3 леонардо да винчи мадонна бенуа. Мадонны леонардо да винчи и рафаэля санти

Леонардо да Винчи - наиболее яркий выразитель стремлений и идеалов эпохи Возрождения. Многосторонне одаренный человек, он проявил свой талант не только в искусстве, но и во многих областях науки. Впитав лучшие достижения культуры раннего Возрождения, обобщив опыт художников XV века, Леонардо своим творчеством указал дальнейший путь развития искусства. От свойственного раннему Возрождению аналитического подхода в изучении природы он перешел к синтезированию накопленных человечеством знаний об окружающем мире. В искусстве Леонардо проявились черты, ставшие характерными для Высокого Возрождения: создание обобщенного образа человека, построение монолитной композиции, освобожденной от излишней детализации; гармоничная связь между отдельными элементами картины. Крупнейшим достижением художника явилось использование светотени для смягчения контуров, для обобщения форм и красок. Немало сделал он для развития портретной и пейзажной живописи.

Немногие произведения Леонардо да Винчи дошли до нашего времени, в мире насчитывается меньше десятка его работ. Одни остались незаконченными, другие были дописаны его учениками. В Эрмитажном собрании хранится два его произведения: "Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа)" и "Мадонна Литта" .

Небольшой холст "Мадонна с цветком", или, как часто ее называют, "Мадонна Бенуа" - одна из ранних работ Леонардо да Винчи. Он сделал ряд набросков, подготовительных рисунков к этой композиции. Сохранилась запись самого художника, из которой явствует, что картину он начал писать в октябре 1478 года в возрасте двадцати шести лет. Отказавшись от традиционного облика Мадонны, Леонардо изобразил ее совсем юной, с нежной улыбкой любующейся Младенцем. В картине, несомненно, чувствуются жизненные наблюдения художника. Строго продуманная композиция проста и предельно обобщена. Мать и ребенок объединены в неразрывную группу. В произведении использованы богатые возможности светотени для лепки форм, для придания им особой объемности и выразительности. Тонкость светотеневых переходов, производит характерный для работ Леонардо эффект, когда все изображение кажется окутанной воздушной дымкой.

Высокие живописные достоинства "Мадонны Бенуа" позволяют судить о большом мастерстве, которым владел художник в молодые годы. Живопись Леонардо удивляет внешей легкостью, за которой скрыта продуманность до мельчайших деталей. Известно, что каждое свое произведение мастер творил долго, порой заставляя заказчиков ждать несколько лет заказанные ими картины.

"Мадонна Бенуа" как работа Леонардо стала известна только в нашем столетии. В начале XIX века ее продал в Астрахани одному из русских коллекционеров бродячий итальянский музыкант. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом "Старые годы". Вскоре картину почти единодушно признали творением Леонардо да Винчи, а в 1914 году она заняла почетное место в коллекции Эрмитажа.

Италия |Леонардо да Винчи(1452-1519)|"Мадонна Бенуа"|1478|х.м.|Государственный. Эрмитаж| Санк-Петербург

К числу ранних леонардовских работ, относящихся к 70-м гг., ко времени, когда он только что оставил мастерскую мастера, относят несколько изображений Мадонн. Разные авторы по-разному разграничивают авторство Леонардо. Наиболее достоверна атрибуция Леонардо в знаменитой Эрмитажной «Мадонне Бенуа», названной так по имени прежних владельцев.

«Мадонна Бенуа» доказывает оригинальность художественного мышления Леонардо на ранних этапах становления его творчества. Здесь много принципиально нового для флорентийской живописи - в композиции, в отношении к светотени, к цвету. ... Замечательно и то, что фигуры даны на темном фоне. Вместо пейзажного мотива или условного архитектурного здесь дана спокойная, затененная глубина, пространственность которой подчеркивает изображение окна. Каким-то образом мы ощущаем, что окно находится достаточно далеко в глубине.
Затененность этого помещения предполагает тончайше разработанную светотень. Уже в этой работе Леонардо намечает те знаменитые принципы сфумато, которые будут характерны для его способа моделировки формы светотенью. Сфумато в переводе с итальянского означает «неясный, рассеянный, мягкий». Это светотень, но не активная, та, которая стереометрически лепит форму, контрастом темного и высветленного вырывая объем из мрака и резко освещая его, а почти непередаваемые градации затененности. Причем заметим, что для Леонардо в его сфумато тень важнее света. Он и впоследствии редко когда будет давать ослепительно освещенные участки объема. Со временем, учитывая весь его будущий опыт, эта легкая затененность будет набрасываться на всю фигуру, на всю композицию целиком. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, это давало его гениальному, зоркому глазу возможность проследить тончайшее движение воздуха в композиции, движение и состояние атмосферы во всех участках изображенного пространства. Образно говоря, под каждой складкой. С другой стороны, утвердившись в живописи Леонардо, перейдя от него к его ученикам, эта практика легкой затененности у художников менее зорких, менее талантливых превращалась в известную светотеневую тяжеловесность, в некую затененность, мрачноватость общего тона. Впоследствии Леонардо будут упрекать в том, что он научил живопись быть погребной, мрачновато-черной, что он на века задержал развитие цвета, развитие колористики в сторону большего высветления тона, высветления колорита в целом. Ведь Леонардо в своих заметках, в своем так называемом «Трактате о живописи» (который не есть трактат, он сведен в некое целое в более позднее время) иногда говорит потрясающе смелые вещи, в том числе и о колорите. Например, разбирая цветовые оттенки, которые должны читаться в белом платье женской фигуры, освещенной солнцем на зеленой лужайке, он говорит о голубых тенях, о теплых и холодных рефлексах, он говорит то, что только в XIX в. эмпирическим путем получили импрессионисты. Но в его собственной практике этого нет. Его живопись дает совершенно иные эффекты, эффекты вот этого, чуть затененного пространства, слегка влажноватого воздуха, сквозь который мы видим фигуры. И хотя в «Мадонне Бенуа» эта светотень как система еще не сложилась, здесь можно видеть уже первые приметы ее присутствия. А светотень диктует и тонкость колористических отношений в деталях, в цвете тканей, в излюбленных им желтовато-золотистом и неопределенном фиолетово-голубом с легкой прозеленью.
Замечательно противопоставлена почти детская хрупкость Мадонны и крупные, тяжеловатые формы упитанного младенца. Есть в этом какой-то особый эквивалент психологическому состоянию персонажей. Уже в самом физическом противопоставлении матери-девочки и крупного ребенка заложено какое-то дополнительное зерно сюжета.
Легко и естественно Леонардо сосредоточивает внимание Богоматери и маленького Иисуса на игре с цветком. Сам по себе этот мотив далеко не нов - Христос, играющий с цветком. И нидерландцы в XV в. много раз его писали, и итальянцы – цветок или птичка в руке, иногда цветок с символическим значением. Но здесь очень свежа детская радость Марии, она как будто в равной степени радуется и игре сына, и красоте самого цветка. И насколько мать весела, настолько серьезен малыш. Какая-то огромная внутренняя работа происходит в нем, когда он исследует своими ручонками лепестки цветка. И это тоже несколько неожиданное психологическое сопоставление. Вещь, несмотря на кажущиеся камерные размеры, довольно сложно организована и пластически-пространственно, и эмоционально-психологически.


Мадонны Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

М а д о н н ы

Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти

Леонардо да Винчи - один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, пример «универсального человека».

Он был художником, скульптором, архитектором, учёным (анатомом, естествоиспытателем), изобретателем, писателем, музыкантом.
Полное его имя - Leonardo di ser Piero da Vinci , в переводе с итальянского языка это значит «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В современном смысле Леонардо не имел фамилии - «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи».
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник.

Мона Лиза — 1503-1506Леонардо да Винчи

Кто не знает «Джоконду» — знаменитый шедевр Леонардо да Винчи?! Лицо Джоконды знакомо всему миру, ее образ по-прежнему является наиболее часто репродуцируемым изображением. Однако, несмотря на свою популярность и растиражированность, «Джоконда» остается для нас загадкой.

Эта картина окутана тайной, и каждый раз, глядя на нее, мы испытываем удивительное чувство открытия чего-то нового, не изведанного ранее — подобно тому, как мы заново открываем для себя хорошо знакомый с лета пейзаж, увидев его однажды осенью погруженным в таинственную туманную дымку…

В свое время Вазари утверждал, что «Мона Лиза» (сокращение от «Мадонна Лиза») была написана с третьей жены флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо, откуда и пошло второе название картины — «Джоконда».

Типичное для живописной манеры Леонардо да Винчи «сфумато» здесь подчеркивает таинственную силу природы, которую человек может только видеть, но постичь разумом не способен.

Этот конфликт между зримым и сущим порождает смутное ощущение беспокойства, усиливающееся беспомощностью перед природой и временем: человек не знает, куда ему идти, ибо его жизнь — как та извилистая дорога из мрачного пейзажа за спиной у Джоконды — выходит из ниоткуда и устремляется в никуда…

Леонардо волнует вопрос о месте человека в этом мире, и, похоже, один из возможных ответов он выражает в улыбке несравненной Моны Лизы: эта ироничная улыбка является знаком полного осознания кратковременности человеческого существования на земле и покорность Вечному порядку природы. В этом — мудрость Джоконды.

Как отмечал немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969), «Джоконда» «снимает напряжение между личностью и природой, а также стирает грани между жизнью и смертью».

Написанная в Италии, «Джоконда» навсегда осталась во Франции — наверное, в качестве своеобразного бонуса за проявленное по отношению к ее автору гостеприимство.

Леонардо да Винчи: Мадонна Литта

Литта - миланская аристократическая фамилия XVII-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий - отсюда её название. Первоначальное название картины - «Мадонна с младенцем». «Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г.
Предполагают, что картина была написана в Милане, куда художник переехал в 1482 г.
Её появление ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве - утверждение стиля Высокого Возрождения.
Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.

«Мадонна в скалах» (1483-1486) Дерево, переведённое на холст, масло. 199х122 см. Лувр (Париж)

Мадонна в гроте

«Мадонна в гроте» — первая из работ Леонардо да Винчи, относящихся к миланскому периоду его творчества. Изначально эта картина должна была украшать алтарь часовни братства Непорочного Зачатия в миланском соборе Сан Франческо Гранде и является прекрасным свидетельством непревзойденного мастерства Леонардо да Винчи в области светотеневой моделировки фигур и пространства.

Леонардо да Винчи: Дама с горностаем

Леонардо да Винчи: Мадонна Бенуа

Леонардо да Винчи: Джиневра де Бенчи

«Прекрасная Ферроньера» — женский портрет в Лувре, считающийся работой Леонардо да Винчи или его учеников.

«Мадонна с гвоздикой» — картина, которую многие искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. Предположительно, создана Леонардо в бытность его учеником в мастерской Верроккьо. 1478-1480 гг.

В этой подборке собраны самые известные картины Рафаэля , посвященные образу Богоматери (Мадонны).

Вслед за своим учителем Перуджино художник Рафаэль Санти (1483-1520) создал развёрнутую галерею образов Марии с младенцем , которые отличаются большим разнообразием композиционных приёмов и психологических трактовок.

Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто . Идиллические образы не лишены скованности, суховатости, иератичности. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. На первый план выступают универсальные переживания материнства — чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Эта прелесть материнства — основной эмоциональный акцент в мадоннах, выполненных после переезда художника в Рим. Абсолютной вершиной считается « Сикстинская мадонна » (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.

Мадонна с младенцем" (Madonna di Casa Santi) - первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино.

"Мадонна Конестабиле" (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас "Мадонна Конестабиле" находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). "
Мадонна Конестабиле" считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

"Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском" (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Малая Мадонна Коупера" (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

"Мадонна Терранува" (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев - итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

Картина Рафаэля "Святое семейство под пальмой" (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

"Мадонна в зелени" (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

"Мадонна Альдобрандини" (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев - семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Мадонна с канделябрами" (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

"Сикстинская Мадонна" (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа - святая Варвара. "Сикстинская Мадонна" находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

"Мадонна в кресле" (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

Оригинал записи и комментарии на

Осенью 1478 года он записывает в одной из своих тетрадей, рядом с различными зарисовками, следующие слова: “…бря 1478 г. я начал две девы Марии”. На листах его рисунков, относящихся к тому же времени, мы действительно находим большое количество набросков для композиции “Мадонна с младенцем”, причём он со свойственной ему тщательно и вниманием зарисовывает как различные положения тел материи и ребёнка, так и детали: руки со складками лёгкой и тяжёлой одежды, куски ткани. Рисунки эти ещё несколько наивны и суховаты, но уже говорят о постепенном овладении техникой. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Многочисленные варианты различных и сходных положений тел матери, ребёнка и обоих вместе являются несомненным свидетельством того, что молодой мастер стремился лёгкими штрихами карандаша или пера передать беглые впечатления, полученные от наблюдений над реальной действительностью, запечатлеть эту действительность во всей её жизненной динамике.
Первая из двух мадонн, о которой пишет Леонардо и которая создана на основании многих зарисовок, - это “Мадонна Бенуа”.
Когда Леонардо писал её, ему было двадцать шесть лет. К этому времени художник обрёл уже совершенное мастерство в великом искусстве живописи, которое, как мы увидим, он ставил выше всех прочих.
“Мадонна с цветком” (“Мадонна Бенуа”) – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишён какой бы то ни было святости.
Мадонне придан вид несколько болезненной девушки, играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях. Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, сложное положение обеих фигур, - всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности.
Обе фигуры, тесно вписанные в картину, заполняют собой почти без остатка всю её поверхность, только справа, наверху расположено небольшое стрельчатое окно, по-видимому, незаконченное художником. Надо думать, что он предполагал поместить здесь свой излюбленный горный пейзаж с рекой, напоминающий виды его родного Винчи, но, как обычно, затянул работу и, перейдя к чему-нибудь другому, оставил эту деталь недоделанной.
Свет на фигуры в картине падает в основном слева, но очень возможно, что именно небольшое окно и, вероятно, расположенные за ним горы и вода определяют то, что помещение, в котором находится мадонна, освещено слабо и притом своеобразным зеленоватым светом. Он окрашивает всё в зеленоватые тона, бросает зеленоватые блики на обнажённые части тела, создаёт густые тени в местах, более тёмных, заслонённых чем-нибудь от падающего из окна света.
Композиционным и идейным центром картины является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, девической руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд мадонны и пытливый, серьёзный взгляд младенца, пытающегося неловко схватить цветок. Жажда познания, по-детски неосознанного, но не по-детски страстного, того познания, которое томило и гнало вперёд Леонардо, выражено во всём облике младенца. Взгляд зрителя невольно приковывается к смысловому центру картины – переплетению трёх рук, изображённая в ней простая и скромная сцена приобретает значительность и идейную глубину. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует.

Судьба шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа».
Удивительная история «астраханской Джиоконды»

«Вы видели, наверное, покрытые старым теплым золотом потемневшие холсты,
от времени точно одетые шелковистой кожей, особым пухом, налетом
золотой пыли. Вы видите руку великого художника, но подписи художника
на картине нет»
Велимир Хлебников

Блистательный Леонардо, универсальный гения Возрождения, – одна из наиболее притягательных личностей в истории искусства. Его «Мона Лиза» - самая известная и любимая картина в мире.
До наших дней дошло немногим более десятка живописных работ Леонардо, поэтому любые новости, связанные с его именем, всегда становились событием мирового масштаба, особенно, если эта новость – обнаружение его ранее неизвестной или затерявшейся картины.

В 2011 году мировые СМИ облетела сенсация: группа арт-дилеров из США объявила, что в их распоряжении находится считавшаяся утраченной картина Леонардо «Спаситель мира».
Это заявление было сделано после многолетней реставрации и сложных экспертиз работы неизвестного мастера миланской школы XVI века. Специалисты, в конце концов, подтвердили, что эта работа и есть пропавший оригинал «Спасителя мира», с которого впоследствии было сделано множество гравюр и копий.
Тогда же вспомнили об удивительной истории 100-летней давности, связанной с явлением на люди другой пропавшей картины Леонардо - «Мадонны с цветком», или «Мадонны Бенуа».

Поэт Велимир Хлебников, восхищаясь шедевром, в то же время, не без оснований, называл эту картину «астраханской Джиокондой».
Картина довольно долго «блуждала» по свету, терялась, находилась, но, в конце концов, ее судьба сложилась счастливо. Итак, все по порядку.

«Мадонна с цветком» - ранняя работа Леонардо да Винчи. Исследователи считают, что она была создана в 1478 году, когда Леонардо было 26 лет. К этому времени он уже 6 лет работал самостоятельно и был принят в гильдию живописцев Флоренции.

В работе над «Мадонной» Леонардо одним из первых в Италии использовал технику масляной живописи, которая позволила ему более точно передавать фактуру тканей, нюансы светотени, материальность предметов.

Картина поражает необычностью трактовки персонажей. Фигуры Мадонны и Младенца тесно вписаны в картину и заполняют ее собой почти без остатка. Отвлекающие подробности в картине отсутствуют, только справа изображено стрельчатое окно. Возможно, художник хотел изобразить в нем вид родного городка Винчи, но, как это часто с ним случалось, затянул работу или занялся другим делом, оставив эту деталь незаконченной.

Мария изображена еще совсем молодой, почти девочкой. Она одета по моде XV века, каждая деталь ее костюма и прически подробно прописаны. Ребенок смотрит по-взрослому, серьезно и сосредоточенно. Мать же, вопреки традиционной иконографии, весела и даже шаловлива. Художник придает ей черты не богоматери, а земной девушки, послужившей моделью для этого образа.

Мария протягивает сыну цветок с крестообразным соцветием, он пытается его ухватить, и эта сцена, является композиционным центром картины. Кажется, что в сосредоточенном младенце, тянущемся к цветку, есть и знамение грядущих Страстей, и примета эпохи Возрождения с желанием познать мир, овладеть его тайнами. Именно то, к чему всегда стремился сам Леонардо.

Современники и коллеги-художники высоко оценили его работу, к автору пришла слава.
Считается, что Рафаэль и другие художники писали своих Мадонн под впечатлением знаменитой картины да Винчи.

Однако в начале XVI века «Мадонна с цветком» пропадает из виду. До конца XVII века она, видимо, находилась в Италии. Затем следы надолго исчезают, и картину стали считать утерянной.

Впервые о ней вновь заговорили в XX столетии. Поводом стала Выставка западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга, открытая 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств. В каталоге выставки под № 283 значилось: «да-Винчи (?) Леонардо, 1452-1519. Мадонна. Собр. Л. Н. Бенуа». Картину предоставила для экспозиции Мария Сапожникова-Бенуа.

Многие годы «Мадонна» находилась в коллекции ее деда, астраханского рыбопромышленника, купца первой гильдии Александра Сапожникова, человека образованного, члена Российского географического общества, собирателя живописи, кавалера двух золотых медалей за заслуги перед Отечеством.

Сведения о том, когда и как работа Леонардо попала к Сапожниковым, появились лишь в 1974 году. Тогда в Госархиве Астраханской области нашли реестр картин А. П. Сапожникова за 1827 год, где числится «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке... Вверху с овалом. Мастер Леонардо да Винчи... Из коллекции генерала Корсакова».

Так выяснилось, что картина ранее принадлежала забытому ныне коллекционеру Алексею Корсакову (1751-1821), генералу от артиллерии, сенатору, знатоку и ценителю искусства. Свою коллекцию, которая считалась лучшей в Петербурге, он собирал более 30 лет.
После смерти сенатора его коллекцию, в которой были шедевры Рафаэля, Рени, Тициана, Пармиджанино, Рубенса, ван Дейка, Тенирса, Рембрандта, Пуссена, Дюрера, Мурильо, выставили на аукцион в 1824 году. Императорский Эрмитаж тогда приобрел несколько работ, но скромную «Божью Матерь» за 1400 рублей купил астраханский купец А. П. Сапожников.
Поскольку доска, на которой была написана картина, находилась в плачевном состоянии, реставратор Евграф Короткий в том же году мастерски перевел«Мадонну» с доски на холст.
Спустя 56 лет сын А. П. Сапожникова, тоже Александр, продолжатель дела отца и наследник значительной части коллекции, преподнес «Мадонну» в качестве подарка дочери Марии, выходившей замуж за архитектора Леонтия Бенуа.

Владельцы произведения всегда были уверены, что их «Мадонна» - творение Леонардо, но это надо было обосновать. В 1912 году художник и главный хранитель картинной галереи Эрмитажа Эрнест Липгарт сумел доказать, что картина действительно принадлежит кисти великого художника. Липгарт учился во Флорентийской АХ. Историю искусства он напрямую изучал в ведущих музеях Германии, Испании, Англии и Италии.

В 1909 году атрибуцию полотна подтвердил крупнейший авторитет в области искусства Возрождения, американский историк искусств Бернард Беренсон.

В Британском музее среди набросков, сделанных Леонардо, были найдены два листа, на которых изображена вся композиция этого произведения. Очень близок к готовой картине и рисунок, хранящийся в Лувре.

Так «Мадонна с цветком» великого Леонардо вновь предстала миру.

В 1912 году Бенуа решили продать «Мадонну с цветком» уже как работу да Винчи. С целью оценки и проведения экспертизы её вывезли в Европу. Известный лондонский антиквар Д. Дювин оценил картину в 500 тысяч франков (порядка 200 тысяч рублей), американцы предложили значительно больше.

Мария и Леонтий Бенуа хотели, чтобы «Мадонна с цветком» осталась в России, например, в Эрмитаже.

Директор Эрмитажа граф Д. И. Толстой обратился по этому вопросу к Николаю II.
За картину предложили 150 тысяч, притом в рассрочку. Владельцы приняли это предложение.
В 1913 году «Астраханский вестник» сообщал, что картина Леонардо да Винчи, приобретенная в Астрахани 100 лет назад господином Сапожниковым, при тщательнейшем и долгом исследовании в Петербурге признана произведением кисти великого Леонардо да Винчи и займет место в Эрмитаже.

Астраханка М. А. Сапожникова-Бенуа уступила полотно за сумму не столь значительную, лишь бы оно не покинуло Россию. Велимир Хлебников, разразился по этому поводу восторженной статьей, но сожалел о том, что «астраханская Джиоконда» уже никогда не вернется в город на Волге.

В январе 1914 года «Мадонна с цветком» поступила в Императорский Эрмитаж. Она выставлена в Двусветном зале Большого (Старого) Эрмитажа – главном зале невской анфилады. Декор зала создан архитектором Андреем Штакеншнейдером в 1850-е годы в духе Большого стиля Людовика XIV. Ныне это «Зал Леонардо да Винчи», где хранится и другая работа великого мастера - «Мадонна Литта», приобретенная когда-то в Милане.
Благородство Марии и Леонтия Бенуа было высоко оценено обществом. Вскоре шедевр Леонардо «Мадонна с цветком» превратился в «Мадонну Бенуа».
В 1978 году картине исполнялось 500 лет.

К этой дате была проведена ее серьезная реставрация: удалили загрязнения и поздние записи, укрепили красочный слой, восстановили лаковое покрытие, а для защиты шедевра от опасных воздействий картину поместили в специальный застекленный футляр.
Вот, что сказал об авторе «Мадонны Бенуа» выдающийся русский художник и писатель Николай Рерих: «И сегодня творчество Леонардо является для нас пока ещё недостижимым образцом, где слились воедино качества учёного-творца и художника-мыслителя». Вот почему так важно выявлять и сохранять наследие великого Мастера.

© Copyright: Койфман Валерий, 2015
Свидетельство о публикации №215080200313