Что означает обезьяна. Три обезьяны. Люди рожденные в год Обезьяны

Большая, бесхвостая обезьяна - животное, весьма почитаемое в Древнем Египте, Африке, Индии и Китае. Обезьяна мелкая с хвостом, так же как и крупная бесхвостая, имеет более высокий символический статус на Востоке, чем на Западе.

Способность обезьяны; к подражанию и многообразие форм поведения делают ее символику в целом противоречивой. Она олицетворяет как положительные, так и отрицательные стороны человека.

Согласно древним мистериям, обезьяна представляет собой состояние человека перед тем, как в него вошла душа. Обезьяна олицетворяет также возврат человека, лишенного божественной природы, к животному состоянию.

Чаще всего обезьяна служит олицетворением греха, в частности физического. Она также символизирует хитрость, коварство, стремление к роскоши, злобность, лень и, из-за своих угловатых движений, пьянство. Способность обезьян имитировать человеческое поведение используется для высмеивания-тщес лавия и глупости.

Иногда обезьяны служат символом обучения. Изображение кинокефала (собакоголовой обезьяны, или павиана) служило в Ешпте иероглифом, означающим письмо. Павиан является символом Луны, а Тот - планеты Меркурий. Поскольку древние верили, что Луна сопровождает Меркурий через небеса, собакоголовая обезьяна описывается как верный спутник Тота. Бабуин в египетской иконографии символизирует мудрость.

В тибетской традиции бодхисаттва Авалокитешвара (воплощенный в Далай-ламе) первоначально явился в образе священной обезьяны, проявившей сострадание к великанше, от брака с которой и произошли шестеро родоначальников народа Тибета.

В индийском эпосе обезьяна Хануман, индийский бог обезьян, обладает благородной душой, незаурядным умом, большой физической силой; он воин и верный спутник бога Рамы. Это символ храбрости, стойкости и самопожертвования. Именно благодаря обезьянам бог Рама одержал победу над страшным и злым великаном (Рама заключил союз с Хануманом, и тот прислал на помощь богу многочисленные отряды обезьян и медведей).

Обезьяна (наряду с белым слоном и коровой) - третье священное животное в Индии. До сих пор существуют храмы, где обезьяны - полновластные хозяева, где ежедневно они получают большое количество пищи (это в то время, когда сотни людей в стране голодают). Существуют больницы для обезьян (когда тысячи людей умирают без медицинской помощи). Мало того, несмотря на колоссальный урон, который наносят обезьяны сельскому хозяйству, опустошая огромные участки полей, они пользуются полной неприкосновенностью, их нельзя даже прогонять. В свое время в Индии за убийство обезьяны жестоко наказывали; европейцев же, совершивших такое преступление, вынуждали покинуть страну. Теперь индусы более терпимы, но и сейчас оскорбление обезьяны действием вызывает сильное недовольство религиозных людей.

Истории о королях-обезьянах встречаются и в китайских мифах, где они выступают в роли ловких и умных героев. В китайском искусстве гиббон символизирует материнскую заботу.

В Японии обезьяний крик - символ глубокой тоски;

Наряду с этим игрушечные обезьяны считаются в Японии талисманами, охраняющими детей. Известная символическая фигура «кочин» - три обезьяны, которые не видят зла, не слышат зла и не говорят зла (резная деревянная скульптура находится в храме первого сёгуна Токугавы в Никко), - символизирует мудрую осторожность. Эти резные фигурки всегда считались на Востоке талисманом, охраняющим от клеветы.

Христианская традиция относится к обезьяне с большим подозрением, отождествляя ее с пороком, страстями, идолопоклонством и дьявольскими ересями.

В западном искусстве обезьяна олицетворяет лицемерие, греховность, коварство, лень, стремление к роскоши, преступные намерения, похоть, жадность. В средние века дьявол часто изображался в образе обезьяны. Изображение обезьяны с яблоком во рту символизировало грехопадение Адама и Евы. Обезьяна в цепях означает победу над грехом. Часто обезьяны в карикатурном виде изображают мелкие недостатки человеческой натуры или являются аллегорией подражательного искусства.

Например, когда покойный папа Пий XII провозгласил энциклику об Успении Марии, одной женщине-католичке приснилось, что она католическая священнослужительница. Похоже, что ее подсознание развило известную догму следующим образом: "Если Мария сейчас почти богиня, она должна иметь священнослужительниц".

Другая женщина-католичка, которой не нравились некоторые мелкие, внешние аспекты ее веры, увидела во сне, что церковь в ее родном городе снесена и перестроена. Но дарохранительницу с освященным...

Результаты, проведенные Центром по профилактике СПИДа, показали, что молодежь игнорирует этот надежный способ предохранения от неизлечимой болезни. До недавнего времени психологи объясняли это явление беспечностью, легкомыслием и инфантильностью современной молодежи, не умеющей заботиться о завтрашнем дне.

Однако опрос самых распространенных слоев населения показал, что, оказывается, пользоваться презервативом... стыдно.

Вопросы анкеты звучали так: “Что бы вы подумали о девушке, у которой...

«Ничто не существует, пока оно не измерено» (Нильс Бор).

Хорошее дело интернет, на любой вопрос найдешь ответ. На днях мой товарищ рассказал, что вычитал в интернете о потрясающем «эффекте сотой обезьяны» и настоятельно советовал мне прочесть, а затем высказать по этому поводу свое авторитетное мнение, как ученого.

Я не замедлительно обратился к компьютеру и обнаружил довольно таки много продублированных сообщений об этом эффекте. В многочисленных перепечатках суть дела была изложена...

Срывая мистифицированные одежды образов и форм с фольклорных сказок, историй, эпических преданий, библейских хроник и легенд, с пёстрых национальных кодировок узоров, песней и обрядов, с культовых пиктографических резонаторов.

Покрытых мрачными тайными, одежды, сотканные поистине из величайших достижений человечества – Гуманизма и Права, мы можем с высокой вероятностью персонифицировать хаотично рефлексирующую, высоко социализированную обезьяну. Обезьяну, чьё предельно наглое, кричащее...

Треть, в лучшем случае четверть, жизни мы проводим не в переносном смысле во сне. Символы во сне нередко озадачивают нас, мы продолжительное время помним о них, пытаясь расшифровать суть послания, которое они хотели нам передать.

На научной основе этим занимается психология сновидений. При этом дешифровальщиком информации, которая приходит через сновидения, способны быть и вы тоже.

Психология сновидений - ключ к бессознательному

Понимать свои сновидения означает понимать язык своего...

"Универсальный ключ" к толкованию символов Сартр обнаружил в "психоанализе вещей", разработанном его современником Гастоном Башляром. Если человек есть то, чего он желает. То необходимо понять природу этого предпочитаемого бытия.

Если какой-то художник часто обращается к образам животных, то, чтобы понять художника, необходимо понимание объективного смысла животного. В результате выяснения объективной символики каждой вещи формируется некое царство смыслов, которое стоит по ту сторону...

Проблема символики значительно шире, чем теория сновидений. С одной стороны, это общекультурная проблема, с другой - общепсихологическая. В конечном счёте любая культура – это комплекс общепринятых значений, символов… Но именно проблема символики является «мостиком» между различными психоаналитическими теориями – от Фрейда до Лакана.

Ещё один комплекс проблем связан с общими элементами в символике сновидений, мифов, а также символизме некоторых патологических форм мышления при психозах. Об...

В сновидениях женщин этот центр обычно олицетворяется верховным женским образом - священнослужительницей, волшебницей, матерью-землей или богиней природы и любви. У мужчин он проявляется как человек, посвящающий в тайные образы или их хранитель (индийский гуру), мудрый старец, дух природы и т. д. Приведем два народных сказания, иллюстрирующие роль, в которой может выступать подобный персонаж. Первое из них - австрийская легенда:

"Король приказал солдатам расставить в церкви ночной караул...

Любимица Востока или изгой Средневековой Европы: обезьяна - символ в искусстве

8 февраля 2016 года вступает в свои права год Обезьяны.

Мнения относительно обезьяны довольно резко и четко разделяются по мысленной линии Восток — Запад. В странах Востока, особенно в Египте, Индии и Китае, обезьяна символизирует мудрость, храбрость, ловкость и самоотверженность.В религии многих народов Востока обезьяна почиталась в качестве священного животного. В Египте бабуин рассматривался как символ мудрости, в Китае самка гиббона олицетворяла материнскую заботливость, а в Японии игрушечная обезьянка до сих пор считается детским оберегом.

Иное дело — Запад, где обезьяна сделалась главным персонажем язвительных басен и уродливой карикатурой на человека. Для европейцев обезьяна олицетворяла такие порочные человеческие качества, как глупость, тщеславие, неуравновешенность, жадность, лень и похоть, а применительно к женщине — еще и кокетство, любопытство, легкомыслие и болтливость.

Давид Тенирс Младший (1610, Антверпен — 1690, Брюссель) Guardroom with Monkeys

Обезьяны — экзотические животные из далеких краев, — были распространены в Западной Европе уже с раннего средневековья. Об этом свидетельствуют документы, да и в изобразительном искусстве обезьяны встречаются довольно часто. Что же так привлекало людей и художников в этих животных? Какое место они занимают в ряду символов и о чем говорят поклонникам искусства?


Давид Тенирс Младший. Фестиваль обезьян

Европа была захвачена приматами — такой вывод напрашивается, когда рассматриваешь иллюстрации древних манускриптов и картины старых мастеров. И отчасти это верно. В тринадцатом веке обезьяны обитали даже при соборе Нотр-Дам в Париже! Обученных «куртуазным манерам» и искусству турнирного боя зверей часто водили гистрионы (бродячие скоморохи) на потеху простому народу.

В Средневековой Европе одомашненных обезьян содержали при королевских дворах и в богатых домах как атрибут достатка. Зверьки жили в монастырях, и, даже, церквях.

При всей популярности этих забавных животных, церковь не питала к ним пиетета. Корни столь негативного отношения уходят в раннее христианство, когда в Древнем Египте («стране тьмы», из которой, согласно Ветхому завету, бежал Моисей) поклонялись богу Тоту в образе павиана.

В 391 г. в Александрии после погрома язычников христиане оставили лишь одну статую священного павиана, дабы иметь возможность демонстрировать всему миру идолов «неверных». С утверждением же христианства обезьяна стала признанным врагом церкви, и в проповедях слова «дьявол» и «обезьяна» подчас употреблялись как синонимы.

Средневековая мораль на столетия заклеймила ни в чем не повинных животных, определив им четкое амплуа. Среди ранних европейских миниатюр (XV в.) известен сюжет сотворения богом: животных. Все звери обычно расположены по левую, сторону от господа. Причем, первым всегда изображался мифический единорог - любимец всевышнего, который держит это стройное благостное животное за рот (есть мнение, что единорог олицетворял Христа, а его рог - крест, жертвенную смерть спасителя). Далее стоят слева же другие животные. И только одна обезьяна находится справа от бога. При этом единорог и обезьяна пространственно размещены на одном плане, олицетворяя, таким образом, антагонизм сил добра и зла.

В картину Лукасу Мозера "Мария с младенцем", как и в его же "Последнее общение Марии Магдалины" (алтарь), специально введена обезьяна как антипод светлого и чистого образа Христа.


ЛУКАС МОЗЕР. Путешествие Марии Магдалины. Внешняя створка алтаря Св. Марии Магдалины. 1431. Церковь Св. Марии Магдалины, Тифенборн (Германия)

Таков же смысл "Мадонны с обезьяной" великого Альбрехта Дюрера: младенец сидит на руках с птичкой, обезьяна расположена с другой стороны, конечно, у ног богоматери, опять же, как противопоставление.


Альбрехт Дюрер. Мадонна с мартышкой


Ханс Бальдунг. Богоматерь с младенцем

На картине И. Меккенема "Ecce Homo" обезьяна прикована цепью к решетке окна тюрьмы и размещена на переднем плане на одной линии с Христом, но напротив него. Здесь она - не только греховная его противоположность, но и некая причастность к трону языческого тирана Понтия Пилата.


Израэль фон Меккенем. Ecce Homo

Еще Августин Блаженный в IV в. от Рождества Христова проповедовал, что дьявол — это «божья обезьяна»: коварен, жесток, беспощаден и похотлив. Особенную популярность обрело последнее свойство приматов. Даже Сонники, выходившие в IX—XIII вв., толковали явление обезьяны во сне как знак предстоящей «Приятности».

Аллегория изображения обезьяны — воплощения греха похотливости, прослеживается во многих сюжетах.



Франс Франкен Младший. Человек делает выбор между Добродетелью и Грехом

Ренессансу свойственно стремление к умножению смыслов и сопряжению достаточно далеких уровней восприятия. Вкус к символике Возрождение унаследовало от позднего Средневековья, но при этом произошла определенная трансформация восприятия: Средневековье стремилось выстроить иерархию смыслов, восходя от буквального значения через аллегорию к моральному, а потом анагогическому смыслу, который, пользуясь формулой Данте, "через вещи означенные выражает вещи наивысшие, причастные вечной славе", тогда как Возрождение предпочитало соположение смыслов. Средневековое восприятие стремилось организоваться как храм, ренессансное - как кунсткамера, где объекты взаимодействуют друг с другом, друг на друга "кивают", но при том остаются достаточно автономны.

Насколько неоднозначны животные символы, встречающиеся на полотнах ренессансных художников, показывает сюжет, связанный с изображениями обезьянки.

На картине Стефано ди Джованни «Путешествие волхвов» перед караваном с дарами Гаспара, Мельхиора и Бальтазара на спине одной из лошадей восседает обезьянка. Не исключено, что, автор хотел подчеркнуть экзотичность подношения младенцу Христу. Но, учитывая активное использование языка символов в сакральной живописи, наиболее вероятно, что беззащитная мартышка означает чувственную, животную природу человека, которой теперь, с рождением Спасителя, суждено склониться перед Ним.


Стефано ди Джованни. Путешествие волхвов (Ок 1435)

Этот тезис легко распознается в центральной панели триптиха в церкви Гуммаруса в Лире (Бельгия) кисти Госсена ван дер Вейдена (1516). В сцене бракосочетания девы Марии в левом нижнем углу изображена обезьянка обнимающая собачку,


Госсен Ван Ден Вейден «Бракосочетание Девы Марии»

Подтверждением тому может служить "Распятие" (ок. 1480-1495, галерея Уффици), созданное Мастером Девы среди дев (Virgo inter Virgines). В традиционную иконографию Распятия здесь вплетена необычная деталь: рядом с черепом у подножия Креста сидит обезьянка.


Мастер Девы среди дев (Virgo inter Virgines). Распятие.(Ок. 1480-1495. Галерея Уффици)

Традиционная иконография призвана напомнить зрителю: кровь из ран Спасителя изливается на череп Адама, смывая Первородный грех. Мастер Девы среди дев делает еще один шаг на пути предельной визуализации учения о Спасении: искупление Первородного греха дает человеку возможность освободиться от искушений мира сего, где он был не более, чем игралищем страстей, заложником своей падшей природы, которая помыкала им, подобно изображенной художником обезьянке, перекатывающей череп Праотца человечества.

В XVI в. обезьяна стала часто появляться в сцене грехопадения Адама и Евы, хотя по Библии в этом эпизоде ее присутствие не предусматривается. Впрочем, если логично рассудить: кому ж, как не бесцеремонной обезьяне с ее похотливостью, пристрастием к фруктам, кому же еще, как не ей, провоцировать перволюдей вкусить запретный плод! Откровенная плодовитость павиана, столь ценимая древними, теперь стала одним из «доказательств» греховности, исходящей от дьявола.


Корнелис ван Харлем. Грехопадение (1592, Государственный музей, Амстердам)

Неудивительно, что в сцене грехопадения кисти Яна Госсарта (Ок. 1525) мы находим обезьянку, сидящую у подножия Древа познания за спиной Адама. Правда, она поедает грушу, как бы пародируя нарушение запрета вкушать от Плода Познания добра и зла.


Адам и Ева (ок. 1525, Staatliche Museen, Berlin)

Таким образов, наступлением эпохи Возрождения, в XVI в., официальное преследование обезьян церковниками ослабилось. То ли сексуальность уже перестала быть смертельным грехом, то ли животворный дух Ренессанса смог нанести сокрушительный удар по мракобесию, но изображения обезьян появились даже в соборах (правда, крайне редко) в Кельне, Лондоне, Монсе. Именно с этих времен обезьяна все чаще не дьявол, но его жертва, грешник, падший ангел. А в мистериях уже и вовсе обезьяна являла собой состояние человека перед тем, как в него вошла душа.

Беспокойный нрав мартышек приносил их владельцам немало хлопот. Французы надолго запомнили, как в 1288 веке в здание суда герцогства Бургундия забрались обезьяны и уничтожили весь архив. Во избежание подобных случаев «разбойников» стали просто держать на цепях. Даже обезьяна королевы Изабеллы Баварской была прикована к деревянной миске. А вот художники усмотрели в этом образе дидактический потенциал. И вот уже деревянная колода означает мирские удовольствия, а лишенный свободы неповинный зверек — «укрощенный грех». Прикованная же к колоде обезьянка у Госсена ван дер Вейдена, олицетворяет тогда "грех, скованный добродетелью".


Hendrik Goltzius. Monkey on a chain, seated. (Amsterdam, 1597)

Своего рода параллелью к описанному кругу символических значений, которыми наделялась обезьянка в живописи Возрождения, может служить эмблема из сборника Якоба Типотия "Symbola divina et humana..." ("Символы божественные и человеческие...", 1601). У Типотия изображена сидящая на цепочке мартышка, приписанный эмблеме девиз гласит: "Exacverant dentas suos" ("Точат свои зубы"),



Якоб Типотий. Symbola divina et humana pontificum, imperatorum, regum (Символы божественные и человеческие…). Прага, 1601

а пояснительная надпись сообщает - "Simiae immundi animalis, qua capitur Genius Luxuriae" ("Обезьяны, животные нечистые, которых пленяет Дух Похоти"). Но если у Дюрера скованная обезьянка символизировала "укрощенный грех", то у Типотия этому образу придано прямо противоположное значение, и он олицетворяет "привязанность к греху".

Заметим: наполнение символа очень сильно зависит от контекста, и чем четче он задан, чем больше присутствует в этом контексте деталей, тем жестче поле для однозначной интерпретации. Символы не поддаются "алфавитному чтению", но подчиняются правилам определенного "смыслового синтаксиса". Пример тому - гравюра на титульном листе сочинения английского философа Роберта Фладда (1574 - 1637) "Tractatus secundus de naturae simia seu macrocosmi historia" (Второй трактат о природной обезьяне, или история макрокосма. - лат.), изданного в Оппенгейме в 1618 г. .


Fludd Robert, Tractatus secundus de naturae simia seu technica macrocosmi historia in partes undicis divisa...Francofurti: sumptibus haeredum Johannis Theodori de Bry, Typis Caspari Rötelii, 1624

На гравюре мы видим круг, расчерченный на 11 секторов, символические изображения в которых соответствует одной из книг первой части трактата, посвященных применению математики к различным сферам знания: "De Arithmetica Militari" (О математике войны". - лат.), "De Arithmetica Musica" (О математике музыки. - лат.), "De Arithmetica Astronomica et Astrologica" (О математике астрономии и астрологии. - лат.), "De Arithmetica Memoriali" (О математике памяти. - лат.). В центре круга изображена обезьяна с указкой. Это изображение отсылает к чувственному характеру познания, отстаиваемому Фладдом, а сама гравюра является чем-то вроде изобразительной аннотации к трактату.

Лаконичность же композиции позволяет ей стать вместилищем самых разных значений. Яркий тому пример - знаменитые "Две обезьянки" Питера Брейгеля Старшего (1562) из собрания галереи Далем в Берлине.

Большинство искусствоведов склонны, интерпретировать картину как аллегорию человека, порабощенного страстями, уже даже не стремящегося к свободе, а довольствующегося «жалким пиршеством из трех орехов», воплощающих в себе земные блага.



П. Брейгель. Две обезьянки» (1562)

Два зверька, прикованные цепочками к одному кольцу, сидят, отвернувшись друг от друга, в арке окна, выходящего на морской залив с судами. Пара птиц, что парят в воздухе над морем, являют подчеркнутый контраст обреченным несвободе обезьянкам. Одна из обезьянок развернута мордочкой к зрителю, но взгляд ее устремлен куда-то мимо: чуть вбок и вниз, другая, сидит, обратившись в сторону моря, но смотрит не на него, а себе под ноги, и ее сгорбленная поза выражает апатию и безнадежность. Рядом с обезьянками, в проеме окна, валяются пустые скорлупки, из которых вышелушены орехи. Эта работа Брейгеля вызывала массу интерпретаций: ее трактовали и как отражения противоречия между свободной гармонией природы и трагическим себялюбием человека, и как противопоставление низменной и духовной стороны человеческой натуры, и как отражение ограниченности человеческого бытия. Возможно, ближе всех к истолкованию "Обезьянок" подошел Хорст Вольдемар Янсон, рассматривающий картину как символ положения человека в этом мире, когда, порабощенный страстями, он уже даже не стремится к свободе, а довольствуется "жалким пиршеством из трех орехов", воплощающих в себе земные блага. Это создание, приверженное скудным отрадам мира сего, может вызывать лишь жалость: речь идет уже не о греховности, но о внутренней обреченности и тоске - и полном забвении того, что же есть свобода.

Мотив свободы, отданной обезьянкой за ореховую скорлупку обыгрывается в одной из эмблем в книге "Silenus Alcibiadis, sive Proteus" (Алкивиадов Силен, сиречь Протей. - лат.), изданной голландским поэтом и дипломатом Якобом Катцем и гравером Адрианом ван де Венне в 1618 г. Для каждой эмблемы читателю предлагались три типа истолковывающих пояснений: любовная интерпретация, моральная и религиозная. Интересующая нас XLI эмблема изображает четырех обезьян, водящих хоровод под дудку волынщика, и при этом отвлекающихся от танца, чтобы поднять с земли орехи, которые сыплет им с неба, из облака, "рука Провидения".


Якоб Катц. Silenus Alcibiadis, sive Proteus (Алкивиадов Силен, сиречь Протей). Мидельбург, 1618. Эмбл. XLI.

Эмблеме предпослан девиз: "Furentem quid delubra avant?" (Что безумице пользы в мольбах? - лат.).

В "любовной части" в качестве пояснения к эмблеме приведен стих из "Федры" Сенеки: Amor per coelum volat Regnumque tantum minimus in superos habet (Любовь из поднебесья шлет, Столь малый, что великими правит), взятый из следующего контекста:

Да, чтобы волю дать пороку гнусному,
Любовь назвало богом сладострастие,
Придав безумью мнимую божественность.
Так, значит, сына по земле скитаться всей
Шлет Эрицина, чтоб из поднебесья он
Рукою нежной сыпал стрелы дерзкие,
И наименьший всех богов сильнее бог!
Все, все безумных душ пустые помыслы:
Лук сына, мощь божественная матери.

Сенека. Федра. 195 - 203 Пер. С. Ошерова

За этими строками следует стихотворение самого Якоба Катца на голландском, рассказывающее о юноше, который спешил в церковь возблагодарить Бога за то, что избавил его от стрел Амура, заставлявших беднягу страдать, - но встретил по пути милейшую девицу, и так увлекся ей, что позабыл о благих намерениях, подобно "обезьяне, забывающей ритм танца всякий раз, когда та видит брошенные ей под ноги орехи". В "моральной части" приводится стих из 2-й Сатиры Персия: "O curvae in terris animae " (О души, погрязшие в земном и неспособные к небесному!), вслед за чем дана цитата из "Послания к евреям", призывающая: "чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства" (Евр. 12, 16). И, наконец, в "религиозной части" приведены стихи из "Книги Иова": "Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев" (Иов 8, 20) и из Евангелия от Матфея: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33). Тем самым эмблема резко противопоставляет приверженость земным - любовным - утехам и праведность и уподобляет любострастников обезьянкам, подчеркивая животную природу страсти.

Исходя из вышесказанного, не трудно расшифровать смысл, заключенный в «Портрете принца Эдуарда» Ганса Гольбейна (1541- 1542): мартышка на руках юного принца Уэльского указывает на то, что тот прекрасно владеет своими страстями, хотя он почти еще ребенок.


HOLBEIN, Hans the Younger. Edward, Prince of Wales, with Monkey (1541-42, Kunstmuseum, Öffentliche Kunstsammlung, Basle)

Да и Катерина Арагонская, по всей вероятности, тоже демонстрирует умение сдерживать эмоции и желания.


Anglo-Flemish School, (16th century). Portrait of Queen Catherine of Aragon, early 1530s


Portrait of a Young Nobleman with a Monkey and a Dog (c.1615 Flemish School)

Мартышку, как укрощенную греховность, можно обнаружить и на картине Хальса Дирка «Fete Champetre» («Праздник на природе», 1627). Веселая компания отдыхает, сидя за столом и музицируя. Однако центром всей этой живописной группы является… обезьянка, прикованная к стулу — несомненное олицетворение обузданной чувственности.


Дирк Халс. Fete Champetre (1627)


Франс Франкен Младший


BERCHEM, Nicolaes. Merchant Receiving a Moor in the Harbour (Gemäldegalerie, Dresden)


Давид Тенирс Младший (1610, Антверпен — 1690, Брюссель) Die fünf Sinne

Примечательно также, что образ обезьянки в цепях, в качестве символа греха, скованного добродетелью, присутствует во многих средневековых полотнах, так или иначе связанных с темой брака. В них также изображена и собака, как символ верности.


Ян Минзе Моленар. Аллегория супружеской верности. (1633. Вирджинский музей изящных искусств, Ричмонд)



Тенирс Давид Младший (1610-1690) Der Maler mit seiner Familie

Правда, в зависимости от контекста, этому образу подчас придают прямо противоположное значение — «добровольная приверженность к греху». Немудрено, что в XV веке даже слово «обезьяна» в Европе использовали как синоним «распутной женщины», а сами зверьки стали традиционной принадлежностью итальянских куртизанок. Короли и герцоги дарили своим фавориткам мартышек — сувенир не без подтекста!

Изображение обезьяны как воплощение греха вожделения, чувственной распущенности обрело популярность в нидерландской и голландской живописи XVI — XVII вв. Подтверждение этому можно увидеть на картинах Петера Герритса ван Ройстратена («Распущенные повара», «Предложение»): бесцеремонная обезьянка заглядывает под юбку молодой женщины.


Pieter Gerritsz Roestraten. The Sleeping Kitchen Maid, (c. 1665)


Петер Герритс ван Ройстратен. Предложение


Brugghen, Hendrick Ter (1588-1629). Bacchante with an Ape, 1627 (oil on canvas 102.9x89.2 cm). J. Paul Getty Museum, Los Angeles


Huysmans, Jacob (c.1633-96) (attr. to). John Wilmot (1647-80) 2nd Earl of Rochester (c.1665-70.Warwick Castle, Warwickshire)
На портрете знаменитого поэта периода Реставрации, героя-любовника, шута и театрального мецената, воина и убийцы, труса и сифилитика , или Джона Уилмота, второго графа Рочестера, всю жизнь боровшегося со своими страстями, обезъянка более чем уместна

Человек всегда страдал завышенной самооценкой, и обожествляемые на Востоке зверьки пугали европейцев своим очевидным с ними сходством. Что неудивительно, поскольку мы относимся к одному и тому же отряду млекопитающих! Но это маленькое вертлявое создание еще и ведет себя, как пародия на человека: корчит рожицы и мастерски передразнивает. В Европе (в отличие от Востока) никому и никогда не приходило в голову сравнение: ты умен, как обезьяна или же красив. Вместо этого ее сделали главным персонажем язвительных басен, уродливой карикатурой, олицетворением человеческих пороков — таких, как глупость, тщеславие, жадность и лень, плюс еще и кокетство, любопытство, легкомыслие и болтливость, если речь идет о женщине.

А если о художнике? Мартышкины способности передразнивать, начиная с эпохи Средневековья, дали основания сделать ее своеобразным символом живописи и скульптуры. Дело в том, что искусство художника издавна воспринималось как мастерство копирования окружающего мира. Латинский афоризм «Ars simia naturae» («Искусство — обезьяна природы») особенно пришелся по душе художникам XVII века.


Тенирс Давид Младший (1610-1690) Обезьяна-художник (1660, Музей Прадо, Мадрид)


Follower of Ferdinand van Kessel (1648-1696) Le singe peintre

В антропоморфных сюжетах художники увидели безопасную возможность высмеивать человека. Да и в политической сатире животные, и обезьяна, в частности, стали играть заметную роль.



Brueghel, Jan the Younger (1601-78). A Satire of the Folly of Tulip Mania (Тюльпановая лихорадка)


College of Animals (Школа животных) (Dallas Museum of Art , Texas)



Корнелис Сафтлевен (1607, Горинхем — 1681, Роттердам) Сатира на суд над Johan van Oldenbarneveldt (1663, Rijksmuseum, Amsterdam)



Корнелис Сафтлевен (1607, Горинхем — 1681, Роттердам) An Enchanted Cellar with Animals (1663, J. Paul Getty Museum, Los Angeles)

Обезьяна стала alter ego человека, воплощением его наихудших грешных качеств и в лучшем случае — его невинных слабостей. Фламандские мастера в XVII в. даже создали особый жанр так называемых «обезьяньих пиров» (Simmenfeest). У его истоков стоял, в том числе, и Ян Брейгель Старший (Бархатный). Много работал с рассматриваемым сюжетом Франс Франкен


Франс Франкен Младший. Обезьяны играют в триктрак

и Давид Тенирс Младший. Например, на картине «Обезьяны в кухне» как в сатирическом слепке с жизни людей просматривается четкая иерархическая лестница. Главарь — восседает на табурете, возвышаясь над соплеменниками. За ним притаились заговорщики. Все у них как-то совсем по человечески!


Тенирс Давид Младший (1610-1690). Обезьяны на кухне (с. 1645, Эрмитаж, С.-Петербург)


Kessel, Ferdinand van (1648-96). A monkey smoking and drinking with an owl (c 1685)


Kessel, Ferdinand van (1648-96). A Tavern Interior with Monkeys drinking and smoking


Teniers, Abraham (1629-70). The Smoking Room with Monkeys (Kunsthistorisches Museum, Vienna)


Teniers, Abraham (1629-70) . Barber"s shop with Monkeys and Cats (Kunsthistorisches Museum, Vienna, Austria)

Суетность мартышки также стала пресловутой, особенно в контексте скептического отношения к человеческому стремлению все познать. В картине неизвестного художника фламандской школы «Ценители в комнате с картинами» (1620) изображена вымышленная частная галерея. Богатые покупатели внимательно рассматривают картины. Но откуда и зачем в окне появилась мартышка? Мартышка — символ глупости человеческих стараний, тщетности стремления к земным знаниям: вместо того, чтобы праздно разглядывать диковинки, людям бы следовало проводить время в молитвах и подготовке к вечной жизни — считает автор.

FRANCKEN Frans II. An Antique Dealers Gallery

Начиная с эпохи Возрождения, с появлением моды на аллегории пяти чувств в гуманистических кругах, обезьяна нередко выступала атрибутом… вкуса!


Ян Брейгель Старший: Аллегория пяти чувств (фигуры Хендрика I ван Балена) (1617-18)

К концу XVIII века, с утверждением в живописи величественного академического стиля, мода на картины с очеловеченными обезьянами прошла.

Антон Нестеров. Фрагмент статьи "Век мой, зверь мой...", или о символическом мышлении и анималистических кодах в связи с портретами XVI - XVII вв.

Отношение к обезьянам как к символу неоднозначно и во многом зависит от принадлежности к Восточной или Западной культуре.

Европейские страхи

В христианском мире животное представляет человеческие пороки, так как ассоциируется с карнавалом, шутовством и актёрством. Во французской традиции обезьяна ассоциируется с любовью. В английском и немецком языке присутствуют словосочетания с упоминанием приматов, обозначающие выпившего человека.

Азиатское восхищение

Восточные народы отождествляют животное с молниеносной быстротой, ловкостью, осторожностью. В Индии, Египте обезьяна представляет храбрость, самоотверженность и ловкость. В Древней Мексике животное символично представляло ветер. В Египте бабуин - олицетворение мудрости.

В Древнем Китае гиббон был символом материнской любви. Японцы до сих пор считают, что символ обезьяны оберегает детей. В Мексике животным поклоняются как воплощению своих умерших предков. Китайское искусство благоустройства дома фэн-шуй символ обезьяны определяет как защиту от неудач и хитроумие.

Культовое мясо

Считается, что обезьяны очень . Они имеют крупный мозг - признанный деликатес в Африке, Китае, Южной Азии. По мнению едоков с мясом животного передаётся мудрость, чувство юмора, остроумие, замечательная память.

Древнекитайская мифология способность быстро бегать передаёт с мясом большой обезьяны. Одна из японских сказок повествует о том, что болезнь жены подводного царя лечили обезьяньей печенью.

Религиозные культы

Обожествление приматов выражается в изображении богов в их облике. Речное божество Учжици в Древнем Китае имело тело животного. В буддизме обезьяна является раним воплощением Будды, но может представлять также уродство, обман, жадность, ненасытность в удовлетворении чувственных желаний.

В индуизме соратником Рамы считается обезьяноподобный бог Хануман (имеющий разбитую челюсть), который наделён огромной силой и способностями летать, менять размеры и облик. Челюсть сломал ещё маленькому несмышлёнышу бог грозы Индра (славянский Перун), метнув копьё. Являясь сыном бога ветра Вайю, Хануман символизирует дар целительства, плодородие.

В Индии до сих пор сохранились храмы, где обезьяны живут на правах священного животного. Наводнившие штаты Индии макаки, доставляющие немало неприятностей людям, тем не менее они остаются неприкосновенными для местных жителей.

Три контролёра

Широко известна композиция из трёх обезьян, закрывающих лапами глаза, уши и рот - не видеть, не слышать, не говорить о дурном. Предположительно эти образы появились из японских верований в трёх сущностей, живущих в каждом человеке.

Они наблюдают за поступками хозяина и два раза в месяц во время сна докладывают Владыке Неба о совершённом зле. Во избежание небесной кары за неблаговидные поступки в «отчётные периоды» последователи веры проводят ночные бдения, отказываясь от сна. Символ трёх обезьян оберегает владельца от клеветы и навета.

Люди от обезьян и наоборот

Легенды разных народов утверждают, что обезьяны - это одичавшие некогда люди. Подобные мифы живы у индейцев Центральной Америки и у аборигенов Юrо-Восточной Африки. Мифология древних греков упоминает остров Питекуса (обезьяний), население которого, племя керкопов, было превращено в животных за постоянное враньё.

В Тибете и Южном Китае наоборот, с гордостью признают происхождение своего рода от животных. Вероятно, это связано с тотемностью древних символов, так же как и племена на Руси отождествлялись с медведем, лосем и другими представителями фауны.

В буддизме священная обезьяна, от которой пошёл род тибетцев - воплощение святого (бодхисатву) Авалокитешвара. Каждый далай-лама, являющийся духовным отцом местных жителей, считается земным воплощением этого божества.

Искусство и природа

Средневековья признали образ обезьяны аллегорией изобразительного искусства, так как считали творчество людей лишь подражанием созидательству Природы. Обезьяны проложили дорогу в космос для людей, предварительно облетев вокруг земли из Америки. До сих пор на животных проводят медицинские опыты, используя физиологическое и психологическое сходство с людьми.

Обезьян держат в качестве домашних животных, которые в некоторых случаях выполняют функции служебных животных для инвалидов. В туризме и фермерстве приматы часто выступают в роли вредителей, причиняющих значительный ущерб доходности бизнеса и имуществу людей.

", татуировки с этими комическими персонажами соответствуют каждой индивидуальности и стилю. Если вам понравится эта статья, обязательно добавьте этот познавательный сайт сайт в свои браузерные закладки, чтобы не потерять нас в океане интернета.

Обезьяны - весёлые, энергичные и остроумные маленькие существа, которые имеют прочные связи со многими религиозными группами. Одна из буддийских легенд гласит, что до того, как Будда вознёсся на небеса, он пригласил всех животных в мире присоединиться к нему. К сожалению, только двенадцать приняли это предложение, и Будда наградил их, назвав ими все знаки Зодиака. Обезьяна - девятый знак китайского календаря, а следующий Год Обезьяны - 2028 год.
Впрочем, перед тем, как вы продолжите, я советую вам обратить своё пристальное внимание, на ещё пару моих популярных публикаций по тематике татуировки. Например, что означает Тату Ящерица ; что такое Тату Киви ; что значит Тату Бегемот ; смысл Тату Козла и т. п.
Итак, продолжим, значение Тату Обезьяны ?

Обезьяне было поручено сопровождать монаха, несущего святые учения Будды. Острый ум и мужественный дух животного, защитили монаха от демонов, помогая ему распространять священные учения Будды в разных уголках мира. Таким образом, обезьяны рассматриваются как посланники богов и защитников.

Обезьяны также символизируют Покаяние и Спасение. В буддизме один из первых шагов на пути к Просветлению включает в себя успокоение беспокойного «обезьяньего ума» посредством медитации.

Иногда возникают интенсивные дебаты по поводу спорного использования приматов в различных научных экспериментах. Поскольку эти животные считаются ближайшими генетическими родственниками человека, они являются испытуемыми в программах космических исследований и клинических испытаниях, которые считаются небезопасными для людей. Однако многие активисты животных продолжают лоббировать их права.

Значение тату Обезьян

Татуировки обезьяны бывают всех цветов и размеров. На протяжении всей человеческой истории эти очаровательные существа являются воплощением:
  • Интеллект и остроумие
  • Защита
  • Фертильность
  • Гармония
  • Юстиция
  • Духовность.

Варианты дизайна тату Обезьяна

Независимо от того, предпочитаете ли вы духовное послание трайбл тату или ироничный дизайн, татуировки «Обезьяна» включают в себя множество функций, которые могут придать вашей индивидуальности совершенно новые черты. Важные вариации татуировки Обезьяна включают:

Татуировки Шимпанзе

С генетической разницей около 3%, шимпанзе являются нашими ближайшими живыми родственниками. Это делает их основными испытуемыми для бесчисленных противоречивых экспериментов. У шимпанзе особое место в наших сердцах, и многие люди с татуировками шимпанзе чувствуют тесную связь с этими замечательными животными.

Тату Обезьян - Не слышу, не вижу, не говорю

Три мудрых обезьяны - это фольклор Тендай-Буддистов 8-го века, который стал частью Кодекса поведения Конфуция. Первоначальная концепция фактически не включала обезьян, фраза была «Мизару, Киказару, Ивазару», что означает «не слышишь, не видишь и не говоришь». Однако, при произношении, термин «зару» звучит как «сару», что означает «обезьяна». С тех пор это высказывание было связано с обезьянами. Есть четвёртая обезьяна «Шизару», которая обычно изображается скрестив руки и намекает - «не делай зла». Люди с этой татуировкой ассоциируются с Кодексом поведения и моралью Конфуция.

Тату пупок Обезьяны

«Быстро, укуси за мой палец!»
Люди всегда искали творческие способы украсить углубление пупка. Один такой дизайн включает изображения животных, таких как коровы и обезьяны. Тату пупок Обезьяны - это расширение «укуси меня за палец», и отличный способ показать свою игривую природу.

Тату Обезьяна механик

Механик Обезьяна любит разбирать вещи, чтобы вернуть их в рабочее состояние. В дикой природе обезьяны печально известны тем, что прикасаются, выкапывают, подталкивают и разбивают объекты, пытаясь понять, как они работают. Тату обезьяна механик - это квинтэссенция образа вашего любознательного характера, и символизирует исследовательский дух этих животных. Они олицетворяют вашу потребность открывать и исследовать.

Тату злая Обезьяна

«Злая обезьяна » живёт в шкафу Криса Гриффина и является его заклятым врагом в популярном сериале «Гриффины». Она постоянно скалит зубы и показывает на Криса пальцем. Крис её опасается и старается не оставаться один в своей комнате. Тем не менее, злая обезьяна в конце концов подружилась с Крисом, разделив с ним несколько жемчужин мудрости. А в серии "Hannah Banana" семья узнаёт об её существовании, ведь до этого никто не верил Крису что она существует на самом деле. Наличие татуировки Злая Обезьяна - забавный способ отметить эту серию. Как вы понимаете это изображение не имеет глубокого духовного значения.

Тату Череп Обезьяны

Образ обезьяны, смотрящей на череп, посылает мощное сообщение о смертности человека. Череп обычно олицетворяет Смерть и Уничтожение, в то время как обезьяна символизирует Человечество в целом (так как мы имеем общего предка). Татуировки Обезьяний Череп ассоциируются с людьми, которые пытаются справиться с радикальными изменениями в своей жизни. Прочтите про