Биография Абрамов Фёдор Александрович. Представитель 'деревенской прозы'

Абрамов родился в крестьянской семье, был младшим из пяти детей.

Родители

Александр Степанович Абрамов (1878-1921), занимался извозом в Архангельске, и Степанида Павловна, урожд. Заварзина (1883-1947), крестьянка из староверов. Когда ему было 2 года, умер отец.

Образование

После окончания Веркольской начальной школы-четырёхлетки в 1933 Фёдор переехал в райцентр - с. Карпогоры (в 45 км от Верколы), чтобы закончить десятилетнюю школу. В 1938 году, после окончания с отличием средней школы, был зачислен без экзаменов на филологический факультет Ленинградского университета.
После третьего курса, 22 июня 1941 года ушёл добровольцем в народное ополчение.
В 1948 году окончил с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета и поступил в аспирантуру ЛГУ. В 1949 году, в бытность аспирантом, участвовал в травле профессоров-«космополитов» (Бориса Эйхенбаума, Григория Гуковского, Марка Азадовского и других). Этих эпизодов своей карьеры Абрамов впоследствии стыдился.
Во время учёбы познакомился со своей будущей женой Людмилой Крутиковой (впоследствии - литературным критиком, исследователем творчества Бунина). В 1951 году женился и защитил кандидатскую диссертацию по творчеству М. А. Шолохова. В 1951-1960 гг. был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.

Военное время

Служил пулеметчиком 377-го артиллерийско-пулемётного батальона, в сентябре 1941 года был ранен в руку, после короткого лечения вновь вернулся на передовую. В ноябре 1941 года тяжело ранен (пулей перебиты обе ноги), лишь по случайности обнаружен бойцом похоронной команды, собиравшей убитых. Провёл блокадную зиму 1941-1942 года в ленинградском госпитале, в апреле 1942 года был эвакуирован по льду Ладожского озера одной из последних машин. По ранению получил отпуск на 3 месяца, преподавал в Карпогорской школе. Признан годным к нестроевой службе, с июля 1942 года был заместителем командира роты в 33-м запасном стрелковом полку в Архангельском военном округе, с февраля 1943 года - помощником командира взвода Архангельского военно-пулемётного училища. С апреля 1943 года был переведён в отдел контрразведки «Смерш» на должность помощника оперуполномоченного резерва, с августа 1943 года - следователь, с июня 1944 года - старший следователь следственного отделения отдела контрразведки. О том времени написал автобиографическую повесть «Кто он?», опубликованную его вдовой после его смерти. Демобилизован осенью 1945 г.
Член КПСС с 1945.

Творчество

В летние каникулы 1950 года на хуторе Дорище Новгородской области Абрамов начал писать свой первый роман «Братья и сёстры», который был закончен через шесть лет. В течение двух лет роман не принимали к публикации, писателю отказали журналы «Октябрь» и «Новый мир». В 1958 году роман был опубликован в журнале «Нева» и был доброжелательно встречен критикой. В 1960 г. Абрамов оставил кафедру и стал профессиональным литератором.

Награды

Награжден орденом Ленина (1980), орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Похоронен в селе Веркола на правом берегу реки Пинега; на левом берегу находится Артемиево-Веркольский монастырь, вопросом восстановления которого Абрамов был озабочен в конце жизни.
В Верколе открыт музей Абрамова.

Абрамов Федор Александрович (годы жизни - 1920-1983) - русский писатель. Родился он в Архангельской области, в деревне Веркола. Семья Федора Александровича была крестьянская, многодетная.

Детство Федора Абрамова

Федор Александрович Абрамов, биография которого интересует сегодня множество читателей, рано потерял отца. Ему пришлось с шести лет, помогая матери, заниматься крестьянской работой. Федор Абрамов окончил первым учеником начальную школу деревни. Однако, несмотря на это, при поступлении в среднюю возникли трудности. Дело в том, что Абрамов был выходцем из середняцкой семьи. Поэтому в следующий класс его перевели не сразу. Абрамов начал пробовать себя в литературе еще в 9-10 классах. Первое стихотворение Федора Александровича было опубликовано в 1937 году в районной газете.

Однако он не сразу пришел к мысли о том, чтобы профессионально заняться литературной деятельностью. В 1938 году он окончил Карпогорскую среднюю школу и поступил в Ленинградский университет на факультет филологии.

Как провел военные годы Абрамов Федор Александрович (биография)

Список книг, посвященный жизни Федора Александровича, на сегодняшний день внушительный. Из них мы узнаем о том, что через несколько лет после поступления в университет учебу ему пришлось оставить, так как началась Великая Отечественная война. Федор Абрамов в 1941 году записался в народное ополчение добровольцем. Он был дважды ранен. Во второй раз Федору Абрамову чудом удалось избежать гибели. Через год, оказавшись на Большой земле после второго ранения, он посетил родную деревню. Отметим, что впечатления от поездки станут основой будущих его произведений. Абрамов как "нестроевик" был зачислен в тыловые части. Он работал заместителем политрука роты, обучался в военно-пулеметных частях. После окончания обучения его направили в контрразведку "Смерш" (расшифровывается как "смерть шпионам").

Продолжение обучения, преподавательская деятельность и книга о Шолохове

Абрамов после победы вернулся в университет, а затем, в 1948 году, Через некоторое время успешной защитой кандидатской диссертации была отмечена его биография. Федор Абрамов защитил работу о творчестве Шолохова. Впоследствии влияние на Абрамова этого писателя будут отмечать многие критики. Статья Федора Александровича о космополитизме в литературе СССР была опубликована в это же время. Он написал ее в соавторстве с Н. Лебединским. Статья была направлена против некоторых еврейских литературоведов. Абрамов несколько позже стал заведующим кафедрой советской литературы. Он преподавал в Ленинградском университете. В 1958 году Федор Александрович выпустил в соавторстве с В. В. Гурой книгу, посвященную творчеству Шолохова. Она известна под названием "М. А. Шолохов. Семинарий".

Особенности творчества Федора Александровича

Творчество Федора Александровича тесно связано с Верколой, с Пинежским краем. В деревне Пекашино, "прототип" которой - его родное село, разворачивается действие множества его произведений. Абрамову удалось создать своего рода художественную хронику. Он показал, как в жизни одной деревни отразились судьбы русского народа.

То, что Абрамов Федор Александрович обращался к теме деревни, предлагал новый для литературы послевоенного времени взгляд на историю России, граничащую с современностью, сыграло определяющую роль в том, что Абрамова поставили в ряд самых значимых фигур литературы СССР 1960-70-х годов. Федор Александрович в новом подходе к творчеству ощущал близость своих произведений к сочинениям В. Распутина, В. Белова, Е. Носова, С. Залыгина, В. Афанасьева, Б. Можаева.

"Братья и сестры" - роман и цикл произведений

"Братья и сестры" - первый роман Абрамова. Он посвящен жизни деревни в период Великой Отечественной войны. Роман был напечатан в 1958 году. Абрамов объяснил причину его появления невозможностью забыть о подвиге, который совершила русская баба. В 1941 году она открыла второй фронт, возможно, такой же тяжелый, как и фронт русского мужика. Это произведение позднее даст название целому циклу. Кроме этого, в него войдут еще 3 романа: "Дом", "Пути-перепутья" и "Две зимы и три лета". Сначала автор назвал свой цикл "Пряслины", на первый план выводя повествование о семье Пряслиных из деревни Пекашино. Однако такое название сужало замысел Федора Александровича, поэтому он его заменил на "Братья и сестры".

Цикл произведений был создан с тем, чтобы оспорить точку зрения, доминировавшую в литературе 1940-1950 годов. Русская деревня рассматривалась многими авторами как край благополучия. Произведение стало практическим подтверждением высказанной Федором Александровичем в 1954 году в статье позиции. Тогда он подверг резкой критике произведения С. Бабаевского, Г. Николаевой и Ю. Лаптева, признанные в качестве образцовых официальной критикой. Федор Александрович предъявил важное литературное требование - необходимо показывать правду, даже если она нелицеприятна.

Очерк "Вокруг да около"

Порой размышления Абрамова о русской деревне, выходя за рамки, установленные цензурой, оказывались рискованными. В качестве примера приведем его очерк "Вокруг да около", созданный в 1963 году. В его основу положен рассказ о том, как прошел день председателя колхоза. Это произведение было признано цензурой идейно порочным. В результате редактор "Невы" (журнала, в котором оно было напечатано) потерял свою работу.

"Две зимы и три лета"

Абрамов в 1968 году издал свой следующий роман под названием "Две зимы и три лета". Он посвящен нелегкой судьбе Пекашина в послевоенные годы. Федор Александрович на разных социальных уровнях исследует в этом произведении жизнь деревни. Как простой крестьянин, так и поставленный управлять людьми человек интересуют его. Не пришло облегчение, на которое так надеялись жители деревни. Еще недавно, связанные общей целью, они были словно "братья и сестры". Сейчас же Федор Александрович сравнивает Пекашино с кулаком, у которого каждый палец хочет своей жизни. Голод, непосильные государственные обязательства, отсутствие налаженного быта приводят героев Федора Абрамова к мысли о том, что необходимо что-то менять. Пряслин Михаил (очень близкий автору герой) в конце произведения ставит для себя вопрос о том, как дальше жить, куда податься. Надежды и сомнения Пряслина, размышляющего в финале произведения о будущем, воплощаются в образе-символе звезды, которая вспыхнула и "рассыпалась".

"Пути-перепутья"

Следующий роман, о котором мы расскажем - опубликованные в 1973 году "Пути-перепутья". Действие его разворачивается в начале 1950 годов. Это также эпизод из истории деревни Пекашино. Федор Александрович отмечает новые негативные изменения, которые произошли в характере крестьянина. Политика государства, которая не позволяла простому труженику воспользоваться результатами собственного труда, отучила его, в конце концов, работать. Она привела к тому, что духовные основы крестьянской жизни были подорваны. Одной из главных тем произведения является судьба руководителя колхоза. Он попытался изменить в меру своих сил установившийся порядок. Руководитель колхоза решил выдать крестьянам хлеб, который они вырастили. Это противозаконное действие, естественно, привело к его аресту. Для жителей деревни серьезным испытанием стало письмо в его защиту, которое им нужно было подписать. Очень немногие пекашинцы оказались способными на такой

"Дом"

Заключительным в серии "Братья и сестры" романом является "Дом". Он был опубликован в 1978 году. Это произведение посвящено действительности, современной автору - деревне 1970-х годов. Для Абрамова "дом" является одним из самых важных понятий. Оно заключает в себе все аспекты существования человека - личную жизнь отдельной семьи, общественную жизнь села, а также ситуацию в нашей стране в целом. Федор Александрович осознавал, что положение русского народа неблагополучно. Однако он все-таки искал представителей его, благодаря котором можно было бы сохранить надежду на то, что исконно русский характер возродится, а полуразрушенный "дом" будет заново отстроен историей.

Публицистика, повести и рассказы

Работу над крупными произведениями Федор Александрович сочетал с созданием небольших повестей и рассказов. Их написание из-за неоднократного обращения к произведениям порой растягивалось надолго. Например, "Мамониха" создавалась в период с 1972 по 1980 год, "Самая счастливая" - с 1939 по 1980 год, а "Трава-мурава" писалась с 1955 по 1980 год. Федор Александрович параллельно занимался публицистикой, а также выступал на радио и телевидении.

Публицистика, рассказы и повести не уступают романам. В них также не только плач и скорбь о России, но и неустанные поиски путей возрождения страны, истины, выявление здоровых сил русской нации. Обо всем этом были написаны лучшие повести Абрамова: в 1963 году - "Вокруг да около", в 1969 - "Пелагея", в 1970 - "Деревянные кони", в 1972 - "Алька", в 1980 - "Мамониха", а также при жизни не опубликованная "Поездка в прошлое" и оставшаяся незавершенной повесть под названием "Кто он?". Во всех них, как и в рассказах Абрамова, героями являются талантливые русские люди, усердные труженики, которые хотят справедливости и правды, страдают и порой гибнут под гнетом собственных заблуждений и суровой действительности. Однако они и прозревают, нередко находят ответы на вопросы времени, способны постичь смысл бытия и осознать свою ответственность за происходящее. Обо всем этом написаны лучшие книги Абрамова Федора Александровича. При жизни Абрамова некоторые его произведения не дошли до читателя. Среди самых важных из них можно отметить "Поездку в прошлое". Это повесть, которая была задумана еще в начале 1960 годов. Однако она появилась на свет лишь в 1989-м.

"Чистая книга"

"Чистая книга" - последнее значимое произведение Федора Александровича. Это итог его размышлений над судьбами родины. Произведение это, к сожалению, осталось незавершенным.

1981 год. Федор Александрович весной работает в Архангельском архиве. Он тщательно изучает материалы, которые связаны с жизнью района в годы, предшествовавшие революции. По приглашению А. Михайлова, критика, летом он направился в Печору - в места, где проповедовал, писал и был сожжен протопоп Аввакум. После этого вместе с Дмитрием Клоповым (фото с ним представлено ниже), художником-самоучкой и его другом, Абрамов путешествует по местам, которые связаны с именем Марии Дмитриевны Кривополеновой, великой пинежанской сказительницы. Она должна была стать прототипом одного из главных героев нового произведения - "Чистой книги".

Замыслам писателя, однако, не суждено было осуществиться. Федор Абрамов смог написать только начало "Чистой книги". Другие части остались в отрывочных записях, наметках, набросках. Тем не менее роман даже в таком виде захватывает настолько, что, добравшись до последних страниц, забываешь о том, что произведение не дописано. Настолько точны характеры, настолько спрессованы записи, что складывается впечатление законченности, целостности романа. Издание книги, к слову сказать, подготовила Людмила Владимировна Абрамова, вдова писателя.

Болезнь и смерть Федора Александровича

Только близкие люди знали о болезни Федора Александровича. Он перенес в сентябре 1982 г. операцию. Доктора сказали в апреле, что нужна еще одна. Она была проведена 14 мая 1983 г. Операция эта, как сказали врачи, прошла успешно. Однако в этот же день Федор Александрович скончался в послеоперационной палате от сердечной недостаточности. Федор Абрамов был похоронен в Верколе - своем родном селе.

Память о Федоре Абрамове

Память о нем после смерти не угасла. И сегодня его голос звучит в переиздаваемых книгах, монографиях и статьях о нем. Вечера памяти неоднократно проводились в Москве, Петербурге, Архангельске, Мариуполе, Верколе, Кирове.

О том, что память о нем не угасла, свидетельствуют и известные афоризмы Абрамова Федора Александровича: "Научиться писать стихи нельзя", "Все великое в искусстве в единственном числе", "Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем" и др., которые часто цитируются.

Творчество его не забыто. Были поставлены многочисленные спектакли по произведениям Федора Абрамова. Произведения его были инсценированы на сценах множества театров нашей страны. Среди самых долговечных и лучших спектаклей можно отметить "Дом" и "Братья и сестры" в МДТ (сегодня - "Театр Европы"). Режиссер-постановщик их -

Федор Абрамов - писатель и контрразведчик, живший в непростое для нашей страны время. Он был тесно связан с простым народом, заботился о судьбах нашей страны. Важные вопросы поднимал в своем творчестве Федор Абрамов. Книги автора знают и любят и сегодня.

Советская литература

Фёдор Александрович Абрамов

Биография

АБРАМОВ, ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1920−1983), русский писатель. Родился 29 февраля 1920 в с. Веркола Архангельской области в семье крестьянина. Во время Великой Отечественной войны 1941−1945 студентом филологического факультета Ленинградского университета ушел на фронт. После войны завершил высшее образование, стал кандидатом наук, заведующим кафедрой советской литературы в ЛГУ. С 1949 публиковал литературно-критические статьи. Первый роман Братья и сестры (1958) положил начало эпическому циклу Пряслины (другие романы Две зимы и три лета, 1968, и Пути-перепутья, 1973), полностью изданному в 1974 и отмеченному Государственной премией СССР (1975). В 1978 Абрамов дополнил цикл романом Дом.

Действие тетралогии Пряслины происходит в деревне Пекашино на севере России и охватывает период от Отечественной войны до начала 1970-х годов. После гибели на фронте отца главой семьи становится четырнадцатилетний Михаил Пряслин. На подростка ложатся не только заботы о младших братьях и сестрах, но и обязанность наравне со взрослыми работать в колхозе. Повествование о Пряслиных - типичной русской крестьянской семье, испытавшей на себе все жестокие перипетии 20 в., - сделало Абрамова одним из наиболее заметных представителей «деревенской прозы» - плеяды писателей, занимавшихся художественным исследованием глубинных пластов народной жизни. Для тетралогии характерен эпический стиль, скрупулезное описание деревенского быта и судеб героев. Творчество Абрамова в целом благожелательно оценивалось критикой, но прозаика огорчало, что основное внимание отдавалось его романам, в то время как он считал важными также и свои произведения других жанров. Так, важной вехой в творчестве Абрамова стала повесть Деревянные кони (1978), действие которой происходит в его родных местах - на русском Севере, в Пинежье. Картины деревенского быта, любовно нарисованные в повести, напоминают о «деревянном и берестяном царстве», в котором прошло детство будущего писателя. Главной героине, старухе Василисе Милентьевне, Абрамов придал черты своей матери. В 1973 повесть была инсценирована, по ней был поставлен спектакль в Театре на Таганке (режиссер Ю. Любимов). Абрамов осмысливает жизнь своих героев как в военные и послевоенные годы, так и в конце 1970-х, когда в центре внимания писателей-«деревенщиков» оказалась не столько борьба крестьянина за выживание, сколько мироощущение человека, духовно связанного с природой. Природное трудолюбие, ум и нравственная сила крестьян, показанных в произведениях Абрамова, оказываются сильнее суровых внешних обстоятельств. Умер Абрамов в Ленинграде 14 мая 1983.

Русский писатель Фёдор Александрович Абрамов, родившийся 29 февраля 1920 года, был родом из села Веркола Архангельской области, из крестьянской семьи. Он запомнился не только, как литературовед, но и как публицист 1960-1980 годов.

Когда Федору было два года, у него умирает отец. В 1933 г. мальчик заканчивает Веркольскую начальную школу и, чтобы обучаться в «десятилетке», переезжает с матерью в село Карпогоры, что в 45 км от Верколы. В 1938 г. Федор оканчивает ее с отличием и без экзаменов зачисляется в Ленинградский университет. В 1941 году, будучи студентом филологического факультета, ушел на фронт.

Еще во время учебы Абрамов знакомится с Крутиковой Людмилой, с которой в 1951 году вступает в брак. В 1951-1960 гг. Федор становится сначала старшим преподавателем, а после доцентом, заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.

С 1949 г. публиковал литературно-критические статьи. Его роман «Братья и сёстры», опубликованный в 1958 г., послужил началу полному циклу повести «Пряслины», изданной в 1974 г., а в 1978 г. завершением цикла романа «Дом». В 1954 году публикует в журнале «Новый мир» статью под названием «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», где выступает против лакировки положений в селе.

Повесть о семье Пряслины - это типичная русская крестьянская семья, испытавшая на себе все тяготы двадцатого века. Для этой тетралогии характерно описание судеб деревенской жизни и всей судьбы героев. Пожилая женщина, Василиса Милентьевна, которой отводилась главная роль в повести, напоминала чертами родную маму Абрамова.

Абрамов Федор Александрович

В 1980 году Федор Абрамов отмечает свое шестидесятилетие: торжества в Ленинграде, награждение орденом Ленина, встречи с читателями, поздравления, отклики: в эти дни писатель получил 350 телеграмм, более 200 писем - от организаций, журналов, друзей, собратьев по перу, от читателей.
…В журналах по-прежнему появляются рассказы и повести Абрамова. Многие из них были написаны раньше, над другими писатель работал в течение нескольких лет (к примеру, под циклом "Трава-мурава" указаны даты: 1955-1982 гг), есть и новые (повесть "Мамониха", 1980 г). В 1982 году в журнале "Новый мир" (№5) печатается цикл "Куст рукотворный" и несколько рассказов, в том числе "Франтик", который ранее не пропускала цензура. Это были последние рассказы, опубликованные при жизни писателя.
…Рассказывая о творческом наследии Федора Александровича Абрамова, нельзя забывать о немалой и не менее значительной, чем художественная литература, его части: это дневниковые записи и публицистика.
Дневники, заметки, наброски к произведениям ценны не только тем, что дают возможность заглянуть в творческую мастерскую писателя и составить представление о его труде: увидеть и вспышки озарения, и долгие, кропотливые поиски и метания, - в этих записях отразились не только развитие и рост произведений, но и боль души, духовный рост самого человека. В них собраны философско-нравственные заповеди, заветы, мысли и предостережения, которые Федор Абрамов вложил в свои произведения, - те, что мы, читая его книги, понимаем - умом или сердцем… или пропускаем - увы! - не увидев какой-то важной детали или просто не желая постигать глубину вещи. В набросках, дневниках содержатся и те размышления, которые в то время высказать открыто было невозможно. Здесь мысли не скрыты, как в художественном произведении - они резко очерчены и зачастую соседствуют с трудными вопросами, которые каждый может задать себе. Эти записи - хороший повод для раздумий собственных, веская причина заглянуть вглубь себя, и, возможно, по-новому взглянуть на мир.
К таким записям относятся и путевые дневники Федора Александровича Абрамова.
Путешествовал Федор Абрамов немало: был на Соловецких островах, на Алтае, на Печоре - в местах, где проповедовал и был сожжен протопоп Аввакум; на Новгородчине - результатом этой поездки стали три очерка, написанные в соавторстве с Антонином Чистяковым, уроженцем тех мест; посетил Армению - интервью с писателем местное телевидение тогда так и не решилось выпустить в эфир; много ездил по родному Пинежью (Об этих и других поездках см. Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.6. СПб.: Худ. лит-ра, 1995. С. 119 - 159)...
По туристическим путевкам, по приглашениям различных организаций и издательств Федор Александрович был и в других странах. Дневниковые записи, впечатления от этих поездок и наброски рассказов можно прочесть в том же шестом томе собрания сочинений (см. выше) и в книге "Неужели по этому пути идти всему человечеству?" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Изд-во "Правда Севера". 2002). И это не заметки туриста, а замечания, мучительные раздумья человека, пытающегося понять, какие события, устремления в прошлом привели к настоящему - и увидеть, как может сложиться будущее. В судьбе любой страны, в ее культуре, устройстве быта, он видел тесную связь со всем, что происходило и происходит в России.
Во Франции Федор Абрамов был трижды: в 1968 году, в 1975 и весной 1976 года. Последняя поездка - по приглашению Министерства культуры Франции и издательства "Альбен Мишель" - оказалась из всех самой плодотворной: Абрамов на машине с личным гидом объехал почти весь юг Франции.
Записи о Франции переполнены полярными впечатлениями и эмоциями: тоска и боль в размышлениях о судьбе русских эмигрантов (гид удивлялась: "первый русский, который объехал чуть ли не все могилы Франции" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 22); восторг - в заметках о встречах с произведениями искусства и интересными людьми. Абрамов пишет, что во время этой поездки он "узнал Францию".
Поездка в Германию с 6 по 21 мая 1977 года состоялась после мучительных размышлений: Абрамов-фронтовик не мог относиться непредвзято к немцам, и особенно тяготило его то, что поездка должна состояться в то время, когда весь СССР будет праздновать День Победы - победы над фашистской Германией.
Однако о принятом решении жалеть не пришлось: читательские конференции с восторженными откликами (оказалось, немцам по душе пришлись абрамовские герои) и пытливыми вопросами, музеи, города - разные до контраста: поразившие писателя Веймар, где жили и творили Гете и Шиллер, и рядом, в пяти километрах, неутихающая боль Бухенвальда. И - размышления, размышления: о судьбе человека и человечества, об истоках добра и зла, о силе и призвании искусства…
Записи о Финляндии (здесь Федор Александрович был четырежды - в 1969, 1975, 1977 и 1982 годах) наполнены добрым отношением, восхищением страной и ее людьми.
А вот впечатления от поездки в США (1977 год) - тяжелые. Отмечая американскую деловитость, рационализм, умение организовывать быт и производство, писатель ужасался необразованностью, равнодушием и узостью интересов большинства американцев: "Деловитость перешла в делячество. Бездуховность. Любовь к земле. Человек и земля. Нет любви. В лучшем случае это любовь собственника. Америка задала тон предельной рационализации всему миру. Америка - это антипод поэзии. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Неужели у людей нет другого пути?" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 204 - 205). И - выводы, которые так актуальны в наши дни: "Деловой человек, которого мы жаждем сегодня, - это не радость. Он непременно вырождается в дельца" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 205).
Абрамов не выдержал, не дождался окончания официальной программы пребывания в этой стране - улетел на несколько дней раньше.
… Вспоминая о публицистике, наверное, прежде всего стоит сказать, что речь напечатанная и речь произнесенная - разные вещи: здесь многое зависит от оратора, от того, сможет ли он зажечь, повести за собой слушателя.
По воспоминаниям современников, Абрамов был блестящим оратором. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о нем: "Он был и поразительным оратором, оратором-публицистом, слушать которого было почти потрясением" (Лихачев Д.С. Мощный талант// Земля Федора Абрамова. М.: Современник. 1986. С. 375). Александр Михайлов, критик и друг писателя, вспоминает его выступления на съездах писателей: "Когда он говорил с трибуны в Большом Кремлевском дворце, меня не покидало ощущение огромной значимости происходящего. Это был страстный проповедник, народный трибун, рожденный для того, чтобы словом обжигать людей, вести за собой массы" (Михайлов Ал. Моя гиперборея: Статьи о литературе, воспоминания. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та. 199. С. 108).
И удивительно, что при этом "Абрамов не часто выступал, нередко отказывался даже от коротких выступлений, - вспоминает Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, - Мало кто знал, как нелегко давались ему беседы и выступления. Некоторые из них вынашивались годами, бессонными ночами. Произносимым словом он так же дорожил, как и литературным, печатным. Он десятки записей делал, прежде чем выступить" (Крутикова-Абрамова Л.В. Слово в ядерный век: О публицистике// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 37).
…В 1979 году 18 августа в "Пинежской правде" было опубликовано открытое письмо Федора Абрамова к землякам "Чем живем - кормимся?".
Письмо родилось после долгих мучительных раздумий: безразличие к общественному хозяйству, халатность - даже в родных краях, где добросовестный труд ранее считался нормой и основой жизни - не могли оставить Абрамова равнодушным.
"Толкнула" написать письмо землякам "жена, неисправимая идеалистка, которая верит, что словом можно многое изменить в этой жизни" (Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 60). Обсудил идею письма с Поздеевым Михаилом Григорьевичем, тогда секретарем райкома, человеком опытным и уважаемым. И - взялся за перо.
В письме не просто критика - доверительный, открытый разговор с земляками: вспоминая их заслуги и признавая достоинства, Абрамов указывает на бардак, вопиющую бесхозяйственность в селе, ставит острые вопросы. Соглашаясь с тем, что есть недостатки в руководстве, он, однако, не снимает ответственности с самих земляков, заставляет вспомнить, что в селе каждый должен быть хозяином.
Ответной реакции ждал с волнением (в это время он жил в Верколе). И вот она: "Спасибо, Федор Александрович, и ране знали, что ты писатель, а что такой настоящий, поняли только сегодня". Правда, радость была недолгой: письмо повлияло на жизнь Верколы ("с риском в клуб попадали - крыльцо отремонтировали. Телята дохли на телятнике - построили новый телятник, и еще много, много" (Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 61), но, к сожалению, "некоторым товарищам показалось, что у нас и так инициативы через край. Письмо должного обсуждения не получило" (Там же: Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино).
А письмо перепечатали в "Правде", с сокращениями и изменениями текста без ведома автора. Но и в таком виде оно вызвало широкий резонанс: затронутые в нем проблемы были не только веркольскими, пинежскими - острые вопросы оказались актуальными в масштабах всей страны. Читательские отклики на письмо шли отовсюду…
Среди публицистики стоит особо выделить статью "Самый надежный судья - совесть" (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 32 - 69). Дело в том, что это не статья в обычном понимании этого слова, это конспект выступления Федора Абрамова на авторском вечере в Останкино 30 октября 1981 году, который транслировался на всю страну.
Отказавшись от выступлений артистов, демонстрации кинофрагментов, Абрамов вышел на сцену и четыре часа вел разговор со зрителями: сначала - выступление, затем - ответы на вопросы, вопросы непраздные, часто больные и животрепещущие. И в этих ответах слышен голос Абрамова - человека: его живая речь, пересыпанная яркими словечками, сравнениями; речь, идущая из глубины сердца, отличающаяся от слова печатного - тщательно продуманного, много раз переработанного, отшлифованного.
После вечера писатель и студия Останкино получили множество писем с просьбой повторить передачу. К сожалению, при жизни Федора Александровича этого не произошло.
"О хлебе насущном и хлебе духовном" и "Слово в ядерный век" - выступления Федора Абрамова на VI и VII съездах писателей (1976 г и 1981 г). Это о них сказал критик Александр Михайлов, что те, кто эти выступления "слышали, то никогда их не забудут" (Михайлов Ал. Моя гиперборея: Статьи о литературе, воспоминания. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та. 199. С. 107).
Эти выступления - яркое и точное слово, доказывающее собратьям по перу важность литературы сегодня, указывающее ее место в жизни. Речь, подымающая целый пласт социальных и нравственных проблем, объясняющая необходимость слова точного, честного, бескомпромиссного, необходимость возвращения литературе ее прежнего и высшего назначения: открывать глаза на проблемы, а не укрывать их; вести человека и помогать ему, а не успокаивать и усыплять, - лечить болью, "возделывая души человеческие" (Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном: выступление на VI съезде писателей СССР. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 12).
Не будем подробно останавливаться на всех статьях и выступлениях Федора Абрамова, ограничимся лишь перечислением наиболее значимых вещей, относящихся к публицистике. Это очерки, написанные в соавторстве с поэтом Антонином Чистяковым: "Пашня живая и мертвая" (1978 г), "От этих весей Русь пошла" (1979 - 1980 г) и "На ниве духовной" (1981 г) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 74 - 196) - результат совместных поездок по новгородской земле; выступление Федора Абрамова в день своего шестидесятилетия "Работа - самое большое счастье" (1980) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 20 - 26); статья "В краю родникового слова" (1982) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 70 - 73), написанная к 400-летию Архангельска и опубликованная впервые в "Советской России" 1 февраля 1983 года.
Говоря о многом, рассматривая разные стороны жизни, Абрамов говорит, по сути, об одном и том же, о самом главном: о том, что "социальные, экономические, экологические проблемы неотрывны от духовных, что нельзя возродить Россию, не улучшая самого человека" (Крутикова-Абрамова Л.В. Послесловие //Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. лит-ра, 1993. С. 612), "нельзя заново возделать русское поле, не мобилизуя всех духовных ресурсов народа, нации" (Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном: выступление на VI съезде писателей СССР. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 12).
Последние годы Федора Александровича Абрамова были посвящены работе над "Чистой книгой" - произведением, которое должно было стать лучшим из всего, когда-либо написанного Абрамовым.
"Чистая книга" - первый роман из задуманного цикла, посвященного раздумьям о судьбе России, поискам, почему ее постигла такая судьба - и в то же время рассказывающего страну в разное время: людей, их быт, характеры, нравы, обычаи, - показать живую, самобытную Русь, Русский Север, со всеми его сложностями, радостями, проблемами.
Роман был задуман еще в 1958 году как книга о гражданской войне на Пинежье, а 14 ноября 1964 года в дневнике появилась запись о "целой серии книг" (Абрамов Ф.А. Так что же нам делать: Из дневников, записных книжек, писем. размышления, сомнения, предостережения, итоги. СПб.: Изд-во "Журнал "Нева", 1995. С. 11). В 1978 году писатель снова возвращается к мысли о трилогии: "Первая книга - Россия перед революцией, вторая книга - Россия в гражданской войне, третья - 37-й год. Резня. Контрреволюция. Самодержавие в пролетарских одеждах" (Крутикова-Абрамова Л.В. Чистая книга// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 280).
Материалы Абрамов собирает 25 лет: архивы, газетные статьи, письма, разговоры со старожилами. Летом 1960 года он повторил часть пути красноармейского отряда Щенникова и Кулакова: как те в 1918 году, проплыл на плотике с Усть-Выи до Верколы, впитывая опыт предшественников, пытаясь понять их впечатления и настроения, собирая ценнейшую информацию. Надо заметить, это путешествие вовсе не было легкой прогулкой: большая часть пути - места нежилые, да и погодой Север не баловал: "Русло не разработанное. Ветер навстречу свищет. Пронизывает до костей. Мерзнут руки. Вода леденеет на шесту. И дико кругом. Ни одного селения" (Крутикова-Абрамова Л.В. Чистая книга// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 279).
1981 год. Весной Федор Александрович работает в Архангельском архиве, пристально изучая материалы, связанные с жизнью района в дореволюционные годы. А летом по приглашению критика Александра Михайлова едет на Печору - в места, где писал, проповедовал, а затем был сожжен протопоп Аввакум; затем - вместе со своим другом, веркольским художником-самоучкой Дмитрием Михайловичем Клоповым, путешествовал по местам, связанным с именем великой сказительницы, пинежанки Марии Дмитриевны Кривополеновой. Махонька, как ее ласково называли за маленький росточек и легкий, незлобивый характер, должна была стать одним из главных героев "Чистой книги".
В это же лето 1981 года Федор Абрамов наметил свои творческие планы на ближайшие годы.
Увы! Замыслам писателя не суждено было сбыться: Федор Александрович успел написать лишь начало "Чистой книги", остальная часть - как и большинство задуманных вещей - осталась в набросках, наметках, отрывочных записях. Но даже в таком виде роман захватывает настолько, что на последних страницах книги, подготовленной к публикации вдовой писателя, Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой, забываешь о том, что книга не дописана: характеры настолько точны, записи так спрессованы, что создается впечатление целостности, законченности романа…
…О болезни Федора Абрамова знали только близкие: в сентябре 1982 года он перенес операцию; в апреле врачи объявили: требуется еще одна. 14 мая 1983 года эта операция, по словам врачей, прошла успешно. В этот же день в послеоперационной палате Федор Абрамов скончался от сердечной недостаточности.
19 мая Федора Абрамова похоронили в Верколе, на его любимом угоре, рядом с домом, построенном его собственными руками. На похоронах огромное количество народу замерло, услышав над Пинегой курлыканье пары журавлей.

Годы жизни: с 1920 по 1983 год

Фёдор родился на Пинеге, в деревне Верколе, что в Архангельской области в 1920 году 29 февраля. На своей родной северной земле он и начал свою трудовую жизнь, эти же земли защищал на фронте, сюда же его привезли, когда он был ранен. Со своей деревней он связан творчеством и своими книгами.

В 1948 году Фёдор Александрович окончил обучение в филологическом факультете в университете Ленинграда, потом и обучение в аспирантуре. Абрамов работал доцентом, заведующим кафедрой, выступал в печати с критическими статьями о советской литературе.

В 49-ом он впервые выступил как литературный критик в печати. А в 58-ом году вышел с печати его первый роман, который назывался «Братья и сёстры».

Абрамова критики чаще называли, как «писатель деревенской тематики».

Ведь его творчеству присуще уважение к нелёгкой жизни деревенского люда, к их труду. Своими романами и повестями Фёдор Александрович заставлял читателя задуматься о сложных и порой противоречивых, социальных и экономических процессах, который встречаются «на каждом шагу» колхозной жизни.

1961 год, повесть «Безотцовщина»;

1968 год, написан роман «Две зимы и три лета»;

1969 год, повесть «Пелагея»;

1970 год, повесть «Деревянные кони»;

1972 год, повесть «Алька»;

1973 год, «Пути-перепутья», который продолжил деревенскую тему;

1975 год, Абрамов получает Государственную премию, сразу за несколько романов, которые составляли трилогию, под названием – «Пряслины». Фёдор Александрович посвятил данную трилогию жизни одной русской деревушки в годы войны и после войны.

В последние годы жизни Фёдор Абрамов написал повесть, которая была названа «Мамониха», а чуть позже и сборник коротких рассказов «Трава-мурова».

Произведения были неоднократно инсценированы для театральной постановки.

Фёдор Александрович Абрамов умер в 1983 году ….

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2013-02-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.