Что нашли в могиле гоголя. Тайна исчезновения черепа гоголя. Николай Васильевич Гоголь

В 1931 году в Свято-Даниловом монастыре, близ которого был захоронен прах Гоголя, решили устроить колонию для малолетних преступников. Останки же писателя постановили перенести на Новодевичье кладбище. На церемонию перезахоронения собрались многие видные советские литераторы.

Когда вскрыли гроб, оказалось, что голова покойного лежит отдельно от скелета. В расчлененном виде было принято хоронить покойников у некоторых языческих племен. В ХIХ же столетии данный ритуал могли совершить те, кто опасался мести колдуна: считалось, что душа не сможет вернуться в безголовое тело. По некоторым данным, Гоголь при жизни не только писал мистические повести, но и занимался магией и колдовством.

По другой версии головы в гробу вообще не было. В 1988 году в газете «Советская Россия» были опубликованы отрывки из дневника бывшего члена Военно-революционного комитета в Москве, дипломата и писателя А.Я. Аросева, в которых говорилось: «На днях был у Вс. Иванова, Павленко, Н. Тихонова. Рассказывали, что отрыли прах Гоголя, Хомякова и Языкова. У Гоголя головы не нашли». Профессор Литературного института, писатель В.Г. Лидин, участвовавший во вскрытии могилы, также писал в своих воспоминаниях: «Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков…» В то же время другие очевидцы рассказывали, что голова была повернута набок.

Никакая официальная информация по поводу «аномалий» с гоголевскими останками не публиковалась. Утверждалось, что сведения засекретили по приказу Сталина.

Николай Васильевич Гоголь умер 3 марта 1852 года. 6 марта 1852 года он был предан земле на кладбище у Данилова монастыря. Согласно завещанию, памятника ему не ставили - над могилой возвышалась Голгофа.

Но спустя 79 лет прах писателя был извлечен из могилы: советским правительством Данилов монастырь был преобразован в колонию для малолетних преступников, а некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих «счастливчиков» наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

На перезахоронении присутствовал весь цвет советской интеллигенции. Среди них был и писатель В. Лидин. Именно ему Гоголь обязан возникновению многочисленных легенд о себе. Один из мифов касался летаргического сна писателя. По словам Лидина, когда гроб извлекли из-под земли и вскрыли, то присутствующих охватило недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил.

Вспомнились рассказы о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Увиденное повергло присутствующих в шок. Неужели Гоголю пришлось пережить ужас подобной смерти?

Стоит заметить, что в дальнейшем эта история была подвержена критике. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом» позвонке.

Однако этим эпизодом буйная фантазия Лидина не ограничилась. Последовал более страшный рассказ – оказывается, при вскрытии гроба у скелета вовсе не оказалось черепа. Куда же он мог деться? Эта новая выдумка Лидина породила и новые гипотезы. Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Предположили, что именно тогда и могли похитить череп писателя. Было высказана догадка, что его выкрали по просьбе фанатика русского театра, купца Алексея Александровича Бахрушина. Поговаривали, что у него уже был череп великого русского актера Щепкина.

Николай Гоголь – пожалуй, самый загадочный русский писатель-классик. Многие его произведения так или иначе связаны со смертью и загробными ужасами. Но, похоже, сам писатель после своей кончины также стал героем жутковатой истории. Речь идет о том, что его череп был якобы похищен из могилы.

История с перезахоронением

В 1931 году в Свято-Даниловом монастыре, близ которого был захоронен прах Гоголя, решили устроить колонию для малолетних преступников. Останки же писателя постановили перенести на Новодевичье кладбище. На церемонию перезахоронения собрались многие видные советские литераторы.

Когда вскрыли гроб, оказалось, что голова покойного лежит отдельно от скелета. В расчлененном виде было принято хоронить покойников у некоторых языческих племен. В ХIХ же столетии данный ритуал могли совершить те, кто опасался мести колдуна: считалось, что душа не сможет вернуться в безголовое тело. По некоторым данным, Гоголь при жизни не только писал мистические повести, но и занимался магией и колдовством.

По другой версии головы в гробу вообще не было. В 1988 году в газете «Советская Россия» были опубликованы отрывки из дневника бывшего члена Военно-революционного комитета в Москве, дипломата и писателя А.Я. Аросева, в которых говорилось: «На днях был у Вс. Иванова, Павленко, Н. Тихонова. Рассказывали, что отрыли прах Гоголя, Хомякова и Языкова. У Гоголя головы не нашли». Профессор Литературного института, писатель В.Г. Лидин, участвовавший во вскрытии могилы, также писал в своих воспоминаниях: «Черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков…» В то же время другие очевидцы рассказывали, что голова была повернута набок.

Никакая официальная информация по поводу «аномалий» с гоголевскими останками не публиковалась. Утверждалось, что сведения засекретили по приказу Сталина.

Череп в Театральном музее?

По словам В. Лидина, допрошенные монахи Свято-Данилова монастыря поведали, что череп якобы забрал московский коллекционер Алексей Бахрушин, основатель Театрального музея, участвовавший в реставрации могилы писателя накануне столетия со дня его рождения, в 1909 году.

Как гласит предание, Бахрушин страстно захотел заполучить бесценный раритет для своего собрания театральных экспонатов. Он заплатил кому-то из могильщиков круглую сумму, и тот похитил для него голову Гоголя. По слухам, череп даже видели в Бахрушинском музее, где он лежал не то в кожаном медицинском саквояже для анатомических инструментов, не то увенчанный серебряным венком, в палисандровом ларце со стеклянным оконцем. Эту гипотезу подтверждал и Лидин, который в своих воспоминаниях сообщал, что в Музее Бахрушина хранятся три черепа - актера Михаила Щепкина, Николая Гоголя и неизвестного.

Поговаривали, что череп Гоголя навлек на Бахрушина неприятности (как раз в это время у него начались проблемы с музеем). Тогда, мол, коллекционер избавился от «экспоната», отдав его внучатому племяннику Гоголя - Яновскому, после чего дела его наладились. Так или иначе, Бахрушин скончался еще в 1929 году, и ответить на вопросы было уже некому.

И все-таки миф?

Мог ли Бахрушин действительно украсть череп великого писателя? Все представители рода Бахрушиных были глубоко интеллигентными людьми, и Алексей Бахрушин не являлся исключением. Вряд ли он был способен тайком присвоить часть праха усопшего литератора, а потом еще и выставить напоказ в своем музее!

Если голова Гоголя все же была похищена, то, скорее всего, это сделал кто-нибудь другой. Известно, что при перезахоронении Всеволод Иванов взял в качестве «сувенира» ребро Гоголя, директор кладбища Аракчеев не постеснялся снять с Гоголя сапоги, а тот же Лидин оторвал лоскут от его жилета. Уж не мог ли кто-нибудь из них заодно прихватить и череп, а потом свалить все на уже покойного Бахрушина? Или все же череп остался на месте? Пока это остается исторической тайной…

Кому нужны знаменитости после смерти?

Николай Васильевич Гоголь

Правильно говорят, от гениальности до безумия один шаг. Известный нам всем со школьной скамьи Николай Васильевич Гоголь еще при жизни был «со странностями». У него часто случались припадки, сопровождавшиеся депрессией в такой степени, что однажды он сказал: «Повеситься или утонуть казалось мне как бы похожим на какое-то лекарство и облегчение». Александр Блок в статье «Дитя Гоголя» писал: «Если бы сейчас среди нас жил Гоголь, мы относились бы к нему так же, как большинство его современников: с жутью, с беспокойством и, вероятно, с неприязнью». Как известно, писатель страшно боялся быть похороненным заживо, в так называемом, летаргическом сне: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения».

Странности продолжились и после смерти, когда во время перезахоронения Гоголя в 1931 году в гробу не обнаружили черепа писателя! Сегодня существует много разных версий о том, кто же, все-таки, покусился на прах Гоголя, но голова Николая Васильевича так и пребывает в неведомом месте. Литературоведы полагают, что история с черепом Гоголя нашла свое отражение в произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» в сцене с гибелью Берлиоза.

Святой Марк

Чаще всего в истории воровали мощи Святых. Так случилось и в Венеции, покровителем которой является Святой Марк Евангелист, чьим символом, как и символом города является лев. Сегодня мощи Святого хранятся в главном алтаре Собора Святого Марка на центральной площади Венеции. Но в самом городе Марк никогда не был, Венеция была основана намного позже его смерти. Существует легенда, что по возвращению из Аквилеи в Равенну, корабль на котором он плыл, остановился на неком острове, где Святому во сне явился ангел и сказал, что именно здесь Марк обретет последний покой. Предсказание сбылось, когда венецианские купцы Буоно и Рустико тайно вывезли мощи Святого из Александрии, где он был похоронен. Причем они спрятали тело Марка среди бочек со свининой, к которой, как известно, мусульмане не могут притронуться. История этого легендарного похищения сегодня увековечена на фресках собора.

Ярослав Мудрый

Не повезло и Великому князю Киевскому Ярославу Мудрому. Его останки бесследно исчезли в XX веке из Софийского собора в Киеве, где он был похоронен. В 2009 году саркофаг вскрыли, но там оказались только два женских тела, да парочка советских газет: «Известия» и «Правда». По основной версии, прах Ярослава Мудрого повторил судьбу Иконы святителя Николая «Мокрого», которая вместе с немецкими оккупантами была вывезена из Киева через Польшу и Германию в США, и сегодня находится в Свято-Троицком храме Украинской православной церкви.

Данте Алигьери

Данте Алигьери, знаменитому создателю бессмертной «Божественной комедии» не везло не только по жизни, но и «по смерти». Еще до создания своего великого произведения он был изгнан из родного города Флоренции за антигосударственную деятельность. Свое прибежище Алигьери нашел в Равенне, где и был похоронен в церкви Сан-Франческо. Прошло два века и Флоренция, все-таки, признала гений Данте, решив вернуть мертвого изгнанника на родину. Сам Микеланджело выпросил у папы Льва X разрешение торжественно перенести останки поэта во Флоренцию. Но, когда гроб открыли, оказалось, что он… пуст. Видимо, предусмотрительные монахи-францисканцы еще два века назад спрятали тело Данте от воинствующего Папы, который после его смерти требовал сжечь Алигьери как еретика. Перезахоронение пришлось отложить, а папе Льву X доложили, что, мол, сам Данте вернулся и забрал свое тело из ненавистной ему Флоренции.

Забрал, так забрал… Прошли века, и к празднованию 600-летия гениального поэта в XIX веке решили провести реставрацию церкви Сан-Франческо в Равенне. Строители пробили одну из стен, и нашли деревянный ящик с вырезанной надписью: «Кости Данте положил сюда Антонио Санти в 1677 году».

Зигмунд Фрейд

Последнее громкое покушение на прах знаменитостей произошло в прошедший Новый год с 31 декабря 2013 года на 1 января 2014. На этот раз целью оказались останки знаменитого изобретателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Произошло это в лондонском крематории Golders Green, где хранится прах многих британских знаменитостей, в частности Брэма Стокера.

Но преступников, очевидно, что-то испугало, и они поспешили скрыться с места преступления с пустыми руками, правда, изрядно повредив древнегреческую урну, где хранится прах Фрейда и его жены Марты. Преступление до сих пор остается нераскрытым.

Чарли Чаплин

Выкуп можно просить не только за живых, но и за мертвых. Так решила пара злоумышленников, которые 1 марта 1978 года похитили гроб с телом Чаплина и потребовали баснословный выкуп от его вдовы – 650 тысяч долларов. Преступление произошло в тихой швейцарской деревушке Корсье-сюр-Вевей, где актер провел 25 лет своей жизни. Вдова выкуп платить отказалась, заявив, что «Чарли посчитал бы это смехотворным». Двух похитителей, которыми оказались выходцы из Польши и Болгарии, быстро поймали, а останки молчаливого комика нашли в 15 километрах от прежнего места. Дабы пресечь повторное посягательство на тело Чаплина, могилу залили бетоном.

Курт Кобейн

В 2008 году в калифорнийском доме актрисы и певицы Кортни Лав произошло ограбление. Помимо ценных вещей и драгоценностей, грабители прихватили локон волос и останки ее мужа – лидера знаменитой группы Nirvana Курта Кобейна. Безутешная вдова заявила прессе, что была тогда на грани самоубийства: «Это было все, что осталось у меня от мужа. Я брала останки с собой повсюду, чтобы чувствовать, что Курт по-прежнему со мной. Теперь у меня такое чувство, что я потеряла его во второй раз».

Прах Кобейна был найден спустя несколько месяцев у немецкой художницы Натальи Штелльмах, которая заявила, что приобрела останки Курта, дабы скурить их на закрытии своей художественной выставки и освободить душу музыканта от «информационного цирка».

Дагеротип Гоголя, сделанный в 1845 году С.Л. Левитским

Н. В. Гоголь никогда не был женат и предпочитал вести замкнутый образ жизни. О его личной жизни сохранилось мало данных, что стало причиной возникновения ряда гипотез. Известно, что в 1829 году Гоголь внезапно уехал из Петербурга в Любек. В письме матери он объяснил свой поступок следующим образом:

"Кто бы мог ожидать от меня подобной слабости. Но я видел её... нет, не назову её... она слишком высока для всякого, не только для меня. Я бы назвал её ангелом, но это выражение низко и некстати для неё... Нет, это не любовь была... я по крайней мере не слыхал подобной любви... В порыве бешенства и ужаснейших душевных терзаний, я жаждал, кипел упиться одним только взглядом, только одного взгляда алкал я. ...Нет, это существо... не была женщина. Если бы она была женщина, она бы всею силою своих очарований не могла произвесть таких ужасных, невыразимых впечатлений. Это было божeство, им созданное, часть его же самого! Но, ради Бога, не спрашивайте её имени. Она слишком высока, высока."


Мать писателя, Мария Ивановна Гоголь

Хотя, по одной из версий (историка и профессора Карлинского), Гоголь имел "угнетенные гомосексуальные влечения", и будучи человеком крайне религиозным, всю жизнь себя за это изводил, в т.ч. ночными бдениями и голодом (которые, возможно, и послужили причиной его смерти). В доказательство перечисляются следующие аргументы: Гоголь не имел близости с женщинами; избегал общения с ними и предпочитал им общение с мужчинами; его письма к мужчинам носят эмоциональный и аффектированный характер; гоголевские "Ночи на вилле", где присутствуют излияния в любви к умирающему юноше, носят автобиографический характер периода, когда он ухаживал за умиравшим молодым другом князем Вильегорским, братом Анны Михайловны. Резюмируя версию, добавляют, что "вокруг него в обществе было очень много людей, почти откровенно практиковавших гомосексуальные отношения; Для Гоголя это был абсолютно запретный и ужасающий мир греховных искушений, и если он в глубине души сознавал направленность своих влечений, то должен был глубоко страдать от этого. В сущности его смерть близка самоубийству: он перестал есть и вместо сна молился. Он уморил себя голодом и бессонницей"

ГОГОЛЬ НА СМЕРТНОМ ОДРЕ
Рисунок Е.Вишнякова
На листе с записанными Н.Гербелем стихотворными строфами, посвященными Гоголю,
Публичная библиотека им. М.Салтыкова-Щедрина, Ленинград

С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский, с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование о. Матфея: «Отрекись от Пушкина». Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления, с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, даже просил уничтожить их (ранее, он также давал отрицательный отзыв на выбранные места, назвав книгу «вредной».


Отец Матфей Константиновский

Ряд личных причин убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого Поста. 5 февраля он провожает Константиновского и с того дня почти ничего не ест. 10 февраля он вручил графу А. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету, но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях.
Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11 и 12 (23 и 24) февраля 1852 года, то есть в Великое Повечерие понедельника первой седмицы Великого поста, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.
20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, результатом которого явилось окончательное истощение и утрата сил, вечером он впал в беспамятство, а на утро 21 февраля в четверг скончался.
Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли из себя совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни.

По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, по другой - смерть Гоголя связана с покаянным отвержением им всего плотского ("торжество духа над плотью"), по третьей - писатель умер от истощения из-за чрезмерного аскетизма, вызванного психической болезнью (предположительно шизофренией), четвертая состоит в том, что в результате ошибочного лечения тремя врачами, не знавшими о предыдущих назначениях, писателю троекратно назначалась каломель (ртуть содержащий препарат, которым лечили желудочные расстройства). В результате передозировки и замедления выведения из ослабленного организма этого препарата могла произойти общая интоксикация по типу отравления ядом.

Письмо Николая Рамазанова о смерти Гоголя

"Кланяюсь Нестору Васильевичу и сообщаю крайне горестную весть...
Сего числа после обеда прилег я на диван почитать, как вдруг раздался звонок и слуга мой Терентий объявил, что приехал г. Аксаков и еще кто-то, и просят снять маску с Гоголя. Эта нечаянность так поразила меня, что я долго не мог опомниться. Хотя и вчера еще Островский бывший у меня говорил, что Гоголь крепко болен, но никто не ожидал такой развязки. В минуту эту я собрался, взяв с собою моего формовщика Баранова, отправился в дом Талызина, на Никитском бульваре, где у графа Толстого проживал Николай Васильевич. Первое, что я встретил, это была гробовая крыша малинового бархата /.../ В комнате нижнего этажа я нашел останки так рано взятого смертию.

В минуту закипел самовар, был разведен алебастр и лицо Гоголя было им покрыто. Когда я ощупывал ладонью корку алебастра - достаточно ли он разогрелся и окреп, то невольно вспомнил завещание (в письмах к друзьям), где Гоголь говорит, чтобы не предавали тело его земле, пока не появятся в теле все признаки разложения. После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон /.../

При уходе от тела Гоголя я наткнулся у крыльца на двоих безногих нищих, которые стояли на костылях на снегу. Подал я им и подумал: эти безногие бедняжки живут, а Гоголя уже нет!"


Посмертная маска Гоголя

Гоголь был похоронен на кладбище Даниловского монастыря и были публичными, вопреки желанию друзей Гоголя.
Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля (7 марта) 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»), а на нём высечена надпись: «Горьким словом моим посмеюся» (цитата из книги пророка Иеремии, 20, 8). По преданию, И. С. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму (гранильщики называли его «черноморский гранит»).

В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, некрополь вскоре ликвидирован. 31 мая 1931 года могилу Гоголя вскрыли и его останки перенесли на Новодевичье кладбище. Туда же была перенесена и Голгофа.


Могила Гоголя в Даниловском монастыре


Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище

Перенесение праха Гоголя
(По воспоминаниям В. Лидина)

"В июне 1931 года мне позвонил по телефону один из сотрудников Исторического музея.
«Завтра на кладбище Данилова монастыря будет происходить вскрытие могилы Гоголя, - сказал он мне. - Приезжайте».

Я поехал. Был тёплый летний день. По привычке я захватил с собой фотоаппарат. Снимки, которые я сделал на кладбище, оказались единственными. Одновременно с могилой Гоголя вскрыли в этот день могилы Хомякова и Языкова; прах их тоже подлежал перенесению. Кладбище Данилова монастыря упразднялось. На территории монастыря был организован приёмник для несовершеннолетних правонарушителей.

Могилу Гоголя вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав её раскапывать, натолкнулись на кирпичный склеп необычайной прочности, но замурованного отверстия в нём не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток (т. е., именно головой к востоку, по православному обряду, должен был быть предан земле покойник), и только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в своё время вдвинут гроб.
Работа по вскрытию склепа затянулась, и начинались уже сумерки, когда могила была, наконец, вскрыта. Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами и ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом, были целы. Вот что представлял собой прах Гоголя:
черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключён в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже бельё с костяными пуговицами; на IX были башмаки, тоже полностью сохранившиеся; только дратва, соединяющая подошву с верхом, прогнила на носках, и кожа несколько завернулась кверху, обнажая кости стопы. Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это даёт безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста. Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остаётся загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку.
Прах Языкова и Хомякова мне удалось сфотографировать; останков Гоголя я, к сожалению, снять не смог, так как были уже сумерки, а на следующее утро они были перевезены на кладбище Новодевичьего монастыря, где и преданы земле. Я позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплётчик вделал в футляр первого издания «Мёртвых душ»; книга в футляре с этой реликвией находится в моей библиотеке.

Мне пришлось впоследствии слышать такую легенду: в 1909 г., когда при установке памятника Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве, производилась реставрация могилы Гоголя, Бахрушин6 подговорил будто бы монахов Данилова монастыря добыть для него череп Гоголя и что, действительно, в Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них по предположению - череп Щепкина, другой - Гоголя, о третьем ничего не известно. Есть ли в действительности в музее такие черепа - не знаю, но легенду эту, сопровождавшую исчезновение черепа Гоголя, я слышал лично - к сожалению, не помню от кого"

Свидетельства Лидин с годами менял, они обрастали большими подробностями и пестрили разнообразными деталями, как-то части скелета и одежды с обовью Гоголя были разворованы писателями, присутствующими при эксгумации, но в последствии, из-за кошмаров и призраков Гоголя, преследовавших воров, были закопаны тайно обратно в могилу.

(по материалам Вики и пр. источникам)