Что искусство часть духовной культуры человечества. Духовная и материальная культура. Проблемы современной отечественной культуры

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) - вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живопись - вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция - это специфическая способность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности желание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства - жизнь людей - чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям.

Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: “имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты”. Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).

Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира (наряду с рациональной - в науке, интуитивной - в религии). В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики богоматери, глядящие на нас с русских икон... Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм... Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это “образ ” - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.

Тема: «Искусство – как часть духовной культуры»

Цель: содействовать формированию у детей понятия «искусства» – как части духовной культуры.

Задачи:

Предметные:

    сформировать понятие искусство,

    определить значение искусства,

    дать представление о видах искусства.

Метапредметные: создавать условия для развития у учащихся

    вести дискуссию;

    интереса к новому учебному материалу, умения принимать и сохранять учебную задачу;

    умения строить рассуждения, анализировать, обобщать;

    умения работать с информацией;

    умения работать с разными видами текстов – учебным, художественным, словарной статьей

Личностные

    формировать ответственное отношение к учебе

    прививать любовь к животным.

Учитель : Давайте вспомним, что мы знаем о культуре. Что такое культура?

Дети: Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.

Какой бывает культура?

Дети: Культура бывает духовной и материальной.

Что относится к духовной культуре?

Все что вы назвали можно назвать, одним словом.

Мотивация познавательной деятельности

Учитель : Соберите слово из букв.

Дети: Получилось слово – искусство.

Учитель : Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока.

Дети : высказывают свои предположения

Учитель : Тема сегодняшнего урока «Искусство – как часть духовной культуры»

О том, что искусство возникло 30 тыс.лет назад стало известно не так давно, после посещения археологами пещеры Альтамира. А произошло это так:

Сто лет назад археолог Саутуола в поисках, орудий древних людей обследовал находящуюся в Испании подземную пещеру Альтамира. Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Девочка прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Быки, быки, нарисованные быки!» И в самом деле, почти весь потолок пещеры был покрыт красочными изображениями диких быков - бизонов. Звери будто застыли на бегу в странных и причудливых позах.

Археолог, открывший пещерную живопись, предположил, что она создана первобытными охотниками много тысяч лет назад. Однако никто из тогдашних ученых не верил в то, что изображения бизонов созданы первобытными людьми. Предположите, почему.

Какие возражения возникли у ученых?

(«ученые считали, что люди еще не умели так красиво рисовать»)

«Ученым казалось, что «дикари», не знавшие земледелия и скотоводства, не умевшие читать и писать, делать глиняную посуду и выплавлять металлы, не были способны воссоздать с таким мастерством мощную фигуру животного, крутизну его хребта, все выпуклости массивного тела».

Так и зародилось искусство у первобытных людей.

К какому виду искусства относятся наскальные рисунки первобытных людей? (живопись)

Какие еще виды искусства вы знаете?

Архитектура, изо (скульптура, живопись, графика), музыка, литература, хореография, театр, кино, декоративно- прикладное искусство.

Говорят, что искусство – это диалог. Как вы думаете, между кем проходит диалог?

Многие скульптуры изображают не только великих людей, но и... животных.

Сегодня мы рассмотрим образ собаки в разных видах искусства.

Иван Петрович Павлов первым в России выступил с идеей поставить памятник собаке - как верному соратнику и помощнику учёных. Российские чиновники восприняли идею в штыки. Когда Иван Петрович ходил по инстанциям с прошением по поводу устройства памятника, про это узнали западные учёные. И сказали, что дадут денег для того, чтобы поставить такой памятник во Франции или Германии. Павлов отказался. Он считал, что такой памятник должен стоять только в России и только в Петербурге. В итоге хлопот академика Павлова Петербург стал первым в мире городом, где был установлен памятник безымянной собаке.

Памятники ставятся не только знаменитостям, пусть и среди животных. Например, на Малой Садовой улице стоит памятник никому не известной бродячей собаке Гаврюшке. Он напоминает нам о том, что животные наши друзья, и их нельзя оставлять в беде.

Многие художники изображают собак в качестве главных героев в своих произведениях, и отводят им особую роль – роль миротворца, психолога.

Например, картина Ф. П. Решетникова “Опять двойка”, где мы видим, как из школы домой вернулся нерадивый ученик с “двойкой”. Мама очень расстроена; сестра, похоже, отличница, смотрит презрительно; младший брат ехидно улыбается. Видно, что вся семья, не взирая на его раскаяние, отвернулась от двоечника, лишив его семейной опоры и поддержки, что так необходимо ребенку в период становления личности. Психолог бы посоветовал маме в этой ситуации не отворачиваться от сына и не осуждать, а, наоборот, приласкать, подбодрить, что в следующий раз обязательно все получится, главное, верить в себя и в свои силы. Именно так поступает в картине собака, лаская мальчика, она, как профессиональный психотерапевт, пытается наладить испорченные отношения в семье.

Вот другая картина Ривьера “Сочувствие”. Маленькая девчушка демонстративно обиделась на “весь белый свет”, усевшись одиноко на лестнице. Похоже, что взрослые слишком заняты и не замечают этого протеста. Зато маленькая собачка осталась неравнодушной к детской обиде и с провинившимся видом кладет ей на плечо свою мордочку. Песик всем своим видом просит обратить на нее внимание и простить за все грехи мира, призывает к сочувствию и милосердию. И кажется, что девичье сердце вот вот растает, и снова будет звучать радостный детский смех.

Давайте вспомним художественные произведения о преданности собак (Белый Бим черное ухо)-эта книга рассказывает о полной приключений трагической судьбе охотничьей собаки по кличке Бим, о его хозяине, о друзьях и недругах Бима среди людей.

Человек должен помнить, что в отношениях с животными у него много прав и еще больше обязанностей. Особенно перед теми, кого он приручил и ввел в свой дом, сделал "домашними. История хранит немало примеров искренней доброты и благодарности человека по отношению к братьям нашим меньшим. Эти примеры говорят о душевном облике самого человека.

"Если зверь не боится вас, то уже это говорит о благородстве ваших чувств",- утверждал известный русский писатель М.М.Пришвин.

А о благотворном влиянии искусства на здоровье заметили еще в древности. Известную пословицу «В здоровом теле – здоровый дух» можно перефразировать иначе: «Здоровый дух делает и тело здоровым». Все взаимосвязано! Чтобы иметь физическое и психическое здоровье, нужно жить в позитиве. Не так уж сложно – окружить себя гармонией и красотой, тем более, что человек инстинктивно стремится к красоте.

Закрепление знаний

Учитель : Давайте познакомимся с притчей Василия Александровича Сухомлинского «Красота»

Учитель : Как ты думаешь, чем отличались эти два путника?

Дети : (высказывают свое мнение)

Учитель : Искусство очень субъективно – отражает взгляд только одного человека. Каждый зритель и слушатель становится соавтором, так как воспринимает, сопереживает, формирует свое отношение.

Подведение итогов

Учитель: Перед вами 3 высказывания об искусстве. Прочитайте их. Каким высказыванием вы бы завершили сегодняшний урок и почему?

«Задача искусства – волновать сердца» Гельвеций

«Каждое произведение искусства, ваяния или живописи должно выражать какое-нибудь правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо» Дени Дидро

«Искусства смягчают нравы» Овидий

Дети : (высказывают свое мнение)

Рефлексия

Учитель:

Душа человека ассоциируется с бабочкой. Раскрасьте бабочку, передайте свое настроение, свои чувства.

Дети раскрашивают бабочку под музыку Моцарта.

Домашнее задание.

Есть ли такое произведение искусства: книга, картина, музыкальное сочинение, спектакль, фильм, - которое заставило тебя думать о том, что раньше казалось неважным, малозначительным? Подготовь об этом рассказ.

Неотъемлемой составляющей духовной культуры является художественная культура.

Художественная культура – это совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их производства и функционирования в обществе.

Структура художественной культуры включает в себя три основных класса явлений: во-первых, – искусство, во-вторых, – художественные элементы материальной и социальной среды, в-третьих, – науки, изучающие художественную культуру. Все они по-разному отображают ее содержание и играют разную роль в художественной жизни общества.

Центральным звеном художественно-эстетической формы культуры является «чистое» искусство.

Искусство – это сфера духовно-практической деятельности человека, направленная на художественно-образное постижение и освоение мира. Искусство в рамках художественного творчества способно вбирать и передавать все разнообразные ситуации взаимодействия человека и мира посредством создания обобщенных художественных образов, это творчество по законам красоты.

Искусство способно к отображению как материальных, так и духовных сторон общественной жизни, оно целостно воссоздает действительность. Основным предметом изображения в искусстве является весь окружающий нас мир, но главным предметом познания является человек , его внутренний мир, его духовная жизнь во всех соприкосновениях с окружающей действительностью. Поэтому художественные ценности – ценности искусства – это продукты духовного творчества, в котором человек проявляет все психические силы – разум, волю, чувства, а также соразмеряет свое творчество с нравственными, философскими или религиозными ценностями. Сущность искусства можно определить как самодостаточную ценность, которая создается индивидуальностью художника в его произведении.

В искусстве взаимосвязаны два явления: традиции (с лат. traditio – передача - элементы социально-культурного наследия, обычаи, обряды, идеи, ценности) и творчество. Произведения искусства воссоздают мир в целостных наглядно-чувственных и типических картинах и несут в себе общечеловеческое содержание. Поэтому великие произведения искусства, созданные даже в отдаленные эпохи, не только не утрачивают своего значения, но и заново осмысливаются с позиций нового времени. В процессе освоения и передачи традиций творец искусства открывает в ней новые возможности, обращается к ее более глубоким пластам. Таким образом, традиция и новаторство в искусстве воплощают общечеловеческие ценности: добро и зло, возвышенное, героическое и трагическое.

Рассматривая эволюцию искусства как развертывание изначально слитых в единое целое разновидностей художественной деятельности (мифологической, практической и игровой), в ходе своей истории в искусстве выделяется три основные разновидности.

Во-первых, это «чистое», элитарное или профессиональное искусство, возникшее из мифологического мировоззрения первобытного человека. Особенностиэлитарного искусства: 1) оно не связано с решением утилитарных практических задач, его культурная значимость определяется исключительно художественной ценностью произведений искусства; 2) художественные ценности создают профессионалы – мастера художники, композиторы, режиссеры, актеры и т.д. в живописи, графике, скульптуре, музыке, театре.

Во-вторых, это прикладное искусство, возникшее в глубокой древности для придания эстетической формы продуктам практической деятельности человека: художественное украшение одежды, посуды, мебели, орудий труда, оружия, ювелирных украшений, архитектуры и т.д. Шедевры прикладного искусства создаются руками народных мастеров. Значительное место в них занимают народные промыслы: художественная вышивка, хохломская роспись, палехская миниатюра и др. Все это произведения декоративно-прикладного искусства, они выполняют утилитарные функции.

В-третьих, это самодеятельно-развлекательное искусство. К нему относят народную хореографию, песни, разнообразные художественные развлечения. Смыслсамодеятельно-развлекательного искусства не в создании высокохудожественных произведений, а в творческом самовыражении личности, актуализации ее потребностей и вкусов.

«Чистое», элитарное или профессиональное искусство существует в многообразии видов.

Вид искусства – это особая область художественного творчества, которая разнообразно отражает жизнь и различается материалом, формой создания и характером художественных образов, способами удовлетворения эстетических потребностей людей.

Существует множество классификаций искусств по различным признакам. Общепризнанной является классификация искусства по формам воплощения художественных образов.Традиционно выделяют семь видов искусства: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф. Согласно этой классификации, искусство делится на три группы:

1. Изобразительная группа искусств художественно отображает окружающий объективный и субъективный мир в объемном материале или на плоскости, создает зримый образ. К этой группе относятся живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

2. Выразительная группа искусств создает незримый образ, но чувственный и переживаемый через специфический язык и отражает субъективное отражение художника к миру, к человеку и самому себе. В эту группу входят литература и музыка.

3. Синтетическая группа искусств создает одновременно зримый и незримый образ и объединяет изобразительное и выразительное искусство в единое целое. К этой группе искусств относятся театр, кино, цирк, современная эстрада, танец (хореография), современное виртуальное искусство.

Специфика способов воспроизведения действительности определяет особенности видов искусства: в литературе через слово; в музыке через звукоинтонации; в живописи через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в скульптуре через пластические образы, объемно-пространственные формы; в графике через линию рисунка, штрих, светотень; в театре и кино через воплощение актерами действий героев.

Искусство неоднородно по своей социальной и художественной ориентации. Выделяют два основных уровня в искусстве:

    Классическое (от лат. classikus – современный, образцовый) в искусстве – это художественное наследие мировой и отечественной культуры, обладающее непреходящей эстетической ценностью. К нему относятся совершенные произведения искусства, получившие признание как шедевры.

    Популярное в искусстве (от лат. popularis – народный) – общедоступное, получившее широкую известность, пользующееся «спросом» у читателей, зрителей, слушателей. Это ценности массовой поп-культуры, которая способствует развитию стандартного, стереотипного искусства. См. «Массовая и элитарная культура».

К художественному наследию мировой культуры относится классическое искусство, представленное множеством художественных направлений. История мировой и отечественной художественной культуры – это история возникновения и развития смен основных художественных направлений, методов и стилей в искусстве.

Художественное направление – исторически обусловленный, специфический способ отражения реальности и выражения эстетических отношений человека к миру, способ осмысления и переработки действительности в образы искусства.

Все многообразие художественных направлений в искусстве обусловлено определяющей общественно-экономической формацией, философией, религией, представлением о роли и месте человека в жизни, мировоззрения автора.

Основными художественными направлениями являются: мифологический реализм античности; средневековый символизм; реализм Возрождения; барокко; классицизм; сентиментализм; рококо; романтизм; критический реализм; социалистический реализм; неореализм, модернизм. Все данные направления характеризовались длительностью для целых исторических эпох, периодов и групп художников и изменялись лишь при смене исторической действительности.

Для мифологического направления античного мира было характерно утверждение единства человека и общества, героическая концепция человека, гармония внутреннего мира индивида. В эпоху средневековья искусство вобрало и воплотило в своем герое основные христианские добродетели и идеалы, отобрав у человека волю в пользу Бога. Мир в таком искусстве передается как символ. В эпоху Возрождения художники стремились показать мир таким, каким он был – реальным. Реализм Возрождения освободил индивидуальность от пут средневекового аскетизма.

В искусстве эпохи Нового времени заметное место занимают барокко, классицизм, сентиментализм, рококо, романтизм, критический реализм. Так, барокко возник вследствие кризиса ренессансной художественной культуры в XVI – XVII вв. и отразил конфликт реального и мистического, обращался к чувственно-эмоциональному миру человека. Характерными признаками классицизма были подчинение личности государственным интересам, подчинение чувств разуму, принесение счастья и жизни личности в жертву обязанностям.

Просветительские стилевые направления конца XVII – начала XVIII века так же имеют свои особенности. Реализм характеризуется утверждением разума, знаний и природности человека. Сентиментализм обращается к действительности в надменно чувственной, наивно-эмоциональной форме. Романтизм (кон. XVIII – нач. XIX в.) возникает вследствие утраты веры в возможности разумного переустройства мира на основе принципов свободы, равенства, братства. Он выдвигает концепцию бессмертия зла и вечной борьбы с ним.

Критический реализм (XIX в.) утверждает неприкрытое изображение действительности и самого человека. В ХХ в. реализм продолжает свое существование в различных формах: помпезно-официальной форме социалистического реализма, в демонстрировании своеобразной и утонченной субъективной реальности в неореалистическом искусстве.

Современное искусство имеет свои особенности. Во-первых, оно отходит от традиционных художественных ценностей в сторону поиска новых – неренессансных ценностей, от реалистического отображения в сторону внутреннего, духовного мира человека; от плоскостного или пространственного искусства к искусству синтетическому. Во-вторых, современные художники отходят от предметно-образного искусства, появляется беспредметное искусство, где главную роль играет не результат, а сам процесс творчества.

Все перечисленные художественные направления свидетельствуют о том, что искусство создается разными способами, которые в значительной мере зависят от исторической действительности, от духовных «зарядов» и настроев эпохи.

Основными функциями искусства в обществе являются:

    гносеологическая (познавательная) функция , где искусство – это способ образно-чувственного познания мира; искусство отражает те стороны жизни, которые наука освоить не в состоянии – это красота восприятия мира – журчание ручья, шелест листьев, шум прибоя;

    аксиологическая (ценностная) функция – искусство помогает оценивать действительность и ориентироваться в ценностях духовной культуры, дает возможность человеку выработать собственные установки и ценностные ориентации по отношению к типичным жизненным обстоятельствам;

    воспитательная функция, где искусство – это своеобразный «учебник жизни», который влияет комплексно на ум и на сердце человека, формируя целостную личность посредством морального, духовного и социального усовершенствования человека;

    катарсисная функция (греч.katharsis - очищение) - искусство формирует комплекс ощущений и мыслей людей через сострадание, страх, сопереживание героям трагедии; своей гармонией оно содействует сохранению и восстановлению психического равновесия человека;

    коммуникативная функция – искусство способствует общению людей друг с другом;

    суггестивная функция – искусство внушает определенный строй эмоций, чувств мыслей, которые влияют на личность, совершенствуя или разрушая ее;

    гедонистическая функция (искусство как наслаждение) - искусство дает возможность личности получить наслаждение от процесса творчества, от художественной формы, которая находится в гармоничном единстве с содержанием;

    эвристическая функция – искусство активизирует и развивает творческие потенции людей, требует индивидуальной активности, способствует проявлению инициативы и свободы личности;

    рекреативная функция – искусство как форма отдыха и развлечения, в нем ищут средство психической разрядки, уголок, в котором человек может уединиться от забот будничной жизни.

Все важные функции искусства подчинены одной главной задаче – служат воспитанию человека, формированию его как личности, являются мощным стимулом творческого самосовершенствования и самореализации человека.

Вывод.

1. Искусство – это уникальный механизм духовной культурной эволюции человечества, оно представляет собой сложное многогранное и исторически изменчивое общественное явление.

2. Искусство является наиболее доступной формой усвоения знаний, формирования ценностей и идеалов, поскольку воспринимается в конкретных формах жизнедеятельности.

3. Всесторонне развивая личность, искусство формирует сознание масс, чем существенно влияет на исторический процесс.