Смотреть что такое "Альтман, Натан Исаевич" в других словарях. Альтман Натан Исаевич — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Натан Исаевич Альтман — русский и советский живописец

Автопортрет (1911)

Биография

Натан Альтман родился 10 (22) декабря 1889 года в Виннице, в бедной еврейской семье: отец занимался мелкой торговлей, мать служила кастеляншей в больнице. В четырёхлетнем возрасте остался без отца, который умер от скоротечной чахотки; жил с бабушкой. С 1902 по 1907 г. учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище, затем продолжил учёбу в парижской частной студии (1910—1911). В этот период испытал влияние модернизма, в частности кубизма.

В Париже художник посещал «Свободную русскую академию Васильевой» С 1906 года принимал участие в выставках. В 1910 году показывал свои работы на выставке объединения «Товарищество южнорусских художников» в Одессе, в 1911 представлял свои работы в Париже в «Салоне национального общества изящных искусств». В дальнейшем принимал участие в выставках объединения «Мир искусства» (в 1913, 1915, 1916), «Союза молодежи» (1913-1914), «0,10» (1915-1916), объединения «Бубновый валет» (1916).

С 1912 г. жил в Петербурге (после переименования города — соответственно в Петрограде, затем Ленинграде). Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения художеств». После революции 1917 г. участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921—1928). Проявил себя и как «придворный художник», изваяв с натуры реалистический скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных зарисовок Ленина.

Наиболее известен его живописный портрет А. А. Ахматовой (1914, Русский музей):

…Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Всё горше и страннее было сходство
Моё с моим изображеньем новым…

9 апреля 1922 года в Московском государственном еврейском театре была показана премьера «Уриэля Акосты» (вторая редакция; первую в 1919 году оформлял М.Добужинский) с декорациями Н. Альтмана, который как художник сменил в театре Марка Шагала. В этом же 1922 году состоялась ещё одна премьера, оформленная Н.Альтманом, — «Гадибук» С. А. Ан-ского в театре-студии «Габима» в постановке Е. Вахтангова. Оба спектакля имели большой резонанс.

Успешная совместная работа в ГОСЕТе Грановского, Михоэлса, Альтмана и композитора Л. М. Пульвера натолкнула их на мысль снять вместе фильм. Сценарий был написан по Шолом-Алейхему и назывался «Еврейское счастье». Автором титров был Исаак Бабель. В 1925 году съёмочная группа направилась на выбор натуры. По предложению Альтмана группа приехала в его родную Винницу, один из районов которой — Иерусалимка — сохранился в том первозданном виде, в каком подобные местечки были при Шолом-Алейхеме. В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже.

Весной 1928 Альтман выехал с Московским государственным еврейским театром (ГОСЕТ) на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до 1935 года. В 1932 году Альтман делает оформление для "Театра Интернационального действия", созданного Анри Барбюсом. Свои новые работы Н. Альтман показывает на парижских выставках общества "Молодая Европа" (1932) и "Ассоциации революционных писателей и художников" (1934, 1935). Вернувшись в СССР, попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном (эскизы почтовых марок) и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя, изд. в 1937).

В 1935 году женится на Ирине Валентиновне Щеголевой, дочери В. А. Тернавцева.

Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр: художник оформил спектакли «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского (1921, Московской цирк), «Гамлет» У. Шекспира (1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина).

Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года, похоронен в Комаровском Некрополе, (посёлок Комарово).

Бюст Натана Альтмана в Русском Музее СПб

Могила художника в Комаровском Некрополе

Могила художника Альтмана и его жены

Могила художника Альтмана - надпись на обороте памятника

«Встреча Шабата»

«Автопортрет» 1912 г.

«Дама у рояля»

«Натюрморт. Цветовые объемы и плоскости»

«Материальный подбор»

«Портрет Е.В.Дзюбинской-Адамовой»

«Портрет молодого еврея (Автопортрет)»

«Россия. Труд»

«Синагога»

«Тройка»

«Дама с собачкой (портрет Эстер Шварцман)»

«Натюрморт» 1914 г.

«Натюрморт с белым кувшином»

«Кувшин и помидоры»

«Дядя художника» 1913 г.

«Часовщик» 1914 г.

«Петрокоммуна» 1921 г

«Портрет художника Колесникова» 1919 г.

Натан Альтман (1889-1970) - русский и советский живописец, художник-авангардист (кубист), скульптор и театральный художник, заслуженный художник РСФСР (1968), мастер портрета.

Биография Натана Альтмана

Натан Альтман родился 10 (22) декабря 1889 года в Виннице, в бедной еврейской семье: отец занимался мелкой торговлей, мать служила кастеляншей в больнице. В четырёхлетнем возрасте остался без отца, который умер от скоротечной чахотки; жил с бабушкой.

С 1902 по 1907 г. учился изобразительному искусству в Одесском художественном училище, затем продолжил учёбу в парижской частной студии (1910-1911). В этот период испытал влияние модернизма, в частности кубизма.

С 1912 г. жил в Петербурге (после переименования города - соответственно в Петрограде, затем Ленинграде).

В 1935 году женится на Ирине Валентиновне Щеголевой дочери В. А. Тернавцева.

Натан Альтман скончался в Ленинграде 12 декабря 1970 года, похоронен в Комаровском Некрополе, (посёлок Комарово).

Творчество Альтмана

Участвовал в основании «Еврейского общества поощрения художеств».

После революции 1917 г. участвовал в оформлении революционных празднеств в Петрограде (1918) и Москве (1921-1928).

Проявил себя и как «придворный художник», изваляв с натуры реалистический скульптурный портрет В. И. Ленина (бронза, 1920, Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина), а также создав серию карандашных зарисовок Ленина.

Наиболее известен его живописный портрет А. А. Ахматовой (1914, Русский музей).

9 апреля 1922 года в Московском государственном еврейском театре была показана премьера «Уриэля Акосты» (вторая редакция; первую в 1919 году оформлял М.Добужинский) с декорациями Н. Альтмана, который как художник сменил в театре Марка Шагала. В этом же 1922 году состоялась ещё одна премьера, оформленная Н.Альтманом, - «Гадибук» С. А. Ан-ского в театре-студии «Габима» в постановке Е. Вахтангова. Оба спектакля имели большой резонанс.

В этом же году Альтман вместе с Александрой Экстер, Вадимом Меллером, Соней Терк и другими художниками из СССР участвовал в Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства (Арт Деко) в Париже.

Весной 1928 Альтман выехал с Московским государственным еврейским театром (ГОСЕТ) на гастроли в Европу, после окончания которых остался в Париже до 1935 года.

Вернувшись в СССР, попал в обстановку сталинского террора и в этот период отошёл от станковой живописи, занявшись дизайном (эскизы почтовых марок) и книжной графикой, создав, в частности, иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. В. Гоголя, изд. в 1937).

Значительное место в творчестве Альтмана занимает театр: художник оформил спектакли «Мистерия-Буфф» В. В. Маяковского (1921, Московской цирк), «Гамлет» У. Шекспира (1954, Ленинградский театр драмы им. А. С. Пушкина).

Известные работы художника

  • Портрет А. А. Ахматовой, 1914, Русский музей, Санкт-Петербург
  • Автопортрет, скульптура, 1916
  • цикл «Еврейская графика», 1914
  • Портрет А. В. Луначарского, гипс, 1920, Третьяковская галерея, Москва
  • Бюст Вильгельму Рентгену, 1920, дерево, Санкт-Петербург, Улица Рентгена, д. 6 (не сохранился, в 1928 году заменён памятником работы В. А. Синайского)
  • Петрокоммуна,
  • Материальный подбор,
  • Россия. Труд

После незаконченной учёбы в ОХУ (1903–1907; учителями были К.К.Костанди, Г.А.Ладыженский и другие), получил свидетельство об окончании четырёх классов. Как вспоминал сам художник, в двух последних классах подружился с В.Д.Барановым-Россине, а через него – с В.Д.Бурлюком, а «оттуда протянулись нити к возникавшему тогда авангарду». Тогда же возникла дружба с А.Е.Кручёных. Продолжал самостоятельные занятия живописью и в 1910 дебютировал на выставке ТЮРХ в Одессе.

Альтман мечтал о Петербурге, но из-за условий жизни в черте осёдлости проще было поехать в Париж, куда он и отправился в декабре 1910, предварительно посетив Вену и Мюнхен. В Париже сначала жил в мастерской Баранова-Россине, но вскоре переехал в «Улей». Посещал Академию М.В.Васильевой и мастерские Академии Рансон (см.: академии парижские). Участвовал в «Салоне национального общества изящных искусств» (Salon de la Société Nationale).

Н.И. Альтман. Петрокоммуна. 1921. Холст, масло, эмаль. 104х88,5. ГРМ


Н.И. Альтман. Автопортрет. 1911. Бумага,темпера. 46х33. ГРМ


Н.И. Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 1914. Холст, масло. 123,5х103,2. ГРМ

Недолгое пребывание в Париже открыло художнику современное французское искусство. Он экспериментировал в разных стилях – от постимпрессионизма до фовизма – но собственного стиля обрести не успел. Некоторые работы парижского периода свидетельствуют о тяготении к фовизму («Пейзаж. La Ruche». 1911. Два варианта. Частные коллекции).

Осенью 1911 Альтман через Бельгию (побывал в Брюгге) вернулся в Винницу. Его первые автопортреты написаны в Виннице (оба – 1911. ГРМ). Там же сделано первое тематическое произведение – «Еврейские похороны» (1911. Частная коллекция). Картина написана в отвлечённо-условной манере. Альтман, в отличие от коллег по «Улью», в первую очередь М.З.Шагала, эксплуатировавшего «еврейскую тему», не делал национальную тематику главным предметом своего искусства, хотя и писал пейзажи и типажи местечек («Портрет старого еврея», «Местечко». Обе – 1913. Частные коллекции).

В большей степени его влечёт столичное искусство, и в первую очередь «Мир искусства». Сразу же после получения в Бердичеве диплома живописца вывесок, дававшего «право жительства» вне черты осёдлости, Альтман в конце 1912 приезжает в Петербург.

А в 1913 он уже дебютировал в нескольких разных по своей направленности петербургских выставках: «Постоянной выставке современного искусства» в Художественном бюро Н.Е.Добычиной (1913), «Союзе молодёжи» (ноябрь 1913 – январь 1914), «Мире искусства» (декабрь 1913 – январь 1914), «Выставке картин в пользу лазарета деятелей искусства» (октябрь – декабрь 1914). Тут проявилась характерная для художника особенность – быть вне течений и в то же время соучаствовать в них.

Из довоенной живописи Альтмана выделяются написанные им портреты, сочетающие в себе элементы кубизма с натурным сходством и определённой долей салонности («Дама у рояля (Портрет Власьевой)». ГТГ; «Портрет Н.Е.Добычиной». Частная коллекция; оба – 1913). Особую известность Альтману принёс созданным им в 1914 «Портрет Анны Ахматовой» (ГРМ), с которой художник познакомился в 1911 в Париже.

В 1912–1913 обращается к печатной графике. По примеру своего товарища Кручёных он издаёт два выпуска линогравюр «Винница в шаржах» (Винница, 1912). В 1913–1914 он публикует шаржи в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Тогда же создаёт серию «Еврейская графика», в которой стилизует мотивы старых еврейских надгробий (издана в 1923 в Берлине), делает обложку и иллюстрации к детской книге «Картинки Натана Альтмана» (не издана. 1914. ГРМ).

В 1915 в «Новом журнале для всех» в рубрике «Художник о художнике» была опубликована небольшая статья Л.А.Бруни «Натан Альтман» и заметка самого Альтмана о своём искусстве. Альтман в то время входил в содружество «Квартиры №5» и был одним из молодых художников, которых поддерживал Н.Н.Пунин.

Участвовал в петроградской экспозиции «Мира искусства» в феврале–марте 1915. На ней экспонировался «Портрет А.Ахматовой» (1915. ГРМ), а в рецензии Пунин восхищался «могучим» Альтманом (Н.Пунин. По выставкам // Северные записки. 1915. №5–6. Май–июнь. С.150). Однако через год (февраль–март 1916) жюри не включило в состав выставки работы Бруни и Альтмана. Этим фактом Пунин был возмущён, о чём написал А.Н.Бенуа, главному идеологу «Мира искусства» (Н.Пунин. Открытое письмо А.Н.Бенуа // Речь. 1916. №69. 11 марта. С.5).

В 1915–1917 Альтман участвовал практически во всех выставках авангардного искусства: в «Выставке живопи­си 1915 год» (март–апрель 1915. Москва), в «Выставке картин левых течений» (апрель–май 1915. Петроград), в «Последней футуристической выставке картин 0,10» (декабрь 1915 – январь 1916. Петроград), в «Выставке картин и скульптуры русских и польских художников» (апрель–май 1916. Москва), в «Современной русской живописи» (апрель 1916; ноябрь 1916 – январь 1917. Петроград), в «Бубновом валете» (ноябрь–декабрь 1916. Москва). Весной 1916 стал членом этого общества вплоть до его закрытия в 1917.

В 1916 вошёл в художественную секцию Еврейского ОПХ, а в июле–августе 1918 участвовал в «Выставке картин и скульптуры художников-евреев» в Москве.

В 1916 Альтман заявил о себе, как о серьёзном мастере скульптуры, умеющем работать с различными материалами («Автопортрет». ГРМ). Тогда же дебютировал как театральный художник: оформил пьесу «Чудо св.Антония» в «Привале комедиантов».

К этому времени он уже считается одним из ведущих художников современного искусства. Стилевое разнообразие обеспечивало ему благосклонность как правой критики (похвалы от А.Я.Левинсона, А.Н.Бенуа и А.А.Ростиславова), так и представителей левых (В.В.Хлебников включил его в число «Председателей земного шара»).

После февральской революции Альтман с энтузиазмом включился в процесс создания новых художественных структур. В марте 1917 вошёл СДИ, а в 1918, по приглашению Д.П.Штеренберга, – в Коллегию по делам искусств и художественной промышленности при Отделе Изо НКП вместе с Пуниным, А.Е.Карёвым и Барановым-Россине (для чего Альтману пришлось отказаться от поездки с персональной выставкой в Америку).

Был одним из инициаторов и участником «Первой государственной свободной выставки произведений искусства» (1919. Петроград), редактировал газету «Искусство Коммуны» (до 1919), входил в Совет Дома искусств (1919–1921). Много сил Альтман отдал созданию МХК, в том числе недолгое время был его директором (1921). В мае 1920, после участия в заседаниях московской Музейной комиссии, привёз в Петроград шестьдесят три произведения авангардных художников – для пополнения МХК.

Эскизы флага РСФСР и печати Совнаркома, выполненные Альтманом, были признаны лучшими на конкурсе Отдела Изо (1918). На первом конкурсе на советскую почтовую марку также получил первую премию (1918). Сделал несколько эскизов для агитационного фарфора (1919). Участвовал в оформлении площади Урицкого в Петрограде (1918–1920). Вёл живописную и скульптурную мастерские в Свомасе (1918–1920).

Для этого периода характерны конструктивно выстроенные натюрморты, с элементами различных стилей: стилизованного кубизма («Цветовые объёмы и плоскости». 1918. ГТГ; ГРМ), супрематизма («Материальная живопись (Натюрморт с белым кувшином)». 1919; «Петрокоммуна». 1921. Обе – ГРМ; «РСФСР». 1920. ГРМ), конструктивизма («Россия – Труд». 1921. ГТГ).

В то же время Альтман работает по осуществлению плана «монументальной пропаганды». В этой области его произведения, согласно поставленной задаче, идеализированно-реалистичны (проект монумента В.К.Рентгену. 1920; скульптурные бюсты А.В.Луначарского и В.И.Ленина. 1920). Натурные зарисовки Ленина (1920. ЦМЛ) – одни из самых жизненных изображений вождя революции (из-за чего долгое время не публиковались). В дальнейшем Альт­ман неоднократно эксплуатировал этот сюжет.

Уже в начале 1920-х какие-либо элементы авангардного искусства постепенно исчезают из произведений Альтмана.

В 1921 по распоряжению Луначарского стал руководителем московского Отдела Изо НКП и переехал в Москву. Работал в Инхуке (1920–1924). Был организатором и участником Первой русской художественной выставки в Берлине и Амстердаме (1922–1923). Участник «Выставки трёх» (Альтман, Шагал, Штеренберг. 1922. Москва), многочисленных тематических, а также зарубежных выставок. В 1926 вступил в ОРС.

В 1920-е Альтман много времени отдаёт театру. В июне 1921 был приглашён для постановки «Мистерии-буфф» В.В.Маяковского (режиссёр А.М.Грановский), где применил принципы конструктивизма. Оформил в театре-студии «Габима» пьесу Ан-ского «Гадибук» в постановке Е.Б.Вахтангова (1922). В 1924–1928 был главным художником ГосЕТа.

В 1928, после гастрольной поездки театра по Европе, остался в Париже, где пробыл до 1935. Обращение к неореализму характерно для живописи Альтмана этих лет. Также он создаёт фантасмагорические иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В.Гоголя (1933) и оформляет спектакль «Бронепоезд 14-69» в «Театре Интернационального действия» (1932).

После возвращения в СССР Альтман продолжал плодотворно работать в основном как книжный иллюстратор и театральный художник.

Родившийся в провинции и рано лишившийся отца, Н. И. Альтман всего достиг собственными силами и благодаря таланту. Учился он в Одесском художественном училище (1902-07), но оставил его, не удовлетворенный преподаванием, и вернулся в Винницу, где начал работать самостоятельно. В конце 1910 г. он сумел съездить в Париж и пробыл там всего одиннадцать месяцев, но полученных впечатлений ему оказалось достаточно, чтобы завершить профессиональное становление и определить свой путь в искусстве. Феноменальная природная чуткость позволяла Альтману быстро подхватывать и органично усваивать актуальные художественные идеи своего времени, а редко встречающийся врожденный профессионализм - тотчас воплощать эти идеи в безукоризненно артистичной и элегантной, легко воспринимаемой форме, к какой бы области творчества он ни обращался. В конце 1912 г. молодой художник перебрался в Петербург, где, своеобразно применяя приемы недавно зародившегося во Франции кубизма, за короткое время стал одним и:(наиболее заметных живописцев. Знаменитый "Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой" (1914) упрочил его известность. Столь же успешными были его опыты в скульптуре ("Автопортрет", 1916), графике (цикл "Еврейская графика" по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии (пьеса "Чудо святого Антония" М. Метер-линка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе "Привал комедиантов", 1916).

После Октябрьской революции Альтман, как большинство художников "левого" направления, развил кипучую общественную деятельность и сам продуктивно трудился:

Исполнил ряд скульптурных работ, занимался промышленной графикой (эскизы почтовых марок), создал получивший известность проект праздничного оформления площади Урицкого (Дворцовой) в Петрограде к 7 ноября 1918 г., сделал серию выразительных портретных зарисовок В. И. Ленина, изданных тогда же альбомом и ставших популярными. Приемы внимательно изученного и мастерски примененного супрематизма он использовал в цикле беспредметных картин: "Петрокоммуна", "Материальный подбор", "Россия. Труд" и др. (1919-21). Но в последующие годы он сосредоточил свои усилия на графике - станковой (серия портретов современных писателей, 1926-27) и книжной, в которой быстро сумел выработать собственный острый, запоминающийся стиль. Особенно же плодотворной была его деятельность в театре. Работа с выдающимся режиссером Е. Б. Вахтанговым над историческим спектаклем по пьесе Ан-ского "Гадибук" (театр-студия "Габима", 1921) и затем сотрудничество с ГОСЕТом ("Уриэль Акоста" К. Гуцкова, 1922; "Женитьба Труадека" по пьесе Ж. Ромена, 1927, и др.) создали ему репутацию крупного театрального художника.

Весной 1928 г. Альтман выехал с театром на гастроли в Европу и после окончания гастролей остался во Франции. Ознакомление с процессами, происходившими в современном французском искусстве, побудило его вернуться к живописи. Художник написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых он тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. При этом Альтман по-прежнему был мастером на все руки: отлично оформил несколько детских книг, подготовил очень интересные иллюстрации к "Петербургским повестям" Н. В. Гоголя (1933-34, изданы в 1937) и серию литографий на темы Ветхого Завета, а также занимался дизайном и оформлением интерьеров. Вернувшись на родину в 1935 г., Альтман попал в тяжелую политическую обстановку идеологического давления и разворачивающегося террора. Его живопись настолько не отвечала критериям внедряемого социалистического реализма, что он был вынужден вообще оставить ее и заниматься только сценографией и книжной графикой, где определенная специфика работы в какой-то мере позволяла избегать идеологических придирок и быть менее заметным. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами (ГБДТ - "Король Лир", 1941; Театр драмы им. А С. Пушкина - "Отелло", 1944, "Гамлет", 1954), эскизы костюмов к кинофильму "Дон-Кихот" (1955), иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. В последние годы жизни Альтман создал несколько станковых живописных композиций по мотивам прежних театральных эскизов.

Натюрморт. Цветовые объемы и плоскости. 1918. Масло, гипсовая крошка


Материальный подбор. 1920. Масло, эмаль, штукатурка


Портрет поэтессы А. А. Ахматовой. 1914. Масло


Портрет молодого еврея (Автопортрет). 1916. Гипс, медь, дерево

Художнику Натану Альтману, посетившему в двадцатилетнем возрасте Париж, достаточно было одиннадцати месяцев проведенных там, чтобы определиться с выбором творческого пути, а также завершить свое профессиональное становление.

Жизнь и путь в искусстве для русского живописца Натана Исаевича Альтмана поначалу складывались непросто. Родился он 10 (22) декабря 1889 в Виннице, в довольно обеспеченной семье торговца, но в четырехлетнем возрасте остался без отца, умершего от туберкулеза, а затем и без матери, сбежавшей за границу от нужды и страха погромов. Все заботы о воспитании мальчика легли на плечи бабушки. Уже в юности ощутив, что без живописи его жизнь может превратиться в бесцельное существование, Натан не спасовал перед окружившими его неурядицами, и в 1902 поступил в Одесское художественное училище, где одновременно начал заниматься на двух отделениях: живописном и скульптурном.

Не сумев совладать с внутренними противоречиями, «восставшими» против системы преподавания в учебном заведении, Альтман в 1907 прекращает учебу, не теряя веры в свои силы.

В конце 1910 осуществилась заветная мечта художника – поездка в Париж, позволившая Альтману не только продолжить художественное образование, но и встретиться с такими же как и он, энергичными экспериментаторами от искусства, чуть ли не ежедневно открывающими новые направления в живописи. Молодые авангардисты, в числе которых Марк Шагал, Давид Штеренберг, Хаим Сутин, во многом способствовали тому, что Альтман, увлекся модернизмом. Также в этот сложный период творческих поисков, художник не мог не попасть под очарование импрессионизма, а затем и фовизма. Нет подтверждения, состоялось ли в эти годы знакомство Альтмана с Ахматовой, но знаменитый портрет поэтессы появился позже.

За время недолгого пребывания в Париже, трудолюбивый живописец много работает, отдавая предпочтение портретам и пейзажам. Кроме обучения в «Свободной русской Академии», Альтман много времени проводил в музеях, занимаясь копированием работ великих мастеров (Веласкес, Эль-Греко).

После Парижа, который художник покинул в 1911, он снова вынужден обосноваться в Виннице, продолжая плодотворно трудиться, а палитра его работ довольно разноплановая: печальное произведение «Еврейские похороны», сюжет которого связан со смертью его деда; «Винница в карикатурах» – едкое высмеивание своих земляков.

В 1912 Альтман становится владельцем диплома ремесленника, что позволяет ему поселиться в Петербурге, городе с бурлящей, и так обожаемой им богемной жизнью, «пропуск» в которую для обычного провинциального еврея добывается с трудом. Этот город он будет покидать довольно часто, иногда надолго, но именно здесь он состоялся как художник с индивидуальным почерком.

Использование приемов кубизма, совершенно нового для России стиля, да и для самой его родоначальницы – Франции, позволили Альтману быстро стать знаменитым в поэтических салонах и заведениях, наполненных богемной публикой. В 1913 в «Бродячей собаке» – одном из таких артистических подвалов, художник встретил Анну Ахматову, в результате чего появился дружеский шарж, выполненный одним росчерком; знаменитый портрет поэтессы будет написан Альтманом в 1914, и на нем Ахматова запечатлена в несвойственном ей образе, но так положительно всеми воспринятом.

Участие в основании «Еврейского общества поощрения художеств», а также во всевозможных выставках, где экспонировались произведения авангардистов, заказы от известных поэтов на оформление книг, работа над театральными декорациями, – Натан Альтман везде востребован, ему кругом рады.

Революция 1917 принесла художнику не только долгожданную радость, связанную с его мечтами о свободной России, но и участие в новых проектах, где воспевалась большевистская власть и ее вожди. Альтман выполняет скульптурный проект Ленина; создает эскиз флага РСФСР; ему доверяют писать портреты видных партийных деятелей.

В 1928 художник в составе Еврейского театра уезжает за границу, но после окончания гастролей принимает решение остаться в Париже. Здесь он не изменяет своему принципу – постоянная и напряженная работа. «Вспомнил» и про живопись, создавая пейзажи и натюрморты в традициях импрессионизма, но в своеобразной манере.

Возвращение на родину в 1935 принесло чувство тревоги и внутреннего молчаливого протеста, что было вызвано гнетущей атмосферой в стране, поэтому с живописью пришлось расстаться из-за ее крайнего несоответствия идеалам рабоче-крестьянского искусства.

После войны Альтман возвращается из эвакуации в Ленинград, и занимается книжными иллюстрациями, а также оформляя спектакли.

Во время хрущевской «оттепели» у художника состоялась персональная выставка (1969), имевшая небывалый успех, но период «послабления» был коротким. Все же публика не забывала талантливого мастера, и не утратила интереса к его работам, – в 1977 в Москве прошла его следующая выставка, но уже посмертная.

Умер Натан Альтман 12 декабря 1970 в Ленинграде, похоронен в Комаровском Некрополе; рядом с могилой художника находится могила Анны Ахматовой, почившей четырьмя годами ранее.

Картины художника Альтмана Н.И.