Что такое чувство патриотизма. Что такое патриотизм советский и современный? Народ не может существовать без патриотизма

Давайте обратимся к трактовке данного слова. Большая Советская Энциклопедия обращает свое внимание на то что это, прежде всего, чувство. И исходя из этого приводит следующие признаки: любовь к родине, желание быть полезным для нее, преданным исключительно ей.

Однако данная дефиниция очень узко касается рассматриваемого понятия. По нашему мнению, любовь к родной земле охватывает ценностный опыт всего народа, к которому причастен человек. Она не только сама является частью традиций и истории, она себе несет всю тяжесть опыта предыдущих поколений.

Приверженность своему народу, уважение к его культуре – вот что означает подлинный патриотизм.

Что мы понимаем под народом? Может быть, это все человечество? Нация? Городок? Село? На самом деле, нельзя четко территориально определить это понятие.

Речь идет об общих ценностях, которых люди придерживаются и стараются претворять в жизнь по собственной воле. И расселен народ в таком случае может быть совершенно по-разному.

Давайте посмотрим на одну интересную формулу. Каждый в ней может увидеть свой смысл.

Народ = Население + Политическая воля + Патриотизм

Одно в ней всегда останется неизменным – народ зависим как от преданности родной земле, так и от воли государства. Последнее для укрепления духа нации готово идти на все, чтобы обеспечить комфортную жизнь населению.

Выделим следующие постулаты, которые можно увидеть в этой формуле.

Народ не может существовать без патриотизма

Мы говорили о том, что данное понятие включает в себя и ценности – моральные, мировоззренческие, бытовые. Представьте, что исчезнет чувство любви к родине – исчезнет уважение к прошлому и традициям – исчезнет народ. Эта цепочка вполне логична. Мы не задумываемся, насколько на самом деле зависим от опыта предыдущих поколений – представьте, что каждому вновь родившемуся человеку предстоит эволюционировать и изобретать колесо. Все достижения, которыми мы пользуемся – продукт деятельности миллионов и миллиардов наших предков. И мы обязаны быть благодарны им.

Внешняя воля может заменить волю собственную

Нам присуще адекватное восприятие событий, происходящих в государстве. Однако воля политическая подразумевает несколько иной смысл. Это – возможность и желание формировать свои ценности, дополняя традиции прошлого. Если мы сами не будем этого делать, то навязать их сможет кто угодно. Важно уметь отстаивать свое право на мнение и не давать чужим стереотипам вклиниваться в жизнь, меняя ее. Вот тут и происходит расщепление между ложным и истинным.

Подлинный патриотизм – это не только любовь к отечеству, к родине. Это еще и отстаивание интересов своего населения.

Почему любить родную страну теперь не модно

Обратимся к достаточно сложной проблеме и попробуем найти если не комплексное решение, то хотя бы полноценный ответ. Что произошло в современном обществе, почему преданность Отечеству вызывает усмешку?

Неужели любить родину не актуально

Многие оппозиционные СМИ пропагандируют желание сместить существующие традиции и коренным образом их изменить. Это в тренде, особенно у молодежи. Можно бесконечно ругать новые веяния, политиков и оппозиционеров. Но придерживаться строго консервативного курса – тоже не идеальный вариант развития событий, как показала история. Самые лучшие изменения – те, которые народ ощущает слабо. Наша психология такова: почти всегда мы противимся чему-то новому, а потому важно, чтобы люди чувствовали себя комфортно.

Может быть, не то поколение

Сколько сейчас мнений, что молодежь испортилась. Перестала уважать старших, ценить помощь, моральные принципы. Дайте этим людям несколько десятков лет, они поживут и увидят, что без прошлого нет движения в будущее. На свет также рождаются сотни талантливых людей, вроде бы ничего не изменилось. А дух бунтарства, присущий молодежи, вещь весьма преходящая.

Дело в нас самих

А вот это уже больше похоже на правду. Мы, сами того не замечая, с одной стороны развиваемся, а с другой – деградируем. Приведем один неоднозначный пример.

Ученый, долго изучавший эволюцию с точки зрения биологии, решил посмотреть на нее с философской стороны. Человек вечно работает – считается, что именно труд сделал его таким из обезьяны. В то же время люди загнали себя в ловушку – сколько человек может себе позволить жить так, чтобы не работать и наслаждаться жизнью? Только богачи. Так в чем же тогда философский смысл эволюции?

Но вернемся к нашему вопросу. Что же в нас не так? Мы понемногу начали забывать традиции и устои предыдущих поколений. Что-то себя отжило, что-то было присуще только определенному времени, что-то стало смешным ритуалом. Именно так мы потихоньку начали обесценивать и любовь к родине.

Еще одним недооцененным фактором является внешнее влияние. Молодые неокрепшие умы, подвергающиеся форсированным атакам чужих мнений и аргументов, способны породить сомнения в своей юной душе. Именно поэтому истинный патриотизм – это чувство, которым можно и следует укрыться в дни подобных испытаний – он даст силы и терпения.

Как возродить любовь к родине

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть, какие ценности являются важными для современного общества.

Наука и техника

Smart is the new sexy! Услышать вариации подобной фразы сейчас можно отовсюду: по радио, телевизору. За технологиями не только наше будущее, но и ценности нашего поколения. А с чего начинается наука? С образования.

Большой проблемой для многих является получение знаний за достаточно высокие деньги. Многие, зная, что ничему якобы особо не научатся в высших учреждениях, просто покупают «корочки». А это очень страшная тенденция, если подумать. Сколько человек в нашей стране могут покалечить других людей, сломать вещей, жизней, только потому, что решили приобрести диплом в переходе.

Образование никто делать бесплатным просто так не собирается, это факт, который нужно принять. Несмотря на это, молодежь понимает – быть профи в своей области – это почет и уважение. Большинство даже при отсутствии денег на образование стараются получить знания из книг, чужих исследований – весь опыт стараются получить самостоятельно. Эта тенденция может спасти правильное понимание любви к родине у нового поколения.

Защита родной земли

Патриотизм – это понятие, которое во многих учебниках по обществознанию рассматривается как защита своего Отечества от внутренних и внешних врагов.

Но давайте присмотримся к современному обществу: огромное количество парней мечтают «откосить» от армии, зная, какие лишения и испытания им придется претерпевать.

Неправильно сейчас расставляются приоритеты. Великое слово – «патриот» – опошлили, избили и бросили умирать. Думать надо, прежде всего, о том, какие ценности были привиты ребенку в семье – не запугивать армией, казармой, злобными прапорщиками, а рассказать, чему все эти испытания научат.

С другой стороны, институт армии работает сейчас ужасно – немало случаев, когда отслуживших парней привозили домой на инвалидной коляске. И нет, они не были в горячих точках. Это так их «товарищи» постарались. Все идет из семьи. Вот мы и подошли к главному.

Традиционные семейные ценности

Крепкая семья традиционного типа способна воспитать сильную, независимую от внешнего влияния личность, которая адекватно оценивает происходящее в стране и в мире в целом. Такой человек способен не только любить свою родину, но и защищать ее.

Даже если семья не смогла дать того крепкого морального пласта, способного защитить ребенка, научить его ценить и любить свою родину, то он сам может и должен взять на себя роль просветителя. Если не родители, то правильные учителя, церковь, вера – все это способствует пониманию и логично поясняет, что предполагает под собой патриотизм, что значат любовь к себе и людям.

Примеры героизма в России: великие подвиги во имя Отечества

На чем учиться младшим поколениям, как не на опыте старших? Предлагаем посмотреть на героические поступки наших соотечественников, совершенных из любви к своей родной земле.

Примерами богата Великая Отечественная война. Мы представим только те из них, о которых практически забыли. О них мало пишут в книгах и статьях, редко говорят со школьниками на классных часах. Память – высшая награда для воина, лишать которой его нельзя.

Катя Зеленко

Она вошла в историю России как первая женщина-летчица, которая применила таран для уничтожения вражеского самолета. Ее маленький бомбардировщик Су-2 до последнего боролся с немецким упорством – пока не закончились боеприпасы.

Наша героиня решила пойти на отчаянный поступок, который стал роковым в ее жизни. Ее самопожертвование, ни ради славы или денег – оно было важным, имело ценность для нее самой. Катя была воспитана правильно: ее любовь к родине отразилась в героическом поступке.

Дима Комаров

Подвиг этого человека поистине показывает, кто такой патриот и что представляет собой патриотизм. Он, руководя небольшим отрядом добровольцев, пошел тараном на огромный немецкий бронепоезд. И после успешной операции смог уцелеть единственный из всей команды.

Такое поведение восхищает: человек стремился сделать буквально невозможное. Однако вера в себя, собственные силы и отстаиваемые ценности, помогли ему принять решение.

Коля Сиротинин

Этот пример кажется нереальным, однако события подтверждены документально и имели место быть. Этот человек вдвоем со своим другом выступил против полноценного немецкого войска.

Когда боевой товарищ погиб, Коля принялся отбиваться в одиночку. Итогом этому стали уничтожение 17 танков и бронетранспортеров, убийство почти шести десятков немецких солдат. После того как у Сироткина закончились патроны и гранаты, немцы попросили его сдаться. Однако тот с последним пулеметом вылетел на врага – вот и весь ответ. Юный герой погиб, но не сдался.

Епистиния Степанова

Сейчас понять, что относится к патриотизму, а что – нет, достаточно сложно. Да и можно ли измерить любовь к родине одними лишь геройскими поступками?

Епистиния – уникальная женщина, она родила и вырастила 15 детей, десять из которых ушли на войну и не вернулись. Да, никогда не стоит забывать про бытовой подвиг в войну. Как писала в одном из своих рассказов Татьяна Толстая: «женщины прошли тяжелый путь изменений с начала 20 века и по настоящее время. Эти прекрасные, хрупкие ундины, как оказалось, могут быть сильными и смелыми, только лишь этого потребует от них время».

Кратко рассказать, что такое патриотизм, дать ему определение – достаточно сложно, так как это понятие очень широкое. Если брать узко, рассматривая понятие из учебников, то это всего лишь чувство – и чаще всего оно однобоко.

Если с другой стороны посмотреть на проблему, то можно выделить подход, при котором человек, любящий свою страну – это истинный гражданин, который чтит память о прошлом поколении, заботится о своих ценностях.

Да, сейчас существует глубокая проблема обесценивания данного явления, однако также в обществе можно наметить и основные тенденции, которые позволят прививать в дальнейшем молодежи традиционные ценности. В этом, кстати, очень хорошо помогает обращение к своим корням, истокам. Закажите у нас красиво оформленную Книгу родословия , и Вы будете довольны результатом сразу по нескольким причинам: хорошее качество выполненной работы и знакомство с предыдущим поколением, его историей.

Поздравляем с Днем защитника Отечества!


В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.

  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране , к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли».
    Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее . По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить.
    Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно .
    Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте . Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны.
    Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в способности гордиться своей страной, защищать ее ценности, в первую очередь свободу и независимость, чтить и хранить вековые традиции . Традиции - это оплот любой нации. Человек, люди, страна – тот, кто отказывается от своих традиций, своих национальных ценностей и святынь, рискует лишиться своих «корней» в истории, своей свободы и независимости, так как рано или поздно начнет жить в пространстве традиций, идеалов и ценностей других наций. Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации.
    Чтобы страна самостоятельно развивалась, необходимо охранять и отстаивать традиции, территорию, культуру, язык, верования. Это способны сделать те, кто грамотно выстраивает свои взаимоотношения со страной , в которой живет и на благо которой трудится. Таким образом, происходит становление Гражданина своей страны. Человек занимается познанием себя и поиском своего места в стране, жизни. У человека как гражданина своей страны формируется чувство ответственности за свои поступки, за верность идеалам и сохранность собственных традиций и ценностей. А это воспитывает личность, делает ее совершеннее. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в способности испытывать возвышенные чувства к собственной стране, к ее природе, культуре. Эти чувства проявляются в переживаниях, сопричастности, эмоциональных откликах на происходящие события. Патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям. Чувство патриотизма делает человека активным, готовым отстаивать дорогие его сердцу ценности. Чувство патриотизма как и другие светлые чувства является необходимым условием развития и становления человека как личности. Ведь формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных ценностей общества, а также через творческое открытие человеком новых ценностей. Происходит духовное совершенствование личности. Поэтому патриотом быть выгодно .

А вот мнение, которое выразил в своей авторской работе участник нашего конкурса «Я – писатель» Андрей Сёмин из Нижнего Новгорода, учащийся 10 «А» класса средней общеобразовательной школы №45. Здесь приведен отрывок из сочинения автора «Патриотизм».

Патриотизм! Чувство, которое должно быть у любого уважающего себя человека. Чувство гордости и сопереживания за свою страну, своей страной, вместе со своей страной. И мне кажется, что чем больше человек любит свою Родину, готов за нее отдать свою жизнь, убить врага во благо своей Родины при вероломном нападении или дерзкой вылазке в ее стан, тем больше человек получает духовных сил, нравственных впечатлений, прямого контакта с культурой, историей и сердцем своей Родины. Мне кажется также, что сегодня человек не только может, но и должен всеми своими средствами души и тела восхвалять свою Родину. Ведь именно она, Родина, дает жизнь. Ведь именно она, Родина, дает возможность проявить себя.
Всегда нужно быть активным, любознательным к богатствам святой земли Русской. Нужно проявить себя как гражданин, как патриот – это не просто важно. Это необходимо.
Россия. Как много в этом слове. Богатая история и великая культура, кровавые войны и революции и подвиги русского народа. Очень многие люди умирали с этим великим словом на устах. Мы живем в великой стране с богатым историческим опытом. И не случайно многие поэты и писатели размышляли о судьбе своей Родины. И если бы мне довелось сейчас увидеть Николая Васильевича, то я бы на его вопрос «Русь, куда ж несешься ты?» ответил следующее: «В ту даль, где свет и жизнь трепещет, и где лишь разум со душою говорит».

Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

Давайте задумаемся и ответим себе на следующие вопросы:

  • Почему в последние десятилетия сильно понижен «градус» патриотизма? А он, безусловно, влияет на все стороны нашей жизни, в том числе и спортивной, что хорошо доказывают «успехи» нашей сборной в Ванкувере.
  • В чем сходство и различие понятий «патриот» и «гражданин»?
  • В чем заключается и как должен проявляться патриотизм именно школьника?
Дорогие школьники!
  • Согласны ли вы с тезисом, что патриотом быть жизненно необходимо?
  • Ответьте, пожалуйста, в комментариях на вопрос: «К какой из двух групп, представленных в нашей статье

Патриотизм – (от греческого patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Национальная социологическая энциклопедия

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Большая советская энциклопедия

  • Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.
  • Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.
  • Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
  • Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.

Преимущества патриотизма

  • Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
  • Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
  • Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.
  • Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
  • Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.
  • Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Проявления патриотизма в повседневной жизни

  • Геополитика. Образование национальных государств – это одно из проявлений патриотизма каждой нации.
  • Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими.
  • Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага – неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу – проявляет патриотизм.
  • Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов.
  • Национальная культура. Русские народные песни, эпосы якутского народа, шотландская игра на волынке – все это примеры патриотизма, выразившегося в культурном наследии разных народов.

Как развить в себе патриотизм

  • Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами.
  • Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.
  • Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.
  • Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Золотая середина

Космополитизм

Патриотизм

Национализм, ксенофобия, шовинизм

Крылатые выражения о патриотизме

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. - Джон Кеннеди - Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. - Патриарх Алексий II - Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. - Николай Чернышевский - Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! - Александр Пушкин - Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. - Теодор Рузвельт - А. С. Ципко / Ценности и борьба сознательного патриотизма Автор поднимает вопрос о природе и чертах русского патриотизма. Опираясь на точку зрения философов Бердяева и Франка, он противопоставляет «квасному патриотизму» патриотизм сознательный, в основе которого – не миф, но историческая правда. Патриотизм - духовный стержень народов России Книга посвящена патриотизму – чувству, которое неразрывно связано с российской историей и которому во многом Российское государство обязано своим становлением и существованием.

Многие люди слышали о таких понятиях, как патриот и патриотизм. Что же все-таки означает быть патриотом?

В этой статье мы рассмотрим, кто такой патриот, какими качествами должен обладать такой человек и что такое патриотизм.

Понятие патриотизма в античности

Понятие патриотизма известно миру с давних времен. Считается, что этот термин возник еще в античное время. В буквальном смысле «патриотизм» означал «родина» (от patris) и приписывался какому-либо городу, где был рожден человек. Большое значение патриотизм имел в Древнем Риме. Патриотизм делился на местный и имперский. Местный патриотизм поддерживался различными религиозными культами. Что же касается имперского патриотизма, то им занимались императоры, которые в целях сплочения населения создавали общий имперский культ. Часто такие культы обожествляли императора.

Патриот и патриотизм в современное время

Во все времена патриотом называли человека, который любит свой народ и свою родину несмотря ни на что. В современном же понимании патриотом можно назвать человека, который переживает чувство любви к своему Отечеству и готов идти ради него на жертвы (в том числе и пожертвовать своими интересами). Это чувство и принято называть чувством патриотизма. То есть простыми словами патриотизм можно охарактеризовать как любовь к родине и к своему народу.

Как правило, роль патриотизма значительно усиливается в военные годы. Различные патриотические лозунги можно увидеть как раз в те года, которые соответствуют тому или иному событию, связанному с войной. Так, например, можно взглянуть на польский плакат 1920 года, где изображены люди, взявшиеся за оружие с целью предотвращения вторжения советских войск. На данном плакате изображена надпись «Эй, кто поляк, в штыки!» Такие плакаты можно найти у каждой страны, ведь патриотизм знаком едва ли не каждому народу. Именно в военное время патриотизм проявляет себя наиболее ярко, ведь надвигающаяся угроза способна пробудить в каждом гражданине смелость и решительность, желание защитить родную страну.

Ярким примером патриотизма является также борьба с фашизмом советского народа, который не сдался врагу даже при его угрожающий мощи. При этом следует отметить, что в Советском Союзе патриотизм имел крайне важное значение и пропагандировался повсеместно. Сейчас пропаганда патриотизма также является важной частью социальных программ многих стран мира.

Таким образом, можно сказать, что настоящий патриот - это человек, который ценит и любит свою родину, народ, язык, историю, гордится своей культурой, достижениями народа, ценит и бережет природу своей страны.

При этом не следует путать патриотизм и экстремизм. Ведь патриот вовсе не должен быть агрессивным по отношению к другим народам, но должен оберегать и защищать свой народ и страну.

Виды патриотизма

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм - в основании имеет чувства любви к своему этносу ;
  4. государственный патриотизм - в основании лежат чувства любви к государству .
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Патриотизм в истории

Автомобильный магнит - популярный способ демонстрации патриотизма у всех партий в США 2004 г.

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада », «Италия »); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации ; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости » и «Марсельеза ». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению .

Отвержение патриотизма универсалистской этикой

Патриотизм и христианская традиция

Раннее христианство

Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику , «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» .

Современные христианские авторы о патриотизме

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

Алексий II. Интервью газете «Труд»

С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» .

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью . По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» .

Современная критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. - Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

Л. Толстой. Патриотизм или Мир?

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона : Патриотизм - это последнее прибежище негодяя . Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством . Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом , в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс : если патриотизм - добродетель , а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны ; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель .

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм , как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». . В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм - хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь - выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» . Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта . Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви . По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране». .

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов». . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» .

Примечания

  1. в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
  2. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошанных поддерживает патриотические лозунги.
  3. «Культурный шок » от 2 августа , дискуссия о русском патриотизме, Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев, Ксения Ларина. Радио «Эхо Москвы ».
  4. на сайте ВЦИОМа .
  5. Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“ » - Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия », 12 сентября . Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
  6. Информационный материал ВЦИОМа . Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
  7. Пример трактовки патриотизма: Вирус предательства , неподписанный материал, статья из подборки сайта ультраправой националистической организации РНЕ . Содержит мнение, будто в обязанности настоящего патриота входит поддержка антисионистских акций.
  8. Георгий Курбатов Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города . Архивировано из первоисточника 19 ноября 2012. Проверено 12 ноября 2012.
  9. См. англ. Википедию
  10. http://ippk.edu.mhost.ru/content/view/159/34/
  11. http://kropka.ru/refs/70/26424/1.html
  12. Послание к Диогнету: Иустин Мученик
  13. Э. Ж. Ренан. Марк Аврелий и конец античного мира
  14. Алексий II. Интервью газете «Труд» / 3 ноября 2005 г.
  15. о. Пётр (Мещеринов). Жизнь в церкви. Размышления о патриотизме.
  16. Д. Таланцев. Ересь патриотизма / Клад истины: Христианский журнал
  17. http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750-1.shtml
  18. Paul Gomberg, "Patriotism is Like Racism, " in Igor Primoratz, ed., Patriotism , Humanity Books, 2002, pp. 105-112. ISBN 1-57392-955-7 .
  19. Космополитизм - Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. «космополиты». Электронная еврейская энциклопедия
  21. Клайв Стейплз Льюис. Просто христианство
  22. http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=6746&issue=188
  23. Универсализм прав человека и патриотизм (Кантовское политическое завещание) (Ридель М.)
  24. Борис Межуев
  25. [ Патриотизм] - статья из Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
  26. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

См. также