

Арест и двухлетняя ссылка оказали на Ивана Сергеевича необычайно плодотворное воздействие - достаточно сказать, что, пребывая на съезжей, писатель создал рассказ «Муму». Уже в 1856 г. пришло время Тургенева-романиста и Тургенева - певца светлой любви. В сравнительно небольшой период (до 1872 г.) помимо всего прочего им были созданы романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867), а также повести «Ася» (1858) и «Вешние воды» (1872). В литературоведении существует широко распространенная точка зрения, что именно И.С. Тургенев является основоположником русского романа, как явления мировой литературы.

Самым прославленным в истории романом писателя стали «Отцы и дети», а главным его героем, так называемым программным образом Тургенева - нигилист Евгений Базаров, интеллигент в худшем смысле этого слова, то есть истеричка и разрушитель, разночинец-демократ, основным жизненным принципом которого стал непомерный эгоизм под прикрытием абстрактной любви к народу.

Наиболее яркую характеристику Базарова писатель вложил в уста слуги Кирсановых старика Прокофьича, который прямо называл гостя «”живодёром” и “прощелыгой” и уверял, что он со своими бакенбардами - настоящая свинья в кусте»*.
_________________________
* И.С. Тургенев. Полн. собр. соч. Т. II, Спб., 1897.

В целом Базаров поражает бессмысленностью существования и безаппеляционностью своих суждений. Он даже лягушек режет лишь для того, чтобы убедиться в верности выводов своих предшественников, а не в поиске новых истин, другими словами, не несёт в себе какого-либо созидательного начала. Тургенев попытался загладить это бросающееся в глаза явное безделье героя яркой художественной чертой - красными (читай: натруженными) руками Базарова и рассказами о его врачевательном таланте. Однако мы так ни разу и не видим Евгения в действии, если не считать его ложно героическую гибель, более похожую на самоубийство - по личному недосмотру, участвуя чуть ли не ассистентом во вскрытии умершего тифозного больного, он по небрежению своему заразился и умер.

Сразу же после публикации романа критик журнала «Современник» М.А. Антонович* в ряде статей представил Базарова как карикатуру на современную Тургеневу российскую молодежь.
__________________________
* Максим Алексеевич Антонович (1834-1918) - русский публицист, литературный критик, философ-материалист; после смерти Н.А. Добролюбова в 1861 г. возглавил отдел «Русской литературы» в журнале «Современник».

В противовес Антоновичу один из идеологов нигилизма Д.И. Писарев* попытался возвысить образ Базарова и заложил основные направления советской критики, преподносившей героя романа как передового человека своего времени. Писарев скромно отметил, что роман «Отцы и дети» «сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям»**, чем единым махом освободил писателя от обязанности не то что досконально, но хотя бы в основном быть информированным о том предмете, о котором он пишет.
______________________
* Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868) - знаменитый русский литературный критик и публицист.
** Статья «Базаров. “Отцы и дети”, роман И.С. Тургенева». В книге: Д.И. Писарев. Литературная критика. В 3-х томах. Т.1.Статьи 1859-1864 гг. Л.: Худ. лит., 1981.

Каким же видели своего сотоварища сами нигилисты? Писарев сказал и об этом, подспудно восхваляя тургеневского героя. Приведём только небольшой фрагмент из его статьи: «На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность - решительно необходимо. Эти люди могут быть честными и бесчестными, гражданскими деятелями и отъявленными мошенниками, смотря по обстоятельствам и по личным вкусам. Ничто, кроме личного вкуса, не мешает им убивать и грабить, и ничто, кроме личного вкуса, не побуждает людей подобного закала делать открытия в области наук и общественной жизни. Базаров не украдёт платка по тому же самому, почему он не съест кусок тухлой говядины. Если бы Базаров умирал с голоду, то он, вероятно, сделал бы то и другое. Мучительное чувство неудовлетворенной физической потребности победило бы в нём отвращение к дурному запаху разлагающегося мяса и к тайному посягательству на чужую собственность». Конечно, ничего подобного у Тургенева не сказано и не могло быть сказано, но именно таким (то бишь абстрактно безнравственным) хотел видеть нигилиста критик, и этим задавал тон всей критике последующих времён.

Иван Сергеевич применил к Базарову знаменитый театральный принцип «свита играет короля». Не столько сами бессмысленные или отвратительные поступки и высказывания Евгения, сколько неадекватная реакция на них окружающих создают из молодого человека некое подобие нигилиста и благородного мыслителя. И все-таки и сам Базаров необычайно интересен нам сегодня и актуален как личность, ибо является выдающейся демонстрацией облика человека, жившего и погибшего в беспредельной и ничем не подкрепленной гордыне.

Иван Сергеевич сделал всё возможное, чтобы доказать реальность своего героя. Он даже рассказал историю о том, как его в своё время удивил молодой провинциальный врач Д., с которого он и написал образ Базарова. Тургеневоведы даже попытались отыскать его и определили некоего уездного врача Дмитриева, умершего в 1860 г., но доказать своё предположение не смогли. Тогда появилась версия о другом прототипе - соседе писателя по деревне В.И. Якушкине*.
__________________________
* Виктор Иванович Якушкин (1829-1872) - врач, исследователь, демократ по убеждениям; служил в Орле и Мценском уезде.

К вышеназванным лицам добавились ещё: молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию; молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги; частично - Чернышевский, Добролюбов и Белинский. Сегодня исследователи успокоились на всех устраивающей версии: Базаров - собирательный образ.

В живописи Евгений Базаров не нашел достойного воплощения, но хорошо известна нашим читателям картина В.Г. Перова* «Старики родители на могиле сына. На сюжет из романа И.С. Тургенева “Отцы и дети”».
_________________________
* Василий Григорьевич Перов (настоящая фамилия Кридинер) (1833/1834-1882) - великий русский художник, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Первая экранизация «Отцов и детей» была сделана в 1915 г. режиссёром В.К. Висковским*. В роли Базарова выступил актёр М.И. Доронин**.
_______________________
* Вячеслав Казимирович Висковский (1881-1933) - известный отечественный театральный и кинорежиссёр немого кино. Поставил около 60 кинофильмов.
** Михаил Иванович Доронин (1880-1935) - дореволюционный и советский актёр и режиссёр театра и немого кино.

На телевизионных экранах периодически появляется фильм 1958 г. «Отцы и дети». Нельзя сказать, что это шедевр, скорее наоборот. Режиссерами фильма выступили А.С. Бергункер* и Н.С. Рашевская**. Роль Базарова исполнил актёр В.А. Авдюшко***.
______________________
* Адольф Самойлович Бергункер (1906-1989) - советский кинорежиссёр, создатель таких известных в своё время фильмов, как «Дорога на Рюбецаль», «Девочка, хочешь сниматься в кино?» и других.
** Наталья Сергеевна Рашевская (1893-1962) - родилась в семье крупного военного инженера, погибшего при обороне Порт-Артура. Окончила дворянский институт. В 1914 г. была принята актрисой в труппу Александринского театра. С 1920 г. и до кончины работала в Александринке. В кино была режиссёром двух фильмов - «Отцы и дети» и «Достигаев и другие».
*** Виктор Антонович Авдюшко (1925-1975) - советский киноактёр; дебютировал в эпизодической роли в фильме «Молодая гвардия»; снимался в таких фильмах, как «Живые и мертвые», «Освобождение», «А зори здесь тихие», комедия «Тридцать три» и других.

В 1983 г. была сделана новая экранизация романа. Поставил её режиссёр В.А. Никифоров*. Роль Базарова исполнил актёр В.Г. Богин**.
______________________
* Вячеслав Александрович Никифоров (р. 1942) - актёр и режиссёр, постановщик таких довольно известных отечественных телефильмов, как «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1989), «Государственная граница. Фильм пятый: Год сорок первый» (1986). За фильм «Отцы и дети» удостоен Государственной премии СССР.
** Владимир Георгиевич Богин (р. 1946) - народный артист России; служит в Малом театре. За создание образа Евгения Базарова удостоен Государственной премии СССР.

Последняя четырёхсерийная экранизация романа была осуществлена в 2008 г. режиссёром А.А. Смирновой*. Роль Базарова исполнил А.С. Устюгов**. Чисто дамская постановка, в которой основной акцент сделан на любовные коллизии в судьбах героев.
_____________________
* Авдотья Андреевна Смирнов (р. 1969) - российский кинорежиссёр. Одно время была соведущей ток-шоу «Школа злословия». С 2012 г. третья по счёту жена А.Б. Чубайса.
** Александр Сергеевич Устюгов (р. 1976) - популярный российский киноактёр. Звезда телесериалов «Ментовские войны».

    Евгений Базаров … Википедия

    Персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Является приверженцем течения нигилизма, то есть отрицает практически все принятые в обществе ценности. Содержание 1 История жизни 2 Период в истории России 3 См. также … Википедия

    Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно демокра тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему… … Литературные герои

    Евгений мужское имя. Носители, известные по имени Папы римские Евгений I папа римский в 654 657. Евгений II папа римский в 824 827. Евгений III папа римский в 1145 1153. Евгений IV папа римский в 1431 1447 … Википедия

    Русская (от слова «базар») и бурятская (от бур. базар ваджра) фамилия. Известные носители Мужчины Базаров, Александр Иванович (1845 1907) российский химик. Базаров, Борис Ванданович член корреспондент РАН. Базаров, Борис Яковлевич (1893 1939)… … Википедия

    1782 – 27 июня 1858 Портрет Е.А.Головина мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт Петербург) Принадлежность … Википедия

    Смотри также Сын отставного штаб лекаря, студент медик, готовящийся к экзамену на доктора. Б. был высок ростом, с мужественным голосом, с твердой и стремительной походкой. Длинное и худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу… … Словарь литературных типов

    Базаров, Евгений Васильевич ("Отцы и дети") - Смотри также, Евгений Васильевич (Словарь литературных типов). Сам Т. в письме к Случевскому считал, что Б. все таки подавляет все остальные лица романа (Катков находил, что я в нем представил апофеозу Современника). Приданные ему качества не… … Словарь литературных типов

    Базаров, Василий Иванович "Отцы и дети") - Смотри также Отставной штаб лекарь, 62 лет. Высокий, худощавый человек, со взъерошенными волосами и тонким орлиным носом. Он очень походил лицом на своего сына, только лоб у него был ниже и уже и рот немного шире, и он беспрестанно двигался,… … Словарь литературных типов

    - … Википедия

Книги

  • О t цы и де t и , Андреева Н.. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов окончили медицинский институт. Впереди блестящие перспективы, надежды, планы. И надо бы отметить это знаменательное событие громкой пирушкой в ночном клубе!…
  • О t цы и де t и , Наталья Андреева. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов окончили медицинский институт. Впереди блестящие перспективы, надежды, планы. И надо бы отметить это знаменательное событие громкой пирушкой в ночном клубе!…

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Данная публикация поможет ученикам 10 класса при написании доклада или сочинения на тему «Евгений Базаров».

Тест по произведению