Пословицы и поговорки 19 века. Пословицы и поговорки. "Выходишь замуж - как топор утони"

..."Начнем с пословиц, которые являются фольклорным жанром, т.е. "низшим текстово-культурным стратом, составляющим подкладку для всех последующих культурных страт" (7). По мнению лингвистов, термин "низший" означает условное место фольклора в ряду других литературных текстов, его общезначимость по отношению к ним ("подкладка"). Более того, этот уровень фиксирует "одну из низших (фундаментальных - А.К.) границ этого сознания"(8), что дает историку своеобразную точку отсчета для понимания динамики мысли. Что же касается взятых нами в качестве источников пословиц, то поскольку этот специфический фольклорный жанр отображает реальность в предельно обобщенной форме, пословицы отличаются наибольшей общенародной распространенностью. Надо полагать, этому также способствует их тематическое разнообразие. Паремиологический словарь включает универсальные реалии: важнейшие части тела, числительные, основные прилагательные и глаголы, содержащие идею оценки, названия животных, персонифицирующие качества людей, а также части рельефа местности и пр. (9) Следовательно, изучая пословицы с данной точки зрения, можно выявить некоторые универсальные компоненты культуры. ... Будучи повествовательным источником, пословицы отображают общественную жизнь по преимуществу в образной форме (11). ... Пословицы давно уже привлекли к себе внимание историков и источниковедов, однако в лучшем случае применялись иллюстративно, в качестве подсобного материала (18).

[Кантор А.М. Духовный мир русского горожанина. Вторая половина XVII века: Очерки. - М.: РГГУ, 1999. - С. 16-17, 19 ]

..."Вторая половина XVII в., когда роль города становится особенно заметной, создает нового читателя и автора из среды все растущей мелкой буржуазии, которая, усваивая грамоту и тесно связанную с ней традиционную культуру, не порывает еще с устным творчеством. Ряд литературных памятников, возникающих в это время, ярко характеризует эту двойственность интересов нового читателя вкусу которого должна была удовлетворять новая литература. С одной стороны, в ней, несомненно, много элементов и традиционно идеологии, и традиционного литературного языка, к XVII в. уже далеко отошедшего от живой разговорной русской речи; с другой стороны, очевидны и новые точки зрения на явления окружающей жизни, критика этих явлений, насмешка над ними, а в художественном оформлении новых идей - сильная струя живого языка. Именно с этого времени устная пословица, как меткое образное выражение, все чаще и чаще появляется в литературных памятниках, а интерес к ней нового читателя, не довольствующего уже старыми "Пчелами" и тому подобными сборниками изречений, выражается в опыиах собирания устных пословиц"...

[Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фолькор. - Л.: Наука, 1974. - С. 157 ]

В отделе по делам национальностей и религий Администрации края мне подарили замечательную книгу «Этноалтас Красноярского края». На удивительно высоком профессиональном уровне написаны вводные статьи и разделы касающиеся всех 137 народов региона. Фактически это этноатлас всей России. Карт немного и они касаются только наиболее крупных народов, но они также весьма наглядно дают представление о расселении народов края.
Как сказал автор – основной целью создания этноатласа был ликбез населения о происхождении, культуре народов края и привитие толерантности. Статьи настолько взвешено и корректно написаны, что не вызывает сомнения то, что после прочтения атласа цели его создания будет достигнута.
Однако не буду более загружать своим отношением к произведению и предлагаю угадать к какому из народов Красноярья относится та или иная поговорка, содержащаяся в этноаласе. (список народов ниже)

1. Общество не осиновый кол, его скоро не сломишь.
2. Коли ешь рыбу и свинину, то ни к чему тебе и вина.
3. Дом украшают дети, стол – гости!
4. Мать – богиня рода, с ней не ругаются!
5. Мужчина должен быть без страха, а женщина умней, чем росомаха.
6. Земля – казна, вода – золото.
7. Клен рубить трудно, сок его пить – сладко.
8. От тундры до Москвы одна кочевка.
9. Свой айван лучше чужого дворца.
10. Можно быть лучше батыра, но нельзя быть лучше народа.
11. Настоящему мужчине от слова больней, чем от кинжала.
12. Цену богатства узнают тогда, когда приобретают, а цену друга – когда теряют.
13. жена и вексель возвращаются обратно.
14. Чем уже талия, тем длиннее жизнь.
15. Все схватит ум, как нюк – весь чум.
16. Бойся не дракона девятиглавого, а человека двуличного.
17. Кто поработал, тот знает вкус хинкала.
18. С друзьями и в пустыне проживешь, без друзей и в цветущей пустыне пропадешь.
19. Жизнь продай, честь купи.
20. твой добрый взгляд и светлый лик нужнее гостю, чем шашлык
21. О чем мечтает воробей? Конечно о мамалыге!
22. Черемуха, брусника снятся к слезам, морошка – к хорошему улову.
23. Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.
24. Когда дочь хочет замуж, она бьет дома горшки; когда сын хочет жениться - едет на чужбину.
25. Небо украшают звезды, мужчин - борода, женщин - волосы.

25 народов
Коренных народов Красноярского края: эвенкийская, нганасанская, долганская, ненецкая;

Народов России: татарская, хантыйская, чувашская, черкесская, русская (сибирская), лезгинская, аварская, кабардинская, чеченская, удмуртская;

Народов стран бывшего СССР: казахская, азербайджанская, киргизская, украинская, грузинская, армянская, узбекская;

Народов зарубежных государств: еврейская, китайская, румынская, монгольская.

P.S. Более точно это удивительное издание называется:
«Этноатлас Красноярского края. – Красноярск: Группа компаний «Платина», 2006. – 224 с. Главный редактор Р.Г. Рафиков, который мне его и подарил. Тираж – 1000 экз.

«Скороговорки» - Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками». На горе Арарат рвала Варвара виноград. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

«Пословицы о дружбе» - Дружба - великая сила. За дружбу дружбой платят. Дерево держится корнями, а человек друзьями. Дружба любит дело. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Маленькая дружба лучше большой ссоры. Друга на деньги не купишь. Вода у друга лучше, чем у врага мёд. Для дорогого друга - ворота настежь. Не бросай друга в несчастье.

«Пословицы и поговорки о воде» - Посмотрись в воду на свою природу. Пословицы и поговорки делают нашу речь краше. Не зная броду, не суйся в воду. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Загадки о воде. Пословицы, поговорки и загадки о воде. Под лежачий камень вода не течет. По которой реке плыть, ту и воду пить.

«Пословицы» - Писать - не языком чесать. У нашего свата ни друга, ни брата. Зачем и клад, коли в семье лад? Своя земля и в горсти мила. В здоровом теле – здоровый дух. Книги читать – скуки не знать. Сыр калача белее, а мать всех друзей милее. Каков мастер, такова и работа. Вражда не делает добра. Наукой люди кормятся.

«История пословиц и поговорок» - Первые пословицы появились очень давно. Ознакомиться с историей появления пословиц. Многие из пословиц были использованы в древних летописях и произведениях. В основе многих пословиц лежит какая-нибудь басня или сказка. В средневековой Европе составлялись сборники пословиц; Задачи: История появления пословиц.

«Пословицы разных народов» - Слово голубит. Народы ценят трудолюбие. Пословицы о Родине. Планета увлечений. Дети. Пословицы разных народов. Добро. Труд кормит. Пословицы. Братство. Родина.

Всего в теме 12 презентаций

Откуда взялись выражения «Москва слезам не верит», «Орать во всю ивановскую» и «Откладывать в долгий ящик»? Заглядываем на странички истории.

1. «Москва слезам не верит». Это крылатое выражение было популярно еще за столетия до выхода знаменитой советской мелодрамы. Есть две версии его происхождения: 1) Оно возникло во время возвышения Московского княжества, когда с городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других; 2) выражение возникло после освобождения от татарского ига, когда пала вольность Новгорода и укрепилась власть Москвы, в Новгороде возникли поговорки Москва бьет с носка и Москва слезам не потакает (не верит).

2. «Орать во всю ивановскую». Это выражение также известно очень давно и употребляется достаточно широко. История его возникновения такова: возле колокольни Ивана Великого в московском Кремле когда-то была площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь все время теснился простой люд, обмениваясь сплетнями и торгуясь. Ни газет, ни радио тогда, разумеется, не было, и поэтому глашатаи и «площадные подьячие» на всю Ивановскую площадь выкрикивали очередной царский указ. Так в нашем языке и укрепилось это выражение, обозначающее особенно громкий крик.

3. «На Кудыкину гору». Многим из вас с детских лет известно, что иногда на вопрос: «Куда путь держите?» можно получить шутливый ответ: «На Кудыкину гору!». При этом Кудыкина гора – это невымышленное, а реально существующее место. Это две деревни Кудыкино и Гора, которые находятся в Орехово-Зуевском районе Московской области, рядом с городом Ликино-Дулёво. Одна из многочисленных версий происхождения фразеологизма гласит, что когда-то эти населенные пункты были центром Кудыкинской волости, и якобы на вопрос, куда направляются местные жители или приезжие, часто звучал ответ: «На Кудыкину гору». Постепенно эта фраза распространилась далеко за пределы Кудыкинской волости, и связывать ее с реальными деревнями перестали.

4. «Филькина грамота». Вначале так говорили просто о документах, не имеющих юридической силы. А теперь это означает также и «невежественный, безграмотно составленный документ». Выражение это, так сказать царского происхождения. Московскому митрополиту Филиппу Колычеву не нравилась проведенная Грозным военно-экономическая реформа - опричнина. Набеги опричников на боярские дворы, массовые казни, террор посадских людей заставили митрополита обратиться к царю с увещеваниями одуматься и вернуться к Богу. Сколько именно писем написал Грозному Филипп, неизвестно, но, как сообщают летописи, все "филькины грамоты" царем были уничтожены, а сам митрополит впал в немилость.

5. «Долгий ящик». Он на самом деле существовал. И был именно долгим. Переехав в сельцо Коломенское, царь Алексей Михайлович решил бороться с бюрократией и коррупцией - декларации о доходах тогда были не в моде, и решил он целиком положиться на мнение простого народа. На всю Москву был объявлен царский указ, что отныне все жалобы и челобитные можно опускать в "долгий ящик", которые дьяки поставили возле коломенского дворца.
Но игры в демократию продолжались недолго. Алексею Михайловичу надоело читать многочисленные жалобы, согласно которым ему следовало вырезать добрую половину своих самых знатных слуг, и письма из "долгого ящика" вынимать перестали.
В конце концов ящик исчез, а крылатое выражение, пережив 300 лет, осталось.

6. «Делу время, а потехе час». В отличие от многих русских пословиц, эта является не плодом народного творчества, а реальной цитатой. Некогда эти слова были произнесены царем Алексеем Михайловичем по поводу соколиной охоты.
В XVII в. охоту называли потехой. Сам Алексей Михайлович потешиться очень любил (ему обязаны появлением в Москве Сокольников), но знал меру. Прочитав в "Уряднике" хвалебную главу о соколиной охоте, поставленной авторами выше всяких других дел, царь взялся за перо и отписал: "...правды же и суда и милостивыя любве и ратного строя николиже позабывайте: делу время, а потехе час".