Принцесса фиона. Сказочные персонажи "Шрек": список, характеристики и интересные факты. Участие в рейтингах

Принцесса Фиона
Princess Fiona
Вселенная Шрек
Появления Шрек , Шрек: Медовый месяц , Шрек 2 , Шрек Третий , Шрек мороз, зелёный нос , Шрек: Страшилки , Шрек навсегда
Создатель Тед Эллиот и Терри Россио
Исполнение Камерон Диас и Филдс, Холли
Информация
Пол женский
Родственники Муж: Шрек
Дети: Фергус, Фаркл и Фелиция
Отец: Король Гарольд (умер)
Мать: Королева Лилиан
Кузен: Артур Пендрагон
Свёкор: безымянный (умер)
Свекровь: безымянная (умерла)

Принцесса Фиона - персонаж из анимационных фильмов Шрек , Шрек 2 , Шрек Третий , Шрек навсегда . Озвучена Камерон Диас , песни исполнены из и.

Шрек [ | ]

В первом фильме Лорд Фаркуад посылает огра по имени Шрек спасти Принцессу Фиону, чтобы жениться на ней, не рискуя собственной жизнью. При первом появлении она оказывается очень расстроенной тем, что её спас не Прекрасный Принц, а огр и тем, что тот, кто на ней хочет жениться, не спас её сам.

Поначалу она даже отказывается следовать в замок Фаркуада, но в итоге становится более дружественной с Ослом и даже постепенно начинает испытывать чувства к Шреку, так как они выясняют, что имеют больше общего, чем им показалось вначале, ведь оба кажутся теми, и пытаются быть теми, кем не являются. Фиона начинает сомневаться, является ли Лорд Фаркуад её настоящей любовью.

Осёл и Дракониха, что сторожила Фиону, позже тоже влюбляются друг в друга. По ходу фильма выясняется, что на Фиону было наложено проклятье, из-за которого она ночью превращается в огра. Проклятье было наложено на неё колдуньей ещё в детстве (неизвестно, была ли это её Крестная Мать и было ли это частью её плана).

Осёл, проверяя Фиону ночью, обнаруживает её в виде огра, и она рассказывает ему о проклятии. Шрек, подслушав часть разговора, когда Фиона говорит: «Можно ли полюбить столь ужасного монстра?», посчитал, что она говорит о нём. Затаив обиду, Шрек передаёт Фиону Лорду Фаркуаду, а Фиона соглашается ехать с ним, так как расстроена поведением Шрека, хотя ей совсем не кажется, что Фаркуад ей нравится.

Позже, когда Осёл, рассказывает Шреку, что она говорила не о нём, а «о ком-то ещё», Шрек врывается на свадьбу и останавливает её. Не успев получить поцелуя Фаркуада до заката, Фиона превращается в огра. Шрек целует её и она превращается в огра навсегда. Ожидавшая стать человеком, Фиона расстроена, но Шрек успокаивает её, сказав, что она и так красива, и счастливые огры женятся. В конце они устраивают большую вечеринку, после которой Фиона и Шрек отправляются в медовый месяц, с которого начинается второй фильм.

Шрек 2 [ | ]

Во второй части Фиона пытается убедить Шрека встретиться с её родителями, которые являются королём и королевой в Тридевятом королевстве (англ. Far Far Away), похожем на Голливуд. Её крёстная мать, которая заперла её в башне, всё ещё считает, что она под заклятьем. Однако при встрече с Фионой она обнаруживает, что она вышла замуж за огра. Она придумывает план, чтобы убить Шрека, чтобы её сын, принц Чаминг, мог на ней жениться.

Выясняется, что у неё был план, согласно которому принц Чаминг должен был спасти Фиону и жениться на ней. Это была благодарность короля за услугу, которую она ему оказала. Фиона временно становится человеком после того, как Шрек выпил снадобье «Долго и счастливо», которое действует не только на того, кто выпил, но и на его настоящую любовь, делая их красивее. Чтоб эффект остался навсегда, Фиона должна поцеловать свою любовь до полуночи. Крёстная Мать заставляет Гарольда дать своей дочери снадобье, выпив которое, она влюбится в первого, кого она поцелует.

Её план проваливается, так как Гарольд, видя, как сильно Фиона любит Шрека, не даёт ей зелье. В итоге, когда Шрек хочет поцеловать Фиону, она останавливает его и говорит, что она хочет жить долго и счастливо с огром, за которого она вышла замуж, после чего они оба возвращаются в прежнее состояние.

Шрек Третий [ | ]

В 3-й части Фионе приходится взять на себя роль королевы, пока её отец болен. Когда он умирает, Шреку приходится искать её кузена Артура (или просто Арти). Также она говорит Шреку, что она беременна, о чём она намекала с самого начала фильма. Тем временем Чаминг организует восстание, чтоб провозгласить себя королём.

Фиона организовывает сопротивление со своими подругами Золушкой , Белоснежкой , Спящей красавицей , Рапунцель и Дорис, страшной сводной сестрой, но Рапунцель предаёт их, чтобы выйти замуж за Принца Прекрасного. Благодаря матери Фионы, которая, оказывается, хорошо дерётся, они организовывают побег. Арти призывает народ бороться. В конце у Фионы рождается тройня: сыновья Фергус и Фаркл и дочка Фелиция.

Это первая часть сериала, где Фиону не показали в образе человека.

Шрек навсегда [ | ]

Принцесса Фиона снова появляется в фильме, сразу в двух образах - милой матери семейства и бесстрашной предводительницы огров в борьбе против злодея Румпельштицкена (в альтернативной реальности, куда забросило Шрека). В человеческом облике её показывают, но мельком.

Оценки персонажа [ | ]

Этот персонаж - аналог главных действующих лиц таких сказок , как Спящая красавица , Белоснежка , Золушка , Красавица и чудовище (известных так же в виде классических диснеевских мультфильмов) с точностью до наоборот, пародирует образ классической «диснеевской принцессы » . Образ Фионы во многом пересматривает гендерные стереотипы. Принцесса, превращающаяся в «чудовище»-великаншу - это явное отрицание схемы социализации девушки, как пассивного, зависимого существа, ожидающего своего «принца», в частности описанного в книге Коллет Даулинг «Комплекс Золушки» (Colette Dowling. The Cinderella Complex ) 1981 года

В этой статье вы узнаете:

Фиона (Fiona) — принцесса из Предалекого королевства, огр. Главная героиня мультфильма «Шрек». Образ принцессы Фионы гармонично вписался в колорит необычных персонажей мультфильма «Шрек». Эта, на первый взгляд, безобидная красотка, на самом деле оказалась воительницей, женщиной-огром «с огоньком».

Детство и юность

Родилась Фиона в Предалёком королевстве, прототипом которого является Голливуд, в семье Короля и Королевы. На день рождения красавицы были приглашены все жители близлежащих королевств. Пиршество получилось самым глобальным после рождения Спящей красавицы.

С рождения девочку окружали сказочные персонажи. Росла она в одной песочнице с Белоснежкой, Бель, Золушкой и другими принцессами. Они остались её подругами на протяжении всей жизни.

В 7 лет принцесса встретила в лесу огра, которого совершенно не испугалась. В будущем именно этот огр стал её мужем.

Ее мама Лилиан занималась борьбой. Поэтому Фиона с юных лет начала осваивать азы боевых искусств. К 10 годам она уже свободно владела карате и кунг-фу.

Отец девочки, Гарольд в прошлом был лягушкой. Человеком его сделала любовь к Лилиан. Не обошлось без колдовства. Фея Крёстная поспособствовала превращению лягушки в очаровательного мужчину. Однако она попросила за это высокую цену.

У Феи был с самого начала продуман план: она хотела заколдовать принцессу, а расколдовать её смог бы поцелуй прекрасного принца – сына Крёстной. Фея таким образом собиралась устроить личную жизнь своему ребёнку.

В 16 лет Фиону поместили в башню, которую сторожила Дракониха. Здесь девушка должна была ждать своего суженого.

Он появился, но в обличье огра по имени . Девушка влюбилась в него, и вскоре колдовство пропало. Фиона стала полноценным огром. Она едва не вышла замуж за Лорда Фаркуада, но любовь зелёного доброго монстра всё же победила.


Шрек и Фиона

Взрослая жизнь

Взрослая жизнь принцессы началась с замужества со .

Она познакомила мужа с родителями, и те долго не могли смириться с выбором дочери. Однако вскоре, после события, связанного с Феей Крёстной, они приняли Шрека как сына.

Затем Фиона стала матерью трёх очаровательных малышей-огров: Фергуса, Фаркла и Фелиции. Жизнь потекла счастливым ручьём.

Семья Фионы и Шрека

Награды

В 2009 году её избрали седьмой самой сексуальной мультипликационной красавицей. Голосование проводилось «Комсомольской правдой».

В рейтинге фантастических влюблённых пар Фиона и Шрек заняли почётное первое место. Их отношения назвали самыми честными среди анимационных персонажей. Рейтинг составлял Михаил Попов в журнале «Мир фантастики».


Тест. Какой Камень Бесконечности вам подходит
Стратегический научный резерв из фильмов Marvel Тест. Как хорошо вы знаете злодеев фильмов Marvel Тест. Как хорошо ты знаешь фильмы Марвел? Тест. Хорошо ли ты знаешь Леди Баг? Лучший косплей Джайны Праудмур Лучшие антигерои комиксов

Принцесса Фиона предпочла ради любви навсегда принять образ огра. Персонаж получился невероятно обаятельным и женственным даже в обличии зеленого монстра. Спутница показала себя как верный друг и мудрая супруга, пополнив плеяду сильных личностей женского пола в американской мультипликации.

История создания

Шрек и его необычная пассия – полуогр-получеловек – плод фантазии Уильяма Стейга. В 1990 году американский детский писатель и художник издал иллюстрированную книжку о приключениях добродушного зеленого монстра и болтливого осла, которые отправились спасать из заточения принцессу Фиону. Автор написал легкую историю и сам же ее проиллюстрировал, а спустя шесть лет книгой заинтересовались кинематографисты.

Работа над мультфильмом стартовала в 1996 году. Результатом долгого и кропотливого труда длиною в четыре года стал первый мультфильм «Шрек», покоривший сердца детей и взрослых. Анимационная картина – сплошная пародия на классические сказки, разбавленная россыпью отсылок к популярным фильмам.

Главный женский персонаж стал пародией на образы принцесс из знакомых с детства волшебных историй: «Красавица и чудовище» (центральный сюжет и взаимоотношения Фионы со Шреком – это точная инверсия сказки), «Белоснежка», «Золушка», «Спящая красавица». Однако от нежных и ранимых прототипов Фиону отличает самостоятельность и внутренний стержень. Девушка не играет роль жертвы, наоборот, способна постоять за себя, умеет дать физический отпор, потому как владеет впечатляющими бойцовскими качествами – за годы, проведенные в заточении, от скуки научилась драться не хуже опытного воина.


Принцесса Фиона и Шрек

В детстве Фиона жила в родительском дворце обычной жизнью принцессы. Но на девочку наложила страшное проклятие злобная фея: днем героиня выглядела прекрасной юной дамой, а с приходом темноты превращалась в ужасного огра.

Чтобы люди не насмехались над дочерью, королева Лилиан и король Гарольд не отпускали ее по ночам из дома. Когда же Фионе исполнилось 14 лет, она поселилась в старом замке. Здесь принцесса под охраной огнедышащего дракона провела несколько лет в ожидании принца, поцелуй которого снимет заклятье.


Вместо бравого принца на помощь к Фионе явился зеленый людоед с неугомонным ослом. Парочку отправил в замок лорд Фаркуад, желающий жениться на принцессе, чтобы стать королем, но побоявшийся самостоятельно сразиться с драконом.

Долгий путь в город Дюлок, где должна была состояться свадьба Фионы с Фаркуадом, сблизил спасителя и спасенную. Девушка полюбила Шрека, а впоследствии поцелуй этого брутального персонажа навсегда оставил принцессу в облике огра.


После свадьбы Фиона настояла на знакомстве Шрека с родителями. Поездка приоткрыла тайну заклятия – оказалось, что принцессу прокляла крестная мать, которая собиралась женить на ней собственного сына Чаминга. Герои прошли через череду новых козней, которые затеяла фея-крестная, Шрек даже угодил в тюрьму, но крепкая любовь огров победила.

Со смертью отца Фионе пришлось ненадолго занять престол и вместе с мужем отвоевать власть у коварного и честолюбивого Чаминга. Принцесса устроила феерический бунт с помощью подруг детства , и . После празднования победы над врагами огры вернулись в родные болота, где стали счастливыми родителями: Фиона родила тройню – двух мальчиков и девочку, которых назвали Фергус, Фаркл и Фелиция.


Жизнь огров, как и каждой семейной пары, превратилась в рутину. Шрек заскучал по былым приключениям, поэтому купился на уловку злодея-мага Румпельштильцхена. Тот пообещал добродушному жителю болот возможность «пожить немного для себя» взамен на один день из прошлой свободной жизни.

Шрек попал в альтернативную реальность, где не имеет ни друзей, ни жены с детьми. Расторгнуть контракт с Румпельштильцхеном можно, лишь поцеловав настоящую любовь. Главный герой сумел отыскать Фиону, которая теперь – предводительница огров и воительница за независимость. Крепкие чувства вновь победили зло, а супруги оказались в прежнем мире.


Экранизации

Показ первого фильма из сериала о Шреке и его возлюбленной Фионе состоялся в 2001 году. На создание мультика у сотрудников «DreamWorks Animation» ушло четыре года. За это время сменилась даже группа художников, не сумевших договориться с начальством об итоговом сценарии, – руководство студии считало, что сценаристы слишком поиздевались над привычными детскими сказками.

И действительно, авторы вволю поглумились над волшебными историями, снятыми студией «Дисней», разбавив их деталями из фильмов «Бэйб: Четвероногий Малыш», «Индиана Джонс», «Миссия невыполнима», а также телепередачи «Игра в свидания». Сценаристы сатирически переосмыслили нравоучительные мотивы сказок и перевернули все с ног на голову.


В мультфильмах появились элементы и из кучи других художественных картин. Например, в сцене боя Фионы с бандой использовали фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и «хореографию» , а вращающаяся вокруг персонажей камера – это отсылка к легендарной «Матрице». Авторы проекта эксплуатировали образы (танец ), (кадр с раздуванием юбки), а центральные ворота Тридевятого царства выглядят, как вход на студию «Paramount».

Дебют мультфильма вызвал восторженные отзывы зрителей, поэтому решили снимать продолжение. В итоге последовали еще три серии:

  • «Шрек-2» (2004)
  • «Шрек третий» (2007)
  • «Шрек навсегда» (2010)

Основной цикл дополнился короткометражками: «Шрек: Медовый месяц», «Шрек Мороз, зеленый нос» и «Шрек: страшилки». В них огр спасает Фиону из плена, открывает для себя рождественский праздник, соревнуется с друзьями на самую ужасную хеллоуинскую страшилку.

Голос Фионе подарила . Часто при озвучке мультики наполняются фактами, которых нет в сценарии. То же самое случилось и в этот раз. По вине актрисы девушке-огру пришлось в кадре рыгнуть, потому что Диаз не справилась во время работы с физиологическими особенностями собственного организма.

  1. По результатам опроса, проведенного в 2009 году «Комсомольской правдой», Фиона заняла седьмое место в списке самых сексуальных красавиц из мультиков.
  2. Фиона и Шрек возглавляют рейтинг влюбленных пар, составленный журналом «Мир Фантастики». Читатели считают, что у супругов самые честные отношения среди анимационных персонажей.

Спасти Принцессу Фиону, чтобы жениться на ней, не рискуя собственной жизнью. При первом появлении она оказывается очень расстроенной тем, что её спас не Прекрасный Принц, а огр и тем, что тот, кто на ней хочет жениться, не спас её сам.

Поначалу она даже отказывается следовать в замок Фаркуада, но в итоге становится более дружественной с Ослом и даже начинает испытывать чувства ко Шреку, так как они выясняют, что имеют больше общего, чем им показалась вначале, ведь оба кажутся теми, и пытаются быть теми, кем не являются. Фиона начинает сомневаться, является ли Лорд Фаркуад её настоящей любовью.

Осёл и дракониха, что сторожила Фиону, позже влюбляются друг в друга. По ходу фильма выясняется, что на Фиону было наложено проклятье, из-за которого она ночью превращается в огра. Проклятье было наложено на неё колдуньей ещё в детстве. (Неизвестно, была ли это её Крестная Мать и было ли это частью её плана).

Осёл, проверяя Фиону ночью, обнаруживает её в виде огра, и она рассказывает ему о проклятии. Шрек, подслушав часть разговора, когда Фиона говорит: «Кто может полюбить чудовище, такое мерзкое и ужасное?», посчитал, что она говорит о нём. Разозлившись, Шрек передаёт Фиону Лорду Фаркуаду, а Фиона соглашается ехать с ним, так как расстроена поведением Шрека, хотя ей совсем не кажется, что Фаркуад ей нравится.

Позже, когда Осёл рассказывает Шреку, что она говорила не о нём, а «о ком-то ещё», Шрек врывается на свадьбу и останавливает её. Не успев получить поцелуя Фаркуада до заката, Фиона превращается в огра. Шрек целует её и она превращается в огра навсегда. Ожидавшая стать человеком, Фиона расстроена, но Шрек успокаивает её, сказав, что она и так красива, и счастливые огры женятся. В конце они устраивают большую вечеринку, после которой Фиона и Шрек отправляются в медовый месяц, с которого начинается второй фильм.

Шрек 2

Во второй части Фиона пытается убедить Шрека встретиться с её родителями, которые являются королём и королевой в королевстве «Далеко-далёко» (англ. Far Far Away) (похожего на Голливуд). Её крёстная мать, которая заперла её в башне, всё ещё считает, что она под заклятьем, однако при встрече с Фионой она обнаруживает, что она вышла замуж за огра. Она придумывает план, чтобы убить Шрека, чтобы её сын, Принц Прекрасный (Чаминг), мог на ней жениться.

Выясняется, что у неё был план, согласно которому её сын, Прекрасный Принц, должен был спасти Фиону и жениться на ней. Это была благодарность короля за услугу, которую она ему оказала. Фиона временно становится человеком после того, как Шрек выпил снадобье «Долго и счастливо», которое действует не только на того, кто выпил, но и на его настоящую любовь, делая их красивее. Чтоб эффект остался навсегда, Фиона должна поцеловать свою любовь до полуночи. Крёстная Мать заставляет Гарольда дать своей дочери снадобье, выпив которое она влюбится в первого, кого она поцелует.

Её план проваливается, так как Гарольд видя, как сильно Принц Прекрасный не нравится Фионе, не даёт ей зелье. В итоге, когда Шрек хочет поцеловать Фиону, она останавливает его и говорит, что она хочет жить долго и счастливо с огром, за которого она вышла замуж, после чего они оба превращаются назад.

Шрек Третий

В 3-й части Фионе приходится взять на себя роль королевы, пока её отец болен. Когда он умирает, Шреку приходится искать её кузена Артура (или просто Арти). Также она говорит Шреку, что она беременна, о чём она намекала с самого начала фильма. Тем временем Чарминг организует восстание, чтоб провозгласить себя королём.

Фиона организовывает сопротивление со своими подругами Золушкой, Белоснежкой, Спящей Красавицей, Рапунцель и Дорис, страшной сводной сестрой, но Рапунцель предаёт их, чтобы выйти замуж за Принца Прекрасного. Благодаря матери Фионы, которая оказывается хорошо дерётся, они организовывают побег. Арти призывает народ бороться. В конце у Фионы рождается тройня: сыновья Фергус и Фаркл, и дочка Фелиция

Это первая часть сериала, где Фиону не показали в образе человека.

Шрек навсегда

Принцесса Фиона снова появляется в фильме, сразу в двух образах - милой матери семейства и бесстрашной предводительницы огров в борьбе против злодея Румпельштицкена (в альтернативной реальности, куда забросило Шрека). В человеческом облике её показывают, но мельком.

Оценки персонажа

Этот персонаж - аналог главных действующих лиц таких сказок , как Спящая красавица , Белоснежка , Золушка , Красавица и чудовище (известных так же в виде классических диснеевских мультфильмов) с точностью до наоборот, пародирует образ классической «диснеевской принцессы » . Образ Фионы во многом пересматривает гендерные стереотипы. Принцесса превращающаяся в «чудовище»-великаншу - это явное отрицание схемы социализации девушки, как пассивного, зависимого существа ожидающего своего «принца», в частности описанного в книге Колет Даулинг «Комплекс Золушки» (Colette Dowling. The Cinderella Complex ) 1981 года . Это во многом перекликается с борьбой феминистского движения против культа красоты .

Участие в рейтингах

В голосовании, проведённом в 2009 году Комсомольской правдой на самую сексуальную мульткрасавицу (по образцу аналогичного британского) принцесса Фиона заняла 7 место (уступив Лиле из Футурамы но опередив диснеевскую Белоснежку), набрав 4,67 % голосов . Михаил Попов в шуточном рейтинге фантастических влюблённых пар в «Мире фантастики » поставил принцессу Фиону и Шрека на первое место за «честные отношения самых смешных и романтических героев самого знаменитого анимационного проекта» .

Влияние

29 ноября 2010 года принцесса Фиона была объявлена крёстной матерью круизного судна Allure of the Seas (в рамках сотрудничества владельцев лайнера - компании Royal Caribbean Cruises Ltd. с киностудией DreamWorks) .

См. также

Примечания

Ссылки

  • Принцесса Фиона (англ.) на сайте Internet Movie Database

Геннадий Малейчук, Наталья Олифирович

Одной из наиболее актуальных проблем для современного челове­ка является проблема поиска своего «Я». В психологии эта проблема рассматривается через призму понятия «идентичность». Для конкрет­ной личности эта проблема связана с попыткой найти ответы на ряд экзистенциальных вопросов: «Кто я?», «Какой я?», «Для чего я суще­ствую?» Несмотря на то, что в жизни обычного человека эти вопросы могут звучать не так патетически, но они неизбежно возникают на оп­ределенных этапах его жизненного пути. Однако обретение ответов на эти вопросы всегда связано с Другим. Эти феномены межличностного взаимодействия описываются в психологии как «Встреча», «контакт», «диалог».

В фокус данной статьи мы решили поместить закономерности ди­намики обретения идентичности через анализ анимационного фильма «Шрек». Его огромная популярность привела к тому, что выпущена уже третья часть истории. Не удивительно, что его зрителями и поклонни­ками является не только детская, но и взрослая аудитория. Что же так привлекает взрослых людей в данном произведении? На наш взгляд, именно возможность прожить нелегкий путь обретения себя через иден­тификацию с главными героями фильма, увидеть варианты мужского и женского пути поиска своего Я делают его таким привлекательным для аудитории разного возраста, как для мужчин, так и для женщин.

В структуре анимационного фильма «Шрек» присутствуют все ос­новные этапы, характерные для волшебных сказок и описанные. Образы Шрека (герой) и Фионы (прин­цесса, или царевна) являются по сути архетипическими и отражают важные этапы перехода от юноши и девушки к мужчине и женщине.

Проанализируем более подробно те механизмы, способы и средст­ва, при помощи которых каждый из героев обретает свою идентичность. Начнем со Шрека.

Шрек - это людоед-огр, одиноко живущий на болоте. Окружаю­щие люди агрессивно настроены к Шреку. Они приписывают ему злоб­ность, кровожадность, хотя сами нападают на него, провоцируя ответ­ную агрессию. Образ Шрека строится другими людьми проективно, и что бы он ни делал, восприятие окружающих его людей не меняется. В психологии данный феномен известен как стереотипизация, или «эф­фект ореола». Этот феномен достаточно типичен не только для сказки, но и для реальной жизни. Транслируемый другими искаженный образ часто присваивается индивидом и становится основой для формирова­ния ложной идентичности. Примером может служить история Гадкого Утенка, который был прекрасным лебедем, однако принял навязанную агрессивно настроенной средой идентичность и вел себя в соответст­вии с этим образом.

Отсутствие внешней поддержки формирует у нашего героя неуве­ренность в себе, недоверие к окружению, ожидание отвержения. Это проявляется в жестких границах Шрека, который не готов никого впускать в свой мир. В такой ситуации он обречен на стагнацию, так как фактически находится в изоляции и лишен возможности получения из­вне обратной связи, реакций других на его поведение, не может обме­ниваться переживаниями. Таким образом, как пребывание в «Королев­стве кривых зеркал», ведущее к искажениям представлений о себе, так и полное отсутствие «зеркала», приводит к формированию неадекват­ного образа Я.

Такая идентичность нашего героя достаточно ригидна. Даже появ­ление в жизни Шрека Осла - дружелюбно настроенного, веселого, благодарного за спасение - не меняет его поведения. Сформирован­ная идентичность структурирует восприятие мира и приводит к стереотипизации в восприятии других. Шрек не в состоянии увидеть не­похожесть, уникальность Другого, он не понимает контекста социаль­ных отношений и находится в плену своих биполярных конструктов «добрый-злой», «хороший-плохой». Аналогичным образом он не при­нимает себя, свою собственную идентичность.

Психотерапия такого рода клиентов является сложным, трудоемким, длительным процессом. Они, как правило, активно сопротивляются, не хотят впускать терапевта в свой внутренний мир. И это неудивительно - весь их предыдущий опыт учил их не доверять другим, быть настороженным и упреждающе отвергающими — на всякий случай.

Однако вернемся к нашей истории. Возможно, Шрек так бы и про­должал жить, используя привычные для себя способы взаимодействия с миром и другими, если бы не произошедшие события. Совершенно неожиданно для нашего героя на его территории оказывается огромное количество сказочных персонажей, изгнанных из города новым правителем. У живущего в одиночестве Шрека это вызвало огромное напря­жение. Он вынужден начать действия, которые, по его мнению, приведут к возвращению его жизни в привычное русло. Это обычная ситуация, когда человек, переживающий кризис, пытается вернуться к су­ществовавшему ранее гомеостазису, забывая, что в одну реку нельзя войти дважды. Однако в надежде вернуть спокойное одинокое существование наш герой с новым знакомым - Ослом отправляется в город,

В городе ситуация приобретает неожиданный характер. Шрек хочет поговорить с правителем города, лордом Фарквудом, об экспансии болота, где он живет, сказочными персонажами, изгнанными из города. Неожиданно попав в гущу событий, сразившись с солдатами и по­бедив, Шрек вступает в сделку с Фарквудом. Последний обещает очи­стить болото, если Шрек освободит заточенную в башне принцессу Фиону и привезет ее в город.

И Шрек отправляется в путешествие, предполагающее принятие на себя новой социальной роли - роли героя. Он путешествует не один, а с Ослом. Роль Осла в данной истории двояка. Согласно классифика­ции Проппа, Осел - это волшебное животное-помощник, функции ко­торого сводятся к сопровождению и, при необходимости, к защите глав­ного героя. «Герой и по­мощник в сказке есть функционально одно лицо». Таким образом, Осел - это alter ego Шрека, его полярность, или тень в классификации К.ГОнга. Рассмотрим эти полярности подробнее. Шрек замкнут, недос­тупен для контакта, обладает жесткими границами - Осел открыт, об­щителен, контактен, обладает диффузными границами и с легкостью нарушает чужие границы. Шрек прост и бесхитростен, а Осел изворот­лив и изобретателен. Шрек сильный и смелый - Осел слаб и труслив. Шрек опирается в основном на свои ресурсы, а Осел активно исполь­зует среду. На первый взгляд, эти полярные качества несовместимы. Однако при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что именно та­кая дополнительность позволяет им успешно преодолевать трудности за счет ресурсов друг друга.

Однако в нашей истории есть еще один важный персонаж - это принцесса Фиона, которую Шрек по сценарию должен был спасать Фиона заключена в башню, которая символизирует замкнутый, закры­тый мир с жесткими непроницаемыми границами. Вход в башню охра­няет Дракон, который в концепции гештальт-подхода ассоциируется, прежде всего, с Персоной - контролирующей, властной, агрессивной, уничтожающей всех, кто действует не по правилам. По законам сказки, для того чтобы освободить принцессу, необходимо вступить в бой с Драконом - фактически сразиться с Персоной за право встретиться с заточенной в башне принцессой. В терапии это схоже с работой с со­противлениями, которые необходимо преодолеть терапевту, прежде чем он реально встретиться с клиентом. Башня и охраняющий ее Дракон есть у каждого, но не обязательно вступать с ними в прямой бой, на­правленный на их уничтожение. Как не вспомнить слова Г.Лукомникова: «Согласно всем драконовским законам, дракона победив, я станов­люсь драконом». В гештальт-подходе принято не только конфронтировать с сопротивлениями, но и присоединяться к их энергии. В нашей истории это делает Осел, который демонстрирует нестандартный под­ход. Встретившись с Драконом, он налаживает контакт с ним, замечая помимо его агрессивности и жестокости проявления мягкости и неж­ности. Не надо забывать, что и сопротивление клиента, несмотря на всю его внешне кажущуюся абсурдность, выполняет важную функцию для клиента - оберегает его от травмирующих переживаний.

Именно поэтому при первой встрече Фиона предстает как девуш­ка, живущая (заточенная) в мире своих идеальных представлений. В идеале она должна быть красивой, слабой, беззащитной, и ее обяза­тельно должен спасти сильный, статусный, самодостаточный мужчина - герой. Многие современные девушки обладают схожим набором ус­тановок, считая, что сильный, социально успешный мужчина возьмет на себя всю ответственность за их жизнь. Эти иллюзии обычно разби­ваются при встрече с реальностью.

Так произошло и с нашей героиней. Уже при первой встрече Шрек нарушил весь ее замысел: не поцеловал Фиону, как должно было быть по ее сценарию, а, схватив за руку, потащил из комнаты. Данный эпизод символизирует попытку разрушения стереотипа, когда один из уча­стников взаимодействия (в данном случае это Шрек, живущий в отли­чие от Фионы в контакте с реальностью), совершает неожиданное дей­ствие, которое является наиболее адекватным для этой ситуации. Фио­на существовала с интроектом о том, что ее должен спасти прекрасный храбрый принц, который, действуя в соответствии с некими правила­ми, должен был вступить в неравный бой с драконом (и, возможно, при этом погибнуть), затем поцеловать ее, посадить на коня и увезти туда, где они будут «жить долго и счастливо». Поэтому не соответствующее идеальным представлениям поведение Шрека вызывает возмущение и даже ярость у Фионы. «Да какой Вы рыцарь!» - в сердцах восклицает принцесса. «Да какой уж есть», - отвечает Шрек. Такого рода пережи­вания разочарования являются типичными в ситуации деидеализации, которая является важным моментом в процессе индивидуального раз­вития. Лишь разочаровавшись в идеальном образе другого, можно встре­титься с ним реальным. Однако, несмотря на всю «неправильность» действий Шрека, именно ему удалось освободить Фиону из замка, зам­ка ее иллюзий, в то время как остальные «герои» бесславно погибли, следуя неписанным правилам и сгорая в пламени в честном, но нерав­ном поединке с Драконом.

Далее наш интерес привлекает развитие отношений между героя­ми - Фионой и Шреком. Им удалось вырваться из замка, разорвав сте­реотипный способ мышления и взаимодействия. Однако это не решает всех их проблем. Одного лишь осознавания недостаточно для изменения. Человеку в течение длительного времени необходима такая поддержка, благодаря которой он сможет пережить ряд разочарований, прежде чем будет спо­собен получить и ассимилировать новый опыт, позволяющий по-дру­гому выстраивать значимые отношения.

Так и нашей героине пришлось столкнуться с целой чередой раз­очарований: Шрек оказался не прекрасным мужчиной, а зеленым чу­довищем; в критические ситуации Фионе пришлось самой спасать не только свою честь, но также жизнь Шрека и Осла; ее спаситель оказал­ся далеко не идеальным… Все это позволило Фионе получить новые переживания, осознать собственные неведомые ей ресурсы и даже по­лучить опыт первых в ее жизни романтических отношений.

Однако возникшие между нашими героями отношения не могли раз­виваться дальше из-за наличия у Фионы тайны. Тайной Фионы явля­лась ее двойственность: каждый вечер после захода солнца она рази­тельно менялась, превращаясь из прекрасной принцессы в огра. Таким образом, в Фионе присутствуют две несынтегрированные части, что позволяет говорить о наличии у нее диффузной идентичности. В тера­пии мы сталкиваемся с проявлениями диффузной идентичности в си­туациях, когда клиент не может ответить на вопрос: «Кто я?» или когда его представления о себе хаотичны, отрывисты, противоречивы. Та­кие люди испытывают стыд и страх, что кто-нибудь узнает правду, ка­кие они на самом деле. Так и Фиона, обладающая двумя полярными представлениями о себе (прекрасная принцесса - чудовище), не на­шла в себе мужества сразу признаться в этом Шреку, и наши герои, несмотря на симпатию друг к другу, вынуждены были расстаться из-за секретов и недоговоренностей, связанных со страхом отвержения.

В реальной жизни также часто случается, когда люди демонстриру­ют друг для друга лишь светлую, идеальную часть своей личности. Как правило, такие отношения, построенные на обмане, не выдерживают проверки временем и заканчиваются взаимными разочарованиями и об­винениями. Люди не могут быть вместе, так как каждый продолжает жить в мире своих иллюзорных представлений и фантазий о себе и партнере. И для этого им необходим посредник, позволяющий прорвать­ся через завесу тайн, проекций, искажений и реально встретиться. В те­рапии данная миссия возложена на терапевта. В нашей сказке роль та­кого посредника выполняет Осел. Благодаря эмпатии, позволяющей по­нимать другого, Осел устанавливает хороший контакт с обоими героя­ми и оказывается тем соединительным звеном, которое помогает им встретиться. Потерявший надежду, отчаявшийся Шрек, благодаря поддержке Осла смог бороться за свое право на любовь. Именно Осел в сложный момент в жизни Шрека оставался рядом, именно он был «эта­лонным образцом» дружеского поведения, благодаря чему Шрек смог поверить в себя и преобразовать энергию сопротивления в энергию дей­ствия.

Сильный кризис переживает и принцесса Фиона. Она разрывается между желанием «Стать такой как все», благодаря спасительному по­целую нелюбимого мужчины и желанием быть со Шреком в социально неодобряемом союзе. Здесь мы сталкиваемся с типичным проявлением кризиса идентичности, характерного для подросткового возраста, ко­гда открыто много возможностей, но не хватает знаний о своем Я. Те­лесная двойственность Фионы - отражение переживаемого ею кризи­са. Только после поцелуя любимого мужчины, символизирующего при­нятие ее женской части, она может обрести постоянное телесное Я.

Кульминацией является момент, когда Фиона поставлена перед вы­бором. Вот-вот зайдет солнце. Фиона нервничает и торопится: если ее до этого времени не поцелует лже-герой - лорд Фарквуд - она, как обычно, превратится в огра и все увидят ее другой - не прекрасной принцессой, а зеленым чудовищем, не похожим на окружающих. Пе­реживания Фионы связаны с одной стороны, с любовью к Шреку и стра­хом утратить эти отношения, а с другой стороны - со стыдом, что все вокруг увидят тщательно скрываемую ею часть личности. Желания, по­требности, чувства, идущие от Ид, сигнализируют ей о том, чтобы она выбрала Шрека и разделила с ним свою судьбу. Представления о нор­мальности, правильности, идущие от Персоны, говорят об обратном, находясь в конфронтации с Ид. Именно в этот момент появляется Шрек.

Окружающие люди и лорд Фарквуд смеются над огром, влюбив­шемся в принцессу. Однако Фиона, узнавшая о корыстности Фарквуда и о том, что он не любит ее, а лишь хочет использовать, останавливав церемонию. Несмотря на напряженность ситуации, понимая, что она вот-вот начнет трансформироваться, Фиона делает паузу и обращается к Шреку: «Ночью одна, а днем другая… Я хочу сначала показать тебе…» В этот момент заходит солнце и Фиона превращается в огра. Все окружающие вскрикивают от ужаса, однако Фиону волнует реакция только одного человека - Шрека. Она видит его глаза, полные бесконечного восхищения и любви. «Это многое объясняет», - говорит Шрек, узнавший тайну Фионы и принимающий принцессу в таком се воплощении.

Именно реакция полного принятия позволяет Фионе сделать собственный выбор. В этот момент она начинает сиять, поднимается вверх и опускается на землю. Фиона восстанавливает ego-функцию и обретает почву под ногами, человека, который ее очень любит, и свою и с тинную женскую идентичность. И это действительно так. Тендерная идентичность женщины, ее представления о своей женственности, привлекательности определяются тем мужчиной, который рядом с ней… Впрочем, как и тендерная идентичность мужчины.

Таким образом, только Встреча друг с другом без всяких масок. Встреча, где каждый предстает перед другим таким, какой он есть - е переживаниями и страхами, с болью и надеждами, с хрупкостью и уяз­вимостью, позволила каждому обрести себя, а нам - прожить вместе с героями чарующую историю, в конце которой, как положено, появи­лась надежда, что они будут жить долго и счастливо…

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гринсон P.P. Техника и практика психоанализа. - М., 2003.
  2. Ефимкина Р.П. Пробуждение спящей красавицы. - СПб.: Речь, 2006.
  3. Малейчук Г.И. Идентичность ранней юности. Клинико-феноме-нологический подход: Монография. - Брест, 2001.
  4. Малейчук Г.И. Модель диагностики уровня психического состоя­ния клиента // Гештальт гештальтов. 2007. № 1. С. 77-87.
  5. Пропп В.Я. Русская сказка. - М.: Лабиринт, 2000.