Сообщение о творчестве бородина кратко. Александр порфирьевич бородин - биография. Достижения Александра Бородина

Великий русский композитор и ученый-химик А.П. Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенку достались фамилия и отчество одного из крепостных отца, слуги князя - Порфирия Бородина. Мальчик получил домашнее образование, учил языки - немецкий, французский, английский (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать дома уроки игры на флейте, а затем - на фортепиано и виолончели, в девять - сочинил польку для фортепиано в четыре руки и уже в 14 лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. А в 1849 году в одной из петербургских газет появилась статья, где, в частности, говорилось: "Особенного внимания заслуживают сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина... Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу". Знал бы автор статьи, чем бредила "поэтическая душа" Саши. Вся комната мальчика была заставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для химических опытов. Именно химия, а не музыка более всего привлекала Бородина, химия и стала его профессией.

В 1850 году А.П. Бородин поступил в Петербургскую Медико-хирургическую академию. Учеба шла весьма успешно. Окончив в 1856 году академию, он был оставлен там преподавателем и в 1858 году получил степень доктора медицины. Докторскую диссертацию Бородин написал на тему: "Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях". Затем молодой ученый был направлен в научную командировку в Европу для научного усовершенствования. В те годы Бородин был знаком со многими из тех, кто позднее составил гордость и славу русской науки: Д.Менделеев, А.Бутлеров, И.Сеченов, и другие. В 1859-1862 годах А.П. Бородин побывал в Германии, Франции, Италии. Почти сразу же по приезду в немецкий город Гейдельберг Бородин подружился с талантливыми молодыми химиками В.Савичем, В.Олевинским, Д.Менделеевым. Дружба Бородина и Менделеева сохранилась на всю жизнь. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами они собирались у кого-либо из друзей и слушали музыку. Нередко всей компанией, несмотря на скромный материальный достаток, ездили в ближайшие города на концерты и оперные спектакли.

К тому времени молодой ученый Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей. Некоторые из его фортепьянных пьес были даже изданы. В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли: фортепьянное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была увлеченность наукой. Там, в Гейдельберге, Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Прекрасная исполнительница музыки Шопена, Шумана, Листа, она открыла для Бородина еще неведомый ему мир композиторов-романтиков. А потом, когда по состоянию здоровья Екатерине Сергеевне понадобился срочный переезд в Италию, Бородин сопровождал ее на правах жениха. Это был счастливейший год в его жизни: занятия в лаборатории у известного итальянского ученого, частые посещения концертов и оперных спектаклей. И, наконец, большое чувство к талантливой пианистке, которое, по его словам, "служило солнцем, освещавшим и согревавшим весь итальянский пейзаж". В Италии Бородин создает одно из лучших своих камерных сочинений - Фортепьянный квинтет.

Вскоре состоялась их свадьба. Когда молодожены в 1862 году вернулись в Петербург, Бородин занял должность адъюнкт-профессора по кафедре химии в Медико-хирургической академии, а в 1864 году стал ординарным профессором той же кафедры. В 1874 году А.П. Бородин назначен руководителем химической лаборатории, а в 1877 году избран академиком Медико-хирургической академии. Одновременно, с 1863 года Бородин был профессором Лесной академии (кафедра химии), в 1868 году он - один из членов-учредителей Русского Химического общества. Ученик Н.Н. Зинина, Бородин - автор более 40 работ по химии. Он разработал оригинальный способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862), исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Эта служба требовала от молодого ученого много сил и времени. Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862 год. Вскоре по возвращении из-за границы Бородин посетил своего коллегу и друга , в доме которого устраивались субботние вечера, проводимые за дружеской беседой. На одной из таких "суббот" произошло событие, определившее во многом дальнейшую жизнь Бородина, - встреча его с композитором и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или "Могучей кучки"), состоявшим из , Николая Римского-Корсакова и .

Знакомство и общение с руководителем "Могучей кучки" и с членами этого кружка утвердило в молодом ученом более серьезное отношение к своему композиторскому дарованию. После первого же месяца общения с Балакиревым "Александр Порфирьевич окончательно переродился музыкально, - вспоминала Протопопова, - вырос на две головы, приобрел то в высшей степени оригинально-бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор его музыку". Балакирев первым разгадал необыкновенную одаренность Бородина, внушил ему мысль о необходимости создания Первой симфонии. Работа над этой симфонией протекала под непосредственным руководством Балакирева и продолжалась около пяти лет. Конечно же, столь большой срок определялся не медлительностью композитора. Сочинял он довольно быстро, всецело отдаваясь творчеству. Но такие дни, когда имел возможность сочинять, выпадали крайне редко. Музыка не оставляла ученого - она звучала в его душе даже во время лекций. Но бывало и иначе: дома, во время беседы с друзьями-музыкантами, он вдруг вскакивал, бежал в лабораторию. Химия и музыка безраздельно царили в его душе.

Первая симфония создавалась урывками, тем не менее она поражает своей гармоничной цельностью, стройностью. В ней уже определенно проступают основные черты бородинского стиля - музыка его полна контрастными и вместе с тем неуловимо сходными образами то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Окончание Первой симфонии затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью, однако в 1867 году симфония была все-таки закончена, а в 1869 году исполнена под управлением Балакирева.

Историческая ценность Первой симфонии заключена не только в ее художественной зрелости. Появившись одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и , она явилась одной из первых симфоний в русской музыке и положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Прозвучавшая с большим успехом, она оказалась блестящей победой, одержанной композиторами "Могучей кучки". Эта победа дала Бородину уверенность в своих творческих силах, теперь он отверг всякие сомнения в своем праве заниматься композицией. Все больше внимания уделяет он музыке, с большим вниманием следит за успехами друзей-музыкантов, его произведения - целиком и в отрывках - исполняются на концертах Бесплатной музыкальной школы, на собраниях "Могучей кучки". Атмосфера, царившая на музыкальных собраниях, высокий, ни с чем не сравнимый энтузиазм не могли оставить равнодушным никого. И Бородина тоже - несмотря на его всегдашнюю занятость научной и общественной деятельностью. Он создает один за другим лучшие свои романсы и песни. Почти половина из них написана на поэтические тексты самого композитора.

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 году возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса "Слово о полку Игореве". Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875 году. Примерно с 1874 года Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами "Князя Игоря". В это время Бородин много времени уделяет научной, преподавательской и общественной деятельности. В 1868 году он публикует музыкально-критические статьи в газете "Санкт-Петербургские ведомости", в 1872 году Бородин - один из организаторов в Петербурге Женских врачебных курсов, где он преподает до 1887 года, а с 1885 года является профессором, редактирует научный журнал "Знание" и т.д.

В конце 1875 года Бородин заканчивает свою Вторую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение совершенное по форме и содержанию. Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее "Славянской героической", критик запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - "Богатырская". Вторая, Богатырская симфония стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики.

Одновременно со Второй симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы "Князь Игорь", начатого еще в конце 1860-х годов. Именно В.В. Стасов предложил ему тогда в качестве сюжета "Слово о полку Игореве". Это увлекало композитора, и вскоре был составлен подробный план будущей оперы. Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой "Князь Игорь", которая из-за всегдашней его занятости растянулась на 18 лет - вплоть до самой смерти. Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы "Слова о полку Игореве", и все фундаментальные исследования по истории России. Работа над оперой помогала переносить огорчения, неудачи. Особенно удручала болезнь жены, Екатерины Сергеевны. Она любила своего мужа, ценила его огромное дарование, нo создать eмy уют и покой, окружить заботой не имела возможности, так как большую часть года жила врозь с ним. Из-за астмы она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Да и приезды ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина.

Отвлекали от основных занятий и материальные проблемы, вынуждавшие его преподавать в Лесной академии и переводить с иностранных языков научную литературу, порой даже малоинтересную. Часть жалованья уходила на помощь родственникам, нуждающимся студентам, на содержание воспитанниц (своих детей у Бородиных не было), на приобретение различных, всегда недостающих в лаборатории препаратов и многое другое. И тем не менее Бородин проводил свои исследования, сыгравшие значительную роль в развитии химии. Вклад его в отечественную науку довольно велик, хотя мог быть еще большим, если бы ученый имел необходимые условия.

Огромная нагрузка в академии, неустроенный быт, болезнь жены и ее частые отъезды, отсутствие режима, - все это вызывало чувство усталости - духовной и физической. Ухудшалось и моральное самочувствие Бородина - приближалась старость, которая грозила не только нездоровьем, но и материальной необеспеченностью. Тем не менее в конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая картина "В Средней Азии" (1880), несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества. Успех вдохновил А.П. Бородина на создание нового квартета - Второго, который в январе 1882 года прозвучал в Москве. И снова успех - еще больший, чем в Петербурге. Второй квартет - еще более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром. Музыка Бородина начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Ф.Листа, с которым Бородин с 1877 года поддерживал личное знакомство.

А Бородин уже усиленно работал над новой симфонией - Третьей, которая, по его мнению, должна была стать самым ярким, самым значительным его произведением. Композитор намеревался назвать ее "Русской". Отдельные фрагменты из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость и восхищение. Хоть и очень медленно, шла работа над оперой "Князь Игорь". Друзья композитора оказывали ему всяческую поддержку. Н.А. Римский-Корсаков и В.В. Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение. "Скажите же еще ради бога, не продвинулся ли "Князь Игорь". Или же он так-таки и спит целых два года? Если да, это просто непростительно для талантливого человека, как Вы", - взывал к композитору Стасов. Римский-Корсаков согласился на любую работу, чтобы помочь Бородину: "Я предлагаю ему себя в музыкальные секретари, лишь бы только подвинуть его чудную оперу".

Бородин записывал музыку на отдельных клочках бумаги, на написание партитуры у него никогда не оставалось времени. Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, что даровитому человеку так мало удается сделать. В конце концов, Римский-Корсаков приглашает к себе домой Бородина, зовет на помощь Лядова, и все втроем садятся писать партитуру. Для ускорения дела приходится писать не чернилами, а карандашом, а чтобы карандаш не стерся, химик Бородин покрывает исписанные листы специально приготовленным им составом вроде прозрачного лака. Покрытые лаком листы партитуры затем развешивались для просушки на веревках в кабинете Римского-Корсакова. Но, ни "Князь Игорь", ни Третья симфония так и не были завершены. 15 (27) февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.

В тот день Бородин решил собрать у себя молодежь и устроить костюмированный вечер. Сам он нарядился в желто-красную русскую рубашку и синие шаровары. B разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь рост. Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Пришедшие врачи и профессора почти час напрягали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогало. Он лежал перед гостями, а они стояли кругом в шутовских костюмах и боялись сказать друг другу, что все кончено. Изношенное непосильной нагрузкой трех десятилетий сердце не выдержало.

На похороны Бородина стеклись массы людей. Отдать ему последний долг пришли все, кто знал его как музыканта, ученого, просто как чуткого и доброго человека. Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь город до Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Похоронили Бородина рядом с Мусоргским.

Римский-Корсаков перевез к себе все нотные рукописи Бородина. Потрясенный смертью друга, Римский-Корсаков не мог заснуть всю ночь. Он старался припомнить все замыслы автора "Князя Игоря", по памяти делал наброски того, что не успел записать Бородин. Более 20 лет длилась дружба Бородина и Римского-Корсакова, и из них на протяжении восемнадцати, с остановками и перерывами, сочинялся "Князь Игорь". Через несколько дней после похорон в квартире Бородина собрались Римский-Корсаков, Беляев. Было решено, что помогать Н.А. Римскому-Корсакову будет А.К. Глазунов. Ему поручалось по памяти записать увертюру к "Князю Игорю", которую Бородин часто играл в кругу друзей, но которая так и не была им написана. С наступлением лета Римский-Корсаков вплотную взялся за партитуру оперы Бородина. Он писал: "Работа над оркестровкой "Князя Игоря" шла легко, непринужденно и, по-видимому, удавалась".

В 1889 году на могиле Бородина установили памятник (ск. И.Я. Гинцбург, арх. И.П. Ропет), созданный на общественные пожертвования. На памятнике была воспроизведена цитата из "Богатырской" симфонии, а на ограде (не сохранившейся) - химические формулы. Вскоре, 23 октября 1890 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы "Князь Игорь". Успех был огромен. Страшно подумать, что русская музыка могла бы остаться без "Князя Игоря", не будь Римского-Корсакова. С бескорыстной преданностью истинного друга и художника-гражданина он героически принял на себя огромный труд. Римский-Корсаков выполнил эту работу совершенно безвозмездно, не получив не единой копейки ни от нотоиздательства, ни от театра. Только во имя славы русского искусства он сделал все, чтобы спасти гениальную оперу от забвения, и это нельзя иначе назвать, как великим творческим подвигом.

А.П. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе", - писал В.Стасов.

Уникальный человек - Александр Бородин, композитор и ученый в одном лице. Он с равным успехом реализовался в двух противоположных сферах деятельности, что бывает чрезвычайно редко. Жизнь его является примером трудолюбия и страстной любви ко всякому творчеству.

Семья и детство

1833 года в Санкт-Петербурге на свет появился ребенок, он был плодом внебрачной связи князя Луки Степановича Гедианова и простолюдинки Авдотьи Константиновны Антоновой. Отцу на момент рождения сына было 62 года, а матери - 25, пожениться они не могли в силу сословных различий, и признать малыша у князя не было возможности. Поэтому его записали как сына крепостных Гедианова. Так появился будущий композитор Бородин Александр Порфирьевич. До 8 лет он числился как собственность своего отца, но, к счастью, перед смертью он успел дать ему вольную. Также он купил для матери своего сына, выданной замуж за врача Клейнеке, и для ребенка большой каменный дом в 4 этажа и обеспечил их безбедное существование. В 1840 году Гедианова не стало, но это не отразилось на благополучии его сына.

Неясное происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, поэтому он получал домашнее образование. Его мать уделяла этому много внимания, и к нему приходили превосходные учителя, он изучал два иностранных языка и в итоге получил отличное образование, которое позволило ему в 1850 году с успехом сдать экзамены на аттестат зрелости. Однако перед этим его матери и отчиму пришлось «легализовать» ребенка, они обратились к связям Клейнеке и смогли записать мальчика в гильдию купечества, только это позволило Бородину официально окончить гимназию и позже поступить вольнослушателем в Медико-хирургическую академию г. Санкт-Петербурга.

Увлечение музыкой

В 8 лет юный Саша начал проявлять сильный интерес к музыке, он на слух воспроизводил на домашнем пианино произведения, которые слышал возле дома, на военном плацу, где репетировал военный оркестр. Он с большим вниманием присматривался ко всем музыкальным инструментам, расспрашивал людей, играющих на них. Мама обратила на это внимание и хотя сама не имела никаких музыкальных пристрастий и способностей, пригласила к нему музыканта из военного оркестра, и он обучал Сашу игре на флейте.

Позже мальчика обучали игре на фортепьяно, а виолончель он смог освоить самостоятельно. В 9 лет появляются его первые сочинения. Саша Бородин, композитор по своей природе, сочиняет для барышни польку «Элен». Вместе со школьным товарищем он посещает все концерты в Санкт-Петербурге, разучивает произведения классиков, немного сочиняет, например пишет концерт для флейты, скрипки и виолончели по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Юный Александр Бородин - композитор от Бога, однако увлекался не только музыкой. У него было немало интересов, он любил лепить, рисовать, но самой большой его страстью уже с детства была химия.

Тяга к науке

Уже в 12-летнем возрасте будущий композитор Бородин встретился со своим вторым делом жизни - с наукой. Началось все с фейерверков, как и многие дети, Саша восторгался этими вспыхивающими огнями, но ему захотелось сделать их своими руками. Он хотел проникнуть в состав вещей, сам делал краски для рисования, смешивал различные препараты. Дом юного естествоиспытателя был заполонен колбами и ретортами. Мама мальчика переживала за безопасность дома, но не могла запретить ему проводить опыты. Волшебные превращения растворов, яркие химические реакции завораживали Сашу Бородина, и препятствовать его увлечению было невозможно. К окончанию школы страсть к науке перевесила любовь к музыке, и Бородин начал готовиться к поступлению в вуз.

Он с успехом выдержал экзамены, и будущий композитор Бородин стал студентом Медико-хирургической академии, которая стала вторым домом для него. Всю свою последующую жизнь он был так или иначе связан с ней. Встреча с профессором Зининым стала судьбоносной для Александра, в каком-то смысле он нашел в нем отца. Он вдохновил студента на занятия наукой и помог ему постичь все тайны химии. В 1856 году Бородин блестяще окончил академию и был распределен в военно-сухопутный госпиталь. Работая врачом, он пишет диссертацию и в 1858 году получает степень доктора медицины. Но все это время не оставляет занятий химией и музыкой.

Заграничный опыт

В 1859 А. П. Бородин, композитор, врач и ученый, был направлен за границу для повышения квалификации в области химии. Три года Александр Порфирьевич провел в немецком Гейдельберге, в университете которого в это время собрался блестящий русский научный кружок: Менделеев, Юнге, Боткин, Сеченов - весь цвет современного русского естествознания. В этом обществе велись не только бурные научные дискуссии, но и обсуждались проблемы искусства, общества, политики. Результаты исследований в Германии принесли Бородину всемирную славу выдающегося химика. Но за научными опытами он не забывает о музыке, посещает концерты, знакомится с новыми именами - Вебером, Листом, Вагнером, Берлиозом, Мендельсоном, становится страстным поклонником Шумана и Шопена. Также Бородин продолжает писать музыку, из-под его пера выходит целый ряд камерных произведений, в том числе известные соната для виолончели и квинтет для фортепиано. Также Александр Порфирьевич много путешествует по Европе, почти год он проводит в Париже, где постигает тайны химии и погружается в мир современной музыки.

Химия как дело жизни

Вся композитора по призванию, тесно связана с наукой. Вернувшись из-за границы, он успешно сдает отчет о проведенных исследованиях и получает адъюнкт-профессора в своей альма-матер. Материальное положение Бородина было не блестящим, оклад преподавателя едва покрывал его насущные потребности. Он продолжал преподавать в академии до конца жизни, а также подрабатывать переводами. Также он активно занимается научными исследованиями. В 1864 году он получает звание ординарного профессора, через 10 лет становится руководителем научной лаборатории по химии. В 1868 году Бородин вместе со своим учителем Зининым становится учредителем Русского химического общества. В 1877 году он становится академиком родного вуза, в 1883 году его избирают почетным членом Русского общества врачей.

Путь в музыке

Еще в годы студенчества Александр Бородин, русский композитор, создает целый ряд выдающихся произведений, также он музицирует в качестве виолончелиста. Он продолжает заниматься музыкой и во время заграничной стажировки. А вернувшись в Россию, вливается в круг интеллигенции, увлекающейся музыкой. В доме соратника Боткина он знакомится с Балакиревым, который вместе со Стасовым оказал влияние на формирование его эстетического мировоззрения. Он вводит Бородина в группу, возглавляемую Мусоргским, которая с приходом композитора приобрела завершенную форму и позднее стала именоваться «Могучей кучкой». Композитор Бородин стал последовательным продолжателем традиций русской национальной школы, М. Глинки.

Оперное творчество

За свою творческую жизнь, которая всегда шла параллельно другим видам занятий, Александр Порфирьевич написал 4 крупных оперных произведения.

Оперы композитора Бородина - это плод его многолетней работы. «Богатырей» он написал в 1868 году. Позже в коллективном содружестве с другими авторами появляется «Млада». В течение 18 лет он работал над самым грандиозным своим творением - оперой «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве», которую так и не смог завершить, и после его смерти из набросков произведение было собрано его друзьями. Опера «Царская невеста» также не была завершена, и по сути это всего лишь наброски.

Камерная музыка

Музыка композитора Бородина преимущественно представлена камерными произведениями, он пишет сонаты, концерты и квартеты. Он считается наряду с Чайковским основоположником русского квартета. Его музыку отличает сочетание лиричности и эпичности, он тяготеет к размаху, активно использует традиционные мотивы русской музыки, но также тонко вписывается в западноевропейскую музыку, его считают прародителем европейского импрессионизма.

Выдающиеся сочинения

Композитор Бородин знаменит несколькими своими творения. Его Первая симфония Es-dur, написанная в 1866 году потрясла современников своей мощью, оригинальностью и яркостью, она принесла композитору европейскую славу. Все три законченных симфонии Бородина являются жемчужинами русской музыки. Оперы композитора Бородина «Князь Игорь» и «Царская невеста» имеют мировую известность. В них он воплощает все лучшее, что есть в русской песне, создает широкие картины эпичной истории России.

Творчество композитора Бородина немногочисленно, но каждое произведение - настоящий шедевр. Его музыка часто исполняется современными оркестрами. А «Князь Игорь» есть в репертуаре всех российских оперных театров.

Общественная деятельность

Имя композитора Бородина тесно связано с педагогической деятельностью. Студенты очень любили страстно влюбленного в химию профессора. Он всегда был готов оказать помощь неимущим ученикам, отличался доброжелательностью и деликатностью. Он защищает студентов от политических преследований, например оказывает поддержку участникам покушения на императора Александра Второго.

Кроме педагогики Бородин занимается организацией бесплатной музыкальной школы, он помогает молодым талантам найти свой путь в музыке. Немало сил Бородин тратит на обеспечение возможностей для женщин получать высшее образование, организует женские врачебные курсы, на которых преподает бесплатно. Также он успевает руководить студенческим хором, редактирует научно-популярный журнал «Знание».

Частная жизнь

Композитор Бородин, краткая биография которого представлена в статье, прожил чрезвычайно насыщенную научную и творческую жизнь. А в семейной жизни был не до конца счастлив. Со своей женой он познакомился во время заграничной командировки. Они поженились только в 1863 году, жена страдала астмой и плохо переносила климат Санкт-Петербурга, ей часто приходилось уезжать в теплые края, что сильно подрывало семейный бюджет. Детей у пары не было, но они взяли несколько воспитанниц, которых Бородин считал дочерьми.

Трудная и интенсивная жизнь подрывала здоровье Бородина. Он разрывался между творчеством, наукой и службой, и сердце его не выдержало такой нагрузки. 27 февраля 1887 года он скоропостижно скончался. После его ухода друзья во главе с Римским-Корсаковым завершают «Князя Игоря» и тщательно собирают все творческое наследие великого русского композитора.

Александр Порфирьевич Бородин

Такие люди рождаются раз в сотню лет – можно с уверенностью сказать об Александре Порфирьевиче Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это истинный гений.

Ещё одна особенность – таланты Бородина практически невозможно рассматривать в отрыве друг от друга. Бородин-композитор, Бородин-химик, просветитель, поэт - не просто грани одной личности, а словно детали мозаики, дополняющие и поддерживающие друг друга. И, кажется, если бы изъять из этого списка какую-то одну черту, то и остальные станут не в полной мере яркими, выдающимися, гениальными.

Краткая биография

История рождения Александра Порфирьевича необычна для современных реалий, однако в XIX веке подобные случаи встречались сплошь и рядом. Его отец, 62-летний грузинский князь Лука Степанович Гедианов (Гедеванишвили), вступил во внебрачную связь с 20-летней Авдотьей Константиновной Антоновой, дочерью военного, в 1833 году в Санкт-Петербурге. Разница в возрасте и общественное мнение не смогли повлиять на чувства. Супруга Гедианова проживала в Москве, но возможности разорвать брак с ней не представлялось.

Рожденного 12 ноября 1833 года мальчика князь назвал Александром и записал сыном своего камердинера, Порфирия Бородина. Чуть позже Лука Степанович устроил брак Авдотьи с военным врачом Х. Клейнеке, чтобы упрочить ее положение в обществе. В детстве Александру было настрого наказано называть Авдотью тетей при посторонних, ведь мальчика представляли всем как ее племянника. Однако любовь, которую дарила Дуняша сыну, была поистине материнской, и порой даже находилась на грани здравого смысла.

Свое первое значительное произведение композитор закончил в 1867 году, спустя два года симфонию исполнили на концерте, дирижировал оркестром сам Балакирев. Первая симфония получила признание публики и стала своеобразной вершиной творческого пути Бородина - именно в ней нашли воплощение все результаты его творческих поисков и полностью сформировался индивидуальный стиль композитора, особенностями которого явилась яркая энергия, широкий размах, самобытные образы в сочетании с классическим строем музыки.

Вторая половина 60-х годов ознаменована созданием нескольких небольших, но разнообразных произведений – романсов на различные темы. Отличается и звучание песен того периода, каждая из них – это отдельная история, никак не связанная с другими. Слова к нескольким из этих романсов композитор написал сам.

К окончанию 60-х годов Александр Порфирьевич решился начать Вторую симфонию, а также оперу «Князь Игорь ». На эту мысль его натолкнул еще один член «Могучей кучки» В.Стасов, предложив «Слово о полку Игореве» как основу для нового крупного произведения. Сомневаясь в своей способности интерпретировать такой сложный сюжет, он все же взялся за него, подробно изучив все, что было связано со «Словом…», чтобы создать максимально подлинные образы и характеры. К сожалению, сам Александр Порфирьевич так и не смог завершить оперу, и при жизни успел лишь увидеть постановки отдельных ее фрагментов.

Общественная деятельност ь


Личность Бородина отличалась невероятной энергией. Он успевал одновременно заниматься несколькими, причем далеко не двумя или тремя, видами деятельности. При этом все у него блестяще получалось. Сам маэстро признавался, что не замечает, как летят недели. Он успевал создавать злободневные музыкальные произведения, делать химические открытия, читать лекции в двух академиях, редактировать журнал, издавать литература, а также живо интересоваться общественной жизнью и развивать образование.

В ноябре 1872 года при активном содействии Бородина начали работу женские врачебно-акушерские курсы. Александр Порфирьевич сам не только преподавал студенткам, но и всячески пытался оказать им поддержку, устраивая благотворительные концерты, защищал их права, «выбивал» стипендии, содействовал в поиске рабочих мест после окончания курсов.

Современники вообще часто отмечают добросердечность и отзывчивость этого человека: в его доме нередко можно было встретить дальних родственников, приехавших в Петербург на лечение, и каждому он уделял внимание, устраивал в больницы, посещал там и даже иногда сам ухаживал за больными.

При жизни Бородин был уникальным человеком (1833-1887). Он был химиком, композитором и даже медиком. Результаты его работ сохранились по сей день и оставили свой отпечаток в истории.

Мальчик был сыном князя Имеретии Луки Степановича Гедианова и обыкновенной крепостной крестьянки Авдотьи Константиновны Антоновой, что в то время считалось неправильным. Именно поэтому при рождении его отдали в семью Бородиных. До 8 лет мальчик был обыкновенным крестьянином, но после смерти князя Александру дали вольную, после чего он стал жить со своей матерью и её мужем в доме, купленном князем перед смертью.

Бородин обучался на дому, но это не помешало ему прекрасно освоить письмо, чтение и языки. С детства у мальчика была предрасположенность к музыке.

С 9 до 15 лет он осваивал уже 3 инструмента: флейту, фортепиано и виолончель.

С 10-ти лет начал интересоваться и химией.

В 1850 году Бородин поступил в петербургскую Медико-хирургическую академию, а в 1857 уже был назначен на должность ординатора. В 1858 году получил докторскую степень, и в этом же году был сослан в город Солигалич для изучения составляющей минеральных вод. Отчёт об этой работе принёс ему широкую известность.

Во время учёбы в академии Бородин продолжал интересоваться музыкой и писал произведения различных жанров, но это абсолютно не нравилось его руководителю. Поэтому на протяжении всего обучения в академии он Бородин тщательно скрывал это, что стопорило его творческое развитие. В 1862 познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом музыкального сообщества «Могучая кучка». Работал над своей оперой «Князь Игорь» 18 лет, но так и не окончил её.

Умер Александр Порфирьевич у себя на квартире во время празднования Масленицы. Причиной оказался разрыв сердца.

Для детей

Биография Александра Бородина о главном

В1833 в Санкт – Петербурге году появился на свет будущий великий композитор и ученый от внебрачных связей. Далее мать выдали замуж за врача, а его записали сыном крепостного слуги. До 8 лет Александр Порфирьевич являлся крепостным своего отца, и лишь перед смертью тот купил вольную и дом для Бородина и его матери. Жизнь у будущего великого ученого началась нелегко.

Обучения проходило на дому, учил немецкий, французский. Поразительно, в 9 лет впервые написал музыкальное произведение "Польку". Научился играть на флейте, фортепиано, виолончель.

Но на этом его таланты не закончились, с 10 лет заинтересовался химией, где и достиг небывалых успехов.

Но факт того, что он незаконно рождённый ребёнок, ставило перед дальнейшим образованием большие препятствия. По - этому его мать и отчим пошли на хитрость, что бы он мог получить образование в первой гимназии. Далее поступил в Медико - хирургической академии изучал медицину и химию.

В 1857 году его направили во второй военно - сухопутный госпиталь в роли врача ординатора. Через год, защитив диссертацию, получил научную слепить. Вскоре ему дали задание по исследованию минеральных вод в водолечебнице города Солигалич. Отчет об этой работе был опубликован с Московской газете и принёс ему не бывалую славу.

Дальнейшее свое обучение Бородин провел за границей в Европе. Слушал лекции, занимался в библиотеке, много работал.

В 1861 году, когда Бородин посещал Германию, он познакомился с Екатериной Протоповой. Она обладала абсолютным слухом, что позволяло обворожительно играть на пианино. И именно благодаря этому знакомству у него пробудилась тяга к музыке.

По возвращению на родину он достиг звания адъюнкт - профессора той же академии, где и учился.

За все жизнь написал более 40 работ, за что и получил сначала должность ординарный профессор, потом научную степень академика и в 1883 году почетный член Общества русских врачей.

Бородин всегда уделял внимание музыке, писал много композиций, но его наставник считал, что музыка служит помехой науке, потому, во время заграничной поездки, он скрывал свое второе увлечение. Но, тем не менее, Бородин считается отцом симфонии и квартета в России. Даже за границей он пользовался популярностью, благодаря своим знаменитым композиция Первый и Второй квартет. Свою самую успешную оперу "Князь Игорь", он писал на протяжении 18 лет, но так и умер, не закончив ее. Лишь со временем ее дописали и Мариинском театре ее услышали многие, она отличалась яркостью национального колорита, мощностью народных хоровых сцен.

Поразительно, при всей его занятости Бородин занимался и общественной работой. Он содействовал идеи приобретению высшего образования женщинами. Пользуясь своей репутацией, защищал студентов от политических преследований.

В 1887 году внезапно умер от разрыва сердца. В память об этом выдающимся человеке симфонический оркестр в Москве и многие детские музыкальные школы России носят его имя.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни

БОРОДИН, АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ (1833–1887), русский композитор. Родился 31 октября (12 ноября) 1833 в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенок получил фамилию одного из крепостных отца.

Мальчик учился дома языкам – немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, в девять – сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией.

С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859–1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена , Листа , Шумана . Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 – ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры.

Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения.

Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи , Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского ; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор. Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 – исполнена под управлением Балакирева.

К 1867–1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха , Дж.Мейербера , А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики. Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве . Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря . Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.

В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа , с которым Бородин поддерживал личное знакомство. По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось быть «одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным». Умер Бородин в Петербурге 15 (27) февраля 1887.

Опера Князь Игорь , несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.