Опера для всех «Маленький трубочист. завершит фестиваль «Классика OPEN FEST »

/Песни опыта /Маленький трубочист
автор Д. Смирнов-Садовский (р.1948)

Песня няни →
Источник: частные архивы

Songs of Innocence and of Experience, copy B, 1789, 1794 (British Museum) object 45 The Chimney Sweeper

Комментарий к Блейку

Песни опыта

Трубочист / The Chimney Sweeper

Седьмое стихотворение «Песнен Опыта» называется точно так же, как и седьмое стихотворение «Песнен Невинности»: "The Chimney Sweeper" - «Чистильщик труб». Поскольку в этой профессии были заняты маленькие дети, способные пролезать в узкие дымоходы, в русских переводах утвердилось название «Маленький трубочист». Маленький труженик, поющий «песню горя» и одетый в перепачканный сажей «саван смерти», ещё способен шутить, веселиться, танцевать и петь, но при этом его мысли полны горечи - он осуждает своих родителей короля, церковь и религию, даже самого Бога, - всё общество его окружающее, полное несправедливости и строящее своё счастье на несчастье других. В этой последней мысли - главный пафос стихотворения. Блейк уже ясно выразил её в стихотворении «Глина и Камень», но по другому.

The Chimney Sweeper

A little black thing among the snow:
Crying weep, weep, in notes of woe!
Where are thy father & mother? say?
They are both gone up to the church to pray.

5 Because I was happy upon the heath,
And smil"d among the winters snow:
They clothed me in the clothes of death,
And taught me to sing the notes of woe.

And because I am happy, & dance & sing,
10 They think they have done me no injury:
And are gone to praise God & his Priest & King
Who make up a heaven of our misery.

Self-publ. 1794, London

Подстрочник:

Трубочист

Метр четырёхтопный, но ритм в высшей степени нерегулярный, у каждой строчки он свой, индивидуальный, и совпадения редки:

В. Л. Топоров опубликовал два варианта своего перевода, 1975 и 1982. Приведу второй из них, который мне кажется наиболее удачным:

Маленький трубочист

Ритм в переводе регулярный, но остановка - цезура в середине строки после второй стопы, делает его более свободным и нестандартным:

- / - / - ⋁ - / - /

Однако, этот ритм не соответствует ни одной строке оригинала(!).

Имеется также перевод С. А. Степанова выполненный регулярным четырёхстопным амфибрахием:

Весь в саже на белом снегу он маячит.
«Почищу! Почищу!» - кричит, словно плачет...

Премьера!!!

«МАЛЕНЬКИЙ ТРУБОЧИСТ»

опера из увеселительного представления для молодёжи

«Давайте создадим оперу!»

Музыка Бенджамина БРИТТЕНА

Либретто Эрика КРОЗЬЕ

Русский текст Антона ГОПКО

Дирижер-постановщик – Владислав ИВАНОВСКИЙ , Тольятти

Режиссер-постановщик – Антон ГОПКО , Лион (Франция)

Художник-постановщик – Антон ЧИРИКОВ , Тольятти

Концертмейстер и администратор проекта – , Тольятти

Действующие лица:

Чёрный Бобби, грубый, злой трубочист - , бас,

он же — *Том, кучер из Вудбриджа

Клем, его сын и помощник - Антон ФИЛИНОВ тенор,

он же — *Альфред, садовник в Айкен-Холле

Сэм, мальчик 8 лет, с недавних пор у них в услужении - Никита ЦЕЦХЛАДЗЕ дискант

Мисс Бэгготт, домоправительница из Айкен-Холла - Ольга АНТОНОВА меццо-сопрано

Дети из Айкен-холла:

Джульетта Брук, 16 лет - Анна КУЗНЕЦОВА сопрано

*Гай Брук, 13 лет - Карим САЛАМ, Никита АСПЛУНД дискант

*Софи Брук, 10 лет - Алиса ЛЮЛЮКОВА , сопрано

Роуэн, няня кузенов Кроум из Вудбриджа - Оксана АНТОНОВА сопрано

*Дети из Вудбриджа:

*Джонни Кроум, 15 лет - Саша КАЗНАЧЕЕВ дискант

*Хью Кроум, 8 лет - Максим ЛОНШАКОВ дискант

*Тина Кроум, 8 лет - Беллана ГУРДАН, Лиза ШВЕЦОВА сопрано

*Дети на спортивной площадке, детский хор – дети г.Тольятти

Камерный ансамбль Тольяттинской филармонии в составе:

струнный квартет:

Анна ШАТАЛОВА скрипка

Ирина ГРИДНЕВА скрипка

Анна ЗЮЗИНА альт

Анна РЫБАКОВА виолончель

фортепианный ансамбль:

Наталья СЕЛЯТКИНА

Дарья ЧЕРНОВА

ударные инструменты:

Александр КОСКИН

В спектакле принимают участие: солисты филармонии и юные артисты, а также зрители города Тольятти

Идея проекта:

художественный руководитель фестиваля «Классика OPEN FEST», профессор МГК им. П.И. Чайковского, Заслуженный артист России Анатолий ЛЕВИН

— директор Тольяттинской филармонии Лидия СЕМЕНОВА

Премьера детской оперы «Маленький трубочист»

завершит фестиваль «Классика OPEN FEST »!

Международный фестиваль искусств «Классика OPEN FEST-2016» завершит новый театральный проект!

30 августа в 19 часов , состоится премьера детской оперы-игры Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист, или Давайте создадим оперу!». Второй раз спектакль будет показан в День знаний, 1 сентября в 12.00.

В составе исполнителей оперы — талатливые дети и подростки (учащиеся музыкальных учебных заведений Тольятти), а также взрослые солисты из Тольятти и Самары. В постановке будут задействованы и зрители!

Режиссером выступит родившийся в Тольятти, но уже давно проживающий во Франции Антон Гопко. Дирижировать будет Владислав Ивановский , выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных, в настоящее время — дирижер камерного оркестра Тольяттинского музыкального колледжа им. Р.К.Щедрина.

Режиссер Антон Гопко : «В своей постановке мы планируем создать то, что принято называть «спектаклем для всей семьи». То есть когда детям интересно, но и взрослые не скучают, а видят и слышат что-то своё. Иначе говоря, по мере сил стараемся соответствовать завету Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». Тем более что в музыкальном отношении эта опера ничем не уступит своим «взрослым» сёстрам. Бриттен здесь в великолепной творческой форме.

«Увеселительное представление для молодёжи» под названием «Давайте создадим оперу» было написано в 1949 г. для совсем юного, только начинавшего свою жизнь фестиваля в Олдборо, основанного Бриттеном совместно с Питером Пирсом и Крозье. Олдборо - это небольшой посёлок, фактически деревня, с населением менее 3000 человек. Организовать в таком месте фестиваль классической музыки - тем более современной! - было делом рискованным и даже дерзким. Чтобы быть «ближе к народу», Бриттен и Крозье решили, что действие спектакля будет происходить непосредственно в Олдборо. Имена героев - Гай, Джульетта, Софи, Тина, Хью, Джонни и Сэмми - это имена настоящих детей из Олдборо, ставших прототипами персонажей оперы. Им она, кстати, и посвящена.

Соответственно, первый акт представления - это драматический спектакль о том, как жители Олдборо решают своими силами поставить оперный спектакль. За основу сюжета берётся история старого садовника Сэма, который в детстве был подмастерьем у трубочистов. Прямо на сцене распределяются роли, «сочиняется» музыка, дирижёр разучивает хоры вместе с публикой. А уже после антракта начинается, собственно, опера.

Проблема этой первой части в том, что её текст не публикуется. Вместо этого в предисловии к либретто Эрик Крозье говорит, что первую часть желательно при каждой новой постановке придумывать заново - в соответствии с местными реалиями. Следовательно, действие нашего спектакля будет разворачиваться не где-нибудь, а в городе Тольятти. И это - в полном соответствии с пожеланиями самих авторов! Надо ли говорить, что такой радикальный перенос из Суффолка на Среднюю Волгу потребует нестандартных режиссёрских решений? Не буду спойлерить, но обещаю, что без сюрпризов в нашем спектакле не обойдётся».

Опера для детей и взрослых обещает быть увлекательной. Билеты еще можно успеть купить!

Подробнее по телефону 222-600 (касса) и на сайте .

Возрастное ограничение: 6+

Краткое содержание оперы

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Однажды в городе Тольятти группа детей и несколько взрослых решают сами поставить оперный спектакль. Их выбор падает на оперу «Маленький трубочист» английского композитора Бенджамина Бриттена.

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

1810 год. Англия. В сельском имении под названием Айкен-холл растут трое детей: Джульетта, Гай и Софи. Их родители уехали по делам, так что за хозяйку осталась строгая и крикливая домоправительница мисс Бэгготт. Ещё к ребятам из Айкен-холла приехали погостить их кузены: Джонни, Тина и Хью. А с ними няня Роуэн - добрая и мягкосердечная женщина.

И вот однажды утром в Айкен-холл пришли двое трубочистов, Чёрный Бобби и Клем, а с ними их подмастерье Сэм - восьмилетний мальчик. Трубочисты были нехорошими людьми. Они обращались с Сэмом очень грубо и жестоко.

Играя в прятки, дети обнаружили Сэма застрявшим в каминной трубе. Им стало жалко бедного мальчика, и они решили украсть его у злых хозяев. Спрятав маленького трубочиста, дети подделали улики так, чтобы все думали, будто Сэм убежал через окно. Бобби и Клем в ярости бросаются в погоню. Мисс Бэгготт убегает вслед за ними - она тоже в ярости из-за того, что трубочисты не окончили начатую работу.

Дети тем временем открывают свой секрет Роуэн, и та, поколебавшись, соглашается помогать им в деле спасения Сэма. В первую очередь мальчика надо помыть! Бедняжка весь в саже!

А там созревает и план действий. Сэм переночует в шкафу с игрушками, а наутро его вынесут из дома в дорожном сундуке гостей и увезут домой.

Возвращается мисс Бэгготт, уставшая от погони за трубочистами. Неугомонная старуха решает навести в детской порядок и собирается начать со шкафа, где прячется Сэм. Она уже схватилась за дверцу, разоблачение неизбежно! Но тут находчивая Джульетта притворно падает в обморок. В доме поднимается переполох, и про уборку все забывают. Дети ликуют.

На следующее утро гости готовятся к отъезду. Карета подана, Сэму, накормленному и чистому, пора прятаться в сундук. Дети из Айкен-холла привязались к мальчику, и им грустно расставаться с ним.

Неожиданно возникает новое препятствие. Пожилые работники Том и Альфред не могут сдвинуть тяжёлый сундук с места. Придётся открыть его и вынуть часть вещей. Чтобы не выдать Сэма, Роуэн и дети приходят на помощь. Совместными усилиями сундук выносят из дома и грузят на повозку.

Кучер щёлкает кнутом, лошади трогают, и спасённый Сэм уносится навстречу новой, свободной жизни.

От режиссёра:

«Маленький трубочист» — опера детская. В том смысле, что многие её персонажи — дети, и что детская аудитория всегда воспринимает её с большим энтузиазмом. Но в то же время Бриттен и здесь остаётся в кругу тех тем, которые пронизывают всё его «взрослое» оперное творчество. Тем этих две: старая недобрая Англия и насилие. В первую очередь над детьми. И, соответственно, детское бесправие. Темы эти находятся в фокусе внимания таких бриттеновских шедевров, как «Питер Граймс», «Поворот винта», «Река кроншнепов» и др. И если, в отличие от этих опер, в «Маленьком трубочисте» ребёнок не гибнет и всё оканчивается хэппи-эндом, то отсюда вовсе не следует, что произведение это совершенно безоблачное и бесконфликтное.

В связи с этим в своей постановке мы планируем уйти как можно дальше от эстетики детского утренника и создать то, что здесь во Франции принято называть «спектаклем для всей семьи». То есть когда детям интересно, но и взрослые не скучают, а видят и слышат что-то своё. Иначе говоря, по мере сил стараемся соответствовать завету Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». Тем более что в музыкальном отношении эта опера ничем не уступит своим «взрослым» сёстрам. Бриттен здесь в великолепной творческой форме и вообще в ударе. А в содержании оперы (написанной, между прочим, по мотивам стихотворений Уильяма Блейка) скрываются такие символы и аллегории, которые заведомо могут быть интересны только взрослым, а детям — и непонятны, и не нужны.

«Маленький трубочист» — опера интерактивная. В этом её беспрецедентная уникальность. Четыре хоровых номера должны, по замыслу композитора, исполняться вместе с публикой! Более того, эта опера никогда не исполняется сама по себе. Она — второе отделение придуманного Бриттеном и Крозье межжанрового действа «Давайте создадим оперу». И тут кроется ещё одна трудность для постановщиков, о которой я сейчас собираюсь поведать.

«Увеселительное представление для молодёжи» под названием «Давайте создадим оперу» было написано в 1949 г. для совсем юного, только начинавшего свою жизнь фестиваля в Олдборо, основанного Бриттеном совместно с Питером Пирсом и Крозье. Олдборо — это небольшой посёлок, фактически деревня, с населением менее 3000 человек. Организовать в таком месте фестиваль классической музыки — тем более современной! — было делом рискованным и даже дерзким. Чтобы быть «ближе к народу», Бриттен и Крозье решили, что действие спектакля будет происходить непосредственно в Олдборо. Имена героев — Гай, Джульетта, Софи, Тина, Хью, Джонни и Сэмми — это имена настоящих детей из Олдборо, ставших прототипами персонажей оперы. Им она, кстати, и посвящена.

Соответственно, первый акт представления — это драматический спектакль о том, как жители Олдборо решают своими силами поставить оперный спектакль. За основу сюжета берётся история старого садовника Сэма, который в детстве был подмастерьем у трубочистов. Прямо на сцене распределяются роли, «сочиняется» музыка, дирижёр разучивает хоры вместе с публикой. А уже после антракта начинается собственно опера.

Проблема этой первой части в том, что её текст не публикуется. Вместо этого в предисловии к либретто Эрик Крозье говорит, что первую часть желательно при каждой новой постановке придумывать заново — в соответствии с местными реалиями. Следовательно, действие нашего спектакля будет разворачиваться не где-нибудь, а в городе Тольятти. И это — в полном соответствии с пожеланиями самих авторов! Надо ли говорить, что такой радикальный перенос из Суффолка на Среднюю Волгу потребует нестандартных режиссёрских решений? Не буду спойлерить, но обещаю, что без сюрпризов в нашем спектакле не обойдётся.

Основная мысль произведения — «мы можем сами, практически из ничего, создать оперу» — как нельзя более актуальна для Тольятти. Тольятти — это отнюдь не Олдборо, это крупный город с 700 000 жителей, и проблема с отсутствием в нём оперного или хотя бы музыкального театра стоит очень остро. Так что здесь «Давайте создадим оперу» — это не только название спектакля, но и призыв. Который, очень надеюсь, будет услышан и подхвачен.

Репетиции уже идут полным ходом. Пока что я по мере сил контролирую процесс по интернету, но уже буквально через считанные дни прибуду на место и включусь в проект полностью. Работает над спектаклем замечательная команда — в соответствии с уже установившейся традицией, практически полностью местная. Это дирижёр Владислав Ивановский — разносторонний, театрально мыслящий музыкант, с которым у меня ещё в прошлый приезд как-то сразу установилось дружеское взаимопонимание. Это высококлассный концертмейстер Наталья Селяткина, которая всегда вкладывает всю душу в то, над чем работает, а этим проектом, если не ошибаюсь, увлечена ещё больше обычного. Это художник Антон Чириков, с которым мы придумали, как мне кажется, очень простую, но эффектную и, надеюсь, неожиданную сценографию. Это режиссёр Тольяттинской филармонии Вячеслав Щелканов, с которым мы пока взаимодействуем по скайпу и через обмен видео, и который уже проявил себя прекрасным профессионалом в ходе первых репетиций с артистами. Это, разумеется, сами артисты, которых я пока поимённо перечислять не буду; скажу только, что это будут как те, с кем нам уже приходилось работать, так и совершенно новые лица. Ну и, конечно же, дети — чудесные, талантливые, музыкальные и артистичные тольяттинские дети.»

10.01.2012 в 18:46

Оперой великого английского композитора Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист» Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского отмечает 25-летний юбилей собственной Детской студии. Премьера музыкального спектакля, в котором дети поют наравне со взрослыми артистами, состоится на сцене Пермской оперы 15 января в 12.00 и в 16.00.

Развитие детского музыкального театра в СССР и России тесно связано с именем выдающегося режиссера, педагога и культуртрегера Наталии Сац. Создание Детской студии при также не обошлось без ее - пусть и косвенного - участия. В 1987 году в Пермь из Москвы прибыл Олег Мастюков, студент мастерской детской режиссуры Наталии Сац в ГИТИСе. Местом постановки своего выпускного спектакля он выбрал столицу родного для себя края, а материалом - одно из самых сложных произведений, адресованных детям, оперу «Маленький трубочист» (второе название - «Давайте ставить оперу! ») английского классика ХХ века Бенджамина Бриттена. Юных исполнителей должного уровня в Пермском оперном театре на тот момент не нашлось, так что певцов искали по всему городу, распространив по местному радио сообщение о кастинге. Премьера, которая состоялась в мае 1987 года и на которой присутствовала Наталия Сац, стала самым убедительным аргументом в защиту давно зревшей идеи о создании Детской студии, высказанной директором Пермского театра оперы и балета Михаилом Арнопольским.

Успех «Маленького трубочиста» был невероятным: по приблизительным подсчетам на разных площадках Перми и Пермского края было сыграно около 300 спектаклей. Однако непосредственно на сцене Оперного спектакль, созданный усилиями штатных постановщиков театра, так ни разу не был исполнен, поскольку изначально предназначался для камерной площадки.

Первый коллектив Детской студии, прошедший боевое крещение «Маленьким трубочистом», состоял в основном из школьников 10 – 13 лет. Впоследствии новых участников стали набирать «на вырост»: с 5 – 6 лет. Сегодня в студии занимается 45 воспитанников от 6 до 16 лет, и без юных артистов не проходит ни один спектакль для детей. Кроме того, детский хор участвует во многих «взрослых» постановках, в частности, в операх: «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Кармен» Жоржа Бизе, «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Христос» Антона Рубинштейна. 15 января 2012 года в честь юбилея Детской студии опера «Маленький трубочист» впервые прозвучит на сцене Пермского музыкального театра.

Музыкальный руководитель проекта «Маленький трубочист» Дмитрий Батин (он же главный хормейстер театра), режиссер Ольга Эннс (постановщик популярных комедийных опер Гаэтано Доницетти «Разбитая чашка» и «Колокольчик») и художник Фагиля Сельская отошли от оригинального либретто. В их интерпретации действие происходит не в гостиной Айкен-холла, где собравшиеся, прослушав рассказ о маленьком трубочисте Сэме, берутся поставить по мотивам этой истории спектакль для домашнего театра. В новой пермской версии события разворачиваются на одном из занятий Детской студии: в пылу спора с дирижером по поводу будущего спектакля юные артисты решают поставить спектакль самостоятельно, остановив свой выбор на партитуре «Маленький трубочист» Бриттена.

Ольга Эннс, режиссер-постановщик:
- Нам хотелось раскрыть перед зрителями двери учебного класса Детской студии и в общих чертах показать, как обычно - в каких, порой, спорах и «муках» - рождается спектакль. В нашем спектакле, притом что есть взрослые персонажи, и есть взрослые артисты, которые помогают маленьким коллегам петь трудные партии, тем не менее, главенствуют дети. В спектакле участвует почти вся студия - два состава, в каждом более 20 актеров. Главная задача постановки - выиграть пари у дирижера, который поначалу уверен, что детям не удастся поставить оперу своими силами. Но в результате мы увидим торжество детских сил, возможностей, творчества.

Дмитрий Батин, музыкальный руководитель проекта и дирижер:
- Бенджамин Бриттен всегда очень четко разделял музыку для детей - на музыку, которую дети исполняют, и на музыку, которую дети слушают. В опере «Маленький трубочист» композитору удалось соединить обе линии. Половину ролей в нашем спектакле играют дети, причем, они поют наравне со взрослыми. Партии детского хора не всегда просты, но в процессе репетиций юные певцы подтягивают свой уровень. А зрители, сидящие в зале, не только учатся пониманию жанра музыкального спектакля - узнают, по каким канонам строится опера (какие бывают арии, дуэты, трио, ансамбли солистов и хора), но и принимают непосредственное участие в создании спектакля. Не случайно Бриттен дал этому произведению приглашающее к сотворчеству название «Давайте ставить оперу!».

Бенджамин Бриттен - центральная фигура британской классической музыки XX века. После Генри Перселла он считается вторым по значимости композитором Великобритании, с чьим именем связано возрождение английской оперы. Оперу «Маленький трубочист» (или «Давайте ставить оперу!») Бенджамин Бриттен и либреттист Эрик Крозье сочинили в 1949 году для второго музыкального фестиваля в Олдборо. За литературную основу соавторы взяли два классических стихотворения о маленьком трубочисте, написанные великим английским поэтом XVIII века Уильямом Блейком. Опера рассчитана на камерный состав исполнителей: две скрипки, альт, виолончель, клавишные и ударные.

Пресс-релиз Пермского театра оперы и балета

На фото (Антон Завьялов): Детская студия Пермского театра оперы и балета

December 7th, 2015 , 11:02 pm

5 декабря 2015 года в Камерном музыкальном театре им.Б.А.Покровского состоялась премьера спектакля "Маленький трубочист, или Давайте создадим оперу". В этой постановке вместе со взрослыми артистами на сцену выходят ученики детской студии театра, что делает его особенно интересным и трогательным, а название говорит о том, что спектакль интерактивный и к его созданию приглашают и нас, зрителей.


Впервые спектакль "Давайте создадим оперу" был поставлен в театре им.Покровского в 1979 году, и много лет шел с большим успехом, на нём выросло не одно поколение зрителей и будущих музыкантов. И вот после некоторого перерыва эта постановка в обновлённой версии вновь вышла на сцену.

Опера Бенджамина Бриттена, написанная им в 1949 году и задуманная как спектакль-игра в исполнении юных артистов и при непосредственном участии зрителей, пользуется большим успехом во всём мире. То, что эта постановка вновь вышла на сцену театра Покровского приятно вдвойне еще и потому, что в этом театре практически нет спектаклей для детей.

Но теперь у юных зрителей и их родителей есть возможность войти в это красивое старинное здание, расположенное на Никольской улице. Театр Покровского камерный, но внутри довольно просторный - большой красивый холл с зеркалами и мягкими диванчиками, стены и ковровые дорожки уютного синего цвета (который на фото мне передать не удалось), есть буфет и даже небольшой музей.

Зрительный зал выдержан в тех же уютно-синих тонах. Кресла мягкие и просторные, а между рядами достаточно большое расстояние. Единственный минус в том, что почти все ряды расположены на одном уровне, поэтому билеты брать лучше либо на 1-ый ряд, либо на места рядом с центральным проходом, либо на те ряды, которые стоят на возвышении - это 6,9,12,15,16 ряды.

Зрители замерли в ожидании. И вот спектакль начался - перед нами сцена с декорациями и нет ни артистов, ни музыкантов... Но постепенно театр пробуждается, зал и сцена заполняются звуками, предметами, людьми, а один из них предлагает: "Давайте создадим оперу!". И они начинают придумывать сценарий, готовить декорации и костюмы, распределять роли, репетировать...

Руководит этим процессом - режиссёр (пока он режиссёр, а вообще это дирижер Алексей Верещагин).

Как и положено режиссёру, он управляет всем вокруг - не только артистами на сцене, но и обращается к зрителям, которым в этом спектакле тоже отведена определённая роль. А помогают ему артисты, спустившиеся в зрительный зал. Одна из ролей зрителей заключается в том, чтобы озвучить птиц, изображения которых появляются на экране - но не просто проговорить или произнести издаваемые ими звуки, а пропеть. Пропеть так, как поют артисты оперного искусства.

Мы порепетировали, настроились на то, что вот-вот "щщас спою", но в тот самый момент, когда мы уже были готовы проявить все свои таланты:), первое действие (которое, кстати, значительно короче второго) внезапно закончилось, антракт. Честно говоря, из зала мы вышли в некотором недоумении... а когда-же же опера? (мы тогда еще не знали, что всё будет, но чуть позже:).

В конце первого действия детям предложили в антракте нарисовать оперу. Кто-то изобразил камин, дымоходную трубу и трубочиста, а кто-то просто домик, дерево или то, что душа пожелает:

Перед началом второго действия дети повесили свои рисунки на стену в зрительном зале:

Правда, рисунков оказалось больше, чем магнитиков. Кто-то бегал туда-сюда в поисках магнита, а кто-то оказался чуть изобретательнее:

Антракт закончен, зрители занимают свои места... Если в первом действии была репетиция и актёры были в обычной одежде, то во втором - артисты вышли в костюмах, и начался оперный спектакль.

Опера - довольно сложный для музыкальный жанр (даже если идёт в детском театре; например, в таком замечательном, как театр им.Н.Сац). И неподготовленным или слишком юным детям может быть не понятно или не интересно. На этом спектакле в театре им.Покровского были зрители лет пяти, но я не видела, чтобы кто-то скучал, все увлечённо наблюдали за действием - потому что этот спектакль очень динамичный, интересный, заставляющий сопереживать маленькому трубочисту.

В спектакле занято большое количество детей - именно они удерживают внимание и интерес больших и маленьких зрителей.

Огромное удовольствие наблюдать за игрой юных артистов, слышать их голоса и пение.

На протяжении всего спектакля присутствует эффект неожиданности, который делает спектакль динамичным (заскучать не получится:) - юные артисты то играют на сцене, то входят в зрительный зал из холла, то вдруг появляются на первом или втором уровнях боковых сцен.

В этом камерном зале артисты стоят совсем рядом со зрителями - можно отчетливо слышать голос каждого, видеть их лица и эмоции. Да и самим артистам важно видеть глаза, реакцию и эмоции зрителей. Мы смотрим на них, а они - на нас.

Сюжет оперы "Давайте делать оперу" Бенджамина Бриттена основан на двух стихотворениях о маленьком трубочисте английского поэта XVII-XVIII века Уильяма Блейка. Эти стихи - о непростой судьбе 8-летнего мальчика, вынужденного зарабатывать на жизнь чисткой дымоходных труб.

Трубочист Чёрный Боб и его сын Клем ведут маленького Сэма выполнять очередную "чёрную" работу:

Дети спасают Сэма, застрявшего в трубе, а помогает им пение детского хора и сопереживание зрителей:

До этого момента зрители в зале лишь наблюдали за происходящим, но не были теми, что обещало нам название спектакля - создателями и актёрами. Лишь только я подумала: "Зачем мы репетировали и пели?..", на сцене появились изображения птиц - те самые, которые появлялись в первом действии во время репетиции:

И вдруг... Вдруг я услышала вокруг себя тихие детские голоса зрителей, поющие голосами птиц. Дети намного наблюдательнее взрослых и в каких-то моментах быстрее нас реагируют на происходящее - они, услышав знакомую мелодию и увидев изображение, тут же среагировали и стали подпевать. Сами, без взмаха дирижерской палочки, без подсказки актёров или режиссера. Вот так юные зрители и стали частью оперы. Этот удивительный отклик зала оставил очень приятные, незабываемые впечатления.

Рисунки, которые дети рисовали в антракте, тоже стали частью спектакля - их сняли со стены..

Сложили в альбом и подарили их маленькому трубочисту:

А еще в первом действии мы разучивали звуки цокота копыт (при помощи номерка из гардероба). И не случайно во втором действии на сцене появилась игрушечная лошадка. В конце спектакля, лишь только заслышав знакомые звуки музыки, дети снова сами, без подсказки режиссёра, быстро и дружно достали номерки и стали постукивать-цокать:

Финальный выход артистов:

Премьерные показы спектаклей - они особенные. Это всегда волнение, цветы, поздравления, радость и праздничная атмосфера. Особенно, если в спектакле заняты дети - за них, и вместе с ними, волнуются и радуются их родители и близкие.

Обычно, на премьерных показах можно увидеть лица создателей спектакля. Работу над новой версией постановки возглавляли главный режиссёр театра Михаил Кисляров, молодой талантливый дирижер Алексей Верещагин и совсем юная, но уже имеющая опыт успешных проектов, 18-ти-летняя художник Мария Кононова.

Музыканты, которые на протяжении всего спектакля окружали нас прекрасными звуками музыки:

Юные артисты, ученики детской студии театра, которые удерживали интерес зрителей, заставляли сопереживать героям оперы, дарили позитивные эмоции и оставили очень тёплые воспоминания об этом спектакле:

Юные звёзды в окружении коллег, друзей, родителей, поклонников:

Спектакль нам понравился, а финал - выход на сцену создателей и артистов, цветы и поздравления - добавил позитивных эмоций и приятных воспоминаний о спектакле.

В заключении хочется поздравить создателей и артистов с премьерой и возвращением спектакля на сцену музыкального камерного театра им.Покровского. Особые поздравления юным артистам, для многих из них это премьерный, первый выход на большую сцену и, конечно же, огромный опыт на их творческом пути.

Мы были на спектакле в первый день премьеры, 5 декабря - в этот день состоялось два показа. Также два показа прошли и 6 декабря. Следующий выход спектакля на сцену - 12 декабря в 16:00 и 13 декабря в 12:00 и в 16:00 (в афише на январь этого спектакля пока нет). Стоимость билетов (вполне бюджетная) - от 250 руб (середина зала 600-700 руб). Билетов осталось не много, но они пока есть и в кассе театра, и на тикетлэнде.

Наталья Коновалова отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Купили билеты на премьеру этого спектакля (6 декабря 2015), прельстившись фотографиями и отзывами прошлых лет. Но оказалось, что премьера "обновленного" спектакля - это совсем-совсем другая история, нисколько не похожая на прежнюю добрую сказку:(
Ни мне, ни детям не понравилось! Слишком мрачно, пусто, не по-детски совсем, Завидуем тем, кто успел посмотреть старую оперу! Теперь на сцене все черное, нет декораций, только белые проекции на черные стены, все в первом действии тоже в черном - дети, взрослые, хор...
Во втором действии актеры в ярких нелепых костюмах, совсем непонятных детям (особенно няня в юбке, в которой и ходить-то сложно, не то что мыть маленького трубочиста или вещи укладывать. Даже дети одеты очень странно, а все вместе смотрится как винегрет из того, что случайно нашлось в костюмерной от разных опер). Действие неровное, то все бегают-бегают, а то длинные партии, во время которых никакого движения.
Детям было непонятно ни зачем Сэм ходил на четвереньках по простыням, ни зачем его стульями окружали, ни зачем дети ели "игрушки" (это так выглядели большие пряники рождественские, в виде человечков), ни почему дети вдруг начали танцевать...Совсем все как-то сумбурно:(
А в конце дочка (она помладше) даже расстроилась, потому что Сэма упаковали в ящик прямо в комбинезончике и понесли на улицу как будто, а там мороз, зима.
Это что касается детского восприятия. Мне же, как человеку, имеющему музобразование, хоть и полученное в далеком прошлом, было непонятно, почему спектакль такой сырой в плане пения. Солисты еще как-то временами были слышны и понятны (в основном, конечно, взрослые), а хор, такое впечатление, что слова даже не выучил и не во все ноты попадал! В программке было написано, что это обычный школьный хор! Смелый, конечно, эксперимент для оперного театра, но какой-то сомнительный....В общем, подытоживая - разочарованы.

Юлия Щербакова отзывы: 2 оценок: 2 рейтинг: 0

Так случилось, что нужно было после прогулки в центре куда-то сводить детей 4х с половиной и 7ми с половиной лет. А поблизости как раз этот театр и билеты на этот спектакль еще остались сегодня. Решили, что оптимальное решение для нас. Пошли. Дети, до этого с удовольствием смотревшие длительные постановки: мюзиклы, спектакли и цирковые представления, от спектакля в восторг не пришли, скучали. Возможно, в связи с тем, что семья у нас немузыкальная. А может быть и потому, что спектакль либо для детей постарше и обучающихся музыке, либо просто не слишком интересный. Первый акт совсем скучен, т.к. открывает театральное закулисье, почти все актеры в черном, сцена без декораций тоже черная. Даже интерактивность и участие зрителей в репетиции песен не активизировали детского внимания. Второй акт смотрели внимательнее. Костюмы яркие, красивые белые проекции окон, падающего снега на черных кулисах сцены. Но действо тоже, не слишком завораживающее.

Alexander Lifshits отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 0

Вернулись с младшей со спектакля "Давайте создадим оперу" в Камерном музыкальном театре им. Б.А. Покровского.
Премьеры новой версии очень ждали, потому что прежняя постановка произвела на дочку сильнейшее впечатление. Она, тогда совсем маленькая, выбегала на сцену, подпевала во время спектакля, а потом время от времени вспоминала: "Тру-бо-чист!". Или начинала петь: "Как быстро лошадка наша несётся…"
После сегодняшнего представления чувств и соображений много, но если ограничиваться одной фразой, то скажу так: СПЕКТАКЛЬ СТАРАНИЯМИ КИСЛЯРОВА УБИТ.
Наверное, прежняя постановка нуждалась в обновлении. Но она точно не нуждалась в том, чтобы сделать из нее плоскую и пошлую театральную поделку.
Старая постановка, которую я видел еще на "Соколе" и с тех пор неоднократно смотрел в компании разных детей в разные годы и с разными составами, была ЦЕЛЬНОЙ. У той постановки была идея, которая объединяла спектакль в единое действие. Той постановке не мешал камин, сделанный из большой деревянной стремянки, оклеенной крашеными ячейками из-под яиц, белые простынки с нарисованными отпечатками ладошек и много других деталей, обусловленных скудостью средств, с одной стороны, и веселой фантазией бутафоров - с другой.
У той постановки была глубина. И глубина наполненной вещами сцены, и глубина действия. И дети - актеры или те, кому не досталась роль и кто пел в хоре, - были всегда воодушевлены участием в создании радости. Наверное, не я один помню, как ребята раздавали уже уходящим из зала зрителям бумажки с нарисованным трубочистом, как в фойе и гардеробе зрители продолжали слышать: "Приходите снова, приходите поскорей!" В этом был кураж и, повторюсь, веселье.
В новой версии спектакля на пустой сцене, в лишенном смысла пространстве не то что дети - взрослые актеры отбывают номер. И очень заметно, как в этой пустоте никто не знает, куда себя деть. Проекция на черные панели изображений окон и камина, идущего снега и дурно нарисованных птиц не может заменить отсутствие режиссерской мысли. Как технические средства вообще никогда не могут заменить отсутствие любви.
Вот это отсутствие любви в новом спектакле заметно отчаянно!
Все остальное - следствие.
Отсюда вообще провальное первое отделение, которое неизвестно зачем нужно.
Поэтому дети из зала больше не выбегают на сцену - не для них теперь спектакль.
Поэтому ушли из спектакля шутки, старушечье ковыляние экономки в уродливых ботах, подарки, которые дети по очереди подносят освобожденному Сэму, цветные зонтики, вертящиеся колесами воображаемого экипажа.
Зато есть смысловые и постановочные нестыковки, оркестр, который не дает слышать слова, отвратительные китчевые костюмы, которые ни к эпохе, ни к тексту спектакля отношения не имеют. На фоне юбок няни, Джульетты и мисс Бэггот, абажуров - один-то точно был натуральный абажур! - на головах актрис даже Черный Боб в килте смотрелся лондонским денди.
Я не стреляю в пианиста - не хочу упрекнуть актеров.
И всё же: отсутствие любви и самодовольство - скверное основание для постановки.
Не знаю, можно ли в этом спектакле что-то исправить, или придется повторить реплику мисс Бэггот: "Для таких только средство одно: убить!"
А очень жаль.