Бунт сценаристов: переломный момент. Любимые сериалы могут внезапно закончиться? Гильдия сценаристов Голливуда готовит забастовку. Когда станет понятно, будет ли страйк

Скоро любители ночных телевизионных ток-шоу в США, а вслед за ними и американцы, отдающие предпочтение сериалам, могут лишиться возможности провести вечер у телевизора. 5 ноября сценаристы США начали забастовку, которая может принести миллиардные убытки студиям и сорвать программную сетку крупнейших телекомпаний США.

4 ноября восточное отделение Гильдии сценаристов США (Writers Guild of America, WGA) прервало переговоры с Союзом продюсеров кино и телевидения (Alliance of Motion Picture and Television Producers), которые касались условий выплат сценаристам процентов от дохода киностудий, и официально заявило о том, что сценаристы начали забастовку. На сайте Гильдии появился призыв к ее членам пикетировать Rockfeller Center в Нью-Йорке, где располагается штаб-квартира одной из крупнейших американских телерадиовещательных компаний - NBC. Члены западного отделения Гильдии намерены пикетировать все крупнейшие кино- и телестудии Голливуда.

Гильдия сценаристов, представляющая интересы 12 тысяч писателей, начала переговоры с продюсерами еще летом 2007 года. Когда стало ясно, что продюсеры не намерены уступать, Гильдия организовала голосование, на котором ее члены должны были одобрить предложение профсоюза устроить забастовку. В итоге Гильдия получила поддержку большинства своих членов, высказавшихся за то, чтобы начать забастовку в любой момент после 31 октября.

Действие трехлетнего контракта между сценаристами и продюсерами истекло 1 ноября. Этот договор регулирует порядок отчисления киностудиями денег сценаристам. Его подписание всякий раз сопровождается длинными переговорами по спорным моментам. В 2007 году главная дискуссия развернулась вокруг отчислений сценаристам от продажи телесериалов и фильмов на DVD-дисках и через интернет. Гильдия настаивала на увеличении этих выплат. Стороны совещались вплоть до 4 ноября, однако найти компромисс так и не смогли.

Цена вопроса - миллиарды долларов. По оценкам аналитиков, в 2007 году потребители в США потратят на покупку DVD-дисков 16,4 миллиарда долларов, из которых сценаристы, по старому договору, имеют право только на три процента. Гильдия считает, что этот процент слишком мал, но все же решила уступить по этому вопросу продюсерам. Второй спорный пункт гораздо скромнее, однако именно из-за него были сорваны переговоры.

Продажи кинофильмов через интернет в 2007 году могут принести студиям лишь 158 миллионов долларов, телесериалы - 194 миллиона долларов. Но в ближайшие годы объемы продаж значительно вырастут, поэтому Гильдия сценаристов намерена любым путем добиться включения этих выплат в контракт. Продюсеры же полагают, что пока еще рано обсуждать размер отчислений сценаристам от онлайн-продаж из-за неразвитости рынка.

Надеяться на то, что сценаристы пойдут на компромисс, не приходится. В 1984 году профсоюз сценаристов согласился включить в контракты маленький процент отчислений от продаж видео, предназначенного для домашнего просмотра, из-за заявлений продюсеров о неразвитости рынка. С тех пор они не раз пожалели о своем решении и в течение более чем 20 лет пытались увеличить этот процент.

Гильдия сценаристов хорошо подготовилась к схватке: наняла переговорщиков с обширным опытом работы в профсоюзах, разработала стратегию своих действий вместе с консалтинговыми компаниями. В результате сценаристы выставили студиям гораздо более жесткие условия по новому договору, чем те, на которые рассчитывали продюсеры.

В итоге переговоры зашли в тупик. Не помогло даже вмешательство представители властей США, которые выступили в качестве посредников. Последний раз государство вмешивалось в отношения сценаристов и продюсеров киностудий в 1988 году, когда забастовка сценаристов продолжалась более 22 недель. Хуже всего для студий то, что к забастовке Гильдии сценаристов могут примкнуть Гильдии актеров и режиссеров США, которые обычно поддерживают друг друга во время разногласий с продюсерами.

Забастовка 2007 года объявлена обязательной для всех членов Гильдии сценаристов, а черновики, над которыми работали драматурги, должны быть сданы на хранение представителям профсоюза. Сценаристы, по правилам забастовки, обязуются не писать новых диалогов и не вносить изменений в уже написанные сценарии.

Сильнее всего от забастовки пострадает производство ежедневных телесериалов и ток-шоу, сценарии к которым пишутся каждый день. Еженедельных программ у студий снято достаточно, чтобы продержаться без сценаристов до февраля 2008 года.

На самом деле студии пытались подготовиться к возможному срыву переговоров. Актеры и технические работники были вынуждены перерабатывать на съемочных площадках, чтобы успеть закончить как можно больше эпизодов ток-шоу и сериалов до забастовки, а сценаристы в спешке дописывали сценарии кинофильмов, запланированных студиями к выходу в прокат в 2008-2009 годах.

Забастовка 1988 года сорвала начало осеннего телесезона, что обошлось индустрии в 500 миллионов долларов. Сейчас демарш сценаристов, по самым скромным подсчетам, может стоить студиям уже миллиард долларов. Сколько на этот раз будет длиться противостояние – неизвестно.

6 апреля 2017 в 10:59

Гильдия сценаристов Голливуда может выйти на забастовку из-за стриминговых сервисов

  • Мониторы и ТВ

Десять лет назад голливудские сценаристы привели индустрию развлечений в тупик, прервав свою работу на три месяца в споре за оплату фильмов и телешоу, распространяемых в интернете и на DVD. Забастовка остановила десятки телевизионных и кинопроизводств и ударила по экономике Лос-Анджелеса.

Теперь в голливудском сообществе возникает чувство дежавю, ибо над ним снова нависла угроза забастовки. После краха переговоров с ведущими студиями Гильдия сценаристов Америки (WGA) добивается от своих членов поддержки забастовки.

Напряженная атмосфера - результат внезапных экономических и цифровых изменений, повлиявших на бизнес. Со времен последних забастовок сценаристов в отрасли произошли серьезные сдвиги. Стриминговые сервисы вроде Netflix и Amazon изменили Голливуд и внесли свой вклад в выпуск беспрецедентного количества качественных сериалов - феномен, который иногда называют «золотым веком» телевидения.

Но времена не стали золотыми для многих сценаристов, у которых теперь стало меньше работы. Более короткие сезоны - это новая норма, при которой многие сериалы состоят из 10 или менее серий при кабельной и стриминговой передаче – это менее половины от традиционного сезона сериала и телешоу. Это привело сценаристов к финансовому кризису, так как многие по условиям контракта не могут работать на нескольких проектах за сезон.

«Стать сценаристом становится труднее, чем заработать на жизнь» - заметил Джон Боумен, продюсер телевизионных программ и бывший руководитель комитета по переговорам WGA.

Все больше телезрителей отказываются от кабельного телевидения в пользу стриминга. Студии также борются с существенным снижением прибыли от продаж DVD и сокращением посещаемости мультиплексов. Они выпускают меньше сериалов и эпизодов в год, а это означает меньше возможностей для сценаристов.

Все это подготовило почву для конфликта. С 19 по 24 апреля состоится онлайн-голосование за разрешение на забастовку. Такой шаг является типичной тактикой ведения переговоров профсоюзами, и WGA отмечает, что это ответ на жесткую позицию, которую заняли студии, до сих пор не отказавшиеся от своих условий.

«Никто ни в совете, ни в комитете не хочет забастовки» - сказал в интервью Крис Кейзер, сопредседатель переговорного комитета Гильдии. «К сожалению, единственный способ заслужить справедливое отношение - использовать силу труда».

Он оспорил заявления студий о том, что WGA первой прервала переговоры, и добавил, что диалог прервался на прошлой неделе после того, как студии оставили голосовое сообщение, чтобы сценаристы не приходили на следующий день. «Мы не ушли», - сказал Кейзер, писатель и исполнительный продюсер, чьи заслуги включают телесериал «Тиран» и семейную драму «Нас пятеро».

Союз продюсеров кино и телевидения, представляющий крупные студии, сети и независимых продюсеров, заявил, что хотел бы возобновить переговоры, но все еще ожидает ответа на свое последнее предложение, которое сценаристы считают шагом назад.

«Сохранение отрасли в рабочем состоянии находится в общих интересах, и мы готовы вернуться к переговорам», - сообщает Союз продюсеров.

Переговоры возобновляются 10 апреля, но по многим вопросам до взаимопонимания далеко. Возможность забастовки вызвала смешанные чувства у сценаристов по всему городу. Судя по всему, Гильдия делится пополам. Более опытные сценаристы, пережившие забастовку 2007-2008 годов, скептически относятся к этой идее. Сценаристы, которые пришли в Гильдию и бизнес после этих событий, отталкиваются от собственных потребностей.

Одной из главных причин раздора является развитие более коротких сезонов телешоу. Сейчас, по оценкам экспертов, две трети всех сериалов состоят из 8-12 серий в сезоне, тогда как ранее их количество варьировалось в диапазоне 22-24 серий. WGA утверждает, что недельный доход сценаристов снижается, потому что студии сильно задерживают гонорары. Это происходит потому, что сериалы становятся более кинематографичными и требуют гораздо больше времени на съемки. Съемки эпизода, которые раньше снимали две недели, теперь могут занимать от трех до четырех недель.

Осложняет дело отсутствие прозрачности. Стриминговые сервисы работают по подписке и не предоставляют данные о просмотрах, что затрудняет разработку формулы остатков - сборов за повторные показы. На протяжении десятилетий получить прибыль от выпуска сериалов можно было по простой схеме: отснять первый сезон, надеяться, что его продлят на 100 эпизодов, а затем продавать повторы кабельным каналам или местным вещателям. И поскольку Netflix и прочие сервисы продолжают набирать популярность, сценаристы требуют, чтобы эти компании платили остатки, которые соизмеримы с теми, что предлагают традиционные вещатели.

Но такие сервисы - не единственный источник разногласий. Льготы - такая же проблема, как и возраст членов Гильдии. WGA хочет, чтобы студии увеличили взносы в план медицинского страхования Гильдии на 1,5%, который в последние годы испытывает дефицит. Однако студии ответили на это предложение отказом, и сократили финансирование на 10 миллионов долларов в год.

Гильдия просит увеличить минимальные значения сборов за сценарии для самых низкооплачиваемых авторов на 3%. В недавнем письме к членам WGA West сказано, что средняя зарплата продюсеров телевизионных фильмов за последние два года снизилась на 23%, а в прошлом году развлекательные компании получили рекордные прибыли в размере 51 миллиарда долларов.

Предыдущая забастовка началась в ноябре 2007 года и продлились 100 дней, закрылись более 60 передач. Это самая крупная за последние 20 лет забастовка сценаристов в США. Тогда Гильдия сценаристов требовала заключить новый контракт с Союзом продюсеров кино и телевидения, в котором повысились бы проценты отчислений авторам за продажи продукции на DVD и в интернете.

Эксперты по трудовым вопросам отметили, что пагубный эффект забастовки помог сценаристам добиться того успеха, которого они, возможно, не достигли бы. В рамках соглашения авторы первые два года получают фиксированную сумму и 2% от прибыли продаж на третий год. Однако забастовка была финансово разрушительной для многих других работников индустрии, особенно для техников и работников искусства, многие из которых живут от зарплаты к зарплате.

За последний месяц американские телезрители успели как следует отоспаться: по телевизору нечего смотреть, потому что в Голливуде бастуют сценаристы самых популярных телевизионных шоу. У продюсеров «горят» многомиллионные рекламные контракты, рейтинги каналов падают, но стороны конфликта не торопятся искать компромисс.

Особенно американцы переживают из-за того, что не могут увидеть в вечернем эфире ток-шоу с Дэвидом Леттерманом и Джеем Лено. На канале повторяют старые выпуски, что положения не спасает, ведь популярность этого и многих других телешоу в том, что их сюжеты основаны на событиях прошедшего дня. А писать сценарии сейчас некому.

Голливуд - это не только город звезд. Это еще и город профсоюзов работников кино. Помимо прочих здесь находятся штаб-квартиры Альянса кино- и телепродюсеров (АКТП), которым руководит Ник Каунтер, и Гильдии американских сценаристов (ГАС) во главе с Дэвидом Янгом.

Как кошки с собаками

Сценаристы и продюсеры никогда не испытывали особо теплых чувств друг к другу. С первых дней существования кино стало ясно, что без качественного сценария, написанного профессиональным писателем, хорошего фильма не снять. И с самого начала кинобоссы были вынуждены мириться с существованием сценаристов, к которым они относились как к людям второго сорта. Сценаристы платили продюсерам и владельцам киностудий той же монетой. Далеко не всегда мирное сосуществование как нельзя лучше иллюстрируют отношения между главами профсоюзов продюсеров и сценаристов. Каунтер и Янг не переносят друг друга и даже не пытаются скрыть своей, мягко говоря, взаимной антипатии.

В 1988 году эта антипатия переросла в открытое противостояние: сценаристы впервые объявили забастовку. В 2001-м они снова собирались прекратить работу, но в последнюю минуту руководители ГАС и АКТП сумели договориться.

Главной причиной всех забастовок является несправедливое (с точки зрения сценаристов) распределение прибылей телевизионного и кинобизнеса. Каждый раз речь шла об отчислениях с проданных носителей. В кинобизнесе их называют residuals. Единственная разница между забастовками, которые разделяет 19 лет, заключается в том, что в прошлом веке сценаристы хотели получать больше денег с проданных видеокассет со своими фильмами и телепередачами, а сейчас - с DVD и других современных носителей, а также с продаж через Интернет.

Главные баталии развернулись вокруг DVD. Ничего удивительного, если учесть, что в этом году киностудии надеются заработать на продаже DVD $16,4 млрд. Доходы от продажи фильмов через Интернет намного скромнее - всего лишь $158 млн, то есть в 10 раз меньше! Еще $194 млн голливудским студиям должна принести продажа через Интернет телепрограмм.

К штыку приравняли перо

В Гильдии сценаристов, образовавшейся в 1941 году и разделенной на два отделения - «Восток» и «Запад», 12 тысяч членов с небольшим. Конечно, есть среди них очень узкая прослойка (несколько сотен человек) тех, кто чувствует себя в финансовом плане вполне комфортно и безопасно. Входящие в этот круг получают за сценарии блокбастеров $1 млн - 4 млн. Годовой доход свыше $5 млн для элиты ГАС не такая уж большая редкость.

Неплохо оплачиваются сценарии и к популярным сериалам. Конечно, такие известные телесценаристы, как Джон Уэллс («Скорая помощь»), Эрон Соркин («Западное крыло»), Дэвид Келли («Элли Макбил», «Практика»), Стивен Бочо («Полиция Нью-Йорка») могут не беспокоиться за будущее. Но в подавляющем большинстве сценаристы живут от фильма до фильма или от шоу до шоу. Устроиться на работу крайне трудно, но еще труднее это место сохранить. Около 48% членов ГАС на Западном побережье - безработные. В перерывах между заказами они живут на отчисления.

«В нашей профессии о постоянстве приходится только мечтать, - вздыхает Дайана Сан, автор сценариев для сериала «Закон и порядок. Преступные намерения», кстати, мать троих детей. - Мы вынуждены часто менять работу. Поэтому роялти - важная часть наших доходов».

Обе стороны по-своему правы. Сценаристы обвиняют продюсеров в том, что те платят им гроши, а продюсеры обвиняют сценаристов в негибкости и в том, что они ведут себя, как упрямые дети, и с ходу отвергают любые конструктивные предложения.

Ник Каунтер утверждает, что об увеличении суммы отчислений в два раза, до 10 центов, чего требуют сценаристы, и речи быть не может. Новый рынок носителей, по его словам, еще пока слишком непостоянен, чтобы киностудии могли выплачивать сценаристам больше 5 центов. Кинобизнес, объясняет глава профсоюза продюсеров, переживает не самые лучшие времена. Стоимость фильмов и телепрограмм растет быстрее, чем предполагалось. В итоге что-либо предсказать можно лишь на совсем небольшой отрезок времени: всего несколько месяцев, но никак не годы.

Падающие звезды

Каунтер, правда, умалчивает еще об одной важной причине резкого повышения затрат в кинобизнесе. Начиная с немых фильмов Чарли Чаплина, Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд и кончая «11, 12 и 13 друзьями Оушена» Клуни, Голливуд всегда обожал звезд. Однако сейчас восторженное отношение к ним начинает потихоньку меняться. Завышенные требования суперстар делают фильмы убыточными еще до начала съемок.

Согласно результатам исследования «Приносят ли фильмы доход?», проведенного Global Media Intelligence (GMI), 132 картины, снятые шестью ведущими голливудскими студиями в 2006 году, принесут убытков почти на $2 млрд.

После очередного «золотого» периода, продолжавшегося с 2000-го по 2004 год, рост доходов в кинематографе резко замедлился. Специалисты из GMI считают, что несколько прошлогодних хитов («Миссия невыполнима-3», «Возвращение Супермена», «Девушки моей мечты» и «Полиция Майами») или не принесли ожидаемой прибыли, или вообще стали убыточными.

Конечно, повинны в этом и падение продаж DVD, и постоянно дорожающие рекламно-маркетинговые кампании, и необходимость во все более впечатляющих спецэффектах. Однако главная причина - человеческий фактор, суперзвезды.

Роджер Смит, автор доклада GMI, имеющий за плечами более чем 30-летний опыт работы в киноиндустрии, подчеркивает, что суммы контрактов с ведущими актерами, режиссерами и продюсерами увеличиваются из года в год. Другой их отличительной чертой является включение пункта, согласно которым помимо гонорара, то есть фиксированной суммы, они получают процент от кассовых сборов, продаж DVD и т.д. По оценкам GMI, в прошлом году эта статья расходов обошлась Голливуду как минимум в $3 млрд. Рядом с ними сущей безделицей кажутся $121,3 млн отчислений, выплаченных киностудиями сценаристам.

Таким суперзвездам, как Том Круз или, к примеру, Том Хэнкс гарантированы не только 20-миллионные гонорары, но и до 20% от кассовых сборов. В случаях с блокбастерами это огромные деньги. Последние «Пираты Карибского моря», например, собрали полмиллиарда долларов.

О том, к чему приводит подобная практика, красноречиво свидетельствует пример третьей «Миссии». Том Круз, снимавшийся в главной роли и продюсировавший картину, заработал на ней $95 млн. Фильм собрал $400 млн. Доля студии Paramount, вложившей примерно $150 млн, составила лишь $10 млн. Неудивительно, что, произведя несложный расчет, боссы киностудии вскоре после провала фильма решили расстаться со своей главной звездой. Их не остановили даже 14 лет плодотворного сотрудничества.

Вложение денег в кинобизнес всегда считалось инвестициями с повышенным риском. Блокбастеры обычно покрывали убытки основной массы картин. Однако сейчас они и сами приносят все меньше прибыли.

Обычно все коммерческие расчеты держатся в глубокой тайне. Исключение составляет киностудия Disney, никогда не скрывавшая, кто и сколько получает. В 2006 году она заплатила своим актерам $554 млн, то есть почти в четыре раза больше, чем за пять лет до этого.

Казалось бы, можно только порадоваться за растущие доходы звезд. Но все дело в том, что связь между звездным статусом актеров и кассовыми сборами с каждым годом становится все слабее и слабее.

«Сейчас появилась новая характеристика для предсказания коммерческого результата того или иного кинопроекта, - пишет Питер Барт, редактор авторитетной в мире кино газеты Variety. - Если во главе списка актеров, занятых в картине, стоит суперзвезда, то больших прибылей ждать не следует. Да, звезды могут помочь запустить фильм, но гарантировать конечный коммерческий успех они уже не в состоянии. Все больше продюсеров приходят к выводу, что само понятие кинозвезды превращается в анахронизм».

Список звезд, фильмы которых не оправдали ожиданий или вообще стали провальными, велик. В нем и Джордж Клуни, и Бен Стиллер, и Джоди Фостер, и Холли Берри, и Брэд Питт, и Марк Вальберг, и Хоакин Феникс, и Джуд Лоу, и другие известные актеры и актрисы. Из 15 наиболее успешных в коммерческом плане голливудских картин этого года только в трех снимались суперзвезды. Это «Ультиматум Борна» с Мэттом Дэймоном, «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом и «Дикие свиньи» с Джоном Траволтой. Рекордными же оказались такие малобюджетные картины без звезд и спецэффектов, как «Немножко беременна» и «Паранойя».

Получается, что в резком повышении стоимости производства кино виноваты все же продюсеры и владельцы киностудий, делающие ошибочную ставку на известных актеров, а не на качественный сценарий.

Ночь всех святых

Наверное, не случайно окончание срока действия очередного трехлетнего контракта между АКТП и ГАС выпало на ночь с 31 октября на 1 ноября, то есть Хеллоуин. Безрезультатные переговоры тянулись пять месяцев и, конечно, не могли закончиться за один день.

В пресс-релизе АКТП, составленном после восьми часов бесплодных обсуждений, сказано, что завышенные требования сценаристов по поводу отчислений с продаж DVD стали непреодолимым препятствием на пути продолжения конструктивного диалога и заключения нового соглашения.

Конечно, Дэвид Янг мог продолжить переговоры с продюсерами и предложить членам гильдии на время их проведения работать по старому соглашению, но он так не поступил. С одной стороны, Янг, ветеран профсоюзного движения, возглавлявший ранее союз строителей, намного радикальнее своего предшественника Джона Уэллса, которому удавалось с помощью лавирования сохранять хрупкий мир. С другой стороны, еще летом, когда становилось все более очевидно, что переговоры зайдут в тупик, среди членов ГАС был проведен опрос. 90% сценаристов высказались за забастовку.

Забастовщики сейчас пикетируют 14 голливудских студий. На их плакатах лозунги: «Нет контракта - нет сценариев!», «Ручки вниз!», «Верните нам наши деньги!» В пикеты они ходят, как на работу: с 9 утра до 5 вечера и работают 4-часовыми сменами.

Большинство звезд, которых специалисты винят в кризисе, охватившем кинобизнес, поддерживают сценаристов. Джей Лено вышел к пикетчикам, митинговавшим у здания NBC в Бэрбанксе, где снимается его шоу, и угостил их пончиками. Ева Лонгория, звезда «Отчаянных домохозяек», кормила забастовщиков, собравшихся у съемочной площадки сериала, пиццей. Выражали солидарность со сценаристами другие актеры и ведущие.

Но, конечно, далеко не все готовы поддержать бастующих, потому что из-за них может пострадать вся отрасль. Главные студии уже планируют приостановку или полное прекращение работ над десятками долгосрочных проектов. Без работы могут скоро остаться тысячи сотрудников компаний, снимающих телевизионные программы.

Для таких случаев в трудовых контрактах Голливуда существует пункт форс-мажор. Он позволяет в кризисных ситуациях расторгать контракты. Обычно человека сначала отправляют в 4 - 8-недельный неоплачиваемый отпуск, а затем увольняют. Кстати, именно этот пункт позволяет закрывать низкорейтинговые проекты.

Кина не будет

Сравнивая текущие события с легкой атлетикой, специалисты советуют настраиваться не на спринт, а на марафон, намекая, что забастовка может оказаться затяжной. Конечно, она не застала продюсеров и владельцев студий врасплох. Все готовились к войне как могли.

В самом лучшем положении кинематографисты. Ожидая забастовку, киностудии весь сентябрь и октябрь, не жалея денег, десятками закупали сценарии. Если забыть о качестве, которым в такой спешке нередко приходилось жертвовать, то кинопроизводство, по крайней мере теоретически, должно продержаться весь следующий год. Правда, потом все же коллапс.

Значительно хуже обстоят дела у тех, кто снимает сериалы. Конечно, их продюсеры тоже постарались сделать запас, но, учитывая специфику продукта, без особого риска ошибиться можно предположить: заготовленных впрок сценариев надолго не хватит.

Взять, к примеру, хотя бы тех же «Отчаянных домохозяек». Марк Черри, автор идеи и глава группы сценаристов, конечно, относится к числу высокооплачиваемых членов ГАС. Тем не менее он мечтает, чтобы забастовка как можно быстрее закончилась. Черри со своей командой, как и остальные сценаристы, сейчас не работает. Зрителей же, похоже, ждет сильно урезанный сезон. На начало забастовки у режиссера и продюсеров оставалось 9 сценариев. До конца года они как-нибудь дотянут, а дальше, если забастовка к тому времени не закончится, съемки придется останавливать.

Примерно в таком же положении продюсеры и других популярных сериалов. Режиссеры успели снять 13 из 24 эпизодов сериала «Дурнушка Бетти», аналогом которого является наша лента «Не родись красивой».

В «Остаться в живых» отснята тоже половина серий - 8 из 16. Правда, у этого сериала сезон начинается в феврале. Так что ситуация еще может измениться в лучшую сторону. Хуже идут дела с сериалом «24», где готовы лишь 8 или 9 эпизодов из 24. Новый сезон должен был начаться в январе, но уже объявлено о переносе на весну. Еще один известный в России американский сериал «Побег из тюрьмы» тоже готов наполовину. И только поклонникам «Симпсонов» можно не беспокоиться. У них готовы все 22 серии.

Катастрофическое положение сложилось с ток-шоу. Первыми крупными жертвами забастовки сценаристов стали любимые американцами передачи The Tonight Show с Джеем Лено, The Daily Show и The Late Show с Дэвидом Леттерманом. Уже в понедельник вечером, в первый же день забастовки, начали показывать старые передачи.

Сначала продюсеры намерены затыкать дыры в программной сетке повторами. Если же забастовка затянется, то, возможно, придется вновь прибегать к экспромтам, как это делали Леттерман и Джонни Карсон в 1988 году.

Могут возникнуть проблемы и у организаторов голливудских церемоний награждения главными наградами. До вручения «Золотых глобусов» осталось меньше двух месяцев, «Оскары» будут раздавать месяцем позже. Если свои речи большинство лауреатов пишут сами, что очень заметно по стандартному набору благодарностей в адрес Бога, родителей, бабушек с дедушками и прочей родни, то сложные сценарии для самих церемоний писать пока некому. Так же как и большой монолог главного ведущего, которым в этом году будет Йон Стюарт.

Конечно, остается слабая надежда на штрейкбрехеров. 19 лет назад некоторые сценаристы продолжали работать. Им, правда, пришлось временно отказаться от права голоса в гильдии, но они продолжали платить членские взносы. В 1988 году такие «предатели» в немалой степени способствовали поражению коллег. Поэтому сейчас руководство ГАС, надо думать, заранее приняло меры. Способов воздействия на штрейкбрехеров существует немало. Им, например, после окончания забастовки могут просто не вернуть полный статус члена ГАС.

За развитием событий в Калифорнии и Нью-Йорке пристально следят и в Канаде. Global и CTV, главные каналы канадского телевидения, покупают в Соединенных Штатах очень много программ.

Об исходе забастовки говорить пока рано. На стороне кинобоссов - материальные ресурсы, у забастовщиков - решимость восстановить справедливость.

Сценаристы стараются не вспоминать забастовку 1988 года. Она продлилась 22 недели и закончилась их поражением. Все осталось по-старому. Правда, некоторые изменения на телевидении, понесшем убытки в размере полумиллиарда долларов, тогда все же произошли. Телекомпании потеряли 9 - 10% аудитории. Зрители перешли на кабельное телевидение и реалити-шоу.

Реалити-шоу, вне всяких сомнений, окажутся в числе победителей и в этот раз. Дело в том, что сценарии к ним пишут сценаристы, не входящие в ГАС, и поэтому в забастовке не участвующие.

Рабочие сцены с Бродвея, присоединившиеся к забастовке, едва ли помогут сценаристам, потому что преследуют свои цели. Не удивительно, что они уже сели за стол переговоров с продюсерами.

А вот 4500 водителей грузовиков, которые тоже готовы присоединиться к забастовке, помочь сценаристам могут. Пока, правда, их руководство лихорадочно решает, какой тактики придерживаться. Если забастуют водители, перевозящие оборудование и реквизит, кинобоссам придется несладко.

Конечно, в Лос-Анджелесе прекрасно понимают, что забастовка окажет отрицательное воздействие не только на кинематограф, но и на всю экономику города в целом. Съемки фильма с бюджетом в $70 млн создают до 1000 рабочих мест и обеспечивают заказами немало местных предприятий и фирм. День забастовки стоит Лос-Анджелесу около $80 млн. Не случайно Антонио Вилларайгоса, мэр Города ангелов, встречался и с продюсерами, и со сценаристами, но все его посреднические усилия успехом не увенчались.

Многие надеются, что в этом деле удачливее будет губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, который не хуже участников забастовки знает всю кухню кино и хочет помочь установить мир. «Очень важно как можно скорее решить этот вопрос, - говорит он, - потому что забастовка оказывает огромное отрицательное влияние на экономику штата».

Надежда на заключение нового соглашения еще сохраняется. Через две недели после начала забастовки стороны вернулись за стол переговоров и пошли на взаимные уступки. Во всяком случае сценаристы, похоже, отказались от требования увеличить вдвое отчисления с продажи DVD. И все же скептики и даже осторожные оптимисты предпочитают надеяться на хорошее, но готовиться к плохому. «Готовьтесь к долгой и холодной зиме повторов и реалити-шоу», - советуют они американским телезрителям.

План
Введение
1 Хроника событий
2 Результаты забастовки
Список литературы Введение Забастовка Гильдии сценаристов США - крупнейшая за последние 20 лет забастовка сценаристов в США, начавшаяся 5 ноября 2007 года и продлившаяся до 12 февраля 2008 года. Требования Гильдии сценаристов состояли в заключении нового контракта с Союзом продюсеров кино и телевидения, в котором проценты отчислений авторам за продажи кино- и телепродукции на DVD и в Интернете были бы увеличены. Во время переговоров стороны не смогли достигнуть соглашения, в результате сценаристы объявили о начале забастовки, продлившейся 100 дней. В забастовке приняли участие западное и восточное отделения Гильдии сценаристов США, их поддержала Гильдия актёров, множество популярных актёров и политиков. Забастовка принесла многомиллионные убытки студиям. На время были приостановлены съёмки множества телесериалов, отложены на неопределённый срок съёмки некоторых полнометражных фильмов и ток-шоу, были отменены несколько церемоний награждения кинопремиями. Решение о прекращении забастовки было принято 12 февраля 2008 года , а уже 26 февраля Гильдия сценаристов объявила о подписании нового контракта с продюсерами. 1. Хроника событий Переговоры между Гильдией сценаристов и Союзом продюсеров кино и телевидения были начаты 16 июля 2007 года. 1 ноября 2007 года истёк срок трёхлетнего контракта между сценаристами и продюсерами, который регулирует порядок отчисления денежных средств сценаристам от киностудий. 4 ноября 2007 года сценаристы прервали переговоры с Союзом продюсеров и объявили о начале забастовки. Предварительное соглашение сторонам удалось заключить лишь 8 февраля 2008 года, 10 февраля руководство Гильдии сценаристов одобрило подписание нового контракта и через два дня решением 92,5 % от общего числа членов Гильдии забастовка была остановлена. 2. Результаты забастовки Согласно подписанному итоговому соглашению между сценаристами и продюсерами авторские гонорары сценаристов от продажи DVD были увеличены, также за кино- и телепродукцию, распространяемую через Интернет, мобильные телефоны и другие современные каналы распространения, сценаристы будут получать фиксированную сумму первые два года и 2 % прибыли от продаж в течение третьего года после начала действия соглашения.Экономический ущерб от забастовки оценивается по-разному. Общие потери оцениваются по различным источникам от 1,3 до 2,1 млрд долларов. По заявлению главы департамента экономического развития Лос-Анджелеса Джека Кайзера общий экономический ущерб от забастовки для Лос-Анджелеса обошёлся в 2,5 млрд долларов США. Одна только отмена церемонии «Золотой глобус» в январе 2008 года обошлась организаторам в 60 млн долларов. Многие студии разорвали контракты с бастующими сценаристами. По сообщению исследовательской компании Nielsen по состоянию на конец января 2008 года недельная аудитория телеканалов сократилась на 21 %. Некоторые американские телеканалы потеряли до 50 % своей аудитории. Список литературы:

    Steve Gorman Hollywood writers vote to lift 14-week strike (англ.). Reuters (2008-02-13). Сценаристы США начали крупнейшую забастовку за последние 20 лет. Lenta.ru (2007-11-05). Q&A: Hollywood writers" strike (англ.). BBC (2008-02-13). Клинтон и Обама поддержали бастующих сценаристов. Lenta.ru (2007-11-06). Торжественная церемония вручения «Золотых глобусов» отменена. Lenta.ru (2008-01-08). Letter from the Presidents (англ.). Writers Guild of America, West (2008-02-26). TIMELINE: The Hollywood labor dispute (англ.). Reuters (2007-11-27). WGA strike costs CA $2.1 billion (англ.). Variety (2008-06-05). Забастовка сценаристов стоила Лос-Анджелесу 2,5 миллиарда долларов. Lenta.ru (2008-02-20). Телеканалы США потеряли четверть аудитории из-за забастовки Гильдии сценаристов. Lenta.ru (2008-01-31).

Год назад, в ноябре 2007, миллионы телезрителей и поклонников сериалов в США и во всем мире осознали, что вскоре могут лишиться возможности смотреть свои любимые ток-шоу и новые серии фильмов. 5 ноября 2007 года сценаристы США, работающие в кино и на телевидении, объявили забастовку , которая в результате стоила студиям кино и телевидения почти трех миллиардов долларов убытков и стала переломным моментом в истории телеиндустрии.

Американские сериалы – самые популярные в мире, их переводят на десятки языков и закупают сотни телеканалов. «Отчаянные домохозяйки» , «Доктор Хаус» , «Остаться в живых» , «Герои» и многое другое – все это придумано и сделано в Америке. 12 тысяч писателей, работающих над сценариями кино, сериалов и ток-шоу для американского телевидения, в США объединены в Гильдию сценаристов . Каждые три года Гильдия заключает контракт с Союзом продюсеров кино и телевидения . Контракт определяет проценты, которые сценаристы должны получать от доходов киностудий. Всякий раз подписание контракта сопровождается долгими переговорами по спорным моментам, и 2007 год не стал исключением. В этот раз главная дискуссия развернулась вокруг отчислений сценаристам от продажи телесериалов и фильмов на DVD и через интернет. Гильдия настаивала на увеличении этих выплат. Стороны совещались вплоть до 4 ноября, однако найти компромисс так и не смогли. 5 ноября гром грянул – сценаристы США объявили забастовку . По ее правилам, они должны были сдать все черновики в специальное хранилище, и больше не писать новых диалогов и не вносить изменений в уже созданные сценарии.

Последняя подобная забастовка сценаристов состоялась 20 лет назад , в 1988 году, и тогда обошлась индустрии в 500 миллионов долларов . Специалисты предсказывали, что новый бунт может стоить Голливуду миллиарда долларов, но ошиблись – три месяца простоя принесли в три раза большие убытки.

Уже в начале забастовки было ясно, что сильнее всего она ударит по ежедневным ток-шоу и выходящим каждый день телесериалам.

Сценаристы с плакатами в руках пикетировали офисы крупнейших кино- и телестудий, а кризис тем временем начал проявлять себя. Каждый день в прессе появлялись сообщения о том, что остановлено очередное шоу или сериал . Были прекращены съемки популярных сериалов «Отчаянные домохозяйки» и «24» , «Анатомия Грейс» и «Побег» и многих других. Между тем, блоггеры, пишущие о телевидении, и поклонники сериалов не только не возмутились отсутствием новых серий, но решили поддержать сценаристов, разместив в блогах письма и собрав десятки тысяч подписей в поддержку забастовки. Известные люди, от актеров до политических деятелей, тоже выступали на стороне сценаристов. Однако время шло, а достигнуть договоренности так и не удавалось.

Телеканалы были вынуждены показывать повторы старых эпизодов и стремительно теряли аудиторию . Начали поступать новости и о срывах съемок полнометражных лент – фильма «Пинквиль» Оливера Стоуна , лент «Ангелы и демоны» с Томом Хэнксом (приквел «Кода да Винчи» ), «Шантарам» с Джонни Деппом , «Ромовый дневник» с ним же.

То, что ситуация сделалась действительно очень серьезной, стало ясно, когда оказалась сорванной 65-я церемония вручения одной из престижнейших кино- и телепремий «Золотой Глобус» . Пышная церемония должна была пройти 13 января 2008 года, но Гильдия сценаристов объявила о ее бойкоте еще в декабре 2007, а 4 января к ним присоединилась американская Гильдия актеров: и номинанты, и ведущие отказались участвовать в торжестве. В результате «Золотой Глобус-2008» прошел в виде скромной пресс-конференции . Были отменены многочисленные приемы, вечеринки и туристические мероприятия, общие потери составили до 60 миллионов.

Следующей мишенью упрямые сценаристы выбрали церемонию вручения «Оскаров» , которая должна была состояться 24 февраля. Не имея возможности допустить этого, продюсеры предложили сценаристам возобновить переговоры. В результате сценаристы добились права получать в 2 раза большие гонорары, чем раньше, и обещали не предъявлять новых требований еще три года. Но переломный момент в телеиндустрии уже наступил, и вернуть все назад, в дозабастовочное состояние, теперь не под силу ни продюсерам, ни сценаристам.

13 февраля 2008 года президент Гильдии сценаристов Патрик Вероне официально объявил, что забастовка окончена . 14 февраля, после ста дней бездействия, большинство сценаристов вернулись к работе. Трехмиллиардные убытки , фактический срыв церемонии вручения «Золотых Глобусов», отложенные в среднем на год премьеры многообещающих фильмов и задержанные на месяцы эпизоды популярнейших сериалов – вот чем обернулась забастовка. Но главным ее последствием эксперты называют то, что телезрители, ощутив «развлекательный голод» , попросту поменяли телеэкран на монитор компьютера. Из-за отсутствия новых сценариев телеканалы потеряли до четверти своей аудитории. Люди чаще стали искать развлекательную продукцию в интернете, и многие из них не планируют возвращаться к просмотру телевидения – в отличие от ТВ, в Сети можно найти что-то новенькое в любое время дня и ночи.

Джонни Депп

  • Читать биографию