Сообщение печорин и грушницкий. Проявление характера печорина во взаимоотношениях с грушницким, вернером, верой, княжной мери. Новые художественные средства

Александр Трифонович
Твардовский


Александр Трифонович Твардовский родился 21 (8) июня 1910 года на хуторе Загорье (ныне Починковского района Смоленской области). Учился в сельской школе. Позднее в Смоленском педагогическом институте. В 1939 году окончил Московский институт философии литературы и истории (МИФЛИ). Стихи начал писать рано. Первые литературные опыты Твардовского были горячо поддержаны его земляком М.Исаковским, в те годы уже известным поэтом.

Судьба крестьянина в годы коллективизации стала темой ранних произведений Твардовского: поэм “Путь к социализму” (1931), “Вступление” (1933) и “Страна Муравия” (1936), повестей “Дневник председателя колхоза” (1932) и “Наброски неудавшейся повести” (первоначальное название “Враги”), написанной под впечатлением поездок в Зубцовский и Пречистинский районы Смоленщины в 1932 году.

В лирике 1930-х годов, составившей сборники “Дорога” (1938), “Сельская хроника” (1939) и “Загорье” (1941) Твардовский стремился уловить изменения человеческих характеров в колхозной деревне, создать образы ее людей. Цикл “Про деда Данилу” (1938) с его героем - мастером своего дела, предварил будущую “Книгу про бойца” (1941-1945).

Военный путь А.Т.Твардовского начался с осени 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем в финской компании (1939-1940).

С 1942 года и до конца войны Твардовский работал в “Красноармейской правде” - газете Западного фронта. Как корреспондент этой газеты в 1942 году он приезжал в войска 20-й армии, завершавшей Погорело-Городищенскую операцию и несколько дней жил в деревне Денежное Зубцовского района, где продолжал писать “Василия Теркина”.

За годы войны А.Т.Твардовский создал многочисленные стихи, объединенные во “Фронтовую хронику”, очерки, корреспонденции.

В послевоенном творчестве Твардовского во многом по-новому, все глубже и разносторонне осмысливаются исторические судьбы народа: поэма “Дом у дороги” (1946), стихи “Я убит подо Ржевом” , “Жестокая память” и др.

Широким по охвату лирико-публицистическим произведением явилась поэма Твардовского “За далью даль” (1950-1960) - многосторонне и многокрасочно отражающая общественное умонастроение 1950-х годов.

Напряженные раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Твардовского: “Родина и чужбина” (1947), “Печники” (1958).

Вдумчивым критиком, верным традициям классической литературы, проявил себя Твардовский в книгах “Статьи и заметки о литературе” (1961), “Поэзия Михаила Исаковского” (1969), в статьях о творчестве С.Я.Маршака, И.Л.Бунина (1965), в речи о Пушкине (1962).

Помимо писательской деятельности А.Т.Твардовский занимался общественной деятельностью.

С 1950 по 1954 и с 1958 по 1970 годы был главным редактором журнала “Новый мир”. Умер 18 января 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Твардовский А.Т. Я убит подо Ржевом: [Стихи] // Твардовский А.Т. Соб. соч. В 6-ти т. - М., 1978. - Т. 3. - С. 11-15.

Твардовский А.Т. Наброски неудавшейся повести (1932-1933) // Твардовский А.Т. Избранные произведения. В 3-х т. - М., 1990. - Т. 3. - С. 66-106.

Абрамов А. Об одном стихотворении. “Я убит подо Ржевом” А.Твардовского // Наш современник. - 1971. - № 6. - С. 119-122.

Наровчатов С. Ради жизни на земле [О стихотворении А.Твардовского “Я убит подо Ржевом”] // Лит. газ. - 1975. - 7 мая. - С. 5.

Васильев И.А. Несколько страничек невеселых записей: Очерк // Васильев И.А. Путешествие с книгой в рюкзаке. - М., 1977. - С. 17-31.

Иванихин В.В. Стихотворение А.Т.Твардовского “Я убит подо Ржевом” // Целостный анализ литературного произведения. - Свердловск, 1989. - С. 74-77.

Ваншенкин К. А.Т.Твардовский “Я убит подо Ржевом”. Опыт нового прочтения // Нева. - 1995. - № 6. - С. 178-181.

Одной из значимых и вместе с тем противоречивых фигур в советской литературе стал А. Т. Твардовский, стихи и поэмы которого отличают близость к народной речи и фольклору, особая индивидуальность и неповторимость. и Великая Отечественная война, память о воинах, павших в боях за Родину, - вот, пожалуй, наиболее важные аспекты творчества поэта. Он стал свидетелем раскулачивания, утверждения и развенчивания тоталитарной системы Сталина, участником финской и Великой Отечественной войн. Богатый жизненный опыт и опора на действительность делают произведения Александра Трифоновича необычайно популярными у читателей.

Особенности лирики

При работе над произведениями Твардовский опирался на лучшие фольклорный традиции, учитывал особенности русского характера. Вот почему его стихотворения просты и понятны каждому читателю. Да и лирический герой, как правило, - это выходец из народа, изначально вызывающий у автора уважение и любовь. Сам поэт считал, что главной в его творчестве является актуальная во все времена тема памяти. В лирике Твардовского она находит отражение в размышлениях о родной семье, раскулаченной и высланной, когда будущий поэт был еще совсем юным. Например, в стихотворении «Братья» мы слышим нотки страдания и тоски по близким людям, с которыми он вынужден был жить в разлуке. Но особенно ярко находит воплощение тема памяти в лирике Твардовского о войне.

Фронтовая хроника

Каждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям.

Военная лирика Твардовского разнопланова. Это и публицистические стихотворения, являющие собой призывы к борьбе с ненавистным врагом («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины»). И небольшие сюжетные стихотворения, напоминающие «новеллы» о героических подвигах («Рассказ танкиста») или солдатском быте («Армейский сапожник»). Наконец, стихи-размышления, проникнутые болью за судьбу народа и всей страны («Две строчки»). Но главное, что их объединяет, - осознание автором личной ответственности за сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни ради освобождения Родины. Эта мысль никогда не покидала Александра Трифоновича как человека, и стала главным девизом поэта-Твардовского.

«Я убит подо Ржевом»: лирический герой и основная мысль

Стихотворение, написанное спустя несколько месяцев после окончания войны, сначала имело название «Завещание воина». Это не случайно, так как повествование в нем ведется от лица солдата, погибшего в боях за Ржев. Лирический герой - это обобщенный образ воина-освободителя, который, обращаясь ко всем оставшимся в живых, отмечает: «Вы должны были, братья, устоять…» Таким образом, даже после смерти русского солдата беспокоит судьба товарищей и страны. И ни в одной строчке нет укора за то, что он погиб, а другие остались живы. Ведь эта жертва не напрасна.

Такова военная лирика Твардовского. Перед лицом огромной беды конкретное размывается и становится общим. А такие противоположные ценности, как гибель и вечное бессмертие, утрата и незабвенный подвиг, переплетаются настолько, что оказываются неотделимы друг от друга.

«Книга про бойца»

Самым известным произведением А. Т. Твардовского стала поэма «Василий Теркин», создававшаяся в годы войны. В ней предстает образ бравого солдата, прошагавшего вместе с автором весь боевой путь с 42-го по 45-й годы и воплотившего в себе лучшие качества русского человека. Теркин всегда оказывается в центре событий, попадает в различные передряги, но никогда не унывает, не теряет надежды и веры, находит выход из самой сложной ситуации. При этом герой не раз испытывает боль и горечь, может даже заплакать - подчеркивает Твардовский.

Стихи поэмы также звучат то весело и бойко, то наполняются горечью и невыразимым чувством потери, как в главе «Переправа»: «Люди теплые, живые / Шли на дно…» И красной нитью через всю поэму проходит тема памяти о тех, кто навсегда остался лежать на полях сражений. Поэтому долг каждого человека - никогда не забывать о той великой цене, которую заплатил советский народ за мирное будущее.

Поэмы А. Т. Твардовского

Коллективизация и раскулачивание («Страна Муравия»), Великая Отечественная война и героизм народа («Василий Теркин»), «оттепель» при Хрущеве («За далью - даль»), развенчивание культа личности и тоталитаризма («По праву памяти») - главные этапы исторического развития страны в 20-60-х годах XX века стали частью судьбы самого Твардовского и нашли отражение в его поэмах. Автор воссоздает на страницах произведений прошлое, чтобы еще раз напомнить современникам: каждый из нас ответственен за то, что происходит с народом и страной. Наиболее ярко эта мысль воплотилась в его последней поэме.

«По праву памяти»

Произведение долгое время находилось под запретом. Его композиция, состоящая из 3 частей, знакомит читателя с жизнью самого поэта, его юношескими мечтами и надеждами. А главное - Александр Трифонович открыто говорит о трагедии, постигшей деревню в 30-е годы. Именно тогда был раскулачен и сослан его отец-труженик. Так тема памяти в лирике Твардовского отчасти превращается в сыновнее покаяние не только перед своей семьей, но и перед всем русским крестьянством. Подобно приговору, звучат в поэме слова, адресованные «вождю народов» и так называемым «молчальникам»: «… забыть велят безмолвно… Но это было явной болью / Для тех, чей был оборван век». Автор вспоминает людей, которых знал лично, что делает произведение достоверным.

Поэма в первую очередь посвящена молодежи и звучит как вечное напоминание о том, что историю нельзя делить на отрезки. Что в ней все взаимосвязано, и прошлое может повториться в настоящем или будущем. Именно поэтому уже в названии поэмы заявляется как основная тема памяти.

В лирике Твардовского, таким образом, большое значение приобретает актуальная во все времена проблема: необходимо знать и любить свою семью и свою Родину и обязательно нужно помнить о пережитом. Только так можно двигаться вперед, избегая повторения страшных ошибок прошлого.

Стихи о войне. А. Т. Твардовский

Александр Трифонович Твардовский (1910 - 1971)

Есть у Твардовского стихотворение "Поездка в Загорье", написанное в 30-е годы. Автор, известный уже поэт, приезжает в свой родной хутор под Смоленском. Здесь, в большой крестьянской семье, он родился и вырос, здесь живут его одногодки, да и многие старики еще живы. Но пуст отчий дом. И отец с матерью, и братья, и младшая сестренка "раскулачены", сосланы на Север. Время "сплошной коллективизации". Нет, нерадостной выдалась эта поездка, хотя и тепло встретили поэта земляки. По обычаю, встреча не обошлась без старинных песен:

Пели женщины вместе,

И Петровна - одна.

И была ее песня -

Старина-старина.

И она ее пела,

Край платка теребя,

Словно чье-то хотела

Горе взять на себя.

Последние две строки многое объясняют в поэзии Твардовского. Поэт эпического дарования, он стремился изобразить и осмыслить главные события в жизни страны, свидетелем которых был. Его поэмы - "Страна Муравия", "Василий Теркин", "Дом у дороги", "За далью - даль", "По праву памяти" - настоящий учебник истории нашего государства. Истории, в которой, помимо побед и свершений, было немало людского страдания и горя.

Внешне его творческая биография вполне благополучна. Рано пришла к нему слава - не официальная, а подлинно народная. Его труд не раз отмечался государственными премиями и правительственными наградами. Возглавляемый им "Новый мир" стал самым авторитетным и читаемым в стране журналом. Но те, кто близко знал Александра Трифоновича, видели, как тяжело переживает он царившие в стране бесправие и беззаконие. Никогда не угасало в нем чувство ответственности "за все на свете", стремление любое "горе взять на себя".

Таковы и герои поэзии Твардовского, простые русские люди. И старая Петровна, и крестьянин Никита Моргунок из "Страны Муравии", и рядовой боец Василий Теркин. Даже в стихах о Гагарине поэту важно заметить: "Родился он в простой крестьянской хате". Поэтому и язык его поэзии предельно прост. Здесь Твардовский сумел достичь удивительной, небывалой до него естественности.

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке.

Он считал, что надо писать так, чтобы тебя понимали и академик, и доярка. О народном признании его поэзии мы знаем - сотни, тысячи писем со словами любви и благодарности получал он от хлеборобов и строителей, солдат и рабочих. А вот и оценка академика:

"...Я (читатель придирчивый, требовательный) совершенно восхищен его талантом - это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!"

Это - Иван Алексеевич Бунин о "Василии Теркине".

Слова эти не устарели и сегодня.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/