Рок главнее правил. Пять вещей, которые не следует делать начинающей рок-группе. Если падаешь - падай вперед

Под роковой музыкой подразумевается синтез негритянского ритм-энд-блюза и кантри. От первого направления позаимствован своеобразный ритмический рисунок (обратный бит: акцент на вторую и четвёртую доли такта), от второго - завершённость композиций и упрощённая по сравнению с блюзом импровизация. Рок - это протест против политической ситуации в стране, ценностей старшего поколения, способ самовыражения и заявления собственных взглядов на жизнь. Противостояние происходит за счёт текста песен и агрессивной манеры исполнения.

История

Впервые музыка подобного стиля появилась в 1954 году. В фильме «Джунгли классных досок» прозвучала песня Rock round the clock в исполнении Билла Хейли. В это же время вышли пластинки Элвиса Пресли. Несколько позже на музыкальной арене появляются «Битлз», «Роллинг Стоунз» и Боб Дилан.

Постепенно музыка рокового направления начинает исполняться как протест против войны во Вьетнаме, создаются организации, члены которых не приветствуют вооружённые конфликты и расизм.

С появлением в США развивается андеграунд (The Doors, Steppenwolf, Blood, Sweet & Tears), а в Великобритании музыканты стараются сохранить черты традиционной культуры (Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd). В это же время появляется новая форма представления композиций - музыкальный альбом: несколько мелодий, объединённые одной идеей.

Постепенно рок-стиль завоёвывает популярность в других странах, развивается и распадается на различные направления.

Джаз, хард, фолк…

В основе стиля лежит классический рок. Музыканты (Элтон Джон, Стинг, The Who) играют на электрогитаре, бас-гитаре, барабанах и не используют стилистические особенности других направлений.

Психоделический рок - это музыка, которую сочиняют под влиянием а прогрессивный отличается иными формами музыкального построения, сложностью и глубиной подаваемого материала. К прогрессивным рокерам относятся Blood, Sweat & Tears, Gong и другие. Творчество музыкантов, желающих выйти за рамки стиля, называют экспериментальным роком. Наиболее известные экспериментаторы - The Fugs, The Godz, Red Crayola и др.

Ещё одно направление объединяет в себе черты рока и джаза. Оно появилось не только из-за того, что джазменам стало тесно в своём стиле, но и как результат слияния «белой» и «чёрной» музыки в рамках борьбы с расизмом. Известные музыканты синтетического стиля - Georgie Fame, The Soft Machine, The Mahavishnu Orchestra и т. д. Фолк-рок представляет собой синтез рока и народной музыки (Боб Дилан, Джоан Боез, Fairport Convention), а хард-року присущи специфические гитарные ритмы, тяжёлая ритм-секция и чрезмерная громкость звучания. Известные представители направления - Джимми Хендрикс, Iron Butterfly, Vanilla Fudge.

Также музыкальные критики выделяют глэм, готик и т. д. Определение стилевых разновидностей несколько условно, так как группы постоянно экспериментируют, меняют манеру игры или изобретают новые способы исполнения.

Рок-опера

Характерно для всех видов искусства, в том числе музыкального. Пример тому - синтез рока и драмы, называемый рок-оперой. Сюда относится состоящее из эпизодов, в которых раскрывается сюжет. Арии исполняются в стиле рока. В отличие от классической оперы, на сцене могут присутствовать клавишник, гитарист, другие музыканты. Чаще всего спектакль сопровождается и звучанием классического оркестра.

Манера пения напориста и агрессивна, что характерно для рок-музыки. Иногда партии содержат элементы других музыкальных направлений (джаз, фолк, барокко и т. д.). Помимо арий, музыканты исполняют речитативы и пластические номера.

Примеры произведений подобного жанра - «Волосы» Г. Макдермота, «Годспел» С. Шуорца, «Юнона и Авось» А. Л. Рыбникова и т. д.

Рок-культура

С течением времени музыка рокеров стала настолько популярной, что элементы стиля проникли в другие пласты культуры, возник своеобразный рок-стиль. Так появился особый язык (сленг), на котором изъясняются приверженцы стиля и фанаты. Сленг используется для написания текстов песен, однако на концертах (сейшенах) становится важнее невербальное общение. Единство музыки, слов, сценических движений и образов воздействует на подсознание человека, вызывая определённые ощущения и эмоциональные реакции.

Рокеры увлекаются буддизмом, другими религиозными учениями, противоречащими психологии Запада. В свободное от концертов время музыканты и поклонники посещают так называемые хэппенинги (встречи), на которых общаются, музицируют, высказывают своё мнение по поводу всего, что происходит в их жизни.

Тенденции рок-культуры проявляются в одежде (несмываемые пятна грязи у хиппи), манере держать себя (рок - это отрицание всего и вся, поэтому приверженцам стиля свойственна агрессия), отвержение традиционных ценностей, нравственных и эстетических установок.

Рок и христианство

Христианская религия не признаёт право на существование рока, считая приверженность рок-культуре невозможной для верующих в Бога. Усиленные ритмы, повышенные частоты, проникновенные тексты влияют на подсознание людей, будят глубинные инстинкты.

Рок - это серьёзное воздействие на психику. После прослушивания подобной музыки человек теряет способность к самоконтролю. Содержание многих песен посвящено теме смерти, депрессивным состояниям человека, саморазрушению. Во многих случаях увлечение роком тесно связано с употреблением наркотиков, проявлениями насилия, что также не соответствует образу жизни христианина.

Искусствоведами и культурологами рок-музыка и всё, что связано с ней, рассматривается как противостояние традиционной культуре.

Rock (Рок-музыка, Rock music) - обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и так далее. Некоторые отличительные особенности рок-музыки, например, использование электромузыкальных инструментов либо творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, мерсибит, до агрессивных жанров - хэви-метала, глэм-метала, треш-метала, блэк-метала и брутальных поджанров дэт-метала, грайндкора. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и так называемой «попсе». Более определённо можно говорить о, так называемой, «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными видами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звучание большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ. («конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание).
Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры - рок-н-ролл и рокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени - в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время существования рок-музыки её пытались соединить практически со всеми возможными видами музыки - с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х, и более поздний симфо-метал), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х - начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, наиболее важными из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х - начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а позже и экстремальные поджанры метала - дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х). Основные центры возникновения и развития рок-музыки - США и Западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен - на английском языке. Но, хотя и с некоторым запозданием, национальная рок-музыка появилась практически во всех странах. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960-1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.
Началом рок-музыки является появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, кантри, музыки госпел. Значительное влияние на рок-н-ролл оказали блюзовые исполнители Роберт Джонсон, Лидбелли, Мадди Уотерс. Название «рок-н-ролл» происходит из песен госпел-исполнителей 40-х годов и, являясь по сути призывом к танцу, представляет собой сексуальный эвфемизм. Впервые выражение появилось в песне «Good Rockin’ Tonight» Роя Брауна в 1947 году. В 1949 году выходит песня «Rock And Roll» Уайлда Билла Мура. Развитие раннего рок-н-ролла связано в основном с американскими исполнителями, однако установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре, практически невозможно. Среди возможных вариантов - сингл «Fat Man» Фэтса Домино, вышедший в 1950-м году. Согласно другим версиям, первой рок-н-ролльной записью является «Rocket 88», записанная в 1951 году Jackie Brenston and his Delta Cats.
Рок-музыка является музыкой, одним из её жанров (другие жанры - народная музыка, академическая музыка, джаз и др.). Из этого следует, что справедливым будет исследование рок-музыки, как одного из жанров музыки, на предмет его сугубо музыкальных отличительных качеств и свойств. Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию. Однако существуют примеры использования в рок-композициях практически всех известных музыкальных инструментов. Отличительная черта рок-музыки - неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако уже начиная с 60-х годов ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными структурами и ритмами. Солирующим инструментом является электрогитара. Также в большинстве рок-групп присутствует вокалист. Если в начале своего развития рок-музыка лежала в основном в рамках блюзовой гармонии, то теперь отдельные её направления имеют мало общего в музыкальном отношении.
Существует точка зрения, разделяемая большим числом экспертов, что рок-музыка - это не просто один из жанров музыки, но и особый социокультурный феномен второй половины XX столетия, породивший свою субкультуру. Рок - это, с одной стороны, рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами. С другой стороны, рок - один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на коммерческую прибыль в индустрии развлечений. Эта двойная природа и обусловливает противоречия, «пилообразность» развития жанра. По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых - бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля (1955, 1967, 1977, …), а затем - постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой - упрощения, возникновения вторичных рок-групп. Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Тем не менее, возникшие на основе различных течений рок-музыки субкультуры порой имеют мало схожего. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.

Покупая билет на то или иное концертное шоу, на обороте неизменно можно прочитать, что концерт – это опасное мероприятие и весь возможный риск берет на себя посетитель оного.

Многие не обращают внимания на мелкие буковки на обороте, а кого-то они могут испугать (например, родителей детей-подростков, которые решили сходить на концерт любимой команды).

Так как же сделать так, чтобы свести этот самый возможный риск к минимуму и в полной мере насладиться живым выступлением любимой группы? Некоторые небольшие секреты посещения рок-концертов мы попробуем раскрыть здесь.

Но прежде чем повести наш рассказ далее, надо сделать небольшое отступление-ремарку. Каждому, кто покупает заветный кусочек бумажки, надо для начала знать, зачем он идет на этот концерт. Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден, однако практика показывает, что цели посещения концерта совпадают далеко не у всех его посетителей. Можно условно разделить публику на две группы: первая приходит в первую очередь послушать выступление своих кумиров, а вторая ставит для себя целью максимально «отжечь». В понятие «отжечь» входит весь перечень тех самых действий, которые делают концерт «мероприятием, сопряженным с риском для здоровья». Так вот, если Вы, уважаемый читатель, относите себя к той самой второй категории, то дальнейшее повествование будет Вам явно не интересно, ведь любимый Ваш аргумент: «Это рок-концерт, а не посещение консерватории». А вот с первой «фокус-группой» концертных слушателей мы и поведем дальнейшую беседу.

Итак, Вы идете на концерт послушать и проникнуться творчеством любимого исполнителя и хотите сделать это в более или менее комфортных условиях. Самый простой вариант – купить сидячие места. Но далеко не всем сие подойдет, и далеко не всегда это станет верным подходом. Так, в клубах сидячие места проходят по категории VIP, и цена подобных билетов гораздо выше, нежели в так называемый «танцевальный партер», а на стадионах не все сидячие места обеспечат зрителю максимальный обзор и хорошую слышимость, и, конечно же, наиболее комфортные места на стадионах также стоят выше, нежели стоячий партер. Кроме того, известно, что наиболее сильным по энергетике является тот самый «танцевальный партер», и для многих дело чести купить билет именно туда. И тут посетитель концерта сталкивается со второй проблемой посещения концерта – хорошее обозрение, ведь сцену и то, что происходит на ней, хотят видеть все, но само определение «танцпартер» говорит само за себя. Разумеется, наиболее хороший обзор можно получить из первых «рядов» десяти, далее – воля случая. Конечно же, каждый себя уважающий фанат считает своим долгом попасть в несколько заветных рядов перед сценой. Подобное положение дел приводит к тому, что иногда во время концерта разворачиваются самые настоящие баталии за «место под солнцем». Поэтому традиционно считается, что самое опасное место для поклонника – это первый ряд перед сценой. Однако это представление несколько преувеличено. Первый ряд – наиболее безопасное место по целому ряду причин.

Так, условно «опасными» можно считать центр первого ряда партера, так как именно туда стремится большинство фанатов и именно там происходит наиболее ожесточенная «борьба». Но ведь Вы пришли не воевать, а слушать. Потому не стоит рваться к вожделенному центру, большинство музыкантов довольно динамично двигаются по сцене, и у вас будет возможность увидеть Вашего кумира вблизи. Собственно, наиболее безопасными и комфортными можно считать боковые «места» первого ряда. С этих мест открывается максимальный обзор сцены, а риск быть вовлеченным в слэм сводится почти к нулю. Единственным неудобством такого расположения можно считать находящиеся довольно близко колонки, звук которых сначала «оглушает». Но к нему быстро привыкаешь, и особых неудобств он не создает (если вы, конечно, не находитесь на концерте Manowar). И тут есть одна маленькая «хитрость», у ряда концертных площадок вход в зал открыт зачастую один, и то, где расположен вход относительно сцены, часто влияет на расположение публики около последней. Так, в CDK МАИ публика обычно скапливается ближе к входу в зал, и кажется, что пройти к сцене нет никакой возможности, но если не полениться и пройти зал насквозь, то обнаружится что около противоположного края сцены довольно свободно.

Если же Вы по ряду причин не смогли занять даже удобные места около сцены сбоку, то главное - не вставать в следующие 3-5 рядов партера - именно они будут самыми опасными и превратят ваше посещение концерта в подобие корриды. Эти ряды сами по себе являются неустойчивыми «конструкциями», стейдждайвинг, слэм, волны, которые сносят зрителей, рождаются зачастую там, а если прибавить не совсем трезвых поклонников, стремящихся во что бы то ни стало очутиться максимально близко к сцене, то шансы получить даже незначительную травму только увеличиваются. Ошибкой будет также Ваша дислокация в центре плотной толпы поклонников. Часто в центре формируются так называемые круги моша или жгутся сигнальные огни, в народе именуемые фаерами (или фальш-фаерами). Нахождение рядом с эпицентром этих действий для неподготовленного зрителя может стать также довольно опасным. За отлаженными действиями любителей моша и огнями файеров лучше наблюдать со значительного расстояния. Так что во избежание потенциальных «приключений», если, конечно, не вы их ищите сами, стоит держаться чуть сбоку от основной толпы.

Находясь на концертах, помните еще несколько непреложных правил. Идти на концерт стоит в максимально комфортной и удобной одежде, девушки, не мыслящие себя без мини и шпилек, автоматически попадают в «группу риска». Старайтесь держаться подальше от сильно подвыпивших фанатов, хотя это не всегда бывает выполнимо. И помните: секьюрити – ваш союзник, особенно если Вы находитесь довольно близко к сцене, не стоит оттачивать на них свое остроумие или показывать свою крутость.

Надеемся, что этот рассказ кому-нибудь из Вас будет полезен. Помните: то, каким концерт будет лично для Вас, зависит в первую очередь от Вас самих, Ваших стремлений и действий!

Наталья Ступникова