Люди с абсолютным слухом кто они. Есть ли у вас музыкальный слух? Основные способы определения. Общие и специальные способности

В этой статье речь пойдет о таком понятии как музыкальный слух , и о том, как его развить.

Итак, музыкальный слух - это способность мозга определять высоту нот и вообще узнавать ноты, к обычному слуху он не имеет никакого отношения. Существует заблуждение, что музыкальный слух может отсутствовать. Наверняка вам доводилось слышать от людей: «у меня нет слуха».

Так вот, музыкальный слух есть у каждого человека, у одних он развит лучше у других хуже.

Развитие музыкального слуха

Развитие музыкального слуха , это не миф. Развивать его лучше с детства, но это актуально и для взрослых людей. Если человек способен обучаться новым вещам, то и развитие музыкального слуха не станет непреодолимым препятствием.

Если у человека хорошо развит музыкальный слух, то он может различать ноты, даже есть такое упражнение, когда исполняется мелодия - нужно записать ноты на слух. Но если музыкальный слух развит плохо, то это сделать очень трудно.

Для проверки того насколько развит музыкальный слух, можно использовать следующую схему. Играется несколько различных нот, например три, далее играется одна из этих нот и нужно ответить какая по счету эта нота, первая вторая или третья.

Чем выше развитость музыкального слуха, тем проще угадать ноты. Человек с плохим музыкальным слухом и одной из пяти нот не угадает, а с хорошем, девять из десяти легко дается.

Также критерием развитости музыкально слуха служит способность отличать тональность нот. Между нотами существует промежуток, полтона или тон. В итоге, чем лучше чувствуется это расстояние, тем лучше музыкальный слух.

Большое значение для грамотного воспроизведения музыкальных композиций имеют определённые способности. И одним из самых спорных в этом отношении является абсолютный музыкальный слух: мнения о нём в среде учёных до сих пор расходятся. Но что он собой представляет? И так ли нужен музыкантам? Давайте в этом разберёмся.

Под абсолютным музыкальным слухом подразумевают способность точно определять высоту звука без привязки к чему-то ещё. Наглядной демонстрацией такой способности (или навыка, здесь учёные продолжают спорить) является ситуация, когда человек, стоя спиной к фортепиано, без ошибки называет конкретную ноту.

Нужно отметить, что абсолютный музыкальный слух проявляется по-разному. Одни люди могут определить звуки, которые издают определённые инструменты. У других это распространяется вообще на всё, включая свист закипевшего чайника, мяуканье кошки или же плач ребёнка.

Бытует мнение, что такая способность означает особую музыкальную одарённость. В действительности же она помогает быстрее осваивать сольфеджио, точнее узнавать мелодии. Хотя с последним иногда бывают проблемы: если произведение транспортировано в иную тональность, то «абсолютники» могут перестать его узнавать. Им кажется, что речь идёт о другой композиции или же о грубейших ошибках. Кроме того, подобный музыкальный слух иногда провоцирует на леность. Им пытаются замещать труд по освоению сольфеджио, в результате чего страдают навыки.

К тому же абсолютный музыкальный слух нередко бывает пассивным. Тогда человек слышит, как именно должна звучать та или иная нота, но не может воспроизвести её правильно. А вот сочетание активной и пассивной способности встречается очень редко.

Многочисленные исследования слухового аппарата и головного мозга, которые проводили учёные, показали, что нет никаких физиологических отличий между теми, кто обладает соответствующей способностью, и теми, у кого её нет. А собранная по всему миру статистика подтвердила: дело во многом в практике. Так, у народов, в языке которых смысл слов напрямую зависит от тональности (кантонский диалект китайского, например), абсолютным музыкальным слухом обладает множество людей. В консерваториях Японии же этот показатель иногда доходит до 70%.

Что же касается европейцев, то здесь такая способность встречается гораздо реже, в среднем у 1 человека из 10 000. Причём люди с абсолютным музыкальным слухом способны как увлекаться игрой на каких-то инструментах или же пением, так и вообще заниматься совсем другими вещами, например, быть строителями или врачами. Хотя и в западных странах процент таких людей в консерваториях намного выше.

Означает ли это, что абсолютный музыкальный слух можно развить? И да, и нет. Вернее, это вполне реально, если начать заниматься с ребёнком с самого раннего возраста. Благоприятным возрастом считается период с 2 до 4 лет. Желательно, чтобы с малышом могли работать опытные педагоги. Но исторические примеры красноречиво показывают: иногда достаточно, чтобы у ребёнка был доступ к грамотно настроенному инструменту, например, к пианино.

Однако по мере взросления шансы развить абсолютный музыкальный слух падают. У взрослого же человека они равны нулю. Впрочем, профессионально играть это не мешает: для грамотного воспроизведения композиции достаточно относительного слуха, то есть умения определять интервалы. А вот его-то как раз можно тренировать.

У кого из знаменитых композиторов был абсолютный музыкальный слух?

Исторически первым известным музыкантом, который проявил такую удивительную способность, был Моцарт. Кроме того, это ещё и Бетховен, Ростропович и многие другие. Но в то же время такие знаменитые композиторы, как Вагнер, Чайковский или Скрябин, им не обладали.

Мифы и реальность

Сейчас до сих пор идут споры о том, нужен ли именно абсолютный слух для успешной карьеры музыканта. Большинство склоняется к тому, что он – необязательное условие. Качество исполнения зависит от множества факторов, среди которых - умение понимать композиции, желание развить относительный музыкальный слух, трудолюбие, а также терпение при работе в этом направлении.

Вообще, в связи с поднятой темой существует масса мифов и просто недоразумений. Так, одни путают абсолютный музыкальный слух с умением воспринимать очень тихие звуки. Другие считают, что речь идёт о навыке точного определения тональности звуков при сравнении. Но последнее как раз относится к относительному слуху, что можно развить со временем. А кое-кто даже подразумевает редкую аномалию: способность человека воспринимать ультразвук. Но, как можно догадаться, к абсолютному музыкальному слуху это всё не имеет никакого отношения.

Значит, Андрей, Вы планируете поступать в нашу музыкальную школу?- Да.

У вас слух есть? - Ну мы же как-то ведём диалог…

бсолютный слух как качество личности – с пособность к точному определению высоты звуков без соотнесения их с другими прослушиваемыми или пропеваемыми звуками, имеющими известную высоту.

Однажды оркестровую репетицию проводил молодой, но слишком заносчивый дирижер, который хотел похвастаться своим исключительным слухом и музыкальностью. Только оркестр доиграет произведение до середины, как дирижер манерным жестом останавливает музыкантов: - Второй гобой, я вас прошу в тутти в пятой цифре сыграть вашу фразу чуточку тише и более связно: та-та-та… Все сначала! Начали еще раз, увлеклись, разогнались - а дирижёр опять стучит папочкой по пюпитру: - Альты, внимание, у вас в шестой цифре есть ноты фа-ля. Сыграйте их с легонькими акцентами!
Оркестр играет,- его опять останавливают. Наконец, музыкантам это надоело, и ударник на общем пианиссимо, что есть силы, стукнул в большой барабан. Маэстро удивленно моргнул глазами и спросил: - Кто это сделал?

Абсолютный слух – редкое качество личности. Им обладает один из десяти тысяч человек. У музыкантов такая способность встречается чаще: соотношение приблизительно 1:100. Среди знаменитых музыкантов, имеющих абсолютный слух — Моцарт и Бетховен

К характерным особенностям абсолютного слуха следует отнести: его малую распространенность; обнаружение его в детском возрасте; легкость и скрытность от наблюдения процесса его формирования и развития; существование двух видов абсолютного слуха: пассивного и активного; множественность и рассеивание величины ошибок при узнавании звуков; короткую длительность реакции узнавания звуков; низкую звуковысотную чувствительность; наличие 12 опознавательных эталонов. Часть особенностей абсолютного слуха объяснялась врожденным характером этой способности. Другая оставалась без объяснения.

— Говорят, что у твоего сына абсолютный слух. — Да, он может по звукам клавиш мобильника, домофона и банкомата
определять любую комбинацию цифр.

В музыкальных консерваториях Японии приблизительно у 70 % музыкантов есть абсолютный слух. Возможно, столь большой процесс объясняется тем, что абсолютный слух более распространен среди людей, которые росли в среде с тональными языками (Мандарин, кантонский диалект, вьетнамский язык). Абсолютный слух также более распространен у тех людей, которые рождаются слепыми, имеют синдром Уильяма, или страдают аутизмом.

Сумерки, дождь стучит. По окрестным ручьям посвистывают выдры. А Сергеич — пусть и новичок в охоте, но у него абсолютный музыкальный слух. Стал подсвистывать. Сначала робко. А как начали выдры откликаться, разошёлся — просто альфа-самец. — Не свисти! — хмуро посоветовали охотники. А он не послушал. Наутро увидели распотрошённые рюкзаки. Выдры сожрали всё сливочное масло. У всех. Но обгадили только один рюкзак. Сергеича…

Музыкант Георгий Баранов высказывает интересную мысль: якобы а бсолютный слух — тяжелая патология. Обычно встречается у пианистов, постоянно привязанных к 440 Гц. Если настройщики нормально работают, это профессиональная болезнь, сильно осложняющая жизнь своему обладателю. Гораздо чаще музыканты просто «колотят понты»: — «Вы знаете, у меня ведь абсолютный!» Некоторые вообще доходят до полного, абсолютного маразма, утверждая, что у них «врожденный абсолютный слух»!

Чтобы понять, насколько смешны и нелепы эти заявления, достаточно принять во внимание всего лишь пару моментов: момент исторический — нота «ля» 300 лет назад звучала гораздо ниже, затем — постепенно повышалась; момент географический — в некоторых странах другой стандарт «ля» — 435 Гц, а в некоторых залах Америки — рояли наоборот, настраивают выше. Абсолютный слух — развивается в результате привязки звуковысотной системы к определённой частоте — например, 440 Гц. Это несчастные люди. Попадая в какую-нибудь школу или клуб с расстроенным фортепьяно, они испытывают реальные физические мучения. Но таких людей, слава Богу, не так уж много. Гораздо больше понтярщиков (-щиц), идя на поводу у распространённого заблуждения, повсюду спешащих гордо заявить — «я — абсолютник (-ница)».

Всё просто. Нормальный музыкант имеет относительный слух и способен моментально построить звуковысотную систему от любой «ля» и комфортно себя в этой системе ощущать. Вот и всё. Остальное — от лукавого.

Один мужчина пишет: «У меня есть один знакомый, он учится в музыкальном колледже, у него абсолютный слух. Это дар, и он, действительно, в какой-то степени мешает ему воспринимать не только музыку, но и другие звуки по сравнению с тем как их воспринимают другие люди. Из-за того, что он знает нотную грамоту, все звуки и музыку он воспринимает с точки теории музыки. Он сразу вычленяет ноты, мотивы, фразы и т. д. Его мозг вместо того чтобы наслаждаться музыкой начинает ее анализировать, из-за этого он не может в полной мере насладиться ею. Он слышит на какой ноте гудит пароходоный гудок, и как пищит комар в начале леса и в конце, слышит на какой ноте скрипит патрон когда в него вкручивают лампочку».

Анекдоты в тему. Молодой грузин поступает в Тбилисскую консерваторию. Всем, кому надо, деньги уже даны. Он благополучно проходит все экзамены. Остаётся сольфеджио. Ему говорят: – Это совсем просто. Мы нажимаем на фортепиано клавишу, а вы угадываете. Он отворачивается от экзаменаторов, слушает взятую ноту, потом тычет пальцем в одного из преподавателей: – Ты нажал!

Мужик устраивается на работу в консерваторию. Его послушали — все хорошо! Владение инструментом превосходное, слух абсолютный, играет эффектно, в общем — мечта любого оркестра. Берут: — Отлично, будем вас оформлять. Как ваша фамилия? — Иванов — Иванов? Хм… Странно… А имя? — Иван — Иван?!! Удивительно, непостижимо…. А отчество? — Моисеевич — Ах, как глубоко бывает зарыт талант.

Вступительные экзамены в училище им. Гнесиных…. -То есть вы пришли поступать в училище имени ГНЕСИНЫХ с фамилией ИВАНОВ? — Да. — Ираида Арчибальдовна, запишите — Иванов. КАРАНДАШОМ запишите! Как ваше имя, молодой человек? — Гусейн — ГУСЕЙН? ! — Вот что Гусейн — К этому пюпитру прикасался сам МОДЕСТ МУСОРГСКИЙ. МОДЕСТ, Гусейн, понимаете? Модест! По этим коридорам вальяжно фланировал сам Цицак фон Мицацян! ..На чем хотите играть, Гусейн Иванов? — На виолончели. — На виолон-ЧЁМ? Представляете, в органном зале Эвелина Рудольфовна объявит: Ференц Лист, 13-ая сюита, за виолончелью — Гусейн ИВАНОВ?!!! Вы хотя бы гей? — Нет!! ! — (с чувством) На что вы надеетесь, молодой человек?!!! Ну, ничего, дадим мальчику последний шанс. Как ваше отчество? — Апполинарьевич! — А В МАЛЬЧИКЕ ЧТО-ТО ЕСТЬ! Где вы живете, о, сын славного Апполинария? — В Химках. — ВОН! Вон из искусства! И Евдоксию Маркеловну в коридоре тоже заберите….

Петр Ковалев 2015 год


Феномен абсолютного слуха


Преподаватель музыки всегда может сказать, у кого из его учеников абсолютный слух. Они не обязательно играют на инструментах лучше других или становятся солистами в вокальных группах. Их отличает способность мгновенно (за 1-2 секунды) назвать звучащую ноту . Такие музыканты легко и точно воспроизводят любую услышанную мелодию и могут записать ее. Одновременно с восприятием звука они видят его позицию на нотном стане.

Большинство музыкантов определяют ноты на слух по-другому. Они руководствуются соотношением между звуками. Легко распознавая интервал между двумя нотами, они могут назвать одну из них лишь в том случае, если им подскажут вторую. Это — относительный слух, вполне достаточный для серьезных занятий музыкой, но не феноменальный .

Веками считалось, что абсолютный слух — достояние музыкальной элиты. По некоторым оценкам, лишь один из 2000 человек обладает им. Однако все большее число экспериментов — от лингвистических исследований до сканирования мозга — доказывает, что этот дар встречается гораздо чаще . Некоторые ученые даже полагают, что все люди, независимо от музыкальной одаренности, могут развить его. Есть надежда, что современные исследования наконец внесут ясность в давний спор о том, какова природа абсолютного слуха: зависит ли он от наследственных факторов или от обучения музыке в раннем возрасте.

На съезде Американского акустического общества в 1999 году психолог Диана Дейч привела результаты исследования, проведенного в университете Сан-Диего. Оно касалось феномена абсолютного слуха у людей, говорящих на языках с тоновым ударением . Треть населения земного шара, в основном жители Азии и Африки, говорит на языках, в которых значение слова меняется в зависимости от высоты ударного слога. Вьетнамцы и китайцы, например, с раннего детства привыкают различать звуки по высоте и связывать с ними значение слов. Это развивает у них абсолютный слух . Точно так же, как музыканты-«абсолютники» сразу называют услышанную ноту, они по высоте звука мгновенно распознают смысл слова. Отклонение не превышает четверти тона. Диана Дейч считает это доказательством того, что абсолютный слух можно развить .

Почему же не все люди обладают абсолютным слухом? Данел Левитин из университета Макгила в Монреале приводит любопытное сравнение: «Человеку не нужно сверяться с радугой, чтобы определить, что помидор красного цвета. Каждый из нас мгновенно распознает любой из десяти основных цветов. Но если мы с легкостью классифицируем цвета, то почему же не можем сразу назвать каждый их двенадцати основных звуков?» У Левитина есть ответ на этот вопрос. Абсолютный слух, утверждает он, включает в себя два компонента — звуковую память и звуковое ранжирование. «Абсолютники» автоматически ассоциируют память о тоне с его позицией на нотном стане. Не имея абсолютного слуха, человек не может автоматически отождествлять ноту с ее названием. В лучшем случае он может лишь воспроизвести ноту сразу после того, как ее услышит.

Но откуда берется такая феноменальная способность? Человек рождается с ней или приобретает ее на уроках музыки? Вопрос этот очень непрост.

В музыкальных семьях любовь к музыке передается из поколения в поколение. Но только ли любовь? А способности, в том числе абсолютный слух? В последнее десятилетие ученые пришли к выводу, что абсолютный слух «обтачивается» поколениями. Как утверждает Нелсон Фреймер из университета Сан-Франциско, музыкальные гении создаются на генном уровне. Фреймер исследовал множество людей с абсолютным слухом и их родственников. Кроме того, объектами его исследований стали люди, которых рано начали обучать музыке. Оказалось, что слух лучше развивается у тех, у кого в роду были «абсолютники», чем у тех, кто просто с раннего детства учился музыке. В конце концов, Фреймер пришел к такому выводу: существует генетическая предрасположенность к абсолютному слуху, но развивается этот природный дар на занятиях музыкой .


Многие исследователи именно этим объясняют разную степень музыкального таланта у людей с абсолютным слухом. «При хорошей наследственности решающую роль играет то обстоятельство, насколько рано ребенок начал заниматься музыкой, — говорит психолог Элизабет Марвин. — Наибольших успехов достигают те, кто приобщился к этому с трех до шести лет ».

Генетик из Нью-йоркского университета Питер Грегерсен вместе с коллегами обследовал 2700 студентов американских консерваторий и колледжей и обнаружил, что среди выходцев из Азии 32% обладают абсолютным слухом, в то время как на остальных студентов приходится только 7% «абсолютников» . Конечно, это соотношение отражает генетические особенности, о которых уже упоминалось. Но, по мнению Грегерсена, имеет значение и возраст приобщения к музыке, и сам метод музыкального образования. Студенты с абсолютным слухом начали заниматься музыкой в среднем с пяти лет, тогда как остальные — с восьми. Важно и то, что в Азии при обучении музыке отдается предпочтение методу Сузуки , при котором ученики определяют ноты и играют только на слух . Например, в Японии дети поднимают флажки, цвет которых соответствует той или иной ноте . В США же принято сразу обучать нотной грамоте. Это развивает не абсолютный, а относительный слух.

Но если легкость определения нот действительно объясняется генетической предрасположенностью и методом обучения, то это должно отражаться и на работе мозга. Для того чтобы выяснить это, было проведено обследование на томографе музыкантов с абсолютным и относительным слухом. Сканирование позволило установить существенные когнитивные различия. У музыкантов с относительным слухом, когда их просили назвать ноту, вспышка активности происходила в той области мозга, где поступающая информация сопоставляется с памятью. То есть они оперировали рабочей памятью. Напротив, музыканты с абсолютным слухом для определения ноты прибегали к помощи долговременной памяти . Создается впечатление, что инструмент распознания звуков у них запрятан гораздо глубже.

Ученые сходятся в том, что зачатки абсолютного слуха есть у всех людей. У одних он развивается из поколения в поколение, у других, наоборот, притупляется. При обучении ставка на относительный слух не позволяет развиваться абсолютному слуху даже в том случае, если приобщение к музыке началось рано . Интересно, что даже люди с развитым абсолютным слухом пользуются им далеко не всегда. Они тоже прибегают к возможностям, предоставляемым слухом относительным, так как считают его более полезным.

Е. Рудерман

Д. К. Кирнарская

Абсолютный слух

Обладатели абсолютного слуха или, как их называют музыканты, абсолютники , вызывают у многих белую зависть. Обычные люди с хорошим относительным слухом узнают высоту звуков. сравнивают их: если не дать им эталон для сравнения, то они не смогут назвать данный звук, что без труда сможет сделать всякий абсолютник. Сущность этой способности до конца не раскрыта, и самая распространённая версия сводится к тому, что для обладателя абсолютного слуха каждый звук имеет такое же определённое лицо как тембр: так же легко как обычные люди узнают по голосу своих родных и знакомых, различая тембры, абсолютники «узнают в лицо» каждый отдельный звук.


Вполне вероятно, что абсолютный слух – своего рода «сверхтембровый» слух, когда различение тембров столь тонко, что затрагивает каждый отдельный звук, который всегда чуть-чуть тоньше и светлее соседнего звука, если он выше, и также еле заметно «темнее» соседнего звука, если ниже его. Группа американских психологов под руководством Гэрри Краммера экспериментировали с музыкантами-абсолютниками, музыкантами-неабсолютниками и немузыкантами. Испытуемых просили различать тембры разных инструментов. Все люди распознают тембры очень хорошо, так что неудивительно, что все испытуемые прекрасно справились с заданием. Но абсолютники отвечали гораздо увереннее и быстрее, чем их коллеги-музыканты или немузыканты. Значит, абсолютный слух включает в себя тембровый элемент или даже целиком, как полагают многие психологи, является сверхтонким ответвлением тембрового слуха. Некоторые самонаблюдения музыкантов поддерживают «тембровую версию» происхождения абсолютного слуха. Композитор Танеев вспоминал: «Нота для меня имела совершенно особый характер звучания. Я узнавал её так же быстро и свободно по этому определённому характеру её звука, как мы сразу узнаём в лицо знакомого человека. Нота ре уже имела как бы совершенно другую, тоже вполне определённую физиономию, по которой я её моментально узнавал и называл. И так все остальные ноты».


Вторая популярная версия по поводу природы абсолютного слуха акцентирует не момент тембрового ощущения, а момент суперпамяти на музыкальную высоту. Известно, что обычный человек может помнить высоту данного звука в течение полутора минут – через полторы минуты он может этот звук спеть или узнать среди других звуков. Память на музыкальную высоту у музыкантов прочнее – они могут произвести звук и через восемь минут после того как его услышали. Абсолютники же помнят высоту звуков неограниченно долго. Психолог Даниэль Левитин считает, что абсолютный слух – это просто долговременная память.


Абсолютный слух бывает активный и пассивный. Пассивный слух позволяет узнавать и называть высоту звука, но если такого абсолютника попросить «спойте ноту фа», то он вряд ли споёт её мгновенно и безошибочно. Обладатель активного абсолютного слуха сделает это без труда, не говоря уже о том, что легко узнает любой звук. В обсуждении природы активного абсолютного слуха и пассивного абсолютного слуха исследователи находят место как тембровой так и высотной версии его происхождения. Многие полагают, что пассивное узнавание звуков опирается на тембровый абсолютный слух, а возможность их активного воспроизведения – на высотный. Вопрос о природе абсолютного слуха пока остаётся открытым, но что бы ни запоминали абсолютники – тембр, высоту, или то и другое, они встречаются чрезвычайно редко, абсолютным слухом обладает один из тысячи человек.


Музыканты-профессионалы во время обучения в музыкальных школах, училищах и консерваториях постоянно выполняют массу слуховых упражнений: они пишут музыкальные диктанты, поют по нотам, угадывают на слух аккордовые последовательности. Во время работы дирижера, хормейстера, певца и в самых разных видах музыкальной деятельности слух многое облегчает и часто служит удобным подспорьем. Коллеги счастливых абсолютников порой задаются целью завладеть абсолютным слухом, выработать его, даже если от природы у них нет абсолютного слуха. В ходе многочасовых тренировок фанатики в конце концов вырабатывают вожделённый абсолютный слух и некоторое время пользуются им хотя бы в пассивной форме. Но стоит им прекратить тренировки, как завоёванный было абсолютный слух исчезает без следа – полученные с таким трудом навыки оказываются весьма эфемерными и непрочными.


Младенцы, которые и так склонны к проявлениям абсолютного слуха, могут обучиться ему даже в активной форме. Психологи Кессен, Левайн и Вендрич просили матерей трёхмесячных младенцев внушить им особую любовь к ноте «фа» первой октавы. Эта нота удобна для детского голоса, и когда младенцы гукали на своей ноте, матери должны были всякий раз напоминать им «фа», как бы подсказывать именно эту высоту звука. Через сорок дней занятий двадцать три младенца, участника эксперимента, дружно гукали на ноте «фа» – им удалось запомнить именно эту высоту и они уже не сбивались с неё. Через некоторое время, когда смысл этой особой любви к «фа» так и не прояснился, а матери перестали бесконечно напоминать именно эту ноту, младенцы перешли на своё обычное гуление. Так закончил свою короткую жизнь еле пробившийся абсолютный слух. Из многих подобных проб и ошибок как с младенцами так с взрослыми и детьми исследователи сделали предварительное заключение о невоспитуемости настоящего, прочного и не требующего дополнительной работы активного абсолютного слуха. Причина всевозможных фиаско в попытках обрести абсолютный слух объясняется его генетическим происхождением, многократно подтверждённым.


Нейропсихологии также полагают абсолютный слух качеством врождённым и генетически обусловленным. Группа нейропсихологов под руководством Готфрида Шлауга сосредоточилась на исследованиях левополушарнового отдела planum temporale, который чуть увеличен у всех людей по сравнению с соответствующим отделом правого полушария. Этот отдел заведует звукоразличением, в том числе и различением фонем, и как уже упоминалось, некоторое увеличение этого мозгового приспособления «человека говорящего» сформировалось ещё у шимпанзе 8 миллионов лет назад. Однако при ближайшем рассотрении оказалось, что у музыкантов-абсолютников planum temporale ещё больше, нежели у всех прочих Homo sapiens, и даже больше, чем у музыкантов-неабсолютников. «Результаты исследования показывают, – пишут авторы, – что выдающиеся музыкальные способности ассоциируются с преувеличенной левополушарной асимметрией отделов мозга, обслуживающих музыкальные функции».


Судя по данным нейропсихологов и генетиков, абсолютный слух как сверхвысокая способность звукоразличения и слуховой памяти не воспитывается и не вырабатывается, а даруется свыше. «Оставь надежду всяк сюда входящий!» следовало бы написать не на вратах ада, а в классе сольфеджио особе ретивых педагогов, которые увлекают легковерных учеников обещаниями развить у них абсолютный слух. Однако более важный вопрос состоит в другом: а нужен ли этот подарок судьбы музыканту, является ли абсолютный слух таким уж ценным качеством, без которого музыканту трудно обходиться? С тех пор как общественное внимание привлечено к абсолютному слуху, о нём собрано множество почти анекдотических историй, рассказывающих о невероятных слуховых возможностях человека. Но эти квазианекдоты не приближают абсолютный слух к музыке, а отдаляют от неё, усиливая сомнения в его полезности как сугубо музыкального качества, а не курьеза природы, имеющего весьма косвенное отношение к музыкальному искусству.


Абсолютный слух работает в автоматическим режиме, фиксируя всё что ни попадя. Зубной врач пианистки-абсолютницы мисс Сауэр отвлекал её от неприятных ощущений, задавая вопросы о том, на какой ноте гудит бормашина. Так же как юный Моцарт, который умел называть какой звук издаёт бокал, наполненный водой, на какой ноте тикают часы и скрипят двери, мисс Сауэр различала высоту всех вообще звуков. Как-то во время разучивания пьесы она услышала непрошенное сопровождение в виде звуков соседской газонокосилки, которая жужжала на ноте «соль». Отныне всякий раз, когда мисс Сауэр исполняла эту злосчатную пьесу, в её сознании пробуждался звук газонокосилки на той же самой ноте, и концертная пьеса была бесповоротно загублена. Коллега мисс Сауэр преподобный сэр Фредерик Услей, профессор музыки Оксфордского университета, тоже обладал легендарным абсолютным слухом. В пять лет он говорил матери: «Подумать только, наш папа сморкается на «фа». В любом возрасте он мог определить, что гром гремит на «соль», а ветер дует на «ре». В восемь лет, слушая жарким летом днём знаменитую соль-минорную симфонию Моцарта, юный сэр Фредерик утверждал, что на самом деле он слышит вовсе не соль-минор, а ля-бемоль минор, расположенный на полтона выше. Оказалось, что мальчик прав: инструменты так нагрелись от жары, что их строй несколько повысился.


Многое говорит о древнейшем происхождении абсолютного слуха, ещё более древнего, чем человеческая речь. Одни и те же мелодии люди поют и играют на разной высоте, одна и та же музыка сплошь и рядом звучит то выше то ниже. В музыкальном творчестве господствует относительный слух, для которого важна не абсолютная высота исполняемой музыки, а звуковые отношения. Не то у птиц: они поют свою «музыку» на одной и той же высоте, запоминая не столько птичьи мелодии, сколько абсолютную высоту входящих в них звуков. Эта совокупность звуков является для них знаком, сигналом, но не художественным посланием. Так же поступают и дельфины, издающие звуки определённой высоты, где каждая частота выступает в роли определённого знака-сигнала. Животные, вынужденные общаться на больших расстояниях, используют частоту звука как наиблее устойчивую его характеристику, не подверженную искажениям. С древнейших времён частота звуковых колебаний передавала информацию и в бурю, и в снег, и в дождь, прорезая леса и океаны и преодолевая все звуковые помехи. У некоторых видов животных таким образом сформировался абсолютный слух, способный различать несколько употребительных частот и пользоваться ими.


Работы англичанина Сарджента проливают свет на многие явления, связанные с абсолютным слухом. Он утверждает, что едва ли не каждый человек мог стать абсолютником, если бы начал заниматься музыкой в раннем детстве. Проведённый им опрос полутора тысяч членов английского Общества музыкантов показывает, что есть определённая связь между временем начала музыкальных занятий и обладанием абсолютным слухом. Абсолютный слух отмирает из-за того, что одна и та же музыка, когда звучит в разных тональностях, воспринимается как практически та же самая; если бы это явление, которое музыканты называют «транспозицией», не существовало, то абсолютный слух мог бы сохраниться. Предположить подобное было бы, однако, полной фантазией – пение как основа музицирования не могло бы жить без исполнения одних и тех же мелодий то сопрано, то басом, то тенором. Все данные – и явления абсолютного слуха у животных (абсолютный слух музыканты иногда называют «собачьим»), и лёгкость, с которой младенцы воспринимают абсолютную высоту звуков – заставляет думать, что абсолютный слух вовсе не высшее достижение человеческого слуха, как иногда полагают, а напротив, слуховой рудимент, исчезающая тень эволюционного процесса, след слуховой стратегии наших далёких предков. В онтогенезе, в детском развитии, отражающем филогенез, развитие историческое, можно наглядно увидеть как абсолютный слух, едва наметившись, отмирает, не получив практического подкрепления: ни в музыке ни в речи он не является необходимым, и будучи невостребованным, этот рудимент спокойно отмирает как отпал когда-то у людей звериный хвост.


К числу преимуществ музыкантов-абсолютников часто относят так называемый «цветной слух», когда музыкальные тональности кажутся воспринимающему как бы окрашенными, цветными, стойко вызывают в памяти определённые цветовые ассоциации. Римский-Корсаков считал тональность ми-мажор «синей, сапфировой, блестящей, ночной, тёмнолазуревой» благодаря подсказке коллег-композиторов. Глинка написал в этой тональности хор «Ложится в поле мрак ночной», а Мендельсон использовал эту тональность для увертюры «Сон в летнюю ночь» и для известного «Ноктюрна». Как тут было избежать «ночных и тёмнолазурных» ассоциаций? Фа мажор Бетховен положил в основу «Пасторальной» симфонии, связанной с жизнью невинных пастухов и крестьян на лоне природы, и эта тональность в композиторском сообществе стала естественно тяготеть к зелёному. Ми-бемоль мажор Римский-Корсаков и Вагнер связали с водой – первый с «Океаном-морем синим», а второй с «Золотом Рейна», хотя Римский-Корсаков мог похвастаться абсолютным слухом, а Вагнер нет. Это ещё больше укрепляет в мысли, что «цветной слух» – явление историческое и культурное, с абсолютным слухом не связанное. Скрябин тоже тяготел к цветным ассоциациям тональностей, но абсолютным слухом подобно Вагнеру не обладал.


Сравнение музыкантов-абсолютников с музыкантами-неабсолютниками подчёркивает их принципиальное равенство в главном: и те и другие слышат и фиксируют звуковые отношения и запоминают высоту звуков, но используют при этом разные стратегии – там, где абсолютник не думает и не сравнивает, действуя мгновенно, там неабсолютник достигает того же с минимальными усилиями, но с тем же результатом. За исключением случаев, когда требуется с точностью до нескольких герц настроить инструмент или распознать фальшивое звучание. Так стоит ли завидовать абсолютникам, и как трактовать этот подарок природы, зная о его рудиментарном происхождении, а также о том, что некоторые великие композиторы, включая Чайковского и Вагнера со Скрябиным, обошлись без абсолютного слуха.


Само словосочетание «абсолютный слух» наводит на мысль о чём-то совершенном, наивысшем, недосягаемом. Это название отражает общественный пиетет перед абсолютным слухом хотя бы по причине его очень малой распространённости. Сам факт обладания абсолютным слухом уже наводит на мысль о сверхвысокой музыкальности. Однако даже примерный обзор фактов и воззрений специалистов вынуждает от подобного пиетета отказаться. «Абсолютный слух – не панацея, – пишет мисс Сауэр, умеющая узнавать, на какой ноте жужжат бормашины и газонокосилки. – Он есть лишь то, что вы способны с ним сделать и как вы можете им воспользоваться. Одно автоматически не вытекает из другого».


Немного статистики звучит в тон этим охлаждающим тирадам. Если всего абсолютников в мире около 3%, среди студентов консерваторий Европы и Америки уже 8%, то среди японских студентов-музыкантов абсолютников уже 70%, вероятно тому, что восточные языки генетически ближе тональным языкам, и слуховые возможности азиатов вообще выше. Не оттого ли сложная классическая музыка Европы так быстро завоевала популярность на Дальнем Востоке, что слуховые ресурсы этих народов по сравнению с европейцами чрезвычайно велики? Им легко воспринимать глобальные звуковые конструкции сонат и симфоний, поскольку их слух очень совершенен. Однако процент выдающихся музыкантов среди азиатов отнюдь не больше, чем среди европейцев. Абсолютным слухом во всём мире обладают и вполне заурядные музыканты, и просто настройщики роялей, и даже люди, вовсе не любящие музыку и не интересующиеся ею. «Обладание абсолютным слухом ни в коей мере не делает вас хорошим музыкантом, – пишет один из абсолютников, профессор класса сольфеджио американского университета Де-Поль доктор Атовский. – Это не означает, что вы понимаете музыкальные отношения, это не свидетельствует о чувстве ритма, это просто означает, что у вас есть абсолютный слух. Многие люди думают, что это означает нечто гораздо большее».


В то же время среди выдающихся музыкантов число абсолютников очень велико. На вершинах музыкального Олимпа на высоте Моцарта-Баха-Дебюсси и им подобных неабсолютный слух составляет большое исключение. То же можно сказать и о выдающихся исполнителях ранга Рихтера-Стерна-Ростроповича. В специальном исследовании о выдающихся виолончелистах отмечено, что 70% из них – абсолютники. Налицо некое несоответствие: с одной стороны, абсолютный слух и музыкальный талант явно связаны, и среди гениев музыки неабсолютник – такая же редкость как белый музыкант среди черных титанов джаза. Вместе с тем абсолютный слух не гарантирует даже сносных музыкальных способностей: обладание абсолютным слухом кроме стопроцентного удовольствия узнавать дверь родного дома по её неповторимому скрипению, никаких иных удовольствий не обещает.


Даже поверхностный анализ слуховых возможностей великих может внести некоторую ясность в мифологию абсолютного слуха. «Когда мне было два с половиной года, – вспоминает композитор Сен-Санс, – я очутился перед маленьким фортепиано, которое не открывалось несколько лет. Вместо того чтобы стучать как попало, как это обыкновенно делают дети, я перебирал одну клавишу за другой и не отпускал её, пока её звук не замирал совершенно. Бабушка объяснила мне названия нот и пригласила настройщика, чтобы привести фортепиано в порядок. Во время этой операции я был в соседней комнате и поразил всех тем, что называл ноты по мере того, как они звучали под рукой настройщика. Все эти подробности известны мне не с чужих слов, так как я сам их помню великолепно». В этом описании удивительно вовсе не то, что абсолютный слух проявился так рано – он всегда рано пробуждается; удивительно и не то, что ребёнок так уверенно назвал все звуки, лишь один раз услышав их – это и есть абсолютный слух. Удивительна рано проснувшаяся в ребёнке любовь к музыке, когда он вслушивался в звуки с таким вниманием, с таким небывалым интересом, воспринимая фортепиано как своего собеседника, которого надо слушать, а не как игрушку, которую надо лупить, чтобы она отзывалась обиженным треньканьем.


Абсолютный слух рудиментарен в своём происхождении, это атавизм, но у одарённых музыкантов, с одной стороны, и у рядовых «настройщиков», с другой стороны, он сохраняется по разным причинам. Выдающиеся музыканты одарены в слуховом отношении далеко не только абсолютным слухом, их общая высокая музыкальность, их чувствительность к осмысленности звука усиливает все звукоразличительные способности, и абсолютный слух в том числе. Он не отмирает в сознании выдающегося музыканта, потому что включается в контекст других слуховых данных, среди которых обязательно имеется прекрасный относительный слух: выдающийся музыкант одинаково свободно пользуется и абсолютным слухом и неабсолютным слухом, если есть в том необходимость.


Абсолютники, которых условно можно назвать «настройщиками», по сути своей немузыканты. Их абсолютный слух – всего лишь рудимент, сохранившийся в качестве курьёза природы. Иногда в семье музыкантов этот рудимент задерживается оттого, что ребёнок перегружен звуковыми впечатлениями, его слуховой аппарат работает в усиленном режиме. Кроме того, дети музыкантов обладают наследственной склонностью к сохранению абсолютного слуха. Однако во всех подобных случаях тенденция к удержанию абсолютного слуха не идёт изнутри сознания, изнутри пробуждающейся музыкальности, и в результате возникает мертвый абсолютный слух, который может подтолкнуть к выбору музыкальной профессии – признанный фетишизм словосочетания «абсолютный слух» сыграет здесь свою предательскую роль. Кажущаяся лёгкость овладения азами профессии заслонит от такого «псевдоталанта» горькую истину: природа одарила его вовсе не настоящим творческим даром, а лишь суррогатом в виде абсолютного слуха.


Даже если абсолютный слух и его сохранность вызваны внутренними причинами, и ребёнок действительно наделён прекрасным интонационным слухом, хорошим чувством ритма и даже замечательным относительным слухом, все эти качества, вместе взятые, ещё не означают, что музыкальный талант налицо. Эти свойства слуха – свойства операционные, позволяющие удачно расчленять музыкальную ткань, понимая, почему она сконструирована так, а не иначе. Но эти свойства слуха ещё не означают, что абсолютник имеет хотя бы малую толику музыкальной фантазии, воображения и артистизма. Он ещё весьма далёк от требований, которые общество предъявляет к одарённым исполнителям и композиторам. К тому же в музыкальной профессии вполне можно обойтись и хорошим относительным слухом, что лишний раз предостерегает общество от излишних восторгов по поводу волшебных свойств абсолютного слуха. Его рудиментарное происхождение и принципиально осознанный, рефлекторный характер ещё раз подчёркивают, что понятие «абсолютный слух» – это очередной миф. Верить в него или нет – каждый выбирает сам.