Что появилось в эпоху первобытности. Жизнь людей в первобытные времена. История развития общественных отношений

Длительный и сложный процесс развития человечества начался с появления древнейших людей и завершился образованием пер-вых государств.

В этот период, который нередко именуют доисто-рическим , появляется первобытное общество. Для него характер-но отсутствие сословий, имущественного неравенства, государст-венности, городов и многого того, что появилось в более поздние периоды истории человечества.

В первобытную эпоху формируется физический тип современ-ного человека, создаются различные орудия труда, совершенст-вуются технологии их изготовления. Путём неустанного труда, по-степенных открытий, накопления опыта люди создали богатую ма-териальную и духовную культуру . Они научились строить жилища, шить одежду, пользоваться транспортными средствами, изготов-лять посуду и разнообразную бытовую утварь.

Одним из важнейших достижений первобытной эпохи стало от-крытие производящих форм хозяйства — земледелия и скотоводст-ва, которые до настоящего времени составляют для человека основ-ной источник получения пищи . Своё видение и понимание мира люди первобытной эпохи отразили в живописи, скульптуре, ми-фах, сказках, легендах.

Эпохи первобытного общества

Эпохи первобытного общества имеют крайне размытые хронологические рамки. В зависимости от географического региона может не только значительно разниться начало и конец периода, а и вовсе его наличие. Так, например, неолит в Америке начался уже в конце 3-го тысячелетия, когда в Европе он завершился, и начался энеолит. В ряде географических областей энеолит отсутствует.

  • Палеолит , или древнекаменный век (2,4 млн. — 10000 гг. до н. э. ).
  • Мезолит, или среднекаменный век (15000-12000 — 5000 гг. до н. э. ).
  • Неолит , или новокаменный век (9500-7000 — 3000 гг. до н. э.).
  • Энеолит, или медный век (4000-3000 гг. до н. э.).

Дикость, варварство и цивилизация

Существует также и альтернативная периодизация первобытного общества. Один из представителей эволюционной теории Л. Г. Морган (1818-1881) в своей работе «Древнее общество» разделил развитие человечества на этапы дикости , варварства и цивилизации . Первые из них делились, кроме того, на нижнюю, среднюю и высшую ступени. В основу этой периодизации был положен технологический принцип: от гончарной эпохи, этапа дикости осуществлялся переход к нижней ступени варварства, с переходом от окуль-туривания растений к одомашниванию животных — к средней, от железоплавильной эпохи — к высшей ступени.

Дикость

Этап дикости делится на следующие ступени:

  • нижняя ступень означала молодость человеческого рода: люди обитали в тропических лесах, употребляя фрукты и корнеплоды; появление членораздельной речи стало признаком их зрелости;
  • на средней ступени люди питались рыбными продуктами, пользовались огнём и начали селиться вокруг рек и озёр;
  • на высшей ступени был изобретён лук, и стало возможным заниматься охотой.

Цивилизация

Примерно в середине 4-го тыс. до н. э. начался переход челове-чества от первобытности к цивилизации. Показателем этого пере-хода было возникновение первых государств , развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни . Ци-вилизация — это более высокая ступень развития человеческого об-щества, следующая за первобытностью.

История первобытных обществ завер-шилась возникновением в Египте и в Дву-речье в конце 4-го тыс. до н. э. древнейших цивилизаций. Человечество вступило в новый этап своего раз-вития. На большей части Земли в течение долгого времени сохра-нялись первобытные племена. Даже в настоящее время некоторые народы несут в своей

Раздел - I - Вступительное описание о первобытном обществе кратко
Раздел - II - Первобытное человеческое стадо
Раздел - III - Первобытные охотники
Раздел - IV - Образование рода
Раздел - V - Земледелия и скотоводство древних людей

Интересно осознавать, что ход развития и резкие изменения климата заставили наш род человеческий эволюционировать из полуобезьяны во вполне разумное существо. Большое количество находок в Африке говорят о том, что цивилизованное человечество - это одна из малейших частей всей истории существования нашего вида. Австралопитеки.

Первобытный человек населял Африку предположительно в промежутке между 3,5-1,8 миллионов лет тому назад. В те времена это были маленькие стада полуразумных обезьян , которые назывались австралопитеками -т.е южные обезьяны. Они отличались достаточно большой челюстью, маленьким мозгом, прямой осанкой а так же возможностью держать в своих руках камень или дубину.


Человек умелый (анг.homo habilis) возник около 2,5млн. лет тому назад.Этот первобытный человек характеризовался тем, что имел возможность применять в хозяйстве 1-ые орудия из камня. Каменными орудиями можно было выкапывать корень, охотиться , снимать шкуру убитого животного, рубить ветки и т.д. Именно человека умелого считают главным представителем всего современного человеческого рода. Будучи homo habilis первобытные люди, перемещались на 2-ух ногах. Стая их состояла из нескольких самцов,и предположительно такой же же численности самок. Питались они как животной так и растительной пищей. Разговаривать они еще не могли. Лишь с помощью простых криков и жестов они как-то разговаривали между собой.

Питекантроп.Следующим витком развития первобытного человека считается «человек выправленный» (т.е от англ. homo erectus), питекантроп или обезьяночеловек. Своим внешним видом это существо напоминало все еще животных. Оно было волосатым, с большой челюстью, низким лбом и большой головой. Но питекантроп в отличие от других homo habilis научился не просто выбирать с земли палки и камешки, а самостоятельно их изготавливать. Так возникли различные скребки, острые рубила, которые хорошо помогали рубить корни, ветки, охотится а так же разделывать шкуры животных. Именно во времена питекантропов, первобытные люди научился приспособляться под разные условия климата. Их стоянки были зафиксированы и Африке и в Европе, и в Китае .

А первая стоянка питекантропа была найдена на острове Ява. В период существования homo erectus на землю начали наступать ледники. Стало сильно холодать и уменьшился уровень Мирового океана. Поэтому, многие разрозненные небольшие группки первобытных людей были вынуждены объединяться. Так было легче охотиться и защищать себя от угроз. Примерно в тот же период появился огонь, с помощью которого первобытный человек обогревался. Сообщество питекантропов очень медленно эволюционировало. В этом обществе взрослые начинали обучать младшие поколения охоте и простыми ремеслам, спустя некоторое время зарождался

История человеческой расы насчитывает не одну тысячу лет, и самым первым этапом развития человечества является первобытное общество. Это огромный исторический пласт, который берет свое начало с появления древнейших людей и заканчивается возникновением государств и цивилизаций.

Общая характеристика первобытного общества

Время первобытного общества - это не только начальный, но и самый длительный отрезок в истории эволюции человечества, который охватывает более двух миллионов лет. За это время первобытное общество прошло огромный путь развития, на протяжении которого менялось хозяйственное устройство, социальные связи, нормы поведения, организация власти, представление древнего человека о мире.

В этот период происходило формирование физического типа современного человека, создавались различные орудия труда, изобретались и улучшались технологии их изготовления. Путем тяжелого физического труда и постепенных открытий первобытным людям удалось по крупицам создать уникальную культуру, значительно обогатить духовную жизнь.

Рис. 1. Первобытный человек.

К основным чертам первобытного общества относят:

  • коллективный труд;
  • родоплеменная организация;
  • отсутствие личной собственности;
  • уравнительное распределение пищи и благ;
  • примитивные орудия труда.

Через первобытный строй прошли все народы мира. На планете нет такой цивилизации, которая бы «перескочила» через данный отрезок развития. Несмотря на то, что первобытное общество давно кануло в лето, на Земле еще остались малочисленные племена, которые ведут характерный образ жизни и сохраняют пережитки далекого прошлого.

Этапы первобытного общества

Существует несколько видов хроник первобытного общества, среди которых выделяют периодизацию по типу производства, археологическую периодизацию и некоторые другие.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Весьма показательным является разделение эпохи первобытного общества по типу организации общественного строя. Выделяют три этапа, каждый из которых имеет свои отличительные черты:

  • Первобытное человеческое стадо. Начальный этап первобытного общества, во время которого закладывались основы поведения, социальных взаимоотношений. Основное занятие членов первобытного стада - охота и собирательство, а возглавлял их самый сильный и удачливый охотник.
  • Являла собой группу людей, объединенных кровным родством и ведением совместного хозяйства. Несколько общин, живущих по соседству, составляли племя. На этом этапе древние люди начали расширять сферы свои деятельности, осваивая, помимо привычной охоты и собирательства, рыболовство, скотоводство, земледелие. Возникли новые способы обработки природных материалов и, соответственно, новые виды орудия труда и оружия. Управление родовой общиной было в руках старейшего представителя рода.

Рис. 2. Родовая община.

  • Первобытная соседская община. Характеризовалась более сложной социальной структурой, с присваивающим и производящим хозяйством, трудовым распределением, растущими потребностями, зачатками индивидуальной собственности и социального неравенства. Во главе такой общины стоял избираемый вождь.

Культура первобытного общества

Для первобытной культуры характерна стабильность и крайне медленные темпы развития. В этот период человечеству удалось накопить огромный багаж знаний об окружающем мире: животных, растениях, явлениях природы, свойствах различных материалов.

Благодаря полученным знаниям древние люди успешно занимались врачеванием, земледелием, они хорошо ориентировались в пространстве на незнакомой местности, могли предугадывать изменения в погоде.

Важнейшим достижением первобытной культуры стало возникновение примитивной письменности. Поначалу это были лишь примитивные знаки-символы, которые были необходимы для установления собственности и ведения торговых дел. Позднее, с появлением древнейших цивилизаций, они развились в полноценную письменность.

Искусство первобытного общества играло большую роль в воспитании подрастающего поколения и передачи важной информации потомкам. Особое значение играли петроглифы - наскальные рисунки, которые выбивались на поверхности скал или выполнялись при помощи красок. Самыми популярными были изображения магических обрядов, сцен охоты, людей и мифологических существ.

Рис. 3. Петроглифы.

Важнейшим видом первобытного искусства был орнамент - различные линии, геометрические фигуры, примитивные изображения животных и растений, которые повторялись в определенной последовательности. Орнамент служил не только украшением: он являлся знаком принадлежности к тому или иному племени, оберегал владельца от злых сил.

Что мы узнали?

При изучении темы «Первобытное общество» по программе 6 класса истории мы узнали кратко об особенностях эпохи первобытного общества: какими характерными особенностями она обладала, какой временной промежуток охватывала и на какие периоды была разделена. Также мы выяснили, какие достижения в области культуры и искусства соответствовали данному периоду развития человеческого общества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 429.

История делится на два пласта: первобытное общество и цивилизации. Исходным является первобытный строй, который охватывает отрезок времени свыше двух миллионов лет, когда не существовало государственных образований, еще не сложились правовые нормы.

За время своего существования первобытное общество прошло значительный эволюционный путь, на протяжении которого происходило изменение его социокультурного облика и хозяйственного устройства. Выделяют две основные стадии первобытного общества: первая - присваивающее хозяйство, вторая - производящее хозяйство. Смена стадий происходит в эпоху неолита в 8-3 тысячелетии до н.э.

Первая стадия характеризуется становлением пользовались простейшими каменными орудиями, жили за счет присвоения продуктов природы (собирательство, рыболовство, охота), вели бродячий образ жизни, объединялись в локальные группы под руководством вожака. Такая простейшая форма жизни и социальной организации, отражавшая низкий уровень развития производственных, общественных и культурных отношений, называется первобытным стадом или праобщиной. Однако, несмотря на хаотичность внутренней жизни стада, в нем прослеживаются первые первобытного общества, правила, стандарты и прочие поведенческие стереотипы.

Природные инстинкты начинают отступать перед социокультурными стереотипами. Отношения внутри группы носят эгалитарный характер. Распределение продовольственных и других ресурсов происходит равномерно. В основе подобного равенства лежит эквивалентный обмен (как пищей, орудиями труда, так и женами и т.д.). Власть вожака над группой проявляется весьма выразительно. Его воля воспринимается стадом как норма.

Усложнение социальных связей, изменения брачных отношений (появление экзогамии, запрещавшей браки между кровными родственниками) и неолитическая революция привели к возникновению семейно-клановых групп. Произошла смена стада на в основе которой лежали родственные отношения. Строиться родообщинные отношения могли по принципам матрилинейности или патрилинейности.

История первобытного общества после неолитической революции выходит на новый виток. Люди переходят к производящей экономике, что позволяет им не только обеспечить себя выживание, но и начать целенаправленно обеспечивать себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Это стало предпосылкой перехода к оседлому образу жизни. Постепенно отдельные семейно-клановые группы устанавливают контроль над определенной территорией. Первобытное стадо превращается в прочную, разросшуюся численно и связанную с определенной территорией группу производителей. Новая социальная организация основывается на самоуправлении и соморегуляции.

На этой стадии развития первобытное общество переходит к фиксированному разделению труда, распределению пищи и Принципы равенства и эгалитарности по-прежнему сохраняются. Но, вместе с тем, распределение добычи могло производиться и с учетом ролевых функций ее участников (по принципу пола, возраста и т.д.). Преимуществами в коллективе обладал и его лидер. Вокруг него концентрировались члены группы, которые взамен за предоставляемые им блага признавали авторитет лидера. Так сложилась догосударственная форма власти.

В родовых общинах уже существуют правила поведения, обязательные для всех членов ее коллектива. Родовые нормы были связаны с тотемами, имели мифологическую окраску. Порядок распределения добычи становится регламентированным, контроль над этим процессом берет на себя вождь. носят характер самонастраивающихся: они поддерживаются интересами, религиозными верованиями и другими ценностными установками. Но это не исключало принудительности следования нормам, которые выработало первобытное общество. При нарушениях табу преступник мог даже быть изгнан или подвергнут смертной казни.

Американский историк и этнограф Льюис Морган предложил разделять историю в зависимости от уровня развития хозяйства и материальной культуры на три эпохи: дикость, варварство и цивилизация. Каждая эпоха в свою очередь делится на ступени. Так, низшая ступень дикости начинается с появления древнейшего человека, средняя — с возникновения рыболовства и применения огня, высшая — с изобретения лука и стрел. Низшая сту-пень варварства начинается с возникновения гончарного дела, средняя — с введения скотоводства и поливного земледелия, высшая — с появления железа. Цивилизация делится на античную — со времен Древнего Рима и со-временную.

Однако применительно к истории техники наиболее подходящей является археологическая периодизация, предложенная в 1816 г. датским археологом Кристианом Томсеном . В ее основу положены материалы, из кото-рых выполнены орудия труда. Именно используемые мате-риалы являются важным, а для доисторических времен определяющим критерием материального производства.

Правильность такого подхода отмечал и К. Маркс : «...доисторические времена делятся на периоды на осно-вании естественнонаучных, а не так называемых исто-рических изысканий, по материалу орудий и оружия: каменный век, бронзовый век, железный век» (Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 191). В соответствии с такой пе-риодизацией первобытная история делится на века (камен-ный, бронзовый и железный), века — на эпохи, эпохи — на периоды (ранний и поздний), а периоды на культуры, на-званные по первому месту археологических находок.

Каменный век де-лится на три эпохи: палеолит (от греч. palaios — древ-ний + lithos — камень) — древнекаменный век, мезолит (от mesos — средний) — средний каменный век и неолит (от neos — новый) — новый каменный век. В свою оче-редь древнекаменный век (палеолит) делится на нижний (ранний или древний) и верхний (поздний).

Происхождение и эволюция человека

Первые человекообразные приматы под названием гоминиды (от лат. homo — человек) появились более 10 млн лет назад. Общим предком человека и нынешних чело-векообразных обезьян (шимпанзе, гориллы) считаются дриопитеки (от греч. drys — дерево + pithekos — обезь-яна), что дословно означает — лесные обезьяны. Из это-го антропоида (от гр. anthropoeides — человекообраз-ный), согласно версии специалистов, выделилась ветвь наиболее крупных особей, которые, очевидно, не выдер-живая конкуренции на деревьях, предпочли спуститься на землю.

Биологическое развитие одних, из которых, в частно-сти произошли современные гориллы, пошло по пути увеличения размеров тела и физической силы, позволив-ших им бороться за свое существование. А из более прогрессивной ветви дриопитеков, мозг которых стал развиваться быстрее, вышли удабнопитеки (от грузинс-кой местности Удабно) и рамапитеки (от Рама — героя индийской мифологии), облик которых был еще более сходным с человеческим.

Дальнейшее развитие антропоидов привело к тому, что некоторые из них начали передвигаться на задних конечностях, что освободило передние для использования подручных предметов, а вертикальное положение расши-рило кругозор и интенсифицировало развитие головного мозга. Таким образом, примерно 4 млн лет назад, на аре-ну жизни вышли австралопитеки (от лат. australis — южный), которые передвигались на задних конечностях, охотились на животных и питались мясной пищей. Пос-ледняя, благодаря большей питательности и лучшей усвояемости, способствовала их ускоренному развитию, особенно головного мозга. Так возник вид «человека прямо-ходящего» (Homo erectur ).

Австралопитеки еще не умели ничего производить сами, они лишь приспосабливались к среде обитания с помощью природных орудий (камней и палок), то есть по уровню своего интеллектуального развития они не на-много отличались от современных человекообразных приматов. Решающим в становлении человека (антропо-генезе) и выделении его из остального животного мира как «человека умелого» (Homo habilis ) стал переход к из-готовлению орудий. Как отмечал Ф. Энгельс: «... ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа... Труд начинается с изготовления орудий» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 487, 491).

Наиболее древним из всех известных первобытных людей считаются питекантропы (от греч. pithekos + anthropos — человек), что в буквальном смысле означа-ет — обезьяночеловек. Питекантропы населяли землю около 500 тыс. лет назад и создали дошелльскую культу-ру раннего палеолита. В черепе питекантропа сочетались специфические черты как обезьяны, так и человека, при-чем объем его мозга был в 1,5-2 раза больше, чем у со-временных человекообразных обезьян. Так что питекан-тропы могли не только пользоваться камнями и палками, но и изготовлять примитивные орудия труда, намеренно разбивая одни камни с помощью других и выбирая наиболее подходящие обломки.

Формирование человека происходило в различных, природных условиях, что не могло не отражаться на характере его деятельности и применяемых орудиях. Из-менение климата было связано с перемещением ледни-ков, которые периодически наступали и отступали. В шелльскую эпоху климат был очень теплым, растительность вечнозеленой, водились теплолюбивые животные.

Увеличение оледенения и заметное похолодание проис-ходило в ашёлье, но самое длительное и значительное — в мустье. На следующей, более высокой по сравнению с питекантропом стадии развития находился синантроп (от лат. Sina — Китай), что буквально переводится «ки-тайский человек». Синантропы обитали около 400-150 тыс. лет назад, в шелльский и ашёльский периоды ран-него палеолита, уже умели изготовлять каменные, костя-ные и деревянные орудия и утварь, а также владели чле-нораздельной речью.

Еще более развитыми были неандертальцы , останки которых были впервые найдены в Германии, в долине Неандерталь. Они населяли землю около 200-45 тыс. лёт назад, в мустьерскую эпоху раннего палеолита. Невысоко-го роста, сильные и мускулистые, они сумели хорошо при-способиться к суровым условиям того времени. Основным оружием неандертальцев было копье, а важнейшим заня-тием — коллективные способы охоты, объединявшие всех членов группы. Самым главным достижением неандер-тальского человека было овладение искусством добывания огня трением (сверлением) и ударом (высеканием искр).

В заключительный, мустьерский период раннего па-леолита землю населяли кроманьонцы , останки которых были впервые обнаружены в гроте Кро-Маньон во Фран-ции. Мозг кроманьонцев, если судить по строению чере-па, практически уже не отличался от мозга современного человека, а руки были способны выполнять самые раз-личные трудовые операции, в том числе и очень сложные. Поэтому кроманьонцев и всех людей, населяющих землю после них, принято считать Homo sapiens — человеком разумным, то есть мыслящим.

Определенное представление об уровне интеллекту-ального развития дают данные о вместимости черепа, со-ответствующие объему мозга: гориллы — 600-685, пите-кантропа — 800-900, синантропа — 1000-1100, современ-ного человека — 1200-1700 см3.

Формирование общественных и производственных отношений в первобытном обществе

Первоначально первобытные люди жили стадами (ордами) в 20—40 человек, отношения в которых были унаследованы от предков (обезьян) и характеризовались индивидуализмом и чисто животным эгоизмом. Стада возглавлялись стихийно выдвинувшимся вожаком. Этот начальный, дородовой этап первобытнообщинного строя, относящийся к эпохе древнего палеолита, назывался «первобытным человеческим стадом». С него началось становление человеческого общества, а переходом от "«стада» к роду завершилось его формирование.

В эпоху раннего палеолита основным видом хозяй-ственной деятельности первобытного стада было собира-тельство, дополняемое охотой. По мере развития самого человека происходило и формирование общественных отношений по линии регламентации производственных и половых отношений, распределения пищи и взаимопомо-щи. Так возникло первое, носящее естественный харак-тер, общественное разделение труда по полу и возрасту.

Совместная трудовая деятельность, а позднее общее жилище и огонь, объединяли и сплачивали людей, обес-печив переход в эпоху позднего палеолита первобытной стадной общины в родовую материнскую, в которой ее члены были уже связаны узами родства. Так, в ранний период первобытнообщинного (родового) строя возникла форма общественного устройства, характеризующаяся до-минирующим положением женщины — матриархат (от лат. mater — мать + arche — начало, власть), в буквальном смысле — власть матери. Во времена матриархата род со-стоял из общин, насчитывающих по несколько десятков че-ловек. Прародительницей, хранительницей очага и хозяй-кой в жилище была женщина, вокруг которой группирова-лись дети и которой отводилась руководящая роль.

Древние люди были всеядными, они ели как расти-тельную, так и мясную пищу, но всегда преобладала ра-стительная, которую человек получал от природы в гото-вом виде. Значение собирательства в мустьерский период в связи с резким похолоданием снизилось, но сохранилось на протяжении всей первобытной эпохи. Повышение роли охоты в верхнем палеолите способствовало еще более четкому разделению труда между мужчинами и женщинами. Первые постоянно были заняты охотой, вто-рые — утилизацией продуктов охоты и ведением все ус-ложнявшегося домашнего хозяйства.

В связи с развитием земледелия, скотоводства и охо-ты собирательство стало отступать на второй план. Роль мужчины в хозяйственной деятельности неуклонно воз-растала, пока не стала превалирующей, что и привело к возникновению патриархата {от греч. Pater — отец). Эпо-ха патриархата, характеризующаяся преобладающей ро-лью мужчины в хозяйстве, обществе и семье, падает на период разложения первобытнообщинного строя, охваты-вающего большой отрезок времени от появления первых людей до возникновения классового общества. Эта пер-вая в истории человечества социально-экономическая формация, обусловленная низким уровнем развития про-изводительных сил, характеризовалась общей собственно-стью на средства производства, коллективным трудом и потреблением.

Совершенствование орудий труда и повышение его производительности, развитие общественного разделения труда, появление избыточной (товарной) продукции и на-лаживание регулярного обмена, возникновение частной собственности и переход к индивидуальному хозяйству привели к возникновению имущественного неравенства. Рода распадаются на большие патриархальные семьи, главы которых становятся полновластными владыками, развивается многоженство.

Племенная знать (вожди, старейшины, купцы), захва-тывает общинную собственность и превращает в рабов сначала военнопленных, а потом и своих обедневших со-племенников. Возникающие межобщинные и племенные столкновения в конце палеолита превращаются в насто-ящие войны, которые также становятся средством обога-щения. Все это становится прелюдией к возникновению антагонистических классов (от лат. classis — разряд, группа) и классовых рабовладельческих государств в эпо-ху энеолита.

Эпоха палеолита соответствует этапу возникновения и развития орудийной техники, представляющей прими-тивные каменные орудия двойного применения, являю-щиеся одновременно как орудиями труда, так и оружи-ем. Практико-методические знания того времени не име-ли письменной формы фиксации. Они содержались в человеческом опыте и передавались по наследству в про-цессе обучения.

Дятчин Н.И.

Из книги «История развития техники», 2001